Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Подробный конспект урока по русскому языку в 3 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_parnykh_zvonkikh_i_glukhikh_soglasnykh_v_korne_slova.docx | 29.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне слова
Цель: Формировать навыки проверки написания парных звонких и глухих согласных в корне слова
Задачи:
1. Дать понять учащимся, что парные согласные в конце слова произносятся одинаково глухо, и их написание нужно обязательно проверять
2. Способствовать развитию орфографической зоркости
3. Содействовать воспитанию культуры учебного труда, воспитанию личностных качеств учащихся: взаимовыручки, дружелюбия, толерантности.
Тип урока: урок формирования новых знаний УУД:
Предметные: знать понятия "звонкие" и "глухие" согласные; формировать навыки проверки написания парных звонких и глухих согласных в корне слова;
научиться алгоритму проверки написания парных согласных в корне слова.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные. Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё мнение.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Оборудование: тетради, учебники, карточки, сигнальные фонарики, смайлики, снежинки с д/з, интерактивная игра., презентация «Лови снежинку!»
ИКТ: интерактивная доска, проектор, ноутбук
ХОД УРОКА
- Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!
- Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок! Садитесь, ребята!
- Сегодня урок русского языка проведу у вас я – зовут меня – Татьяна Михайловна.
- Ребята, у вас на столах лежат по 3 смайлика. Покажите какому смайлику соответствует ваше настроение.
- Совсем скоро, всего через 2 дня, наступит зима. И хотя давно стоят морозные деньки, а вот снег только появляется.
- Поэтому мне хочется начать урок со стихотворения Якова Акима «Первый снег», чтобы поднять вам настроение.
Утром кот принес на лапах
Первый снег! Первый снег!
Он имеет вкус и запах.
Первый снег! Первый снег!
Он кружится, легкий, новый,
У ребят над головой,
Он успел платок пуховый
Расстелить на мостовой,
Он белеет вдоль забора,
Прикорнул на фонаре-
Значит, скоро, очень скоро
Полетят салазки с горок,
Значит, можно будет снова
Строить крепость во дворе!
- Хотя зима еще не наступила, но мы с вами уже видели первый снег в этом году. Каким вы его помните? (белым, пушистым, холодным, серебристым…)
- Минутка чистописания
Учитель: - Ребята, посмотрите на доску. Назовите букву, которую мы пропишем на минутке чистописания (Жж).
- На что похожи эти буквы, что они вам напоминают? (снежинки)
(- Если затрудняетесь, то отгадайте загадку:
Что за звездочки резные на пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные, а возьмешь – вода в руке.)
- А сейчас сядьте все правильно, возьмите ручки и пропишите заглавную букву Ж в соединении со строчной до конца строки.
- Ребята, наверняка, вам приходилось рассматривать снежинки. Скажите, какими вы их увидели? (…….)
- А еще снежинки имеют разную форму.
- Посмотрите на следующую строку, какие разные сочетания букв на ней записаны. Прочитайте их. (жш зс вф …)
- Найдите закономерность, по которой они записаны и подумайте, как продолжим запись? Запишите, чередуя пары букв до конца строки.
жш зс вф гк дт бп
- Словарная работа
- Отгадайте загадку.
Лежало одеяло,
Мягкое, белое,
Землю грело.
Ветер подул,
Одеяло согнул.
Солнце припекло,
Одеяло потекло. (Снег)
- А знаете ли вы, как называется только что выпавший тонкий слой снега на поверхности земли?
- А поможет вам это узнать новое словарное слово. (с диска – пороша)
- Скажите, какую непроверяемую безударную гласную букву вы должны запомнить? (о)
- Запишите это слово в тетрадь, подчеркните орфограмму и запомните правописание этого слова.
- Сообщение темы и цели урока. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (Формулировка темы и целей урока)
– Прослушайте стихотворение, определите тему нашего урока
В нашем русском языке
Ходят пары "налегке".
Часто "хитрые подружки"
Подменить хотят друг дружку.
Как узнать писать какую -
Эту букву иль другую.
Предстоит сегодня вам
Всё расставить по местам.
Учитель: - Кто догадался, какая же тема нашего урока?
(Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне слова .)
Учитель: Парные звуки согласные
Бывают такие опасные.
Звук нечетко слышится –
Какая буква пишется?
Учитель: Как Вы думаете, чему мы сегодня будем учиться?
( Мы будем учиться обозначать на письме парные согласные звуки буквами.)
- ФИЗМИНУТКА для глаз
- А сейчас я предлагаю вам позаботиться о своем зрении. Чтобы глаза не устали во время урока, давайте сделаем для них упражнение «Лови снежинку!» (следим зрачками за снежинками)
- Работа по теме урока.
Учитель: - Посмотрите у вас на столах лежат карточки с текстом стихотворения. Но некоторые буквы запорошили снежинки. Попробуйте прочитать и узнать какие буквы запорошили снежинки.
Скрипит моро*(з, с) .
Сердит моро*(з, с) .
И сне*(г, к) сухой и колкий.
И вя*(з, с) озя*(б, п),
И ду*(б, п) замёр*(з, с),
Наскво*ь(з, с) промёрзли ёлки.
- Прочитаем стихотворение вслух. Кто желает?
/Дети читают стихотворение./
- Актуализация знаний.
Учитель: - При написании какой орфограммы пропущены буквы?
( Все буквы пропущены на правописание парных звонких и глухих согласных.)
Учитель: - Что нужно делать, чтобы правильно обозначать на письме парные согласные? (Нужно их проверять.)
- Спишите это стихотворение в тетрадь, вставляя вместо снежинок нужную парную согласную из скобок. Устно подберите проверочные слова.
(Дети пишут)
Учитель: - Давайте проверим, что у вас получилось? Назовите проверочные слова, которыми вы доказывали себе правописание слов?
(морозы, снега, вязы, озябну, дубы, замерзли, сквозняк(сквозит, сквозной))
- Оцените свою работу: кто справился без ошибок – покажите веселый смайлик. У кого 1 или 2 ошибки – грустный, у кого больше 2 – совсем печальный смайлик.
- Какими способами подбирали проверочные слова?
(Изменяли слова так, чтобы парный согласный звук находился в сильной позиции, чтобы после него следовала гласная) – морозы, снега, вязы, дубы
(Подобрали однокоренные слова.)- морозный, сквозняк, дубок
Учитель: - Итак, когда парный согласный звук находится в сильной позиции (слышится отчетливо)?
(Вывод: парные согласные находятся в сильной позиции:
- перед гласными,
- перед (сонорными) согласными –[л] ,[ м], [н], [р], [в])
7. Работа с правилом или анимация
- А сейчас я предлагаю вам прослушать анимацию вывода о правописании парных согласных, который вы сделали. (Анимация с диска)
- Ребята, у вас в учебнике есть это правило, дома вы его заучите.
- ФИЗМИНУТКА
Мы белые снежинки,
Летим, летим, летим.
Дорожки и тропинки
Мы все запорошим.
Покружимся над садом
В холодный день зимы
И тихо сядем рядом с такими же как мы.
- Формирование навыка грамотного письма.
- Откройте учебник на с. 112. Прочитайте в упр. 211выразительно отрывок из стихотворения А.С.Пушкина.
- Какие слова употребляет автор для описания первого снега? ( веселый, первый снег, мелькает, звездами падает)
- Обсудите в парах, в каких словах надо проверять написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук. Объясните, как это сделать. (на лапках, задумав, вод, лед, снег, брег)
- Запишем эти слова в тетрадь вместе с проверочными. (Образец на доске: на лапках – лапы,)
- Интерактивное упражнение- игра (с диска)
- А теперь закрепим тему урока, поиграв в интерактивную игру на доске «Помогите друзьям Лосям спуститься на землю». Для этого нужно выбрать слово, подобрать проверочное и поместить слово в корзину с соответствующей согласной.
- Возьмите сигнальные фонарики. Если заметите ошибку. Покажите красный фонарик, если считаете, что все правильно – зеленый.
- Рефлексия учебной деятельности.
- Чтобы подвести итог нашего урока, я предлагаю вам продолжить фразы:
«Я узнал(а)…» - правило
«Я научился(лась)…» - подбирать проверочные слова
«Я умею…» - грамотно писать слова с…
- Выставление отметок
…….
- Домашнее задание.
- Домашнее задание вам принесли снежинки.
- Нужно составить рассказ на тему «Первый снег», употребляя как можно больше слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками.
- Ребята, возьмите снова смайлики и покажите какому смайлику соответствует ваше настроение сейчас.
- Спасибо всем за интересную работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова"
В данной презентации дан алгоритм проверки парных согласных в корне слова и упражнения для закрепления...
Урок русского языка 2 класс ТЕМА: Ознакомление с правилом правописания парных звонких и глухих согласных в корнях слов.
Урок русского языка 2 класс по УМК "Начальная школа XXI века" ТЕМА: Ознакомление с правилом правописания парных звонких и глухих согласных в корнях слов....
Правописание парных, звонких и глухих согласных в корне слова
Данный материал поможет вывести правила о правописании парных согласных....
План-конспект урока по русскому языку "Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова"
обобщить знания о написании парных согласных в корне слова и умения проверять их в слабой позиции...
Урок по русскому языку.Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова.2 класс
Технологическая карта урока. Самоанализ урока...
Технологическая карта современного урока русского языка во 2 классе "Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова"
Современный урок в свете требований ФГОС НОО...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ. Тема урока: Правописание парных звонких и глухих согласных в корнях слов.
Повторение и закрепление правописания проверяемых согласных в корнях слов, формирование умений находить слова с парными согласными, подбирать к ним проверочные...