Правила по русскому языку по теме "Имя существительное".
учебно-методический материал (русский язык) по теме

Данная памятка по русскому языку предусмотренная программой для начальной школы. Памятка по теме "Имя существительное" поможет обучающимся быстро и прочно усвоить учебный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravila_po_teme_-imya_sushchestvitelnoe.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Имя существительное.

  Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает   на вопросы кто? что? 

   Имя существительное называет предметы в широком смысле слова. К существительным относятся:

1) конкретные предметы (дверь, окно); 

2) живые существа (человек, птица, зверь);

3) явление природы (слякоть, снег, ветер);

4) события (праздник, поход);

5) процесс действия (бег, рост);

5) абстрактные понятия (доброта, дружба);

 1. Имена существительные бывают:

одушевлённые

неодушевлённые

отвечают на вопрос кто?

отвечают на вопрос что?

называют живые предметы

называют неживые предметы

Например: кошка, человек.

Например: камень, солнце.

 2. Имена  существительные бывают :

собственные

нарицательные

Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия (стран, городов, рек, озёр, морей), названия улиц, площадей, художественных произведений.

Остальные имена существительные.

пишутся с заглавной буквы.

пишутся с маленькой буквы.

Например: Москва, Волга, Алиса.

Например: город, река, девочка.

3.Имена существительные бывают трёх родов:

мужской род

женский род

средний род

он, мой

она, моя

оно, моё

Например: врач, лес.

Например: машина, Аня.

Например: окно, животное.

ЗАПОМНИ! Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе, его надо поставить в единственное число: жуки – жук (м.р.)

4. Имена существительные изменяются по числам.

единственное число (ед.ч.)

множественное число (мн.ч.)

обозначает один предмет

обозначает два или несколько предметов

Например: цветок, собака.

Например: цветы, собаки.

ЗАПОМНИ! Имена существительные, имеющие только множественное число:

Каникулы, грабли, сливки, брюки, вес,. ворота, деньги, дети, люди, ножницы, очки, сани, духи, консервы, часы, сутки.

Имена существительные, имеющие только единственное число:

Мебель, охота, масло, мясо, молоко, одежда, обувь, посуда, беготня, лук, пюре, сахар, соль, мёд, картофель, небо, пение, поэзия, творчество, лирика, юмор, погода, метро, радио, ловкость, клубника, крапива, кукуруза, крыжовник, морковь, здоровье, верность, любовь, ненависть, кофе.  

А так же слова среднего рода иностранного происхождения метро, кино, кашне, пальто, радио и др.

 5.Имена существительные бывают трёх склонений:

1 склонение

2 склонение

3 склонение

м.р.  –а, –я

м.р. -

ж.р.  

ж.р.  –а, -я

ср.р.  –о, -е 

Например: дядя, поляна

Например: конь, утро

Например: сирень, мышь

6. Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих.

Ь - пишется

Ь - не пишется

У сущ. ж.р., ед.ч.

У сущ. м.р.,

У сущ. в Р.п., мн.ч.

Например: мышь, брошь

Например: ключ, туч

 7. Существительные изменяются по падежам.

Падеж

Вспомога-тельное слово

Вопрос

Предлоги

Именительный падеж

есть

Кто? Что?

Нет предлогов

Родительный падеж  

нет

Кого? Чего?

с, от, до, из, без, у, для, около, вокруг

Дательный падеж

дать

Кому? Чему?

к, по

Винительный падеж

винить

Кого? Что?

в, на, за, под, через, про, сквозь

Творительный падеж

творить

Кем? Чем?

с, за, под, перед, над

Предложный падеж

говорю

О ком? О чём?

о, об, в, во, на

ЗАПОМНИ! Имя существительное, которое отвечает на вопрос что? и является  в предложении подлежащим, стоит в именительном  падеже.

 Имя существительное, которое отвечает на вопрос что? и является в предложении второстепенным членом, стоит в винительном падеже.

Алгоритм написания безударного окончания имени существительного.

1. Поставить имя существительное в форму именительного падежа (начальную форму):

Например: сидит на берёз… - берёза.

2. Определить склонение: ж.р., окончание –а, следовательно, склонение 1-е.

3. Найти проверочное слово: существительное того же склонения с ударным окончанием:

Например: вода.

4. подставить проверочное слово в словосочетание на место проверяемого слова:

Например: сидит на воде.

5.Написать в проверяемом слове ту же букву. Что и в проверочном:

Например: сидит на берёзе.  

Окончания имён существительных.

Падежи

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.

Во мн.ч.

И.п.

а  я

весна, земля

о  е

слон, колесо

рожь

а   я   ы   и

 земли, слоны, ржи

Р.п.

ы  и

весны, земли

а  я

слона, колеса

и

ржи

ов (ев) ей

земель, слонов, ржи

Д.п.

е

весне, земле

у  ю

слону, колесу

и

ржи

ам  ям

землям, слонам, ржи

В.п.

у  ю

весну, землю

о  е  а  я

слон, колесо

рожь

а  я  ы  и  ей  ов  (ев)

земли, слоны, ржи

Т.п.

ой  (ей)

ою (ею)

весной, землёй

ом

(ем, ём)

слоном, колесом

ю

рожью

ами (ями)

землями, слонами,

рожью

П.п.

е

о весне, о земле

е

о слоне, о колесе

и

о ржи

ах  (ях) о землях, о слонах, о ржи

Морфологический разбор имени существительного.

  1. Определить часть речи.
  2. Указать начальную форму (единственное число, именительный падеж).
  3. Указать постоянные признаки:

   а) одушевлённое или неодушевлённое;

   б) собственное или нарицательное;

   в) род;

   г) склонение.

4. Указать непостоянные признаки:

   а) число;

   б) падеж.

5. Указать смысловой вопрос, который задаём к имени существительному. Определить, каким членом предложения является имя существительное.

Образец:

На доске писали мелом.

  1. Писали (на чём?) на доске – сущ.
  2. Н.ф. – доска;

пост. пр.: неодуш., нариц., ж.р., 1-е скл.;

непост. пр.: ед.ч., П.п.

III. Писали (где?) на доске – обстоятельство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра- презентация по русскому языку "Окончание имён существительных!

Окончания имён существительных. Правила игры. Предполагается, что в игре принимают участие два человека или две команды (I или II). Задача: пройти лабиринт, сделав как можно меньше ошибок. Лабирин...

Разработка конспекта урока по русскому языку, тема:" ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПОСТОЯННЫЕ И НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ" (4 КЛАСС)

Урок повторения, углубления и обобщения изученного,   развитие  умения различать части речи и члены предложения; находить постоянные и непостоянные признаки имён существител...

Сценарий урока русского языка Тема: «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке. Образование имён существительных от основ существительных»

Предмет: «Русский язык»Авторы учебника: Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.ПронинаКласс:3Тема: «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке. Образование имён существительных от ...

Технологическая карта урока русского языка "Безударные окончания существительных в ед.числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе на тему "Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"...

Конспект урока по русскому языку "Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе.", 2 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: знакомство  с  существительными, которые употребляются только в одном числе, формирование умения различать существительные множественного числа от сущест...

Методическая разработка урока русского языка "Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительных"

Тема урока: Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительныхТип урока: Решение учебной задачиЦели:- формировать умения отличать собственные и нарицательные имена су...