Русский язык на тему "Склонение имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Отрабатывать умение распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok.docx | 20.35 КБ |
moya_prezentatsiya.pptx | 210.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Чуварлейская СОШ»
Урок русского языка
«Склонение имён существительных»
Подготовила:
Учитель начальных классов
Сальникова С.А.
2014г
Тип урока: урок закрепления знаний.
Цель: отрабатывать умение распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже).
Задачи:
- Обучающая: систематизировать полученные знания об имени существительном; сравнивать склонения; работать с памяткой; работать в паре и самостоятельно; доказывать своё мнение; делать выводы; выполнять задания творческого характера.
- Развивающая: развивать связную речь; умение слушать, отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ; приводить примеры к правилу; оценивать себя и товарища; задавать вопросы; развивать любознательность, память, мышление, внимание.
- Воспитательная: воспитывать интерес к родному языку, уверенность, стремление к успеху, аккуратность, культуру общения.
Оборудование:презентация урока, карточки для самостоятельной работы, музыкальный отрывок для упражнения.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Мотивация урока
- Добрый день, дорогие ребята! Вижу, что вы все готовы к нашему уроку. Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос – Зачем нужна грамматика?
Зачем нужна грамматика?
Чтоб грамотно писать.
Чтоб грубые ошибки
В письме не допускать,
Чтоб с детства знали дети
И каждый ученик,
Что лучше всех на свете
Его родной язык!
Мы должны любить свой родной язык и уважать всех кто разговаривает и понимает его. Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с новыми правилами родного языка, а помогут вам ваши знания.
3.Актуализация знаний.
- На протяжении нескольких уроков мы исследовали одну из частей речи. Какую? (имя существительное) Что значит исследовать? (Изучать объекты со всех сторон, анализировать, делать выводы) Сегодня на уроке мы продолжим это исследование,и в этом нам помогут ваши знания.
- Давайте вспомним все, что мы знаем об имени существительном?
4.Игра «Узнай падеж».
-- Я буду называть вопросы, или вспомогательное слово, или предлоги, а вы должны
догадаться о каком падеже идет речь.
Материал для игры:
а) кому? (Д.п.)
б) на, за, под, через, про, в (В.п.)
в) нет (Р.п.)
г) «щедрый» падеж (Д.п.)
д) без предлога не употребляется (П.п.)
е) подлежащее (И.п.)
ж) «довольный» падеж (Т.п.)
з) кого? (В.п., Р.п.)
и) два предлога (Д.п.) к)что?(И.п.,В.п.)
л) о, об (П.п.)
5.Мобилизация внимания.
- Прочтите три столбика слов и скажите, к какой части речи они относятся:
вода дуб сирень
земля озеро ель
юноша поле степь
- Подумайте, по какому признаку их разделили на 3 группы?(3 склонения существительных).
- А теперь попробуйте сформулировать тему урока (Склонение имён существительных).
- Правильно. Давайте вспомним правило о трёх склонениях существительных.
6. Тема урока
- Прочтите на слайде главный вопрос урока.
Как определить склонение имени существительного (в именительном падеже)?
Какие у вас предположения? (Определить род, выделить окончание и по окончанию в именительном падеже единственного числа определить склонение)
- Давайте проверим ваше предположение.
7. Работа со словарными словами
Вспомним правописание некоторых словарных слов. Почему они так называются? (Их нужно запомнить)
Запишем слово, поставим ударение, выделим орфограммы, определим склонение.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
8. Работа в парах
Перед вами слова «старый» «хитрый». Вы должны образовать от них существительные 1,2,3 склонения и записать в тетрадь. Вспомните окончания существительных каждого склонения, это вам поможет.
9. Работа в группах.
Вспомните, слова- антонимы, что это?
Перед вами существительные, вы должны подобрать к каждому антоним и определить склонение каждого существительного.
Ложь, радость, ночь, тишина, война, темнота, трудолюбие.
10. Работа с учебником
Прочитайте вопрос Почемучки и подготовьте ответ.
Работа у доски и в тетради. Упр.170 с.90
Упр.171 с.90
11. Подведение итогов.
-- Какое исследование мы сегодня проводили? Что выяснили?
- Могут ли существительные одного и того же рода относиться к разным склонениям? Докажите не примерах.
12. Д.з: повт правило,упр.173 с.91
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Зачем нужна грамматика? Чтоб грамотно писать. Чтоб грубые ошибки В письме не допускать, Чтоб с детства знали дети И каждый ученик, Что лучше всех на свете - Его родной язык!
Имя существительное
Игра «Узнай падеж» 1. Кому? 2. над, за, под, через, про, в 3. нет 4. «щедрый» падеж 5. Без предлога не употребляется 5. Подлежащее 6. «Довольный» падеж 7. Что? 8. Кого? Д.п. В.п. Р.п. Д.п. П.п. И.п. Т.п. И.п. и В.п. Р.п. и. В.п.
вода дуб сирень земля озеро ель юноша поле степь
Три склонения имен существительных вода дуб сирень земля озеро ель юноша поле степь
1скл . М.р . Ж.р . - а-я- 2 скл . М.р . Ср.р . - - о-е- 3 скл. Ж.р.-
Как определить склонение имён существительных в именительном падеже?
1.Род 2 . В И.п . 3.склонение
Портрет, календарь, победа, коллекция, библиотека, вокзал , правительство , 2скл. 2 скл. 1 скл. 1 скл. 1 скл. 2 скл. 2 скл. морковь . 3скл.
СТАРЫЙ ХИТРЫЙ
СТАРЫЙ 1 скл .- старушка 2 скл .- старик 3 скл .- старость ХИТРЫЙ 1 скл .- хитринка 2 скл .- хитрец 3 скл .- хитрость
Ложь, радость, ночь, тишина, война, темнота, трудолюбие .
Ложь – правда , радость – горе , ночь – день , тишина – шум , война – мир , темнота – свет , трудолюбие – лень . 3скл. 1скл. 3скл. 2скл. 3скл. 2скл. 1скл. 2скл. 1скл. 2скл. 1скл. 2скл. 2скл. 3скл.
Какие существительные женского рода относятся к первому склонению, а какие - к третьему?
ЖЕНСКИЙ РОД 1 СКЛОНЕНИЕ 3 СКЛОНЕНИЕ - а - я -
Какие существительные мужского рода относятся к первому склонению, а какие- ко второму?
МУЖСКОЙ РОД 1 СКЛОНЕНИЕ 2 СКЛОНЕНИЕ - а - я -
Домашнее задание Упражнение 173 страница 91, правило страница 88.
Молодцы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Обобщение о имени существительном. Путешествие в Частиреченск."
Обобщение знаний учащихся об имени существительном, его грамматических признаках (роде, числе); развитие познавательного интереса к языку, мыслительных процессов; формирование орфографической зоркости...
Урок русского языка " Обобщение об именах существительных"
Обобщение и систематизация знаний об имени существительном;Развитие умений распознавать имена существительные: одушевлённые и неодушевлённые; мужс...
Русский язык, "Три склонения имен существительных", 4 класс
Конспект урока по теме «Три склонения имён существительных», 4 класс, "Школа России", Л.Г. Рамзаева Цель: дать понятие о трёх типах склонения имён существительных по окончанию (в начальной форме) и п...
Урок русского языка "Обобщение об имени существительном" 4 класс
Автор: Стрекаловская Л.А. ГБОУ СОШ № 80 Санкт-Петербург Представлен урок русского языка "Обобщение об имени существительном" в 4 классе и авторская презентация к уроку...
Урок русского языка "Обобщение об имени существительном" 4 класс
Автор: Стрекаловская Л.А. ГБОУ "Школа здоровья и индивидуального развития" Санкт-Петербург Представлен урок русского языка "Обобщение об имени существительном" в 4 классе и авторская презентация ...
Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"
Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...
Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»
Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...