Изменение имён прилагательных по числам. 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Капуова Умут Каирбековна

формировать навыки правописания окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8._izmenenie_imyon_prilagatelnykh_po_rodam.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Русский язык

                    Тема: Изменение имён прилагательных по родам.

 Цель: Формировать навык правописания родовых окончаний имён прилагательных.

Задачи:

 развивать умение  изменять прилагательные по родам, развивать связную речь, логическое мышление память;  воспитывать усидчивость, аккуратность, пробудить интерес к урокам русского языка.

 Оборудование:    дидактический материал.

                                                      Ход урока

 

 1. Организационный момент.  

- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и  уверенности в знаниях.

 2.Минутка чистописания.

 - Сегодня мы повторим написание заглавной и строчной букв Цц.

3.Актуализация знаний и подготовка к изучению нового материала.

-Ребята, я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать. Слушайте внимательно.

 Круглый, круглый,

 Сладкий, сладкий  

 С полосатой кожей гладкой

 А разрежешь - посмотри:

 Красный, красный он внутри.  (Арбуз)

-Какие слова помогли догадаться, что это арбуз?  (Круглый, сладкий, красный, с полосатой кожей гладкой).

-С какой стороны характеризует арбуз слово круглый?  (Указывает на форму).

-А слово сладкий?  (Указывает на вкус).

-А слово полосатый, красный?  (Указывает на цвет).

-Запишите в тетрадях:      Арбуз (какой?) круглый, сладкий, красный.

-Ребята,  посмотрите на экран, что вы видите?  (Яблоко).

-Яблоко по форме, какое?  (Круглое, маленькое).

-Яблоко по цвету, какое?   (Жёлтое).  

-Для, чего необходимо уметь подмечать признаки и правильно называть их?  (Это поможет отличить один предмет от другого, точно его описать).

- Как одним словом назвать слова: круглый, красный, полосатый, маленькое, жёлтое?

(Имена прилагательные).Дать определение.

4. Словарная работа.

- Мы сегодня повторим написание словарных слов по теме «Животные».

 (Запись под диктовку – 2 ученика у доски,  остальные в тетрадях).

Собака, медведь, ворона, заяц, лисица,  - Какое из слов лишнее? Почему?  Устно  подберите подходящие по смыслу прилагательные. Образовать от слов собака и медведь прилагательные женского и мужского рода.

5. Работа по теме урока.

- Сегодня на уроке мы поговорим об изменении имён прилагательных по родам.  Научимся  правильно писать родовые окончания.

1. Анализ процесса изменения имён прилагательных по родам.

Стр.56 упр. 490.

-Прочитайте загадку. Отгадайте.

-Найдите в тексте имена прилагательные. Назовите окончания имён прилагательных.

-Что можно сказать об окончаниях имён прилагательных?  (Окончания разные).

-Спишите загадку, напишите отгадку. Выделите окончания прилагательных.

-Почему окончания разные и отчего это зависит, вы узнаете, когда прочитаете правило на стр. 56 в учебнике.

2. Работа с правилом.  (стр147).

-Прочитайте правило.

-Как изменяются имена прилагательные в единственном числе?  (По родам).

-Как определить род имени прилагательного?  (По роду имени существительного,  с которым оно связано). Если существительное мужского рода, то и прилагательное мужского рода и.т.д.

-Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.

3. Работа над упр.332.

- К данным сущ. подбери им.прил.

4. Помоги Диме закончить словосочетания.упр.333.(сам-но)

-Прочитайте словосочетания.

Физкультминутка.

 5.Запишите словосочетания прилагательное + существительное

коричневый, карий (глаз, платье, костюм);

густой, дремучий (лес, туман);

горячий, знойный (лето, вода, привет);

смуглый, тёмный (волосы, лицо, небо);

старый, пожилой (человек, учебник).

Выделите окончания имён прилагательных, определите род.

6. Закрепление изученного материала.

-Ребята, давайте выясним, какие родовые окончания бывают у прилагательных.

Для наблюдения предлагаю вам имена существительные мужского, женского  и среднего рода.

Подобраны такие имена существительные, которые сочетаются с одним и тем же прилагательным. Вы видите 3 столбика слов.  

Спишите свой столбик слов, допишите окончания имён прилагательных и выделите окончания. Определите род имён существительных и имён прилагательных и сделайте выводы.

день (какой?) тёпл…..

город (какой?) родн…

шарф (какой?) син…

ночь (какая?) тёпл….

деревня (какая?) родн…

лента (какая?) син….

утро (какое?) тёпл….

село (какое?) родн…

платье (какое?) син…

-Ребята, почему разные окончания прилагательных, от чего это зависит? (Зависит от рода имён существительных,  прилагательные в мужском, женском и среднем роде имеют свои окончания).

-Какие окончания имеют прилагательные м.р.?  (-ый, -ий, -ой и отвечают на вопрос какой?)

-Какие окончания имеют прилагательные ж.р?  (-ая, -яя).

-Какие окончания имеют прилагательные ср.р? (-ое, -ее).

Появляется таблица.  

Мужской род.

Женский род.

Средний род

какой?

какая?

какое?

-ый-, -ий-, -ой-.

-ая-, -яя-.

-ое-, -ее-.

Запомните, после твёрдых согласных пишутся окончания  –ый-, -ая-, -ое-, -ые-.

7. Итог урока. Рефлексия.

Вежливый, старательный,           Скромный и внимательный.

Добрый, ласковый и смирный,      Нежный, вежливый и мирный,

Злой, сердитый и крикливый,         И ленивый, и драчливый.

Сколько качеств есть на свете.        Выбирайте себе, дети!

 8. Домашнее задание.  

Знать правило ,выучить правило ;  упр.335.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе.Повторение изменения имён прилагательных по числам и родам.

Урок повторения и закрепления изменения прилагательных по числам и родам. Дополнительный материал урока интересен и разноуровневен. Данный материал разработан по материалам для национальных школ по УМ...

Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме: «Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного»

Тема: Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.Педагогические цели: способствовать ознакомлению с единственным и мно...

Урок русского языка в 4 классе "Изменение имён прилагательных по числам и по родам"

Урок-презентация ознакомления с новым материалом по теме "Имя прилагательное. Изменение по числам и по родам" на материале декоративно-прикладного искусства....

Конспект урока по русскому языку на тему "Части речи. Изменение имён прилагательных по числам" (УМК Школа России, 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять имена прилагательные по числам; закрепление знаний учащихсяо роде имён прилагательных, морфологических признаках прилагательногоПланируемые резу...

Конспект урока по математике (2 класс). Тема: Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умений распознавать прилагательные в единственном и во множественном числе.Планируемые результаты: Предметные:- знать какая часть слова указывает на то, что чис...

Урок: Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам.

Технологическая карта к уроку русского языка  : " Единственное и множественное число имени прилагательного. Изменение имён прилагательных по числам".Презентация к уроку :" Единстве...