Мой первый учебник – «Азбука». История обучения
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Познакомить обучающихся с Азбукой, с историей обучения; показать правила работы с учебной книгой, ориентирование в ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_pervyy_uchebnik_-_azbuka._istoriya_obucheniya.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Мой первый учебник – «Азбука». История обучения.
Цель: познакомить обучающихся с Азбукой, с историей обучения; показать правила работы с учебной книгой, ориентирование в ней.
Планируемые результаты:
Предметные: ориентироваться в «Азбуке», называть и показывать элементы учебной
книги(обложка, титульный лист, форзац), правильно обращаться с учебной книгой, «считывать» информацию с рисунков. Личностные: проявлять интерес к предмету, к заданиям учебной книги; выполнять правилами поведения в школе, на уроке и перемене.
Метапредметные (УУД):
Регулятивные: принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения,
высказывать своё предположение на основе работы с материалом.
Познавательные: искать нужную информацию на страницах «Азбуки»
Коммуникативные: проявлять интерес к общению, воспринимать различные точки зрения.
Ход урока 1. Оргмомент (цель: психологически настроить на урок) Раз, два, три – слушай и смотри. Три, два, раз – мы начнем сейчас. Прозвенел и смолк звонок, Значит, начался урок. В школу мы пришли учиться, Не лениться, а трудиться. - Какое сегодня число? Какой день недели?
Сегодня первый учебный день, первый урок – урок обучения грамоте. Ребята, я напомню, что меня зовут Татьяна Ивановна. Мы с вами уже начали знакомиться с правилами поведения в школе. 2.Знакомство с правилами общения на уроке Поиграем в «Вопросы — ответы».
-Что мы делаем, когда звенит звонок? -Как правильно сидеть за партой? -Как ты поступишь, если захочешь о чём-либо спросить учителя? -А кто вы будете друг другу? (одноклассники). -Как правильно общаться друг с другом?(схемы)
Физминутка «Как живешь?»
Отдохнули, молодцы. Я довольна вами.
4.Знакомство с книгой
(цель: научить детей ориентироваться в «Азбуке)
Учеба – это нелегко. Не расстраивайтесь, когда у вас что-то не получается, не бросайте начатое дело. Будьте терпеливы. - У нас появилась новая учебная книга. Аккуратно положите ее перед собой. Не открывайте. Про себя прочитали. Кто прочитал? «Азбука».
-Что изображено? Что они делают?
Над ней трудились. Она расскажет нам много интересного. Это настоящий волшебный сундучок знаний. Книга научит вас читать и писать.
В старину старославянские буквы имели другие названия и форму. Буквы назывались: аз, буки, веди, глаголь, добро и т.д. Раньше не было печатных станков, книги люди переписывали от руки. Переписчик старался сделать книгу привлекательной. Особенно первую букву. Первые старославянские буквы: аз, буки. Так называется первая книга по обучению грамоте «Азбука». Эта книга учит всех читать и писать. Была сочинена пословица:«Сперва A3 да БУКИ, а там и науки». Правила работы с книгой
Открываем за правый уголочек. Расположены стр.
Что вы видите на иллюстрации (с. 4 учебника)?
– А знаете ли вы, чему учили детей в древности?
– Чем занимался древний человек?
– А можно ли придумать для такой книги другое название? («Букварь».)
– Почему у вас у всех одинаковая книга?
– Разве интересно, когда у всех на парте одна и та же книга?
– Почему в школе детям дают одинаковые книги?
– Как называют эти книги школьники? (Учебники, учебные книги.)
– Рассмотрите обложку.
Что нарисовал на ней художник?
– Почему?
Во время беседы учитель для себя отмечает недочёты в произнесении отдельных звуков, наблюдает за речью учащихся.
– Откройте книгу. Что вы увидели? (Азбуку.)
– Какие буквы вы знаете? Назовите их.
– Что вы видите на первой странице?
Мнения детей.
– Кто автор этой учебной книги?
Рассмотрите на с. 3 условные обозначения, которые будут встречаться на страницах учебника.
5.Работа по учебнику (с. 4–5).
– Рассмотрите самостоятельно рисунки на этих страницах.
– В какой последовательности следует рассматривать рисунки, чтобы ничего не пропустить?
– Что можно узнать, «читая» эти рисунки?
– Что ещё вы хотите добавить по поводу истории обучения?
Разных классов, как теперь, в старину не знали. Все – и маленькие, и большие – сидели на уроках в одной простой избе. Порядки в школе были строгие.
Ребятам давался наказ: не шуметь, не дразнить товарищей, шапку и одежду снимать, школьный сор выносить. Кто не выполнял правил, того били розгами.
В короткие зимние дни ученики собирались в школу ещё затемно. Занятия начинались часов с семи до самой «вечерни». После занятий ученики убирали помещение, приносили чистой воды и уходили домой, когда на улице было уже темно.
Так от темна до темна шли уроки в школах в старину.
За много лет наша школа изменилась. Для вас созданы все условия, чтобы было интересно учиться. И я надеюсь, что вам в школе понравится и вы будете с удовольствием получать знания, узнаете много нового и интересного.
Физминутка
-Как живешь? -Вот так! -Как идешь? -Вот так! -Как бежишь? -Вот так! -Как сидишь? - Вот так!
Закройте книги. Уберите их на край стола.
6. Итог урока
—Как называют детей, которые пришли учиться в школу? Как называется наша классная комната? Кого называют одноклассниками? Как называется первая учебная книга?
7.Рефлексия
Кто сегодня на уроке узнал что-то новое, похлопайте в ладошки. Молодцы, потрудились.
Домашнее задание: расспросить родителей о своём детстве: о том, как сообщали о своих желаниях, настроениях, когда были совсем маленькими, какие первые слова научились говорить, как их произносили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здравствуй, школа. Моя малая Родина. Первый школьный учебник «Азбука».
Цели: создание атмосферы праздника, знакомство детей со школой, с первым учебником « Азбука».Прогнозируемые результаты:формирование учебной мотивации и желания учиться;развитие культуры общения ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету "Обучение грамоте. Литературное чтение" 1 класс По учебнику "Азбука" В.Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская По учебнику "Литературное чтение". Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий
данная программа включет в себя программу по обучению грамоте и программу по литературному чтению с календарно-тематическим планированием...
Презентация урока обучения грамоте "Мой первый учебник - азбука"
Презентация урока + конспект...
Конспект на тему: "Мой первый учебник - «Азбука». История обучения".
Цель: познакомить обучающихся с Азбукой, с историей обучения; показать правила работы с учебной книгой, ориентирование в ней.Планируемые образовательные результаты:Предметные:ориентироваться в «А...
Прощание с Азбукой «Мой первый учебник, мой верный помощник и друг».
Прощание с Азбукой «Мой первый учебник, мой верныйпомощник и друг»....
Презентация по литературному чтению Азбука - первый учебник
Презентация для 1 класса по литературному чтению Азбука - первый учебник...
Мой первый учебник – «Азбука». История обучения.
Первый урок по обучению грамоте по программе "Школа России"...