Рабочая программа для слабослышащих "Формирование грамматического строя речи", 4 класс, ФГОС
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Рабочая программа для слабослышащих по предмету "Формирование грамматического строя речи" предназначена для учащихся 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programa_po_predmetu_formirovanie_grammaticheskogo_stroya_rechi_sivokho_i.v.docx | 91.63 КБ |
Предварительный просмотр:
АННОТАЦИЯ
к рабочей программе по предмету «Формирование граматического строя речи» для учащихся 4 классов
Рабочая программа по формированию грамматического строя речи содержит следующие разделы: пояснительную записку; общую характеристику учебного предмета; описание места предмета в учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета; содержание учебного предмета; содержание курса; примерное тематическое планирование с описанием видов учебной деятельности учащихся 4 класса и указанием примерного числа часов на изучение соответствующего материала.
Рабочая программа по курсу «Формирование грамматического строя речи» разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений ΙΙ вида (2 отделение, 2 вариант), авторской программы А.Г. Зикеева, К.В. Комарова, К.Г. Коровина.
Данная программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю). Данный курс обеспечивает обязательный общеобразовательный минимум подготовки учащихся.
Программа содержит материал, в процессе прохождения которого осуществляется практическое овладение учащимися языком и подготовка их к изучению начального, а начиная с V класса систематического курса грамматики.
Государственное образовательное учреждение Тульской области
«Тульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Центр дистанционного образования
Утверждена на заседании педагогического совета протокол №___ от ___.08. 2014г.
| «Утверждаю» Директор школы: _______________ С. А. Полянский Приказ от ___________ № _____ |
Рабочая программа
по курсу «Формирование грамматического строя речи»
в 4 классе (II вид)
на 2014 - 2015 учебный год
(образование с использованием информационно-коммуникационных технологий – дистанционное обучение)
Разработала: Cивохо И. В., учитель начальных классов
Рассмотрена на заседании
ШМО учителей ЦДО
протокол №__ от __.08. 20__ г.
Заместитель директора
по УВР: _________ / Буриличева Н. О./
Заместитель директора по УВР: ______ / Гребенщикова О.Г./
г. Тула, 2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Формирование грамматического строя речи» разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений ΙΙ вида (2 отделение, 2 вариант), авторской программы А.Г. Зикеева, К.В. Комарова, К.Г. Коровина.
Курс «Язык и литература» включает такие учебные предметы: обучение грамоте, формирование грамматического строя речи, развитие речи, чтение. Программа содержит материал, в процессе прохождения которого осуществляется практическое овладение учащимися языком и подготовка их к изучению начального, а начиная с V класса систематического курса грамматики.
Место курса «Формирование грамматического строя речи» в учебном плане
Согласно учебному плану для специальных (коррекционных) образовательных классов II вида на изучение курса «Формирование грамматического строя речи» в 4 классе отводится 136 часов в год (4 часа в неделю).
Цели и задачи реализации учебного предмета
Целью начального курса русского языка в школе для слабослышащих детей является преодоление речевого недоразвития учащихся и практическое овладение речевыми навыками (понимание значений слов и их употребление, обогащение словарного запаса, практическое овладение грамматическими закономерностями языка, развитие навыков связной речи).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) формирование грамматического строя русского языка, как средства общения слабослышащих учащихся;
2) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь; осознания красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
3) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
5) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
6) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Программа по русскому языку в 4 классе содержит материал, в процессе прохождения которого осуществляется практическое овладение слабослышащими учащимися языком и подготовка их к изучению систематического курса грамматики.
Общая характеристика учебного предмета
Задачей уроков формирования грамматического строя речи является практическое овладение языковыми закономерностями и их использование в связной речи. Эта задача решается на разных уровнях: понимание отдельных словосочетаний, выражающих определенные значения; употребление их в связной речи; систематизация (обобщение) языковых фактов.
Работа по формированию грамматического строя речи делится на два этапа:
1) практическое овладение основными грамматическими закономерностями языка (I—III классы);
2) практическая систематизация основных грамматических закономерностей языка (III, IV классы).
Формирование у учащихся навыков активного пользования связной речью строится на основе систематической работы по раскрытию значений грамматических форм слов и грамматических связей, в которых находятся слова между собой. Разнообразная работа со словом, словосочетанием, предложением, связным текстом дает возможность детям уяснить сферу употребления изучаемых грамматических единиц и тем самым повысить уровень' их умственного и речевого развития.
В качестве исходной языковой единицы, в работе над которой совмещается работа над лексикой и грамматическим строем речи, взято словосочетание. В программе даны типы и модели словосочетаний, на основе которых структурно оформляется предложение, являющееся основной единицей связного высказывания.
На первом этапе работы по формированию грамматического строя речи формируются навыки построения предложений с одновременным уточнением значений морфологических закономерностей входящих в них слов. В целом это охватывает закономерности, присущие существительным (род, число, падеж), глаголам (время, вид, род, лицо), местоимениям (род, лицо, число), прилагательным (род, число, падеж), наречиям, числительным, предлогам.
На втором этапе работы по формированию грамматического строя речи известные учащимся языковые факты систематизируются. Учащиеся подводятся к обобщению закономерностей, характеризующих существительные, глаголы, прилагательные, местоимения (значение, особенности изменения). Это служит переходным этапом к изучению начального курса грамматики IV класса.
Наряду с практическим овладением основными грамматическими закономерностями языка и их систематизацией (обобщением) программа предусматривает включение в связную речь слов с различными словообразовательными показателями. Практическое овладение словообразовательными моделями не только способствует расширению словарного запаса учащихся, но и дает возможность лучше и полнее осмыслить значение слов, их связь между собой, способствует выработке правильного словоупотребления.
Формирование грамматического строя речи в I—II классах происходит в основном на базе простого предложения. Начиная с III класса предусматривается овладение и сложными синтаксическими структурами: наиболее употребительными типами сложных предложений, выражающих определительные, пространственные, причинные, целевые, временные и объектные смысловые отношения.
В процессе работы по овладению грамматическим строем языка у учащихся постепенно формируются практические грамматические обобщения (поскольку их содержание логически обусловлено содержанием уроков развития' устной речи и формирования грамматического строя, специальное время на формирование практических грамматических обобщений не выделяется).
Различение слов по вопросам кто? что? что делает? какой? подводит к понятиям «предмет», «действие», «признак», а затем и к более общему понятию «часть речи». Умение различать существительные по окончаниям начальной формы развивает навык определения их родовой принадлежности и в последующем подводит к грамматическим понятиям «мужской род», «женский род», «средний род» (уже применительно и к другим частям речи, связанным с существительным). Различение в предложениях единственного и множественного числа по окончаниям в сочетаниях существительных и глаголов, прилагательных и существительных создает основу для грамматического понятия «число». Наблюдения над изменением глаголов по временам подготавливают учащихся к усвоению понятия «спряжение», а наблюдения над изменением грамматической формы существительных в составе предложения в зависимости от изменения значений — к усвоению понятия «склонение».
Ознакомление с типами склонения существительных помогает учащимся усвоить те особенности их изменения, которые определяются не только родовой принадлежностью, но и формообразовательными признаками. Понятие о спряжении дополняет лексико-грамматическую характеристику глаголов и личных местоимений и уточняет грамматические признаки этих частей речи.
Постепенно вводятся термины «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол», «местоимение», «предлог».
Наряду с овладением речевыми навыками и практическими грамматическими обобщениями учащиеся овладевают орфографическими знаниями и умениями, каллиграфическими навыками.
Речевые умения, приобретенные на уроках формирования грамматического строя речи, должны использоваться в повседневной учебной и внеклассной речевой практике учащихся. С одной стороны, это касается тех разделов программы, между которыми существует преемственность; с другой — на уроках формирования грамматического строя речи должен использоваться лексический материал, усвоенный учащимися на уроках развития речи и чтения.
В целом учащиеся подготавливаются к усвоению начального курса грамматики и правописания, который выделен в особый раздел.
Грамматика и правописание.
Задачами начального курса грамматики и правописания являются подготовка учащихся к пониманию состава и строя русской речи, овладение ими умениями и навыками, необходимыми для выражения мыслей и для систематического изучения курса грамматики и правописания в последующих классах.
Начальный курс, охватывая круг сведений, относящихся к разным сторонам языка (знакомство с фонетическим составом слова, с делением слова на значащие части, с частями речи и их важнейшими формами, с простейшими видами предложения, с членами предложения, с правилами правописания), предусматривает, прежде всего, практическое изучение самих фактов языка. Наряду с практическими речевыми навыками, у детей развиваются мыслительные умения: умения анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать языковой материал, находить главное; формируются умения и навыки литературной речи; вырабатывается осмысленное отношение к употреблению в речи основных единиц языка — слова, предложения. Поэтому внимание учителя при изучении начального курса грамматики должно быть направлено, с одной стороны, на закрепление практически усвоенных учащимися грамматических закономерностей, с другой — на первоначальное ознакомление с системой русского языка, которая в наиболее полном объеме представлена в систематическом курсе грамматики.
Курс грамматики и правописания в IV классе соответствует курсу грамматики для IV класса массовой общеобразовательной школы, он включает разделы «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение».
Звуки и буквы. В IV классе совершенствуется звуко-буквенный анализ слов на основе ранее приобретенных сведений о звуках и буквах в их соотношении, гласных и согласных, слоге, ударении, ударных и безударных гласных, глухих и звонких, мягких и твердых согласных.
Учитывая затруднения слабослышащих учащихся в восприятии речи на слух и особенности формирования произносительных навыков, некоторые орфографические правила (правописание безударных гласных, звонких, глухих и непроизносимых согласных в корне слова, правописание сложных слов, некоторых приставок и др.) даются им в сопоставительном плане (произношение и правописание).
Работа по теме «Звуки и буквы» должна быть также направлена и на совершенствование устной речи (четкое артикулирование звуков, правильное произношение слов).
Слово. Работа над словом в начальных классах ведется в двух планах: лексическом и грамматическом.
Расширение словарного запаса, усвоение значений слов, активизация употребления усвоенного словаря в связной речи — важнейшие задачи обучения слабослышащих детей. Наряду с этим проводится систематическая работа по усвоению звуко-буквенного состава слов. В IV классе учащиеся на основе полученных ранее сведений о составе слова (корень, окончание, приставка, суффикс) и практического знакомства с простейшими случаями словообразования совершенствуют умения и навыки в разборе слова по составу, в правописании и произношении гласных и согласных.
В III классах учащиеся получили общие сведения о частях речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, личные местоимения). В IV классе включается материал о трех склонениях имен существительных. Дети учатся изменять имя существительное по числам и падежам, правильно писать падежные окончания (кроме окончания -и в именах существительных на -ий, -ия, -ие и окончаний -ем, -ом в творительном падеже после шипящих в словах типа ножом — сторожем, лицом— полотенцем).
При изучении имени прилагательного учащиеся знакомятся с его изменениями не только по родам и числам, но и по падежам, одновременно усваивая правописание безударных падежных окончаний прилагательных (кроме написания -е, -о в окончаниях творительного падежа после шипящих в словах типа о большом — о свежем, о большой — о свежей).
Дети знакомятся с личными местоимениями 1, 2 и 3-го лица в единственном и во множественном числе, с изменением местоимений, их правописанием, употреблением в речи и раздельным написанием предлогов с местоимениями. Они получают сведения о спряжении глагола (изменение по лицам и числам) в настоящем и будущем времени, знакомятся с терминами «глаголы I спряжения», «глаголы II спряжения».
Прошедшее и будущее время изучается практически в двух видах (совершенный и несовершенный) по вопросам что делал? что будет делать? и что сделал? что сделает? (Это имеет большое значение для усвоения видовых различий глаголов в последующих классах; термин «вид» не сообщается.)
При изучении глагольных форм усваивается правописание мягкого знака после шипящих (-шь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа, гласных в безударных окончаниях наиболее распространенных глаголов I и II спряжения.
Общее знакомство с глаголами на -ся (-сь), обучение учащихся различению глаголов 3-го лица и неопределенной формы типа моется — мыться, купается — купаться осуществляются на практической основе путем противопоставления глагольных вопросов что делает? — что делать? идр. Ошибки в правописании этих форм не принимаются во внимание при оценке письменных работ.
В ходе изучения состава слова и частей речи продолжается проведение упражнений лексического характера по усвоению разнообразных значений слов и правильному, точному, уместному их употреблению в предложениях, словосочетаниях, а также словарно-орфографических упражнений, в процессе которых усваиваются слова с непроверяемыми написаниями. При этом необходимо приучать детей к пользованию школьным орфографическим словарем.
Предложение. К IV классу учащиеся располагают следующими сведениями: 1) о видах предложений — повествовательных, вопросительных, побудительных (по цели высказывания), восклицательных (по интонации); 2) о членах предложения; 3) о связи между словами в предложении; 4) о словосочетаниях (парах слов), на которые предложение членится.
В IV классе школьники получают сведения о предложениях с однородными членами (с одиночными союзами и, а, но и без союзов). Они учатся произносить их с интонацией перечисления, употреблять в устной и письменной речи, отделяя при письме однородные члены (при отсутствии союза) запятой.
При изучении синтаксических тем, а также при изучении частей речи должна вестись регулярная работа по установлению связи между словами в предложении, по выделению в них словосочетаний, их составлению.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются
Отношение к себе:
- чувство гордости за свои достижения и огорчение от неудач;
- способность к оценке собственных изменений на основе чувства долга, совести.
Отношение к другим:
- интерес к познанию других людей, стремление учитывать их особенности при совместной деятельности;
- умение оценить свое положение в системе социальных отношений «взрослый – сверстник – я».
Отношение к учебной деятельности:
- радость освоения новых способов деятельности; удовольствие от учебы; чувство ответственности за результаты учебной деятельности;
- оценка результативности развития учебных навыков в соответствии с поставленной целью.
Отношение к миру:
- уверенность в познаваемости мира;
- оценка отношений двух реальностей: предметного мира и языка, отражающего этот мир во всем многообразии.
Особенности содержания и организации учебной деятельности школьников
Организация учебно-воспитательного процесса в школе для слабослышащих детей направлена на развитие речевого слуха учащихся, что позволяет максимально активизировать их учебную деятельность, в особенности речевую, регулировать соотношение между фронтальными и самостоятельными видами работы, варьирован, объем и сложность учебных заданий в зависимости от индивидуальных возможностей детей. Основным способом восприятия учебного материала на уроке является слухо-зрительный, что обеспечивает в продвижении обучающихся в общем и речевом развитии, активизирует их речевое общение, способствует закреплению словаря и совершенствованию практических речевых навыков. Особое место в овладении данным курсом отводится моделированию, работе с предложением, звуковому анализу, развитию речи, чтению, восприятию художественного произведения, читаемого взрослым, графике и письму.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию. К формам организации учебной деятельности учащихся относятся: наблюдения, анализ, сравнение, классификация, упражнения, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная работа, беседы, дидактические игры, дифференцированное обучение, моделирование и работа с моделями, контроль и самоконтроль, самооценка.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «формирование грамматического строя речи»
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- восприятие русского языка как явления национальной культуры;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- внутренняя позиция школьника: положительное отношение к школе;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно – познавательной мотивации учения;
- представление об основных моральных нормах и ориентация на их выполнение;
- навыки сотрудничества со взрослыми;
- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;
- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи;
- активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить рассуждения по аналогии;
- самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы по существу;
- самостоятельно и совместно с учителем планировать деятельность и сотрудничество.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- выделять, находить в словах окончание, корень, суффикс, приставку;
- сравнивать формы слова и однокоренные слова;
- находить в тексте, предложении части речи — имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;
- умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
- находить члены предложения — главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные;
- составлять предложения, соблюдая в речи грамматические закономерности, указанные в программе;
- устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять из них словосочетания;
- группировать слова по вопросам кто? что? что делает? какой?, обозначая их соответствующими терминами (имя существительное, имя прилагательное, глагол);
- определять род, число, падеж имен существительных;
- различать слово, словосочетание, предложение;
- употреблять в речи имена существительные, отвечающие на вопросы падежей;
- грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать текст, включающий изученные орфограммы;
- производить элементарный синтаксический разбор предложений (выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам).
Обучающийся получит возможность научиться:
- устанавливать значение приставок, суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
- различать однозначные и многозначные слова;
- наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
- определять по предложенным заголовкам содержание текста;
- различать временные формы глаголов по вопросам, обозначая соответствующими терминами (настоящее, прошедшее, будущее время);
- соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Формирование грамматического строя речи (140 ч.)
Имена существительные, которые отвечают на вопросы кого? чего? (32 часа)
Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающих на вопросы кого? чего? Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:
принадлежность («существительное + существительное»: портфель учителя, ветка яблони);
количество или меру («существительное + существительное»: бутылка молока);
признаки предмета («существительное + из + существительное»: тарелка из пластмассы);
пространственные отношения («глагол + у, против + существительное»: остановился у вокзала);
пространственные отношения («глагол + из-за, от + существительное»: выбежал из-за угла);
временные отношения («глагол + с, до, после + существительное»: приехал до обеда);
причинные отношения («глагол + из-за + существительное»: опоздал из-за дождя);
назначение предмета («существительное + для + существительное»: кувшин для молока);
обратную направленность действия («существительное + от + существительное»: письмо от брата);
отрицание или отсутствие («нет + существительное»: нет альбома).
Употребление в связной речи существительных множественного числа, отвечающих на вопросы кого? чего? Обобщение по теме.
Составление предложений со словосочетаниями, включающими глаголы с приставками на-, вы-, по-, с- (сопоставление глаголов совершенного и несовершенного вида: кормил – накормил, мыл – вымыл, солил – посолил, ел – съел).
Употребление в речи родственных слов. Подбор однокоренных слов, относящихся к разным частям речи.
Имена существительные, которые отвечают на вопросы кому? чему? (32 часа)
Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающих на вопросы кому? чему? Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:
направленность действия на предмет («глагол + к + существительное»: идет к товарищу);
состояние предмета («существительное + наречие»: девочке весело);
пространственные отношения («глагол + к, по + существительное»: подъехал к вокзалу).
Употребление в связной речи существительных множественного числа, отвечающих на вопросы кому? чему? Обобщение по теме.
Составление предложений со словосочетаниями, включающими глаголы с суффиксами –я-, -ива- (сопоставление глаголов совершенного и несовершенного вида: повторял – повторил, склеивал - склеил).
Имена существительные, которые отвечают на вопросы кого? что? (15 ч)
Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающих на вопросы кого? что? Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:
прямой и косвенный объект («глагол + на + существительное»: встретил брата, надевает на голову);
временные отношения («глагол + в, через, за, весь, целый + существительное»: приехал в субботу, читал целый день);
пространственные отношения («глагол + в, на, за, под, через + существительное»: спрятался за куст).
Употребление в связной речи существительных множественного числа, отвечающих на вопросы кого? что? (множественное число). Обобщение по теме.
Имена существительные, которые отвечают на вопросы кем? чем? (14 ч)
Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающих на вопросы кем? чем? Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:
орудие или средство действия («глагол + существительное»: кормит кукурузой);
совместность, сопровождение, содержание («существительное + с + существительное»: клоун с собачкой, корзина с углем);
пространственные отношения («глагол + за, между, над, перед, под + существительное»: остановился перед домом).
Употребление в связной речи существительных множественного числа, отвечающих на вопросы кем? чем? Обобщение по теме.
Имена существительные, которые отвечают на вопросы о ком? о чем? (13 ч)
Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающих на вопросы о ком? о чем? на(в) чем? Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:
пространственные отношения («глагол + на, в + существительное»: особые случаи использования предлогов на, в при назывании организаций, учреждений, объектов — на заводе, в мастерской; мероприятий, действий, явлений — на экскурсии, в походе; части населенных пунктов, помещений, зданий — на площади, в комнате, в городе);
косвенный объект («глагол + о (об) + существительное»: вспоминал о встрече).
Употребление в связной речи существительных множественного числа, отвечающих на вопросы о ком? о чем? на(в) чем? Обобщение по теме.
Составление предложений со словосочетаниями, включающими глаголы с суффиксами -а-, -ва-, -ыва-, -ну- (сопоставление глаголов совершенного и несовершенного вида: встречал — встретил, пришивал — пришил, записывал — записал, согнул — сгибал).
Употребление в речи родственных слов (свет — светлый — светильник — светит). Подбор однокоренных слов, относящихся к разным частям речи.
Понятие о слове, частях речи и предложении (практическое знакомство) (36 ч).
Состав слова. Общее понятие о корне, приставке, суффиксе, окончании (повторение изученного в III и IV классах в связи с практическим овладением словообразовательными моделями).
Слово как часть речи. Группировка слов по вопросам кто? что? что делает? какой? и т.д. Употребление терминов «имя существительное», «имя прилагательное», «местоимение», «глагол», «предлог».
Слово, словосочетание, предложение. Образование словосочетаний и выделение их в предложении. Отличие словосочетания от слова и предложения. Употребление терминов «слово», «словосочетание», «предложение».
Состав предложения. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без разделения на виды).
Имя существительное. Значение имени существительного, выделение из предложения имен существительных по вопросам.
Род имен существительных. Мягкий знак (ь) у существительных женского рода после шипящих на конце слов и его отсутствие у существительных мужского рода (рожь — нож, ночь — мяч, вещь — плащ, мышь — камыш).
1, 2, 3-е склонение существительных.
Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное). Знакомство с изменением имен существительных по падежам (склонение). Различение падежных значений по вопросам.
Повторение пройденного за год материала.
Государственное образовательное учреждение Тульской области
«Тульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями
Центр дистанционного обучения
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР:
_______________ С. А. Полянский
Календарно-тематическое планирование
к рабочей программе
по курсу
«Формирование грамматического строя речи»
4 класс
на 2014-2015 учебный год
(образование с использованием информационно-коммуникационных технологий – дистанционное обучение)
Количество часов в неделю: 4
Годовое количество часов: 140
Разработала:
Сивохо Инна Владимировна, учитель начальных классов
Рассмотрена на заседании
ШМО учителей ЦДО
протокол № 1 от .08. 2014 г.
Рассмотрена на
методическом совете протокол № 1 от .08.2014 г.
г. Тула, 2014
Календарно – тематическое планирование
по предмету «Формирование грамматического строя»
4 класс
№ п/п | Дата | Тема | Характеристика деятельности учащихся | ||||
по плану | факт. | ||||||
I четверть Имена существительные, которые отвечают на вопросы кого? чего? (32 часа) | |||||||
Употребление в связной речи существительных единственного числа женского рода, отвечающих на вопросы кого? чего? | Уметь задавать вопросы. Наблюдать за оформлением предложений в устной и письменной речи. Составлять предложения. Отвечать на вопросы. Формулировать вывод по результатам наблюдений. | ||||||
Склонение имён существительных. Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими принадлежность. | Наблюдать и сравнивать предложения с различными словосочетаниями. Строить полные ответы на вопросы. | ||||||
Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающих на вопросы что? чего? сколько чего? | Выделять в предложении изучаемые словосочетания. Строить предложения. | ||||||
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими количество или меру. | Выделять словосочетания в предложении. Составлять предложения со словосочетаниями. | ||||||
Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающих на вопросы что? из чего? какой? | Составлять предложения из данных групп. Формулировать вывод по результатам наблюдений. | ||||||
Стартовая контрольная работа по тексту администрации. | Списывать текст, вставлять пропущенные буквы. Различать части речи. Определять род имён существительных. | ||||||
Работа над ошибками. Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими признаки предмета. | Использовать в речи имена существительные. Составлять словосочетания и предложения с ними. | ||||||
Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающих на вопросы что? из чего? какой? | Употреблять в речи предложения со словосочетаниями. Различать части речи. | ||||||
2 – е, 3 - е склонение имён существительных. Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими признаки предмета. | Составлять предложения из группы слов. Различать части речи. | ||||||
Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающих на вопросы где? у чего? | Находить имена существительные в тексте. Выделять словосочетания в предложении на основе вопросов. | ||||||
2 – е, 3 - е склонение имён существительных. Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения. | Составлять словосочетания разных типов. Составлять с ними предложения. Уметь определять склонение имён существительных. | ||||||
1 – е, склонение имён существительных. Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающих на вопросы из-за чего? откуда? | Уметь отличать словосочетания от предложения. Использовать словосочетания в речи. | ||||||
2 – е, 3 - е склонение имён существительных. Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения. | Определять принадлежность имён существительных ко 2-му, 3 -ему склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры существительных 2-го, 3 - его склонения. | ||||||
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими временные отношения. | Составлять предложения со словосочетаниям. Выделять в тексте главное. Уметь ответить на вопрос учителя предложением.
| ||||||
Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающих на вопросы почему? из-за чего? | Употреблять в речи имена существительные, отвечающие на вопросы почему? из-за чего? | ||||||
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими причинные отношения. | Употреблять в речи предложения со словосочетаниями. | ||||||
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими назначение предмета. | Выделять словосочетания в предложении на основе вопросов. Использовать в речи имена существительные. | ||||||
Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающих на вопросы что? от кого? | Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении (словосочетании). | ||||||
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими обратную направленность действия. | Моделировать предложения. Сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и различие. | ||||||
Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающих на вопросы нет чего? | Выделять в предложении словосочетания. Составлять предложения в соответствии с поставленной учебной задачей и оценивать правильность выполнения учебного задания. | ||||||
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими отрицание или отсутствие. | Оценивать результаты выполненного задания. | ||||||
Множественное число имён существительных. | Различать существительные единственного и множественного числа. | ||||||
Употребление в связной речи существительных множественного числа. | Различать имена существительные, определять признаки имени существительного. | ||||||
Упражнение в изменении имен существительных по числам. | Различать имена существительные, определять число существительного. | ||||||
Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающих на вопросы кого? чья? от чего? где? | Выявлять слова, значение которых требует уточнения. Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. | ||||||
Употребление в связной речи существительных множественного числа, отвечающих на вопросы из-за чего? откуда? | Использовать в речи имена существительные. Моделировать предложения. | ||||||
Сопоставление глаголов совершенного и несовершенного вида: «кормил – накормил». | Различать глаголы среди других слов и в тексте. Ставить вопросы к глаголам, классифицировать глаголы, отвечающие на вопросы что делал? что сделал? | ||||||
Составление предложений со словосочетаниями, включающими глаголы с приставками на-, вы-. | Объяснять значение слова, роль и значение приставок. | ||||||
Составление предложений со словосочетаниями, включающими глаголы с приставками по-, с-. | Анализировать текст с целью нахождения в нём слов с определёнными приставками. | ||||||
Контрольная работа по теме «Составление предложений с различными словосочетаниями» | Выделять словосочетания в предложении на основе вопросов. | ||||||
Работа над ошибками. Составление предложений со словосочетаниями, включающими глаголы совершенного и несовершенного вида. | Образовывать глаголы с помощью приставок. | ||||||
Употребление в речи родственных слов. Подбор однокоренных слов, относящихся к разным частям речи. | Выбирать из текста группы однокоренных слов. Сравнивать однокоренные слова. Выделять корень в однокоренных словах. | ||||||
II четверть Имена существительные, которые отвечают на вопросы кому? чему? (32 часа) | |||||||
Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающих на вопросы к кому? к чему? | Находить имена существительные в тексте. Использовать в речи имена существительные. | ||||||
Употребление в связной речи существительных единственного числа 2, 3 склонения, отвечающих на вопросы к кому? к чему? | Выделять в тексте главное. Уметь ответить на вопрос учителя предложением. | ||||||
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими направленность действия на предмет. | Выделять словосочетания в предложении на основе вопросов. Составлять словосочетания и предложения с ними. | ||||||
Употребление в связной речи существительных единственного числа 1 склонения, отвечающих на вопросы кому? как? | Уметь отличать словосочетания от предложения. Использовать словосочетания в речи. | ||||||
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими состояние предмета. | Составлять словосочетания разных типов. Составлять с ними предложения. | ||||||
Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающих на вопросы к чему? куда? по чему? где? | Выделять словосочетания в предложении на основе вопросов. Использовать в речи имена существительные. | ||||||
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими, пространственные отношения. | Составлять словосочетания и предложения с ними. Выделять в тексте главное. Уметь ответить на вопрос учителя предложением. | ||||||
Употребление в связной речи существительных единственного числа 3 склонения, отвечающих на вопросы к чему? куда? по чему? где? | Выделять словосочетания в предложении на основе вопросов. Использовать в речи имена существительные. | ||||||
Контрольная работа по теме «Имена существительные, которые отвечают на вопросы кому? чему?» | Выделять словосочетания в предложении на основе вопросов. | ||||||
Работа над ошибками. Упражнение в нахождении существительных, отвечающих на вопросы кому? чему? | Употреблять в речи имена существительные, отвечающие на вопросы кому? чему? | ||||||
Употребление в связной речи существительных множественного числа, отвечающих на вопросы кому? чему? | Отличать имена существительные единственного и множественного числа. | ||||||
Употребление в связной речи существительных множественного числа 2 склонения. | Обосновывать правильность написания окончаний имён существительных множественного числа 2 – ого склонения. | ||||||
Употребление в связной речи существительных множественного числа 3 склонения. | Обосновывать правильность написания окончаний имён существительных множественного числа 3 – его склонения. | ||||||
Упражнение в нахождении существительных множественного числа, отвечающих на вопросы кому? чему? | Отличать имена существительные единственного и множественного числа. Наблюдать за строением словосочетания. | ||||||
Составление предложений с существительными множественного числа. | Составлять словосочетания и предложения с ними. Выделять в тексте главное. | ||||||
Употребление в связной речи существительных единственного числа 1, 2, 3 склонения. | Употреблять в речи имена существительные, отвечающие на вопросы кому? чему? | ||||||
Употребление в связной речи существительных множественного числа 1, 2, 3 склонения. | Употребление в связной речи существительных множественного числа 1 –ого, 2 – ого, 3 – его склонения. | ||||||
Контрольная работа по теме «Имена существительные множественного числа, отвечающие на вопросы кому? чему?» | Употреблять в речи имена существительные, отвечающие на вопросы кому? чему? | ||||||
Работа над ошибками. Составление предложений с существительными множественного числа. | Составлять словосочетания и предложения с ними. Выделять в тексте главное. Уметь ответить на вопрос учителя предложением. | ||||||
Составление предложений со словосочетаниями, включающими глаголы с суффиксами –я-, -и-. | Образовывать глаголы при помощи суффиксов. | ||||||
Составление предложений со словосочетаниями, включающими глаголы с суффиксами -и-, -ива-. | Образовывать глаголы при помощи суффиксов. | ||||||
Сопоставление глаголов совершенного и несовершенного вида. | Классифицировать глаголы, отвечающие на вопросы что делал? и что сделал? | ||||||
Употребление в связной речи глаголов совершенного и несовершенного вида. | Употреблять в связной речи глаголы совершенного и несовершенного вида. | ||||||
Употребление в связной речи глаголов типа «шёл – ходил». | Обосновывать правильность написания глаголов типа шёл - ходил. | ||||||
Составление предложений с глаголами типа «пришёл – приходил». | Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. | ||||||
Родственные слова. Употребление в речи родственных слов. | Выбирать из текста группы однокоренных слов. | ||||||
Употребление в речи родственных слов. Подбор однокоренных слов, относящихся к разным частям речи. | Сравнивать однокоренные слова. Выделять корень в однокоренных словах. | ||||||
Контрольная работа по теме «Имена существительные единственного и множественного числа, отвечающие на вопросы кому? чему?» | Употреблять в речи имена существительные, отвечающие на вопросы кому? чему? | ||||||
Работа над ошибками. Составление предложений с существительными единственного и множественного числа. | Находить имена существительные в тексте. Выделять словосочетания в предложении на основе вопросов. Использовать в речи имена существительные. | ||||||
Изменение имён существительных по вопросам. | Выделять словосочетания в предложении на основе вопросов. Использовать в речи имена существительные. | ||||||
Упражнения по изменению имён существительных по вопросам. | Изменять имена существительные по вопросам. Отличать имена существительные единственного и множественного числа. | ||||||
III четверть Имена существительные, которые отвечают на вопросы кого? что? (15 ч) | |||||||
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | Находить в предложении одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | ||||||
Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающих на вопросы кого? что? | Употреблять в речи имена существительные, отвечающие на вопросы кого? что? | ||||||
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими прямой и косвенный объект. | Наблюдать за строением словосочетания. Употреблять в речи предложения со словосочетаниями, обозначающими прямой и косвенный объект. | ||||||
Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающих на вопросы когда? как скоро? как долго? | Составлять предложения, отвечая на вопросы. Сравнивать слово, словосочетание и предложение. | ||||||
Употребление в связной речи существительных единственного числа 1 склонения, отвечающих на вопросы как скоро? как долго? | Употреблять в речи предложения со словосочетаниями, обозначающими временные и пространственные отношения. | ||||||
Употребление в связной речи существительных единственного числа 2 склонения, отвечающих на вопросы что? когда? | Употреблять в речи предложения со словосочетаниями, обозначающими временные отношения. | ||||||
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими временные отношения. | Составлять предложения, отвечая на вопросы. Сравнивать слово, словосочетание и предложение. | ||||||
Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающих на вопросы куда? через что? | Употреблять в речи предложения со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения. | ||||||
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения. | Составлять предложения, отвечая на вопросы. Сравнивать слово, словосочетание и предложение. | ||||||
Употребление в связной речи существительных единственного числа 3 склонения, отвечающих на вопросы куда? через что? | Употреблять в речи имена существительные, отвечающие на вопросы куда? через что? | ||||||
Контрольная работа по теме «Имена существительные единственного числа, отвечающие на вопросы кого? что?» | Употреблять в речи имена существительные, отвечающие на вопросы кого? что? | ||||||
Работа над ошибками. Имена существительные множественного числа, отвечающие на вопросы кого? что? | Различать имена существительные единственного и множественного числа. | ||||||
Употребление в связной речи существительных множественного числа, отвечающих на вопросы кого? что? | Употреблять в связной речи существительные множественного числа, отвечающие на вопросы кого? что? | ||||||
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные единственного числа 1, 2, 3 склонения. | Находить в предложении одушевлённые и неодушевлённые имена существительные единственного числа. | ||||||
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные множественного числа 1, 2, 3 склонения. | Находить в предложении одушевлённые и неодушевлённые имена существительные множественного числа. | ||||||
Имена существительные, которые отвечают на вопросы кем? чем? (14 ч) | |||||||
Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающих на вопросы кем? чем? | Употреблять в речи существительные единственного числа, которые отвечают на вопросы кем? чем? | ||||||
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими орудие или средство действия. | Составлять и употреблять в связной речи предложения со словосочетаниями, обозначающими орудие или средство действия. | ||||||
Употребление в связной речи существительных единственного числа 3 склонения, отвечающих на вопросы кем? чем? | Составлять предложения, отвечая на вопросы. Сравнивать слово, словосочетание и предложение. | ||||||
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими совместность, сопровождение, содержание. | Составлять и употреблять в связной речи предложения со словосочетаниями, обозначающими совместность, сопровождение, содержание. | ||||||
Употребление в связной речи существительных единственного числа 2 склонения, отвечающих на вопросы кем? чем? | Употреблять в речи существительные единственного числа, которые отвечают на вопросы кем? чем? | ||||||
Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающих на вопросы где? под чем? над чем? | Составлять предложения, отвечая на вопросы. Сравнивать слово, словосочетание и предложение. | ||||||
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения. | Составлять и употреблять в связной речи предложения со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения. | ||||||
Употребление в связной речи существительных единственного числа 3 склонения, отвечающих на вопросы где? под чем? за чем? | Устанавливать основные признаки существительных 3-го склонения. | ||||||
Употребление в связной речи существительных множественного числа, отвечающих на вопросы кем? чем? | Различать имена существительные единственного и множественного числа. Употреблять в связной речи существительные множественного числа. | ||||||
Употребление в связной речи существительных множественного числа 2 склонения, отвечающих на вопросы кем? чем? | Строить алгоритм действий при определении типа склонения существительного в форме множественного числа. | ||||||
Употребление в связной речи существительных множественного числа 3 склонения, отвечающих на вопросы кем? чем? | Строить алгоритм действий при определении типа склонения существительного в форме множественного числа. | ||||||
Окончания имён существительных единственного числа 1, 2, 3 склонения, отвечающих на вопросы кем? чем? | Сравнивать ударные и безударные окончания этих существительных (работать по таблице). | ||||||
Окончания имён существительных множественного числа 1, 2 , 3 склонения, отвечающих на вопросы кем? чем? | Применять полученные знания на практике: устанавливать управляющее слово, включая предлог, от которого зависит падеж существительного | ||||||
Контрольная работа по теме «Имена существительные множественного числа, отвечающие на вопросы кем? чем?» | Употреблять в речи существительные множественного числа, которые отвечают на вопросы кем? чем? | ||||||
Имена существительные, которые отвечают на вопросы о ком? о чем? (13 ч) | |||||||
Работа над ошибками. Употребление в связной речи существительных единственного числа, отвечающих на вопросы о ком? о чём? | Употреблять в речи имена существительные единственного числа, которые отвечают на вопросы о ком? о чем? | ||||||
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения. | Составлять и употреблять в связной речи предложения со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения. | ||||||
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими особые случаи использования предлогов на, в при назывании организаций, учреждений, объектов. | Составлять и употреблять в связной речи предложения со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения. | ||||||
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими мероприятия, действия, явления. | Составлять и употреблять в связной речи предложения со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения. | ||||||
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими части населённых пунктов, помещений, зданий; косвенный объект. | Составлять и употреблять в связной речи предложения со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения, косвенный объект. | ||||||
Контрольная работа по теме «Имена существительные единственного числа, отвечающие на вопросы о ком? о чём?» | Применять полученные знания на практике: устанавливать управляющее слово, включая предлог, от которого зависит падеж существительного | ||||||
Работа над ошибками. Окончания имён существительных единственного числа 2, 3 склонения, отвечающих на вопросы о ком? о чём? | Сравнивать ударные и безударные окончания этих существительных (работать по таблице). | ||||||
Употребление в связной речи существительных множественного числа, отвечающих на вопросы о ком? о (на, в) чём? | Употреблять в речи существительные множественного числа, которые отвечают на вопросы о ком? о чём? | ||||||
Употребление в связной речи существительных множественного числа 2 – ого склонения, отвечающих на вопросы о ком? о чём? | Строить алгоритм действий при определении типа склонения существительного в форме множественного числа. | ||||||
Употребление в связной речи существительных множественного числа 3 – его склонения, отвечающих на вопросы о ком? о чём? | Устанавливать основные признаки существительных 3-го склонения. | ||||||
Окончания имён существительных единственного, множественного числа 1, 2, 3 склонения, отвечающих на вопросы о ком? о чём? | Сравнивать ударные и безударные окончания этих существительных (работать по таблице). | ||||||
IV четверть Понятие о слове, частях речи и предложении (практическое знакомство) (36 ч) | |||||||
Составление предложений со словосочетаниями, включающими глаголы с суффиксами –а-, -ва-, -ыва-, -ну-. | Образовывать глаголы при помощи суффиксов. | ||||||
Сопоставление глаголов совершенного и несовершенного вида. | Сопоставлять глаголы совершенного и несовершенного вида. | ||||||
Родственные слова. Употребление в речи однокоренных слов. | Употреблять в речи однокоренные слова. | ||||||
Подбор однокоренных слов, относящихся к разным частям речи. | Объяснить смысл понятия «родственные слова», общность их значения. | ||||||
Состав слова. Корень – общая часть родственных слов. | Выделять корень в однокоренных словах. | ||||||
Состав слова. Окончание, суффикс, приставка. | Различать корень, окончание, суффикс и приставку. Понимать роль частей слова в образовании слов. | ||||||
Контрольная работа по теме «Состав слова. Родственные слова». | Различать корень, окончание, суффикс и приставку. Понимать роль частей слова в образовании слов. | ||||||
Работа над ошибками. Слово как часть речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог. | Определять части речи. Группировать слова по вопросам кто? что? что делает? какой? и т.д. | ||||||
Слово. Словосочетание. Предложение. Образование словосочетаний и выделение их в предложении. | Составлять словосочетания и предложения. Находить в предложении словосочетание. | ||||||
Отличие словосочетания от слова и предложения. | Составлять словосочетания и предложения. Находить в предложении словосочетание. | ||||||
Состав предложения. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. | Выделять главные члены предложения. | ||||||
Второстепенные члены предложения. | Различать главные и второстепенные члены предложения. | ||||||
Главные члены и второстепенные члены предложения. | Различать главные и второстепенные члены предложения. | ||||||
Имя существительное. Выделение из предложения имен существительных по вопросам. | Различать имена существительные, находить их в предложении, тексте. | ||||||
Имя существительное. Значение имени существительного. | Употреблять имена существительные в составе словосочетаний и предложений. | ||||||
Род имен существительных. | Различать имена существительные женского, мужского и среднего рода. | ||||||
Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное). | Определять число имен существительных. | ||||||
Контрольная работа по теме «Имя существительное. Род и число имен существительных» | Различать имена существительные женского, мужского и среднего рода. Определять число имен существительных. | ||||||
Работа над ошибками. Упражнение в определении рода имён существительных. | Определять у существительных категорию рода. | ||||||
Мягкий знак у существительных женского рода после шипящих на конце слов и его отсутствие у существительных мужского рода. | Различать имена существительные женского и мужского рода. | ||||||
1, 2, 3 склонение существительных. Знакомство с изменением имён существительных по падежам. | Классифицировать имена существительные по склонениям. | ||||||
Различение падежных значений по вопросам. | Различать имена существительные по падежам. | ||||||
Упражнение | Выбирать проверочные слова для правописания безударных падежных окончаний существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения; | ||||||
Упражнение | Работать с таблицей «Признаки падежных форм имён существительных». Различать падежные и смысловые вопросы. | ||||||
Упражнение | Определять падеж, в котором употреблено имя существительное. | ||||||
Упражнение | Определять падеж, в котором употреблено имя существительное. | ||||||
Упражнение | Определять падеж, в котором употреблено имя существительное. | ||||||
Упражнение | Определять принадлежность имён существительных к 1, 2, 3 - ему склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры существительных разных склонений. | ||||||
Итоговая контрольная работа «Склонение имён существительных. Изменение по падежам» | Изменять существительные по падежам. | ||||||
Работа над ошибками. Упражнение в определении склонений у имён существительных. | Сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие. Классифицировать имена существительные по склонениям. | ||||||
Упражнение в распознавании имен существительных по падежам. | Различать имена существительные в начальной и косвенной формах. | ||||||
Составление предложений со словосочетаниями. | Составлять и употреблять в связной речи предложения со словосочетаниями. | ||||||
Упражнение в нахождении главных и второстепенных членов предложения. | Выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения. |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
а) Методические и учебные пособия:
- для учителя:
- Программы для специальных (коррекционных) школ II вида.
- А.Г. Зикеев, К.Г. Коровин, К.В. Комаров. Русский язык. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. – М.: Владос, 2011.
- Васильева Л.С. Творческие работы по русскому языку. 4 кл. – Саратов: Лицей, 2002.
- Голубь Т.В. Зачетная тетрадь. Тематический контроль знаний учащихся. Русский язык. 4 класс. – Воронеж: ЧП. Лакоценин С.С., 2008.
- Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по русскому языку: 4 кл. – М.: ВАКО, 2007.
- Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Тесты. 4 класс. – М.: Дрофа, 2006.
- Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: Дидактический материал: Пособие для учащихся: 4 класс. – М.: Просвещение, 2008.
- Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: Проверочные работы: Пособие для учащихся: 4 класс. – М.: Просвещение, 2008.
- Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык в начальной школе: 3 кл.: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2008.
- Игнатьева Т.В., Тарасова Л.Е. Самостоятельные работы по русскому языку. 2 кл. – М.: Экзамен, 2009.
- Игнатьева Т.В., Тарасова Л.Е. Контрольные работы по русскому языку. 4 кл. – М.: Экзамен, 2009.
- Максимук Н.Н. Сборник изложений по русскому языку. 2-4 кл. – Минск: Асар, 1995.
- Моршнева Л.Г. Русский язык. 4 кл. Карточки заданий. – Саратов: Лицей, 2005.
- для обучающихся:
- А.Г. Зикеев, К.Г. Коровин, К.В. Комаров. Русский язык. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. – М.: Владос, 2011.
- Николаева Л.П., Иванова И.В. Работа над словарными словами. 4 кл. – М.: Экзамен, 2008.
- Синякова В.А. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 4 кл. – М.: Вако, 2010.
- Соловьева З.И. Русский язык. Карточки для опроса учащихся. 4 кл. – М.: Вербум, 2001.
- Троицкая Н.Б. Раздаточные материалы по русскому языку. 4 кл. – М.: Дрофа, 2008.
- Узорова О.В., Нефедова Е.А. Правила и упражнения по русскому языку. 1-2 кл. – М.: АСТ Астрель, 2003.
- Узорова О.В., Нефедова Е.А. Тесты по русскому языку к учебнику Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой «Русский язык. 4 класс». – М.: АСТ Астрель, 2007.
б) Информационно – коммуникативные средства:
Адреса сайтов в Интернете:
- http://www.nachalka.ru – учебно-методическая помощь.
- http://festival.1september.ru/ - учебно-методическая помощь.
- http://viki.rdf.ru/ - детские электронные презентации и клипы
в) Компьютерные программы:
- skype;
- графические редакторы: Paint;
- презентации: Microsoft Office PowerPoint;
- аудио и видео: Windows Media Player;
- текст: Microsoft Word, Acrobat Reader.
КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
по предмету «Формирование грамматического строя», 4 класс
- Стартовая контрольная работа
Задание №1. Спиши текст, вставь пропущенные буквы.
Гроза.
Ст…яло удивительное лето. День выдался жаркий. Вдруг тёмная туч… медленно проползла через рощ… и закрыла со…нце. Ослепительно блеснула молния. Раздался оглушительный раскат гром… . Сильный порыв ветр… поднял клубы песк… , подхватил клочки сен… . И вот уже крупные капли дожд… застучали в окно. Дожд… шумел и набирал силу.
Задание №2 Прочитай слова, распредели имена существительные в три колонки по родам.
Деревня, село, город, рожь, ячмень, мама, Оля, дочь, месяц.
Задание№3 Из трёх первых предложений текста выпиши все глаголы.
- Контрольная работа по теме «Составление предложений с различными словосочетаниями»
Задание №1 Спиши предложения, вставь существительные, поставь к ним вопросы, выдели окончания.
После второго … будет большая перемена. От брата долго нет … . Витя сделал большую игрушку для… . Из-за … прогулку пришлось отменить. Галя купила в магазине банку … .
(мед, письмо, дождь, сестра, урок)
Задание №2 Напиши словосочетания. Поставь вопросы к существительным, определи склонение и падеж.
Портрет (брат), тарелка (каша), растет у (дорога), отплыла от (берег), читал после (завтрак), подставка для (книга), открытка от (сестра), нет (ветер).
Задание№3 Дополни словосочетания по схеме: что?+кого? или что?+чего?
Следы …
вкус…
Хвост…
- Контрольная работа по теме «Имена существительные, которые отвечают на вопросы кому? чему?»
Задание №1. Спиши текст, допиши окончания существительных, определи род, склонение и число этих существительных.
Расскажу, как я познакомился с дятлом. Шел я поздней осенью по лес_, по тихой дорог_ и вдруг услышал стук. На засохшей вершине сосны сидел дятел и разбивал шишку. Здесь он устроил свою «кузницу». Засовывает дятел в щель сосны шишку и ударяет по ней, как по наковальн_. Ударит по шишк_ и достанет семечко. С тех пор прошло пять лет. И каждую осень я прихожу к дятл_в гости. Я иду по узкой тропинк_ к сухой сосн_ и встречаю на ней старого знакомого.
Задание №2. Выпиши из текста три имени прилагательного, три глагола.
- Контрольная работа по теме «Имена существительные множественного числа, отвечающие на вопросы кому? чему?»
Задание №1 Спиши текст, допиши окончания существительных, определи род, склонение и число этих существительных.
Позаботились о птицах.
Наступил декабрь. Синиц… , снегир… , воробь… и другим зимующим у нас птиц… холодно и голодно. Синички прилетают к дом… , ищут корм. Дети повесили кормушки около школ… . На кормушк… они насыпали птиц… семян, крупы, хлебных крошек. Теперь птичк… будет сытно, они не замёрзнут.
Задание №2. Подбери и запиши однокоренные слова, выдели корень.
Зима –
Корм –
Холод -
- Контрольная работа по теме «Имена существительные единственного и множественного числа, отвечающие на вопросы кому? чему?»
Задание №1. Спиши текст, допиши окончания существительных, определи род, склонение и число этих существительных.
Зимой в лесу.
И в морозные зимние ночи продолжается жизнь в лесу. По алмазной скатерт… снегов пробегают легкие ласки. На снегу оставляют след хвост… и маленьких лапок. Охотятся за лесными мышами хорьки. Бесшумно пролетают по темному лес… совы.
Задание №2. Разобрать четвёртое предложение по членам и частям речи.
Задание№3. Составь и запиши словосочетания с данными словами. Выделить окончание, определить число и падеж.
(Снегири) голодно, к (сестра), по (тропнки), к (берег), по (аллеи).
- Контрольная работа по теме «Имена существительные единственного числа, отвечающие на вопросы кого? что?»
Задание №1 Вставь существительные, напиши предложения. Поставь вопросы к этим существительным. Укажи род и склонение, выдели окончания.
Мальчик кормит молоком … . Жёлтые листья падали на … . дежурный раздает … ученикам. Мама купила коричневую … . Дежурные хорошо убрали … . охотники надели на … ошейники.
(земля, ткань, щенки, тетради, костер, спальни, ящики, собаки)
Задание №2 Выпиши выделенные словосочетания, поставь к существительным вопросы. Подчеркни окончания у существительных, определи склонение.
В нынешнюю весну было мало дождей. И вот вчера появились на небе облака. К вечеру они собрались в большую тучу. Дождь шёл целую ночь. Он напоил сухую землю. Утром солнце осветило свежую зелень и яркую весеннюю травку.
- Контрольная работа по теме «Имена существительные множественного числа, отвечающие на вопросы кем? чем?»
Задание №1. Спиши текст, допиши окончания существительных, определи род, склонение и число этих существительных.
Ястреб и зайчонок.
Ястреб летал над рощ… . А в роще скакал и прыгал зайчонок. Ястреб заметил, что под дуб… . кто-то скачет, и стал кружить над дерев… . Потом быстро опустился и хотел схватить зайчонка. Но зайчонок уже заметил ястреба и спрятался под куст… .
Задание №2 Разбери первое предложение по членам и частям речи.
Задание№3 Выпиши имена существительные из текста, распредели слова в два столбика. В первый запиши одушевлённые предметы, во второй неодушевлённые.
- Контрольная работа по теме «Имена существительные единственного числа, отвечающие на вопросы о ком? о чём?»
Задание №1. Вставь существительные и допиши предложения. Поставь вопросы, определи склонение.
На родительском … директор школы говорил об … . В … стояли теплоходы. На … и … распустились зеленые листочки. Врач принимает больных в белом … . В … построили новую школу.
(черемуха, тополь, деревня, собрание, успеваемость, халат, гавань)
Задание №2. Вставь глаголы, измени существительные в скобках и напиши словосочетания. Поставь вопросы.
… на (скамейка), … в (вагон), … о (тюлень), … в (огород).
Задание№3. Составь и напиши предложения из данных слов. Измени существительные, которые стоят в скобках, поставь к ним вопросы.
На, снега, больших, метелей, (сосны и ели), после, шапки, лежат.
Весной, гнезда, на, птицы, (деревья), вьют.
- Контрольная работа по теме «Состав слова. Родственные слова».
Задание №1 Выпиши родственные слова, выдели корень. Определи часть речи.
Машина выехала из гаража, поехала по улице. Вот она отъехала от города, подъехала к реке, переехала через мост и скоро доехала до посёлка.
Задание №2 Спиши словосочетания, допиши и выдели приставки.
…плыть от берега, …писать в тетрадь, …резать хлеб, …жарить картофель, …ехать из города, …шёл за водой, …шёл до школы, …ехал мимо вокзала.
Задание№3 Выпиши в три столбика родственные слова, выдели корень.
Лесной, гриб, домишко, лесник, грибочек, домик, лесочек, домашний, грибной.
Задание№ 4 Разбери слова по составу: листик, цветок.
- Контрольная работа по теме «Имя существительное. Род и число имен существительных»
Задание №1. Спиши текст. Распредели выделенные слова в два столбика по частям речи. В первый столбик запиши имена существительные, во второй глаголы. Поставь вопросы.
Легенда о хлебе.
Путник уронил в пустыне крошку хлеба. Он остановил караван и стал ее искать. Хлеб топтать нельзя. Да разве найдешь ее в песке? Дело было к ночи. Путник приметил место и воткнул свой посох. С рассветом вернулся, чтобы найти хлеб. И вдруг он видит чудо! Его посох стал золотым. Такова легенда о хлебе.
Задание №2 Спиши слова. Выдели окончание, корень, суффикс, приставку.
Березка, береза, подберезовик, березняк, березовый, березонька.
- Итоговая контрольная работа «Склонение имён существительных. Изменение по падежам»
Задание №1 Спиши текст, допиши окончания существительных, определи род, склонение, падеж и число этих существительных.
Лето в лесу.
Хорошо и привольно лет… в лес… . Громко поют птицы. Пересвистываются иволги, кукуют, перелетая с дерев… на дерев…, неугомонные кукушки. В куст… над ручь… заливаются соловьи.
В лес… под деревь… рыщут звери. Бродят медведи, пасутся лоси, резвятся весёлые белочки. В тёмной чашоб… скрывается разбойница-рысь.
У самой вершин.. старой ел…, в густых ветвях свили гнездо тетеревятники-ястребы. Много лесных тайн, сказочных чудес наблюдают они с высокой тёмной вершин... .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по технологии и ИЗО 1 класс ФГОС Школа России
Рабочие программы для 1 класса по технологии Роговцева Н.И., ИЗО Неменский Б.М. Стандарты второго поколения....
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса ФГОС
Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по русскому языку в 4 классе ФГОС по программе "Школа России" автор В. П. Канакина
В данном материале составлена рабочая программа по русскому языку в 4 классе ФГОС по программе "Школа России" автор В. П. Канакина...
Рабочая программа по письму и развитию речи. Класс - 4 (8 вид)
Рабочая программа составлена в соответствии с программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред.В. В. Воронковой...
Учебно-методическое пособие учителя начальных классов Подольской Натальи Леонидовны. Рабочая программа по ИЗО для учащихся 4 классов (ФГОС).
Программа разработана на основе ФГОС....
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса ФГОС,на основе авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа России)
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа ...