Конспект логопедического занятия по обучению грамоте.
план-конспект урока по логопедии

Чиянова Анна Дмитриевна

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте.

(группа компенсирующей направленности)

Тема: «Звук [А] и буква А».

Цель: Закреплять правильное произношение звука [А], познакомить с буквой А.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте.

(группа компенсирующей направленности)

Тема: «Звук [А] и буква А».

Цель: Закреплять правильное произношение звука [А], познакомить с буквой А.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- уточнить произношение звука [А];

- учить определять позицию звука в слове;

- учить детей выделять звук [А] из состава слогов, слов;

- познакомить с буквой А.

Коррекционно- развивающие:

- развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику;

- учить детей изменению силы и высоты голоса;

- развивать фонематический слух и восприятие.

Коррекционно- воспитательные:

- воспитывать навыки организационного поведения.

Ход занятия.

  1. Вводная часть (Организационный момент)

- Ребята, давайте повторим с вами правило речи.

Каждый день- всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Громко, четко говорим

И тихонечко сидим.

      II. Основная часть.

- Ребята, посмотрите внимательно на картинки. Назовите пожалуйста предметы, в названиях которых есть звук «А». (Даны картинки с изображением зеркала, ножа, вилки, чайника, стула и мяча).

- Прежде чем приступить к дальнейшим упражнениям давайте вспомним алфавит. (Дети вслед за логопедом последовательно читают буквы).

  • Упражнение «Квадрат букв».

- Я вам дам задание, а вы мне должны будете показать букву.

- Ребята, какая буква расположена в первом ряду в правом углу? («Д»)

- А какая буква расположена под ней? («И»)

- Какая буква располагается на 4 строчке в первом столбике? («П»)

-Какая буква стоит рядом с ней? «Р».

  • Игра «Соня».

- А теперь закрываем глазки. Я буду вам называть разные звуки, но вы должны проснуться, когда услышите звук «Д». (х, п, о, т, б, д)

- Молодцы! Усложним задание. Я вам буду называть слова, и вы должны будете проснуться, если услышите в нем звук «с». (мышь, зонт, сова, роза, кошка, зеркало, зуб, собака, рак, замок, стол).

  • Физкультминутка.

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз сюда, два туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели – встали, сели – встали,
Ванькой-встанькой словно стали.

  • Деление звуков на гласные и согласные.

— Послушайте звук [а]. (Логопед произносит протяжно [ аа-а ].)

— Какой рот при произношении [а]? (Широко открыт.)

— Мешает что-либо во рту выходить воздушной струе из горла? (Нет.)

— А вот другой звук — [п]. Свободно ли выходит воздушная струя? (Нет.)

— Почему? Что мешает выходу воздуха? (Смычка губ.)

— Губы при произношении звука [п] смыкаются, образуя преграду.

— Послушайте звук [м]. Свободно ли выходит воздушная струя? (Нет.)

— Почему? Что мешает выходу воздуха? (Смычка -губ.)

— Губы при произношении звука [м] смыкаются, образуя преграду.

— Послушайте звук [о].

— [О-о-о].

— Какие губы при произношении звука [о]? (Округлые, слегка вытянуты вперед.)

— Мешает что-либо во рту выходить воздушной струе из горла? (Нет.)

— Послушайте звук [т]. Свободно ли выходит воздушная струя? (Нет.)

— Язык при произнесении этого звука прижимается к верхней десне, образуя преграду.

— Послушайте звук [у].

— [У-у-у].

— Какие губы при произношении звука [у]? (Губы

сильно вытянуты вперед.)

— Мешает что-либо во рту выходить воздушной струе из горла? (Нет.)

г — Послушайте звук [э].

— [Э-э-э].

| — Какой рот при произношении звука [э]? (Слегка

приоткрыт.)

— Мешает что-либо во рту выходить воздушной струе из горла? (Нет.)

— Послушайте звук [ы].

— [Ы-ы-ы].

— Рот слегка приоткрыт, нижняя челюсть выдается вперед.

— Мешает что-либо во рту выходить воздушной

струе из горла? (Нет.)

— Мы почувствовали, что звуки [а], [о], [э], [у], [ы] произносятся свободно, без преграды и всегда с голосом. Они называются гласными. Гласные звуки тянутся, поются и во рту не встречают никакой преграды. Звуки, при произношении которых воздушная струя встречает преграду, называются согласными. Посмотрите, гласные буквы, которые обозначают эти звуки, записаны в первом ряду таблицы- Это буквы «а», «о», «у», «э», «ы». Этой таблицей мы будем пользоваться на каждом занятии.

А

0

У

Э

ы

— Давайте еще раз произнесем эти гласные звуки. ([а-а-а], [о-о-о], [у-у-у], [э-э-э], [ы-ы-ы].)

— Как произносятся гласные? (Тянутся, поются, во рту не встречают никакой преграды.)

— При произношении каких звуков воздушная струя встречает во рту преграду? (Согласных.)

— Итак, на какие две большие группы делятся все звуки нашего языка? (Гласные и согласные.)

  • Упражнения на различение гласных первого ряда и согласных.

— Поднимите красный кружок, если в ряду звуков услышите гласный звук. (Логопед произносит гласные, слегка протягивая, согласные — четко.)

[а], [м], [у], [т], [о], [п], [э], [н], [ы], [к], [а], [д], [о], [ф], [х], [э], [о], [у], [г], [ц], [а], [у].

- Проверим ваши знания на письме и выполним первое упражнение. Кто-то из ребят читает задание.Откройте ваши тетрадочки и запишите число. Какое сегодня число? (Дети выписывают только гласные буквы)

- А теперь потренируемся в чтении слогов, используя слоговые таблицы. (Дети с помощью логопеда читают слоги по слоговой таблице).

  • Чтение текста по учебнику.

III. Подведение итогов. Рефлексия.

-Ребята, чем мы сегодня с вами занимались на уроке?

- Оцените свою работу:

- Если вы хорошо работали, слушались учителя и узнали что-то новое для себя поднимите зеленый кружок.

- Если вы плохо работали на занятии и безобразничали поднимите красный кружок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по Обучению Грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Закрепление изученных букв»

Урок прекрасно вписывается в программу обучения грамоте учащихся подготовительного класса. К уроку имеется презентация...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в группах школы «Развитие». Тема "В гостях у феи Азбуки".

Цель занятия:                  - закрепление понятий: «речь», «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква»;-  со...

Конспект учебного занятия по обучению грамоте

Конспект учебного занятия по обучению грамоте 1 класс...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте для детей 8-9 лет с ОНР имеющих умственную отсталость

Совершенствование навыков выполнения звукобуквенного анализа, закрепление знаний о звуках [р], [р`], [л], [л`]....

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по обучению грамоте с детьми с ЗПР в 1 классе (первый год обучения)."Звук и буква М"

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по обучению грамоте с детьми с ЗПР в 1 классе (первый год обучения) "Звук и буква М"...