Методическая разработка по предмету:русский язык "Склонение имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Ипполитова Татьяна Викторовна

Методическая разработка по предмету русский язык "Склонение имен существительных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_sklonenie_imen_sushchestvitelnyh.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Изменение имен существительных по падежа.
Тип урока: Изучение нового материала.
Дата проведения:02.02.2013г

Педагогические цели

Познакомить с системой падежей русского языка, с алгоритмом определения падежа имени существительного в предложении.

Планируемые результаты

(предметные)

Осваивают первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: лексике, морфологии и синтаксисе, об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека

Личностные результаты

Обладают целостным, социально – ориентированным взглядом на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур; принимают и осваивают социальную роль обучающегося, проявляют мотивы учебной деятельности личностный смысл учения; выражают положительное отношение к процессу познания; проявляют внимание, удивление, желание больше узнать

Универсальные учебные действия

Познавательные: общеучебные – извлекают информацию из учебного текста; используют знаково – символические средства для решения учебной задачи; логические – анализируют, классифицируют слова, осуществляют сравнение.

Регулятивные: осуществляют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные: проявляют инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; слушают и понимают речь других; договариваются с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следуют им

Основное содержание темы, понятия и термины

Падежи имен существительных: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Падежные вопросы. Изменение имен существительных по вопросам, по падежам (склонение имен существительных). Словосочетания.

Образовательные ресурсы

Таблица «Склонение имен существительных», электронное приложение

Методы обучения

Словестные, наглядные, практические (упражнения), поисковый, самостоятельные работы учеников

Форма работы

Индивидуальная, фронтальная, работа в паре

Ход урока:

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

I.Мотивация к учебной деятельности

(организационный момент)

Фронтальная
Словесный
слово учителя

Приветствует учащихся.

Вот книжка на столе,
А вот тетрадки.
Не хочется играть сегодня в прядки.
Сегодня в классе у ребят. Урок уж очень важный. А почему он важный-Скажет каждый!
Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проверяют Эмоциональную отзывчивость на слово учителя

Наблюдение

II.Работа над ошибками

Фронтальная
Словестный, практический. Сообщение учителя.

Сообщает итоги проверочной работы, обращает внимание на допущенные ошибки, организует работу над ними

Слушают учителя, выполняют работу над ошибками

Анализирую результаты своей деятельности, корректируют знания

Работа над ошибками, упражнение

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная.
Словестный.
Чтение, беседа.

Послушайте притчу:
« Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано; «переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь новое знание, если не обращаешь внимание на то, что уже знаешь?
В чем сила этих слов? Что это значит?
Сегодня мы будем учиться новому, опираясь на старые знания.
Давайте попробуем определить тему нашего урока и поставить задачи( учебник с.36)

Чтобы имя существительное могло в разговоре (или на письме) правильно соединяться с другими словами, образуя предложения, оно имеет возможность менять свои окончания. В разных случаях, отвечая на разные вопросы , существительное применяет разные окончания. Такое изменение имен существительных называется изменением по падежам. Слово падеж произошло от латинского слова (казус) – падение. Изменение по падежам называется «склонение»

Читают, предполагают формулировки темы и учебной задачи урока

Принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

1.Знакомство с падежами русского языка.

Работа в парах.

Каждая пара получает стихотворение о каком – либо падеже. Задание: прочитать стихотворение, узнать названия падежа, подчеркнуть падежные вопросы, найти слова – подсказки для облегчения определения падежа существительного.

Читают. Определяют название падежа, его вопросы, находят слова подсказки

Осуществляют анализ, сравнение

2.Склонение имен существительных (правило, с.36 - 37

Коллективная.
Словесный.
Работа с правилом и таблицей

Организуют работу с правилом и таблицей, беседу по содержанию.

Читают и запоминают правило; работают с таблицей

Используют знаково – символические средства для решения учебной задачи

Правило, таблица

Физкультминутка
для глаз

Коллективная. Практический.

-Ослик, ходит, выбирает
Что сначала съесть не знает
Наверху созрела слива
А внизу растет крапива,
Слева – свекла, справа-брюква,

Слева тыква – справа клюква,
Снизу – свежая трава
Сверху – сочная ботва
Выбрать ни чего не смог
И без сил на землю лег.

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Правильное выполнение движений

V. Закрепление знаний и способов действий.
Падежи и падежные вопросы(упр.65, стр.37)

Коллективная.
Словесный. Упражнение, беседа, работа с таблицей

Обеспечивает усвоение знаний падежей и падежных вопросов, навыки работы с таблицей.
Выполнение упражнения 66 стр.38

Отвечают на вопросы упражнения в ходе работы с таблицей; запоминают названия падежей и падежные вопросы

Извлекают необходимую информацию из таблицы; используют знаково – символические средства для решения учебной задачи.

Упражнение, беседа по вопросам

VI. Рефлексия учебной деятельности

Фронтальная.
Словестный.
Беседа

Какие задачи мы должны были решить на уроке? Смогли ли достичь поставленных целей?

-Закончите предложения:
Урок помог мне….
Для меня было сложным…..
Мне понравилось…

Отвечают на вопросы. Заканчивают предложения

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам

Домашнее задание: правило, таблица, сделать памятку «Падежи имени существительного»,

Выполнить упражнение 67

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя.

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи.

Слушают объяснения учителя. Делают соответствующие записи.

Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по предмету «Русский язык» в 1 классе Тема: «Парные согласные звуки в конце слова» по системе Занкова Л.В

Методическая разработка урока раскрывает  опыт работы проведения урока по предмету русский язык системы Л. В. Занкова по учебнику для 1 класса под редакцией А. В. Поляковой.Урок проводится ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по предмету «Русский язык» в 1 классе Тема: «Парные согласные звуки в конце слова» по системе Занкова Л.В

Методическая разработка урока раскрывает  опыт работы проведения урока по предмету русский язык системы Л. В. Занкова по учебнику для 1 класса под редакцией А. В. Поляковой.Урок проводится ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по предмету «Русский язык» в 1 классе. Тема: «Парные согласные звуки в конце слова»

Методическая разработка урока раскрывает  опыт работы проведения урока по предмету русский язык по учебнику для 1 класса под редакцией А. В. Поляковой.Урок проводится в 1 классе по теме: «Парные ...

Методическая разработка урока русского языка "Склонение имен существительных" 4 класс, УМК "Гармония" с применением приемов технологии ТРИЗ

Методическая разработка урока русского языка "Склонение имен существительных" 4 класс, УМК "Гармония" с применением  приемов технологии ТРИЗ...

Методическая разработка урока русского языка "Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительных"

Тема урока: Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительныхТип урока: Решение учебной задачиЦели:- формировать умения отличать собственные и нарицательные имена су...