Правила по русскому языку по теме "Имя существительное".
учебно-методический материал (русский язык) по теме
Данная памятка по русскому языку предусмотренная программой для начальной школы. Памятка по теме "Имя существительное" поможет обучающимся быстро и прочно усвоить учебный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravila_po_teme_-imya_sushchestvitelnoe.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Имя существительное.
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Имя существительное называет предметы в широком смысле слова. К существительным относятся:
1) конкретные предметы (дверь, окно);
2) живые существа (человек, птица, зверь);
3) явление природы (слякоть, снег, ветер);
4) события (праздник, поход);
5) процесс действия (бег, рост);
5) абстрактные понятия (доброта, дружба);
1. Имена существительные бывают:
одушевлённые | неодушевлённые |
отвечают на вопрос кто? | отвечают на вопрос что? |
называют живые предметы | называют неживые предметы |
Например: кошка, человек. | Например: камень, солнце. |
2. Имена существительные бывают :
собственные | нарицательные |
Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия (стран, городов, рек, озёр, морей), названия улиц, площадей, художественных произведений. | Остальные имена существительные. |
пишутся с заглавной буквы. | пишутся с маленькой буквы. |
Например: Москва, Волга, Алиса. | Например: город, река, девочка. |
3.Имена существительные бывают трёх родов:
мужской род | женский род | средний род |
он, мой | она, моя | оно, моё |
Например: врач, лес. | Например: машина, Аня. | Например: окно, животное. |
ЗАПОМНИ! Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе, его надо поставить в единственное число: жуки – жук (м.р.)
4. Имена существительные изменяются по числам.
единственное число (ед.ч.) | множественное число (мн.ч.) |
обозначает один предмет | обозначает два или несколько предметов |
Например: цветок, собака. | Например: цветы, собаки. |
ЗАПОМНИ! Имена существительные, имеющие только множественное число:
Каникулы, грабли, сливки, брюки, вес,. ворота, деньги, дети, люди, ножницы, очки, сани, духи, консервы, часы, сутки.
Имена существительные, имеющие только единственное число:
Мебель, охота, масло, мясо, молоко, одежда, обувь, посуда, беготня, лук, пюре, сахар, соль, мёд, картофель, небо, пение, поэзия, творчество, лирика, юмор, погода, метро, радио, ловкость, клубника, крапива, кукуруза, крыжовник, морковь, здоровье, верность, любовь, ненависть, кофе.
А так же слова среднего рода иностранного происхождения метро, кино, кашне, пальто, радио и др.
5.Имена существительные бывают трёх склонений:
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
м.р. –а, –я | м.р. - | ж.р. -ь |
ж.р. –а, -я | ср.р. –о, -е | |
Например: дядя, поляна | Например: конь, утро | Например: сирень, мышь |
6. Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих.
Ь - пишется | Ь - не пишется |
У сущ. ж.р., ед.ч. | У сущ. м.р., |
У сущ. в Р.п., мн.ч. | |
Например: мышь, брошь | Например: ключ, туч |
7. Существительные изменяются по падежам.
Падеж | Вспомога-тельное слово | Вопрос | Предлоги |
Именительный падеж | есть | Кто? Что? | Нет предлогов |
Родительный падеж | нет | Кого? Чего? | с, от, до, из, без, у, для, около, вокруг |
Дательный падеж | дать | Кому? Чему? | к, по |
Винительный падеж | винить | Кого? Что? | в, на, за, под, через, про, сквозь |
Творительный падеж | творить | Кем? Чем? | с, за, под, перед, над |
Предложный падеж | говорю | О ком? О чём? | о, об, в, во, на |
ЗАПОМНИ! Имя существительное, которое отвечает на вопрос что? и является в предложении подлежащим, стоит в именительном падеже.
Имя существительное, которое отвечает на вопрос что? и является в предложении второстепенным членом, стоит в винительном падеже.
Алгоритм написания безударного окончания имени существительного.
1. Поставить имя существительное в форму именительного падежа (начальную форму):
Например: сидит на берёз… - берёза.
2. Определить склонение: ж.р., окончание –а, следовательно, склонение 1-е.
3. Найти проверочное слово: существительное того же склонения с ударным окончанием:
Например: вода.
4. подставить проверочное слово в словосочетание на место проверяемого слова:
Например: сидит на воде.
5.Написать в проверяемом слове ту же букву. Что и в проверочном:
Например: сидит на берёзе.
Окончания имён существительных.
Падежи | 1-е скл. | 2-е скл. | 3-е скл. | Во мн.ч. |
И.п. | а я весна, земля | о е слон, колесо | рожь | а я ы и земли, слоны, ржи |
Р.п. | ы и весны, земли | а я слона, колеса | и ржи | ов (ев) ей земель, слонов, ржи |
Д.п. | е весне, земле | у ю слону, колесу | и ржи | ам ям землям, слонам, ржи |
В.п. | у ю весну, землю | о е а я слон, колесо | рожь | а я ы и ей ов (ев) земли, слоны, ржи |
Т.п. | ой (ей) ою (ею) весной, землёй | ом (ем, ём) слоном, колесом | ю рожью | ами (ями) землями, слонами, рожью |
П.п. | е о весне, о земле | е о слоне, о колесе | и о ржи | ах (ях) о землях, о слонах, о ржи |
Морфологический разбор имени существительного.
- Определить часть речи.
- Указать начальную форму (единственное число, именительный падеж).
- Указать постоянные признаки:
а) одушевлённое или неодушевлённое;
б) собственное или нарицательное;
в) род;
г) склонение.
4. Указать непостоянные признаки:
а) число;
б) падеж.
5. Указать смысловой вопрос, который задаём к имени существительному. Определить, каким членом предложения является имя существительное.
Образец:
На доске писали мелом.
- Писали (на чём?) на доске – сущ.
- Н.ф. – доска;
пост. пр.: неодуш., нариц., ж.р., 1-е скл.;
непост. пр.: ед.ч., П.п.
III. Писали (где?) на доске – обстоятельство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра- презентация по русскому языку "Окончание имён существительных!
Окончания имён существительных. Правила игры. Предполагается, что в игре принимают участие два человека или две команды (I или II). Задача: пройти лабиринт, сделав как можно меньше ошибок. Лабирин...
Разработка конспекта урока по русскому языку, тема:" ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПОСТОЯННЫЕ И НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ" (4 КЛАСС)
Урок повторения, углубления и обобщения изученного, развитие умения различать части речи и члены предложения; находить постоянные и непостоянные признаки имён существител...
Сценарий урока русского языка Тема: «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке. Образование имён существительных от основ существительных»
Предмет: «Русский язык»Авторы учебника: Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.ПронинаКласс:3Тема: «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке. Образование имён существительных от ...
Технологическая карта урока русского языка "Безударные окончания существительных в ед.числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе на тему "Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"...
Конспект урока по русскому языку "Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе.", 2 класс УМК "ШР"
Цели деятельности учителя: знакомство с существительными, которые употребляются только в одном числе, формирование умения различать существительные множественного числа от сущест...
Методическая разработка урока русского языка "Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительных"
Тема урока: Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительныхТип урока: Решение учебной задачиЦели:- формировать умения отличать собственные и нарицательные имена су...