"Игры со словами"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Масленникова Оксана Владимировна

Здесь представлены игры со словами, которые можно использовать как на уроках, так и на предметной неделе по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_so_slovami_2_klass.docx39.1 КБ

Предварительный просмотр:

Игры со словами

1. Таинственная буква.

_ АША

-Назовите женские и мужские имена по этой модели.

Ребенок может рассуждать так:

-Здесь пропущена одна буква, но она не может быть гласной, так как впереди уже стоит гласная, значит, пропущена согласная буква.

Определить можно, последовательно перебирая все согласные буквы алфавита. Алфавит желательно иметь при себе или яркий на стене.

_АЙКА

-Подставьте любую подходящую букву, чтобы получились слова.

(МАЙКА, ЗАЙКА, ГАЙКА.)

2. Замени букву

ТОЧКА

- Произнеси первый звук.

-Замени его звуками Д, П, Б, М, К.

-Что получилось?

(ДОЧКА, ПОЧКА, БОЧКА, МОЧКА, КОЧКА)

Ребенок вместе с родителями объясняет значение каждого получившегося слова.

3. Вывески улетели.

-Однажды на город налетел ураган. Он сорвал с некоторых магазинов вывески, а с некоторых только отдельные буквы. Попробуйте определить, как называются магазины, опираясь на оставшиеся буквы на вывесках.

М_Б_ЛЬ

ЦВ_Т_

ХЛ_Б

КН_Г_

Р_Б_

Д_ТСКА_ О_УВЬ

4. Прочитай записку

-Пятачок попал в беду. Его дом затопила вода, он решил выбраться из дома, но не смог. Тогда он написал записку, положил в бутылку и заткнул пробкой, но в бутылку все же просочилась вода и залила часть букв. Попробуйте прочитать записку.

Сп-с-т- , п-м-г-т-!

М-й д-м з-т-п-л- в-д-

Я в б-д-!

П-т-ч-к

5. Убери букву.

Нужно убрать одну букву в начале, середине и в конце слова, чтобы получилось новое слово.

ИСКРА-ИКРА

ПОЛК-ПОЛ

СКЛОН-СЛОН

ЭКРАН-КРАН

БЕДА-ЕДА

СПРУТ-ПРУТ

ТЕПЛО-ТЕЛО

КРАСКА-КАСКА

УКСУС-УКУС

ЛАМПА-ЛАПА

УЧЕБНИК-УЧЕНИК

6. Приставь букву

-В начале слова или в конце слова приставьте одну букву, чтобы получилось новое слово.

ДАР-УДАР

СТОЛ-СТОЛБ

ШАР-ШАРФ

ЛЕНЬ-ОЛЕНЬ

РОЗА-ГРОЗА

УСЫ-БУСЫ

МЕХ-СМЕХ

ОСА-КОСА

ОЧКИ-ТОЧКИ

УТКА-ШУТКА

ПАР-ПАРК

ШЁЛ-ШЁЛК

7. Замени букву.

- В предложенных словах замени подчёркнутую согласную другой буквой, чтобы получилось новое слово.

ДЕДУШКА

МАЛИНА

ПАЛКА

ДОСКА

БЛИН

КРЫША

РАКИ

МАЙКА

СОМ

Получившиеся слова :ДЕВУШКА,МАШИНА, ГАЛКА, ТОСКА, КЛИН, КРЫСА, МАКИ, ЛАЙКА, ДОМ)

8. Замени гласную.

СОН-СЫН

КИТ-КОТ

САМ-СОМ

ПЯТЬ-ПУТЬ

9. Анаграммы.

-Поменяйте расположение букв , чтобы получились новые слова.

ЛЕТО-ТЕЛО

КАРП-ПАРК

ЛИПА-ПИЛА

МАЯК- ЯМКА

Можно под буквами поставить цифры, если ребёнок затрудняется.

10. Слова затаились

-В нашем языке есть слова, похожие на матрешку. Прочитаешь их, кажется, что перед тобой одно слово, а присмотришься внимательней, то увидишь, что внутри спрятались другие слова. Найдите их.

ПОБЕДА-БЕДА, ЕДА, ДА, ОБЕД

БУСЫ-УСЫ

ТАПОЧКИ-ПОЧКИ

УДОЧКА-ДОЧКА

РЫБАК-БАК

РЕЗИНА-ЗИНА

ЧЕРЁМУХА-МУХА

11. Читаем наоборот

ОЛЕСЕ ВЕСЕЛО

А БУДУ Я У ДУБА

ИДИ ИСКАТЬ ТАКСИ, ИДИ

УЖ Я ВЕНИКИ НЕ ВЯЖУ

КОТУ ТАЩАТ УТОК

Я НЕ СТАР БРАТ, СЕНЯ

12. Собери слова из слогов

Даны слоги.

-Собери из слогов слова.

МО, БАН, РЕ, ША, КА, ТЁР

(МОРЕ, КАБАН, РЕКА, ШАТЁР, КАША, БАНКА ТЁРКА)

13. Фокус.

-Поменяйте слоги местами и у вас получатся новые слова.

КАБАН-БАНКА

РАНО -НОРА

ДЫРА-РАДЫ

ЛЫЖИ-ЖИЛЫ

КИРА-РАКИ

СОСНА-НАСОС

КУБА-БАКУ

14. Найди гномам имена.

-У гномов перепутались башмачки. Соедини их парами и определи имена гномов.

Имена разделены на слоги, на одном башмачке первый слог, а на другом–второй.

(Башмачки вырезаны из цветной бумаги одного цвета)

ХРАБ-РЕЦ

СПОР-ЩИК

СИ-ЛАЧ

ВОР-ЧУН

КРИ-КУН

1.Загадки для команд:
На бахче у нас растёт,
Как разрежешь – сок течёт.
Свеж и сладок он на вкус,
Называется… (
арбуз).

Эту зелень ты не тронь:
Жжётся больно, как огонь
Неприятна, некрасива,
Называется… (
крапива)

Ежедневно
В шесть утра, 
Я трещу:
– Вставать пора! (
Будильник)

Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как братья.
Мы за обедом –  под столом,
А ночью – под кроватью. (
Ботинки)

Через поле и лесок 
Подаётся голосок.
Он бежит по проводам –
Скажешь здесь, 
А слышат там. (
Телефон)

Не смотрел в  окошко –
Был один Антошка, 
Посмотрел в окошко –
Там второй Антошка!
Что это за окошко, 
Куда смотрел Антошка? (
Зеркало)

2.Кроссворд

По горизонтали:

2) По земле, как змейка, вьётся,
Людям в руки не даётся, 
Вдаль бежит издалека –
Это синяя… (
река)

5) Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит. (
Колокольчик)

6) Привезли на кухню ящик –
Белый-белый и блестящий,
И внутри всё белое.
Ящик холод делает. (
Холодильник)

7) Его на палец надевают, 
И оно руку украшает. (
Кольцо)

8) Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю. (
Ветер)

9) Лупоглазый мышеед
В шубу серую одет. (
Сова)

По вертикали:

1) Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (
Снеговик)

3) Сам он худ,
Голова – с пуд,
Как ударит –
Крепко станет. (
Молоток)

4) Когда апрель берёт своё
И ручейки бегут, звеня,
Я прыгаю через неё,
А она – через меня. (
Скакалка)

3.Вставь гласные, чтобы получились слова. 

м__йк__ 

__к__л 

м__р__ 

п__л__ц 

л__м__н 

п__л 

м__л 

__ж 

п__л__ 

4. Допиши слова по смыслу. 

Топором рубят, а пилой … 

Ластиком стирают, а ручкой … 

Летом идет…, а зимой … 

Рыбы …, а птицы … 

Воду можно разлить, а горох … 

Сено косят, а волосы… 

5. Найди лишнее слово. 

Часы – спят, стоят, идут, спешат. 

Солнце – греет, веет, сияет, светит. 

Дорога – стоит, ведёт, бежит, петляет. 

Ветер – дует, веет, гудит, молчит. 

Река – бежит, течёт, идёт, движется. 

Дождь – идёт, стучит, хлещет, бежит. 

http://www.psyoffice.ru/uploads/news/3/2012/pedagogika-parruslang57-0.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры со словами

То, что игра между делом и учит, - в этом, видимо, мог убедиться каждый. Вот и попробуем включить игры в выполнение тех учебных заданий, которые ребенок должен усвоить. Опыт показывает: ту же учебную ...

Игра "Угадай слово"

Это игровой материал можно использовать на логопедических занятиях, дома для закрепления темы....

Дидактические игры "Составь слово" с использованием мультимедиа на уроках русского языка в 4 классе.

Эти игры стимулируют учеников к изучению темы "Состав слова", помогают активизировать учебную деятельность, снять усталость и напряжённость на любом этапе урока....

Математические игры. Загадочные слова.

Предлагаю Вашему вниманию конспект одного занятия кружка "Занимательная математика" внеурочной деятельности. Дети решают логические задачи, разгадывают ребусы, задачки....

Беседа-игра "Волшебные слова"

Воспитание культуры поведения детей в школе и дома....

Конспект занятия "Классификацияслов по группам и их особенности. Игра со словами «Пентагон».

Занятие клуба "Умники и умницы" по внеурочной деятельности. Занятие составлено по форме технологической карты с учетом ФГОС.Цель:изучение групп слов по общему и частному свойствам и их использование в...

Урок литературного чтения в 1классе на тему: «Игры в слова (стихотворения Г.Остера «Вредные советы», Ю.Мориц «Попрыгать-поиграть…», А.Барто «Игра в слова»). Как нужно играть (третий урок вежливости)».

Использование на уроках чтения технологии сотрудничества помогает детям строить свои отношения на уважении. Формируются у учащихся навыки сотрудничества, ораторское мастерство, устойчивый познавательн...