Рабочая программа по русскому языку для 3 класса ФГОС
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме
Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russk.yaz_3kl.1.doc | 48.5 КБ |
rabochaya_programma_po_russk.yaz_.3_kl2.doc | 280.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ ПРОГИМНАЗИЯ № 1728
119620 г. Москва, ул. Авиаторов, д.28 тел./ факс 8-499-727-74-50
Е-mail: progimnaziya1728@yandex.ru
«Рассмотрено» «Согласовано»: «Утверждаю»:
на заседании МО Заместитель директора Директор
учителей начальных по УВР ГОУ Прогимназии №1728
классов Ложкова И.В. Ларионова А.А.
Протокол №1 ___________________ _______________________
«____» августа 2012 г. «____» августа 2012 г. «____» августа 2012 г.
Председатель МО
Киселёва И.А.
___________________
Рабочая учебная программа
по курсу «Русский язык»
(авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина)
3 КЛАСС
Программу составила:
учителя начальных классов – Пилипенко Э.Ю.
Пояснительная записка
1.Роль и место дисциплины в образовательном процессе: В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
2. Адресат: Рабочая учебная программа предназначена для общеобразовательных учреждений, разработана для общеобразовательного 3 класса ГБОУ прогимназии №1728.
3. Соответствие Государственному образовательному стандарту: Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы Канакина В. П., Горецкий В. Г. «Русский язык», в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.
4. Цели программы: познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
5. Задачи программы:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
6. Специфика программы: Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием. Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому языку (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т. п.)
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания.
Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма являются задачами совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Опережающее развитие устной речи по сравнению с письменной в младшем школьном возрасте требует особого внимания к работе над письменной речью — применения достаточного количества письменных упражнений, разных видов и представления их в системе от простого к сложному.
7. Основные содержательные линии курса (разделы, структура):
Повторение пройденного в начале года
Синтаксис и пунктуация
Состав слова
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
Повторение пройденного в конце года
Повторение пройденного в начале года: предложение, слово, части речи, их употребление в предложении; звуки речи, звуки и буквы;
Синтаксис и пунктуация: главные и второстепенные члены предложения; подлежащее и сказуемое; второстепенные члены предложения (без деления на виды); распространённые и нераспространённые предложения; логическое ударение; интонация перечисления;
Состав слова: основа и окончание; корень, приставка, суффикс; слова однокоренные и разные формы одного и того же слова; разбор слова по составу, правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова (существительных, прилагательных, глаголов с приставками и без приставок); чередование согласных в корне слова, беглые гласные; правописание суффиксов -ик, -ек; правописание приставки по-, под-, об-, от-, про-, до-, на-, за-, над-, с-; приставка и предлог; разделительный твёрдый знак; непроизносимые согласные; сложные слова;
Имя существительное: лексическое значение; основные грамматические признаки, род и число существительных, изменение существительных по числам и вопросам (по падежам), понятие о склонении существительных; существительные с твёрдой и мягкой основами и их окончания в начальной форме;
Имя прилагательное: лексическое значение, основные грамматические признаки; род и число прилагательных; изменение прилагательных по вопросам, числам, родам; понятие о склонении прилагательных, прилагательные с твёрдой и мягкой основами; родовые окончания прилагательных; употребление имени прилагательного в речи (в предложении);
Глагол: лексическое значение, основные грамматические признаки; время, лицо, число глаголов; правописание не с глаголами; употребление глагола в речи (в предложении);
8. Требования к уровню подготовки обучающихся:
Обучающиеся к концу 3 класса должны знать (называть и определять):
- главные и второстепенные члены предложения
- имена существительные, имена прилагательные, глаголы и их основные лексико-грамматические признаки
-корень, приставку, суффикс, окончание
-сложные слова
Должны различать и сравнивать:
- главные и второстепенные члены предложения
- предложения распространённые и нераспространённые
- однокоренные слова и разные формы одного слова
- разделительные мягкий и твёрдый знаки
- приставки и предлоги
- имя существительное, имя прилагательное, глагол по их грамматическим признакам
Обучающиеся к концу 3 класса должны уметь:
-разбирать предложения по членам предложения (выделять главные и второстепенные члены)
- обозначать на письме интонацию перечисления
- разбирать слова по составу: выделять основу и окончание, корень, приставку, суффикс
- проверять написание безударных гласных, парных и непроизносимых согласных в корне слова
- проверять написание суффиксов -ик, -ек
- писать наиболее употребительные слова с двойными согласными; слова с чередующимися согласными и беглыми гласными
- писать раздельно предлоги со словами
- писать приставки по-, под-, об-, от-, про-, до-, на-, за-, над-, с-.
- определять род, число, падеж имён существительных и имён прилагательных ; число, время, лицо глаголов
- писать не с глаголами
- писать слова с непроверяемыми написаниями
9. Виды и формы организации учебного процесса:
программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт
используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах
10. Универсальные учебные действия:
интеллектуальные (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
познавательные (учебно-познавательных мотивов, умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
организационные (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).
умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
11. Объём и сроки изучения: Программа курса общим объемом 136 часов в год, 4 часа в неделю изучается в течение всего года
Предварительный просмотр:
Учебно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала |
I триместр(40 ч) |
Язык и речь (2 часа) |
1 | Наша речь и наш язык | Урок повторительно-обобщающий. | методы-словесно-наглядные, практический | познакомить с учебником, его содержанием и структурой; воспроизвести и уточнить представление о речи и ее значении в жизни человека; развивать умение передавать содержание рисунка своими словами. представление о том, что включает в себя понятие хорошая речь. |
2 | Наша речь и наш язык | Урок повторительно-обобщающий. | методы-словесно-наглядные, практический |
Текст (2 часа) |
3 | Текст как единица языка и речи. Тема и основная мысль текста. | Урок повторительно-обобщающий. | методы-словесно-наглядные, практический | уточнить представления учащихся о тексте и его признаках; воспроизвести знания о теме, главной мысли, заголовке, частях текста; развивать умение распознавать текст. |
4 | Заголовок. Части текста. Типы текстов. | Урок повторительно-обобщающий. | методы-словесно-наглядные, практический |
Предложение (8 часов) |
5 | Предложение, его назначение и признаки. Оформление предложений в устной речи и на письме. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). Восклицательные предложения. | Урок повторительно-обобщающий. | методы-словесно-наглядные, практический | воспроизвести знания учащихся о предложении; развивать умения отделять одно предложение от другого паузой в устной речи, оформлять предложение на письме, находить подлежащее и сказуемое; воспроизвести знания учеников об оформлении предложений в диалогической речи. |
6 | Упражнение в распознавании и в построении предложений, разных по цели высказывания и по интонации. | Комбинированный урок. | методы-словесно-наглядные, практический |
7 | Обращение (общее представление) | Урок повторительно-обобщающий. | методы-словесно-наглядные, практический | уточнить представления учащихся о предложениях, разных по цели высказывания; развивать умение различать эти предложения в устной и письменной речи; познакомить с особенностями восклицательных и невосклицательных предложений; воспроизвести правила письма. |
8 | Главные и второстепенные члены предложения (без деления второстепенных членов на виды). | Урок повторительно-обобщающий. | методы-словесно-наглядные, практический | обобщить представления учащихся о предложениях, различных по цели высказывания и по интонации; развивать умения правильно их произносить, употреблять нужный знак препинания в конце предложения; дать первое представление о словах-обращениях и выделении их в речи. |
9 | Распространенные и нераспространенные предложения. | Комбинированный урок. | методы-словесно-наглядные, практический |
10 | Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Упражнение в построении словосочетаний, в вычленении словосочетаний из предложения. | Комбинированный урок. | методы-практический, обратная связь | обобщить представления учащихся о предложениях, различных по цели высказывания и по интонации; развивать умения правильно их произносить, употреблять нужный знак препинания в конце предложения; дать первое представление о словах-обращениях и выделении их в речи. |
11 | Разбор предложения по членам предложения. | Урок закрепления ЗУН. | методы - словесно-наглядный, практический |
12 | Простое и сложное предложения (общее представление). Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении. | Комбинированный урок. | методы - словесно-наглядный, практический |
Слово и его лексическое значение (4 часа) |
14 | Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. | Вводный урок. | объяснительно-иллюстративный, практический | обобщить представления учащихся о предложениях, различных по цели высказывания и по интонации; развивать умения правильно их произносить, употреблять нужный знак препинания в конце предложения; дать первое представление о словах-обращениях и выделении их в речи. |
15 | Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). | Комбинированный урок. | методы - словесно-наглядный, практический | дать учащимся первое представление об омонимах, учить находить такие слова в письменной речи и различать их среди других лексических групп слов |
16 | Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). | Комбинированный урок. | методы - словесно-наглядный, практический | дать учащимся первое представление о словосочетании, показать сходство и различие слова и словосочетания, выполняющих номинативную функцию; формировать навык написания слов с изученными орфограммами. |
17 | Изложение текста | Контрольный урок. | методы-практический, самостоятельная работа, обратная связь | дать учащимся первое представление об омонимах, учить находить такие слова в письменной речи и различать их среди других лексических групп слов |
Части речи (5 часов) |
18 | Части речи (повторение): имя существительное. | Урок повторительно-обобщающий. | методы-практический, обратная связь | воспроизвести знания учащихся об изученных частях речи, их роли в речи; развивать умение составлять текст по рисунку. |
19 | Части речи (повторение): имя прилагательное. | Урок повторительно-обобщающий. | методы-практический, обратная связь | воспроизвести представления учащихся о признаках имен существительных и местоимений; учить различать эти части и пользоваться ими в речи; повторить правила написания слов с большой буквы. |
20 | Части речи (повторение): местоимение, глагол. | Урок повторительно-обобщающий. | методы-практический, обратная связь | воспроизвести и уточнить представления учащихся о глаголе как части речи; развивать умение различать глаголы по вопросам и обобщенному лексическому значению |
21 | Имя числительное как часть речи (общее представление). | Комбинированный урок. | методы - словесно-наглядный, практический | воспроизвести и уточнить представления учащихся о признаках имени прилагательного, его роли в нашей речи; развивать умение различать оттенки значений имен прилагательных; учить письму по памяти. |
22 | Однокоренные слова | Урок повторительно-обобщающий. | методы - словесно-наглядный, практический | уточнить представления учащихся о признаках однокоренных слов; развивать умения распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать; воспроизвести знания об одинаковом написании корня в однокоренных словах. |
Слово и слог. Звуки и буквы (6 часов) |
23 | Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным в корне слова и ударным гласным после шипящих. | Комбинированный урок. | методы-практический, обратная связь | воспроизвести знания учащихся о гласных звуках и буквах для гласных звуков, способах обозначения безударных гласных на письме; развивать умения определять «работу» гласных в слове, различать слоги в словах, правильно переносить слова, правильно находить нужную букву для обозначения безударного гласного в слов |
24 | Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. | Комбинированный урок. | методы - словесно-наглядный, практически, | воспроизвести знания о согласных звуках и буквах, их обозначающих, о написании буквосочетаний с шипящими согласными звуками. |
25 | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. | Урок закрепления ЗУН. | методы-практический, обратная связь | совершенствовать умения учащихся правильно обозначать на письме парные по глухости-звонкости согласные в конце слова и перед другим согласным, а также правильно записывать слова с разделительным мягким знаком. |
26 | Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного звука. | Урок повторительно-обобщающий. | методы-практический, обратная связь |
27 | Разделительный мягкий (ь) знак. Упражнение в правописании слов с мягким (ь)знаком и другими изученными орфограммами. Перенос слов. | Комбинированный урок. | методы - словесно-наглядный, практический |
28 | Контрольный диктант с грамматическим заданием №2 | Контрольный урок. | методы-практический, самостоятельная работа, обратная связь |
Состав слова (13 часов) |
29 | Работа над ошибками. Общее понятие о значимых частях слова. | Комбинированный урок. | методы - словесно-наглядный, практически, | уточнить представления учащихся о признаках понятий «однокоренные слова», «корень слова»; развивать умения различать однокоренные слова и выделять в них корень слова, единообразно писать гласные и согласные в корне однокоренных слов. |
30 | Однокоренные слова. Корень слова. | Урок повторительно-обобщающий. | методы - словесно-наглядный, практический |
31 | Однокоренные слова. Корень слова. | Комбинированный урок. | методы-практический, обратная связь |
32 | Формы слова. Окончание. | Вводный урок. | объяснительно-иллюстративный, практический | наблюдать за формами одного и того же слова; развивать умение различать разные формы слова; формировать представление об окончании как изменяющейся части слова и его роли в образовании форм слова |
33 | Роль окончания в слове, в словосочетании и в предложении. | Повторительно-обобщающий урок. | методы-практический, обратная связь | развивать умения различать однокоренные слова и формы одного слова; подбирать однокоренные слова и формы одного слова; составлять из деформированных слов предложения, а из предложений текст и самостоятельно записывать составленный текст. |
34 | Приставка. | Вводный урок. | объяснительно-иллюстративный, практический | формировать представление учащихся о приставке как значимой части слова; ознакомить с некоторыми приставками, их написанием; развивать умения находить в предложении слова с приставками, образовывать слова с приставками |
35 | Суффикс. | Вводный урок. | объяснительно-иллюстративный, практический | формировать представление учащихся о приставке как значимой части слова; ознакомить с некоторыми приставками, их написанием; развивать умения находить в предложении слова с приставками, образовывать слова с приставками |
36 | Наблюдение над значениями приставок и суффиксов в слове. | Повторительно-обобщающий урок. | методы - словесно-наглядный, практический | формировать представление учащихся о суффиксе как значимой части слова; ознакомить со значением некоторых суффиксов; формировать умение находить в словах суффиксы. |
38 | Образование слов с помощью приставок и суффиксов. | Комбинированный урок. | методы - словесно-наглядный, практический |
39 | Письменное изложение текста повествовательного характера | Контрольный урок. | методы-практический, самостоятельная работа, обратная связь |
40 | Основа слова. Разбор слов по составу. | Вводный урок. | объяснительно-иллюстративный, практический | воспроизвести и систематизировать знания учащихся об изученных значимых частях слова; ознакомить с основой слова; развивать умение разбирать слова по составу; ознакомить со словообразовательным словаре |
41 | Основа слова. Разбор слов по составу. Ознакомление со словообразовательным словарем | Комбинированный урок. | методы - словесно-наглядный, практический |
42 | Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Формирование навыка моделирования слов. | Комбинированный урок. | методы - словесно-наглядный, практический |
II триместр (48 ч) |
Правописание частей слова (27 часов) |
43 | Общее представление о правописании частей слова. | Комбинированный урок. | методы - словесно-наглядный, практический | дать общее представление о том, что орфограммы могут быть в любой части слова и написание их надо проверять или запоминать; воспроизвести знания об изученных правилах письма; развивать умение выделять части слова. |
44 | Правописание безударных гласных в корне слова. | Урок повторительно-обобщающий. | методы-практический, обратная связь | воспроизвести знания учащихся о способах проверки безударной гласной в корне слова; развивать умение находить безударную гласную в корне. |
45 | Правописание безударных гласных в корне слова. | Комбинированный урок. | методы - словесно-наглядный, практический |
46 | Упражнение в правописании слов с проверяемыми (пчела, зимой, малыш, ленивый, смотреть) и не проверяемыми ударением безударными гласными (восток, герой, трамвай), с двумя безударными гласными (сторона, зеленеть, золотой). | Комбинированный урок. | методы-практический, обратная связь | развивать умение подбирать проверочные слова для слов с двумя безударными гласными в корне; различать и правильно писать слова с проверяемыми и труднопроверяемыми написаниями; совершенствовать умение составлять текст из деформированных предложений. |
47 | Слова с буквосочетаниями оро//ра (ворота — врата), ере//ре (берег — брег), оло//ла (золото — злато). | Вводный урок. | объяснительно-иллюстративный, практический | развивать умение правильно писать безударные гласные в корне, обосновывать правильность написанного; наблюдать за историческими чередованиями сочетаний звуков в русском языке; проверять умение обозначать буквой безударный гласный в корне слов. |
48 | Сочинение по сюжетному рисунку. | методы-практический, самостоятельная работа, обратная связь | развивать умения озаглавливать текст, составлять план текста, использовать авторские слова при передаче содержания текста. |
49 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. | Комбинированный урок. | методы - словесно-наглядный, практический | ознакомить с правилом написания слов с непроизносимыми согласными в корне; формировать умение проверять написание слов с непроизносимыми согласными. развивать умение подбирать однокоренные слова для проверки непроизносимых согласных в корне; ознакомить со словами, включающими сочетание сн, в которых нередко ошибочно вставляют лишню |
50 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. | Комбинированный урок. | методы-практический, обратная связь |
51 | Упражнение в правописании слов с парным по глухости-звонкости согласным в конце слова (сугроб, чертёж) и перед согласным в корне (сказка, гибкий, просьба), с непроверяемым согласным в корне (вокзал, дождь). | Повторительно-обобщающий урок. | методы - словесно-наглядный, практический |
52 | Правописание непроизносимых согласных в наиболее распространенных словах (солнце, сердце, здравствуй, местность). | Повторительно-обобщающий урок. | методы - словесно-наглядный, практический |
53 | Правописание сн в наиболее употребительных словах (опасный, прекрасный, вкусный). | Повторительно-обобщающий урок. | методы-практический, обратная связь |
54 | Упражнение в правописании слов с непроизносимым согласным звуком в корне. | Комбинированный урок. | методы - словесно-наглядный, практический | сопоставить правила правописания парных звонких и глухих согласных и непроизносимых согласных в корне слова; развивать навык написания слов с этими согласными. |
55 | Контрольный диктант с грамматическим заданием №3 | Контрольный урок. | методы-практический, самостоятельная работа, обратная связь |
56 | Работа над ошибками. Формирование умения проверять написание гласных и согласных разными способами: изменением формы слова (звезда -- звёзды, варил — варит, гибкий — гибок, вкусный — вкусен, глаз — глаза) и подбором однокоренных слов (свистнул —свист, больной — боль, сливки — сливочки). | Комбинированный урок. | методы - словесно-наглядный, практический | сопоставить правила написания безударных гласных, глухих и звонких, непроизносимых согласных; развивать навык правописания слов на основе трех правил; составлять предложения из деформированных |
57 | Правописание слов с двойными согласными. Упражнение в правописании слов с двойными согласными (ванна, аллея, телеграмма, рассказ, русский, длинный). | Комбинированный урок. | методы-практический, обратная связь. | формировать умение исправлять ошибки; развивать умение распознавать орфограмму в тексте и проверять ее; воспроизвести знания о написании двойных согласных в словах. |
58 | Изложение текста с элементами описания. | методы-практический, самостоятельная работа, обратная связь | развивать умения озаглавливать текст, составлять план текста, использовать авторские слова при передаче содержания текста. |
59 | Работа над ошибками. Правописание приставок и суффиксов в слове. | Вводный урок. | объяснительно-иллюстративный, практический | воспроизвести знания о суффиксах и приставках как значимых частях слова, о написании гласных в корне в словах с приставками и суффиксами; формировать представление о правописании суффиксов и приста ознакомить с правописанием приставок, оканчивающихся на согласную, с правописанием приставок, имеющих гласные о и а; развивать умения выделять в слове приставки, объяснять значения, вносимые в слова приставками. |
60 | Правописание приставок и суффиксов в слове. | Повторительно-обобщающий урок. | методы - словесно-наглядный, практический |
61 | Правописание гласных и согласных в приставках в-, о-, об-, до-, за-, на-, над-, с-, от-, под-, по-, про-, пере-, в некоторых суффиксах -ек, -ик, -еньк, -ок (общее представление). | Повторительно-обобщающий урок. | методы-практический, обратная связь |
62 | Развитие навыка правописания безударных гласных корня в словах с приставками (завязал, подкрепил, переписал, покраснел). | Комбинированный урок. | методы-практический, обратная связь | уточнить представления учащихся о предлоге и приставке, их роли в слове (для приставок) и в словосочетании и предложении (для предлогов); развивать умение правильно писать предлоги и прис развивать умение различать предлоги и приставки, находить их в тексте и правильно писать приставки в словах и предлоги со словами; обогащать речь учащихся фразеологизмами. |
63 | Приставки и предлоги. Формирование умения отличать приставку от предлога. | Комбинированный урок. | методы - словесно-наглядный, практический |
64 | Упражнение в правописании предлогов и приставок. | Урок закрепления ЗУН. | методы - словесно-наглядный, практический |
65 | Контрольное списывание | Контрольный урок. | методы-практический, самостоятельная работа, обратная связь |
66 | Разделительный твердый знак (ъ). Правописание слов с разделительным твердым (ъ) знаком (объявление, съезд, съёжился, предъюбилейный) | Комбинированный урок. | методы-практический, обратная связь | познакомить с правилом употребления разделительного твердого знака в словах; развивать умения различать слова с разделительными мягким и твердым знаками, писать слова с приставками и предлогами. |
67 | Упражнение в правописании слов с разделительными твердым (ъ) и мягким (ь) знаками. | Комбинированный урок. | методы - словесно-наглядный, практический | умение писать слова с разделительным твердым знаком. |
68 | Упражнение в правописании слов с разделительными твердым (ъ) и мягким (ь) знаками. | Комбинированный урок. | методы - словесно-наглядный, практический | умение писать слова с разделительным твердым знаком. |
69 | Сочинение по сюжетному рисунку. | методы-практический, самостоятельная работа, обратная связь | развивать умения озаглавливать текст, составлять план текста, использовать авторские слова при передаче содержания текста. |
Части речи |
70 | Общее представление о частях речи. | Комбинированный урок. | методы-практический, обратная связь. | представление об изученных частях речи и изученных признаках, по которым можно различить части речи. |
Имя существительное (29 часов) |
71 | Понятие об имени существительном как части речи (его значение, вопросы). Роль имен существительных в речи. | Урок повторительно-обобщающий. | методы - словесно-наглядный, практический | представление об обобщенном лексическом значении имен существительных; учить распознавать имена существительные по обобщенному лексическому значению и вопросам. |
72 | Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные. | Комбинированный урок. | методы-практический, обратная связь | уточнить представления учащихся об одушевленных и неодушевленных именах существительных; развивать умение различать их; познакомить с устаревшими в нашем языке словами и сферой их употребления; повторить написание слов из словаря. |
73 | Правописание имен собственных и нарицательных. | Комбинированный урок. | методы-практический, обратная связь |
74 | Изложение текста повествовательного характера. | методы-практический, самостоятельная работа, обратная связь | совершенствовать умения письменно передавать содержание повествовательного текста, использовать авторские слова для передачи содержания, подбирать заголовок к тексту. |
75 | Число имен существительных (единственное, множественное), изменение имен существительных по числам. | Комбинированный урок. | методы-практический, обратная связь | развивать умения определять число имен существительных, изменять существительные по числам; формировать умение писать слова с изученными орфограммами; совершенствовать умение составлять предложения из деформированных слов. |
76 | Имена существительные, употребляемые в форме одного числа: единственного (молоко, творог), множественного (ножницы, шахматы). | Комбинированный урок. | методы - словесно-наглядный, практический, | провести наблюдение за именами существительными, которые употребляются в форме одного числа; совершенствовать умение писать по памяти и писать изложение в соответствии с данным планом. |
77 | Род имен существительных (мужской, женский, средний). | Комбинированный урок. | методы - словесно-наглядный, практический | представление о признаках определения рода имен существительных. |
78 | Род имен существительных (мужской, женский, средний). | Урок повторительно-обобщающий. | методы-практический, обратная связь | развивать умение определять род имен существительных, употребленных в начальной и косвенной формах; обратить внимание на правильное употребление в речи некоторых словосочетаний типа известная фамилия, московское метро и др. |
79 | Контрольный диктант с грамматическим заданием №4 | Контрольный урок. | методы-практический, самостоятельная работа, обратная связь | проверить знания учащихся об имени прилагательном и правописании слов с изученными орфограммами; проверить умение подбирать заголовок к тексту. |
80 | Работа над ошибками. Наблюдение над именами существительными со значением оценки (невежа, плакса, забияка). | Комбинированный урок. | методы - словесно-наглядный, практический | развивать умение различать род имен существительных; дать общее представление об именах существительных общего рода (без введения термина). |
81 | Мягкий (ь) знак на конце существительных женского рода после шипящих (ночь, рожь) и его отсутствие у существительных мужского рода (врач, сторож). | Комбинированный урок. | методы-практический, обратная связь | углубить знания о роли мягкого знака в слове: мягкий знак как показатель мягкости согласного, разделительный мягкий знак, мягкий знак — показатель женского рода имен существительных после шипящих; развивать умение писать слова с изученными орфограммами. |
82 | Упражнение в правописании имен существительных с шипящим звуком на конце. | Урок закрепления ЗУН. | методы - словесно-наглядный, практический | развивать умение определять роль мягкого знака в слове; учить правописанию имен существительных, оканчивающихся на шипящий звук. |
83 | Сочинение по серии сюжетных рисунков | методы-практический, самостоятельная работа, обратная связь |
84 | Изменение имен существительных по падежам (общее представление о склонении). | Вводный урок. | объяснительно-иллюстративный, практический | познакомить с изменением окончаний имен существительных в зависимости от связи с другими словами; ввести термины «склонение», «падеж»; развивать умение выделять словосочетания с заданным словом. |
85 | Ознакомление с признаками имен существительных, употребляемых в каждом из падежей (именительном, родительном, дательном, винительном, творительном, предложном). | Комбинированный урок. | методы - словесно-наглядный, практический | формировать представление об именах существительных в именительном падеже, признаках этого падежа; развивать умение узнавать имена существительные в именительном падеже. |
86 | Ознакомление с признаками имен существительных, употребляемых в каждом из падежей (именительном, родительном, дательном, винительном, творительном, предложном). | Комбинированный урок. | методы - словесно-наглядный, практический | формировать представление об именах существительных в родительном падеже, признаках этого падежа; развивать умение определять имена существительные в родительном падеже в предложении. |
87 | Именительный падеж | Комбинированный урок. | методы - словесно-наглядный, практический |
88 | Родительный падеж | Комбинированный урок. | методы - словесно-наглядный, практический, |
III триместр (48 ч) |
89 | Дательный падеж | Комбинированный урок. | методы - словесно-наглядный, практический | формировать представление об именах существительных в родительном падеже, признаках этого падежа; развивать умение определять имена существительные в родительном падеже в предложении. |
90 | Винительный падеж | Комбинированный урок. | методы - словесно-наглядный, практический |
91 | Творительный падеж | Комбинированный урок. | методы - словесно-наглядный, практический |
92 | Предложный падеж | Комбинированный урок. | методы - словесно-наглядный, практический |
93 | Ознакомление с признаками имен существительных, употребляемых в каждом из падежей | Комбинированный урок. | методы - словесно-наглядный, практический | формировать представление об именах существительных в дательном падеже, признаках этого падежа; развивать умение определять имена существительные в дательном падеже в предложении. |
94 | Упражнение в склонении имен существительных и в распознавании падежей. | Комбинированный урок. | методы-практический, обратная связь | формировать представление об именах существительных в винительном падеже, признаках этого падежа; развивать умение определять имена существительные в винительном падеже в предложении |
95 | Упражнение в склонении имен существительных и в распознавании падежей. | Комбинированный урок. | методы-практический, обратная связь | формировать представление об именах существительных в творительном падеже, признаках этого падежа; развивать умение различать имена существительные в творительном падеже; совершенствовать умение составлять предложения. |
96 | Контрольный диктант с грамматическим заданием №5 | Контрольный урок. | методы-практический, самостоятельная работа, обратная связь | умения детей записывать слова с изученными орфограммами, определять грамматические значения имен существительных. |
97 | Работа над ошибками. Несклоняемые имена существительные. Начальная форма имени существительного. | Урок повторительно-обобщающий. | методы-практический, обратная связь |
98 | Роль имен существительных в предложении (подлежащее) | Комбинированный урок. | методы - словесно-наглядный, практический |
99 | Роль имен существительных в предложении (второстепенный член предложения). | Комбинированный урок. | методы-практический, обратная связь |
Имя прилагательное (13 часов) |
100 | Понятие об имени прилагательном как части речи (значение, вопросы). Роль имен прилагательных в речи. | Урок повторительно-обобщающий. | методы - словесно-наглядный, практический | воспроизвести знания о признаках имени прилагательного как части речи; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, находить имя существительное, с которым имя прилагательное связано по смыслу, определять роль прилагательных в речи |
101 | Связь имени прилагательного с именем существительным. | Вводный урок. | объяснительно-иллюстративный, практический | развивать умения различать имена прилагательные среди однокоренных слов, подбирать к ним синонимы и антонимы; уточнить представления учащихся о зависимости прилагательного от существительног |
102 | Общее представление о сложных именах прилагательных (светло-синий, ярко-красный) и их написании. | Вводный урок. | объяснительно-иллюстративный, практический | развивать умения распознавать описательный текст, определять в нем роль прилагательных, выделять словосочетания с именами прилагательными; познакомить с правописанием сложных прилагательных и прилагательных, входящих в собственные названия. |
103 | Текст-описание. Художественное и научное описания. Использование имен прилагательных в тексте-описании. | Вводный урок. | объяснительно-иллюстративный, практический | Развивать умения распознавать художественное и научное описания, наблюдать над употреблением имен прилагательных в таких текстах. |
104 | Изменение имен прилагательных в единственном числе по родам при сочетании с именем существительным. | Повторительно-обобщающий урок. | методы-практический, обратная связь | ознакомить учащихся с изменением имен прилагательных по родам; развивать умение определять род имен существительных и прилагательных. |
105 | Упражнение в определении рода и в изменении имен прилагательных по родам. | Комбинированный урок. | методы - словесно-наглядный, практический | развивать умение изменять прилагательное по родам в зависимости от рода, существительного, определять правильно род прилагательных и правильно писать окончания. |
106 | Родовые окончания имен прилагательных. | Комбинированный урок. | методы - словесно-наглядный, практический | Развивать умение правильно писать родовые окончания имен прилагательных. |
107 | Число имен прилагательных (единственное, множественное), изменение имен прилагательных по числам при сочетании с именем существительным. | Комбинированный урок. | методы-практический, обратная связь | развивать умения писать родовые окончания прилагательных, определять число прилагательного, изменять прилагательные по числам. |
108 | Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа (-ые, -ие). | Вводный урок. | объяснительно-иллюстративный, практический | дать учащимся представление о том, что прилагательные во множественном числе по родам не изменяются; развивать умение писать родовые окончания прилагательных. |
109 | Изменение имен прилагательных в единственном числе по родам при сочетании с именем существительным. | Повторительно-обобщающий урок. | методы-практический, обратная связь |
110 | Общее представление об изменении имен прилагательных по падежам в зависимости от падежной формы имени существительного. | Повторительно-обобщающий урок. | методы - словесно-наглядный, практический |
111 | Упражнение в определении падежа имен прилагательных. Начальная форма имени прилагательного. | Повторительно-обобщающий урок. | методы-практический, обратная связь |
112 | Роль имен прилагательных в предложении (второстепенный член предложения). | Комбинированный урок. | методы - словесно-наглядный, практический |
Местоимение (5 часов) |
113 | Личные местоимения (значение, вопросы). Роль местоимений в речи. | Повторительно-обобщающий урок. | методы-практический, обратная связь | Развивать умение распознавать личные местоимения среди других частей речи. |
114 | Лицо и число личных местоимений. | Вводный урок. | Развивать умение определять грамматические признаки личных местоимений; обосновывать правильность выделения изученных признаков. |
115 | Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам. | Повторительно-обобщающий урок. | методы-практический, обратная связь |
116 | Контрольный диктант с грамматическим заданием №6 | Контрольный урок. | методы-практический, самостоятельная работа, обратная связь | проверить знания учащихся об имени прилагательном и правописании слов с изученными орфограммами; проверить умение подбирать заголовок к тексту. |
117 | Работа над ошибками. Наблюдение над употреблением местоимений в тексте. Роль местоимений в предложении (подлежащее, второстепенный член предложения). | Комбинированный урок. | методы - словесно-наглядный, практический | развивать умения исправлять ошибки, подбирать подходящие по смыслу прилагательные к существительным, составлять продолжение текста |
Глагол (13 часов) |
118 | Понятие о глаголе как части речи (значение, вопросы). | Урок повторительно-обобщающий. | методы - словесно-наглядный, практический | развивать навык определения глагола как части речи; уточнить функции глагола в речи. |
119 | Начальная (неопределенная) форма глагола. Роль глаголов в речи. | Комбинированный урок. | методы-практический, обратная связь | развивать навык определения глагола как части речи; уточнить функции глагола в речи. |
120 | Число глаголов (единственное, множественное). | Комбинированный урок. | методы - словесно-наглядный, практический | развивать навык определения глагола как части речи; уточнить функции глагола в речи. |
121 | Изменение глаголов по числам. | Вводный урок. | объяснительно-иллюстративный, практический | воспроизвести знания о числе глаголов: развивать умения определять число глаголов и изменять их по числам |
122 | Времена глагола (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глаголов по временам. | Повторительно-обобщающий урок. | методы-практический, обратная связь | дать общее представление о временных формах глагола; познакомить с особенностями каждой временной формы; учить различать их по вопросу и значению. |
123 | Упражнение в определении времени глаголов и в изменении глаголов по временам. | Вводный урок. | объяснительно-иллюстративный, практический | различать глаголы в настоящем и будущем времени; познакомить с написанием глаголов, отвечающих на вопрос что делаешь? |
124 | Упражнение в определении времени глаголов и в изменении глаголов по временам. | Повторительно-обобщающий урок. | методы - словесно-наглядный, практический |
125 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе. | Повторительно-обобщающий урок. | методы - словесно-наглядный, практический |
126 | Контрольный диктант с грамматическим заданием №7 по тексту администрации | Контрольный урок. | методы-практический, самостоятельная работа, обратная связь |
127 | Частица не. Правописание глаголов с частицей не. | Вводный урок. | методы-практический, обратная связь | уточнить знания о написании глаголов с частицей не, учить выделять глаголы с частицей не среди других слов, развивать навык правильного произношения глагольных форм. совершенствовать умение правильно писать слова с приставками, предлогами, частицей не и с другими изученными орфограммами. знания о глаголе как части речи; развивать умение писать слова с изученными орфограммами. |
128 | Частица не. Правописание глаголов с частицей не. | Комбинированный урок. | методы-практический, обратная связь |
129 | Роль глаголов в предложении (сказуемое). | Повторительно-обобщающий урок. | методы-практический, обратная связь |
130 | Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола. | Комбинированный урок. | методы-практический, обратная связь |
Повторение изученного за год (6 часов) |
131 | Повторение изученного | Урок повторительно-обобщающий. | методы-практический, обратная связь | обобщить и систематизировать знания как части речи; развивать умение писать слова с изученными орфограммами. |
132 | Повторение. Текст и предложение. | Урок повторительно-обобщающий. | методы-практический, обратная связь |
133 | Повторение. Состав слова. Части речи. | Урок повторительно-обобщающий. | методы-практический, обратная связь |
134 | Повторение. Правописание частей слова. | Урок повторительно-обобщающий. | методы-практический, обратная связь |
135 | Повторение. Правописание частей слова. | Урок повторительно-обобщающий. | методы-практический, обратная связь |
136 | Повторение. Части речи. | Урок повторительно-обобщающий. | методы-практический, обратная связь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку 1 класс ФГОС
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена с учётом требований ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ФГОС УМК "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку 1 класс с учетом требований ФГОС УМК "Школа России"...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ФГОС
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с ФГОС. УМК "Школа России" Содержит раздел "обучение письму" (по Канакиной)...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ФГОС ШКОЛА РОССИИ
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования, Примерной основной образовательной программы ОУ, авторс...
Рабочая программа по Русскому языку 3 класс (ФГОС)
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса к УМК "Школа России" (В.П.Канакина) с учетом ФГОС ( развёрнутая с УУД)...