Рабочая программа по русскому языку 4 класс. Перспектива.
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Беклемышева Наталья Анатольевна

Рабочая программа по русскому языку УМК Перспектива 4 класс с тематическим планированием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku.docx87.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №132 с  углубленным изучением предметов естественно-экологического профиля» г. Перми

Рассмотрена на ШМО учителей начальной школы  

Протокол № ____от__________

___________________20____г.

Руководитель ШМО

______________Л.В.Новикова

Согласовано:

Зам.директора по НМР ___________О.Г.Трегубова__________________2014г.

Утверждаю:

Директор _________Л.И.Рябова

_______от_________2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  учебному предмету

«Русский язык»,УМК «Перспектива»

4 «А» класс, 170 часов

2014-2015 учебный год

Составитель:

Беклемышева Наталья Анатольевна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Пермь, 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, сборника рабочих программ «Система учебников Перспектива 1-4 классы», - М.: Просвещение, 2011 и авторской программы Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык», - М.: Просвещение, 2011.

 Рабочая программа реализуется в УМК «Перспектива»: учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений под редакцией авторов: Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина «Русский язык» М.: Просвещение, 2014.

 В системе предметов начального общего образования предмет «Русский язык» реализует две основные цели:

  • познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);
  • социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объёма;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Современное обучение русскому языку не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Филология»:

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

- развитие коммуникативных умений;

- развитие нравственных и эстетических чувств;

- развитие способностей к творческой деятельности.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.  

Программа предмета обеспечивает целостное изучение родного языка в 4 классе за счёт реализации трёх принципов:

1) коммуникативного;

2) познавательного;

3) принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.

Коммуникативный принцип предусматривает:

осмысление и реализацию основной функции языка — быть средством общения;

развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цель и результат общения собеседников, контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения);

знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевыми и неречевыми);

формирование представления о тексте как результате (продукте) речевой деятельности;

развитие у учащихся желания (потребности) создавать собственные тексты различной стилевой направленности: деловой (записка, письмо, объявление и др.), художественной (рассказ, стихотворение, сказка), научно-познавательной;

организацию учебного (делового) общения (общение как диалог учителя с детьми и друг с другом) с использованием формул речевого этикета и духовно-нравственного стиля общения, основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности.

Познавательный принцип предполагает:

усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и как средства познания мира через слово;

развитие мышления младших школьников с опорой на «два крыла познания»: образное и абстрактно-логическое мышление, развитие интуиции и воображения;

поэтапное усвоение важнейших понятий курса от наглядно-практического и наглядно-образного уровня до усвоения понятий в абстрактно-логической, понятийной форме;

осмысление понятия «культура», обеспечивающее целостность содержания обучения русскому языку, помогающее выявить пути образования изучаемого понятия (от его культурно-исторических истоков, где соединяется предмет деятельности с его функцией, до конечного результата деятельности, т. е. до образования того или иного понятия);

освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий (сравнения, классификации, систематизации и обобщения) и в общем процессе познания;

осмысление языка как знаковой системы особого рода и его заместительной функции;

рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двусторонней единицы языка и речи;

формирование смыслового, а не озвучивающего чтения; объектом внимания учащихся становится как звуковая сторона слова, так и его смысл,значение;

поэтапное усвоение языка от раскрытия его лексико-семантической стороны (значения слов) до усвоения звуко-буквенной и формально-грамматической (абстрактной) его формы.

Принцип личностной направленности обучения и творческой активности обеспечивает:

пробуждение у ребёнка желания учиться и получать знания;

формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как культурно-исторической ценности;

развитие интереса к изучению языка и творческой активности за счёт логики его усвоения, построенной «от ребёнка», а не «от науки о языке»(последняя предоставляет учащимся лишь конечные результаты познавательной деятельности, зафиксированные в форме готовых абстрактных понятий, годных для запоминания, поскольку не раскрывается путь их образования);

знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях отечественной культуры и обеспечивающих учащимся духовно-нравственную основу поведения и общения со сверстниками и взрослыми;

творческую самореализацию личности в процессе изучения русского языка и работы с художественным произведением через создание собственных текстов.

Реализация данных принципов позволяет наиболее полно обеспечить не только «инструментальную основу компетентности учащихся» (систему знаний, умений и навыков), но и духовно-нравственное развитие личности, обретение социального опыта.

Изучение русского языка на основе этих принципов создаёт реальные условия для реализации системно - деятельностного подхода, благодаря которому предметное содержание разворачивается «от ребёнка», становится доступным и интересным для учащихся, а также обеспечивает:

сознательное овладение (на доступном детям уровне) родным языком как средством общения и познания для свободного пользования им в различных ситуациях общения;

развитие коммуникативно-речевых умений (писать и говорить, слушать и читать), функциональной грамотности и интеллектуальных способностей учащихся;

формирование бережного отношения к языку, его богатству, глубине и выразительности; развитие интереса к родному языку, его изучению;

формирование стиля речевого общения учащихся, основанного на уважении к собеседнику и его мнению;

приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям русского языка и отечественной культуры.

Коммуникативно-познавательная направленность курса и реализуемый в нём системно-деятельностный подход нацеливают младших школьников на совместное изучение системы языка (фонетических, лексических, грамматических единиц) и осмысление способов функционирования этих языковых единиц в устной и письменной речи, в различных ситуациях общения и различных текстах.

Содержание курса раскрывает в доступной детям форме суть и специфику языка как средства общения и познания, как знаковой системы особого рода. Содержание курса охватывает довольно широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, с основными частями речи и важнейшими их формами, с различными видами предложений, с членами предложений, усваивают правила правописания. Программа предполагает знакомство учащихся с лексическим значением слова (без термина), с многозначностью слов и синонимией.

Обучение русскому языку на основе данной Программы имеет личностно ориентированный характер, так как оно построено с учётом уровня развития интересов ребёнка и его познавательных возможностей. Поэтому языковые понятия не даются в готовом виде (или на объяснительно-иллюстративной основе), а разворачиваются как процесс их получения, а в дальнейшем — как деятельность по их усвоению.

Познавательная направленность Программы обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания окружающего мира и развития речевого мышления. Большое значение в Программе придаётся изучению языка как знаковой системы, так как она позволяет обратить внимание на взаимодействие смысловой (содержательной) и формальной сторон речи, что принципиально меняет систему изучения языка. Обращение к семантической стороне языка создаёт условия для гармоничного развития образного и логического мышления. При этом повышается речевая активность и функциональная грамотность детей, возникает интерес и появляется бережное отношение к родному языку, его богатству и выразительности, развивается речевое мышление учащихся.

Программа предусматривает не только знакомство детей со знаково-символической деятельностью, но и освоение основ мыслительного процесса —анализа и синтеза, присутствующих в важнейших мыслительных операциях(сравнение, классификация, систематизация и обобщение).

В число основных содержательных линий Программы входят:

основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

орфография и пунктуация;

развитие речи.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение русского языка в 4 классе  выделяется 170 часов: 34 учебные недели по 5 часов в неделю.


ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком РФ, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и на основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных средств для успешного решения коммуникативной задачи. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.

5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты.

1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.

4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.

7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве — Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.

9. Овладение следующими логическими действиями:

сравнение;

анализ;

синтез;

классификация и обобщение по родовидовым признакам;

установление аналогий и причинно-следственных связей;

построение рассуждений;

отнесение к известным понятиям.

10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.

12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.

13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.

Предметные результаты.

1. Формирование  представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3.  Усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.

4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.

5. Овладение  представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.


Критерии оценки учащихся  4 класса по русскому языку

Проверка и оценка письменных работ по русскому языку и развитию речи                        В качестве контрольных работ (текущих и итоговых) в4-х классах проводятся обычно диктанты (списывание) с грамматическим заданием (полным или частичным разбором слов и предложений), за которые ставятся две оценки, отдельно за каждый вид работы.

В 4-ом  классе объём диктанта и текста для списывания должен быть  таким:

Классы

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

4-й

60-65 слов

65-70 слов

70-75 слов

75-80 слов

На проведение контрольных работ, включающих в себя грамматические задания, в 4 классе отводится 35-40 минут.

При оценке диктанта в 4 классе следует руководствоваться следующими критериями.

Оценка«5»

ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений орфограмм. Работа написана аккуратно, четко. Письмо в целом соответствует требованиям каллиграфии. Допускаются единичные случаи отступления от норм каллиграфии, а также одно исправление (вставка пропущенной буквы, исправление неточно написанной буквы  и т. п.).                                                                                                                                                                                                                                                                        

Оценка «4»

ставится за диктант, в котором допущено не более 2 орфографических (фонетико-графических) ошибок и 1 пунктуационной или 1 орфографической и 2 пунктуационных ошибок. Работа выполнена аккуратно, но имеются незначительные отклонения от норм каллиграфии. Допускается по одному исправлению любого характера.

Оценка «3»

ставится за диктант, в котором допущено от 3 до 5 орфографических (фонетико-графических) ошибок в следующих возможных вариантах: а) 3 орфографических и 2-3 пунктуационные, б)  4 орфографических и 2 пунктуационные, в) ) 5 орфографических и 1  пунктуационная ошибка. Работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии. Допускается дополнительно  по одному исправлению любого характера.

Оценка «2»

ставится за диктант, в котором допущено 5-7 орфографических (фонетико-графических) ошибок. Работа выполнена небрежно, имеется много серьёзных отклонений от норм каллиграфии

Общие итоговые контрольные работы проводятся  после изучения наиболее значительных тем программы, в конце учебной четверти, полугодия, года и, как правило, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам.    

Примечание. Сочинения в начальной школе проводятся только в виде обучающих работ.

Текущие и итоговые проверочные работы типа списывания (списывание текста из учебника, с доски и т. д.) оцениваются по следующим критериям.

Оценки

Допустимое количество ошибок

«5»

Нет ошибок.

«4»

1 ошибка и 1 исправление.

«3»

2 ошибки и 1 исправление

«2»

3 ошибки и 1-2 исправления

При оценке работ типа списывания текста учитывается так же, как в диктантах соответствие письма каллиграфическим требованиям по критериям, указанным в разделе оценки диктантов.

Словарные диктанты проводятся в качестве текущих проверочных работ. Их содержание составляют слова, написание которых не регулируется правилами (списки таких слов даны в программе каждого класса). Объем словарных диктантов для 4 – го класса – от 12 до 15 слов.

Оценки за словарные диктанты в 4 классе  выставляются в соответствии со следующими нормами.

Оценка «5»   ставится, если вся работа выполнена безошибочно.

Оценка «4»   ставится, если в работе допущены 1 ошибка, 1 исправление.

Оценка «3»   ставится, если в работе допущены 2 ошибки, 1 исправление.

Оценка «2»   ставится, если в работе допущено от 3 до 5  ошибок.        

Проверка и оценка устных ответов.

Устный опрос является важным способом учета знаний, умений  и навыков учащихся начальных классов по данным разделам. При оценке устных ответов во внимание принимаются следующие критерии: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности усвоения излагаемых знаний; 3) последовательность изложения и культура речи.

Полный ответ ученика, особенно в 4 классе, должен представлять собой связное высказывание на заданную учителем тему и свидетельствовать об осознанном усвоении им изученного материала: умении подтверждать ответ (правила, определения)  своими примерами, опознавать в тексте по заданию учителя те или иные категории (члены предложения, части речи, склонение, падеж, род, число и др.), слова на определенные правила;умении объяснять их написание, самостоятельно и правильно применять знания при выполнении практических упражнений и, прежде всего, при проведении разного рода разборов слов (звукобуквенного, по составу, морфологического) и предложений.

Оценка «5»

- ставится, если ученик дает полный и правильный ответ, обнаруживает осознанное усвоение программного материала, подтверждает ответ своими примерами, самостоятельно и правильно применяет знания при проведении анализа слов и предложений, распознавании в тексте изученных грамматических категорий, объяснении написания слов и употребления знаков препинания, отвечает связно, последовательно, без  недочетов или допускает не более одной неточности в речи

Оценка «4»

- ставится, если ученик дает ответ, близкий к требованиям, установленным для оценки «5», но допускает 1-2 неточности в речевом оформлении ответа, в подтверждении верно сформулированного правила примерами, при работе над текстом и анализе слов в предложении, которые легко исправляет сам или с небольшой помощью учителя.        

Оценка «3»

- ставится, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам учителя, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошибки при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые исправляет только с помощью учителя, излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний и  предложений.

Оценка «2»

- ставится, если ученик обнаруживает незнание ведущих положений или большей части изученного материала, допускает ошибки в формулировке правил, определений, искажающие их смысл, в анализе слов и  предложений, не может исправить их даже с помощью наводящих вопросов учителя, речь прерывиста, непоследовательна, с речевыми ошибками.

.


Метапредметные результаты оцениваются по методическим пособиям:

Р.Г. Чуракова, Н.М. Лаврова. Итоговая аттестация выпускников начальной школы. Комплексная работа. Стандарт второго поколения. Москва. Академкнига/учебник. 2014

Н.Н. Титаренко, С.В. Пинженина. Учусь принимать решения. Издательство: ООО «Ферт-Диалог». Центр  развития молодёжи. 2012.

Н.Н. Титаренко, В.Н. Ашмарина, С.В. Пинженина. Комплексная работа. Издательство: ООО «Ферт-Диалог». Центр  развития молодёжи. 2012.

А.О. Евдокимова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова. Диагностика сформированностиметапредметных результатов обучения. 4 класс. АСТ «Астрель», Москва. 2014


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

170 часов в год, 5 часов в неделю

Речевое общение – 12 часов.

Коммуникативно-речевые навыки. Расширение понятия о речевом общении: ролевые отношения (кто и комуговорит), содержание речи и словесное ее оформление (что и какговорится), цель и мотивы общения (зачем и почему говорится). Умение общаться на разных уровнях (собеседник, группа, коллектив). Создание коммуникативно-речевых ситуаций в условиях реального общения и воображаемого общения на основе текстов художественных произведений (Малыш — Карлсон, Малыш — родители, королева — служанка, командир — солдат и др.). Нравственные взаимоотношения партнеров, основанные на взаимопонимании и уважении. Представление о качестве речевого общения: выразительности, информативности, логичности, правильности речи. Роль умения слушать и говорить в речевом общении. Осмысление целей устного общения: говорить — это воздействовать на слушателя, приобщать его к своим ценностям ,своим взглядам на мир, слушать — узнавать новое. Практическое   овладение приемами интонационно-выразительной речи (громкость, темп, мелодика речи и др.); умение пользоваться интонацией для передачи своего отношения к сказанному; умение улавливать отношение собеседника к высказыванию по вспомогательным средствам общения (мимика, жесты, интонация, паузы). Умение переходить в общении с позиции говорящего на позицию слушателя, соотнести свое высказывание с позицией партнера. Умение вести диалог-расспрос, аргументировать свое высказывание, доказывать свою точку зрения. Развитие диалогической и связной монологической речи. Умение составить краткий и полный рассказ на заданную тему, устно воспроизводить содержание прочитанного текста, давать его оценку. Развитие внимания к произносительной и содержательной сторонам речи, недостаткам устного речевого общения (несвязность, многословие, логическая незавершенность, шаблонность и однообразие речи и др.); умение тактично указать на недостатки партнеру.

Текст – 12 часов.

 Письменная форма общения. Роль письма и чтения в речевом общении. Умение перевести устные высказывания в форму текста-диалога и текста-монолога (с помощью учителя). Понятие о тексте как связном, законченном речевом произведении. Тема, главная мысль, заглавие текста, опорные слова, абзацы. Расширение представлений о тексте: составление текста на заданную тему («Золотая осень», «Моя собака» и др.) и текста, отражающего проблему общения — нравственную, коммуникативно-речевую («Почему я люблю осень?», «Зачем мне нужна собака?» и др.). Различение типов текста: повествования, рассуждения, описания. Составление текстов-повествований (по заданному плану, по вопросам), текста — описания любимой игрушки, предмета живой и неживой природы. План простой и развернутый. Изложение текста по самостоятельно или коллективно составленному плану. Сочинение на заданную и свободную тему, на тему по выбору (на основе прочитанных произведений). Написание деловых текстов: записки, объявления, письма, отзыва о книге, фильме и др. Элементарное сравнение небольших текстов научного и художественного стиля, умение выделить их характерные признаки (сообщить информацию, дать объяснение, оказать воздействие на слушателя, читателя, изобразить что-либо).

Культура оформления письменного текста: разборчивое письмо в соответствии с требованиями каллиграфии. Письменные способы общения: фрагменты из истории славянской письменности.

Осмысление цели письменных форм общения: человек пишет для того, чтобы воздействовать на своего речевого партнера, а читает для удовлетворения своих потребностей (узнать что-то новое, интересное, получить дополнительные сведения, ознакомиться с чем-либо, развлечься и др.). Речевой этикет. Формулы речевого этикета, используемые в устной и письменной формах общения, в различных сферах личного и социального общения (в школе, клубе, театре и дома). Умение различать и соотносить содержательную (смысловую) сторону речи и способы ее словесного выражения. Использование в речи вспомогательных средств общения: мимики, жестов, выразительных движений, интонации, пауз. Закрепление навыков смыслового, интонационно-выразительного чтения письменных текстов из учебника в темпе разговорной речи.

Язык в речевом общении – 40 часов.

Роль языка в общении. Из истории происхождения слов. Знакомство с нормами русского литературного языка. Наблюдение за тем, как звуковые единицы (звуки, слоги) и звуковые явления (ударение, интонация) обеспечивают функционирование языка — основного средства общения людей. Различение предложений и словосочетаний. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но. Слово и его значение. Слово как двусторонняя единица языка: рассмотрение слова с содержательной (внутренней) и формальной стороны. Обобщение представлений о лексическом значении слова. Тематическая классификация слов на разных основаниях. Наблюдение за смысловыми связями слов. Прямое и переносное значение слова, многозначность. Антонимы, синонимы. Омонимы. Фразеологизмы. Роль слова в художественном тексте.

Состав слова. Однокоренные слова – 20 часов.

Разбор слов по составу. Образование новых слов с помощью приставок. Разделительный твёрдый и мягкие знаки. Образование новых слов с помощью суффиксов. Правописание суффиксов – ик, - ек. Однокоренные слова. Обозначение на письме безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных звуков в корнях слов. Правописание приставок и слов с разделительным твердым знаком. Удвоенные согласные в корне слова. Сложные слова. Роль слова в художественном тексте.

Слово как часть речи- 86 часов.

Целостное представление о частях речи. Их роль в предложении. Различение и общность частей речи. Грамматические значения частей речи.

Общее значение, вопросы. Род имен существительных как постоянный признак. Изменяемые признаки: число, падеж. Склонение имен существительных в единственном числе. Способы распознавания склонения существительного. Несклоняемые имена существительные. Три склонения имен существительных. Безударные падежные окончания имен существительных 1, 2 и 3-го склонений (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия); мягкий знак (ь) после шипящих согласных в конце существительных женского рода 3-го склонения и его отсутствие в конце существительных мужского рода. Склонение существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе. Употребление предлогов с именами существительными в разных падежах. Различение именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Имена существительные собственные и нарицательные. Роль имен существительных в речи и в составе предложений.

Общее значение, вопросы. Изменение прилагательных по родам, числам, падежам. Склонение имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе. Связь прилагательных с именами существительными. Склонение имен прилагательных во множественном числе. Безударные падежные окончания имен прилагательных в единственном и во множественном числе (кроме имен прилагательных с основой на шипящие, -ц, -ий, с окончаниями на -ья, -ье, -ов, -ин) и способы их проверки.

Общие сведения о местоимении как части речи. Местоимения 1, 2 и 3_го лица единственного и множественного числа. Правописание личных местоимений с предлогами. Личные местоимения как члены предложения, наблюдение за их ролью в предложении.

Общее значение, вопросы. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Глаголы I и II спряжения; мягкий знак (ь) после шипящих в глаголах 2_го лица единственного числа; глаголы на -тсяи -ться. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Окончания -о, -а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени. Роль глаголов в предложении и речи (выразительность, многозначность, образность).

Общее значение, вопросы. Склонение количественных числительных. Употребление числительных в речи, их сочетаемость с именами существительными (простейшие случаи).

Общее представление о наречии как о неизменяемой части речи. Отличительные признаки наречия от других частей речи. Значения наречий.


Календарно – тематическое планирование

№.

Раздел.

Тема.

Основные виды деятельности.

I четверть – 45 часов.

1

Текст как речевое произведение.

Текст. Признаки текста.

Озаглавливать текст с опорой на его тему или основную мысль. Составлять план текста, делить текст на части. Владеть позитивным настроем при общении. Объяснять значение слов и речевых средств для разрешения конфликтных ситуации.

Контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения  и степени подготовленности партнёра к беседе.

Выбирать языковые средства, в том числе и обращение, в соответствии с ситуацией общения.

Использовать знаки препинания для выделения обращения (при записи текста).

Составлять диалоги при работе в паре, используя обращение и слова речевого этикета.

Определять тип текста. Формулировать тему и главную мысль текста.

Объяснять различие художественных текстов, научных и деловых. Доказывать принадлежность текста к художественной, научной или деловой речи.

Составлять собственные тексты разных типов: повествование,   описание рассуждение.

Грамотно оформлять собственные речевые произведения.

2

План текста простой и развёрнутый. Типы текстов.

3

Обучающее изложение.

4

Текст-рассуждение, текст-описание, текст-повествование.

5

Составление текстов разных типов.

6

Составление собственного текста.

7

Культура оформления письменного текста. Проверь себя. Тест.

8

Контрольный диктант по теме «Текст».

9

Работа над ошибками.

10

Язык как средство обращения.

Средства общения. Роль языка в общении.

Объяснять  смысл и значение родного языка в жизни человека.

Рассказывать об основных этапах развития письменности, сравнивать язык и другие средства человеческого общения.

Объяснять значение учения в школе, позитивно оценивать роль знаний и учения  для самостоятельной жизни.

Систематизировать знания об основных языковых единицах (звуки, буквы, слова, предложения, тексты)

Давать определение основным языковым единицам. Находить в слове орфограмму и определить алгоритм её проверки.

Находить в слове нужную орфограмму

Находить в слове нужную орфограмму

Находить в слове нужную орфограмму

Определять тип предложения по цели высказывания и по интонации.

Определять особенности и назначение каждого типа предложений.

Выделять главные и второстепенные члены предложения

Выделять главные и второстепенные члены предложения

Распространять предложения второстепенными членами.

Находить однородные члены

Составлять предложения с однородными членами, соединёнными и несоединенными союзами

11

Способы передачи сообщения.  Словарный диктант.

12

Повторение. Звуки и буквы русского алфавита.

13

Основные правила орфографии.

14

Словесное творчество. Основные правила орфографии.

15

Повторение изученных орфограмм. Ударение.

16

Контрольное списывание.

17

Работа над ошибками.

18

Предложение.

Различие предложений и словосочетаний.

19

Виды предложений по цели высказывания и по интонации.   Знаки препинания.

20

Развитие речи. Составление текста-рассуждения на заданную тему.

21

Главные и второстепенные члены предложения.

Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения.

22

Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения.

23

Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения.

24

Способы выражения подлежащего и сказуемого.

25

Связь слов в предложении. Проверочная работа.

26

Контрольный диктант за I четверть.

27

Работа над ошибками.

28

Предложения с однородными членами.

Однородные члены предложения.

29

Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления.

30

Знаки препинания при однородных членах предложения.

31

Знаки препинания при однородных членах предложения.

32

Обучающее сочинение.


33

Простые и сложные предложения.

Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но.

Сравнивать простые и сложные предложения на основе их значения и количества грамматических основ.  Составлять элементарные сложные предложения.

Ставить знаки препинания в элементарных сложных предложениях. Объяснять роль союзов в сложном предложении.

Выделять словосочетания из предложении на основе вопросов. Находить связь слов в словосочетании, выделять главное и зависимое слова.

Составлять словосочетания разных типов.

Распространять предложения словосочетаниями.

Составлять тексты-рассуждения, объяснять различия между предложением и словосочетанием.

Сравнивать слова по значению и форме (звуко-буквенный и формально-грамматической).

Объяснять специфику замещающей функции слова как языкового знака, имеющего не только план выражения (звуко-буквенную и формально-грамматическую  форму), но и план содержания (значение слова), с помощью моделей слова. Пользоваться лингвистическими словарями разных типов.объяснять их устройство и назначение.

Находить в тексте и использовать в собственных речевых произведениях синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова.

34

Использование простых и сложных предложений в речи.

35

Словосочетание.

Словосочетание. Различия между словом, предложением и словосочетанием.

36

Главное и зависимое слово в словосочетании. Словарный диктант.

37

Составление словосочетаний.

38

Слово и его значение.

Слово и его значение.

39

Различные виды лингвистических словарей. Тест.

40

Звуко-буквенная форма слова и его лексическое значение.

41

Синонимы, антонимы, омонимы. Тест.

42

Синонимы, антонимы, омонимы.

43

Многозначные слова.

44

Прямое и переносное значение слова.

45

Проверочная работа.

II четверть – 35 часов.

1

Состав слова. Однокоренные слова.

Состав слова. Разбор слов по составу.

Разбирать слова по составу, выделять корень, приставку, суффикс, окончание. Определять значение, которое привносит каждая морфема. Находить значимые части слова (корень, приставку, суффикс, окончание), опираясь на их единообразное написание. Списывать текст аккуратно и без ошибок, писать под диктовку тексты с изученными орфограммами  ( безударные падежные окончания существительных, безударные падежные окончания имён прилагательных, безударные личные окончания  глаголов).

2

Образование новых слов с помощью приставок.

3

Образование новых слов с помощью приставок. Словарный диктант.

4

Разделительный твёрдый знак.

5

Разделительный мягкий знак.

6

Состав слова. Однокоренные слова.

Разделительный ъ и ь.

Объяснять написание слов с точки зрения орфографии.

Разбирать слова по составу, выделять корень, приставку, суффикс, окончание.

Определять значение, которое привносит каждая морфема.

Находить значимые части слова (корень, приставку, суффикс, окончание), опираясь на их единообразное написание.

Списывать текст аккуратно и без ошибок, писать под диктовку тексты с изученными орфограммами

 ( безударные падежные окончания существительных, безударные падежные окончания имён прилагательных, безударные личные окончания  глаголов).

Объяснять написание слов с точки зрения орфографии

7

Контрольный диктант по теме «Правописание предлогов и приставок».

8

Образование новых слов с помощью суффиксов.

9

Состав слова. Однокоренные слова.

Правописание суффиксов –ек, -ик.

10

Однокоренные слова.

11

Правописание гласных и согласных в корне слова. Обучающее изложение.

12

Правописание гласных и согласных в корне слова.

13

Правописание гласных и согласных в корне слова.

14

Удвоенные согласные в корне слова.

15

Контрольный диктант за IIчетверть.

16

Однокоренные слова и формы слова.

17

Правописание соединительных гласных в сложных словах.

18

Развитие речи. Обучающее сочинение на тему «Первый снег».

19

Повторение изученных орфограмм. Проверь себя.

20

Состав слова. Списывание.

21

Закрепление орфографических навыков при  написании корней слова.

22

Разбор слов по составу. Повторение.

23

Целостное представление о частях речи. Их роль в предложении.

Различие и общность частей речи.

Различать слова разных частей речи на основе общности их значения, грамматических признаков и роли в предложении.

24

Грамматическое значение частей речи.

25

Целостное представление о частях речи. Их роль в предложении

Распределение слов по частям речи. Словарный диктант.

Различать слова разных частей речи на основе общности их значения, грамматических признаков и роли в предложении.

Сравнивать лексическое и грамматическое значения слова, понимая более отвлечённый, обобщающий характер значения грамматического.

26

Роль частей речи в предложении.

27

Проверочная работа по разделу «Части речи». Проверь себя.

28

Работа над ошибками.

29

Имя существительное.

Повторяем, что знаем. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Находить имена существительные в тексте, определять их особенности: собственное или нарицательное; одушевлённое или неодушевлённое; род, число, падеж.

 Применять алгоритм определения падежа имени существительного

Определять падеж у несклоняемых имён существительных.  Использовать в речи несклоняемые имена существительные, верно определяя их род и согласовывая с другими словами без нарушения культуры речи

Различать имена существительные 1, 2 и 3-го склонения на основе их рода и окончания.

30

Число и род имён существительных.

31

Алгоритм определения падежа имён существительных. Тест.

32

Упражнение в распознавании падежа имён существительных.

33

Несклоняемые имена существительные. Словарный диктант.

34

Три склонения имен существительных.

35

Обучающее изложение.

III четверть – 50 часов.

1

Имя существительное.

Падежные окончания имён существительных 1-го склонения.

Осознанно применять алгоритм определения безударных падежных окончаний имён существительных.

Сравнивать имена существительные в разных падежных формах по вопросам, по их грамматическому значению, употребляемым предлогам и по окончаниям.

Объяснять необходимость знания падежа и склонения имени существительного для верного написания его окончания.

Различать имена существительные 1, 2 и 3-го склонения на основе их рода и окончания.

Различать имена существительные 1, 2 и 3-го склонения на основе их рода и окончания.

Различать имена существительные 1, 2 и 3-го склонения на основе их рода и окончания.

Анализировать имя существительное как часть речи, указывая начальную форму, род, склонение, падеж, число.

2

Падежные окончания имён существительных 1-го склонения.

3

Падежные окончания имён существительных 1-го склонения. Проверочная работа.

4

Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

5

Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

6

Падежные окончания имён существительных 2-го склонения. Тест.

7

Падежные окончания имён существительных 3-го склонения.

8

Падежные окончания имён существительных 3-го склонения.

9

Имя существительное.

Падежные окончания имён существительных в единственном числе.

Сравнивать имена существительные в разных падежных формах по вопросам, по их грамматическому значению, употребляемым предлогам и по окончаниям.

Объяснять необходимость знания падежа и склонения имени существительного для верного написания его окончания.

Различать имена существительные 1, 2 и 3-го склонения на основе их рода и окончания.

Различать имена существительные 1, 2 и 3-го склонения на основе их рода и окончания.

Различать имена существительные 1, 2 и 3-го склонения на основе их рода и окончания.

Анализировать имя существительное как часть речи, указывая начальную форму, род, склонение, падеж, число.

10

Падежные окончания имён существительных в единственном числе.

11

Склонение имён существительных во множественном числе. Списывание.

12

Склонение имён существительных во множественном числе.

13

Склонение имён существительных во множественном числе.

14

Контрольный диктант по теме «Имя существительное.

15

Имя прилагательное.

Повторяем, что знаем.

Выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным, ставить вопрос от существительного  к прилагательному.

Использовать при письме алгоритм определения безударных окончаний имён прилагательных.

Образовывать имена прилагательные от слов  других частей речи с помощью суффиксов.

Анализировать имя прилагательное как часть речи, определять начальную форму, число, род ( в единственном числе), падеж.

Сохранять в памяти поставленную задачу, использовать приёмы запоминания.

16

Безударные окончания имён прилагательных.

17

Безударные окончания имён прилагательных. Словарный диктант.

18

Склонение имён прилагательных.

19

Склонение имён прилагательных.

20

Склонение имён прилагательных. Тест.

21

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

22

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

23

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

24

Разбор имени прилагательного как части речи. Проверочная работа.

25

Повторение. Проверь себя.

26

Контрольный диктант за III четверть.

27

Местоимение.

Местоимение как часть речи.

Сравнивать местоимения с именами существительными по функции и по грамматическим признакам.  Определять лицо, число и падеж личных местоимений.

28

Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица.

29

Местоимение.

Склонение личных местоимений 3-го  лица.

Склонять личные местоимения в единственном и во множественном числе. Сравнивать местоимения с именами существительными по функции и по грамматическим признакам.  Определять лицо, число и падеж личных местоимений.

30

Изменение личных местоимений по падежам.

31

Повторение. Проверь себя.

32

Глагол.

Роль глаголов в языке.

Находить глаголы в предложении на основе их значения, грамматических признаков и роли в предложении.

Определять время и число глагола, его род в форме прошедшего времени.

. Называть основные способы определения спряжения глаголов

Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам на основе таблицы спряжения глаголов.

Сравнивать окончания глаголов в настоящем и будущем времени.

33

Прошедшее время глагола. Тест.

34

Неопределённая форма глагола.

35

Неопределённая форма глагола.

36

Спряжение глаголов в настоящем времени.

37

Спряжение глаголов в будущем времени.

38

Глагол.

2-е лицо единственного числа глаголов настоящего и будущего времени.

Обосновывать написание мягкого знака на конце глаголов 2-го лица единственного числа

Различать способы определения спряжения  глаголов с ударными и безударными окончаниями.

Писать личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени.

Писать личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени.

Обосновывать написание –тся и –ться в глаголах, поставив вопрос к глаголу. Составлять предложения с орфограммами –тся и –ться.

Навык верного написания окончаний глаголов-исключений; автоматизация навыка написания личных окончаний глаголов в настоящем и прошедшем времени.

Разбирать глагол как часть речи, определять начальную (неопределённую) форму, спряжение, время, лицо в настоящем и будущем времени; число, род в прошедшем времени.

39

I и II спряжение глаголов. Словарный диктант.

40

Способы определения спряжения глаголов.

41

Способы определения спряжения глаголов. Тест.

42

Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени.

43

Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени.

44

Правописание глаголов на –тся и – ться.

45

Правописание глаголов на –тся и – ться.

46

Глаголы-исключения.

47

Написание безударных окончаний глаголов. Контрольное списывание.

48

Разбор глагола как части речи.

49

Повторение. Проверь себя.

50

Контрольный диктант по теме «Глагол».

IV четверть – 40 часов.

1

Имя числительное.

Имя числительное.

Объяснять различия функций имён числительных разных разрядов.

2

Имя числительное.

3

Имя числительное. Обучающее изложение.

4

Наречие.

Наречие.

Находить наречия, ставить к ним вопросы и определять значение, грамматические особенности (неизменяемость)

Распространять предложения наречиями.

Оценивать свои успехи в учебной деятельности

Объяснять различие предлогов, частиц и союзов (элементарные примеры), писать их с разными частями речи.

Владеть основами учебной деятельности: ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий, анализировать результаты, сравнивая их с поставленной целью, контролировать и корректировать свои действия, оценивать их.

Использовать итоговый и пошаговый контроль при выполнении заданий.

5

Правописание наречий.

6

Роль наречий в речи.

7

Контрольный диктант по теме «Наречие».

8

Работа над ошибками.

9

Речевое общение. Речь устная и письменная.

Речевое общение.

Использовать родной язык  в соответствии с целями речевого общения, подбирая соответствующие слова и выражения. Определять условия и способ общения, конкретную цель и результат коммуникации.

Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результата общения.   Анализировать речь партнёра, поддерживая беседу репликами. Осмысливать сказанное, выделяя главное.

Определять цели, тему, способы и результаты общения. Находить в процессе общения соответствующие языковые средства для выражения собственного мнения или убеждения партнёра.

10

Речь устная и письменная.

11

Цель речевого общения.

Цель речевого общения. Тематическая беседа.

12

Цели общения героев произведений и возможности достижения поставленной цели.

13

Правила общения. Словарный диктант.

14

Речевая культура. Обращение.

Речевая культура. Обращение.

15

Обращение. Знаки препинания при обращении.

16

Деловая речь. Составление планов.

17

Научная и художественная речь. Тест.

18

Метафора и сравнение.

19

Повторение.

Повторение. Слово.

Владеть основами учебной деятельности: ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий, анализировать результаты, сравнивая их с поставленной целью, контролировать и корректировать свои действия, оценивать их.

Использовать итоговый и пошаговый контроль при выполнении заданий.

20

Повторение. Слово.

21

Повторение. Части речи. Тест.

22

Повторение. Части речи.

23

Повторение. Части речи.

24

Развитие речи. Подробное изложение.

25

Повторение. Правила правописания.

26

Повторение. Правила правописания.

27

Повторение. Состав слова.

28

Контрольный диктант за IV четверть.

29

Работа над ошибками.

30

Повторение. Состав слова.

31

Повторение. Морфологический разбор.

32

Повторение. Морфологический разбор. Словарный диктант.

33

Повторение. Синтаксический разбор предложений.

34

Повторение. Синтаксический разбор предложений. Проверочная работа.

35

Повторение.

Повторение. Морфологический разбор.

Владеть основами учебной деятельности: ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий, анализировать результаты, сравнивая их с поставленной целью, контролировать и корректировать свои действия, оценивать их. Использовать итоговый и пошаговый контроль при выполнении заданий.

36

Повторение. Морфологический разбор. Словарный диктант.

37

Повторение. Синтаксический разбор предложений.

38

Повторение. Фонетический разбор слов.

39

Повторение. Фонетический разбор слов.

40

Повторение. Фонетический разбор слов.


ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Технические средства образовательной деятельности

1. Классная доска.

2. Мультимедийный проектор.

3. Компьютер.

5. Экран.

6. Принтер.

7. Сканер.

Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности

1. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. Русский язык. Рабочая программа. 4 класс, М.: Просвещение, 2011.

2. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина, М.: Просвещение, 2014.

3. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина, М.: Просвещение, 2014.

4. Л. П. Алекторова. Учебный словарь синонимов русского языка.

5. Т. Л. Фёдорова. Словообразовательный словарь русского языка

6. А. А. Медведева. Большой орфографический словарь русского языка.

7. Д. Н. Ушаков. Орфографический словарь.

8. М. Т. Баранова. Русский язык. Справочник для учащихся.

Интернет-ресурсы

Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа: http://festival.1september.ru

Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа:http://www.4stupeni.ru

Педагогическое сообщество. – Режим доступа:http://www.pedsovet.ru

Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://www.nachalka.info/about/193

Диски

1. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение к учебнику Л. Ф. Климановой.

2. Большая советская энциклопедия.

3. Русский язык 1-4 класс.

4. Энциклопедия Кирилла и Мефодия.

5. Начальная школа. Русский язык. Демонстрационные таблицы. Компакт-диск для компьютера.


Список литературы (основной)

1. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. Русский язык. Рабочая программа. 4 класс, М.: Просвещение, 2011.

2. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина, М.: Просвещение, 2014.

3. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина, М.: Просвещение, 2014.

4. Михайлова С.Ю. Русский язык. Тренировочные и проверочные работы. 4 класс, М.: Просвещение 2013.

5. Ситникова Т., Яценко И.Поурочные разработки по русскому языку. К УМК Л.Ф. Климановой и др. ("Перспектива"). 4 класс, М.: ВАКО, 2014.

Список литературы (дополнительный)

Климанова Л.Ф., Бабушкина Т. В. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2-х ч. Ч. 1, 2 (Комплект),  М.: Просвещение, 2014.

Список литературы для учащихся

1. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина, М.: Просвещение, 2014.

2. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина, М.: Просвещение, 2014.

3. Михайлова С.Ю. Русский язык. Тренировочные и проверочные работы. 4 класс, М.: Просвещение 2013.

4. Узорова О., Нефедова Е. Все основные вопросы по русскому языку  для итоговой

аттестации 4 кл., 2013.


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №132 с углубленным изучением предметов естественно-экологического профиля» г.Перми

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

по  учебному предмету «Русский язык»,

УМК «Перспектива»

4 «А» класс

2014-2015 учебный год

Пермь, 2014

Приложение 1

Перечень оценочных средств

№ п/п

Наименование

оценочного

средства

Краткая характеристика оценочного средства

Источник, выходные данные

Тест.

Задания разделены на 3 раздела, каждый из которых, в свою очередь, имеет свои подразделы. Задания направлены на различные познавательные действия: анализировать условия задания, работать с алгоритмами, схемами, таблицами, применять изученное в стандартных и нестандартных учебных и практических ситуациях.

Задания составлены на материале математики и русского языка. Задания, проверяющие осознанность чтения, составлены на текстовой основе.

А.О. Евдокимова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова «Диагностика сформированности метапредметных результатов обучения (русский язык, математика, литературное чтение)». Москва: АСТ: Астрель, 2014.

Комплексная письменная работа.

Выявление уровня (базового или повышенного) сформированности наиболее существенных и значимых для дальнейшего обучения УУД. Работа позволяет выявить и оценить успешность освоения предметных аспектов обучения русскому языку, математике, окружающему миру.

Р.Г. Чуракова, Н.М. Лаврова «Итоговая аттестация выпускников начальной школы». М.: Академкнига/Учебник, 2014.

Контрольная работа.

28 тематических контрольных работ.

С.Ю. Михайлова «Русский язык. Тренировочные и проверочные работы». М.: Просвещение, 2014.

Комбинированные тесты.

Каждый тест состоит из текста в жанре рассказа, сказки, информационной заметки и тестовых заданий: первая часть – 16 тестовых заданий с выбором ответа по предметам «русский язык», «математика» по содержанию связанных с текстом, вторая часть – 4 задания повышенной сложности, предполагающих развёрнутый ответ.

Л.Л. Иванова, В.Н. Суслов «Комбинированные тесты». Легион, Ростов-на-Дону, 2013.

Контрольная работа.

В каждой работе 3 варианта (разного уровня сложности).

М.Ю. Полникова «Русский язык. Тетрадь для контрольных работ». Санкт-Петербург СМИО Пресс, 2013.

Комплексная письменная работа.

Комплексная работа для итоговой оценки сформированности  учебной компетентности. Система работ направлена на оценку способности выпускников начальной школы работать с информацией, представленной в различном виде, решать учебные и практические задачи на основе сформированности предметных знаний и умений по математике, русскому языку, литературному чтению и окружающему миру.

Итоговая аттестация выпускников начальной школы. Комплексная работа под редакцией Г.С. Ковалёвой. М.: Просвещение, 2014.

Комплексная письменная работа.

4 варианта заданий базового уровня к одному и тому же тексту, 1 вариант заданий повышенной сложности для работы в парах.

Задания направлены на оценку сформированности осознанного чтения, умений работать с текстом, понимать и выполнять инструкции, используя знания по математике, русскому языку и окружающему миру.

О.Б. Логинова «Мои достижения. Итоговая комплексная работа». М.: Просвещение, 2014.

Диктант (контрольный, проверочный).

Диктанты с грамматическими заданиями по изучаемым темам.

Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко «Поурочные разработки по русскому языку» к УМК Л.Ф. Климанова и др. («Перспектива»). Москва: ВАКО, 2014.

Тест.

В каждом тесте по 6 заданий базового уровня и 1 задание повышенной сложности.

Е.А. Литвинова, О.Д. Растегаева, А.О. Татур «Тестовые материалы для оценки качества обучения». Московский центр качества образования. М.: «Интеллект-Центр», 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспектива" 2 класс

Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями ФГОС II поколения...

Рабочая программа по русскому языку УМК «Перспектива » 3 класс

Рабочая  программа по русскому языку УМК «Перспектива »  3 класс...

Рабочая программа по Русскому языку УМК Перспектива 1 класс по ФГОС с КТП

Рабочая программа по учебно-методической системы «Перспектива» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:1. Климанова, Л. Ф. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия уч...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспектива" 2 класс

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспектива" 2 класс...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс

Рабочая программа разработана для учителей работающих по УМК "Перспектива" в 3 классе . Авторы учебников Климанова, Бабушкина. Программа разработана по ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспектива" 4 класс

В соответствии с п.19.5 ФГОС НОО (в редакции   Приказа  Минобрнауки России от 29.12.2014 г. №1643)  рабочая программа включает восемь разделов:пояснительную записку, в которой...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспектива" 1 класс

Рабочая программа по русскому языку  для 1 класса разработана на основе: примерной основной образовательной программы начального общего образования, рекомендованной Координационным советом при Де...