Знаки препинания в предложении с прямой речью
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора.
- Задачи
- Овладение приемами изучающего чтения, а также умениями «вычитывать» информацию из схем, соотносить информацию, представленную в разных формах.
- Развитие умений на слух определять прямую речь после слов автора, находить её в тексте, «читать» и составлять схемы предложений с прямой речью.
- Развитие умения анализировать знаки препинания в предложениях с прямой речью после слова автора и правильно их пунктуационно оформлять.
- Оборудование урока
Индивидуальные карточки с текстом для языковой разминки, карточки для парной работы, компьютерная презентация урока.
- План урока с хронометражем
- Актуализация знаний (10 мин)
- оргмомент
- языковая разминка на основе работы с текстом на индивидуальных карточках
- проверка домашнего задания
- Формулирование проблемы (4 мин)
- рассматривание предложений и беседа по ним
- постановка темы и целей урока на основе проблемы
- Открытие нового правила постановки знаков препинания (12 мин)
- предлагается материал для наблюдения
- углубление изученного на основе правила в рамке на с. 85, знакомство с выделительными знаками
- дифференцированное задание упр. 83
- повышенный уровень (для тех, кто справился с предыдущим) упр. 86
- Развитие умений ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью (16 мин)
- развитие умений пуктуационно оформлять предложения с прямой речью у. 85
- упр. 87 обсуждение вариантов продолжения предложений с прямой речью, запись по вариантам.
- упр. 88 самостоятельная работа по выявлению предложений с прямой речью (один ученик на обороте доски), проверка орфограмм при помощи сигнальных карточек
- проведение самооценки ученика выполнявшего работу на обороте доски
- Итог урока (3 мин)
- подведение итогов на основе нахождения ошибок
- проведение самооценки всего класса
- домашнее задание.
- Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Теоретическое обоснование |
Актуализация знаний | 1. Оргмомент – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Комментированная запись числа) – Напишите «Классная работа». - Какую букву прописываем? 2. Языковая разминка. 1. Работа с текстом. – Прочитайте (текст появляется на слайде и предлагается ученикам на индивидуальных листочках, работа в парах). – Из чего состоит этот текст? Дуб сказал тростинке: «Как ты слаба! Подует маленький ветерок, и ты затрясёшься, зашатаешься, закачаешься, даже пригнёшься к земле. А сядет на тебя воробей, ты от него сгибаешься. Как ты жалка!» 2. – Из скольких предложений состоит прямая речь? Найдите сложное предложение с однородными членами. Подчеркните грамматические основы, обозначьте графически однородные члены. Подчеркните словарные слова. 3. Проверка домашнего задания. – Когда мы используем предложения с прямой речью? – Из чего они состоят? – Что такое прямая речь? – Что показывают слова автора? – Как она оформляется на письме? – Как пишется 1-е слово в прямой речи? – Как разделяются на письме прямая речь и слова автора? | - Дату - Букву «М», она 14-ая. Дети читают текст. - Из предложений прямой речи. - Из 4 Дети работают в парах на карточках. Дети отвечают на вопросы из текста правила, которое учили дома. На последние 3 вопроса дети либо затрудняются ответить, либо отвечают, опираясь на текст. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов (текст индивидуальных листочков).. 2. Представлять информацию в виде схемы (языковая разминка). 3. Выявлять сущность, особенности объектов (работа над текстом). Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с дополнительным материалом (беседа). Коммуникативные УУД 1. Умение работать в паре (текст индивидуальных листочков). |
Формулирование проблемы. | 1. Рассматривание предложений и беседа по ним - Я вижу на последние вопросы вы затрудняетесь ответить. - Как вы думаете, какова будет тема урока. Сформулируйте. На доске (слайде) появляются два предложения Мама сказала: «Учи уроки». «Учи уроки», - мама сказала. – Что отличает эти два предложения? 2. Постановка темы и целей урока на основе проблемы – Сегодня на уроке мы рассмотрим первый случай. Сформулируйте тему урока и его цель точнее. – Давайте составим план урока. – Что мы сейчас с вами делали? | - Знаки препинания при прямой речи. В первом предложение сначала идут слова автора, а во втором наоборот. Прямая речь, стоящая после слов автора. Научиться находить прямую речь после слов автора и оформлять правильно на письме. Дети вместе с учителем составляют план. Формулировали тему урока. Составляли план. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов (задание на слайде). Регулятивные УУД 1. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Личностные результаты 1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности (задание на слайде). |
Открытие нового правила постановки знаков препинания | 1. Предлагается материал для наблюдений. а) – Прослушайте отрывок из стихотворения. Он опять поспал немножко И опять взглянул в окошко. Увидал большой вокзал. Потянулся и сказал: «Что за станция такая, Дибуны или Ямская?» А с платформы говорят: «Это город Ленинград». Закричал он: «Что за шутки! Еду я вторые сутки, А приехал я назад, А приехал в Ленинград!» – Кто автор и откуда этот отрывок? б) Фрагмент выводится на слайде и раздается на парты). – Назовите прямую речь. – Кому она принадлежит? – Какие по цели высказывания и интонации эти предложения? 2. Углубление изученного. - Давайте попробуем вместе сформулировать правило. - Какой знак вам непривычен? - А где мы свами с ним встречались? - А еще кавычки – это главный отличительный признак прямой речи на письме. Кавычки – это двойной знак, т.е. он ставится два раза: в начале и в конце прямой речи, сначала внизу, а затем наверху. – Кавычки как бы выделяют прямую речь. Поэтому они относятся к выделительным знакам, которые всегда двойные. (Учитель показывает, как ставятся кавычки на письме, ученики сравнивают кавычки с печатным образцом (возможны варианты в печатном тексте: « » и ” “). – Прочитайте ещё раз правило в рамке на с. 85. И сравним наш вывод с авторским. – «Прочитайте» 1-ю схему и приведите пример к ней из стихотворного отрывка. Запишите схему в тетрадь. Приведите свои примеры. (Затем ученики подбирают соответствующие примеры к двум другим схемам.) 3. Дифференцированное задание (сильным ученикам предлагается упр. 86, все остальные выполняют вместе с доской упр. 83). Н – Составьте схемы предложений с прямой речью к упр. 83 (отрывки из сказок А.С. Пушкина). П – Составьте предложения к каждой схеме. (Упр. 86.) | Дети слушают отрывок. С. Маршак. «Вот какой рассеянный» Человеку рассеянному и кому-то на платформе, вокзале. Вопросительное, невосклицательное; повествовательное, невосклицательное; восклицательное. Дети вместе с учителем формулируют правило, опираясь на фрагмент текста. «Кавычки» Дети приводят примеры. Дети читают правило и приходят к выводу, что все сделали правильно. Дети приводят свои примеры. Ученики выполняют это задание на доске. Ученики читают свои варианты. | Познавательные УУД 1. Выявлять сущность, особенности объектов (материал для наблюдения). 2. На основе анализа объектов делать выводы (беседа по тексту). 3. Обобщать и классифицировать по признакам (материал на листочках). 4. Ориентироваться на развороте учебника (чтение правила, выполнение упражнений). Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других (беседа, упр 83, 86). 2. Оформлять свои мысли в устной форме (беседа). |
Развитие умений ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью | Работа в учебнике. 1. Упр. 85 – развивается умение пунктуационно оформлять предложения с прямой речью. Комментированная работа. 2. Упр. 87 – сначала обсуждаются варианты продолжения предложений с прямой речью устно. Запись самостоятельная по выбору (по два предложения). Обращается внимание на слово «пожалуйста». - Почему это слово выделено с двух сторон запятыми? - Выделительные знаки препинания всегда двойные, кавычки тоже выделительный знак (двойной) 3. Упр. 88. Самостоятельная работа, один ученик выполняет на обороте доски. - Запишите только предложения с прямой речью. - Приготовьте сигнальные карточки. 4. Самооценка ученика. Вопросы к ученику, выполнявшему работу: – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. | Дети списывают предложения, расставляя знаки препинания, применяя полученные знания. - Оно как бы выделяется. Дети самостоятельно выбирают предложения с прямой речью и их выписывают. Проверка орфограмм осуществляется с помощью сигнальных карточек, а постановка недостающих знаков препинания – с помощью схем этих предложений. Ребенок отвечает на поставленные вопросы, производит самооценку. | Познавательные УУД 1. Выявлять сущность, особенности объектов (упр. 87). 2. На основе анализа объектов делать выводы (упр. 85, самооценка). 3. Обобщать и классифицировать по признакам (упр. 88). 4. Ориентироваться на развороте учебника (выполнение упражнений). Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других (упр. 85, 87). 2. Оформлять свои мысли в устной форме (упр. 87, самооценка). |
Итог урока. | 1. Подведение итогов на основе нахождения ошибок – Что мы сегодня делали? Какие умения развивали? - Найдите ошибки в следующем тексте правила (на слайде): Прямая речь всегда стоит после слов автора. Прямая речь заключается в скобки. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие. 2. Рефлексия и самооценка. – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? 3. Домашнее задание 1. Упр. 2, с. 84. 2. Попробовать передать содержание правила в рамке (с. 85) с помощью схем. | - Мы сегодня находили предложения с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора и учились оформлять ее на письме. Дети находят ошибки, воспроизводя правило. Дети отвечают на вопросы, производя самооценку. Дети записывают домашнее задание в дневник. | Регулятивные УУД 1. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию («Найди ошибки», самооценка). Познавательные УУД 1. На основе анализа объектов делать выводы. («Найди ошибки») |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку, 4 класс,"Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"
Тема: "Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"Развитие умения ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после сл...
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Знаки препинания в предложениях с прямой речью".
Задачи урока: 1. Закрепить навыки учащихся в постановке знаков препинания в предложениях, когда прямая речь стоит после слов автора; познакомить учащихся со случаями постановки знаков препинания, ког...
Урок по русскому языку в 4 классе "Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"
Цель: развитие умения ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора....
Тема: ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ, КОГДА ПРЯМАЯ РЕЧЬ СТОИТ ПЕРЕД СЛОВАМИ АВТОРА.
Пояснительная запискаПреподаватель: Птащенко Людмила БорисовнаТема урока: «Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора.Тип урока: урок изучения нового мате...
Конспект урока по русскому языку. Закрепление по прямой речи. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Цель: закрепить и систематизировать знания учащихся о предложениях с прямой речью, о постановке в них знаков препинания.Задачи:1. Образовательные:- повторить, что такое прямая ...