Урок русского языка. Жи-ши
презентация к уроку по русскому языку (1 класс) по теме

Пронькина Светлана Викторовна

Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Так как презентация весит более 3 МБ она разбита на 2 архива. Для просмотра презентации нужно скачать все части архива и открыть любую из них.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                  Урок русского языка в 1 классе.

Тема «Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в словах»

Цель: создать условия для повторения и закрепления навыка употребления буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, проверить прочность усвоения навыка.

Задачи: способствовать развитию у учащихся любознательности, логического мышления, учить применять свои знания в разных ситуациях, активизировать познавательную деятельность, воспитывать  коммуникативность, умение оценивать учебную деятельность свою и одноклассников, прививать навыки здорового образа жизни.

Тип урока: повторение изученного материала, проверка знаний.

Вид урока: урок-путешествие

Форма урока: урок построен с мультимедийным сопровождением.

Возраст учащихся: 6-7 лет.

Программное обеспечение: 1класс, учебник «Русский язык», В.П.Канакиной.В.Г.Горецкого, рабочая тетрадь, толковый словарь Ожегова.

Дидактический материал: слова-помощники, пословицы, индивидуальные карточки, конверты с опорными листами, алгоритм работы в парах, 4 эмблемы «водителей-контролеров», карточки с разноуровневыми заданиями, карточки-светофорчики, карточки для групповой работы.

Наглядные пособия: слайды презентации  « Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Межпредметные связи: окружающий мир, обж, математика, литературное чтение.

Ход урока

1.Мотивация УД.

Громко прозвенел звонок

Начинается урок!

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Давайте улыбнемся друг другу, гостям. Я рада видеть ваши улыбки, и думаю, что урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Вы можете все свои знания иумения, которые оценивать будем я, вы, а также наши гости. Пожелаем удачи соседу по парте.

2.Актуализация. 

Ребята, вспомните, какова основная цель урока русского языка?

(Умение слушать и слышать)

Чтобы определить тему урока, каждый ряд должен прочитать свои слова в столбике, найти лишее, и доказатьсвой выбор:

Стрижи

Часы

Стучу

Крыши

Роща

Живет

Куча

Щавель

Грущу

Ежи

Чугун

Ищу

(Дети доказывают правилами)

Значит, как будет звучать тема нашего урока?

3.Самоопределение к деятельности

Молодцы!

Исходя из темы, подумайте, как мы будем действовать? Чем мы сегодня на уроке будем заниматься? Вам помогут слова-помощники:

Повторять...

Учиться...

А чтобы веселей было работать, предлагаю провести наш урок в виде путешествия. Догадайтесь, на чем мы отправимсяв путь?

Загадка:

Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко,

Возит грузы и людей,

Ты знаком, конечно, с ней?!

Правильно, на маш.нах.

СЛАЙД 1

Чтобы машина появилась,какое задание надо выполнить?

(Надо вставить пропущенную букву).

Вы догадались, как будет звучать тема нашего урока. Тема Повторение написания буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в словах. Сегодня вы должны вспомнить правила на эту тему  и показать, как вы умеете применять их на письме.

СЛАЙД 2

В одну легковую машину могут сесть 4 – 5 человек. У нас в классе 19. Давайте выясним, сколько машин нам понадобится?

(4)

СЛАЙД 3

Водителями могут стать люди, достигшие какого возраста?

 (18 лет)

Да, здоровые, и сдавшие успешно экзамены по вождению. Здоровье – это одно из самых главных условий счастливой жизни, вы должны с детства беречь своё здоровье, на уроке мы вспомним, что помогает нам быть здоровыми.  На наших мультимедийных машинах водителями будут те, кто лучше всех пройдёт первое испытание.

4.Графическая минутка. Что необходимо помнить, чтобы писать красиво? (Посадка, правильно держать ручку, порядок на рабочем месте, тренировка навыка и внимание во время работы)

Запишите дату отправления( число   )

Минутка чистописания

Кто может повторить нам, каковы цели упражнений по чистописанию?

(Отрабатывать качество письма: высота букв, ширина соединений между буквами, расстояние между словами...)

Пишем старательно и красиво

ШЖ ЖШ

Водителями будут …. На дороге всегда присутствует угроза здоровью и даже жизни. Какие же правила необходимо соблюдать, чтобы избежать опасности? Отправляемся.

СЛАЙД 4

5.Работа по теме.

Вспомним  правила, которыми будем сегодня пользоваться. (Плакат жи-ши…)А вы знаете, почему так получилось? Послушайте сказку.

Жили – были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а рядом гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды буквы решили сыграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят гласные буквы, ждут когда их найдут. Шипящие во все щели заглянули – многих нашли. Вот только не смогли найти гласные Ы, Ю, Я. Искали, с ног сбились, усталые и голодные поздно вечером возвращались они домой. Вдруг видят: сидят гласные Ы, Ю, Я, пьют чай с пряниками и смотрят телевизор. Обиделись шипящие – и с тех пор дружба у них врозь. Никогда не стоят они больше рядом с гласными Ы, Ю, Я, а дружат только с И, А, У. Так в русском языке появились сочетания ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, ЖИ – ШИ.

Посмотрите на доску, прочитайте, что говорят в народе о торопливых людях

«Поспеш..шь — людей насмеш..шь»

«Ош..бся , что уш..бся- впредь наука»

 

Как эти пословицы могут помочь водителям? Спишите вставляя пропущенные буквы, подчеркните сочетания ЖИ-ШИ. Водитель-контролер 1 машины сядет за компьютер.

6.Фронтальная  работа.

Поглядите, что мы видим за окном машины

СЛАЙД 5

На дорожках лужицы,

На асфальте рожицы,

За окном кричат галчата,

Под крыльцом пищат котята,

В бочке плещутся щурята,

В клетках прыгают крольчата,

А у дерева в тиши

Ежиха к ёжику спешит.

Лера, определи задание.

(Вставить пропущенные буквы, пользуясь нашими правилами. Дети вставляют буквы цепочкой, Лера контролирует.)

Посмотрите внимательно на стихотворение. Какое слово в данной ситуации может создать угрозу нашему здоровью?

(Лужицы)

А теперь сделайте вывод.

(Надо одеваться и обуваться по погоде, контрелер проходит на место)

7.Электронная физминутка «Чайки».        

Думаю,  пора сделать остановку у воды.  Электронная физминутка «Чайки» снимет напряжение наших глазок. Как вода служит нашему здоровью?(Гигиена тела, чистота одежды, жилья, питание )

8.Работа в парах. 

В нашей местности нет моря, зато есть прекрасные речки. Как они называются?

(Цна, Мокша, Сасовка)

Самая большая у нас — Цна. Здесь и случилась следующая история.

СЛАЙД 6

Ерши.

Над реч_шкою в тиш_

Шелестят камыш_,

А в воде у камышей, -

Шесть задиристых ершей.

Не ерш_тесь вы, ерш_,

Лучше спрячьтесь в камыш_.

Вас ершей-малышей,

Щука ждёт у камышей.

Возьмите в конвертах «Опорные листы» оранжевого цвета. Посмотрите, ребята, как мы будем работать? (Показываю знак «Работа в парах»)

Давайте повторим алгоритм работы в парах.

1 шаг — внимательно читаю или слушаю задание.

Вам нужно прочитать текст и вставить пропущенные буквы.

2 шаг — распределяем обязанности

Как? Работаем по очереди, по строчкам.

3 шаг — вспоминаю, что я знаю.

А что вы знаете по этой теме?

(Правила ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ)

4 шаг - приходим к общему мнению и работаем сами.

Хорошо. А что самое важное при работе в парах?

(Работать дружно)

Какая пара выполнит задание, дает знак.

Водитель-контролер 2 машины поможет нам с компьютером.

Проверим нашу работу.

Поднимите зеленый светофорик те пары, у которых нет ошибок.

Молодцы. Я вами довольна. Отложите листы, сядьте правильно.

Вы знаете, что правильное питание – залог здоровья. Как вы думаете, рыба полезный продукт? Поднимите руки, кто любит рыбу. Рыба очень полезна и взрослым и детям.

Отправляемся дальше, а чтобы в пути не скучать решим кроссворд, (фронтальная работа)

СЛАЙД 7

Водитель-контролер 3 читает вопросы и проверяет.

Хорошо. Каким правилом мы пользовались?

(ЖИ-ШИ...)

Спасибо, Дима. Проходи на место.

10.Физминутка .

Когда много работаем с компьютером, читаем или пишем, устают глазные мышцы. Как же дать им отдохнуть?!

Разогрейте ладошки, приложите их к глазкам, а глаза откройте, чувствуете тепло?

А теперь встаньте, возьмите «руль» в руки, повторяйте за мной и вместе со  мной.

Жи-жи-жи –  крепче руль держи. (руки с «рулём» поднимаем вверх – на  грудь, вперёд – на грудь)

Чай-чай-чай –  всегда друга выручай.( повороты туловища налево, направо)

Чу-чу-чу – быть здоровым я хочу. (приседания)

Пора возвращаться в класс. Но мы попали в чащу леса, надо разобрать завал. Полезно ли для здоровья заниматься физическим трудом?Водитель контролер 4 поможет нам (выходит к компьютеру)

СЛАЙД 8

 Игра  «Собери слово».

Сколько слов у нас получилось? На какую орфограмму они? Как правильно её подчеркнуть?

11.Проверка знаний.

 Ну,  вот мы и вернулись в класс, а здесь нас ждёт последнее испытание. Пришло время поработать самостоятельно. Возьмите в конвертах зеленые карточки. Прочитайте жужжащим чтением задание.

(Читают разноуровневые задания по рядам, затем вслух каждый ряд свое задание)

У кого возникли затруднения?

Во время выполнения заданий помните о том, над чем мы работаем сегодня!Будьте внимательны и аккуратны. В тетради с красной строки приступаем к выполнению задания. Кто закончит — покажет знак.

СЛАЙД 9

1 уровень. (Слабым) Записать слова в тетрадь, разделив их в 2 столбика. В 1 — со слогом ЖИ, во 2 — со слогом ШИ.

Ножи, этажи, машины, рыжики, ерши, ежи, малыши.

2 уровень. (Средним) списать слова в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, подчеркнуть орфограммы

Ш..ть, ж..тель, верш..на, ж..знь, ош..бка.

3 уровень (Сильным)

1. Запишите по образцу Крыша-крыши

Лужа -

Этаж -

Малыш -

Шалаш -

Чиж -

Карандаш -

2.Вставьте сочетвния ЖИ-ШИ. Подчеркните орфограмму.

Пу....стый, ….тель, ….пы, ры....ки, камы...., ти....на.

Кому было трудно? (Красный сигнал светофора)

Кому было интересно?(Зеленый)

Кому было скучно?(Желтый)

12.Словарная работа.

На чем мы сегодня путешествовали?

(На машинах)

Найдите в слове опасное место.А сейчас откройте орфографический словарь, прочитайте по слогам слово ма-ши-на, запишите в тетрадь. Пополним шкатулку новых слов.

13.Рефлексия. 

  • Что необходимо сделать прежде, чем мы закончим урок?

(Подвести итог нашей работы)

  • Правильно. Что же нового вы узнали на уроке?
  • Кто встречалзатруднения на своем пути? Какое качество сегодня вам помогло справится с заданием?

(Внимательность)

  • Оцените свою работу на уроке.

(Поднимают светофорчики)

  • Уважаемые гости, оцените, пожалуйста, работу ребят на уроке.

Зеленый — молодцы, работали дружно.

Желтый — хорошо, но не все были активны.

Красный — мы так и не поняли правописание орфограмм ЖИ-ШИ...

14.Итог урока.

На этом наше путешествие заканчивается. Меня сегодня порадовали те, кто не бил баклуши, а навострил уши и работал, засучив рукава. Вы поняли что-нибудь?

Спасибо. Урок закончен.

г.Сасово


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....