Правописание о и е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц]
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

 

Место урока в системе обучения. Тема включена в раздел предмета «Русский язык» «Правописание падежных окончаний имен существительных»

Цель:  - Познакомить  учащихся с правописанием о и е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц], являющимся исключением из правила

- Учить анализировать, сравнивать, обобщать, развивать внимание, память.

- Воспитание коммуникабельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_o_i_e_posle_shipyashchih.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

МАОУ- лицей № 2 г. Альметьевск

Правописание о и е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц]

Мавлитова Ф. М.

Учитель высшей  квалификационной категории

Тема: Правописание о и е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц]

Класс: третий

Место урока в системе обучения. Тема включена в раздел предмета «Русский язык» «Правописание падежных окончаний имен существительных»

Цель:  - Познакомить  учащихся с правописанием о и е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц], являющимся исключением из правила

- Учить анализировать, сравнивать, обобщать, развивать внимание, память.

- Воспитание коммуникабельности.

Оборудование:

-таблицы   «Падежи, вопросы, предлоги»

                   «Окончания существительных 1,2,3 склонений»

                   «Город букв»

-буквы   щ  ,    ч   ,    ж    ,    ш    ,    ц    .

-словарное слово     ящерица

-схемы (5) для групповой работы

                                     __

                                     __

                                     __

                                     __

                                     __

-планшеты, фломастеры

-рисунки рептилий (ящерицы и т.д.)

                рыб ( ёрш, плотвица, лещ )

По каким учебникам ведется работа на уроке:

А.В.Полякова «Русский язык», 3 класс, 2 часть

Форма подведения итогов урока

Схематическое обозначение правила

I. Приветствие. Мотивация

- Здравствуйте, ребята. Чем мы занимались в последнее время на уроках русского языка?

- Узнали падежные окончания имен существительных 1 и 2 склонения.

- Поделитесь своими впечатлениями

- Это очень интересная тема. Каждый день узнавали что-то новое

- Как вы думаете, все ли мы узнали по этой теме?

- Наверное, нет

- На сегодняшнем уроке мы продолжим изучение этой интереснейшей темы

2. Актуализация знаний

а) работа на планшетах (ответы пишутся на планшетах, показываются учителю)

-какие существительные относятся к 1 склонению?

                                                             ко 2 склонению?

                                                             к 3 склонению?

-какие окончания имеют существительные

                   1 склонения в Д.п. – е

                   2 склонения в Р.п. – а,- я

                   1 склонения в Т.п. – о, - ей

                   2 склонения в П.п. – е

                   1 склонения в П.п. – е

                   2 склонения в Т.п. - ом, - ем

(открывается таблица окончаний сущ. 1 и 2 склонений.)

- когда в окончании существительных пишется – ы? когда – и?

                                                            - ой?           - ей?

                                                            - ом?          - ем?

- у существительных с твердой основой – окончание твердое, у существительных с мягкой основой – окончание мягкое.

II. Словарная работа.

1.Беседа о рептилиях.

- Любите ли вы животных?

- Да

- Да, подавляющее большинство людей на этот вопрос отвечают утвердительно. Обычно при этом имеют в виду собак, кошек, лошадей и других всеобщих любимцев. И редко кто признаётся в тёплых чувствах к лягушкам, жабам, ящерицам, змеям. (рисунки)

- Какие чувства чаще всего вызывают у людей эти существа? (брезгливость, страх, боязнь)

- Но вы читаете о них? Смотрите телепередачи? Почему?

- Хочется узнать об этих животных много интересного

 2. Выступление ученика.

Одна из таких существ -    ящерица

                                (рисунок) (слово ящерица)

Есть среди них гиганты – комодский варан

Есть шустрые мелкие создания – прыткие ящерицы

Тело их покрыто роговыми чешуйками, которые защищают кожу. Живут они в лесах, пустынях, горах. У них короткие лапы. Ящерицы относятся к отряду пресмыкающихся.                   (слово пресмыкающиеся)  

- Почему они так называются?

- Они ползают по земле или по песку, как бы пресмыкают.

- А как ещё называют ящериц?  

-  Рептилии  (слово рептилии)

3. Словарная работа.

а) Разбор по составу.

             ящерица

б) Фонетический разбор.

          ящерица   [й а щ э р и ц а]

Я       [й]- согл., непар.,гл.,тв.

          [а]- гл., уд.

Щ      [щ]- согл.,непар.гл., мяг.

Е        [э]- гл., безуд.

Р        [р]- согл.,непар.звон., мяг.

И       [и]- гл., безуд.

Ц       [ц]- согл.,непар.гл., тв.

А       [а]- гл., безуд.

- Что можете сказать о звуке? [ц]

- Всегда твёрдый

- Что можете сказать о звуке? [щ]

- Всегда мягкий, шипящий

- Какие шипящие ещё знаете?

- Ч,Ш,Ж.

(выставляются буквы Ц, Ж, Ш, Ч, Щ.)

III. Исследовательская работа.

1. Коллективная работа.

а) На доске:  

Беседовал с врач…, пролетел над рощ…, суп с лапш…, резал нож…, говорил с Даш…, следил за птиц…, любовался скворц…, беседовал с завуч…,познакомился с экипаж….

- Прочитайте словосочетания, что общего между существительными?  

- Существительные стоят в творительном падеже

Основа существительных оканчивается на Ч,Щ,Ж,Ш,Ц

- На какие две группы можно разделить словосочетания?

- Существительные 1 склонения в Т.п., существительные 2 склонения в Т.п.

б) Запись в тетрадях с комментированием в 2 столбика

- Какой вывод можно сделать?  

- Существительные 1 склонения в Т.п. имеют окончания -ой, -ей, Существительные 2 склонения в Т.п. имеют окончания -ом, -ем

- А когда пишутся  - ой, - ом?

                     когда   - ей, - ем?

- Твердая основа  - ой, -ом

   Мягкая основа   - ей, -ем

   

 - Давайте проверим:    экипажем, но ножом,

                                        лапшой, но  Дашей,

                                        врачом, но завучем. Что же это значит?

   - Значит, есть исключение из правила.

2. Аналитическая групповая работа   (стоя)

    Работа над словосочетаниями в группах.

- Изучите словосочетания, обсудите, сделайте вывод.

(если есть затруднения – оказывается  направляющая помощь:

 -поставить ударение, обратить внимание на основу)

беседовал с врачом                             пролетел над рощей                    

резал ножом                                        суп с лапшой

познакомился с экипажем                  говорил с Дашей

любовался скворцом                          следил за птицей

беседовал с завучем

Вывод:  Существительные 1 и 2 склонений с шипящими звуками и звуком [Ц] в конце основы                под ударением имеют   - ой, - ом.

                                                                 без ударения имеют      - ей, - ем.

IV. Самостоятельная работа

- Сейчас вы попробуете свои силы в написании окончаний в существительных 1, 2 склонения после букв, обозначающих шипящие звуки и звук Ц

 

  1. Работа по учебнику

- № 400  (с комментированием)

  1. Схематическое обозначение правила.

- Что бы значила эта схема?

                                     __

                                     __

                                     __

                                     __

                                     __

        Групповая работа

                                      ш                                         

                                      щ

                                       ч

                                      ж

                                       ц

ǑЙ

ЕЙ

ЕМ

ǑМ

Вывод: Существительные 1 и 2 склонений с шипящими звуками и звуком [Ц] в конце основы                                под ударением имеют   - ой, - ом.

                                                           без ударения имеют      - ей, - ем.

V. Работа над развитием речи.

1. На наборном полотне

         договорился с товарищ…

         встретились за околиц…

         обошли болотц…

         за рощ… свернули к речк…

         поросла камыш…

         восторгались удач…

         уха с лещ…, ерш…, плотвиц… .

- Чем похожи существительные?

- Они оканчиваются на шипящие и на звук Ц

-  Связаны ли словосочетания по смыслу?

- Да, можно дать названия «На рыбалке», «Удачная рыбалка», «Рыбная ловля» и т.д.

- Попробуйте составить связный рассказ и записать

2. Самостоятельная запись, чтение рассказов

VI. Рефлексия. Оценка.

  Делается вывод по схемам.

VII. Домашняя работа: 

Дома предлагаю, пользуясь правилом на странице 65,  выполнить упражнение №398 и закрепить полученные знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки»

Цель: познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака на конце существительных женского рода после букв, обозначающих шипящие звуки.Задачи:Расширять знания учащихся о функциях мягкого зн...

Правописание о, и, е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц

Цель: Освоение  правописания «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц]Задачи:   образовательная: познакомить учащихся с правопис...

Конспект урока по русскому языку 3 класс Тема: Правописание «о» и «е» в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук «ц».

·         Комментарий методиста: Учебное занятие построено в логике развёртывания учебной деятельности. Организация учебной деятельности начинается с постановки...

Урок русского языка в 3-м классе. Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки.

Тема. Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки.Цель: знакомство с правописанием  мягкого знака на конце существительных после шипящих....