урок русского языка
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чистописание ре…кий яго…ка сла…кий д д д
закла…ка боро…ка сер…це гла…кий д д д д
закладка бородка сердце гладкий
сер де чко- сер д це
НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ - зДн- - рДц- -Лнц- -сн- -Вств- -сТн-
1.Выделим корень. 2. Смотрим на сочетаемость согласных. 3. Проговариваем слово орфоэпически и слушаем произносятся ли все согласные звуки. 4. Если звук в сочетании букв не произносится, то подбираем однокоренное слово так, чтобы согласный произносился или после непроизносимого согласного стоял гласный. 5. Делаем вывод. звёздный зДн [ зв ’ озный ] звезда звёздный
-сн- -сТн- опас?но вирус?ный глас?ный прекрас?ный вкус?ный влас?ный час?ный трос?ник доблес?ный
Будьте как, СО Л НЦЕ красивыми! Будьте ПРЕЛЕС Т НЫМИ, милыми! Между собою ЧЕС Т НЫМИ! Будьте всегда СЧАС Т ЛИВЫМИ!
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Учебник «Русский язык», 3 класс, 1 часть В. П. Канакина, В. Г. Горецкий
Тема: «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: способствовать получению учащимися знаний о непроизносимых согласных в корне слова, формированию умения проверять слова с данной орфограммой.
Планируемые результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью;
- корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе.
Познавательные универсальные учебные действия:
- ориентироваться в учебном материале:
- определять круг своего незнания;
- осуществлять свой выбор учебного действия по заданию под определённую задачу урока;
- уметь находить и подбирать проверочные слова по правилам корня: для парных звонких или глухих согласных, для непроизносимых согласных.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- участвовать в работе пары: распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель урока. Оборудование: учебник, интерактивная доска, карточки с индивидуальным заданием (Приложение 1), кроссворд (Приложение 2), презентация.
№ п/п Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1 .Самоопределение к деятельности. Организационный момент. |
При встрече здороваться: ”Доброе утро!” Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро доверчивым лицам! И каждый становиться добрым, доверчивым. Доброе утро длится до вечера. (Слайд 1)
Включение в деловой ритм. Проверяет готовность к уроку. | Подготовка класса к работе. | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний. Чистописание. | Чистописание На доске: ре..кий, яго..ка, ела..кий. (Слайд 2)
|
| Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков |
3. Постановка учебной задачи | На доске: закла…ка, боро…ка, сер…це, гла…кий (Слайд 4) - Что можете сказать о звуке, который мы слышим на месте пропущенной буквы? - Выделим корень в каждом слове - Какое слово лишнее и почему? (Слайд 5) - Знаем ли мы как писать слово сердце? - Определите тему урока - Какие задачи поставим? | - [т] [т] [-] [т] - Лишнее слово «сердце», так как в этом слове согласный не произносится на месте пропущенной буквы, остальные слова на парный звонкий – глухой согласный в корне слова - Написание слов, где согласный звук в корне не произносится - Научимся проверять слова с непроизносимой согласной в корне слова и грамотно писать | Регулятивные: целеполагание; познавательные; общеучебные: самостоятельное выделение, формирование познавательной цели; логические: формирование проблемы |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | - Как проверить парный согласный в корне слова и на конце его? - А как будем выяснять надо в слове «сердце» писать согласный или нет? - Какой вывод можем сделать? - Рассмотрим ещё слова с непроизносимыми согласными и узнаем в каких случаях согласный будет непроизносимым, выполнив упр. 223 - Какие согласные не произносятся? - Назовите сочетания букв в слове, где согласный не произносится (Слайд 7) - Какой вывод можете сделать? - Предложите план, по которому будем действовать. | - Нужно изменить форму слова или слово так, чтобы после согласного стоял гласный или звук -н-. - Изменим форму слова: сер[-]ца-сер[-]це. Не произносится. Подберём однокоренное слово так, чтобы после непроизносимого согласного стоял гласный: сердечко-сердце. Гласный помогает услышать согласный [д]. (Слайд 6)
- Не произносятся д, т, л, в. - здн, вств, рдц, лнц, стн, стл Вывод: Согласный может не произносится если в слове встречается сразу 3-4 согласных (Слайд 7) (Коллективное составление плана). 1.Выделим корень. 2. Смотрим на сочетаемость согласных. 3. Проговариваем слово орфоэпически и слушаем произносятся ли все согласные звуки. 4. Если звук в сочетании букв не произносится, то подбираем однокоренное слово так, чтобы согласный произносился или после непроизносимого согласного стоял гласный. 5. Делаем вывод. (Слайд 8) | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные- моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
5. Физкультминутка | Учитель произносит слова: Лист, здоровье, сердце, столб, пастбище, грустный, книга зверь, местность, день, радостный, известный, вечер, облака, честный, капустный, ненастный, тетрадь. | Если в слове есть непроизносимая согласная, ученики поворачиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками, если непроизносимой согласной нет, ученики приседают. | |
6. Первичное закрепление. | Коллективно с проговариванием выполняем упр 225. | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. Обосновывают свой выбор, свои действия. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Среди слов (на карточках) найдите слова с непроизносимой согласной, подчеркните эту букву. Подчеркните проверочное слово. (Известный, вестник, вести. Окрестность, крестить, крестовина, крест. Прелестный, прелести. Областной, области) (Приложение 1) | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение. |
8. Включение в систему знаний и повторение | Буква в слово просится, Звук не произносится. Надо ль букву “Т” писать? Это надо проверять! ОПАС? НО ВИРУС ? НЫЙ ГЛАС? НЫЙ ПРЕКРАС? НЫЙ ВКУС?НЫЙ ВЛАС ? НЫЙ ЧАС ? НЫЙ ТРОС? НИК ДОБЛЕС ? НЫЙ - Что объединяет слова каждой группы? (Слайд 9) Разгадывание кроссворда в парах (Приложение 2) 1.Слово - приветствие. (здравствуй) 2.День торжества. (праздник) 3.Внутреннее переживание человека. (чувство) 4.Сооружение в виде ступеней или перекладин для подъёма или спуска (лестница). - На какое правило все эти слова? - Пользовались ли вы правилом для написания непроизносимого согласного, которое узнали сегодня на уроке? Применимо ли оно для этих слов? | Учащиеся выполняют задания, применяя знания - Непроизносимый согласный - Нет. Написание этих слов надо запомнить | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные -умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий |
9. Рефлексия деятельности (итог урока) | Организует рефлексию. - Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? - Удалось ли нам достичь этих целей? - Чем полезен был этот урок? Комментарии к д/з. упр. 226 | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование |
Среди слов найдите слова с непроизносимой согласной, подчеркните эту букву. Подчеркните проверочное слово. | Среди слов найдите слова с непроизносимой согласной, подчеркните эту букву. Подчеркните проверочное слово. |
1 вариант | 2 вариант |
Известный, вестник, вести | Прелестный, прелести. |
Областной, области | Окрестность, крестить, крестовина, крест. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....