Применение игр и упражнений логопедической направленности на уроках обучения грамоте.
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

В статье представлены ряд упражнений и игр логопедической направленности.
Работа по формированию фонематического, восприятия, проводимая в период обучения грамоте помогает снизить количество логопедических ошибок при письме и чтении.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение игр и упражнений логопедической направленности на уроках обучения грамоте.

На этапе обучения грамоте продолжается работа по развитию фонематического слуха, восприятия, работа над звуко - буквенным составом слова, которая требует специальных и систематических упражнений. Поэтому на уроках важно включать элементы логопедической направленности, предупреждающие нарушение письма и чтения у младших школьников.

Упражнения логопедической направленности

  1. Какую букву надо убирать из первого слова, чтобы получилось другое слово:

Рот-крот

Лён-клён

Дал- ждал

Мыл-смыл

  1. Какое получится новое слово, если убрать первый звук (букву)?

Клещи- …

Сурок- …

Шмель- …

Почки- …

Сушки-…

  1. Какую букву надо убрать, чтобы получилось название второго слова?

Шарф – шар

Волк – вол

Зубр – зуб

  1. Прочитай имена девочек. Какие звуки (буквы) надо вставить, чтобы получились имена мальчиков?

Аня - . аня

Ася - . ася

Оля - . оля

Аля - . аля

  1. Составить слова, используя при этом одновременно все данные буквы:

рп

чкал ка

уи

  1. Вставь недостающий слог в слове:

– рожка

– рабан

– нышко

  1. Произнеси звук, допиши пропущенные буквы.

… - змеиный слышен свист.

… - шуршит опавший лист.

… - шмели в саду жужжат.

… - моторы тарахтят.

  1. Составление новых слов

Насос-сосна

Камыш – мышка

Навес-весна

Кабан – банка

  1. Произнеси звуки в обратном порядке. Прочитай новое слово.

Кот-ток

Нос-сон

Аня - Яна

Игры на развитие слухового восприятия, навыков звукового анализа и синтеза

  1. У кого хороший слух?

Оборудование: предметные картинки.

Педагог показывает картинки и называет изображенные на них предметы. Дети должны захлопать в ладоши, если услышат в названии предмета звук, заданный учителем в начале игры.

  1. Кто в домике живет?

Оборудование: набор предметных картинок; домик с окошками и кармашком для вкладывания картинок.

Педагог предлагает детям рассмотреть набор картинок и назвать изображенных на них животных. Далее он говорит, что в домике могут жить только те животные, в названиях которых есть звук [с] ([л], [к], [р] и т.д.). Детям необходимо найти таких животных на картинках и поселить их в домик. Каждый правильный ответ поощряется фишкой.

  1. Загадки Петрушки (можно выбрать и другой персонаж)

Учитель читает письмо, которое пришло от Петрушки: «Дорогие ребята! Я, ваш друг Петрушка, сейчас отдыхаю за городом, на даче. Здесь я гуляю в лесу, собираю грибы и ягоды — нынче их очень много. Отгадайте, какие это грибы, если в их названии есть звук [р] (рыжики, сыроежки, боровики), звуки [с] и [с'] (сыроежки, маслята, лисички). Какие я собрал ягоды, если в их названиях есть звук [к]» (костяника, черника, земляника)?

  1. Цепочка

Один игрок (педагог или ребенок) называет слово, другой подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Игру продолжает следующий участник и т.д. Повторять слова, названные другими игроками, нельзя. Задача игры — не разорвать цепочку. Допустивший ошибку игрок по окончании игры платит фант, например, придумывает несколько слов на заданный звук.

  1. Сколько точек столько звуков

Оборудование: кубик, на гранях которого разное число точек: две, три, четыре, пять, шесть; одна грань пустая.

Дети по очереди бросают кубик и называют слова, в которых число звуков равно числу точек на верхней грани кубика. Если выпадает нуль, игрок пропускает ход и передает кубик следующему игроку. За каждый неверный ответ игрок платит фант.

  1. Построим пирамиду

Оборудование: рисунок пирамиды из квадратов. В нижней части каждого квадрата — кармашек для вкладывания картинок; в основании пирамиды — пять квадратов, выше — четыре, потом — три и два; заканчивается пирамида треугольной верхушкой. Предметные картинки тех же размеров, что и квадраты пирамиды.

Учитель предлагает детям построить из картинок пирамиду. Он объясняет, что в ее основании должны быть картинки, названия которых состоят из пяти звуков, следующий ряд пирамиды — картинки, названия которых имеют четыре звука, и т.д.

Затем педагог поочередно вызывает учеников. Каждый ученик выбирает картинку, отчетливо произносит слово — название картинки, определяет в нем число звуков. Если картинка подходит, ученик вставляет ее в соответствующий кармашек пирамиды.

  1. Красный — синий

Оборудование: синие и красные кружки для каждого игрока.

Педагог произносит гласный звук, ученики повторяют его,
поднимая красный кружок. При произнесении учителем со
гласного звука дети поднимают синий кружок. За каждую
ошибку игроки платят фант. ,

  1. https://refdb.ru/images/711/1421378/16b0d549.gifНайди картинке ее домик

Оборудование: предметные картинки; два картонных домика с кармашками для них и с кружками — на одном домике красного цвета, на другом — синего.

Примерные картинки: утка, ослик, кот, флажок, утюг, ваза, груша, альбом, жук, мак, домик, зонтик, лампа, носки, арбуз.

У педагога на столе стопкой лежат картинки изображением вниз. Игроки по одному подходят к столу, берут картинку, называют изображенный на ней предмет, выделяют первый звук, определяют, гласный он или согласный, после чего кладут картинку в домик с синим или красным кружком. Игра продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по местам. Игру можно проводить как соревнование.

  1. Твердый — мягкий

Дети делятся на две команды. Каждая команда придумывает себе название: у одной оно начинается на мягкий согласный звук, у другой — на твердый.

Первая команда называет слова, начинающиеся на мягкий согласный, вторая команда — на твердый. За каждое правильно названное слово команда получает фишку.

Выигрывает команда, набравшая большее число фишек.

  1. Сложи буквы

Оборудование: у каждого ученика — конверт с несколькими (три — пять) элементами букв, вырезанными из картона.

Педагог предлагает ученикам достать из конверта элементы букв. Из них нужно сложить две буквы, так чтобы не осталось лишних элементов.

Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

  1. Живые буквы

Оборудование: набор букв.

Вариант 1. Каждому ряду учеников дается набор букв — по одной букве на ребенка. Педагог называет слово. Дети строятся в шеренгу так, чтобы получилось слово из букв, которые они держат в руках.

Вариант 2. Педагог дает карточки с буквами каждому ряду, не называя слова. Дети должны самостоятельно определить, что это за слово, и выстроить соответствующую шеренгу.

  1. Наоборот

Оборудование: мяч.

Вариант 1. Педагог называет звонкий или глухой согласный и бросает мяч кому-либо из игроков. Игрок ловит мяч и, называя парный согласный, бросает мяч учителю.

Вариант 2. Педагог называет прямой открытый слог со звонким или глухим согласным и бросает ученику мяч. Ученик ловит мяч и, называя слог парным согласным, возвращает мяч учителю. Игра оценивается по числу правильных ответов.

  1. Путаница

Оборудование: наборы слогов.

Предлагается игровая ситуация: Буратино неправильно составил из слогов слова. Например, у него получилось: ба-ры, ва-со, за-ко, ба-со-ка, ро-во-на и т.д. Дети должны исправить ошибки и правильно составить слова из предложенных слогов.

Выигрывает тот, кто предложит большее число правильных вариантов составления слов.

  1. Продолжай!

Ученики делятся на две команды. Педагог называет несколько слов, которые начинаются с определенного звука, например, со звука [а] — астра, армия, Анна. Представители команд по очереди продолжают подбирать слова, начинающиеся с этого же звука. Повторять уже названные слова нельзя. Побеждает команда, придумавшая последнее слово.

  1. Слоговая цепочка

Педагог записывает на доске двухсложное слово по слогам, например: ок - но. Далее игроки по очереди подбирают слова так, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего слога предыдущего: ок - но; но - pa; pa - на; на - вес.

Выигравшим считается тот, кто последним закончил цепочку и назвал больше всех слов.

Работа по формированию фонематического, восприятия, проводимая в период обучения грамоте помогает снизить количество логопедических ошибок в письменной речи обучающихся. Необходимо продолжать включать в уроки русского языка элементы логопедической работы, постепенно индивидуализируя и усложняя их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение схем-моделей на уроках обучения грамоте.

В материале представлены пять фрагментов уроков обучения грамоте с применением схем-моделей....

Конструирование заданий , направленных на формирование универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте и уроках русского языка во 2-м классе.

Одно из основных требований к обучению согласно ФГОС НОО - это формирование у учащихся универсальных учебных действий, которое в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных уче...

К уроку обучения грамоте " Повторение. Упражнение в чтении и письме" (урок 46) Школа 2100

Презентация с иллюстрациями по теме: "Ярмарка" к уроку обучения грамоте в 1 классе....

К уроку обучения грамоте: "Упражнения в чтении и письме. Многоточие". (Урок 47) 1 класс Школа 2100

Презентация к уроку обучения грамоте. Можно использовать для интерактивной доски и мультимедиапроектора....

Презентация к уроку обучения грамоте: "Упражнения в чтении и письме. Работа с текстом". (урок 73) (Рыбы)

Презентация с иллюстрациями к уроку обучения грамоте по теме: "Рыбы"...