"Состав слов" 4 класс. УМК "Перспектива"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Открытый урок по теме «Закрепление и обобщение знаний состава слов»
4 класс
УМК «Перспектива»
Учитель: Умина Маргарита Александровна
ГБОУ СОШ № 591 Невского района Санкт- Петербурга
Цели и задачи:
- закрепить и обобщить знания обучающихся о составе слов;
-определять значение, которое привносит в слово каждая морфема;
-умение находить значимые части слова, опираясь на их единообразное написание;
-объяснять написание слов с точки зрения орфографии;
-списывать, текст без ошибок, разбирать предложения по членам;
-прививать любовь к родному языку
Ход урока
1.Орг.момент
2.На доске текст А.П.Чехова «Первый снег»
Был вечер. Недавно шел первый снег, и все в природе находилось под властью этого молодого снега. В воздухе пахло снегом, под ногами мягко хрустел снег. Земля, крыши, деревья, скамьи на бульварах - все было мягко, бело, молодо, и от этого дома выглядели иначе, чем вчера. Фонари горели ярче. Воздух был прозрачный.
-Прочитайте текст.
-Какое время года описывает автор?
-Как А.П. создаёт образ ранней зимы? Какое это средство выразительности ? (эпитет)
-Как объяснить значение этого слова?
-Какую картину вы представляете себе?
-Какие слова помогают нам понять широту картины, которую изобразил А.П.Чехов?
2. Работа со словарем.
-Какой праздник мы будем отмечать в конце декабря?
-Что принято делать для того, чтобы этот праздник был красочным?
-Вот и мы на уроке будем наряжать виртуальную ёлку. А кто может объяснить значение слова виртуальное?
(Пребывающий в скрытом состоянии и могущий проявиться, случиться; возможный..) Значит, и ёлка будет мнимой, ненастоящей.
-Все задания вам будут приносить сказочные персонажи.
Итак, начинаем наряжать виртуальную ёлку.
-Первым гостем является персонаж сказки К.И.Чуковского, который нашел денежку, купил самовар и пригласил букашек в гости.
-Правильно. Это Муха-цокотуха.
1 задание-Словарь новогодних слов.
2 задание принес герой сказки Астрид Линдгрен, мужчина в полном расцвете сил. Кто он? выполняете в парах. Разгадайте кроссворд.
1 по вертикали: Я стою перед корнем и могу образовывать слова
4. по вертикали: А я самый главный среди вас
2 по горизонтали: И я тоже могу образовывать слова, только стою за корнем
3 по горизонтали: А я и без окончания могу прожить
5 ------------ : Между прочим, без меня из слов невозможно составить предложение
-Какое слово получилось.(Морфема)
-Как вы думаете , а почему Карлсон принес зашифрованным слово МОРФЕМА?
-Какие морфемы вы знаете? (ответы о морфемах)
-А зачем надо знать морфемы?
3 задание: он друг и помощник Деда Мороза, сделать из снега.
-Выписать слова ,подходящие к схеме.пр.+корень+суф.+окончание
Морской, светит, пушистый, осенний, подорожник, синий, подарочный
-Молодцы! Получите на вашу ёлку еще шарик.
4 задание: Героиня русской нар. сказки, которая попала к Медведю и, чтобы вернуться домой ,села в кузовок и оттуда приговаривала: «Не садись на пенек, не ешь пирожок»
Это Маша.
Игра «Третий лишний» .Выписать только однокоренные, родственные слова.
Горка, сгорел, пригорок.
*Кость, коснуться, косточка.
*Лесник, лестница, безлесный.
-Проверка
5 задание: вредная, злая бабка из русских сказок. Правильно: Баба Яга.
Вспомните, на какие правила записаны слова в каждом столбике и подберите по одному примеру.
ВЛЕТЕТЬ В ОКНО ПОДЪЁМ СДАВАТЬ
ДОЙТИ ДО ЛЕСА РАЗЪЕЗД СБРОСИТЬ
ОТПЛЫТЬ ОТ БЕРЕГА ОБЪЁМ СДВИНУТЬ
СБЕЖАТЬ С ГОРЫ СЪЁЖИЛСЯ СБЕЖАТЬ
МЕШОЧЕК ЛЕДОК
КЛЮЧИК ПРЯМОЙ
ЗАМОЧЕК СОВЯТА
САДИК КОЛЬЦО
(один ребенок у доски)
6 задание: героиня сказки А.С.Пушкина, выполнявшая желания старика
-Правильно, Золотая Рыбка.
-Прочитайте предложения. Найдите слова, орфограмму которых мы еще не вспоминали на уроке.(сложные)
-Почему они называются сложными, что в их правописании интересного?
-Разберем предложения по членам и поставим знаки препинания.
Ударил разгулялся мороз! С вечера был снегопад. Он заворошил снежными шубами деревья кусты.
4.Итог урока. Рефлексия.
-Понравился ли вам урок? Что понравилось? Что вспоминали на уроке? Как вы оцениваете свою работу на уроке. Оцените, приклеив стикер
5..С/работа.
Слова на карточке: разобрать по составу слова. Кто сколько разберет, тот и получит такую оценку.
Травушка, котик, полка, прошел, поле
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по русскому языку "Состав слова" 3 класс
Тест поможет проверить знания обучающихся по теме "Состав слова"...
Урок русского языка по теме: «Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса» (2 класс)
Цель урока: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь....
Тест русский язык 3 класс по теме "Состав слова"
Проверка уровня знаний обучающихся по теме "Состав слова"...
Конспект урока "Почва и её состав" (3 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
Вашему вниманию предоставляю конспект урока по окружающему миру на тему: "Почва и её состав". Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Перспективная начальная школа"....
карточки "Состиав состав чисел " 1 класс
Эти карточки можно использовать при закреплении состава чисел в пределах 10....
Технологическая карта мастер-класса "Состав слова. Приставка. Суффикс". 3-й класс
Цель: создать условия для формирования представления учащихся о суффиксе и приставке как значимых частей слова, умения находить в слове морфемы; способствовать обогащению словарного запаса обучаю...
Технологическая карта урока окружающего мира "Почва и её состав", 3 класс (УМК "ПНШ", О.Н. Федотова)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема урока: «Почва и её состав»Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование знаний о почве; изучение состава почв...