Написание слов с заглавной буквы, или имена собственные (упражнения).
презентация к уроку по русскому языку на тему
Написание слов с заглавной буквы, или Имена собственные" - казалось бы, какая легкая тема!!! Но почему-то многие ребята на школьных уроках не могут ее усвоить. Вот для таких ребят - подборка увлекательных и "хитрых" заданий!!!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
заглавная буква | 2.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтеньем
На букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти, не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с ней,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твое, имя улицы, города.
Буква большая - совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!
Написание слов с заглавной буквы, или Имена собственные" - казалось бы, какая легкая тема!!! Но почему-то многие ребята на школьных уроках не могут ее усвоить. Вот для таких ребят - подборка увлекательных и "хитрых" заданий!!!
Часть 1 – Имена, фамилии, отчества, клички животных.
а) письмо с «дырками» - не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре, убедись, а потом запиши слово, используя иной вид пасты (зелёный), чтобы выделить трудную букву.
1. Соедини стрелочками полные и уменьшительные имена. Запиши их парами.
…ергей …лексей …лександр …ладимир …еннадий …ётр | …аня …ена …олодя …ерёжа …етя …аша …лёша |
В этом упражнении спряталась ловушка: здесь не хватает одного полного имени. После выполнения задания ребенку нужно будет догадаться, какое имя пропущено, и вписать его в табличку.
2. Соедини стрелочками полные и уменьшительные имена. Запиши их парами. Найди ловушку!
…ветлана …ария …атьяна …рина …аталья …льга …лена | Л…н… Н…т…ш… Н…д… М…ш… Св…т… Ир… Т…н… Ол… |
3. Великая Путаница!!!
Запиши парами полные имена с уменьшительными.
Алексей Евгений (Евгения) Борис Станислав Виктория Елена Екатерина Елизавета Дарья Мария Надежда Раиса Александр (Александра) | Стасик Лена Надя Лиза Женя Саша Маша Вика Алёша Рая Боря Катя Даша |
4. Как ласково зовут этих ребят? Запиши.
…ра (Ира)
…ра (Юра)
…ван
…горь
…гор
5. О чем говорят отчества?
Алексеевич Петрович Дмитриевна Львовна Анатольевич Яковлевна Григорьевна Михайлович | Л…в Анатол…й Алекс…й Андр…й …ков П…тр М…хаил Дм…тр…й Гр…гор…й |
Соедини отчества с именами.
Чем похожи отчества? Выдели/обведи одинаковые концовки (ребята обводят одним цветом –ович, – евич в мужских отчествах. Другим цветом –овна, -евна в женских отчествах).
Найди и подчеркни карандашом мужские отчества / женские отчества.
Запиши недостающее отчество.
6. Преврати имена в отчества. Делай это так:
Имя + ЕВИЧ/ОВИЧ = мужское отчество.
Имя + ЕВНА/ОВНА = женское отчество.
Сергей, Василий, Игорь, Олег, Глеб, Валерий, Евгений, Николай.
7. Образуй отчества от имен:
Борис, Виктор, Константин, Лев, Дмитрий.
8. Упражнение по «Сказке о потерянном времени» Евгения Шварца.
Как звали отца? (Будь осторожен! Не попадись в ловушки!)
Ольга Марфа Сергей Пантелей | Захарович Владимирович Петрович Власьевич Капитонович | _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ |
Во время выполнения этого задания на парте у каждого ученика обязательно должен быть текст сказки!!!
Ребенку нужно соединить имя и отчество персонажей; изменить, если нужно, концовки отчеств; вычеркнуть лишнее отчество; записать на строчках имена отцов. На строке рядом с зачеркнутым отчеством «Петрович» ставится прочерк, поскольку персонажа с таким отчеством в сказке не было.
9. Вспомни сказки! Заполни 3 столбика.
ИМЯ | ОТЧЕСТВО | КАК ЗВАЛИ ОТЦА? |
|
|
Комар Комарович, Ёрш Ершович, Воробей Воробеич , Крокодил Крокодилович, Михайло Потапович, Лиса Патрикеевна.
(Персонажи 1,2 и 3 – из «Алёнушкиных сказок» Д.Н.Мамина-Сибиряка)
10. О чем говорят эти фамилии?
Иванов, Петров, Зайцева, Скамейкин, Васильев, Гусев, Цветкова, Морковкина.
Придумай и запиши 8 фамилий мальчиков и девочек. Делай это так:
Слово + ОВ/ЕВ/ИН = мужская фамилия.
Слово + ОВА/ЕВА/ИНА = женская фамилия.
11. Составь и запиши имя, отчество и фамилию двух мальчиков, двух девочек и трех несуществующих сказочных персонажей.
12. Прочитай транскрипции и запиши фамилии, имена и отчества.
13. Прочитай внимательно . Запиши слова в три столбика! Опасайся ловушек!!!
ИМЯ | ОТЧЕСТВО | ФАМИЛИЯ |
|
|
|
Пушкин Александр Сергеевич, Михаил Юрьевич Лермонтов, Агния Львовна Барто, Самуил Яковлевич Маршак, Квитко Лев Моисеевич, Чуковский Корней Иванович, Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, Ушинский Константин Дмитриевич.
15. Сколько здесь предложений?
Ж…л-был доктор он был добрый звали е…о …йболит и была у не…о злая сестра, которую звали …арвара.
Выпиши третье предложение.
(Здесь отличная ловушка: можно попытаться запутать ребят, заявив, что слово «Айболит» не является началом предложения, поэтому писать его нужно с маленькой буквы)
16. А это – ПУТАНИЦА!!!
Но из всех своих зверей (д\Д)октор (а\А)йболит любил больше всего (У\у)тку (к\К)ику, (с\С)обаку (а\А)вву, маленькую (С\с)винку (Х\х)рю-(х\Х)рю, (П\п)опугая (К\к)арудо и (с\С)ову (б\Б)умбу.
Чтобы ребята тратили меньше времени на подобные упражнения, я всегда записываю скобки и их содержимое карандашом. Мои ученики стирают карандашные записи и вписывают вместо них прямо в текст нужную букву.
17. Составь и запиши пары слов. Подчеркни имена собственные.
…обака …урица …от …етух …ошка …орова …ёс | …яба …урка …учка …урёнка …етька …арбос …ыжик |
1. «Рифмовки – тренажёры» используются для чтения и письма орфографически насыщенного материала.
Тема «Большая буква в именах собственных». Можно записать рифмовку на доске с пропусками некоторых кличек, дети подбирают нужные клички животных самостоятельно или из «Слов для справок».
Кошка Маринка,
котёнок ….,
щенок Дружок,
цыплёнок….,
корова Бурёнка,
коза ….,
поросёнок Хрюша,
и бычок ….
Слова для справок: Пушок, Тишка, Найдёнка, Гаврюша.
4. «Рифмовки – орфографические пятиминутки» развивают орфографическую зоркость. Читаются рифмовки с заданием: найти как можно больше орфограмм.
Булочка, чашка, чайник, чаек,
кошка Пушинка, конёк Воронок,
девочка Ира и мальчик Илья.
Сколько здесь правил нашли вы, друзья?
Часть 2 – Названия географические и прочие.
ПРАВИЛО НАПИСАНИЯ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ смотрите выше!!!
1. Путешествие по карте города. Запиши по три!
Мы с учениками путешествуем по карте нашего города – Санкт-Петербурга. Но такую «экскурсию» можно проводить и по картам других городов.
Для путешествия Вам понадобятся разрезные карточки со словами. Вот набор, который использую я:
…строва | …еки | …роспекты |
…лицы | …абережные | …танции …етро |
(острова, улицы, реки, набережные, станции метро, проспекты)
Вначале ребенок вставляет пропущенные буквы в слова, каждый раз обосновывая свой выбор (заглавная или маленькая буква).
Затем мы с учеником разыгрываем все 6 карточек по жребию( то есть каждому достается 3 выбранных наугад карточки). Далее каждый из нас должен на карте Санкт-Петербурга найти по три указанных на карточках объекта и грамотно записать их названия в тетрадь. После чего мы обмениваемся тетрадками и проверяем друг друга. Сразу скажу: я делаю в своей тетради множество ошибок, так что проверять меня нелегко, зато очень интересно !
2. Географические названия.
Перед этим упражнением я обычно показываю ученику домашнюю работу, выполненную львенком Левой. На тетрадном листочке корявым почерком написано: «тихий океан, материк евразия, река нил, вулкан везувий, красное море». Ниже красной пастой поставлена «двойка». Лёва жалуется: учительница дала задание по карте полушарий, а там все слова написаны одинаковыми буквами! Вот он и переписал все названия с карты, а получил почему-то «двойку»!
Помоги Лёве выполнить домашнее задание! (для выполнения упражнения ребятам нужна карта полушарий – в атласе или на доске. Можно заодно совместить уроки русского языка и окружающего мира.)
1) На какой планете мы ж…вем? Мы ________________________________________
__________________________________________ . (Мы живем на планете Земля.)
2) Сколько п….люсов на …емле и как они называются? На ______________________
_____________________ (На Земле два полюса: Северный полюс и Южный полюс.)
3) На нашей (П\п)ланете есть (М\м)атерики: ________________________________
___________________________________________ (ребята перечисляют все материки).
4) На …емле есть четыре океана: _________,_____________,________ и ___________.
5) А еще на (П\п)ланете (з\З)емля есть (М\м)оря: __________, ____________, ___________ и другие.
3. Полет в космос!!!
а) запиши названия планет Солнечной системы;
б) напиши свой полный космический адрес для своих будущих друзей-инопланетян!
Каждый ребенок работает с атласом «Мир и человек» и со схемой Солнечной системы (см.ниже). Схему я срисовала с того же атласа.
Кроме названий планет, мы обычно подписываем «звезда Солнце».
Космический адрес записывается на строчках справа и выглядит так:
«Вселенная, галактика Млечный Путь, Солнечная Система, планета Земля, материк Евразия, страна Россия, город Санкт-Петербург, улица, дом, корпус, квартира. Имя, фамилия, отчество ребенка».
4. Имя собственное или общее название?
(Для репетиторов и родителей – не заставляйте ребенка переписывать словосочетания! Пишите скобки и все, что в них, карандашом!!! Пусть Ваш ученик стирает резинкой Ваши карандашные записи и вписывает нужную букву прямо в упражнение!)
(н\Н)евский (п\П)роспект
(С\с)трана (Р\р)оссия
(Р\р)ека (н\Н)ева
(з/З)ахарьевская (У\у)лица
(к\К)онфеты (к/К)оровка
(ч\Ч)ёрное (м\М)оре
(О\о)зеро (б\Б)айкал
(Б\б)рат (Р/р)услан
(т/Т)ихий (О\о)кеан
5. Имя собственное или общее название? Не попадись в ловушки! (Или – ВЕЛИКАЯ ПУТАНИЦА)
(в/В)ознесенкский (П/п)роспект
(П/п)устыня (К/к)аракумы
(и/И)ндийский (о/О)кеан
(Ш/ш)околад (а/А)лёнка
(С/с)танция (М/м)етро (С/с)адовая
(К/к)афе (б/Б)ерезка
(Т/т)ренер (а/А)лексей (д/Д)митриевич (т/Т)арасов
6. Объясни значение этих слов. Какое из них лишнее и почему?
(ю/Ю)питер (К/к)астрюля
(у/У)ран (С/с)олнце
7. Проверь Бабу Ягу Манюню.
костромской Сыр
Материк Антарктида
Почтальон печкин
Крейсер аврора
косой Переулок
Государство Россия
Озёрная Улица
Ладожское Озеро
Парикмахерская Олечка
8. Осторожно, не запутайся!
(Е/е)нот, (У/у)дод, (М/м)едведь, (У/у)ж, (д/Д)ениска, (П/п)ирамида, (А/а)мерика, (а/А)нтарктида, (П/п)еликан, (М/м)агазин, (н/Н)ептун, (Н/н)овгород, (К/к)орова, (м/М)орковь, (м/М)урзик
9. Имя собственное или общее название?
(У/у)лица (з/З)аневская
(К/к)оза (Д/д)ереза
(П\п)раздник (н/Н)овый (г/Г)од
(п/П)опугай (к/К)арудо
(Д/д)еревня (У/у)сть-(с/С)лавянка
(с/С)тароневский (П/п)роспект
(П/п)арк (С/с)основка
(Г/г)ород (м/М)га
(С/с)путник (з/З)емли (л/Л)уна
(к/К)афе (т/Т)еремок
(Л/л)еденцы (б/Б)арбарис
10. Проверь львенка Лёву.
Леденец на Палочке петушок
Шоколад мишка На Севере
ниагарский Водопад
Заневский проспект
теплоход Санкт-петербург
Врач Виктор романович
11. ВЕЛИКАЯ ПУТАНИЦА!
(Ж/ж)елезнодорожная (С/с)танция (Л/л)аврики
(М/м)узей (ш/Ш)околада
(в/В)улкан (в/В)езувий
(Г/г)осударство (ф/Ф)ранция
(К/к)онфеты (Б/б)елочка
(п/П)ирожное (к/К)орзиночка
(а/А)рбузный (П/п)ереулок
12. «Ловушечный диктант».
а) Щуплый школьник Князев Дима катается на теплоходе по реке Неве. Мои друзья Гоша Рыжиков и Даня Горчаков живут на Невском проспекте.
б) щенок Дружок, город Орша, мама Лида, учительница Екатерина Валерьевна, Яблочный переулок, пугало Страшила, пёсик Тотошка, Красное море, ученица Света Пищухина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заглавные буквы К, Н. Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях. Написание слов с заглавными буквами К, Н. Упражнения в чтении.
Урок обучения грамоте по прогамме "Школа 2100" по ФГОС Технологии: технология деятельностного метода обучения, ИКТ, проблемно-диалогическая, технология оценивания уче...
Тема: Заглавная буква Я. Обозначение мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Я. Чтение слов и предложений. Написание слов с заглавной буквой Я. Списывание с печатного образца.
На уроке дети знакомятся с интересными фактами об Якутии,Японии,реке Яузе и др. Читают текст "Старик и яблони",на основе котрого делают вывод,что жизнь дана на добрые дела....
Обучение грамоте.Заглавная буква М. Упражнения в чтении и письме. Написание слов с заглавными буквами.
формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов, предложений; – формируем умение списывать с печатного образца; – формируем умение различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и...
Технологическая карта урока русского языка .Тема: "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"
.Технологическая карта урока русского языка .Тема: "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"...
Урок по русскому языку во 2 классе на тему: "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"
Урок по русскому языку во 2 классе на тему: "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"Конспект урока, презентация, приложения....
Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: "Имена собственные. Написание слов с заглавной буквы"
"Имена собственные. Написание слов с заглавной буквы"...
Конспект урока: "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"
Цели деятельности учителя: углубить знания об именах собственных; совершенствовать навыки правописания заглавной буквы в именах собственных. Планируемые результатыЛичностные: учить положительному...