Урок русского языка
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Кошкина Надежда Леонидовна

Тема: Обобщение знаний о падежах имён существительных

Задачи:

Создать условия для закрепления и обобщения знаний учащихся о падежах имён существительных на основе:

-       формирование умений осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;

-       формирование умений выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;

-       развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;

-       воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Формирование компетенции происходит на основе развития УУД.

Универсальные учебные действия (УУД):

Познавательные:

использует сравнение для установления общих свойств объекта,

высказывает суждения по результатам сравнения;

умеет самостоятельно работать, соотносить результаты в рамках изученного материала;

понимает цель чтения и осмысливает прочитанное;

осуществляет простейшее планирование своей работы.

Регулятивные:

обладает способностью преодолевать препятствия;

сопоставляет свою оценку с оценкой другого человека;

работая по плану, сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, учащихся, справочника и самостоятельно.

Коммуникативные:

умеет слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними и при работе в группе;

проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения;

выступает перед аудиторией сверстников доказывать свою точку зрения.

Оборудование:

-       интерактивная доска,

-       мультимедийный проектор,

-       электронное приложение к учебнику «Русский язык, 3 класс» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого.

-       учебники «Русский язык, 3 класс» В.П. Канакиной,   В.Г. Горецкого,

-       рабочие тетради В.П.Канакиной, 3 класс.

Девизы о готовности к уроку:

Iв- “Быть должны у нас в порядке ручки, книжки и тетрадки”.

IIв. -“Каждой вещи – своё место”.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Добрый день, ребята.

 А девиз у нас какой?

 “Всё, что нужно под рукой”.

Сегодня мы с вами закрепим наши знания по теме “Падежи”. Посмотрим над чем надо ещё поработать по данной теме. Цель нашего урока – выявить знатаков темы “Падежи”. Итоги подведут гости.

1. Словарная работа

На доске записаны словарные слова с пропущенными буквами.

Берег, берёза, город, завод, комната, метро, молоко, облако, погода, рябина, трактор, яблоко.

- Что общего у этих слов? (Словарные слова, имена существительные)

- На какие группы можно эти слова разделить? (Одушевлённые и неодушевлённые, по родам)

- Запишите слова в 3 столбика (м.р., ж.р., ср. р.)

- Взаимопроверка и оценивание работы соседа по парте.

- Вставьте пропущенные буквы

2. Воспроизведение знаний об имени существительном

- Что вы можете рассказать об именах существительных?

- Как изменяются имена существительные? (По числам, по падежам)

- Что такое склонение? (Изменение по падежам)

2. Игра “Во всех падежах”.

Послушайте стихотворение “Приключения зелёного листа” и с помощью вееров покажите, в каких падежах стоит слово лист.

Как-то раз с большого клёна

 Оторвался лист зелёный

 И пустился вместе с ветром

 Путешествовать по свету.

 Закружилась голова

 У зелёного листа

 Ветер нёс и нёс,

 Бросил только на мосту.

 В тот же миг весёлый пёс

 Шмыг - зелёному листу.

 Лапой хвать зелёный лист

 Дескать поиграем.

 “Не хочу,”- парашютист

 Головой качает …

 Ветер вмиг с листом зелёным

 Над землёй взметнулся снова,

 Но шалун листок упал.

 Я пишу в саду под клёном

 Стих о том листе зелёном.

- Итак, вспомним. Сколько падежей в русском языке? (Слайд3)

3. Грамматическая сказка “Откуда пошли названия падежей”.

Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный. Родился – стал Родительный. Пока был малышом, ему всё давали, и он стал Дательный.

Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительный. Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложный. Прямо так и говорили, когда его вспоминали, даже песенку пели с припевом.Именительный, Родительный,Дательный, Винительный,Творительный, Предложный.

4. Игра “Заказ”.

А теперь назовите мне, пожалуйста, четыре любые цифры до 12 (цифры по количеству учеников).

(Дети, стоящие под этими номерами, выходят к доске и срывают лепестки цветка с вопросами и готовятся к ответу).

1 лепесток. Назвать все падежи с вопросами.

2 лепесток. Что такое имя существительное? Как изменяется?

3 лепесток. Просклонять слово синица.

4 лепесток. Разобрать предложение по членам, у существительных указать падежи.

На ветках сохранились гроздья красной рябины.

Остальные работают на карточках (указать падежи у существительных , выделить окончания).

1) В тёмную нору забилась лисица.

 Птичка над моим окошком

 Гнёздышко для деток вьёт … .

2) Взгляни на маленьких совят –

 Малютки рядышком сидят.

 Они жили в ветхой землянке

 Ровно тридцать лет и три года.

3) Рвать цветы лекго и просто

 Детям маленького роста.

 Пришёл невод с травою морскою.

4) Росой окропились цветы на полях.

 На краю далёком неба

 Зорька заалела.

5) Румяной зарёю

 Покрылся восток.

 Из песни слова не выкинешь.

6) Пушки с пристани палят …

 Не зови трусишкой зайца:

 Зайцы тоже огрызаются.

7) Попрыгунья Стрекоза

 Лето красное пропела.

 На шапочке красной у Тани

 Снежинки сложили узор.

8) Избушка там на курьих ножках

 Стоит без окон, без дверей.

 Скажите только курице,

 А она - всей улице.

5. Рекламная пауза. Стихотворение “Падежи”.

Мы с Вами познакомились с замечательной книгой Татьяны Рик «Здравствуй,Имя существительное!»

Поворот судьбы такой удивительный:

Изучаем мы падеж ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ.

На суку висит (что?) ватрушка!

На заборе спит (кто?) старушка!

С неба к нам летит (что?) игрушка!

Соловьём свистит (кто?) подружка!

На сосне сопит (кто?) хрюшка!

Рассказала всё (кто?) врушка!

Сочинила мир такой изумительный!

Что ж, запомним мы

Падеж ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ!

 

В какие предметы   превратился   Дедушка Имя   Существительное?

В каком падеже   стоят   существительные?

 

 

 

Я из дома убежал, я до вечера гулял.

С дерева в сугроб сигал,

Без уроков жить мечтал.

Для коллекции снежинки

Языком я собирал.

Около костра плясал

И вокруг двора скакал.

Мне уроки надо делать?

Я на это наплевал!

Вот стою я у доски и вздыхаю от тоски,

Но РОДИТЕЛЬНЫЙ падеж

Я не вспомню, хоть зарежь!

 

Если б я названия падежам давал,

Я б тогда дарительным

ДАТЕЛЬНЫЙ назвал!

А ещё как размечтаюсь,

Дед Морозом наряжусь

И подарки всем несу:

братику, сестричке, псу.

А ещё КОМУ? ЧЕМУ?

Птенчику, коню, сому,

Кошке, зайцу, бегемоту, крокодилу и слону!

К паровозу тороплюсь, по земле лечу, несусь!

Всем подарки развезу я

И тогда домой вернусь.

 

Если хочешь много знать,

Поскорей учись читать!

Чтоб ВИНИТЕЛЬНЫЙ запомнить,

Научилась я … летать!

Как взлечу под потолок, да махну через порог,

Вылетаю за окошко, курс держу я на лужок.

Ненавижу обвинять, буду всё перечислять.

ЧТО увижу и КОГО – назову до одного!

Вижу реку, вижу сад – называю всё подряд!

Вижу вишню, вижу сливу, до чего вокруг красиво!

Строят клуб невдалеке, красят лодку на песке…

Хватит! В школу возвращаюсь,

В класс влетаю налегке.

Чтоб от всех не оставлять,

  Слыть сообразительным,

Надо всё теперь понять

В падеже ТВОРИТЕЛЬНОМ.

Что там долго говорить, вот решился я… творить!

Карандаш, бумагу взял и пейзаж нарисовал.

Я – художник! Я – творец! Ух, какой я молодец!

Перед замком куст цветёт,

Под корягой змей живёт,

Над дорогой реет сокол, за оградой лошадь ржёт.

Я творю карандашом, на листе своём большом,

Вид украсил я с трудом

Лесом, тучкой над прудом.

Ну-ка, лист переверну

И опять творить начну!

 

На уроке я скучаю.

Что ж, я лучше помечтаю.

Очень я люблю мечтать!

Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о короне:

Буду в ней сидеть на троне.

Я мечтаю о слоне, чтоб кататься при луне.

Я мечтаю о серёжках ,я мечтаю о сапожках.

Вечерами в полумгле я мечтаю об орле:

Буду с ним летать на воле.

Буду я учиться в школе…

Ой, мечтаю я уже…

О ПРЕДЛОЖНОМ падеже!

 

Вот  так в игровой и шуточной форме Татьяна Рик напомнила Вам еще раз о падежах!!

6. Самостоятельная работа.

А теперь поработаем все вместе на листочках. Членам жюри нужно выбрать безошибочные работы. Выявить лучших знатаков. Для того,чтобы не было ошибок! Мы с Вами сейчас вспомним таблицу с вопросами и предлогами падежей! Слайд 17

Напомним памятку  для определения падежей!

Чтобы правильно определить падеж существительного, нужно:

1)найти слово, к которому относится существительное;

2)поставить от этого слова к существительному вопрос.

            Х                                              В.п.

благодарю (за что?) за внимание

1) Выписать выделенные имена существительные, указать число, род и падеж.

Еремей с дядей Ваней летели над тайгой. Видели медведицу с двумя медвежатами. Видели белку. Она сидела на верхушке кедра и проворно вынимала орешки из шишки.

2) Просклонять по вариантам слова: ветка листок дерево туча

3) Словарная работа. “ Каждый слышит своё слово” (ж.р., м.р., ср.р.)

Багаж, библиотека, хозяйство, мебель, календарь, поле, урожай, село, одежда, магазин, дерево, пшеница, вокзал. зёрнышко, курочка.

4) Разобрать по членам.

На густой ёлке сидит и хлопает глазами совёнок.

9. Подведение итогов жюри.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Домашнее задание: отгадать “Чайнворд” “Имя существительное”.

Литература: В. Волина “Весёлая грамматика”, методическая копилка.

Чайнворд “Имя существительное”

Цель: повторить формообразование некоторых существительных. Все слова в этом чайнворде (в виде буквы С) – существительные. Какие же эти слова?

 

1. Существительное 1-го склонения, обозначающее неопрятного человека.

2. Существительное женского рода 1-го склонения, синоним выражения “вооружённые силы” в родительном падеже множественного числа.

3. Существительное мужского рода 2-го склонения, синоним слова истукан в творительном падеже единственного числа.

4. Существительное мужского рода 2-го склонения, с уменьшительно-ласкательным суффиксом, образованное от существительного медведь.

5. Существительное мужского рода 2-го склонения, с суффиксом -щик, обозначающее профессию и образованное от слова камень.

6. Существительное женского рода 1-го склонения, являющееся названием домашней птицы, в дательном падеже единственного числа.

7. Существительное женского рода 3-го склонения, являющееся названием породы деревьев, в дательном падеже множественного числа.

8. Существительное мужского рода 2-го склонения, обозначающее сооружение для переезда и перехода через реку, в родительном падеже множественного числа.

9. Существительное среднего рода, в котором при склонении появляется суффикс -ен, в родительном падеже множественного числа.

(Ответ: 1. Неряха. 2. Армии. 3. Идолом. 4. Медвежонок. 5. Каменщик. 6. Курице. 7. Елям. 8. Мостов. 9. Времён.) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus.yaz_.docx2.52 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....