Рабочая программа по русскому языку 3 класс по системе Л.В.Занкова.
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Бобровникова Светлана Викторовна

Рабочая программа составлена в соттветствии с требованиями ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon russk._yaz._2014-2015.zip602.55 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\РП 3а 2014-2015 Занков\РП 1Рус.яз..jpg

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по русскому языку (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. –5-е изд., - М.: Просвещение, 2011) и авторской программы по русскому языку Н.В. Нечаевой (Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова. / Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова.– Самара : Издательский дом «Федоров», 2011) и в соответствии со следующими нормативными документами:

  • приказ от 31.03.2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • учебный план МБОУ СОШ мкр.Вынгапуровский на 2014/2015 учебный год;
  • Положение о рабочей программе МБОУ СОШ мкр.Вынгапуровский.

Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:

  • Нечаева Н.В. Русский язык: Учебник для 3 класса: В 2 частях. – 4-е изд. – перераб. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
  • Нечаева Н.В., Воскресенская Н.Е. Рабочая тетрадь по русскому языку. 3 класс: В 4 ч. – Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2013.

В основу данного курса заложена идея реализации объективно существующего единства двух форм языка: системы языка и речи. Курс отличает практическая направленность на пользование системой языка, что возможно при реализации системно-деятельностного и индивидуального подхода в обучении.

Реализация программы помогает достичь двух целей: социокультурной и когнитивно-познавательной.

Социокультурная цель предполагает формирование коммуникативной компетентности учащихся, развитие речи школьников во всех ее формах и функциях и навыков грамотной, безошибочной речи как показателя общей культуры человека.

Когнитивно-познавательная цель связана с формированием у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, с начальным познанием основ науки о языке и формированием на этой основе мышления школьников.

Цели, поставленные перед преподаванием русского языка, достигаются в ходе осознания учениками взаимосвязи между целью речи, ее содержанием и средствами (лексикой, грамматикой, звуками и буквами) в различных речевых ситуациях устного и письменного общения и приобретения необходимых навыков пользования языковыми средствами.

В программе приводятся три взаимосвязанных основных содержательных раздела: «Развитие речи», «Система языка» и «Орфография и пунктуация». Представление о языке и речи как объективно существующем целом создает реальные условия не только для достижения функциональной грамотности обучающихся, но и, что чрезвычайно важно, для духовно-нравственного развития и воспитания школьников, их личностного развития, формирования метапредметных и предметных действий.

Стержневая тема курса - лексическая, грамматическая сочетаемость слов и средства, которые осуществляют эту связь: порядок слов в предложении, формы слов, служебные слова, интонационные средства, местоимения, синонимия. Стержневая тема определяет тот круг связей между речью и языком и между разделами языка, без которых она не может быть раскрыта. В эту область входит базовый минимум знаний и умений, предусмотренный нормативными документами.

Интегрированный характер курса является одним из важных условий достижения планируемых в ФГОС НОО результатов обучения русскому языку:

  • сформировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • способствовать пониманию обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознанию значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
  • сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
  • овладеть первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
  • уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
  • овладеть учебными действиями с языковыми единицами, умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

При организации процесса обучения в рамках данной программы  предполагается применением следующих педагогических технологий обучения:

- системно-деятельностный подход, ориентированный на формирование мировоззрения учащихся, познавательной самостоятельности устойчивых мотивов учения и мыслительных способностей (анализировать, сравнивать, обобщать); формирование метапредметных умений – фиксировать затруднения в собственной деятельности и выявлять их причины, ставить перед собой цель и планировать свои действия, выбирать способы и средства проектирования, выполнять самоконтроль и самооценку и др. – является приоритетом начального общего образования (формирование этих умений заложено в основу стандартов второго поколения);

- проблемное обучение, обеспечивающие «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего;

- информационно-коммуникационные технологии - показ презентаций для улучшения мотивации к курсу «Русский язык» и в приобретении знаний основ предмета.

Общая характеристика учебного предмета

В соответствии с современными требованиями курс русского языка построен на интегрированной основе: язык изучается как единство системы языка и речевой деятельности.

Для курса характерна яркая практическая направленность на пользование языком, на освоение его функций. Правильность речи обеспечивают освоение теории языка и опыт речевой деятельности в устной и письменной форме.

Такое представление о языке соответствует и ожиданиям новой информационной эпохи, которая требует от человека коммуникативной грамотности как необходимой его характеристики в XXI веке. И что не менее важно, это положение находит отражение в требованиях «Примерной программы по русскому языку», разработанной РАО в рамках стандартов второго поколения[1]. Содержание программы открывается рубрикой «Виды речевой деятельности», а дальше, в систематическом курсе, почти в равном объеме раскрыто содержание разделов «Система языка» и «Развитие речи», причем в последнем впервые развернуто представлены позиции по развитию и письменной, и устной речи, как это было сделано в нашей программе. Кроме того, в новых стандартах специально выделена программа «Информационная грамотность в начальной школе», под которой понимается «совокупность умений работы с информацией (сведениями)»[2]. В этой программе подробно изложена работа с устным и письменным текстом, формирование умений по применению средств информационных и коммуникативных технологий.

С 1 по 4 класс с разной степенью глубины в зависимости от основной темы во всех разделах курса русского языка ведется систематическая работа по следующим направлениям:

  1. Развитие фонематического слуха школьников, освоение законов обозначения звуков буквами, правил графики и орфографии.
  2. Понимание значений частей слова; разграничение процессов образования родственных слов (словообразование) и образования форм одного и того же слова (формообразование).
  3. Исследование свойств слов по их грамматическому значению и грамматическим признакам (самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, наблюдение свойств местоимений; служебные части речи: предлоги, союзы, частицы).
  4. Исследование свойств слов по их лексическому значению (многозначность, синонимия, антонимия), представление об омонимах и паронимах (без введения понятий).
  5. Понимание правил образования предложений, роли в этом:
  • служебных слов: предлогов (с именами существительными), союзов (однородные члены, сложные предложения), частиц (не с глаголом);
  • форм слов (род, число, падеж существительных, прилагательных, личных местоимений; время, число, лицо (род) глаголов);
  • порядка слов;
  • интонации (мелодика речи, логическое ударение, паузы; темп, тембр, громкость говорения).

6.        Исследование особенностей образования текста из предложений: ознакомление со стилями и типами текста; анализ чужого текста; составление собственного текста в устной и письменной форме, его анализ.

В 1 и 2 классах акцент был сделан на первых четырех направлениях при доминировании первого (развитие фонематического слуха, начальный этап освоения законов обозначения звуков буквами). В 3 классе, как и в 4-м, в равной мере активизированы все шесть направлений, однако доминирует исследование «жизни» слов в предложении, «жизни» предложений в тексте, правил образования предложений и текстов в соответствии с целью речи.

Курс составлен таким образом, чтобы программа 4 класса не была перегружена новым материалом, но чтобы содержание новых знаний позволяло учащимся увидеть работу известных им языковых средств в самых разнообразных ситуациях устной и письменной речи и, активно используя известное в практике речи, закрепить полученные в начальной школе теоретические знания и практические навыки. В 4 классе новыми, обязательными для усвоения темами в разделе «Система языка» являются: «Личные местоимения», «Лицо глагола», «Спряжение личных глаголов и их правописание».

Курс для 3 класса открывается разделом «Что нужно для общения». В этом разделе в процессе анализа устной и письменной речи ученики активизируют и систематизируют уже полученные знания о средствах языка (фонетических, морфемных, морфологических, синтаксических, лексических), об особенностях работы с информацией, о правилах общения. Эта глава начинает углубленную работу по развитию речевой деятельности, по овладению нормами культуры речи на базе изучения лексико-грамматических особенностей слова.

Следующий раздел «Секреты появления слов в русском языке» продолжает начатый во 2 классе разговор о составе слова. Тогда этот материал был ознакомительным, теперь он становится обязательным и, с учетом его сложности и значимости, пройдет через весь учебник не только 3 класса, но и 4-го.

С этого раздела углубляется, поднимается на новый уровень изучение текста: его признаки, тема, основная мысль, части текста (микротемы), средства связи между частями текста, между предложениями, стилевые особенности, типы текста, тексты разных жанров.

После материала, посвященного образованию новых слов, логично следует раздел «Как из слов образуются предложения», включающий основное содержание учебника. В этом аспекте дети исследуют служебные слова и формы слов, что обозначено темами: «Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы», «Изменение форм глагола: форм времени, числа и рода» (при сравнительном ознакомлении с неизменяемой неопределенной формой глагола), «Склонение имен существительных» и «Грамматические формы имени прилагательного». Эти грамматические темы чередуются (такой прием использовался и в учебниках для 1 и 2 классов) со связанными с ними синтаксическими (словосочетание, дополнение, определение, однородные члены) и орфографическими темами  после букв шипящих согласных на конце имен существительных; и, ы после ц; правописание падежных окончаний имен существительных; о, е в окончаниях существительных после букв шипящих согласных и ц; правописание суффиксов имен существительных -ик-, -ек-).

Обрамляются названные темы уже упоминавшимся первым разделом «Что нужно для общения» и последним «Как из предложений образуется текст». Однако работа по развитию устной и письменной речи, как отмечалось, этими разделами не ограничивается, анализ лексического значения слов, лексических групп слов, исследование поистине безграничных свойств предложения и текста является лейтмотивом всего учебника.

Такой порядок следования тем обеспечивает следующую логику изучения одной из ведущих грамматических тем 3 класса «Склонение имен существительных». Предшествуют теме ознакомление с ролью в предложении служебных частей речи и изучение изменений форм глагола (времени, числа и рода), при этом постоянно проводятся наблюдения за изменением  в  предложении  форм  существительных и прилагательных. Затем предметом углубленного изучения становятся уже известные третьеклассникам категории рода, числа имен существительных. Здесь вводится правило написания ь после букв шипящих согласных на конце имен существительных. Далее ученики анализируют грамматическую сочетаемость существительных, выступающих в предложении в роли главного и в роли второстепенного члена, наблюдают изменение их форм, узнают о падежных формах, выделяют орфограмму «Безударные гласные в окончании». Закрепляется знание о падежных формах в теме «Второстепенный член предложения - дополнение». Теперь вводится склонение имен существительных в форме единственного числа, разворачивается аналитическая работа по сравнению окончаний существительных разных склонений, что и является базой для усвоения правописания безударных окончаний, а также букв о, е в окончаниях существительных после букв шипящих согласных и ц.

Затем следует первичное ознакомление с правописанием падежных окончаний в форме множественного числа и со склонением имен прилагательных. Усвоение этих тем предполагается в 4 классе, когда ученики еще раз на новом материале вернутся к ним и к склонению существительных в форме единственного и множественного числа.

В заключительных темах «Второстепенный член предложения - определение», «Однородные члены предложения», «Как из предложений образуется текст» обобщается весь программный материал 3 класса.

Курсом обеспечивается многократность возвратов к изученному, что создает с материалом каждой новой темы новые взаимосвязи, новую систему знаний, способствуя прочному усвоению и ранее изученного, и нового знания без скучных специальных повторительных уроков.

Практически в каждом задании ребенок работает на словесно-образном и словесно-логическом уровнях, часто включается и наглядно-образный уровень. Такая методология построения заданий придает им многоуровневый, разноаспектный характер. Активизируется не только знание материала из разных разделов языка, но и межпредметные, метапредметные знания. Таким образом, в заданиях предусматривается разный уровень трудности их выполнения, что позволяет индивидуализировать процесс обучения и является решающим для создания ситуации успеха:

  • анализируют многозначное слово болтать, активизируют смысл понятий «родственные слова», «синонимы», «антонимы», многозначные слова;
  • определяют части речи;
  • инсценируют предложенную ситуацию, используя, по примеру Болтунов, только жесты, мимику и движения.

Главное в этом курсе, охватывающем почти все основные направления изучения русского языка, - то, что свою нишу в нем найдет каждый ребенок, так как задания затрагивают и средства передачи смысла в устной и письменной речи, и грамматику, и орфографию. Явления языка предстают перед третьеклассником целостно: в тесном переплетении цели речи, смысла слова и грамматических законов. Ученики на доступном для них уровне анализируют материал с разных сторон, переключаясь с одного аспекта на другой. Это еще одна возможность постоянно возвращаться к изученному, включая его в новые связи. Кроме того, такой подход чрезвычайно ценен для становления ученика, для воспитания волевых качеств, когда ребенок длительное время фиксирует свое внимание на одном содержании; для осознания своей успешности: не ответил на один вопрос, ответил на другие в рамках того же задания, работая со всем классом.

В 3 классе освоение основного, базового содержания, обозначенного в государственных стандартах, осуществляется системно: 1) пропедевтическое изучение будущего программного материала, сущностно связанного с актуальным содержанием для данного года обучения; 2) его изучение при актуализации объективно существующих связей с прежде изученным материалом; 3) включение этого материала в новые связи при изучении новой темы.

В 3 классе разворачивается уже достаточно глубокая работа с текстом:

  • анализ типа, стиля, жанра текста и его языковых и лексических особенностей;
  • анализ структуры и составление плана;
  • определение темы, идеи текста, придумывание (анализ) заголовка;
  • анализ средств связи между частями текста, между предложениями в каждой части, между словами в предложении. Полностью работают на формирование умения связно излагать мысли темы раздела «Как из слов образуются предложения», при изучении которого дети исследуют функции таких средств связи слов и выражения мысли, как формы слов, служебные слова, порядок слов, интонация;
  • сжатие и расширение текстов;
  • преобразование (редактирование) текстов, пунктирование его; все написанные учениками работы обсуждаются в классе с целью их последующего редактирования;
  • написание ответов на вопросы, миниатюр, объявлений, афиш, рекламы, поздравительных открыток, сочинений. Все задания на самостоятельное составление текста тесно связаны с содержанием предыдущих упражнений. Составление письменных текстов чередуется с устными ответами на задания упражнений, рассказами, а также инсценировками.

Особое значение в развитии речевой деятельности учеников в системе Л.В. Занкова всегда придавалось сочинениям. Они рассматриваются как уникальное средство развития личности, как средство освоения содержания образования и осмысления своего социального опыта[3].

Логика работы над сочинениями: от работ, написанных самостоятельно, спонтанно, без непосредственной подготовки, к составлению плана, к сознательному предварительному сбору необходимого материала, к четкой дифференциации языковых средств, необходимых для сочинений разных стилей и жанров. Это движение становится возможным за счет активизации косвенных путей развития письменной речи учащихся: нацеленности всего процесса обучения на общее развитие детей, на умение работать с текстом, на их языковое развитие; сочетания сочинений творческих и репродуктивных; серьезной работы над сочинением после его написания (устное обсуждение, редактирование, использование детских работ на уроках).

Опыт такой работы с чужим и собственным текстом необходим для подготовки к проведению проектно-исследовательских работ, которые, как мы уже отмечали, в соответствии с новыми образовательными стандартами стали обязательными уже в начальной школе, а также для многоаспектного исследования чужого текста, которое предполагает итоговая комплексная (интегрированная) проверочная работа, описанная выше.

На протяжении всего начального обучения систематически проводится лексическая работа. Учащиеся на практике знакомятся с многозначностью слов, омонимией, расширяется запас синонимов, антонимов. Лексическое значение слов сопоставляется с грамматическим значением. Учащиеся получают представление о различных типах словарей.

В основе методики преподавания предмета «Русский  язык»  лежит учебный диалог и проблемно-поисковый подход, обеспечивающие реализацию задач развивающего обучения. На уроке предпочтение отдаётся индивидуальным, парным и групповым формам организации деятельности детей.

Понятия  в  курсе  русского  языка  определяются  терминами,  принятыми в науке, или по  их  существенным  признакам.  При  отборе материала  учитывалась его актуальность, практическая значимость.

Исходя  из  вышеизложенного,  законченная  предметная линия «Русский (родной) язык»   своими   средствами   создает  условия для личностного  развития школьников,  формирования умения учиться, приобретения предметных  умений,  что  поможет  им  получить социокультурный опыт и адаптироваться  к  следующему этапу  обучения.                                                    

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом начального общего образования и примерной программой рабочая программа по курсу «Русский язык» предусматривает 170 часов в год (5 часов в неделю). Темы уроков сформулированы согласно  авторским методическим рекомендациям для учителя.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования Обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная  устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. Основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования сформулированы в Стандарте и Образовательной программе. К ним относятся:

- формирование основ гражданской идентичности личности на базе воспитания чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;

- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности организации своей деятельности;

- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

        Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

По каждому разделу курса «Русский язык» прописаны предметные и метапредметные результаты с учётом того,  чему научится обучающийся и чему получит возможность научиться.

Универсальные учебные действия

Личностные универсальные учебные действия

У третьеклассника будут формироваться:

  • ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;
  • интерес к познанию русского языка;
  • ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
  • предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю;
  • представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
  • понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей;
  • ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
  • понимание чувств одноклассников, учителей;
  • понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с материалами курса по русскому языку.

Третьеклассник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
  • способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • сопереживания другим людям;
  • следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалом курса по русскому языку.

Регулятивные универсальные учебные действия

Третьеклассник научится:

  • следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
  • контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
  • отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
  • вносить необходимые коррективы в действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
  • действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Третьеклассник получит возможность научиться:

  • самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с учебным материалом;
  • на основе результатов решения речевых задач делать выводы о свойствах изучаемых языковых явлений.

Познавательные универсальные учебные действия

Третьеклассник научится:

  • осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
  • осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке;
  • пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;
  • строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
  • находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
  • воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества

групп;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • осуществлять синтез как составление целого из нескольких частей;
  • понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);
  • обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
  • подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены; подлежащее, сказуемое);

-        проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Третьеклассник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
  • записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
  • строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Третьеклассник научится:

-        строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

-        ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

-        учитывать другое мнение и позицию;

-        договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);

  • контролировать действия партнера;
  • адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Третьеклассник получит возможность научиться:

  • строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
  • оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
  • использовать речь для планирования своей деятельности.

Предметные результаты

Развитие речи

Третьеклассник научится:

  • осознавать взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях; выбирать адекватные средства: слова, интонации, темп речи, тембр и силу голоса, жесты, мимику в соответствии с конкретной ситуацией общения;
  • выражать собственное мнение, обосновывать его;
  • владеть начальными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.);
  • строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе;
  • применять речевой этикет в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения;
  • определять последовательность частей текста, составлять план.

Третьеклассник получит возможность научиться:

  • использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, повествование, рассуждение;
  • сочинять письма, записки, рекламу, афишу, объявление и пр.;
  • находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы);
  • составлять содержательное и стилистически точное продолжение к началу текста;
  • создавать тексты по предложенному заголовку, получить первичные умения в анализе написанных работ, в их редактировании;
  • подробно или выборочно пересказывать текст;
  • выполнять проект «Банк заданий», представляя результат проекта в бумажном или электронном виде (набор заданий и презентация, сопровождающая защиту проекта);
  • пользоваться специальной и справочной литературой, словарями, газетами, журналами, Интернетом.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Третьеклассник научится:

  • актуализировать фонетический материал в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные; согласные звонкие, глухие парные, непарные; согласные твердые, мягкие парные, непарные; шипящие, всегда твердые, всегда мягкие;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова в словах типа крот, пень; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел); в словах с непроизносимыми согласными;
  • использовать алфавит для упорядочения слов и при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Третьеклассник получит возможность научиться:

  • узнавать позиционные чередования звуков;
  • проводить фонетикографический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
  • оценивать правильность проведения фонетикографического (звукобуквенного) разбора слов;
  • соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме словаря произношения, представленного в учебнике);
  • находить при сомнении в правильности произношения слова или постановки ударения ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
  • совершенствовать навык клавиатурного письма.

Лексика

Третьеклассник научится:

  • воспринимать слово как единство звучания, значения и грамматических признаков;
  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Третьеклассник получит возможность научиться:

  • понимать этимологию мотивированных названий (расширение словаря таких слов);
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов и при их сравнении;
  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • оценивать уместность использования слов в различных текстах;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи;
  • различать в тексте омонимы (на практическом уровне);
  • понимать значение употребленных в текстах учебника фразеологизмов;

ориентироваться в разнообразии словарей по русскому языку.

Состав слова (морфемика)

Третьеклассник научится:

  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.

Третьеклассник получит возможность научиться:

  • находить в словах окончание, основу, корень, приставку, суффикс, постфикс, соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
  • узнавать образование слов с помощью приставки, суффикса и сложения основ;
  • понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
  • оценивать правильность разбора слов по составу.

Морфология

Третьеклассник научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • находить начальную форму имени существительного;
  • определять грамматические признаки имен существительных: род, число, падеж, склонение;
  • находить начальную форму имени прилагательного;
  • определять грамматические признаки прилагательных: род, число, падеж;
  • различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?», находить начальную (неопределенную) форму глагола;
  • определять грамматические признаки глаголов - форму времени; число, род (в прошедшем времени).

Третьеклассник получит возможность научиться:

- выполнять морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму;

  • оценивать правильность проведения морфологического разбора;
  • устанавливать связь между употребленным в тексте местоимением (личным) и существительным, на которое оно указывает;
  • определять функцию предлогов: образование падежных форм имен существительных;
  • устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.

Синтаксис

Третьеклассник научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;
  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
  • находить главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
  • выделять предложения с однородными членами.

Третьеклассник получит возможность научиться:

  • различать второстепенные члены предложения - определение, дополнение;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
  • устанавливать связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении;
  • использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения.

Орфография и пунктуация

Третьеклассник научится:

-        применять ранее изученные правила правописания, а также:

  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
  • разделительные ъ и ь;
  • безударные окончания имен прилагательных;
  • не с глаголами;
  • раздельное написание предлогов с другими словами;
  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю (в т.ч. по справочнику в учебнике);
  • безошибочно списывать текст;
  • писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания;
  • проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Третьеклассник получит возможность научиться:

-        применять правила:

  • ь после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, мышь, (нет) туч);
  • гласные в суффиксах -ик-, -ек-;
  • соединительные гласные о, е в сложных словах;
  • запятые при однородных членах предложения;
  • объяснять правописание безударных падежных окончаний имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ие, -ов, -ин);
  • объяснять правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных;
  • осознавать место возможного возникновения орфограммы;
  • подбирать примеры с определенной орфограммой;
  • при составлении собственных текстов, чтобы избежать орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы;
  • при работе над ошибками определять способы действий, помогающие предотвратить их в последующих письменных работах;
  • различать разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря.

Характерные для учебного курса формы организации деятельности обучающихся:

- групповая, парная, индивидуальная деятельность;

- исследовательская деятельность;

- практикумы.

Специфические для  учебного курса формы контроля  освоения обучающимися содержания:

- текущий: тест, устный опрос

- промежуточный: тематические проверочные работы, контрольные работы, тест, самостоятельная работа

- итоговый: контрольная работа, тест.

Диагностика личностных и метапредметных результатов проводится в форме тестирования, комплексной работы.

В классе 27 обучающихся. Из них по результатам комплексной работы по итогам 2-го класса базовый повышенный уровень выявлен у 5 обучающихся, базовый – у 22 обучающихся, поэтому в содержание программы включён материал, превышающий уровень обязательных требований в соответствии со стандартом и  не требующий корректировки в содержании авторской программы, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.

Содержание учебного предмета

Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует требованиям основной образовательной программы начального общего образования. Рабочая программа включает все темы, предусмотренные для изучения федеральным государственным образовательным стандартом по русскому языку и авторской программой данного учебного курса.

В соответствии с Примерной основной образовательной программой по русскому (родному) языку и целями данного курса в программе раскрыты три взаимосвязанных основных содержательных раздела: «Развитие речи», «Система  языка»  и «Орфография и  пунктуация».

Блок 1. Развитие речи

Развитие речевой деятельности. Данное направление работы поддерживается организацией всей жизнедеятельности ребенка, в том числе и другими учебными курсами, разработанными в рамках системы общего развития школьников, и раскрывается в Методических пояснениях по литературному чтению (В.Ю. Свиридова), по математике (И.И. Аргинская), по курсу «Окружающий мир» (Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков), по технологии (Н.А. Цирулик), по музыке (Г.С. Ригина).

Основной способ освоения устной и письменной речи - самостоятельная речевая деятельность ребенка в вариантных условиях и анализ соответствия речевых средств конкретной ситуации.

Устная речь (слушание, говорение)

Продолжается работа по уяснению детьми взаимосвязи между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях. Выбор адекватных средств: слов, интонации, темпа речи, тембра и силы голоса, жестов, мимики.

Практическое овладение монологом, диалогом - расширение опыта на новом содержании. Выражение собственного мнения, его обоснование. Использование в монологическом высказывании разных типов речи: описание, повествование, рассуждение. Овладение начальными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.).

Применение речевого этикета в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения.

Соответствие речи орфоэпическим нормам, особое внимание к диалектизмам, просторечиям (без введения понятий).

Письменная речь (чтение, письмо)

Представление о типах речи: повествование, описание, рассуждение. Представление о стилистических различиях языка в научном (научно-популярном), художественном и деловом текстах. Смысловые связи между частями текста. Микротемы, их логическая последовательность в тексте. План. Составление содержательного и стилистически точного продолжения к началу текста. Изменение стиля текста (об одном и том же по-разному). Способы выражения позиции автора (в течение 3-4 классов).

Необходимое и достаточное для выражения цели высказывания в соответствии с выбранной автором формой. Сравнение разных способов выражения одной цели высказывания или одной темы высказывания.

Знакомство с особенностями составления рекламы, афиши, инструкции.

Знакомство с различными видами изложений. Сочинения (репродуктивные и творческие) - в течение 3-4 классов. Предварительный отбор материала для сочинения. Использование специальной и справочной литературы, словарей, газет, журналов, Интернета. Анализ учениками написанных работ. Редактирование сочинений. Использование детских сочинений в качестве содержания на различных учебных предметах. Составление альбомов. Выставки детских работ.

Оформление диалога: реплики, слова автора.

Способы связи предложений в тексте. Способы связи слов в предложении.

Изменение смысла высказывания при распространении основы предложения и его сокращении до основы.

Осуществление проекта «Банк заданий» (пояснения см. в учебнике).

Блок 2. Система языка

Система языка. Структурирование системы русского языка осуществляется с учетом объективно существующих связей между его разделами.

Понятия в курсе русского языка определяются или по их существенным признакам, или терминами, принятыми в науке. При отборе материала учитывались его актуальность, практическая значимость.

Фонетика и орфоэпия

Актуализация фонетического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные; согласные звонкие, глухие парные, непарные; согласные твердые, мягкие парные, непарные; шипящие, всегда твердые, всегда мягкие. Представление о позиционных и исторических чередованиях звуков. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка (см. «Справочник произношения» в учебнике). Звукобуквенный разбор слова (алгоритм см. в учебнике).

Графика

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа крот, пень; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел); в словах с непроизносимыми согласными.

Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Совершенствование навыков клавиатурного письма.

Лексика

Понимание слова как единства звучания, значения и грамматических признаков. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Расширение представлений об этимологии, омонимах (без введения понятия), антонимах, синонимах, многозначности, фразеологизмах: анализ использования в тексте, употребление в собственной речи. Работа над словом обогащается иноязычной лексикой, устаревшими словами.

Работа со словарными статьями в учебнике и со словарями: орфографическим, произношения, эпитетов, синонимов, этимологическим, толковым, иностранных слов, фразеологическим. Желательный список словарей для работы учеников: словообразовательный, морфемно-орфографический (по алфавиту), обратный, толковый, иностранных слов, орфоэпический, этимологический, сравнений, антонимов, фразеологический, фразеологических синонимов.

Состав слова (морфемика)

Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, основы, корня, приставки, суффикса, постфикса -ся(-сь). Образование слов с помощью приставки, с помощью суффикса и сложения основ (сложные слова). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о смысловых, эмоциональных, изобразительных возможностях суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу с опорой на алгоритм, приведенный в учебнике.

Морфология

Части речи. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма. Изменение существительных по падежам (падежные вопросы). Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Различение 1, 2, 3-го склонения имен существительных в форме единственного числа. Склонение существительных во множественном числе (ознакомление). Морфологический разбор имен существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Начальная форма. Наблюдение зависимости форм прилагательного от форм имени существительного: род, число, падеж. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ье, -ов, -ин. Морфологический разбор имен прилагательных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Практическое ознакомление с неопределенной формой глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что делать?» и «что сделать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных. Отличие предлогов от приставок.

Союзы и, а, но; их роль в речи. Частица не, ее значение.

Синтаксис

Различение предложения и словосочетания. Наблюдение связи слов в словосочетании. Грамматическая основа предложения. Представление о второстепенных членах предложения (определение и дополнение). Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Предложения с однородными членами с союзами и (без перечислений), а, но и без союзов. Нахождение предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Интонация при перечислении однородных членов предложения.

Смысловая зависимость содержания предложения от использованных грамматических средств.

Блок 3. Орфография и пунктуация

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря.

Применение ранее изученных правил правописания, а также правил:

-        непроизносимые согласные;

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными (перечень слов см. в «Справочнике правописания» учебника);
  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

-        разделительные ъ и ь;

-        ь после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, мышь, (нет) туч);

-        не с глаголами;

- раздельное написание предлогов с другими словами. Практическое ознакомление с написанием приставок на з- и с-, гласных в суффиксах -ик-, -ек-.

Первичное освоение правописания безударных падежных окончаний имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ие, -ов, -ин); о, е в падежных окончаниях после шипящих и ц. Ознакомление с правилом написания и, ы после ц в разных частях слова, соединительных гласных о, е в сложных словах. Объяснение постановки запятых при однородных членах предложения.

Тематическое планирование

Тематическое планирование

Характеристика деятельности обучающихся

Раздел 1.

Что нужно для общения – 13 часов

Выражать  собственное мнение, обосновывать его.

Владеть начальными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор,  привлечь внимание и т.п.).

Строить  устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе.

Применять речевой  этикет  в  ежедневных  ситуациях учебного  и бытового общения.

Определять последовательность частей текста, составлять план.

Использовать  в  монологическом высказывании разные типы речи: описание,   повествование, рассуждение.

Составлять письма, записки, рекламу, афишу, объявление  и пр.

Находить   средства   связи   между предложениями (порядок  слов,  местоимения, служебные слова, синонимы).

Составлять содержательное    и стилистически точное  продолжение к началу  текста.

Создавать тексты  по предложенному  заголовку,  получить первичные умения в анализе  написанных работ, в их редактировании.

Раздел 2.

Секреты появления слов в русском языке – 31 час

Заимствованные слова (3 часа)

Основа слова (2 часа)

Какую работу выполняет в слове суффикс (9 часов)

Какую работу выполняет в слове приставка (8 часов)

Сложные слова (9 часов)

Объяснять значение слова давать развернутое толкование значение.

Анализировать   текст  с установкой на поиск в нем родственных слов, слов с заданными приставками и суффиксами.

Характеризовать алгоритм разбора слов по составу, использовать его.

Раздел 3.

Как из слов образуются предложения – 109 часов

Средства связи слов в предложении (2 часа)

Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. (Роль предлогов в предложении)

(13 часов)

(Роль союзов в предложении)

(Роль частиц в предложении)

Изменение форм глагола: форм времени, числа и рода (12 часов)

Грамматические признаки имени существительного (14 часов)

(Правописание Ь после букв шипящих согласных на конце имен существительных)

Словосочетание (9 часов)

(Правописание гласных Ы, И после Ц)

Изменение имен существительных по падежам

(8 часов)

Второстепенный член предложения - дополнение (4 часа)

Склонение имен существительных в форме единственного числа (22 часа)

(Правописание падежных окончаний имен существительных в форме единственного числа)

(О, Е в окончаниях существительных после букв шипящих согласных и Ц)

(Правописание суффиксов имен существительных -ИК-, -ЕК-)

Падежные окончания существительных в форме множественного числа (7 часов)

Грамматические формы имени прилагательного. Второстепенный член предложения – определение (8 часов)

Однородные члены предложения (10 часов)

Раздел 4.

Как из предложений образуется текст – 8 часов

Определять функцию предлогов.

Устанавливать отличие   предлогов от приставок,  значение  частицы не.

Объяснять выбор нужного союза в предложении

Различать глаголы,  отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?».

Находить начальную (неопределенную) форму глагола.

Определять грамматические признаки глаголов  – форму  времени;  число, род (в прошедшем  времени).

Различать изменяемые и неизменяемые слова.

Находить  начальную  форму  имени существительного.

Определять грамматические признаки  имен  существительных –  род, число, падеж, склонение.

Различать предложение, словосочетание и слово.

Устанавливать  при помощи смысловых  вопросов   связь   между  словами в словосочетании и предложении.

Применять правила правописания:

- гласные в суффиксах  ик,  ек;

- соединительные гласные о, е в сложных словах;

- запятые  при   однородных   членах предложения.

Различать второстепенные члены предложения  – определение, дополнение.

Определять грамматические признаки  прилагательных род,  число, падеж.

Выделять предложения с однородными членами.

Моделировать алгоритмы  применения орфографических правил, следовать составленным алгоритмам.

Повторение изученного (резерв) – 9 часов

Материально-техническое обеспечение программы

I. Дополнительная литература:

1. О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 3 класс. Под редакцией О.Б. Логиновой. Москва «Просвещение», 2012г.

2. Голубь В.Т. Зачётная тетрадь. Тематический контроль знаний учащихся. Русский язык. 3 класс. Практическое пособие для начальной школы. – Воронеж: ООО «Метода», 2013.

3. Русский язык. 1-4 классы : сочинения и изложения / авт.-сост. Н. Н. Бобкова [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2011.

4. Русский язык. 2-4 классы : олимпиадные задания / авт.-сост. Н. Н. Т. Ю. Родионова. – Волгоград : Учитель, 2012.

5. Контрольные работы по системе Л.В. Занкова . 1-е полугодие / Сост. С.Г. Яковлева. - Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010.

6. Контрольные работы по системе Л.В. Занкова . 2-е полугодие / Сост. С.Г. Яковлева. - Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010.

7. Нечаева Н.В. Методические рекомендации к курсу «Русский язык», 3 класс. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»,  2011.

8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли : система заданий / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. – М. : Просвещение, 2011.

II.  Специфическое оборудование:

  • магнитная доска;
  • алфавит;
  • таблицы к основным разделам грамматического материала  (в соответствии с программой)
  • наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе;
  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
  • наборы ролевых игр (по темам инсценировок);
  • аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
  • слайды и видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности).

III. Электронно-программное обеспечение:

  • выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет только для учителя начальной школы, для учащихся – на уровне ознакомления);
  • цифровые зоны: коммуникационная (веб-камера на рабочем месте учителя, доступ через скайп);
  • СД – диск «УМК Кирилл и Мефодий. УМК «Начальная школа 3.0»;
  • СД – диск «Академия младшего школьника. 1-4 класс»;
  • Е.А. Бондаренко, С.В. Корнилаев Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе. Русский язык. 1-4 кл.: Пособие для учителей общеобразовательных школ/Бондаренко Е.А., Корнилаев С.В. и др. – М.: БизнесМеридиан, 2011.

Интернет-ресурсы:

  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
  • Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
  • Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival.1september.ru
  • Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www.km.ru/education
  • Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.uroki.ru
  • Нацпроект «Образование» – Режим доступа: http://mon.gov.ru./proekt/ideology
  • Проект «Информатизация системы образования» – Режим доступа: http://www.ural-chel.ru/guon/inform.htm.
  • Сайт «Все для учителей начальной школы» – Режим доступа: http://www.nsc.1september.ru
  • Сайт «Государственные образовательные стандарты второго поколения» – Режим доступа: http://www.standart.edu.ru
  • Сайт ГОУ ДПО ЧИППКРО – Режим доступа: http://www.ipk74.ru
  • Сайт журнала «Вестник образования» – Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru
  • Сайт журнала «Начальная школа» – Режим доступа: http://www.n-shkola.ru
  • Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации – Режим доступа: http://www.mon.gou.ru
  • Презентации по русскому языку.

IV. Технические средства обучения.

  • телевизор;
  • видеомагнитофон/видеоплейер;
  • CD/DVD-проигрыватели;
  • мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • демонстрационный экран;
  • интерактивная доска;
  • принтер лазерный;
  • сканер;
  •  нетбуки для обучающихся (30 штук);
  • тележка для хранения и зарядки нетбуков.

Приложение 1

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Число

Име-ется в нали-чии

Заказано

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

Учебно-методические комплекты по русскому языку для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.)

Стандарт начального образования по русскому языку.

Примерная программа начального образования по русскому языку.

К

Д

Д

+

+

+

Печатные пособия

2.

Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв).

Касса букв и сочетаний (по возможности)

Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандарте начального образования по русскому языку.

Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по русскому языку (в том числе и в цифровой форме).

Словари всех типов по русскому языку.

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в стандарте начального образования по русскому языку (в том числе и в цифровой форме).

Д

Ф

Д

Д

Ф/Д

Д

+

+

+

+

+

+

Технические средства обучения (ТСО)

3.

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц,  постеров и картинок

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Телевизор (по возможности)

Видеомагнитофон/ видеоплейер (по возможности)

Аудиоцентр/ магнитофон.

Диапроектор

Мультимедийный проектор (по возможности)

Экспозиционный экран (по возможности)

Компьютер (по возможности)

Сканер (по возможности)

Принтер лазерный (по возможности)

Принтер струйный цветной (по возможности)

Фотокамера цифровая (по возможности)

Видеокамера цифровая со штативом (по возможности)

Лингафонные устройства, обеспечивающие связь между преподавателем и учащимися, между учащимися (по возможности).

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Экранно-звуковые пособия

4.

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения

Видеофильмы, соответствующие тематике, данной в стандарте начального общего образования по русскому языку (по возможности).

Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике, данной в стандарте начального общего образования по русскому языку (по возможности)

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике, данной в стандарте обучения

Д

Д

Д

Д

+

+

+

+

Игры и игрушки

5.

Куклы в русской (национальной) одежде и другие предметы окружающего мира ребенка, передающие этнический облик русских и других представителей Российской Федерации.

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: Дом, Зоопарк, Ферма, Транспорт, Магазин, и др.)

Настольные развивающие игры (типа "Эрудит") и др.

Д

П

Ф

+

+

+

Оборудование класса

6.

Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев

Стол учительский с тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.

К

Д

Д

Д

Д

+

+

+

+

+

Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс);

К - полный комплект (на каждого ученика класса);

Ф -  комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников);

П - комплект для работы в группах (один на 5—6 учащихся).

Приложение 2

Учебно-тематический план

п/п

Наименование

разделов

Всего часов

В том числе

Контр.

работы/

Пров. работы (ПР)/

Слов. дик. (СД)

Развитие речи

(С), (И), (РДТ)

Контр. спис.

1.

Раздел 1.

Что нужно для общения

13

1(КР)

1(СД)

1 (С)

-

2.

Раздел 2.

Секреты появления слов в русском языке

Заимствованные слова (3 часа)

Основа слова (2 часа)

Какую работу выполняет в слове суффикс (9 часов)

Какую работу выполняет в слове приставка (8 часов)

Сложные слова (9 часов)

31

1(КР)

3(ПР)

3(СД)

1(С)

2(И)

1(РТД)

1(КС)

3.

Раздел 3.

Как из слов образуются предложения

Средства связи слов в предложении (2 часа)

Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. (Роль предлогов в предложении)

(13 часов)

(Роль союзов в предложении)

(Роль частиц в предложении)

Изменение форм глагола: форм времени, числа и рода (12 часов)

Грамматические признаки имени существительного (14 часов)

(Правописание Ь после букв шипящих согласных на конце имен существительных)

Словосочетание (9 часов)

(Правописание гласных Ы, И после Ц)

Изменение имен существительных по падежам

(8 часов)

Второстепенный член предложения - дополнение (4 часа)

Склонение имен существительных в форме единственного числа (22 часа)

(Правописание падежных окончаний имен существительных в форме единственного числа)

(О, Е в окончаниях существительных после букв шипящих согласных и Ц)

(Правописание суффиксов имен существительных -ИК-, -ЕК-)

Падежные окончания существительных в форме множественного числа (7 часов)

Грамматические формы имени прилагательного. Второстепенный член предложения – определение (8 часов)

Однородные члены предложения (10 часов)

109

2(КР)

8(ПР)

10(СД)

7(С)

3(И)

3(РТД)

3(КС)

4.

Раздел 4.

Как из предложений образуется текст

7

1(КР)

1(СД)

1(С)

1(И)

-

9.

Повторение изученного (резерв)

10

-

1(СД)

-

-

ИТОГО

170

5(КР)

11(ПР),

16(СД)

10 (С), 

6 (И),

 4 (РДТ)

4(КС)


[1] Примерные программы начального общего образования: в 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2009.

[2] Там же. С. 278.

[3] Методика работы с сочинениями показана в изд.: Нечаева Н.В. Методические рекомендации к курсу «Русский язык». 2 кл. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 1 класс, система Л. В. Занкова, ФГОС-2

Рабочая программа по русскому языку включает программу по обучению грамоте (письмо), рназработана на основе рекомендаций ФГОС....

рабочая программа по русскому языку 1 класс, система Л. В. Занкова, ФГОС-2

Рабочая программа по русскому языку включает программу по обучению грамоте (письмо), рназработана на основе рекомендаций ФГОС....

Рабочая программа по математике, 2 класс по системе Л.В. Занкова

Пояснительная записка Рабочая программа по математике составлена на основе авторской программы «Математика. Аргинская И.И., С.Н. Кормишина». («Программы начального образования. Система Л. В. Занкова....

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочие программы для 1-4 классов по системе Л.В.Занкова

Рабочие программы для 1-4 классов, система Л.В.Занкова...