урок русского языка
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему

урок русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 35.ppt1.77 МБ
Microsoft Office document icon konspekt.doc73 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро доверчивым лицам! И каждый становиться добрым, доверчивым. Доброе утро длится до вечера.

Слайд 2

Чистописание ре…кий яго…ка сла…кий д д д

Слайд 4

закла…ка боро…ка сер…це гла…кий д д д д

Слайд 5

закладка бородка сердце гладкий

Слайд 6

сер де чко- сер д це

Слайд 7

НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ - зДн- - рДц- -Лнц- -сн- -Вств- -сТн-

Слайд 8

1.Выделим корень. 2. Смотрим на сочетаемость согласных. 3. Проговариваем слово орфоэпически и слушаем произносятся ли все согласные звуки. 4. Если звук в сочетании букв не произносится, то подбираем однокоренное слово так, чтобы согласный произносился или после непроизносимого согласного стоял гласный. 5. Делаем вывод. звёздный зДн [ зв ’ озный ] звезда звёздный

Слайд 9

-сн- -сТн- опас?но вирус?ный глас?ный прекрас?ный вкус?ный влас?ный час?ный трос?ник доблес?ный

Слайд 10

Будьте как, СО Л НЦЕ красивыми! Будьте ПРЕЛЕС Т НЫМИ, милыми! Между собою ЧЕС Т НЫМИ! Будьте всегда СЧАС Т ЛИВЫМИ!



Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Учебник «Русский язык», 3 класс, 1 часть В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

Тема: «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: способствовать получению учащимися знаний о непроизносимых согласных в корне слова, формированию умения проверять слова с данной орфограммой.

Планируемые результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью;
  • корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • ориентироваться в учебном материале:
  • определять круг своего незнания;
  • осуществлять свой выбор учебного действия по заданию под определённую задачу урока;
  • уметь находить и подбирать проверочные слова по правилам корня: для парных звонких или глухих согласных, для непроизносимых согласных.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • участвовать в работе пары: распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель урока. Оборудование: учебник, интерактивная доска, карточки с индивидуальным заданием (Приложение 1), кроссворд (Приложение 2), презентация.

п/п

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

УУД

1 .Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

  • Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: ”Доброе утро!”

Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро доверчивым лицам!

И каждый становиться добрым, доверчивым.

Доброе утро длится до вечера. (Слайд 1)

  • А что нужно делать на уроке, чтобы он был интересным и полезным?

Включение в деловой ритм. Проверяет готовность к уроку.

Подготовка класса к работе.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний. Чистописание.

Чистописание

На доске: ре..кий, яго..ка, ела..кий. (Слайд 2)

  • Что можете сказать об этих словах?
  • Какое правило нужно вспомнить, чтобы правильно вставить букву?
  • Подберите проверочные слова.
  • Написание какой буквы мы будем отрабатывать на чистописании?
  • Дайте характеристику звуку, который обозначается буквой "д".
  • Напишите строчку буквосочетания  Дд (Слайд 3)
  • Пропущен согласный звук в корне слова.
  • Правописание парного согласного в корне слова. Редок-редкий, ягоды-ягодка, сладок-сладкий
  • Пропущена буква д.
  • Согласный, звонкий парный

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков

3. Постановка учебной задачи

На доске: закла…ка, боро…ка, сер…це, гла…кий (Слайд 4)

- Что можете сказать о звуке, который мы слышим на месте пропущенной буквы?

- Выделим корень в каждом слове

- Какое слово лишнее и почему?

(Слайд 5)

- Знаем ли мы как писать слово сердце?

- Определите тему урока

- Какие задачи поставим?

- [т]  [т] [-] [т]

- Лишнее слово «сердце», так как в этом слове согласный не произносится на месте пропущенной буквы, остальные слова на парный звонкий – глухой согласный в корне слова

- Написание слов, где согласный звук в корне не произносится

- Научимся проверять слова с непроизносимой согласной в корне слова и грамотно писать

Регулятивные: целеполагание; познавательные; общеучебные: самостоятельное выделение,  формирование познавательной цели; логические: формирование проблемы

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Как проверить парный согласный в корне слова и на конце его?

- А как будем выяснять надо в слове «сердце» писать согласный или нет?

- Какой вывод можем сделать?

- Рассмотрим ещё слова с непроизносимыми согласными и узнаем в каких случаях согласный будет непроизносимым, выполнив упр. 223

- Какие согласные не произносятся?

- Назовите сочетания букв в слове, где согласный не произносится (Слайд 7)

- Какой вывод можете сделать?

- Предложите план, по которому будем действовать.

- Нужно изменить форму слова или слово так, чтобы после согласного стоял гласный или звук -н-.

- Изменим форму слова:

сер[-]ца-сер[-]це. Не произносится. Подберём однокоренное слово так, чтобы после непроизносимого согласного стоял гласный: сердечко-сердце. Гласный помогает услышать согласный [д]. (Слайд 6)

  • Вывод: Чтобы проверить непроизносимый согласный, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы он отчётливо произносился и после согласного стоял гласный

- Не произносятся д, т, л, в.

- здн, вств, рдц, лнц, стн, стл

Вывод: Согласный может не произносится если в слове встречается сразу 3-4 согласных (Слайд 7)

(Коллективное составление плана).

1.Выделим корень.

2. Смотрим        на сочетаемость согласных.

3. Проговариваем слово орфоэпически и слушаем произносятся ли все согласные звуки.

4. Если звук в сочетании букв не произносится, то подбираем однокоренное слово так, чтобы согласный произносился или после непроизносимого согласного стоял гласный.

5. Делаем вывод. (Слайд 8)

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные- моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5. Физкультминутка

Учитель произносит слова:

Лист, здоровье, сердце, столб, пастбище, грустный, книга зверь, местность, день, радостный, известный, вечер, облака, честный, капустный, ненастный, тетрадь.

Если в слове есть непроизносимая согласная, ученики поворачиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками, если непроизносимой согласной нет, ученики приседают.

6. Первичное закрепление.

Коллективно с проговариванием выполняем упр 225.

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Обосновывают свой выбор, свои действия.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий.  

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Среди слов (на карточках) найдите слова с непроизносимой согласной, подчеркните эту букву.

Подчеркните проверочное слово. (Известный, вестник, вести. Окрестность, крестить, крестовина, крест. Прелестный, прелести. Областной, области) (Приложение 1)

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

8. Включение в систему знаний и повторение

  Буква в слово просится,

Звук не произносится.

Надо ль букву “Т” писать?

Это надо проверять!

ОПАС? НО

ВИРУС ? НЫЙ

ГЛАС? НЫЙ

ПРЕКРАС? НЫЙ

ВКУС?НЫЙ

ВЛАС ? НЫЙ

ЧАС ? НЫЙ

ТРОС? НИК

ДОБЛЕС ? НЫЙ

- Что объединяет слова каждой группы? (Слайд 9)

Разгадывание кроссворда в парах (Приложение 2)

1.Слово - приветствие. (здравствуй)

2.День торжества.

(праздник)

3.Внутреннее переживание человека.

(чувство)

4.Сооружение в виде ступеней или перекладин для подъёма или спуска

(лестница).

- На какое правило все эти слова?

- Пользовались ли вы правилом для написания непроизносимого согласного, которое узнали сегодня на уроке? Применимо ли оно для этих слов?

Учащиеся выполняют задания, применяя знания

- Непроизносимый согласный

- Нет. Написание этих слов надо запомнить

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные -умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий

9. Рефлексия деятельности (итог урока)

Организует рефлексию.

- Какие цели мы ставили перед собой в начале урока?

- Удалось ли нам достичь этих целей?

- Чем полезен был этот урок? Комментарии к д/з. упр. 226

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование

 

 

Среди слов найдите слова с непроизносимой согласной, подчеркните эту букву. Подчеркните проверочное слово.

Среди слов найдите слова с непроизносимой согласной, подчеркните эту букву. Подчеркните проверочное слово.

1 вариант

2 вариант

Известный, вестник, вести

Прелестный, прелести.

Областной, области

Окрестность, крестить, крестовина, крест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....