Урок русского языка
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Тема: Обобщение знаний о падежах имён существительных
Задачи:
Создать условия для закрепления и обобщения знаний учащихся о падежах имён существительных на основе:
- формирование умений осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;
- формирование умений выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
- развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;
- воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.
Формирование компетенции происходит на основе развития УУД.
Универсальные учебные действия (УУД):
Познавательные:
использует сравнение для установления общих свойств объекта,
высказывает суждения по результатам сравнения;
умеет самостоятельно работать, соотносить результаты в рамках изученного материала;
понимает цель чтения и осмысливает прочитанное;
осуществляет простейшее планирование своей работы.
Регулятивные:
обладает способностью преодолевать препятствия;
сопоставляет свою оценку с оценкой другого человека;
работая по плану, сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, учащихся, справочника и самостоятельно.
Коммуникативные:
умеет слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними и при работе в группе;
проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения;
выступает перед аудиторией сверстников доказывать свою точку зрения.
Оборудование:
- интерактивная доска,
- мультимедийный проектор,
- электронное приложение к учебнику «Русский язык, 3 класс» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого.
- учебники «Русский язык, 3 класс» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого,
- рабочие тетради В.П.Канакиной, 3 класс.
Девизы о готовности к уроку:
Iв- “Быть должны у нас в порядке ручки, книжки и тетрадки”.
IIв. -“Каждой вещи – своё место”.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Добрый день, ребята.
А девиз у нас какой?
“Всё, что нужно под рукой”.
Сегодня мы с вами закрепим наши знания по теме “Падежи”. Посмотрим над чем надо ещё поработать по данной теме. Цель нашего урока – выявить знатаков темы “Падежи”. Итоги подведут гости.
1. Словарная работа
На доске записаны словарные слова с пропущенными буквами.
Берег, берёза, город, завод, комната, метро, молоко, облако, погода, рябина, трактор, яблоко.
- Что общего у этих слов? (Словарные слова, имена существительные)
- На какие группы можно эти слова разделить? (Одушевлённые и неодушевлённые, по родам)
- Запишите слова в 3 столбика (м.р., ж.р., ср. р.)
- Взаимопроверка и оценивание работы соседа по парте.
- Вставьте пропущенные буквы
2. Воспроизведение знаний об имени существительном
- Что вы можете рассказать об именах существительных?
- Как изменяются имена существительные? (По числам, по падежам)
- Что такое склонение? (Изменение по падежам)
2. Игра “Во всех падежах”.
Послушайте стихотворение “Приключения зелёного листа” и с помощью вееров покажите, в каких падежах стоит слово лист.
Как-то раз с большого клёна
Оторвался лист зелёный
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова
У зелёного листа
Ветер нёс и нёс,
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
Шмыг - зелёному листу.
Лапой хвать зелёный лист
Дескать поиграем.
“Не хочу,”- парашютист
Головой качает …
Ветер вмиг с листом зелёным
Над землёй взметнулся снова,
Но шалун листок упал.
Я пишу в саду под клёном
Стих о том листе зелёном.
- Итак, вспомним. Сколько падежей в русском языке? (Слайд3)
3. Грамматическая сказка “Откуда пошли названия падежей”.
Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный. Родился – стал Родительный. Пока был малышом, ему всё давали, и он стал Дательный.
Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительный. Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложный. Прямо так и говорили, когда его вспоминали, даже песенку пели с припевом.Именительный, Родительный,Дательный, Винительный,Творительный, Предложный.
4. Игра “Заказ”.
А теперь назовите мне, пожалуйста, четыре любые цифры до 12 (цифры по количеству учеников).
(Дети, стоящие под этими номерами, выходят к доске и срывают лепестки цветка с вопросами и готовятся к ответу).
1 лепесток. Назвать все падежи с вопросами.
2 лепесток. Что такое имя существительное? Как изменяется?
3 лепесток. Просклонять слово синица.
4 лепесток. Разобрать предложение по членам, у существительных указать падежи.
На ветках сохранились гроздья красной рябины.
Остальные работают на карточках (указать падежи у существительных , выделить окончания).
1) В тёмную нору забилась лисица.
Птичка над моим окошком
Гнёздышко для деток вьёт … .
2) Взгляни на маленьких совят –
Малютки рядышком сидят.
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
3) Рвать цветы лекго и просто
Детям маленького роста.
Пришёл невод с травою морскою.
4) Росой окропились цветы на полях.
На краю далёком неба
Зорька заалела.
5) Румяной зарёю
Покрылся восток.
Из песни слова не выкинешь.
6) Пушки с пристани палят …
Не зови трусишкой зайца:
Зайцы тоже огрызаются.
7) Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела.
На шапочке красной у Тани
Снежинки сложили узор.
8) Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.
Скажите только курице,
А она - всей улице.
5. Рекламная пауза. Стихотворение “Падежи”.
Мы с Вами познакомились с замечательной книгой Татьяны Рик «Здравствуй,Имя существительное!»
Поворот судьбы такой удивительный:
Изучаем мы падеж ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ.
На суку висит (что?) ватрушка!
На заборе спит (кто?) старушка!
С неба к нам летит (что?) игрушка!
Соловьём свистит (кто?) подружка!
На сосне сопит (кто?) хрюшка!
Рассказала всё (кто?) врушка!
Сочинила мир такой изумительный!
Что ж, запомним мы
Падеж ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ!
В какие предметы превратился Дедушка Имя Существительное?
В каком падеже стоят существительные?
Я из дома убежал, я до вечера гулял.
С дерева в сугроб сигал,
Без уроков жить мечтал.
Для коллекции снежинки
Языком я собирал.
Около костра плясал
И вокруг двора скакал.
Мне уроки надо делать?
Я на это наплевал!
Вот стою я у доски и вздыхаю от тоски,
Но РОДИТЕЛЬНЫЙ падеж
Я не вспомню, хоть зарежь!
Если б я названия падежам давал,
Я б тогда дарительным
ДАТЕЛЬНЫЙ назвал!
А ещё как размечтаюсь,
Дед Морозом наряжусь
И подарки всем несу:
братику, сестричке, псу.
А ещё КОМУ? ЧЕМУ?
Птенчику, коню, сому,
Кошке, зайцу, бегемоту, крокодилу и слону!
К паровозу тороплюсь, по земле лечу, несусь!
Всем подарки развезу я
И тогда домой вернусь.
Если хочешь много знать,
Поскорей учись читать!
Чтоб ВИНИТЕЛЬНЫЙ запомнить,
Научилась я … летать!
Как взлечу под потолок, да махну через порог,
Вылетаю за окошко, курс держу я на лужок.
Ненавижу обвинять, буду всё перечислять.
ЧТО увижу и КОГО – назову до одного!
Вижу реку, вижу сад – называю всё подряд!
Вижу вишню, вижу сливу, до чего вокруг красиво!
Строят клуб невдалеке, красят лодку на песке…
Хватит! В школу возвращаюсь,
В класс влетаю налегке.
Чтоб от всех не оставлять,
Слыть сообразительным,
Надо всё теперь понять
В падеже ТВОРИТЕЛЬНОМ.
Что там долго говорить, вот решился я… творить!
Карандаш, бумагу взял и пейзаж нарисовал.
Я – художник! Я – творец! Ух, какой я молодец!
Перед замком куст цветёт,
Под корягой змей живёт,
Над дорогой реет сокол, за оградой лошадь ржёт.
Я творю карандашом, на листе своём большом,
Вид украсил я с трудом
Лесом, тучкой над прудом.
Ну-ка, лист переверну
И опять творить начну!
На уроке я скучаю.
Что ж, я лучше помечтаю.
Очень я люблю мечтать!
Вот бы мне царевной стать!
Я мечтаю о короне:
Буду в ней сидеть на троне.
Я мечтаю о слоне, чтоб кататься при луне.
Я мечтаю о серёжках ,я мечтаю о сапожках.
Вечерами в полумгле я мечтаю об орле:
Буду с ним летать на воле.
Буду я учиться в школе…
Ой, мечтаю я уже…
О ПРЕДЛОЖНОМ падеже!
Вот так в игровой и шуточной форме Татьяна Рик напомнила Вам еще раз о падежах!!
6. Самостоятельная работа.
А теперь поработаем все вместе на листочках. Членам жюри нужно выбрать безошибочные работы. Выявить лучших знатаков. Для того,чтобы не было ошибок! Мы с Вами сейчас вспомним таблицу с вопросами и предлогами падежей! Слайд 17
Напомним памятку для определения падежей!
Чтобы правильно определить падеж существительного, нужно:
1)найти слово, к которому относится существительное;
2)поставить от этого слова к существительному вопрос.
Х В.п.
благодарю (за что?) за внимание
1) Выписать выделенные имена существительные, указать число, род и падеж.
Еремей с дядей Ваней летели над тайгой. Видели медведицу с двумя медвежатами. Видели белку. Она сидела на верхушке кедра и проворно вынимала орешки из шишки.
2) Просклонять по вариантам слова: ветка листок дерево туча
3) Словарная работа. “ Каждый слышит своё слово” (ж.р., м.р., ср.р.)
Багаж, библиотека, хозяйство, мебель, календарь, поле, урожай, село, одежда, магазин, дерево, пшеница, вокзал. зёрнышко, курочка.
4) Разобрать по членам.
На густой ёлке сидит и хлопает глазами совёнок.
9. Подведение итогов жюри.
10. Домашнее задание: отгадать “Чайнворд” “Имя существительное”.
Литература: В. Волина “Весёлая грамматика”, методическая копилка.
Чайнворд “Имя существительное”
Цель: повторить формообразование некоторых существительных. Все слова в этом чайнворде (в виде буквы С) – существительные. Какие же эти слова?
1. Существительное 1-го склонения, обозначающее неопрятного человека.
2. Существительное женского рода 1-го склонения, синоним выражения “вооружённые силы” в родительном падеже множественного числа.
3. Существительное мужского рода 2-го склонения, синоним слова истукан в творительном падеже единственного числа.
4. Существительное мужского рода 2-го склонения, с уменьшительно-ласкательным суффиксом, образованное от существительного медведь.
5. Существительное мужского рода 2-го склонения, с суффиксом -щик, обозначающее профессию и образованное от слова камень.
6. Существительное женского рода 1-го склонения, являющееся названием домашней птицы, в дательном падеже единственного числа.
7. Существительное женского рода 3-го склонения, являющееся названием породы деревьев, в дательном падеже множественного числа.
8. Существительное мужского рода 2-го склонения, обозначающее сооружение для переезда и перехода через реку, в родительном падеже множественного числа.
9. Существительное среднего рода, в котором при склонении появляется суффикс -ен, в родительном падеже множественного числа.
(Ответ: 1. Неряха. 2. Армии. 3. Идолом. 4. Медвежонок. 5. Каменщик. 6. Курице. 7. Елям. 8. Мостов. 9. Времён.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus.yaz_.docx | 2.52 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....