КВН по русскому языку во 2 классе, УМК «Гармония»
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему
Внеклассные занятия по русскому языку позволяют воспитывать интерес и любовь к русскому языку, гордость за свой язык,
понимать значение русского языка в жизни человека, общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_grammatika_kvn_po_russkomu_yazyku.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Тарко-Сале Пуровского района
Занимательная
грамматика.
КВН по русскому языку во 2 классе
УМК «Гармония»
Разработала
учитель начальных классов
Спиридонова Валентина Федоровна
г. Тарко – Сале
2013 г.
Занимательная грамматика.
КВН по русскому языку , 2 класс.
Цели.
Воспитывать интерес и любовь к русскому языку, гордость за свой язык.
Рассказать о значении русского языка в жизни человека, общества.
Познакомить со словарями русского языка и их значением.
Оборудование: плакат «Занимательная грамматика», плакаты с высказываниями о русском языке, выставка словарей, магнитофон, фонограмма песни «Ужасно интересно» из мультфильма «33 попугая», карандаши, фломастеры, карточки с заданиями, ребусами, грамоты для награждения.
Участники: дети, ведущий, Сказочный герой – Зелёная скука, члены жюри.
Ход праздника.
1.Вступление.
Ведущий. Дорогие ребята и гости. Сегодня наш КВН посвящён русскому языку. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Это сказки и мамины колыбельные в детстве. Позже – наука, техника – всё это тоже язык. Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество слов и названий.
В России люди говорят на 100 языках. А в каждом из 100 языков слов тысячи. Как люди понимают друг друга? Есть помощник в таком трудном деле? Да. Все жители России знают свой родной язык и ещё русский. А тот, кто говорит на русском языке, может разговаривать со всеми людьми нашей большой страны. Отгадайте. Как называется наш КВН.
(Читают плакат: «Занимательная грамматика»).
Прочитаем вместе девиз нашего КВН:
Орешек знаний твёрд,
Но всё же
Мы не привыкли уступать,
Нам расколоть его поможет
Наш КВН «Хочу всё знать»!
В нашем зале много плакатов с высказываниями о русском языке, давайте прочтём некоторые из них.
«Знай и люби русский язык»
«Ты наш друг, родной язык»
«Береги наш язык, наш прекрасный русский язык»
И.Тургенев
«Язык – это история народа»
А.Куприн
2. Представление.
Ведущий. Итак, тема нашего КВН: «Занимательная грамматика».
(Вбегает Зелёная скука. Она не здоровается)
Ведущий (В.) Кто это, ребята?
Зеленая скука (З.с.) И здесь меня не ждали, не узнают совсем (зевает, вынимает зеркальце, прихорашивается). Так узнали меня или нет? (Поворачивается спиной к детям, на спине листок с надписью «Зелёная скука»).
А что вы здесь делаете?
Дети (Д.) Играем в КВН, изучаем русский язык
З.с. Как интересно, вы изучаете русский язык ( рассматривает свой язык в зеркальце.
Д. Изучаем орфограммы.
З.с. Какие такие арфягремы? Буквы знаете? Вот и пишите буква к букве, получится арфягремы (зевает). Скука ужасная.
В. А ты, Зелёная скука, буквы то знаешь?
З.с. Конечно, я ведь современная образованная скука, правда, немного зеленоватая. Сейчас я вам покажу. Что достаточно знать буквы, и это самое главное. Вот, пожалуйста, напишу слова «русский язык» (пишет на доске «рускей изыг».
В. Ой! Что ты написала, сколько ошибок сделала!
Д. 4.
В. Давайте исправим.
З.с. Подумаешь, итак всё было понятно. Скучные все ваши правила. Смотрю я на вас, и так всех жалко.
А ну-ка, закройте глазки правой рукой, а ушки – левой. Что-то у вас неправильно получилось, одно ухо открытым осталось. А ну-ка, сделайте наоборот. Быстрее меняем руки, хлопаем перед сменой рук. Ничего не получается. Мне хотелось, чтобы вы глазки закрыли, ушки заткнули, чтобы ничего не видели, не слышали, и стало бы вам скучно. Не получилось.
В. Ребята, вы хотите дружить с Зелёной скукой и слушать её во всём?
Д. Нет!
В. Давайте покажем ей, что знать и изучать русский язык очень интересно и увлекательно. Это и будет целью нашей игры.
Итак, мы начинаем КВН.
Наше жюри (представление).
Жюри выставляет очки командам, но и зрители, также могут для своей команды заработать дополнительные очки.
3. Представление команд – участников.
В. А сейчас мы поприветствуем команды участников нашего праздника.
1 команда – «Точка»
2 команда – «Восклицательный знак»
3 команда – «Слово»
4 команда – «Вопросительный знак»
5 команда – «Предложение»
«Предложение»
Мы весёлые ребята,
И не любим мы скучать,
С удовольствием мы с вами
В КВН будем играть.
«Слово»
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет,
Сегодня будет дружба
Владычицей побед!
«Точка»
Победу, а не пораженье,
Мы пожелаем вам друзья.
Соперник наш, не позабудь,
К победе очень труден путь!
«Вопросительный знак»
И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания!
«Восклицательный знак»
И соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней
И наша дружба крепнет с ней!
В. Пожелаем нашим командам удачи, пусть они порадуют всех нас своими знаниями, умениями, смекалкой, эрудицией в области грамматики русского языка.
4. 1 задание «Разминка».
(команды на сцене. Задания поочерёдно каждой команде предлагает словосочетание.
Задание. Замени близким по значению существительным
Н-р: богатый человек (богач)
Храбрый человек (храбрец)
Болтливый человек (болтун)
Ленивый человек (лентяй)
Мудрый человек (мудрец)
Сильный человек (силач)
5. Сценка «Знаки препинания» ( показывают болельщики).
6. 2 задание «Расставь знаки».
Каждая команда получает карточку с заданием.
Расставь знаки препинания в конце предложения: . ! ?
- Знаешь ли ты, сколько месяцев в году
- Двенадцать
- Как же это случилось
- Будьте здоровы
- Приближается пора холодов
- Скорее иди сюда
- В гости к нам зима пришла
- Какой сегодня прекрасный день
( пока команды выполняют задания, зрители играют с Зелёной скукой. Им предлагается игра «Замени букву»)
7. 3 задание капитанам «Словарные слова».
Каждому из нас приходится сталкиваться со словарными словами. Правил для их запоминания просто не существует. Проверить их родственными словами не получается. Их приходится просто запоминать.
За 3 минуты капитанам нужно вспомнить и записать словарные слова на темы «Школа», «Овощи», «Фрукты», «Животные».
- Сказки про словарные слова.
Существует много словарей, книг, которые помогают нам запомнить эти слова. Послушайте две истории, которые помогут вам запомнить без труда некоторые из слов.
( ребята разыгрывают сценки о словарных словах «Медведь», «С о бака»)
- 4 конкурс «Фразеологизмы».
В. Что такое фразеологизмы?
Это важный строительный материал языка. Как и отдельные слова, они могут служить для обозначения предмета и явления, действия, свойств, качеств. Мы нередко слышим: болеть душой, ломать голову, водой не разлить, мастер на все руки, не пасть духом.
Это не просто слова – это целая история, увлекательная и занимательная сфера языка. Чтобы понимать язык фразеологии, нужно обратиться к фразеологическим словарям. Открой, прочти – и всё станет ясно и понятно.
Командам предлагается решить задания с фразеологизмами на карточках.
Фразеологизмы.
Замени устойчивое выражение из левого столбика близким по значению словом из правого столбика и соедини стрелками.
Прикусить язык болтать
Как снег на голову молчать
Ворон считать неожиданно
Лясы точить мечтать
Бить баклуши бездельничать
Пока команды готовятся продемонстрировать знание языка, зрителям предлагается послушать частушки.
Промежуточное подведение итогов.
Физминутка.
Встали девочки, мальчики, кто родился в январе, феврале, марте,апреле…, у кого фамилия начинается на Б, на Т, на К, у кого дома есть кошка, собака, кто любит животных, лениться, кто любит русский язык.
- 5 конкурс «Сложи одно слово из 2х»
Карточки.
Из слов левого и правого столбика составь новое слово. Соедини стрелками.
Мясо род
Везде метровка
Масло хранилище
Легко ход
Зерно атлет
Сто комбинат
Кисло рубка
Пока команды готовятся, со зрителями проводится конкурс.
- Конкурс со зрителями «Командный диктант».
Сейчас зрители продемонстрируют своё умение писать диктант на 4 и 5.
Вы слушаете предложение, но каждый может записать только по одному слову, после этого передаёт лист следующему. Здесь нужна не быстрота, а знание правил русского языка.
После того, как диктант написан, вы передаёте его жюри для проверки, а ваша команда получит дополнительные очки.
Текст. Ребята собрались на квартире у товарища. В субботу в классе будет диктант. Лена Дружинина читает слова. Ученики записывают их в тетрадь.
12. 6 конкурс «Ребусы».
В. Нет загадочней языка, чем язык ребусов. Что такое ребус? (Зашифрованное в рисунках, буквах, цифрах слово).
Это тоже язык, который знают наши дети.
(команды получают по несколько ребусов, которые нужно расшифровать)
Зрители слушают стихотворение «Словечки – колечки».
13.О словарях.
Мы же раньше сказали о фразеологическом словаре, но существует много других словарей (показ). К ним обращаются не только тогда, когда не знают написание или значение слова, они расскажут и о происхождении слов, составе и ещё много о чём. Подружитесь со словарями, а они помогут вам подружиться с русским языком.
14. 7 конкурс «Наборщик».
За 3 минуты команды составляют слова из букв слова «транспорт».
Для зрителей звучит стихотворение «У доски».
15. Подведение итогов.
Зрители исполняют под музыку песню «Ужасно интересно».
Слово жюри. Награждение.
Зелёная скука.
Вот и подошёл праздник к концу, вам не было скучно?
Как- то странно, но и мне не было скучно. Мне понравилось изучать русский язык. Пригласите меня к себе на уроки русского языка?
Приложение.
Знаки препинания.
Чтец. У последней точки
На последней строчке
Собралась компания
Знаков препинания:
Прибежал чудак !
Чудак. Ура! Долой! Караул! Разбой!
Чтец. Притащился кривоносый.
Кривоносый. Кто? Кого? Откуда? Как?
Чтец. Явились запятые
Девицы завитые.
1запятая. Живём мы в диктовке
На каждой остановке.
2 запятая. Мы особы занятые,
Не обходятся без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
; если нет над вами точки,
Запятая знак пустой.
Чтец. Прискакало двоеточие,
Прикатило многоточие.
Двоеточие. Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,
Потому что я два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу.
Многоточие. Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие.
Чтец. Вопросительный знак удивился.
- То есть как?
Чтец. ! Возмутился.
! - То есть как!
Чтец. И сказала точка,
Точка – одиночка.
Точка. Мной кончается рассказ,
Значит, я важнее вас!
Сказка про баку с «О».
Жила когда-то давно бака. Она умела лаять, вилять хвостом, сторожить дом.и любила выть на круглую луну, которая немножко похожа на букву «О», и грызть бублик. Похожий на букву «О».
А ещё она любила смотреть на круглое Облако и на круглое сОлнце, похожее на букву «О». В общем, вы конечно догадались, что она влюбилась и в саму букву «О». а когда полюбила, захотела писаться с этой буквой.
- Ну хорошо, - сказали ей, - будем писать тебя «бока».
- Нет, я не хочу так называться. С какого ещё бока?! - обиделась бака.
- Я просто хочу писаться с «О».
И стали писать её с «О». Вот так: с «О» бака.
А потом и просто: собака. Так до сих пор и пишут.
Медведь и мёд.
Жил – был в лесу добродушный, огромный, неуклюжий зверь. Кто его звал «топтыгиным», кто «хозяином», кто «Михайло Потапычем».
А любил он больше всего… мёд. Как услышит запах мёда – прямо голову теряет! А перед друзьями оправдывается. – «Так мёд ведь! Мёд ведь!
Вот и назвали его «мёдведь». Стал он новое имя носить, а точки над буквой «Ё» в этом имени так и вьются над ним, так и жалят, точно пчёлы. Махнул он своей когтистой лапой, да и смахнул точки. И стал с тех пор называться МЕДВЕДЬ. И писаться с буквой «Е».
У доски В.Лупс.
Вызвал внезапно учитель к доске, -
Вот и стою у доски я в тоске.
Так неудобно стоять у доски,
Словно ботинки мне стали узки́.
Всё, что слегка подучил я вчера,
Всё, как назло, позабыл до утра!
Громко учитель диктует – ОКНО.
Мелом пишу на доске я : «АКНО».
Слышу, как шум поднимается в классе:
- Надо писать через О, через О!...
Мел я в смущенье крошу на куски.
Ох, опозорился я у доски!
Частушки.
Малыши, вы малыши,
Хватит грызть карандаши!
Крепко их в руках держите!
И рисуйте, и пишите.
Ни минуты не теряем,
Всем тетрадки украшаем.
Почему ж нам за старанья
В дневниках лишь замечанья.
Ты дежурный нынче Петя,
За порядок ты в ответе.
Доску классную домой –
Лишь потом беги домой.
С языком, кто не в ладу,
С тем я дружбу не веду!
У меня характер крут:
Уважаю с детства труд.
По ускоренной программе
Обучается наш класс,
Как экспресс, мы мчимся, мама, -
Не догнать тебе уж нас.
Ох, забывчивый наш Сёмка!
Он забыл, что нынче съёмка.
А сегодня классный час,
Будут фильм снимать про нас.
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
А учитель учит нас.
Раз учительница в школе
Посоветовала Коле:
- Списывая, не спеши,
Букву к буковке пиши.
Я слова в тетрадь писал,
Удареньем проверял.
Ударял, ударял,
Так что парту разломал!
Очень часто на уроках
Я трещала, как сорока.
Потому ошибок туча –
Будет снова двоек куча.
Я контрольную писал
Получил высокий балл.
В настроении прекрасном
Побегу сейчас на бал.
Буду в танце я кружиться
И пятёрочкой хвалиться!
Мы частушки все пропели,
Пойдём правила учить.
Язык русский, самый главный,
Они помогут выучить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка в 1 классе УМК "Гармония" "Зачем нужны переводчики"
Цели урока.- Углубить знания учащихся о родном и иностранном языках, познакомить с работой и ролью переводчиков.- Повторить сведения о группах слов, об именах собственных.- Совершенствовать умение пи...
План-конспект урока русского языка по теме: "Времена глагола". 3 класс УМК Гармония
Данный урок-презентация тренажера по русскому языку по теме:"Времена глагола" основанный на отрывках известных русских народных сказок,зарубежных сказок,детских песен и считалок....
Планирование по математике 3 класс. Программа "Гармония"
планирование по математике 3 класс. Программа "Гармония"...
Календарно-тематическое планирование по русскомуязыку 3 класс "Школа 2100"
Календарно-тематическое планирование УМК "Школа 2100" расчитано на 4 часа в неделю...
"Единицы времени" УМК "Гармония" 4 класс УМК "Гармония"
Цель: продолжать закреплять теоретические знания по теме: « Единицы длины, времени, массы», применяя алгоритм перевода больших единиц в меньшие и обратно.Задачи:а) образовательные:·...
"Единицы времени" УМК "Гармония" 4 класс УМК "Гармония"
Цель: создать условия для обобщения знаний о единицах времени.Задачи:Личностные:воспитывать бережное отношение ко времени, прививать навыки по воспитанию взаимопомощи.Метапредметные:развивать мыш...
Рабочая программа по русскомуязыку 2 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи...