Разработка урока на тему: «Именительный падеж имен существительных» 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc952 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №1 им. Б.Н.Куликова

г. Семикаракорска»

Материал к конкурсу

по формированию здорового образа жизни обучающихся

Разработка урока на тему:

«Именительный падеж имен существительных»

4 класс

                    Автор: Терентьева А.С.

                      учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №1 им. Б.Н.Куликова»

2014г.

Цели и задачи урока:

  1. Познакомить с особенностями имен существительных в именительном падеже.
  2. Отрабатывать прием распознавания падежей.
  3. Продолжить работу с несклоняемыми существительными.
  4. Развивать умение анализировать информацию.
  5. Способствовать формированию умения сотрудничать в группе для достижения успеха.
  6. Воспитывать потребность вести здоровый образ жизни, заботиться о своём здоровье.
  7. Развивать интерес к жизни, наполненной здоровьесберегающими компонентами.

                     

Структура урока:

  1. Организация внимания учащихся

  1. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  1. Минутка чистописания.
  1. работа со словом;
  2. массаж рук;
  3. работа в тетради.

  1. Актуализация знаний.
  1. словарно-орфографическая работа;
  2. физминутка.

  1. Первичное усвоение новых знаний.
  1. работа с текстом по учебнику
  2. работа в группах.

  1. Первичное закрепление
  1. работа со словосочетаниями;
  2. физминутка для глаз.

  1. Первичная проверка понимания
  1. Тест.

  1. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

  1. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Оборудование: 

  • учебник «Русский язык» Т.Г. Рамзаева;
  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • карточки для индивидуальной работы;
  • слова-заготовки для групповой работы;
  • карточки с тестами;
  • модель радуги;
  • магнитофон;
  • шарики.

   Ход урока.

Эмоциональный настрой

Развитие воображения

Работа со словом

Массаж кистей рук

Работа над каллиграфией

Словарная работа

Индивид. работа по карточкам

Самопроверка.

Творческая работа

Физминутка с муз. фоном

Работа с текстом по учебнику

Индивидуально-опережающее задание

Творческая работа

Работа в группах (игровой момент)

Поисковая работа

 Индивид. работа по карточке

Физминутка для глаз с муз. фоном

Индивидуально-проверочная работа

Работа в парах

Подведение итогов

фронтальный опрос

Д. з. на выбор

уч-ся

Рефлексия (игровой момент)

  1.  Организация внимания учащихся.

Звенит весёлый колокольчик.

                             Забавы все свои оставь.

             Гостей нам нужно поприветствовать,

                             И у столов красиво встать.

- Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения и присаживайтесь.

- Признайтесь, вам давно хотелось придумать что-то необычное, заняться чем-то интересным, проявить свои способности? Тогда считайте, что вам повезло.

- Мы будем думать, исследовать, делать выводы и даже путешествовать.

-Да-да, не удивляйтесь!   Интересно? Интересно!

                  Неизвестно? Неизвестно!

                         Значит в путь, ребята, в путь!

                       Всё, что помнил – не забудь!

-  А сейчас закройте, пожалуйста, глаза.

(Звучит тихая музыка)

- Представьте жаркое лето. Светит яркое солнце. По небу медленно плывут белые облака. Вдруг, откуда ни возьмись, появился проказник ветер и стал играть листьями берез. Неожиданно серые тучки закрыли солнце – и теплый дождь звонко застучал по крышам домов. Воздух стал необыкновенно свежим и …

- Откройте глаза! Что вы видите?!

Ученики: Появилась радуга!

( Листы бумаги, вырезанные в форме радуги, со словами: «Гигиена», «Сон», «Движение», «Прививки», «Питание», «Долой вредные привычки!», «Добрые слова»).

- Если радуга – природное явление и не подчиняется воле человека, то от человека зависит состояние его здоровья.

- Перед вами радуга, представляющая слагаемые здоровья, которые откроются нам по ходу урока.

- Вот какой радугой встречает нас город Слов, в который мы с вами сегодня и отправимся. (слайд №3)

- Девиз нашего путешествия: Ум да здоровье дороже всего!

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Тема сегодняшнего урока «Именительный падеж имен существительных» (слайд №4)

- Мы вспомним, на какие вопросы отвечают им.сущ. в И.п., узнаем, каким членом предложения бывают чаще всего.

- А так же раскроем секреты здорового образа жизни, которые помогут нам быть сильными, веселыми и здоровыми.

  1. Минутка чистописания.

  1. работа со словом.

- С чего начинается здоровье? (слайд №5)

- А с чего начинается слово «здоровье»?

- Повторим, как пишутся заглавная и строчная буква «з».

  1. массаж рук.

  • «скалка» - покатайте ручку по парте ладонью каждой руки;
  • покатайте ручку между ладонями;
  • помассажируйте подушечки каждого пальца тупым концом ручки.

  1. работа в тетради

- Пропишите заглавную и строчную «з» в соединении.

  1. Актуализация знаний.

  1. словарно-орфографическая работа.

(выполнение задания по карточкам №1, №2)

- В самом центре города слов стоит высокий дом, в нем живут мама Склонение и 6 ее сыновей. (слайд №6)

- Напомните, пожалуйста, их имена.

- На самом верхнем этаже живет И.п., он самый старший и предпочитает быть главным членом предложения…

Ученики: подлежащим.

- Любимые вопросы этого падежа…

Ученики: Кто? Что?

- И.п. предлагает выполнить словарную работу.

- Эти словарные слова вам уже знакомы, запишите их самостоятельно, а потом сами проверите себя.

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко

Ведь, правда, вкусная …(картошка) (слайд № 7)

Что за скрип, что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста,

Если я …(капуста) (слайд № 8)

На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков …(горох). (слайд № 9)

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей нет, красней …(помидора) (слайд № 10)

(слайд с записанными словами)

- Самопроверка. (слайд № 11)

- В какую группу можно объединить эти слова?

Ученики: Овощи. (слайд № 12)

- Чем полезны овощи?

- Нужны ли они человеку? Зачем?

- Составьте предложение, глядя на картинку (однородные члены).

- И.п. дарит вам один из секретов здоровья.

Фрукты, овощи едим…    подберите окончание (слайд № 13)

Идти в школу не хотим.

В телевизор мы глядим.

Быть здоровыми хотим. (слайд № 14)

(На радуге открывается первое слагаемое здоровья - питание)

  1. физминутка (слайд № 15)

Лист сорвался и летит,

Тихо в воздухе кружит.

Он всё ниже, ниже, ниже.

Всё к земле он ближе, ближе.

Только дунет ветерок

Лист поднимется с дорог.

Будет дуть осенний ветер,

Будет лист кружить на свете.

  1. Первичное усвоение новых знаний.

  1. работа с текстом по учебнику

- Это задание от брата близнеца И.п.

- Кто он и почему близнец?

Ученики: В.п., схожи вопросы

- В учебнике откройте упр.154

- Прочитайте текст. (слайд № 16)

- На что похож одуванчик?

- Во что собраны созревшие семена?

- Почему цветок так называется?

- Как люди его используют?

- Чем полезен?

(сообщение ученика)

- Одуванчик – это эликсир жизни. Он содержит витамин С, калий, кальций, железо и т.д. Листья и корни одуванчика благоприятно влияют на работу пищеварительной системы, поднимают аппетит, а так же применяются при заболеваниях суставов. Сок одуванчика – тонизирующее и укрепляющее средство. Он повышает работоспособность, устраняет утомление и усталость.

- Определите падеж сущ. в выделенных словосочетаниях.

- Найти в тексте и записать ответ на вопрос – Когда цветут одуванчики?

(1 ученик работает у доски)

- Подчеркнуть главные члены, определить падеж подлежащего. Сделать вывод.

- Вы узнаете следующий секрет о здоровье, если переставите слова местами, чтобы получилось небольшое стихотворение.

(слайд № 17)

Сон, вовремя заснуть, если, поможет отдохнуть.

(Сон поможет отдохнуть, если вовремя заснуть.)

(На радуге открывается следующее слагаемое–сон).

(слайд № 18)

  1. работа в группах

- Погуляем по алле пословиц. (слайд № 19)

- Слова в пословицах запутались, нужно помочь, распутать их.

(на карточках)

1 ряд - Быстрого и ловкого болезнь не догонит.

2 ряд – Здоров будешь – все добудешь.

3 ряд – Чистота – залог здоровья. – это и есть следующие секреты.

- Как понимаете смысл каждой пословицы?

(На радуге открываются следующие слагаемые – гигиена, движение). (слайд № 20)

  1. Первичное закрепление

  1. работа со словосочетаниями

(выполнение задания по карточке №3)

- В отдельном совсем маленьком домике живут необычные существительные, не имеют окончание.

- Как они называются?

Ученики: Несклоняемые.

- В словосочетания вставить несклоняемые существительные, записать. (слайд № 21)

(1 ученик у доски)

( 2-ой ученик сам-но составляет предложение с одним из словосочетаний, подчеркивает главные члены.)

Вышли из …, шли по …, ходил без…, ездил на…, пришил к …, перешел через …

(метро, шоссе, пальто)

- Определить падеж им. существительных, сделать вывод.

- Несклоняемые сущ. открывают вам два секрета здоровья:

(слайд № 22)

      Курить – здоровью вредить.

      Прививки делают вам в школе,

      Не плачьте, вы пожалуйста, от боли.

(На радуге открываются сразу 2 слагаемых–Долой вредные привычки, прививки).

  1. физминутка для глаз

-  Давайте вспомним: как капает дождик? (сверху вниз)

- Как брызгает фонтан? (снизу вверх)

- Где бьет родник? (внизу)

- Как вы ловите снежинки? На правую руку, на левую.

- Закройте глаза и представьте, что льется дождь и брызги попадают вам на лицо. Вытрите лицо пушистым полотенцем. Освежились?

- А теперь продолжим…

  1. Первичная проверка понимания

  1. Тест.

  1. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

- Взаимопроверка. (слайд № 23)

- Если получилось слово «удачи», то с заданием вы справились верно.

- Давайте пожелаем друг другу удачи во всем.

- Что можете рассказать о существительных в И.п,?

( вопросы, член предложения, предлоги)

- Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

- Домашнее задание – упр. 109 – просклонять сущ. или упр. 110 – творческое задание.

  1.  Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Осталась последняя полоска радуги- добрые слова и хорошее настроение.

- И последний секрет от меня . Надо гнать со своего лица сердитое выражение, чаще улыбаться. Психологи установили: улыбка не только признак хорошего настроения, но и способ его улучшить. Будьте же приветливы. Это поможет сохранить здоровье и вам, и тем, кто вас окружает. (слайды 24-29)

- Помогают поднять настроение добрые слова, комплименты.

- Хочу сказать вам большое спасибо за активное участие на уроке. Работать с вами сегодня было интересно и весело. Вы - молодцы!

- А еще поднимают настроение и улучшают здоровье улыбки.

- Нарисуйте на шариках улыбки и подарите их своим друзьям.

- Пусть с этими улыбками прибавится у всех здоровья!

Если будешь улыбаться,

 Добрым будешь ты всегда,

 Тебе нечего бояться –

 Жить ты будешь лет до ста!

Здоровьесберегающий аспект урока:

- эмоциональные разрядки: шутки, улыбки, юмористические картинки, поговорки, небольшие стихотворения, музыкальные минутки;

- оздоровительные моменты: релаксация, гимнастика для глаз и кистей, физминутка, контроль осанки учащихся;

- разнообразие видов учебной деятельности (7 видов);

- частота чередования видов деятельности (4-5мин.);

- сочетание индивидуальной, дифференцированной, групповой работ.

- наличие выбора: домашнее задание, закрепление;

- игровая деятельность;

- творческая работа;

- поисковая работа;

- разнообразие видов контроля: самопроверка, взаимопроверка;

- индивидуальный подход к учащимся (учитывается личный опыт учащихся);

- соответствие методов и форм работы возрасту и уровню развития учащихся;

- рефлексия.

Список использованной литературы:

  1. Кусова, М. И. Инновационный проект "Школа - территория здоровья" Практика адм. работы в шк. : журнал. - 2008. - N7.
  2. Натырова, Г. Н. Комплексная программа "Здоровьесберегающий подход к организации образовательного процесса в школе" Завуч нач. шк. : науч.-практ. журн. - 2008. - N5.
  3. Зарецкая, С. Программа развития "Школа здорового поколения" Школ. планирование : журн. для школ. администраторов. - 2008. - N3.
  4. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе [- Волгоград : Учитель, 2009.
  5. Ковалько В.И.  Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы  М.: Вако. 2004.
  6. Лецких А.А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся // Завуч начальной школы. 2004. №1. Кемерово: КРИПК и ПРО. 2005.
  7. Смирнов Н.К.  Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока русского языка по теме "Именительный падеж имени существительного"

Урок -исследование, сочетающий разные формы работы учащихся на уроке, позволяет детям сделать вывод об особенностях Именительного падежа...

Разработка урока на тему"Именительный падеж имен существительных" 4 класс

План-конспект урока  русского языка в 4 классе на тему "Именительный падеж имен существительных"   учебник Рамзаева...

Открытый урок по русскому языку в 3 классе на тему "Именительный падеж имен существительных"

Открытый урок по русскому языку в 3 классе на тему "Именительный падеж имен существительных"...

3 класс. Конспект урока по русскому языку по теме: "Именительный падеж имен существительных"

Предмет: Русский языкКласс:  3 «е»Тема урока: Именительный падеж имен существительныхЦели урока: познакомить с особенностями именительного падежа; развивать умение определять падеж по вопросу и п...

Методическая разработка урока по теме "Дательный падеж имен существительных"

Урок русского языка в 4 классе по программе "Начальная школа XXI века", разработанный по ФГОС...

Самоанализ открытого урока на тему "Именительный падеж имени существительного"

Самоанализ урока русского языка Тема: Именительный падеж имён существительных.Цель: ) познакомить с особенностями именительного падежа.2) развивать умение определять падеж существительных по...

Разработка урока по теме: "Именительный падеж имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода"

Ознакомление со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных единственного  числа мужского и среднего рода....