Правописание о и е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц]
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Место урока в системе обучения. Тема включена в раздел предмета «Русский язык» «Правописание падежных окончаний имен существительных»
Цель: - Познакомить учащихся с правописанием о и е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц], являющимся исключением из правила
- Учить анализировать, сравнивать, обобщать, развивать внимание, память.
- Воспитание коммуникабельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_o_i_e_posle_shipyashchih.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Татарстан
МАОУ- лицей № 2 г. Альметьевск
Правописание о и е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц]
Мавлитова Ф. М.
Учитель высшей квалификационной категории
Тема: Правописание о и е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц]
Класс: третий
Место урока в системе обучения. Тема включена в раздел предмета «Русский язык» «Правописание падежных окончаний имен существительных»
Цель: - Познакомить учащихся с правописанием о и е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц], являющимся исключением из правила
- Учить анализировать, сравнивать, обобщать, развивать внимание, память.
- Воспитание коммуникабельности.
Оборудование:
-таблицы «Падежи, вопросы, предлоги»
«Окончания существительных 1,2,3 склонений»
«Город букв»
-буквы щ , ч , ж , ш , ц .
-словарное слово ящерица
-схемы (5) для групповой работы
__ __ __ __ __ | |
-планшеты, фломастеры
-рисунки рептилий (ящерицы и т.д.)
рыб ( ёрш, плотвица, лещ )
По каким учебникам ведется работа на уроке:
А.В.Полякова «Русский язык», 3 класс, 2 часть
Форма подведения итогов урока
Схематическое обозначение правила
I. Приветствие. Мотивация
- Здравствуйте, ребята. Чем мы занимались в последнее время на уроках русского языка?
- Узнали падежные окончания имен существительных 1 и 2 склонения.
- Поделитесь своими впечатлениями
- Это очень интересная тема. Каждый день узнавали что-то новое
- Как вы думаете, все ли мы узнали по этой теме?
- Наверное, нет
- На сегодняшнем уроке мы продолжим изучение этой интереснейшей темы
2. Актуализация знаний
а) работа на планшетах (ответы пишутся на планшетах, показываются учителю)
-какие существительные относятся к 1 склонению?
ко 2 склонению?
к 3 склонению?
-какие окончания имеют существительные
1 склонения в Д.п. – е
2 склонения в Р.п. – а,- я
1 склонения в Т.п. – о, - ей
2 склонения в П.п. – е
1 склонения в П.п. – е
2 склонения в Т.п. - ом, - ем
(открывается таблица окончаний сущ. 1 и 2 склонений.)
- когда в окончании существительных пишется – ы? когда – и?
- ой? - ей?
- ом? - ем?
- у существительных с твердой основой – окончание твердое, у существительных с мягкой основой – окончание мягкое.
II. Словарная работа.
1.Беседа о рептилиях.
- Любите ли вы животных?
- Да
- Да, подавляющее большинство людей на этот вопрос отвечают утвердительно. Обычно при этом имеют в виду собак, кошек, лошадей и других всеобщих любимцев. И редко кто признаётся в тёплых чувствах к лягушкам, жабам, ящерицам, змеям. (рисунки)
- Какие чувства чаще всего вызывают у людей эти существа? (брезгливость, страх, боязнь)
- Но вы читаете о них? Смотрите телепередачи? Почему?
- Хочется узнать об этих животных много интересного
2. Выступление ученика.
Одна из таких существ - ящерица
(рисунок) (слово ящерица)
Есть среди них гиганты – комодский варан
Есть шустрые мелкие создания – прыткие ящерицы
Тело их покрыто роговыми чешуйками, которые защищают кожу. Живут они в лесах, пустынях, горах. У них короткие лапы. Ящерицы относятся к отряду пресмыкающихся. (слово пресмыкающиеся)
- Почему они так называются?
- Они ползают по земле или по песку, как бы пресмыкают.
- А как ещё называют ящериц?
- Рептилии (слово рептилии)
3. Словарная работа.
а) Разбор по составу.
ящерица
б) Фонетический разбор.
ящерица [й а щ э р и ц а]
Я [й]- согл., непар.,гл.,тв.
[а]- гл., уд.
Щ [щ]- согл.,непар.гл., мяг.
Е [э]- гл., безуд.
Р [р]- согл.,непар.звон., мяг.
И [и]- гл., безуд.
Ц [ц]- согл.,непар.гл., тв.
А [а]- гл., безуд.
- Что можете сказать о звуке? [ц]
- Всегда твёрдый
- Что можете сказать о звуке? [щ]
- Всегда мягкий, шипящий
- Какие шипящие ещё знаете?
- Ч,Ш,Ж.
(выставляются буквы Ц, Ж, Ш, Ч, Щ.)
III. Исследовательская работа.
1. Коллективная работа.
а) На доске:
Беседовал с врач…, пролетел над рощ…, суп с лапш…, резал нож…, говорил с Даш…, следил за птиц…, любовался скворц…, беседовал с завуч…,познакомился с экипаж….
- Прочитайте словосочетания, что общего между существительными?
- Существительные стоят в творительном падеже
Основа существительных оканчивается на Ч,Щ,Ж,Ш,Ц
- На какие две группы можно разделить словосочетания?
- Существительные 1 склонения в Т.п., существительные 2 склонения в Т.п.
б) Запись в тетрадях с комментированием в 2 столбика
- Какой вывод можно сделать?
- Существительные 1 склонения в Т.п. имеют окончания -ой, -ей, Существительные 2 склонения в Т.п. имеют окончания -ом, -ем
- А когда пишутся - ой, - ом?
когда - ей, - ем?
- Твердая основа - ой, -ом
Мягкая основа - ей, -ем
- Давайте проверим: экипажем, но ножом,
лапшой, но Дашей,
врачом, но завучем. Что же это значит?
- Значит, есть исключение из правила.
2. Аналитическая групповая работа (стоя)
Работа над словосочетаниями в группах.
- Изучите словосочетания, обсудите, сделайте вывод.
(если есть затруднения – оказывается направляющая помощь:
-поставить ударение, обратить внимание на основу)
беседовал с врачом пролетел над рощей
резал ножом суп с лапшой
познакомился с экипажем говорил с Дашей
любовался скворцом следил за птицей
беседовал с завучем
Вывод: Существительные 1 и 2 склонений с шипящими звуками и звуком [Ц] в конце основы под ударением имеют - ой, - ом.
без ударения имеют - ей, - ем.
IV. Самостоятельная работа
- Сейчас вы попробуете свои силы в написании окончаний в существительных 1, 2 склонения после букв, обозначающих шипящие звуки и звук Ц
- Работа по учебнику
- № 400 (с комментированием)
- Схематическое обозначение правила.
- Что бы значила эта схема?
__ __ __ __ __ | |
Групповая работа
ш щ ч ж ц | ǑЙ |
ЕЙ | |
ЕМ | |
ǑМ |
Вывод: Существительные 1 и 2 склонений с шипящими звуками и звуком [Ц] в конце основы под ударением имеют - ой, - ом.
без ударения имеют - ей, - ем.
V. Работа над развитием речи.
1. На наборном полотне
договорился с товарищ…
встретились за околиц…
обошли болотц…
за рощ… свернули к речк…
поросла камыш…
восторгались удач…
уха с лещ…, ерш…, плотвиц… .
- Чем похожи существительные?
- Они оканчиваются на шипящие и на звук Ц
- Связаны ли словосочетания по смыслу?
- Да, можно дать названия «На рыбалке», «Удачная рыбалка», «Рыбная ловля» и т.д.
- Попробуйте составить связный рассказ и записать
2. Самостоятельная запись, чтение рассказов
VI. Рефлексия. Оценка.
Делается вывод по схемам.
VII. Домашняя работа:
Дома предлагаю, пользуясь правилом на странице 65, выполнить упражнение №398 и закрепить полученные знания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка по теме: «Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки»
Цель: познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака на конце существительных женского рода после букв, обозначающих шипящие звуки.Задачи:Расширять знания учащихся о функциях мягкого зн...
Правописание о, и, е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц
Цель: Освоение правописания «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц]Задачи: образовательная: познакомить учащихся с правопис...
Конспект урока по русскому языку в 3 классе (дети с ЗПР) "Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки."
КОНСПЕКТ УРОКА...
Конспект урока по русскому языку 3 класс Тема: Правописание «о» и «е» в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук «ц».
· Комментарий методиста: Учебное занятие построено в логике развёртывания учебной деятельности. Организация учебной деятельности начинается с постановки...
Урок русского языка в 3-м классе. Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки.
Тема. Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки.Цель: знакомство с правописанием мягкого знака на конце существительных после шипящих....
Анализ урока по русскому языку 3 класс по теме: «Правописание О и Е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук Ц»
Данный урок содержит в себе анализ урока коллеги Быковой О.Л. русский язык 3 класс...