Рабочая программа предметного кружка "Юный астроном"
рабочая программа по теме
Астрономия – одна из прекрасных и увлекательных наук о природе. Она открывает картину мира, в котором мы живём. Её изучение возвышает человека и оказывает влияние на формирование его личности. Из мечты человека о полётах к звёздам родилась космонавтика, с развитием которой связано будущее человечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_yunyy_astronom.docx | 54.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Тарко – Сале
Пуровского района
Рабочая программа
предметного кружка
«Юный астроном»
(1 – 4 класс)
Разработала:
учитель начальных классов
Жданова Оксана Павловна
2012 г.
Пояснительная записка.
«... Небо – это все, что создано в мире. Заняться небом
- значит заняться абсолютной действительностью,
Землей, Солнцем, временами года, климатом, календарем,
днями и ночами, месяцами и годами, настоящим,
прошедшим и будущим. Для астрономии не существует
времени: она захватывает будущее точно так же, как и
прошедшее, в ее руках начало и конец мира, это наука
вечности и бесконечности»
К.Фламмарион
Программа предметного кружка рассчитана на 4 года (начальная школа) – 135 ч.
Количество часов в год: 1 класс – 33 ч,
2 – 4 класс – по 34 ч.
Количество часов в неделю – 1.
Астрономия – одна из прекрасных и увлекательных наук о природе. Она открывает картину мира, в котором мы живём. Её изучение возвышает человека и оказывает влияние на формирование его личности. Из мечты человека о полётах к звёздам родилась космонавтика, с развитием которой связано будущее человечества.
Существуют различные программы воспитания и обучения младших школьников. Они предусматривают ознакомление детей с окружающим миром, математическими понятиями, изобразительным искусством, экологической культурой… Большинству из нас не до высших материй, в том числе не до Вселенной с ее тайнами, о которых, к сожалению, многие взрослые сами не имеют никакого представления. Между тем «Вселенная» - есть некая добавка к программе обучения младших школьников. Ознакомление с увлекательнейшей наукой о природе – это своего рода интеллектуальный подарок детям, мотив к развитию их любознательности, появлению у них устойчивого интереса к учебе. В таких условиях является необходимостью давать учащимся начальные знания по астрономии на дополнительных занятиях, кружках, факультативах. Главное, не забывать, что младшие школьники – все-таки маленькие дети, с которыми лучше всего идти в науку через сказку, через игры – к пониманию сущности астрономических явлений, через диалоги – к умению рассуждать, аргументировать свои высказывания.
Данный курс предназначен, прежде всего, интеллектуально развитым, любознательным детям. Вводит учащихся в мир астрономии и космонавтики, способствует правильному представлению ребят об астрономических явлениях. Ориентирован на развитие мышления, воображения, творческой активности, наблюдательности, любознательности, воспитания устойчивого интереса к предмету. Программа построена с учётом возрастных особенностей младших школьников, имеет личностную направленность. Содержание программы создает позитивную мотивацию у учащихся к изучению в дальнейшем дисциплин естественного цикла.
Занятия по астрономии вызывают у детей восхищение, пробуждают неудержимую фантазию, желание не только вообразить далёкие миры, но и побывать на них. С первых лет обучения в школе дети будут приобщаться к осознанию своей неразрывной связи со Вселенной, к пониманию того, что они живут на уникальной планете, природу которой необходимо сохранить на многие века и тысячелетия. И хотя лишь немногие из сегодняшних школьников станут профессиональными астрономами или будут работать в космонавтике, интерес к познанию Вселенной у большинства детей сохранится надолго.
«Юный астроном» - программа для учащихся начальной школы, значительно дополняющая и углубляющая знания и представления детей о наблюдаемых небесных явлениях и о мире небесных тел.
Цели программы:
- расширять познавательную активность учащихся, кругозор, умение видеть красоту окружающего мира;
- развивать логическое мышление, память, внимание, речь, интеллектуальные способности детей;
- вооружить детей знаниями о строении окружающего мира, Вселенной.
Задачи программы:
Обучающие:
- пробудить и упрочить интерес младших школьников к естественным наукам, способствовать освоению и углублению знаний в области астрономии;
- передать учащимся элементарные основы астрономии и географии;
- научить проводить простейшие наблюдения;
- формировать представления о единой научной картине мира;
- формировать осознанное отношение к миру небесных тел;
- учить применять полученные знания на уроках окружающего мира, природоведения.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес учащихся;
- тренировать внимание и память детей, совершенствовать их мышление и воображение, наблюдательность и любознательность, умение анализировать, обобщать и рассуждать;
- развивать творческие способности детей;
- развивать способность к самоопределению с учётом собственных интересов и склонностей;
- развивать умение работать с научной литературой, атласами, картами звёздного неба, периодической печатью;
- развивать умение общаться с аудиторией на конференциях, семинарах, круглых столах.
Воспитательные:
- воспитывать в детях интерес к интеллектуальным занятиям, целеустремлённость и трудолюбие;
- сформировать коллектив детей, объединённых общим увлечением;
- вырабатывать, развивать самостоятельность, инициативу, умение логично и рационально мыслить;
- развивать способность к коммуникативной деятельности, разнообразным формам общения (монолога, диалога);
- развивать способность к саморефлексии собственной деятельности; - воспитывать чувство гордости за успехи своей страны в области астрономии, космонавтики.
Формы и методы обучения.
На занятиях предметного кружка преобладают следующие формы и методы работы: демонстрация, наблюдение, рисование, моделирование, конструирование, экскурсии, объяснительное чтение, урок – беседа, урок – дискуссия, викторина, обсуждение «Почемучкиных» вопросов, просмотр видеофильмов и презентаций.
В результате освоения содержания курса «Твоя Вселенная » у детей формируются общие учебные умения, навыки и способы деятельности: личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные.
Обучающиеся к концу 1 класса:
Должны знать: | Получат представление: |
- название науки – «Астрономия»; - понятия: Млечный Путь, Солнечная система, звёзды, планеты; - Солнце – единственная звезда в Солнечной системе; - название планет Солнечной системы; - о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца; - Луна – единственный спутник планеты Земля. | - о науке « Астрономии», Вселенной; - о том, как изучают Вселенную; - о том, чем отличаются звёзды от планет; - планетах Солнечной системы и их спутниках; - почему на Земле происходит смена времён года, дня и ночи; - о том, что необходимо для жизни на Земле. |
Тематическое планирование.
1 класс.
№ занятия | Тема | Форма проведения | Примеч |
Этот загадочный мир. | |||
1 | Вводное занятие. «Весёлая астрономия» | Познавательная беседа с использованием презентации. | |
2 | Неизвестная Вселенная | ||
3 | Наблюдение за звёздным небом. | Просмотр презентации. Экскурсия. | |
4 | Проект: «Звёздная фантазия» | рисование и аппликация. | |
5 | «Исследователи новой планеты» | Сюжетно – ролевая игра. | |
6 | Проект: «Звёздное небо» | Фотографии, рисунки. | |
Наш адрес во Вселенной.
| |||
6 | Галактика «Млечный Путь». | Познавательные беседы с просмотром презентаций, видеофильмов. Чтение литературы по теме урока, беседы по прочитанному. Рассматривание учебных таблиц, картин, фотографий. Создание модели Солнечной системы. | |
7 | Чем отличаются звёзды от планет. | ||
8 | «Солнечная семейка». | ||
9 | Планеты большие и малые. «Планеты – крошки». | ||
10 | Меркурий – планета из металлов. | ||
11 | Венера – сияющая планета. | ||
12 | Земля – планета, на которой мы живём. | ||
13 | Почему Марс – красный? | ||
14 | Газовая планета – Юпитер. | ||
15 | Окольцованный Сатурн. | ||
16 | Миры холода и мрака – Уран и Нептун. | ||
17 | Плутон – больше не планета! | ||
18 | Викторина «Знаем ли мы семью Солнышка?» | ||
19 | Дискуссионный клуб «Почемучкины вопросы». | ||
20 21 | Проект: «Солнечная семейка» | Моделирование, конструирование, рисов. | |
Земля – наш общий дом. | |||
22 | Кто первым догадался, что Земля – шар? | Познавательные беседы с просмотром презентаций, видеофильмов. Чтение литературы по теме урока, беседы по прочитанному. Экскурсия, наблюдение. | |
23 | Что необходимо для жизни на Земле? | ||
24 | Загадочная Луна. | ||
25 | Почему на Земле бывает день и ночь; лето и зима? | ||
26 | Путь Солнца по небосводу. «Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили» | ||
27 | Моделирование солнечных часов. | Конструирование, моделирование, рисован. | |
28 | Почему всё падает на Землю? | Опыты, наблюдения. | |
29 | Викторина: «Солнце, Земля, Луна» | Игры, загадки, пословицы, поговорки. | |
30 | Дискуссионный клуб «Почемучкины вопросы». | ||
31 32 | Проект «Земля в космосе». Выставка рисунков. | Конструирование, моделирование, рисован | |
33 | Экологический досуг: «Земля – наш дом родной» | Игра | |
34 | Итоговое занятие. |
Обучающиеся к концу 2 класса:
Должны знать: | Получат представление: |
- что изучает наука «Астрономия»; - чем отличаются звёзды от планет; - о небесном ориентире - Полярной звезде; - что такое созвездие; - названия самых известных созвездий, знаков Зодиака; | - о рождении науки «Астрономии»; - о том, как представляли Вселенную древние люди; - о звёздах, различных по величине и отдалённости; - о смене небесных созвездий в различное время года (осенние, зимние, весенние и летние созвездия); - о самых известных созвездиях, о знаках Зодиака; - о том, что можно ориентироваться по звёздам. |
Тематическое планирование.
2 класс.
№ занятия | Тема | Форма проведения | Примеч |
1 | Вводное занятие Астрономия – это интересно! Рождение науки «Астрономии». | Познавательные беседы с просмотром презентаций, видеофильмов. Чтение литературы, беседы. | |
2 | Астрономия без телескопов. | ||
3 | Вселенная глазами наших предков. | ||
4 | Что можно увидеть в телескоп? | ||
Звёздная азбука - рисунки в небесах. | |||
5 | Красота и величие звездного неба. Мифы и легенды о звёздном небе. | ||
6 | Самые большие и самые маленькие звезды | ||
7 | В гости к звёздам. «Сколько звёзд на небе?» | Наблюдения за звёздным небом. | |
8 | «Звездный атлас» Яна Гевелия. | Презентация | |
9 | Как найти Полярную звезду? Небесный ориентир – Полярная звезда. | Просмотр видеофильмов, презентаций. Чтение литературы по теме урока, беседы по прочитанному. Экскурсии, наблюдения. | |
10 | Незаходящие созвездия. Как найти эти созвездия? | ||
11 | Можно ли долететь до какого-нибудь созвездия? | ||
12 13 | Такие разные созвездия. Самые известные созвездия. | ||
14 | Викторина: «Самые известные созвездия». Конкурс рисунков. | ||
15 | Дискуссионный клуб «Почемучкины вопросы». | ||
16 | Созвездия осеннего неба. «Кит», «Южная рыба» | Познавательные беседы с просмотром презентаций, видеофильмов. Чтение литературы по теме урока. Рассматривание звёздных карт. Рассматривание учебных таблиц, картин, фотографий. Работа с энциклопедиями. Экскурсии, наблюдения. | |
17 | Созвездия осеннего неба. «Андромеда», «Персей», «Пегас» | ||
18 | Созвездия зимнего неба. «Орион», «Заяц», «Большой и Малый пёс» | ||
19 | Созвездия весеннего неба. | ||
20 | Созвездия весеннего неба. | ||
21 | Созвездия летнего неба. «Лебедь», «Геркулес и Северная корона» | ||
22 | Созвездия летнего неба. «Змея», «Змееносец», «Скорпион», «Стрелец» | ||
23 | Летний треугольник. | ||
24 | В звёздном царстве Зодиака. Под каким знаком родился ты? | ||
25 26 | Расскажи о своём знаке Зодиака. Индивидуальный проект. | Рисунки, рассказы, поделки. | |
27 | Викторина: «Знаем ли мы созвездия?» | ||
28 | Дискуссионный клуб «Почемучкины вопросы». | ||
29 30 | Проект: «Звёздные рисунки на нашем небе» | Конструирование, моделирование, рисован. | |
31 | «Большое космическое путешествие» | Игра | |
32 | КВН «Знатоки космоса» | Урок - игра | |
33 | Юному астроному на заметку. | ||
34 | Итоговое повторение. |
Обучающиеся к концу 3 класса:
Должны знать: | Получат представление: |
- название нашей галактики «Млечный Путь»; - названия малых космических тел: кометы, метеориты, астероиды; - место обитания комет – облако Оорта; - названия известных галактик и туманностей. | - об известных галактиках и туманностях; - о двойных и переменных звёздах; - откуда берутся кометы и метеориты, из чего они состоят; - о необыкновенных небесных явлениях (падающие звёзды, слияние галактик). |
Тематическое планирование.
3 класс.
№ занятия | Тема | Форма проведения | Примеч |
1 | Вводное занятие: «Астрономия – это интересно» | Просмотр видеофильмов, беседы, сообщения учащихся. | |
2 | Космос не так пуст, как кажется! | ||
3 | О чём рассказал телескоп? | ||
4 | Загадки Вселенной. | ||
На просторах Вселенной. | |||
5 | Прабабушка наша Вселенная. | Познавательные беседы с просмотром презентаций, видеофильмов. Чтение литературы по теме урока, беседы по прочитанному. | |
6 | Галактики и туманности. | ||
7 | Наша галактика «Млечный путь» | ||
8 | Чёрные дыры. | ||
Небесные тела. | |||
9 | Что значит двойные и переменные звёзды? | Познавательные беседы с просмотром презентаций, видеофильмов. Чтение литературы по теме урока, беседы по прочитанному. Работа с энциклопедиями. Конкурс рисунков. | |
10 | «Длинноволосые звёзды» - таинственные светила. | ||
11 | Кометы – небесные тела! Как устроены кометы? | ||
12 | Дом комет – далёкое облако Оорта. | ||
13 | Космическая красавица – комета Галлея. | ||
14 | Кометы и падающие звёзды. | ||
15 | Дискуссионный клуб «Почемучкины вопросы». | ||
16 | Камни, которые упали с неба. Дождь из кусков железа. | Познавательные беседы с просмотром презентаций, видеофильмов. Чтение литературы по теме урока, беседы по прочитанному. Работа с энциклопедиями. | |
17 | Откуда берутся метеориты? | ||
18 | Метеориты, прилетевшие с Луны и Марса. | ||
19 | Озорные метеориты. Тунгусская тайна. | ||
20 | Можете ли вы найти метеорит? | ||
21 | Дискуссионный клуб «Почемучкины вопросы». | ||
22 | Маленькие планеты. Бывают ли планетки, как у Маленького принца? | ||
23 | Как открывают астероиды? Какими оказались астероиды? | Беседы с просмотром презентаций, видеофильмов. Чтение литературы по теме урока. Работа с энциклопедиями. | |
24 | Все ли астероиды «послушные»? | ||
25 | Могут ли астероиды быть страшными? | ||
26 | Могут ли астероиды нам пригодиться? | ||
27 | Дискуссионный клуб «Почемучкины вопросы». | ||
28 29 | Проект «На просторах космоса» | Конструирование, моделирование, рисован | |
30 | Необыкновенные небесные явления. | Чтение литературы по теме урока, беседы по прочитанному. Работа с энциклопедиями. Просмотр видеофильма. | |
31 | Юному астроному на заметку. | ||
32 | КВН «Знатоки космоса» | ||
33 | «Большое космическое путешествие» | ||
34 | Итоговое обобщение. |
Обучающиеся к концу 4 класса:
Должны знать: | Получат представление о: |
- названия планет Солнечной системы; - Солнце – единственная звезда в Солнечной системе; - название нашей галактики «Млечный Путь»; - почему на Земле происходит смена времён года, дня и ночи; - Луна – единственный спутник планеты Земля. - названия малых космических тел (астероиды, метеориты, кометы) - названия самых известных созвездий, знаков Зодиака; - о покорении космоса, имена первых космонавтов. | - науке « Астрономии»; - изучении Вселенной; - отличии звёзд и планет друг от друга; - планетах Солнечной системы; - космических объектах: «чёрные дыры», «кометы», «метеориты», «галактики», «туманности»; - созвездиях нашего неба в разное время года; - развитии космонавтики в нашей стране. |
Тематическое планирование.
4 класс.
№ занятия | Тема | Форма проведения | Примеч |
1 | Вводное занятие: «Астрономия – это интересно» | Фронтальная беседа с использованием видеофильмов и презентаций. | |
2 | Астрономы древности. | ||
3 | Знаменитые астрономы. | ||
Как человек научился летать. | |||
4 | К звёздам на ковре – самолёте. | Вспоминаем русские народные сказки. | |
5 | Полёт на кораблях легче воздуха. Кто построил первый воздушный шар? | Познавательные беседы с просмотром презентаций, видеофильмов. Чтение литературы по теме урока, беседы по прочитанному. Работа с энциклопедиями. Сообщения детей. | |
6 | Управляемые аэростаты и дирижабли. | ||
7 | Как человек научился парить? | ||
8 | От планёра к аэроплану. | ||
9 | Выше, дальше, быстрее… | ||
10 | Дискуссионный клуб «Почемучкины вопросы». | ||
Легендарные страницы нашей космонавтики. | |||
11 | Отец космонавтики – Константин Эдуардович Циолковский. | Беседы с просмотром презентаций, видеофильмов. Чтение литературы по теме урока, беседы по прочитанному. Работа с энциклопедиями. Экскурсия на вертолётную площадку. Сообщения детей, выпуск стенгазеты. | |
12 | Первый искусственный спутник Земли. | ||
13 | Животные в космосе. | ||
14 | Что значит быть космонавтом? | ||
15 | Первый полёт человека в космос. | ||
16 | Первая женщина на орбите. | ||
17 | Человек в открытом космосе. | ||
18 | Полеты к Луне - давняя мечта людей. | ||
19 | Исследования Луны. Можно ли жить на Луне? | ||
20 | Космические вездеходы. | ||
21 | Исследования Венеры и Марса. | ||
22 | Дом на орбите. | ||
23 | Космическое сотрудничество. | ||
24 | Роботы в космосе. | ||
25 | Дискуссионный клуб «Почемучкины вопросы». | ||
26 | Викторина «Легендарные страницы нашей космонавтики» | ||
27 28 | Проект: «Покорители космоса» | Конструирование, моделирование, рисован. | |
Что мы знаем о Вселенной? | |||
29 | Наш адрес во Вселенной. | Итоговое повторение, основанное на знаниях учащихся. Просмотр видеофильмов по теме. | |
30 | Что мы знаем о Солнечной системе? | ||
31 | Звёздные картинки в небесах. | ||
32 | Малые небесные тела. | ||
33 | Легендарные страницы нашей космонавтики. | ||
34 | КВН «Знатоки астрономии» |
Литература:
- Левитан Е. П. Программа факультативного курса «Твоя Вселенная» - М.: Просвещение, 1994.
- Мороз В. В. Легендарные страницы нашей космонавтики.- М.: Издательство «Ювента», 2011.
- Школьный словарик. Планеты, звёзды, созвездия. – М.: ВАКО, 2011.
- Вайнберг А. Детская энциклопедия астрономии. М.: «Росмэн» 2007.
- Дерягина Л. Б. «Детям о российских покорителях космоса». СПб., «Детство – Пресс» 2007.
- Левитан Е. П. В семье Солнышка «танцуют» все. – М.: Белый город, 2005.
- Левитан Е. П. Звёзды – Солнышкины сестрички. – М.: Белый город, 2005.
- Левитан Е. П. Луна – внучка Солнышка. – М.: Белый город, 2005.
- Левитан Е. П. Твоё Солнышко. – М.: Белый город. 2005.
- Левитан Е. П. Вселенная школьника. Земля и Вселенная – 1992.
- Черненко Г. Т. Звёзды, планеты, телескопы. Ленинград «Художник РСФСР» 1991.
- Левитан Е. П. Астрономия в картинках. – М.:Детская литература, 1988.
- Левитан Е. П. Малышам о звёздах и планетах. – М.: Педагогика, 1986.
- Беляев А. П. Как человек научился летать. – М.: Малыш, 1980.
- Энциклопедии на бумажных и электронных носителях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа предметного кружка "Путь к слову" (Русский язык, начальная школа).
Рабочая программа предметного кружка разработана с учетом возрастных особенностей младших школьников. Данная программа позволит расширить и углубить знания учащихся по русскому языку, будет способство...
Рабочая программа предметной линии математика - 1 класс
Рабочая программа по математике...
Рабочая программа предметного курса по математике, 2 класс
Рабочая программа предметного курса по математике, 2 класс...
Рабочая программа предметного курса "Секреты орфографии", 2 класс
Рабочая программа предметного курса "Секреты орфографии", 2 класс...
Рабочая программа предметного курса для учащихся 2 класса "Занимательная грамматика"
Рабочая программа предназначина для учителей начальных классов....
Рабочая программа предметного курса для учащихся 2 класса "Всезнайка"
Рабочая программа предназначена для учителей начальных классов....
Рабочая программа предметного кружка « Путь к слову»
Данная программа рассчитана на детей 9-10лет . Срок ее реализации - 1 год. Форма организации - кружок. Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю....