Разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Местоимение"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Данная разработка поможет в учебном процессе каждому учителю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse_mestoimenie.docx | 17.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Бурлинская средняя (полная) общеобразовательная школа»
Бурлинского района Алтайского края
Тема: «Обобщение знаний о местоимении»
Учебно-методический комплект,
реализующий программу «Русский язык» в 4 классе, включает:
- учебник «Русский язык» (автор Т.Г.Рамзаева) – М.: Дрофа, 2004.
- книгу для учителя «Поурочные разработки по русскому языку» (автор Я.Ш.Гараева) к учебному комплекту Т.Г.Рамзаевой – М.: ВАКО, 2010.
- сборник диктантов и упражнений для начальной школы;
- зачётную тетрадь (автор В.Т.Голубь). Тематический контроль знаний учащихся. Русский язык. 4 класс. –Воронеж:ЧП Лакоценин С.С., 2009.
Учебно-методический комплект и рабочая программа соответствуют федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (раздел «Начальное общее образование»).
Методический день школы по теме:
«Персонифицированный подход в обучении и воспитании школьников. Организация самостоятельной работы с использованием ИКТ как средство повышения их познавательной активности».
Задачи изучения темы «Местоимение» в 4 классе.
1. Ознакомление учащихся с ролью местоимения в нашей речи.
2. Развитие у детей умения осознанно употреблять местоимения в тексте.
3. Ознакомление с грамматическими особенностями местоимений 1, 2, 3-го лица.
4. Наблюдение над правильным употреблением в речи указательных местоимений (этот, тот, такой, столько), притяжательных (мой, твой, свой, наш, ваш), возвратного (себя).
5. Формирование навыка раздельного написания местоимений с предлогами.
(Не требуется распознавание падежей местоимений).
Цель урока:
- обобщение знаний учащихся о местоимении как части речи;
- развитие умений распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять и писать их;
- совершенствование умения распознавать орфограммы в словах, правильно писать местоимения с предлогами;
- воспитание чувства любви и уважения к матери, Родине, природе.
Оборудование:
- классная доска, тетради, учебники;
- дидактический раздаточный материал;
- медиапроектор, компьютер;
- сигнальные карточки.
Ход урока
1. Организационный момент урока. Психологический настрой на работу.
Звучит спокойная мелодия.
На фоне музыки учитель читает текст о маме.
См. учебник, стр. 59 – 60, упр. 394.
- Какова основная мысль текста?
- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Проверьте.
2. Минутка чистописания.
- На м/ч мы поработаем над красивым правильным написанием буквы, с которой начинается слово «мама».
мМ мМм Мм
-Пропишите всю строку по образцу.
- Как ласково можно сказать слово «мама»?
-Запишите эти слова красиво.
- Какой праздник в марте отмечает весь мир?
Письмо буквы М м по образцу на доске.
Мама, мамочка, мамуля, мамулечка.
Запись слов.
Международный женский день 8 марта!
3. Письмо по памяти. Слайд №1- предложение о празднике мам. Напиши по памяти.
- Прочитайте предложение:
Со.нце ярче светит нам
В славный праз.ник наших мам!
- Какое оно по интонации?
- Прочитайте с восклицательной интонацией.
-Объясните пропущенные орфограммы.
- Проговорите предложение в паре.
- Перечитайте медленно.
- Запишите по памяти.
- Проверьте.
-Найдите и подчеркните грамматическую основу предложения (т.е. главные члены предложения).
- Назовите подлежащее. Какой частью речи оно выражено?
- Что такое имя существительное?
4. Определение темы и целей урока.
- Какая часть речи похожа на имя существительное?
- Откройте учебник на стр. 59, упр. 392. Прочитайте вопросы.
- Какой части речи мы посвятим наш урок?
-Запишите тему урока: Местоимение.
- Чему мы будем учиться на уроке?
- Мы будем изучать новую тему или будем повторять изученный материал о местоимении?
5. Вывод учителя. Обобщение ответов учащихся.
- Сегодня на уроке мы будем повторять, закреплять и проверять наши знания о местоимении.
- Прочитайте 1 вопрос. Ответьте друг другу в паре.
- Чем местоимение похоже на имя существительное?
- Прочитайте 2 вопрос.
6. Практические упражнения по теме урока.
А)- Упражнение «Найди местоимение».
- Прочитайте стихотворение. Слайд № 2- стихотворение.
Навстречу солнцу и весне
И он, и ты, и я
Идём сегодня по стране,
Как дружная семья.
- Найдите местоимения.
- Запишите местоимения в тетради.
- Допишите, какие личные местоимения отсутствуют.
- На какие группы можно разделить все личные местоимения?
- Обведите в овал местоимения единственного числа. Назовите их.
- Назовите местоимения мн.ч.
Б) Развивающее упражнение «Найди местоимения».
- Прочитайте слова:
космонавт, астрономия, родина.
- С каким важным событием в этом году в нашей стране они связаны? 50-летие первого полёта человека в космос.
12 апреля 1961год.
- Запишите слова в столбик. Запись слов. Слайд № 3 – словарные слова.
Самостоятельная работа.
- Найдите в словах спрятавшиеся местоимения и запишите их рядом с каждым словом.
- Какие местоимения вы нашли?
Он, оно, она.
Он, оно, они, я, она.
Он, она, они.
- На какие группы можно разделить местоимения?
Местоимения 1 и 3 лица.
Местоимения ед. и мн. числа.
7. Работа с пословицей. Правописание местоимений с предлогами.
- Прочитайте пословицу. Слайд № 4 – пословица.
Одна у человека родная мать,
одна (у) него Родина.
- Объясните, как понимаете смысл пословицы.
- Назовите местоимение.
- Какое правило нам нужно сейчас вспомнить?
- Когда местоимения пишутся с буквой Н?
-Запишите пословицу.
8. Самостоятельная проверочная работа.
Вывод.
- Итак, мы повторили всё, что изучали о местоимении.
- Проверим наши знания, выполнив самостоятельную работу.
1. У кого на столе лежат карточки, выполняют работу по карточкам, записывая ответы в тетради.
2. Остальные работают с заданиями на экране, ответы записывают тоже в тетради.
Слайды № 5,6,7,8.
Выполнение самостоятельной работы.
9. Итог урока.
- С какой частью речи мы работали на уроке?
- Давайте составим «портрет» местоимения.
- На доске прикрепляю слово «местоимение».
- У вас на столе лежат карточки. Выберите те карточки, которые относятся к характеристике местоимения. Ученики выбирают карточки, выходят к доске, прикрепляют и проговаривают правило.
На доске появляется кластер о местоимении.
- Какие карточки остались?
- Покажите их всем.
- С какой частью речи мы будем работать на следующем уроке? Показ карточек.
Имя прилагательное.
10. Релаксация.
Определите уровень своих знаний по теме «Местоимение».
- Показ цветовых карточек.
Слайд № 9-благодарю за работу.
Приложение.
1. Карточки для самостоятельной работы.
2. Презентация.
Карточка № 1.
1. Запиши местоимения 1, 2, 3 –го лица единственного числа.
2. Выпиши слова, которые указывают на предмет, но не называют его.
осина вы грустить
оно море весёлый
писать они он
ты стена мы
я она лес
- Определите их лицо.
3. Прочитайте текст. Замените, где возможно, слово «белка» личным местоимением.
Запишите полученный текст.
Белки живут в лесу. Белки делают запасы на зиму. Зимой белки прячутся в дупла. У белок есть враги.
Урок разработала и провела Фомкина Т.А.,
учитель высшей квалификационной категории
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».
Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...
Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"
Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....
Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"
Урок с игровыми элементами ....
Разработка урока русского языка 2 класс. Тема "Образование слов с помощью приставок".
Урок русского языка во 2 классе УМК "Начальная школа 21 век" по теме "Образование слов с помощью приставок" разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
методическая разработка урока русского языка 2 класс УМК "Гармония"
Аннотация.Урок русского языка разработан в соответствии с концепцией государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. Оборудование: презентации «Словарная работа. Фрукт...
Разработка урока русского языка .4 класс.
Урок русского языка с использованием технологии морфемного письма и чтенияпо теме« Способы проверки безударных гласных в корне слова»...
Разработка урока русского языка 2 класс по теме "Приставка и предлог"
Тема: « Правописание предлогов и приставок»Цели:Образовательные: повторить и закрепить знания о правописании приставок и предлогов; их слитное и раздельное написание.Развивающие: развивать речь ...