Упражнение в определении падежей имени существительного.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

 

Цель: Развивать умение распознавать падеж по вопросу и предлогу.

Задачи:1. Ознакомить с особенностями именительного падежа.

               2. Развивать орфографическую зоркость.

               3. Прививать любовь к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка.

3 класс.

                

Тема: Упражнение в определении падежей имени существительного.

Цель: Развивать умение распознавать падеж по вопросу и предлогу.

Задачи:1. Ознакомить с особенностями именительного падежа.

               2. Развивать орфографическую зоркость.

               3. Прививать любовь к природе.

Ход:

  1. Организационный момент (Слайд № 1)

- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас всех здоровыми и улыбающимися. Каждый день, приходя в этот класс, вы из обыкновенных мальчишек и девчонок превращаетесь в исследователей, открывателей чего- то нового, раннее вам незнакомого. И сегодняшний урок не будет для вас исключением. Готовы? Желаю вам всем успеха.

    2. Проверка домашнего задания.

- Проверим ваше домашнее задание (упр.434) Взаимопроверка. Вам нужно было определить падеж имени существительного земля. Каким алгоритмом вы пользовались? Дети  рассказывают алгоритм определения падежа. (Слайд №2) Далее дети читают предложения и определяют падеж слова земля. Оценивают на полях задание своего соседа.

- Ребята. О каком времени года говорится в домашнем задании? (О весне)

- Весна, весна! И всё ей радо

  Как в забытьи каком стоишь…

- Так о весне писал русский поэт Иван Бунин.

3. Минутка чистописания. (Слайд № 3)

Дети прописывают соединения букв заглавных и строчных  А и Л.

- В народе говорили «Где в апреле река, там в июле лужица». Как вы понимаете эту поговорку? Запишите её.

4.Письмо по памяти.

- О весне писали многие русские поэты. И  А.С.Пушкин, Фёдор Тютчев, Михаил Лермонтов, Афанасий Фет и Алексей Толстой. Прочитайте стихотворение, написанное Алексеем Толстым.(Слайд № 4)

Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик  синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

                                          (А.К.Толстой)

- Найдите в стихотворении знакомые вам орфограммы и объясните их написание. По ходу подчёркиваются орфограммы. Далее стихотворение прочитывается орфографическим чтением, текст закрывается и произносится ещё раз. Потом дети записывают стихотворение по памяти. Учитель некоторые работы проверяет и ставит оценки.

5. Работа над новой темой.

- Здесь записано сложное предложение, оно состоит из четырёх частей, прочитайте первую часть (вторую, третью, четвёртую). Подчеркните в каждой части грамматическую основу, определите падеж имени существительного, которое является подлежащим.

Проверка.

- Что вы заметили при определении падежа у имени существительного? Сделайте вывод.

Вывод: Подлежащее в предложении выражено именем существительным в И.п. или

Имя существительное в И.П. в предложении является подлежащим.

Читается вывод в учебнике с.36

                                            Физкультминутка (Слайд № 5)

6. Закрепление нового материала.

- Несмотря на то что, весну начинает март, открывает весну апрель, тёплое лучшее время года. Апрель-месяц неожиданностей, чудесных превращений. Он открывает двери в весну птицам, зверям, насекомым.

- Подберите для каждого предложения подходящее по смыслу подлежащее. (Слайд № 6)

1. … первой празднует весну.

2. порадовали грибников … .

3. … вывела ребятишек из тёмной берлоги в лес.

4. Дружно устремились … по каким-то  очень  нужным им делам.

5. Высоко в небе запел свою серебряную песенку … .

Слова для справок: Верба, муравьи, сморчки, Медведица, жаворонок.

- Напишите, подчеркните в предложениях грамматическую основу, определите падеж существительных, которые являются в предложениях подлежащими. Взаимопроверка.

7. Рефлексия деятельности.

- Вы молодцы, но я ещё хочу проверить вас, насколько хорошо вы усвоили новый материал. Выполните тест. Работа по вариантам.

Тест

1 вариант.

Верба сбросила со своих цветочных почек чешуйки.

1.Какой частью речи является слово верба?

А.Им.  существительным                В. Глаголом

Б.Наречеем.                                Г. Предлогом.

2. Грамматической основой в предложении является

А. с почек чешуйки                        В. верба сбросила

Б. сбросила с почек                        Г. со своих цветочных почек

3. Имя существительное верба стоит в

А. П.п.                                        В. Р.п.

Б. И.п.                                        Г. Т.п.

4. Определи падеж существительного  чешуйки

А. В.п.                                        В. И.п.

Б. Р.п.                                        Г. Д.п.

5. Определи падеж существительного  почек

А. Д.п.                                        В. Р.п.

Б. В.п.                                        Г. Т.п.

                                                                    Тест

2 вариант.

Побежали с горки по дороге весёлые говорливые ручейки.

1.Какой частью речи является слово ручейки?

А. Наречеем.                                В. Глаголом

Б. Им.  существительным                Г. Предлогом.

2. Грамматической основой в предложении является

А. побежали ручейки                        В. весёлые говорливые ручейки

Б. побежали с горки                        Г. побежали по дороге

3. Имя существительное ручейки  стоит в

А. Р.п.                                        В. И.п.

Б. П.п.                                        Г. Т.п.

4. Определи падеж существительного  с горки

А. В.п.                                        В. И.п.

Б. Р.п.                                        Г. Д.п.

5. Определи падеж существительного  по дороге

А. Д.п.                                        В. Р.п.

Б. В.п.                                        Г. Т.п.

   

Взаимопроверка (Слайд №7)

8. Итог урока.

-Каким членом предложения является имя существительное в И.П.?

9. Оценки.

10. Домашнее задание: Составь 4-5 предложений о том, что тебе приходилось наблюдать весной в природе. Озаглавь свой текст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме «Определение падежа имени существительного и имени прилагательного».

Тест предназначен учащимся 4 класса по программе УМК "Школа России"...

Урок по теме «Упражнение в определении склонений имен существительных, стоящих в косвенных падежах».

Основные тезисы урока:1.      Организационный момент.2.      Чистописание (даны слова на безударную гласную. Необходимо определить лишнее слово,...

Технологическая карта урока. Русский язык. 4 класс. Тема:"Упражнение в определении падежей имен существительных".

В этой разработке представлен учебный материал, позволяющий отработать у учащихся умение определять падежи имен существительных, их склонение. Представлен материал для парной и групповой работы. Интер...

УПРАЖНЕНИЕ В СКЛОНЕНИИ И В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПАДЕЖЕЙ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Технологическая карта урока русского языка. УМК "Школа России"Изменение имен существительных по вопросам, по падежам, склонение имен существительных. В приложении - памятка с опорными с...