Конспект логопедического занятия по обучению грамоте.
план-конспект урока по логопедии
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте.
(группа компенсирующей направленности)
Тема: «Звук [А] и буква А».
Цель: Закреплять правильное произношение звука [А], познакомить с буквой А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote.docx | 20.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте.
(группа компенсирующей направленности)
Тема: «Звук [А] и буква А».
Цель: Закреплять правильное произношение звука [А], познакомить с буквой А.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить произношение звука [А];
- учить определять позицию звука в слове;
- учить детей выделять звук [А] из состава слогов, слов;
- познакомить с буквой А.
Коррекционно- развивающие:
- развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику;
- учить детей изменению силы и высоты голоса;
- развивать фонематический слух и восприятие.
Коррекционно- воспитательные:
- воспитывать навыки организационного поведения.
Ход занятия.
- Вводная часть (Организационный момент)
- Ребята, давайте повторим с вами правило речи.
Каждый день- всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Громко, четко говорим
И тихонечко сидим.
II. Основная часть.
- Ребята, посмотрите внимательно на картинки. Назовите пожалуйста предметы, в названиях которых есть звук «А». (Даны картинки с изображением зеркала, ножа, вилки, чайника, стула и мяча).
- Прежде чем приступить к дальнейшим упражнениям давайте вспомним алфавит. (Дети вслед за логопедом последовательно читают буквы).
- Упражнение «Квадрат букв».
- Я вам дам задание, а вы мне должны будете показать букву.
- Ребята, какая буква расположена в первом ряду в правом углу? («Д»)
- А какая буква расположена под ней? («И»)
- Какая буква располагается на 4 строчке в первом столбике? («П»)
-Какая буква стоит рядом с ней? «Р».
- Игра «Соня».
- А теперь закрываем глазки. Я буду вам называть разные звуки, но вы должны проснуться, когда услышите звук «Д». (х, п, о, т, б, д)
- Молодцы! Усложним задание. Я вам буду называть слова, и вы должны будете проснуться, если услышите в нем звук «с». (мышь, зонт, сова, роза, кошка, зеркало, зуб, собака, рак, замок, стол).
- Физкультминутка.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз сюда, два туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели – встали, сели – встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
- Деление звуков на гласные и согласные.
— Послушайте звук [а]. (Логопед произносит протяжно [ аа-а ].)
— Какой рот при произношении [а]? (Широко открыт.)
— Мешает что-либо во рту выходить воздушной струе из горла? (Нет.)
— А вот другой звук — [п]. Свободно ли выходит воздушная струя? (Нет.)
— Почему? Что мешает выходу воздуха? (Смычка губ.)
— Губы при произношении звука [п] смыкаются, образуя преграду.
— Послушайте звук [м]. Свободно ли выходит воздушная струя? (Нет.)
— Почему? Что мешает выходу воздуха? (Смычка -губ.)
— Губы при произношении звука [м] смыкаются, образуя преграду.
— Послушайте звук [о].
— [О-о-о].
— Какие губы при произношении звука [о]? (Округлые, слегка вытянуты вперед.)
— Мешает что-либо во рту выходить воздушной струе из горла? (Нет.)
— Послушайте звук [т]. Свободно ли выходит воздушная струя? (Нет.)
— Язык при произнесении этого звука прижимается к верхней десне, образуя преграду.
— Послушайте звук [у].
— [У-у-у].
— Какие губы при произношении звука [у]? (Губы
сильно вытянуты вперед.)
— Мешает что-либо во рту выходить воздушной струе из горла? (Нет.)
г — Послушайте звук [э].
— [Э-э-э].
| — Какой рот при произношении звука [э]? (Слегка
приоткрыт.)
— Мешает что-либо во рту выходить воздушной струе из горла? (Нет.)
— Послушайте звук [ы].
— [Ы-ы-ы].
— Рот слегка приоткрыт, нижняя челюсть выдается вперед.
— Мешает что-либо во рту выходить воздушной
струе из горла? (Нет.)
— Мы почувствовали, что звуки [а], [о], [э], [у], [ы] произносятся свободно, без преграды и всегда с голосом. Они называются гласными. Гласные звуки тянутся, поются и во рту не встречают никакой преграды. Звуки, при произношении которых воздушная струя встречает преграду, называются согласными. Посмотрите, гласные буквы, которые обозначают эти звуки, записаны в первом ряду таблицы- Это буквы «а», «о», «у», «э», «ы». Этой таблицей мы будем пользоваться на каждом занятии.
А | 0 | У | Э | ы |
— Давайте еще раз произнесем эти гласные звуки. ([а-а-а], [о-о-о], [у-у-у], [э-э-э], [ы-ы-ы].)
— Как произносятся гласные? (Тянутся, поются, во рту не встречают никакой преграды.)
— При произношении каких звуков воздушная струя встречает во рту преграду? (Согласных.)
— Итак, на какие две большие группы делятся все звуки нашего языка? (Гласные и согласные.)
- Упражнения на различение гласных первого ряда и согласных.
— Поднимите красный кружок, если в ряду звуков услышите гласный звук. (Логопед произносит гласные, слегка протягивая, согласные — четко.)
[а], [м], [у], [т], [о], [п], [э], [н], [ы], [к], [а], [д], [о], [ф], [х], [э], [о], [у], [г], [ц], [а], [у].
- Проверим ваши знания на письме и выполним первое упражнение. Кто-то из ребят читает задание.Откройте ваши тетрадочки и запишите число. Какое сегодня число? (Дети выписывают только гласные буквы)
- А теперь потренируемся в чтении слогов, используя слоговые таблицы. (Дети с помощью логопеда читают слоги по слоговой таблице).
- Чтение текста по учебнику.
III. Подведение итогов. Рефлексия.
-Ребята, чем мы сегодня с вами занимались на уроке?
- Оцените свою работу:
- Если вы хорошо работали, слушались учителя и узнали что-то новое для себя поднимите зеленый кружок.
- Если вы плохо работали на занятии и безобразничали поднимите красный кружок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по Обучению Грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Закрепление изученных букв»
Урок прекрасно вписывается в программу обучения грамоте учащихся подготовительного класса. К уроку имеется презентация...
План - конспекты для занятий по обучению грамоте для будущих первоклассников
Предшкольная подготовка...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в группах школы «Развитие». Тема "В гостях у феи Азбуки".
Цель занятия: - закрепление понятий: «речь», «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква»;- со...
Конспект учебного занятия по обучению грамоте
Конспект учебного занятия по обучению грамоте 1 класс...
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте для детей 7 лет с ОНР.
Тема занятия: «Звуки [ф], [ф`]. Буква Ф»....
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте для детей 8-9 лет с ОНР имеющих умственную отсталость
Совершенствование навыков выполнения звукобуквенного анализа, закрепление знаний о звуках [р], [р`], [л], [л`]....
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по обучению грамоте с детьми с ЗПР в 1 классе (первый год обучения)."Звук и буква М"
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по обучению грамоте с детьми с ЗПР в 1 классе (первый год обучения) "Звук и буква М"...