Тема урока : Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. |
Цель урока : Формировать умение распознавать прилагательные в единственном и во множественном числе. |
Задачи :
- систематизировать знания обучающихся об имени прилагательном; - сформировать знания учащихся об изменении имен прилагательных по числам; -развивать умение осознанно употреблять прилагательные в единственном и множественном числе.
- определять число имен прилагательных. - закрепить алгоритм нахождения числа прилагательного на расположение слов в алфавином порядке по начальной и последующих букв в слове. - совершенствовать представление обучающихся о дифференциации словарей по назначению. - способствовать развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса.
|
Планируемые результаты |
Предметные:
- называют признак имени прилагательного - понимают принцип изменении имен прилагательных по числам;
- определяют число имен прилагательных;
- осознанно употребляют прилагательные в единственном и множественном числе;
- .
| Метапредметные:
Регулятивные : - оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей; -выполняют учебное задание в соответствии с целью; - выполняют самопроверку учебного задания и вносят корректировку в выполненное задание. Познавательные : -овладевают базовыми предметными и межпредметными |
понятиями, отражающими существенные связи ,отношения между объектами и процессами; выполняют логические действия :сравнение, синтез, анализ). Коммуникативные : - строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. -адекватно воспринимать звучащую речь учителя, партнера.
- |
|
. | Личностные:
- осознание собственных достижений при освоении темы; -проявлять интерес к изучению русского языка .
|
|
Ресурсы урока: Учебник Канакина, мультимедийная доска, раздаточный материал.
|
Ход урока |
Содержание деятельности учителя
| Содержание деятельности обучающихся … |
1.Организационный момент.
|
Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение предмета. |
Приветствуют учителя, организовывают рабочее место.
|
2. Минутка чистописания.
____бы_________________________________ -Запишите имя прилагательное с записанным буквосочетанием в первом слоге. - Какие знания о прилагательных помогли подобрать нужное слово.
|
Быстрый, бывалый (солдат). -имя прилагательное отвечает на вопрос какой ? какая ? какое ? |
3. Мотивация . |
-Ребята , назовите какие части речи мы ещё знаем ? - Зачем нам изучать части речи ? -Изучая части речи , мы совершенствуем свою речь, грамотно согласовываем слова в предложении . О грамотной речи говорил ещё А.С. Пушкин в « Сказке о царе Салтане и о его славном и могучем сыне Гвидоне»( слайд 1) - Как звали героиню у которой речь « словно реченька журчит»? ( слайд 2). Т. е. сам А.С. Пушкин в сказке акцентируют внимание , что не только ценится внешняя красота , но и умение красиво говорить. Вот и сегодня на уроке мы будем работать над своей речью. |
Имя существительное, глагол. Высказывания детей.
.
-Царевна Лебедь.
|
|
4. Актуализация знаний |
|
Раздаёт дополнительный материал «Части речи» Вам выданы листочки на которых записаны части речи .Подчеркните тот признак, который характеризует данную часть речи. Проверка по слайду №3.Стрелки на слайде указывают на взаимосвязь имени существительного ( предмета) с прилагательным ( признаком этого предмета), а также имени существительного с глаголом ( действием этого предмета).
-Вспомните как согласовывается число имени существительного с числом глагола ?
Итак: Глаголы стоят в том же числе , в каком стоит имя существительное , связанное с ним по смыслу. Показ схемы на доске .
Имя сущ. ед.ч глагол ед.ч
Слайд 4
Что такое алфавит ? -
Продолжите чёткий порядок букв в алфавите. | -
Выполняют задание.
Ответы обучающихся.
Приводят примеры. Записывают по 2 словосочетания, указывают число глаголов.
|
Итак мы вспомнили о взаимосвязи глагола с именем существительным .
Определение темы и задач на уроке. Давайте обратим внимание на слайд (3) и определим тему урока.
- О какой части речи сегодня будет идти на уроке? Какая тема сегодняшнего урока ? -Число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам.
|
-
О имени прилагательном. Называют тему урока. Повторим знания о понятии « имя прилагательное». -Определим взаимосвязь числа имени прилагательного с именем существительным. |
5. Организация познавательной деятельности |
-Готовы к великим открытиям ? Отгадайте загадки и назовите признаки предмета(слайд 5) какой ? Учитель вывешивает слово ЗАЯЦ маленький ;
какая ?
Учитель вывешивает слово ЛИСА хитрая(слайд 6) Слайд № 8 какое ? Учитель вывешивает слово ЯБЛОКО румяное(слайд 7)
А теперь запишем во мн. числе имя существительное и связанное с ним прилагательное. какие ? ( проводится аналогичная работа : зайцы маленькие |
Да.
Отгадывают загадку , подбирают признак
Отгадывают загадку , подбирают признак
Отгадывают загадку , подбирают признак
|
какие ?
Лисицы хитрые
какие ?
Яблоки румяные
К какому открытию мы пришли ?
-На какой вопрос отвечают прилагательные единственного числа ? множественного числа ?
|
Ответы обучающихся. - Мы узнали , что имена прилагательные в ед.ч обозначает признак одного предмета , а имена прилагательные во мн.ч обозначает признак нескольких предметов.
- Имя прилагательное в ед. числе отвечает на вопрос какой какая ? какое? Во мн. ч какие ?
|
6. Физическая минутка ( слайд 8) |
|
7. Первичное закрепление знаний (слайд 9) |
|
Работа с пословицами :опираясь на вопросы вставьте признак предмета и по вопросу определите число прилагательного. Жизнь дана на ( какие ?) дела. (Какое?) слово и кошке приятно. (Какой?) друг лучше старых двух. (Какая?) кривая дорога короче, чем незнакомый прямой путь. Запишите 1пословицы с едч. Имени прилагательного и 1 пословицу с мн. числом. - Проанализируйте ,связано ли число имени сущ. с числом имени прилагательного?
Работа с учебником : давайте проверим, правильный ли мы сделали вывод. Что нового узнали прочитав правило ? Физминутка ( слайд № 10).
5.Закрепление изученных знаний Упр. 161 с.94 -как вы будете определять число имени прилагательного? Выполнение с выходом к доске
|
Выполняют задание.
Имя прилагательное имеет такое же число как и имя существительное.
. |
8.Рефлексия деятельности. Что нового вы узнал на уроке?( слайд 10) | Ответы обучающихся. |
-Работа с учебником (выполнение упр.161).
-Прочитайте стихотворение А. Барто «Сильное кино» ( слайд № 11) -Так почему же сестрёнка не поняла содержания фильма ? -Какие ошибки допустил брат ? -Молодцы ребята вы сегодня хорошо потрудились и ваша речь будет напоминать «реченьку», а не возгласы героя стихотворения А. Барто.
Дом. задание. Подбери антонимы- прилагательные, определи число прилагательных.
Солнечная погода Весёлые ребята Высокий дом Шумные соседи Прекрасная принцесса |
-Потому что брат не владел красноречием. Не умел согласовывать части речи, а значит строить предложения. Брат пытался пересказать содержание фильма с помощью возгласов, мимики и жестикуляции. |