Логопедическая викторина "Юные грамотеи"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему
Наблюдается в последнее время увеличение нарушений всех компонентов речи у учащихся начальных классов: звукопроизношения и фонетико-фонематических процессов, бедность словаря, несформированность грамматического строя речи. Коррекция недостатков развития и компенсация нарушенных функций проводится на логопедических занятиях, но для достижения более высоких необходимо проводить эту работу не только на уроках, но и во внеклассных занятиях.
Цель: в игровой форме закрепить знания полученные учащимися на уроках русского языка и логопедических занятиях.
Задачи:
- Закрепить навыки фонематического анализа и синтеза
- Развивать умение согласовывать образовывать прилагательные от имен существительных
- Закрепить знания о сказках и сказочных героях
- Развивать вербально-логическое мышление, слуховое и зрительно внимание, память.
- Воспитывать умение работать в коллективе.
Для проведения логопедической викторины, объединить учащихся в две команды. Каждая команда придумывает себе название. При подведении итогов после каждого конкурса результаты заносились в протокол. Для определения очередности проводится жеребьевка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Логопедическая викторина "Юные грамотеи"
Наблюдается в последнее время увеличение нарушений всех компонентов речи у учащихся начальных классов: звукопроизношения и фонетико-фонематических процессов, бедность словаря, несформированность грамматического строя речи. Коррекция недостатков развития и компенсация нарушенных функций проводится на логопедических занятиях, но для достижения более высоких необходимо проводить эту работу не только на уроках, но и во внеклассных занятиях.
Цель: в игровой форме закрепить знания полученные учащимися на уроках русского языка и логопедических занятиях.
Задачи:
- Закрепить навыки фонематического анализа и синтеза
- Развивать умение согласовывать образовывать прилагательные от имен существительных
- Закрепить знания о сказках и сказочных героях
- Развивать вербально-логическое мышление, слуховое и зрительно внимание, память.
- Воспитывать умение работать в коллективе.
Для проведения логопедической викторины, объединить учащихся в две команды. Каждая команда придумывает себе название. При подведении итогов после каждого конкурса результаты заносились в протокол. Для определения очередности проводится жеребьевка.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущий: В течение года вы посещали логопедические занятия, занимались на уроках русского языка. Настало время проверить – чему вы научились. В течение всей игры вам надо быть внимательными, быстро принимать решение, работать дружно.
Сегодня в нашем игровом сражении участвуют две команды: (представление)
И так, мы начинаем!
I. Конкурс «Знайкины задачки»
За 1 минуту участники команды должны ответить на максимальное количество вопросов.
Оценивание: за каждый правильный ответ команда получает 1 балл
1 команда
- Дом для учебников. (Портфель)
- Буквы, которые не составляют звука. (Ь, Ъ)
- Он до Киева доведет. (Язык)
- Цветок – гадалка? (Ромашка)
- В каком месяце есть 29 дней? (Во всех, кроме февраля, если год не високосный)
- Из какой посуды ничего нельзя поесть? (Из пустой).
- Где сухого камня не найдешь? (В воде)
- Эмблема государства. (Герб)
- Кто собирает яблоки спиной? (Ёж)
- Какая часть речи отвечает на вопросы: Что делает? Что делают? Что будет делать? (Глагол)
- В каком веке муку мололи греки? (Муку не мелют)
- Сколько гласных звуков в русском языке? (10)
- Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? (Точка)
- Как называется основная часть слова? (Корень)
- Яблоко, мандарин, груша – одним словом. (Фрукты)
- Если вчера был вторник, то какой день будет послезавтра? (Пятница)
- Слово, противоположное по значению слову «КРИВОЙ»? (Прямой)
- Площадка для катания на коньках? (Каток)
- Тетрадь для записи домашних заданий. (Дневник)
- Шкаф, кровать, стол – одним словом. (Мебель)
2 команда
- Дом для денег. (Кошелек)
- Чем кончается «лето» и начинается «осень»? (Буквой О).
- Как называется часть слова, которая стоит перед корнем? (Приставка)
- Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)
- На что больше всего похожа половина яблока. (На другую половину)
- Какая птица не несет яиц, а из яйца вылупается. (Петух)
- Если позавчера был понедельник, то какой день будет завтра. (Четверг)
- Какая часть речи отвечает на вопросы, Какой? Какая? Какое? (Прилагательное)
- Как называются слова образованные от одного корня? (Однокоренные)
- Белый, сладкий, тает в воде. (Сахар)
- Пиджак и брюки – одним словом. (Костюм)
- Слово противоположное по значению слову «БЫСТРЫЙ»? (Медленный)
- Назовите букву, состоящую из двух звуков. (Любая гласная 2 ряда)
- На какое дерево садится ворона вовремя проливного дождя? (На мокрое)
- Предмет, которым вытирают руки и лицо. (Полотенце)
- Морковь, свекла, кабачок – одним словом. (Овощи)
- Очень большой – одним словом. (Огромный).
- Одна из двенадцати частей года. (Месяц)
- Маленькое юркое животное, у которого может оторваться и снова вырасти хвост. (Ящерица)
- Наименьшая мера времени. (Секунда, миллисекунда)
II. Конкурс «Веселые буквы». Вопросы от Незнайки
Для каждой команды подготовлены по 5 пословиц (поговорок). Если первая команда не справляется с заданием, отвечает вторая команда.
Задание. Найти в пословицах и поговорках «веселые» буквы, которые встали не на свои места. Пример: Забота не волк, в лес не убежит (работа) З-Р.
Команды по очереди называют выбранные буквы.
- Буква «Р» – Мы сами с ушами (усами) Ш-С
- Буква «Т» – Больше дела, меньше снов (слов) Н-Л
- Буква «А» – Не тесто красит человека, а человек тесто (место) Т-М
- Буква «Ж» – Корова на дворе, молоко на столбе (столе) лишняя Б
- Буква «Б» – Лось до добра не доведет (ложь) С-Ж
- Буква «Ц» – Лес рубят, кепки летят (щепки) К-Щ
- Буква «Ф» – Не зная броду, не суйся в моду (воду) М-В
- Буква «К» – Полк в овечьей шкуре (волк) П-В
- Буква «Ю» – У лжи ногти коротки (ноги) лишняя Т
- Буква «Д» – Нашла коза на камень (коса) З-С
Оценивание: 2 балла за правильный ответ
III. Конкурс «Заморочки»
Условия конкурса: Командам выдаются карточки. Членам команды необходимо заполнить карточки, образуя новые слова: образуя прилагательные от имен существительных.
Карточки для обеих команд одинаковые.
Оценивание: за каждый правильный ответ 1 балл
Название команды |
|
Пример: Гнездо грача | Грачиное |
Лапа собаки | Собачья |
Голова волка | Волчья |
Голова льва | Львиная |
Хвост глухаря | Глухариный |
Гнездо вороны | Воронье |
Гнездо журавля | Журавлиное |
Перо гуся | Гусиное |
Перо курицы | Куриное |
Шуба из меха | Меховая |
Перчатки из кожи | Кожаные |
Игра «Вершки и корешки»
У одних овощей мы едим то, что находится на поверхности земли (вершки), а у других – то, что растет в земле (корешки)
Задание: Ведущий называет овощ, зрители поднимают правую руку, если названном овоще в пищу идет вершок, если – корешок, то левую руку.
Капуста (П),
Морковь (Л),
Баклажан (П),
Свекла (Л),
Картофель (Л),
Кабачок (П),
Помидор (П),
Яблоко ( Яблоко фрукт. Руки поднимать не надо),
Репа (Л),
Огурец (П)
Лимон (фрукт, руки поднимать не надо),
Редис ( Л)
IV. Конкурс «В гостях у сказки»
Условия конкурса: ведущий зачитывает краткое повествование сказки в современном изложении. Команды должны назвать сказку и имя сказочного персонажа.
Оценивание: 2 балла за правильный ответ.
№1. У гражданки преклонных лет пропали водоплавающие птицы в количестве двух голов, которым на правах собственности и совершенно законных основаниях она могла распоряжаться. Что это за собственность? (Два веселых гуся)
№2. Несмотря на то, что Баба Яга, как и любая другая женщина, скрывает сколько ей лет, стало известно, что её возраст выражается наименьшим трехзначным числом. Сколько лет Бабе Яге?(100)
№3. Знаменитый ветеринар, практикующий в Африке (Доктор Айболит)
№4. Трое пытались поймать того, кто оставил без пищи двух стариков. Но этот тип трижды уходил от них. А четвертый преследователь, прикинувшись глухим, поймал (Колобок).
№5. Нам кажется, что имя этой популярной героини очень красиво, но на самом деле оно произошло от названия какого-то грязного вещества. Кто это? (Золушка)
№6. Найдя клад, дама покупает новый бытовой прибор и приглашает множество гостей. Однако в сложной ситуации неблагодарные гости не захотели помочь хозяйке. (Муха-Цокотуха)
V. Конкурс «Раз словечко, два словечко» от Кота в сапогах
Условия конкурса: Членам команды необходимо разгадать два ребуса скрывающиеся за картинкой. Если первая команда не справляется с заданием, отвечает вторая команда.
Оценивание: за каждый правильно разгаданный ребус 2 балла.
Ответы:
- Восемь 1. Стриж
2. Перемена 2. Пенал
VI. Конкурс «Пойми меня»
Условия конкурса:
– задание выполняется командами по очереди на время;
– играющая команда выходит из кабинета, затем каждый член команды заходит для выполнения задания
Задание: прочитать слово на выбранной карточке и объяснить его следующему игроку, не употребляя однокоренных слов, чтобы тот догадался, о чем идет речь, второй игрок объясняет третьему и т.д.
Слова: язык, указка
Оценивание: Команда быстрее справившаяся с заданием получает 5 баллов, проигравшая 2 балла.
Ведущий: Замечательно, теперь подсчитаем все баллы и определим победителя! Члены жюри дополнительно определяют лидеров команд и вручают им медали «Наш лидер!»
Ну вот, наше воображаемое сражение закончилось! Все получилось дружно и весело.
Литература
- Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, №6, 2002г. Стр. 41 «Использование речевых игр на логопедических занятиях»
- Научно-методический журнал «Логопед», №6, 2008г. Стр.108-113 «Новые формы проведения методического объединения»
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7 города Кургана»
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА
По теме: «Юные грамотеи»
Учитель-логопед: Верхотурова Е.Н
Курган 2015 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа логопедического сопровождения для учащихся начальной школы с легкой умственной отсталостью и средней школы с умеренной умственной отсталостью по обучению грамоте
Программа для работы с детьми, обучающимися в начальной школе, с легкой умственной отсталостью и детьми, обучающимися в средней школе с умеренной умственной отсталостью....
Конспект занятия по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе. Тема « Звук{ш} и буква ш».
Уточнить артикуляцию звука, развивать фонематическое восприятие....
Применение игр и упражнений логопедической направленности на уроках обучения грамоте.
В статье представлены ряд упражнений и игр логопедической направленности.Работа по формированию фонематического, восприятия, проводимая в период обучения грамоте помогает снизить количество логопедиче...
Приёмы формирования фонематического слуха у учащихся младших классов в период обучения грамоте на логопедических занятиях.
Развитие фонематического слуха учащихся очень важная составляющая успешного овладения навыками грамотного письма и правильного чтения. Развитие фонематического слуха и восприятия через игру, позволяет...
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте для детей 7 лет с ОНР.
Тема занятия: «Звуки [ф], [ф`]. Буква Ф»....
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте для детей 8-9 лет с ОНР имеющих умственную отсталость
Совершенствование навыков выполнения звукобуквенного анализа, закрепление знаний о звуках [р], [р`], [л], [л`]....
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте.
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте.(группа компенсирующей направленности)Тема: «Звук [А] и буква А».Цель: Закреплять правильное произношение звука [А], познакомить с букв...