Правописание о, и, е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Цель: Освоение правописания «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц]
Задачи:
образовательная: познакомить учащихся с правописанием «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц];
развивающая: развивать орфографическую зоркость, умение строить речевые высказывания;
воспитательная: воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам одноклассников, личную ответственность за выполнение коллективной работы.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
1) формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности,
2) реализовывать творческий потенциал в предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм.
Регулятивные УУД
1)Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
2) уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
3) уметь работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
4) планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
1) уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
2) учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
1) уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
2) уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные:
1)Уметь использовать в речи речевые единицы,
2)Уметь сравнивать разные формы имен существительных, делать вывод на основе наблюдений за изменением формы слова;
3)Знать правописание окончаний имен существительных при изменении существительных по падежам.
Основные понятия: Склонение, название падежей, вопросы к падежам, суффикс, окончание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_3_klass.docx | 68.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Правописание о, и, е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц
Цель: Освоение правописания «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц]
Задачи:
образовательная: познакомить учащихся с правописанием «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц];
развивающая: развивать орфографическую зоркость, умение строить речевые высказывания;
воспитательная: воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам одноклассников, личную ответственность за выполнение коллективной работы.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
1) формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности,
2) реализовывать творческий потенциал в предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм.
Регулятивные УУД
1)Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
2) уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
3) уметь работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
4) планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
1) уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
2) учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
1) уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
2) уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные:
1)Уметь использовать в речи речевые единицы,
2)Уметь сравнивать разные формы имен существительных, делать вывод на основе наблюдений за изменением формы слова;
3)Знать правописание окончаний имен существительных при изменении существительных по падежам.
Основные понятия: Склонение, название падежей, вопросы к падежам, суффикс, окончание;
Ресурсы: А.В.Полякова Русский язык учебник для 3-го класса. Часть II,проектор, экран, компьютер, карточки для самостоятельной работы, цветные полоски бумаги c напечатанными словами, тетрадь, карточки с алгоритмом выполнения задания, перфокарты для вывода привила написания окончаний существительных в творительном падеже, презентация.
Методы и технологии: Эвристическая беседа, фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах.
Тип урока: открытие новых знаний
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Содержание заданий для учащихся | Планируемые результаты (УУД) |
1. | Орг. этап Цель: Организовать учащихся на урок | Обеспечивает благоприятный настрой. | Настраиваются на работу, | Рассказать секреты слова Я для Вас всегда готова. Но на уроке будь готов Сам раскрыть секреты слов | Л.3 |
2. | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Организует актуализацию знаний о грамматических признаках сущ-х, подводит к теме урока Организует выполнение учащимися пробного учебного действия | 1.Словарно-орфографическая работа (загадки) - отгадки записывают в столбик. -Если ты его отточишь, Нарисуешь всё, что хочешь. (Карандаш) -Строительный материал, используемый для кладки зданий. (Кирпич) -Упакованные вещи, которые берёт с собой пассажир в дорогу. (Багаж) -Что решают ученик на уроках математики, используя схему, таблицу, краткую запись (задача) -Как по-другому назвать приятеля, друга (товарищ) - Домашняя птица, которая несет яйца (курица) Дети проверяют словарные слова по записи на доске: Карандаш задача курица -какой частью речи являются слова записанные вами? ( это существительные) - назовите грамматические признаки сущ.-х (род, число, падеж, склонение, падеж) | П1, К1 | |
3. | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Цели: - организовать актуализацию умений; - организует выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения; - уточнить следующий шаг учебной деятельности. | Организует актуализацию умений определять склонение существительных, записывать правильное окончание; Организует выполнение учащимися пробного учебного действия. Организует фиксирование индивидуального затруднения. | Проговаривают ответы. Высказывают своё предположение. Фиксируют индивидуальное затруднение. С помощью учителя ставят цель урока. | 1.Постановка учебной проблемы. - Составьте словосочетания с данными существительными так, чтобы они стояли в Т.п. (запись в тетрадях и у доски) - проверяем - В каком месте возникло затруднение? - Что особенного вы заметили в словах? (обратить внимание учащихся на основу данных слов) - На какие буквы оканчивается основа? - Какую проблему ставим? (Когда в окончаниях существительных будем писать «Е» и «О»?) - Сформулируйте тему и цель нашего урока. («Правописание О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц») | Р1, П2, Р4 |
4. | Операционно-содержательный этап Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). Цели: - организовать составление совместного плана действий; - определить средства; - уточнить следующий шаг учебной деятельности. | Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. Организует постановку цели урока. Организует составление совместного плана действий. Организует определение средств | Проговаривают следующий шаг учебной деятельности. | Какую проблему ставим? (Когда в окончаниях сущ-х будем писать «Е» и «О»? -Чтобы решить проблему и не ошибиться, мы будем работать в группах (повторить правила работы в группе) Составление плана работы 1. Прочитаем слово. 2.Найдем ударную гласную, поставим знак ударения. 3 Выделим окончание. 4.Выделим основу. Обратим внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркнем букву. 6. Делаем вывод. | Р6 К2 |
5. | Реализация построенного проекта Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - устранение и фиксирование преодоления затруднения; - уточнить тему урока. | Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует групповую работу. Организует сопоставление версий решения проблемы с учебником. Организует устранение затруднения. | Под руководством учителя выполняет составленный план действий. Высказывают свои версии решения проблемы, фиксируют на листочке; выбирают, кто будет отвечать. Сопоставляют свои версии решения проблемы с учебником. Выполняют задание на карточках. Высказывают свои версии решения проблемы, фиксируют на листочке; выбирают, кто будет отвечать.
| 1 группа Перед передачей, с лапшой, под крышей, перед свечой, за тучей 2 группа За лисицей, с овцой, столицей, пыльцой, за больницей, перед птицей, над рощей. 3 группа За ключом, перед гаражом, за сторожем, над ландышем, над чертежом, с малышом. 4 группа За перцем, перед незнакомцем, за крыльцом, над скворцом, под сердцем. 5 группа Над задачей, над рощей, за врачом, с ножом, плащом,пшеницей 6 группа За птицей, тучей, мячом, сторожем, ландышем, со свечой. - Когда группы готовы к ответу, еще раз повторяем тему урока. Проверка. Один человек от каждой группы даёт ответ. - Но, ребята, к этому выводу пришли мы с вами, а вдруг оно ошибочное? - Как же об этом говорится в учебнике. Сверим наши выводы? Правы ли мы с вами? (с.65 учебника) - Мы оказались правы? - Это открытие? - Какое же новое знание мы открыли? - Мало вывести правило, нужно уметь им пользоваться. -Давайте составим алгоритм:
| Р5, Р6, П2, К2, Р3 |
6. | Первичное закрепление. Цель: - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. - создать, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | Выполняют задание, проговаривая новые понятия. | Работа по учебнику упр. №395 Предлагаю самостоятельно разбить слова в 2 столбика. -Учащиеся обмениваются тетрадями и проводят взаимопроверку выполненной работы. ( результат фиксируют смайлом) -У кого всё правильно? -У кого есть ошибки? -В каком месте ошибки? -В чём причина? -Исправьте ошибки. | П2 Р6 |
7. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы ориентируясь на новое знание | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. Организует самопроверку по эталону. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | Выполняют задание самостоятельно. Выполняют взаимопроверку по эталону. Фиксируют результаты. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки. | Спишите, вставив пропущенные орфограммы в окончаниях имен существительных. Над трудным чертеж..м, под тяжелой нош..й, за лиловой туч..й, без хороших гребц..в, за ближнее болотц.., гордиться столиц..й, любоваться пейзаж..м, наблюдать за птиц..й, ждать лесных певц..в, играть с мяч..м. Фронтальная проверка. Повторение правила. | Р6 П1 |
8. | Рефлексивно-оценочный этап Цель: подвести итог проделанной работы на уроке | Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | Анализируют и оценивают свою деятельность . | -Какую цель ставили? -Достигли цели? -Какая тема урока была? -Вернемся к началу урока. Вспомните, какое задание у нас вызвало затруднение? - Как узнать какую букву О или Е надо писать в окончаниях существительных оканчивающихся на шипящие согласные? (под ударением пишется О, без ударения - Е) Я умею …………. Я научился ……… Я хочу научиться ……. | Л2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка по теме: «Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки»
Цель: познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака на конце существительных женского рода после букв, обозначающих шипящие звуки.Задачи:Расширять знания учащихся о функциях мягкого зн...
Правописание о и е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц]
Место урока в системе обучения. Тема включена в раздел предмета «Русский язык» «Правописание падежных окончаний имен существительных» Цель: - Познакомить учащихся с правописанием ...
Конспект урока по русскому языку в 3 классе (дети с ЗПР) "Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки."
КОНСПЕКТ УРОКА...
Конспект урока по русскому языку 3 класс Тема: Правописание «о» и «е» в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук «ц».
· Комментарий методиста: Учебное занятие построено в логике развёртывания учебной деятельности. Организация учебной деятельности начинается с постановки...
Урок русского языка в 3-м классе. Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки.
Тема. Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки.Цель: знакомство с правописанием мягкого знака на конце существительных после шипящих....
Анализ урока по русскому языку 3 класс по теме: «Правописание О и Е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук Ц»
Данный урок содержит в себе анализ урока коллеги Быковой О.Л. русский язык 3 класс...