Мой первый учебник – «Азбука». История обучения
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Фатьянова Татьяна Ивановна

Познакомить обучающихся с Азбукой, с историей обучения; показать правила работы с учебной книгой, ориентирование в ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_pervyy_uchebnik_-_azbuka._istoriya_obucheniya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Мой первый учебник – «Азбука». История обучения.

Цель: познакомить обучающихся с Азбукой, с историей обучения; показать правила работы с учебной книгой, ориентирование в ней.

Планируемые результаты:

Предметные: ориентироваться в «Азбуке», называть и показывать элементы учебной

книги(обложка, титульный лист, форзац),  правильно обращаться с учебной книгой, «считывать» информацию с рисунков.                                                                                                        Личностные: проявлять  интерес к предмету, к заданиям учебной книги; выполнять правилами поведения в школе, на уроке и перемене.                                                                                                                                     

Метапредметные (УУД):

Регулятивные: принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения,

высказывать своё предположение  на основе работы с материалом.

Познавательные: искать нужную информацию на страницах «Азбуки»

Коммуникативные: проявлять интерес к общению, воспринимать различные точки зрения.

                                                                   Ход урока                                                                                                                                                                                       1. Оргмомент                                                                                                                                                                        (цель: психологически настроить на урок)                                                                                                                         Раз, два, три – слушай и смотри.                                                                                                                           Три, два, раз – мы начнем сейчас.                                                                                                       Прозвенел и смолк звонок,                                                                                                                                  Значит, начался урок.                                                                                                                                                              В школу мы пришли учиться,                                                                                                                         Не лениться, а трудиться.                                                                                                                                                                                              - Какое сегодня число? Какой день недели?

Сегодня первый учебный день, первый урок – урок обучения грамоте. Ребята, я напомню, что меня зовут Татьяна Ивановна. Мы с вами уже начали знакомиться с правилами поведения в школе.                                                                                                                                                                   2.Знакомство с правилами общения на уроке                                                                                             Поиграем в «Вопросы — ответы».

-Что мы делаем, когда звенит звонок?                                                                                                                 -Как правильно сидеть за партой?                                                                                                                          -Как ты поступишь, если захочешь о чём-либо спросить учителя?                                                            -А кто вы будете друг другу? (одноклассники).                                                                                                             -Как правильно общаться друг с другом?(схемы)

Физминутка «Как живешь?»

Отдохнули, молодцы. Я довольна вами.

4.Знакомство с книгой

(цель: научить детей ориентироваться в «Азбуке)

Учеба – это нелегко. Не расстраивайтесь, когда у вас что-то не получается, не бросайте начатое дело. Будьте терпеливы.                                                                                                                                                   -  У нас появилась новая учебная книга. Аккуратно положите ее перед собой. Не открывайте. Про себя прочитали. Кто прочитал? «Азбука».

-Что изображено? Что они делают?

Над ней трудились. Она расскажет нам много интересного. Это настоящий волшебный сундучок знаний. Книга научит вас читать и писать.

В старину старославянские буквы имели другие названия и форму. Буквы назывались: аз, буки, веди, глаголь, добро и т.д. Раньше не было печатных станков, книги люди переписывали от руки. Переписчик старался сделать книгу привлекательной. Особенно первую букву. Первые старославянские буквы: аз, буки. Так называется первая книга по обучению грамоте «Азбука». Эта книга учит всех читать и писать. Была сочинена пословица:«Сперва A3 да БУКИ, а там и науки».     Правила работы с книгой

  Открываем за правый уголочек. Расположены стр.

Что вы видите на иллюстрации (с. 4 учебника)?

– А знаете ли вы, чему учили детей в древности?

– Чем занимался древний человек?

– А можно ли придумать для такой книги другое название? («Букварь».)

– Почему у вас у всех одинаковая книга?

– Разве интересно, когда у всех на парте одна и та же книга?

– Почему в школе детям дают одинаковые книги?

– Как называют эти книги школьники? (Учебники, учебные книги.)

– Рассмотрите обложку.

Что нарисовал на ней художник?

– Почему?

Во время беседы учитель для себя отмечает недочёты в произнесении отдельных звуков, наблюдает за речью учащихся.

– Откройте книгу. Что вы увидели? (Азбуку.)

– Какие буквы вы знаете? Назовите их.

– Что вы видите на первой странице?

Мнения детей.

– Кто автор этой учебной книги?

Рассмотрите на с. 3 условные обозначения, которые будут встречаться на страницах учебника.

 5.Работа по учебнику (с. 4–5).

– Рассмотрите самостоятельно рисунки на этих страницах.

– В какой последовательности следует рассматривать рисунки, чтобы ничего не пропустить?

– Что можно узнать, «читая» эти рисунки?

– Что ещё вы хотите добавить по поводу истории обучения?

Разных классов, как теперь, в старину не знали. Все – и маленькие, и большие – сидели на уроках в одной простой избе. Порядки в школе были строгие.

Ребятам давался наказ: не шуметь, не дразнить товарищей, шапку и одежду снимать, школьный сор выносить. Кто не выполнял правил, того били розгами.

В короткие зимние дни ученики собирались в школу ещё затемно. Занятия начинались часов с семи до самой «вечерни». После занятий ученики убирали помещение, приносили чистой воды и уходили домой, когда на улице было уже темно.

Так от темна до темна шли уроки в школах в старину.

За много лет наша школа изменилась. Для вас созданы все условия, чтобы было интересно учиться. И я надеюсь, что вам в школе понравится и вы будете с удовольствием получать знания, узнаете много нового и интересного.

Физминутка

-Как живешь?                                                                                                                                                -Вот так!                                                                                                                                                      -Как идешь?                                                                                                                                                                                       -Вот так!                                                                                                                                                             -Как бежишь?                                                                                                                                                                 -Вот так!                                                                                                                                                                  -Как сидишь?                                                                                                                                                                                                                         - Вот так!

Закройте книги.  Уберите их на край стола.

6. Итог урока

—Как называют детей, которые пришли учиться в школу? Как называется наша классная комната?  Кого называют одноклассниками? Как называется первая учебная книга?

7.Рефлексия

Кто сегодня на уроке узнал что-то новое, похлопайте в ладошки. Молодцы, потрудились.

Урок окончен.

Домашнее задание: расспросить родителей о своём детстве: о том, как сообщали о своих желаниях, настроениях, когда были совсем маленькими, какие первые слова научились говорить, как их произносили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здравствуй, школа. Моя малая Родина. Первый школьный учебник «Азбука».

Цели: создание атмосферы праздника, знакомство детей со школой, с первым учебником « Азбука».Прогнозируемые результаты:формирование учебной мотивации и желания учиться;развитие культуры общения ...

Конспект на тему: "Мой первый учебник - «Азбука». История обучения".

Цель: познакомить обучающихся с Азбукой, с историей обучения; показать правила работы с учебной книгой, ориентирование в ней.Планируемые образовательные результаты:Предметные:ориентироваться в «А...

Прощание с Азбукой «Мой первый учебник, мой верный помощник и друг».

Прощание с Азбукой «Мой первый учебник, мой верныйпомощник и друг»....

Презентация по литературному чтению Азбука - первый учебник

Презентация для 1 класса по литературному чтению  Азбука - первый учебник...

Мой первый учебник – «Азбука». История обучения.

Первый урок по обучению грамоте по программе "Школа России"...