Рабочая программа предметного кружка по окружающему миру "Я и мир"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программа предметного кружка по окружающему миру "Я и мир". Основной целью кружка является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой родине - Югре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_i_mir.docx | 37.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная программа
«Я и мир»
Срок реализации : 1 год
Возраст учащихся : 10-11 лет
Составитель: Е.А. Жерикова,
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает.
Программа кружка «Я и мир» является дополнительным курсом к предмету окружающий мир.
Основной целью кружка является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине - Югре и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края.
Образовательные:
1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Югорского края.
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Тюменской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Югорского края. Воспитательные:
1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие:
- Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира учётом их своеобразия и особенностей.
- Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Югорского края.
В основу интеграции содержания положено диалектическое единство системы «природа - человек - общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
- Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Югре.
- Человек Югры имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
- История Югорского края - часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Югры включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Югорского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на югорской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Югры и знаниями о социальной действительности.
Структура курса «Я и мир»
Вся программа выстроена из четырех блоков:
- я и окружающий мир
- Яркие страницы истории
- Жизнь в Когалыме
- Человек и природа
Изучая блок «Я и окружающий мир», ребёнок учиться ориентироваться в окружающем мире, знакомиться с понятиями «малой Родины» и её географическом расположением, получает первичные представления о названии своего места проживания, его расположением на карте Тюменской области, символах своего края; осознаёт свои семейные и общественные обязанности.
Следующий с блок «Яркие страницы истории» предполагают ознакомление учащихся с настоящим и прошлым своего родного краяМладшие школьники познают прошлое и настоящее по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами ближайшей округи, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Это даёт возможность на близком и наглядном материале познакомить детей в тесной связи с историей и современностью своего Отечества и родного края. Неотрывной частью обучения является воспитательная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В программе предусмотрено знакомство с обычаями и обрядами, традициями, уходящими своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни хантов и манси.
Содержательный блок «Жизнь в Когалыме» знакомит учащихся с историей своего города, первопроходцами, формирует чувство гордости за великих людей, оставивших яркий след своих дел в нашем крае
Содержание блока «Человек и природа» предусматривает характеристики разных представителей растительного и животного мира родного края с обязательным знакомством с природоохранной деятельностью человека. Объектами наблюдений являются: изучение характера, изменения погодных условий, особенностей сезонных изменений родного края и при сущих им природных процессов; изучение рельефа и почв родного края; полезных ископаемых; характеристики природных зон в Югре, живая природа.
Отбор программного содержания по каждому блоку позволяет одновременно решать и воспитательные задачи. Воспитательное воздействие содержания учебного материала зависит от отбора наиболее целесообразных для решения этой задачи фактов, событий, явлений.
Методические основы изучения курса «Я и мир»
1. Для установления смысловых связей между основным пропедевтическим содержанием исторического, географического образования и краеведческим материалом важны внутрипредметные и межпредметные связи.
Так, например, дети получают первичные представления о своём крае в контексте основного содержания на уроках окружающего мира. На занятиях природы и истории Югры эти сведения конкретизируются и расширяются. Каждый содержательный блок данного курса подкрепляется продуктивными видами деятельности. Так, например, на занятиях природы и истории Югорского края дети изготавливают коллажи и другие коллективные композиции из поделок и рисунков. Знания и умения, приобретённые на уроках окружающего мира, литературы, изобразительного искусства и трудового обучения, углубляются при знакомстве с жизнью и бытом края. Итоги такой работы демонстрируются во время общих праздников, деловых игр, викторин и др.
2. Интегративный подход осуществляется при подготовке рассказа по иллюстрации. Следует помнить, что дети лучше выражают свои мысли: в рисунках, чем в словах. Им легче нарисовать и объяснить нарисованное, чем об этом рассказать. В младших классах школьники учатся работать с иллюстрациями. Практика преподавания свидетельствует, что школьники часто ограничиваются простым перечнем изображённых лиц и действий. Задача учителя - научить учащихся проводить элементарный анализ рисунка, составлять рассказ по иллюстрации. Учащиеся должны знать, что на переднем плане рисунка обычно размещаются главные действующие лица. И именно с них начинается обзор рисунка.
3. Для детей целесообразно рекомендовать такие задания: нарисовать сюжет к прочитанному рассказу, подобрать пословицы и поговорки по теме, подготовить сообщение с привлечением дополнительного материала. На уроке желательно использовать атлас Тюменской области.
4. При подготовке к урокам учителю важно учитывать познавательный интерес младшего школьника и выстраивать процесс обучения на основе формирования его учебной деятельности. Воспитание младших школьников возможно при различных видах и формах обучения. На основании учёта таких индивидуальных сходных особенностей, как способности, интересы, познавательные возможности учащихся учитель может выстраивать обучение в группах. Существуют следующие виды коллективной учебной деятельности учащихся:
- парная работа, носящая односторонний характер, когда сильный ученик помогает отстающему, или двусторонний характер взаимоотношений - взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка;
- групповая работа в малых группах (по 3-5 учащихся в каждой);
- командные игры, когда класс делится на две команды.
Групповая форма имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами учебной деятельности. Прежде всего, это более высокий уровень сложности выполняемых детьми заданий (ведь недостаток знаний одного ученика легко компенсируется группой в целом); высокая степень усвоения каждым учеником большого количества информации за короткий промежуток времени; высокая динамика урока, ведущая к активизации мышления учеников; быстрый сбор информации от учеников; достаточная степень контроля за работой учащихся .
К концу реализации программы учащиеся должны
иметь представления:
- о связях между живой и неживой природой родного края;
- о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Тюменской области, ХМАО - Югры;
- об истории родного края;
знать:
- объекты неживой и живой природы Тюменской области;
- особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей
местности;
- водоёмы ХМАО - Югры и их значение в хозяйстве;
- полезные ископаемые родного края, их :месторождения и значение в хозяйстве;
- правила поведения в природе и меры её охраны в ХМАО - Югре;
- государственную символику ХМАО - Югры, своего района;
- важнейшие события в истории родного края;
- народы, населяющие Югру (не менее трёх);
уметь:
- приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3); описывать наиболее важные события истории родного края;
- рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города;
- показывать на карте границу Тюменской области, крупные города и своё местонахождение.
могут научиться:
1. Личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно - смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
- объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей.
- моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
2. Регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
- оценивать собственные знания и умения;
- доводить дело до конца.
3. Познавательным универсальным учебным действиям, включающим обще учебные, логические действия постановки и решения проблем:
- находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Тюменской области как источник информации;
- проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
4. Коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.
5. При изучении природы и истории родного края в начальной школе должны проводиться экскурсии по местности (городу, селу) и в музеи. На них ученики познакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории, находками археологов, а также с макетами, реконструкциями исторических реалий, архитектурных сооружений.
6. В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, учатся выполнять проектные и исследовательские работы, которые, могут стать экспонатами классных, школьных выставок. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира; активизирует развитие познавательных способностей детей, способствует формированию содержательных обобщений и понятий.
7. Неотрывной частью воспитания является внеклассная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа.
Программа составлена основе методики «Мы – дети природы» - Т.К. Орлова
Учебный комплект:
Рабочая тетрадь по краеведению «Мы – дети природы».
Ханты-Мансийск «Полиграфист», 2000 – 48 л.
Срок реализации программы: 1 год
Возраст учащихся 10-11 лет
Содержание программы
4 класс (34 ч.)
Я и окружающий мир (3ч)
Административная карта Тюменской области, ХМАО - Югры.
Мой город: символы, история, достопримечательности. Знакомство с известными людьми города.
Моя семья. Летопись семьи. Семейные традиции.
Яркие страницы истории (11 ч)
Сибиряки, ханты и манси. Хантыйские символы.
Герб, флаг ХМАО –Югры.
Города ХМАО - Югры: Когалым, Сургут, Урай, Лангепас.
Обычаи, летние обряды и праздники коренных северных народов.
Жизнь в Когалыме (13)
История города. Первопроходцы. Достопримечательности города. Знаменитые люди. Многонациональные традиции города.
Экскурсии:
1)В краеведческий музей города Когалыма, края с целью ознакомления с основными событиями истории города, края.
2)В музей Военно- патриотического клуба «Возрождение».
3)В краеведческий музей города, края с целью ознакомления с основными представителями животного и растительного мира своего края.
Человек и природа (7ч)
Экологические проблемы в крае. Проблемы воздуха и воды в ХМАО - Югре. Водные ресурсы региона. Природоохранные меры в крае.
Почва края и её значение . Разрушение почвы в результате деятельности человека и меры по её охране.
Разработка полезных ископаемых в ХМАО и охрана. Профессии, связанные с разработкой месторождений.
Развитие промышленности в Югре.
Экосистемы края. Экологическое равновесие в природе.
Красная Книга Тюменской области. Её значение. Заповедники Тюменской области, их роль в охране окружающей среды..
Исследовательские, проектные и практические работы
Практическая работа: работа по карте Тюменской области; изготовление тематических поделок, атрибутики общества «Зелёный патруль».
Исследовательская деятельность по проблемам: «Край, в котором я живу», «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края», «Влияние деятельности человека на природу». «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности ХМАО - Югры».
Проекты: «Семейные традиции - это связь поколений», «Что я могу сделать с мусором», «Мир природной зоны родного края» и др.
Изготовление коллективного альбома «Красная книга ХМАО - Югры».
Тематическое планирование курса «Природа и история Югорского края»
4 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | Образовательные задачи | Виды деятельности |
Я и окружающий мир | ||||
1 | Югорский край- край нефтяников! | 1 | Дать представление о ХМАО-Югре как о малой родине; познакомить с административной картой Тюменской области, ХМАО-Югры и ее районами. | Исследовательская работа «Край, в котором я живу» |
2-3 | Что ты знаешь о роде своем? | 2 | Показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны; -научить составлять летопись своей семьи; соблюдать семейные традиции. | Создание проекта «Моя семья» |
Яркие страницы истории | ||||
4 | Приметы народов ханты и манси Праздник Медведя у народов ханты | 1 | Познакомить с приметами, с обычаями и традициями народов ханты, манси | Экскурсия в краеведческий музей |
5 | Коренные народы Югры, их занятия и традиции | 1 | Способствовать пониманию идей ханты и манси; познакомить с их традициями Способствовать пониманию значения службы Отчизне, Родине, краю. | |
6 | Округ в годы войны | 1 | Воспитывать гражданские качества: героизм, умение отказаться от своего блага ради спасения родной земли | Сообщения |
7 | Герои-земляки | 1 | Формировать чувство гордости за великих людей – наших земляков. | Сбор информации. Оформление стенда «Герои-земляки» |
8 | За землю и за волю | 1 | Познакомить с Югрой сегодняшней. Открытие нефти и газа. | Экскурсия в краеведческий музей. Диспут. |
9-10 | Мирное время на Югорской земле | 2 | Сформировать представления у учащихся о промышленности нашего края и ее отраслями; познакомить с известными людьми. | Исследовательская работа учащихся «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Тюменской области» |
11 | Легендарные биографии | 1 | Рассказать о людях легендах, живущих в ХМАО-Югре | Доклады-сообщения учащихся. |
12 | Край таежных рек и озер | 1 | Познакомить с историей города Ханты-Мансийск | |
13 | Ханты-Мансийск – столица Югры | 1 | Показать значение строительства новой столицы ХМАО-Югры. Познакомить с историей города Ханты-Мансийск. | Экскурсия по городу Ханты-Мансийску. Составление летописи города. |
14 | Нефтяная Югра сегодня | 1 | Развивать | Экскурсия в музей нефтяной компании «ЛУКОЙЛ». Составление летописи. |
Жизнь в Когалыме (13ч.) | ||||
15 | День рождения Когалыма | 1 | Познакомить с историей возникновения города | Создание праздничной открытки |
16 | Вместе с первопроходцами Когалыма | 1 | Формировать чувство гордости за великих людей, оставивших яркий след своих дел в нашем крае | Написание очерка |
17 | Роль Степана Повха в истории родного края. | 1 | Показать судьбоносное значение первопроходцев. | Экскурсия в краеведческий музей. Составление летописи города Когалыма. |
18 | Когалым в годы строительства новой жизни | 1 | Познакомить с историей города. | Экскурсия в краеведческий музей. Встреча с бывшими первопроходцами. |
19 | Павел Вербицкий и др. | 1 | Формировать чувство гордости за наших земляков. | Составление теста |
20 | Они учились в нашей школе… | 1 | Формировать чувство гордости за наших земляков. | Создание альбома |
21-22 | Когалым-город нефтяников | 2 | Познакомить с историей города | Экскурсия по городу Когалыму. Составление летописи города Когалыма |
23 | Когалым – город молодости | 1 | Показать значение строительства и города Когалыма. | Презентация |
24 | Традиции народов, проживающих в г.Когалыме | 1 | Воспитывать толерантного отношения | Создание |
25 | Игры народов Когалыма | 1 | Воспитывать толерантного отношения | Игры, забавы, потехи |
26-27 | Я – гражданин ХМАО-Югры | 2 | Воспитывать чувство гордости и ответственности гражданина своего края. Сплочение людей разных национальностей, населяющих Югру. | Праздничное мероприятие. |
Человек и природа(7ч.) | ||||
28 | Дом, в котором мы живем | 1 | Закрепить понятия: экология, экологические проблемы, экосистемы, законы экологии. Развивать умения проводить сравнительные наблюдения в экосистемах, применять законы экологии для создания простейших проектов. | Создание общества «Зеленый патруль», его атрибутики и правил. |
29 | Экологические проблемы воздуха в родном крае. | 1 | Уточнить и расширить знания о значении воздуха и воды для живых существ; - раскрыть и систематизировать основные причины и последствия загрязнения воды и воздуха, а также составлять планы рационального использования природных ресурсов и меры по охране их чистоты. | Исследовательская работа «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края». Коллективное создание опорных знаков «Береги воздух», «Береги воду». |
30 | Экологические проблемы почв родного края | 1 | Продолжить формировать у учащихся представления о разновидности почв нашего края. Обосновать необходимость и раскрыть способы охраны почв. Познакомить с проблемой переработки мусора и отходов в родном крае. | Работа с дополнительной литературой. Создание и презентация проекта «Что можно сделать из мусора» |
31 | Охрана полезных ископаемых родного края. | 1 | Продолжить формировать у учащихся представлений о подземных богатствах нашего края; -познакомить способами добычи полезными ископаемыми, связанными с разработкой месторождений, охраной подземных богатств. | Работа с картой ХМАО-Югры, коллекцией полезных ископаемых. Создание памятки «Охрана полезных ископаемых родного края» |
32 | Экологическое равновесие в природе | 1 | Сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии. Ввести понятие: экологические катастрофы. Совершенствовать умение использовать в работе заранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения. | Экскурсия в зоопарк в город Сургут. |
33 | Охранять природу – значит охранять Родину. | 1 | Познакомить учащихся с Красной книгой ХМАО-Югры, с растениями и животными, которые в нее внесены; Познакомить учащихся с многообразием форм охраны природы: заповедники ХМАО-Югры. Учить бережно относиться к представителям живого мира нашего края. | Проект «Красная книга Югры». Праздничные мероприятия. |
34 | Итоговое занятие. |
Список литературы
- Книга для учителя «Мы - дети природы».
- Астапенко Г. Быт, обычаи, обряды и праздники народов ханты и манси.
- Вавилина В.А., Харламова Т.В. Природоохранные традиции Югры Методическое пособие.
- Закруткин В.А. Природа родного края. Научно-популярные статьи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа предметного кружка "Путь к слову" (Русский язык, начальная школа).
Рабочая программа предметного кружка разработана с учетом возрастных особенностей младших школьников. Данная программа позволит расширить и углубить знания учащихся по русскому языку, будет способство...
Рабочая программа предметного кружка « Путь к слову»
Данная программа рассчитана на детей 9-10лет . Срок ее реализации - 1 год. Форма организации - кружок. Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю....
Рабочая программа предметного кружка по окружающему миру "Я познаю мир"
Программа курса «Я познаю мир» разработана с целью расширения курса «Мир вокруг нас» для обучающихся 3-4 классов, предусмотренным фед...
Рабочая программа предметного кружка по русскому языку "Занимательная грамматика"
Программа предметного кружкапо русскому языку«Занимательная грамматика»(в соответствии с ФГОС)...
Рабочая программа предметного кружка "Юный астроном"
Астрономия – одна из прекрасных и увлекательных наук о природе. Она открывает картину мира, в котором мы живём. Её изучение возвышает человека и оказывает влияние на формирование его личности. Из мечт...
Рабочая программа предметного кружка "Занимательное языкознание"
Программа разработана в соответствии с ФГОС НОО, примерной программой по учебному предмету «Русский язык» для начального общего образования, включённой в содержательный раздел Основной обр...