Пояснительная записка по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Пояснительная записка по русскому языку с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_k_russkomu_yazyku.docx | 34.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и планируемых результатов начального общего образования, авторской программы В.П. Канакиной , В.Г. Горецкого, М.Н. Дементьевой ,Н.А.Стефаненко, М.В.Бойкиной «Русский язык» 4 класс . (Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. М.: Просвещение 2011),
Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Русский язык играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно – нравственном развитии и воспитании младших школьников. Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной; образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по русскому языку, возрастных особенностей младших школьников. В программе дается распределение учебных часов по крупным разделам курса.
Обучение русскому языку в 1-4 классах представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку в школе. Обучение основывается на усвоении существенных признаков (особенностей) морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий (внутрипонятийных связей), а также связей между понятиями (межпонятийных связей). Весь начальный курс русского языка в целом представлен для обучающихся как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и обеспечивающих общение людей. Вначальных классах осуществляется не только подготовка к изучению языка, но и изучение языка на понятийном уровне, доступным детям. Обучение основывается на усвоении существенных признаков(особенностей) морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий (межпонятийных связей).Весь начальный курс русского языка в целом представлен для учащихся как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и обеспечивающих общение людей. В этих целях курс русскогоязыка строится таким образом, чтобы дети осознали, что они изучают те самые единицы речи,которыми пользуются при общении: слово, словосочетание, предложение, текст. Ведущимнаправлением по русскому языку в 4 классе является словоизменение. Изучается изменение попадежам имен существительных, имен прилагательных, изменение по лицам глаголов, формируютсянавыки правописания безударных падежных и личных окончаний. В 4 классе в связи с изучениемпадежных форм имён существительных и имён прилагательных знания о словосочетаниях несколькоуглубляются, практически происходит ознакомление с типами связи слова в словосочетании: суправлением и согласованием. Новым для учащихся 4 класса является изучение предложений соднородными членами. Важно заметить, что ознакомление с нормами литературного языка,изобразительными средствами речи принесет реальные результаты, если систематически проводитьанализ текстов-образцов и тем самым развивать свойственное ребенку языковое чутье, внимание кправильному употреблению слов, словосочетаний и фразеологизмов. Полезно наблюдать застилистически точным употреблением слов в авторских текстах в зависимости от цели высказыванияи проводить анализ, почему уместно именно это слово, а не его синоним.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение русского языка в 4 классе отводится 5 часов в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 170 часов.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Программа по русскому языку разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются:
в принципах обучения: индивидуальности, доступности, преемственности.
в формах и методах обучения: дифференцированное обучение, конкурсы, викторины, игры, выставки.
в методах мониторинга, контроля и управления: тестирование, наблюдение, анализе результатов деятельности ребенка.
Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, справочники, словари, демонстрационный материал. Вся работа строиться на дифференцированном подходе с учётом индивидуального развития обучающихся данного класса.
Критерии успешной деятельности
наличие межпредметных связей: изобразительное искусство, природоведение, литературное чтение.
обеспечение многообразия методов, форм и приемов современных педагогических технологий в учебной деятельности, в которую включается ребенок.
создание условий для обучения (кабинет, аудио/видео аппаратура, методическое обеспечение).
сотрудничество, содействие, единство в подходе к организации учебного процесса педагогов и родителей.
Планируемые результаты освоения программы по курсу «Русский язык» к концу 4 класса.
Личностные результаты:
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувствасопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательногоинтереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь;
осознание языка как основного средства человеческого общения;
восприятие русского языка как явление национальной культуры;
понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
формировать умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных программ;
способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
умение задавать вопросы.
Предметные результаты:
достаточный уровень знаний о структуре русского языка; умения использовать знания в стандартных и нестандартных учебных ситуациях, осуществлять поиск в различных источниках необходимой информации, анализировать и обобщать её;
умение участвовать в диалоге, строить беседу с учётом ситуации общения при соблюдении норм речевого этикета, составлять несложные устные монологические высказывания, письменные тексты;
умение писать в соответствии с изученными орфографическими и пунктуационными правилами, анализировать прочитанный учебный текст, пользоваться словарями и справочными источниками;
применение правил правописания.
овладение речевой деятельностью в разных её видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс,окончание), элементов словообразования;
формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений,обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной иписьменной форме;
обогащение и уточнение словаря, умение пользоваться словарями разных типов и ряд других задач,направленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.
Содержание программы
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию умладших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебнойкнигой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычкиобращаться к ним. В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы акцентировать внимание на роли, месте и значении речевой работы. Такие разделы программы, как «Фонетика и графика», «Морфология», «Лексика», «Состав слова» («Морфемика»), «Синтаксис и пунктуация» ориентированы на формирование у младших школьников целостного представления ородном языке, его морфологическом, морфемном и синтаксическом строе, звукобуквенном составе, интонационном и лексическом богатстве. Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать –перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретнымиумениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Для реализации рабочей программы на уроках русского языкаиспользуются различные формы обучения: игровые, коллективные способы обучения, фронтальный ивсесторонний опрос знаний, умений обучающих. Применяются различные средства обучения дляповышения грамотности обучающихся и оказанию различной помощи- карточки обучающего иразвивающего характера, таблицы, технологические карты, словари, схемы – опоры. Для организации учебно-позновательной деятельности обучающихся но уроках русского языка внедряются новые
педагогические технологии: коллективные способы обучения, ИКТ, модульное и проблемноеобучения, осуществляется дифференцированный подход к деятельности обучающихся.
В данной программе заложено одно из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоениезнаний и сформированность умений, - систематическая проверка и оценка. Для этого предлагаютсяразличные виды проверок (диктанты, тесты, работа по модульным карточкам, сочинения, изложения).
Она ориентирована на формирование у детей целостного представления о родном языке,
морфологическом, морфемном и синтаксическомстрое, звукобуквенном составе, интонационном илексическом богатстве.
Основные содержательные линии
Языковой материал представлен в программе следующими содержательными линиями и определеныстандартом начального общего образования.
В 4 классе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографическиеправила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики.
Курс данной программы включает систему грамматических понятий, относящихся к разделу«Морфология», глубже знакомит учащихся с морфологическими признаками разных частей речи, атакже с правилами, определяющими написание слов (орфограммы), учит различать части речи,группировать, классифицировать по определенным признакам, производить морфологические разборычастей речи. В программе заложен материал по разделу «Синтаксис», усложняется и синтаксическийразбор простых предложений, изучается тема «Однородные члены предложения». Знания и умения потемам формируются постепенно, последовательно и заканчиваются темой «Повторение». Кроме основных разделов программы отводятся 20 часов на развитие речи обучающихся.
Распределение часов по разделам программы
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
Повторение | 11 ч. | |
Предложение | 9 ч. | |
Слово в языке и речи | 20 ч. | |
Имя существительное | 40 ч. | |
Имя прилагательное | 31 ч. | |
Местоимение | 9 ч. | |
Глагол | 32 ч. | |
Повторение | 18 ч. | |
ИТОГО: | 170 ч. |
Перечень учебно – методического обеспечения
УМК для учащихся:
1. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. Авторы: В.П.Канакина , В.Г. Горецкий: М.:Просвещение,2014
2. Русский язык. 4 класс. Рабочая тетрадь в 2 ч./Русский язык. Просвещение, 2014.
3.Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 4 класс.Москва «Вако»,2014.
УМК для учителя:
1. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./В.П.Канакина , В.Г. Горецкий: Просвещение,2014
2. Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплексу: 4 класс В.П.Канакина ,В.Г. Горецкий– 2 – е изд. / М.: ВАКО, 2015.
3.Контрольно-измерительные материалы.Русский язык. 4 класс. Москва «Вако»,2014.
4. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. М.: Просвещение 2011.
Материально – техническое обеспечение
- Мультимедийный проектор;
- Интерактивная доска;
- Электронное приложение к учебнику В.П.Канакина , В.Г. Горецкий «Русский язык» 4 класс;
- Печатные пособия по разделам программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка по русскому языку 4 кл.
Пояснительная записка раскрывает возможности ОС "Школа 2100"....
пояснительная записка по русскому языку в 3 классе по программе "Школа 2100"
Данная разработка содержит подробную пояснительную записку в соответствии с ФГОС...
пояснительная записка по русскому языку в 3 классе по программе "Школа 2100"
Данная разработка содержит подробную пояснительную записку в соответствии с ФГОС...
пояснительная записка по русскому языку 3 класс
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 3 класс по учебнику Иванова...
Планирование с пояснительной запиской по русскому языку
А.В. Полякова...
Пояснительная записка по русскому языку 3 класс Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина.
УМК "Перспектива"...
Рабочая программа (с пояснительной запиской) по русскому языку 1 класс
Данная рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС, в тематическом планировании расписаны УУД....