Разработка урока на тему: «Именительный падеж имен существительных» 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.doc | 952 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1 им. Б.Н.Куликова г. Семикаракорска» Материал к конкурсу по формированию здорового образа жизни обучающихся Разработка урока на тему: «Именительный падеж имен существительных» 4 класс Автор: Терентьева А.С. учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1 им. Б.Н.Куликова» 2014г. |
Цели и задачи урока:
- Познакомить с особенностями имен существительных в именительном падеже.
- Отрабатывать прием распознавания падежей.
- Продолжить работу с несклоняемыми существительными.
- Развивать умение анализировать информацию.
- Способствовать формированию умения сотрудничать в группе для достижения успеха.
- Воспитывать потребность вести здоровый образ жизни, заботиться о своём здоровье.
- Развивать интерес к жизни, наполненной здоровьесберегающими компонентами.
Структура урока:
- Организация внимания учащихся
- Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Минутка чистописания.
- работа со словом;
- массаж рук;
- работа в тетради.
- Актуализация знаний.
- словарно-орфографическая работа;
- физминутка.
- Первичное усвоение новых знаний.
- работа с текстом по учебнику
- работа в группах.
- Первичное закрепление
- работа со словосочетаниями;
- физминутка для глаз.
- Первичная проверка понимания
- Тест.
- Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
- Рефлексия (подведение итогов занятия)
Оборудование:
- учебник «Русский язык» Т.Г. Рамзаева;
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- карточки для индивидуальной работы;
- слова-заготовки для групповой работы;
- карточки с тестами;
- модель радуги;
- магнитофон;
- шарики.
Ход урока.
Эмоциональный настрой Развитие воображения Работа со словом Массаж кистей рук Работа над каллиграфией Словарная работа Индивид. работа по карточкам Самопроверка. Творческая работа Физминутка с муз. фоном Работа с текстом по учебнику Индивидуально-опережающее задание Творческая работа Работа в группах (игровой момент) Поисковая работа Индивид. работа по карточке Физминутка для глаз с муз. фоном Индивидуально-проверочная работа Работа в парах Подведение итогов фронтальный опрос Д. з. на выбор уч-ся Рефлексия (игровой момент) |
Звенит весёлый колокольчик. Забавы все свои оставь. Гостей нам нужно поприветствовать, И у столов красиво встать. - Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения и присаживайтесь. - Признайтесь, вам давно хотелось придумать что-то необычное, заняться чем-то интересным, проявить свои способности? Тогда считайте, что вам повезло. - Мы будем думать, исследовать, делать выводы и даже путешествовать. -Да-да, не удивляйтесь! Интересно? Интересно! Неизвестно? Неизвестно! Значит в путь, ребята, в путь! Всё, что помнил – не забудь! - А сейчас закройте, пожалуйста, глаза. (Звучит тихая музыка) - Представьте жаркое лето. Светит яркое солнце. По небу медленно плывут белые облака. Вдруг, откуда ни возьмись, появился проказник ветер и стал играть листьями берез. Неожиданно серые тучки закрыли солнце – и теплый дождь звонко застучал по крышам домов. Воздух стал необыкновенно свежим и … - Откройте глаза! Что вы видите?! Ученики: Появилась радуга! ( Листы бумаги, вырезанные в форме радуги, со словами: «Гигиена», «Сон», «Движение», «Прививки», «Питание», «Долой вредные привычки!», «Добрые слова»). - Если радуга – природное явление и не подчиняется воле человека, то от человека зависит состояние его здоровья. - Перед вами радуга, представляющая слагаемые здоровья, которые откроются нам по ходу урока. - Вот какой радугой встречает нас город Слов, в который мы с вами сегодня и отправимся. (слайд №3) - Девиз нашего путешествия: Ум да здоровье дороже всего!
- Тема сегодняшнего урока «Именительный падеж имен существительных» (слайд №4) - Мы вспомним, на какие вопросы отвечают им.сущ. в И.п., узнаем, каким членом предложения бывают чаще всего. - А так же раскроем секреты здорового образа жизни, которые помогут нам быть сильными, веселыми и здоровыми.
- С чего начинается здоровье? (слайд №5) - А с чего начинается слово «здоровье»? - Повторим, как пишутся заглавная и строчная буква «з».
- Пропишите заглавную и строчную «з» в соединении.
(выполнение задания по карточкам №1, №2) - В самом центре города слов стоит высокий дом, в нем живут мама Склонение и 6 ее сыновей. (слайд №6) - Напомните, пожалуйста, их имена. - На самом верхнем этаже живет И.п., он самый старший и предпочитает быть главным членом предложения… Ученики: подлежащим. - Любимые вопросы этого падежа… Ученики: Кто? Что? - И.п. предлагает выполнить словарную работу. - Эти словарные слова вам уже знакомы, запишите их самостоятельно, а потом сами проверите себя. Кругла, рассыпчата, бела, На стол она с полей пришла. Ты посоли её немножко Ведь, правда, вкусная …(картошка) (слайд № 7) Что за скрип, что за хруст? Это что ещё за куст? Как же быть без хруста, Если я …(капуста) (слайд № 8) На жарком солнышке подсох И рвется из стручков …(горох). (слайд № 9) Он круглый и красный, Как глаз светофора. Среди овощей нет, красней …(помидора) (слайд № 10) (слайд с записанными словами) - Самопроверка. (слайд № 11) - В какую группу можно объединить эти слова? Ученики: Овощи. (слайд № 12) - Чем полезны овощи? - Нужны ли они человеку? Зачем? - Составьте предложение, глядя на картинку (однородные члены). - И.п. дарит вам один из секретов здоровья. Фрукты, овощи едим… подберите окончание (слайд № 13) Идти в школу не хотим. В телевизор мы глядим. Быть здоровыми хотим. (слайд № 14) (На радуге открывается первое слагаемое здоровья - питание)
Лист сорвался и летит, Тихо в воздухе кружит. Он всё ниже, ниже, ниже. Всё к земле он ближе, ближе. Только дунет ветерок Лист поднимется с дорог. Будет дуть осенний ветер, Будет лист кружить на свете.
- Это задание от брата близнеца И.п. - Кто он и почему близнец? Ученики: В.п., схожи вопросы - В учебнике откройте упр.154 - Прочитайте текст. (слайд № 16) - На что похож одуванчик? - Во что собраны созревшие семена? - Почему цветок так называется? - Как люди его используют? - Чем полезен? (сообщение ученика) - Одуванчик – это эликсир жизни. Он содержит витамин С, калий, кальций, железо и т.д. Листья и корни одуванчика благоприятно влияют на работу пищеварительной системы, поднимают аппетит, а так же применяются при заболеваниях суставов. Сок одуванчика – тонизирующее и укрепляющее средство. Он повышает работоспособность, устраняет утомление и усталость. - Определите падеж сущ. в выделенных словосочетаниях. - Найти в тексте и записать ответ на вопрос – Когда цветут одуванчики? (1 ученик работает у доски) - Подчеркнуть главные члены, определить падеж подлежащего. Сделать вывод. - Вы узнаете следующий секрет о здоровье, если переставите слова местами, чтобы получилось небольшое стихотворение. (слайд № 17) Сон, вовремя заснуть, если, поможет отдохнуть. (Сон поможет отдохнуть, если вовремя заснуть.) (На радуге открывается следующее слагаемое–сон). (слайд № 18)
- Погуляем по алле пословиц. (слайд № 19) - Слова в пословицах запутались, нужно помочь, распутать их. (на карточках) 1 ряд - Быстрого и ловкого болезнь не догонит. 2 ряд – Здоров будешь – все добудешь. 3 ряд – Чистота – залог здоровья. – это и есть следующие секреты. - Как понимаете смысл каждой пословицы? (На радуге открываются следующие слагаемые – гигиена, движение). (слайд № 20)
(выполнение задания по карточке №3) - В отдельном совсем маленьком домике живут необычные существительные, не имеют окончание. - Как они называются? Ученики: Несклоняемые. - В словосочетания вставить несклоняемые существительные, записать. (слайд № 21) (1 ученик у доски) ( 2-ой ученик сам-но составляет предложение с одним из словосочетаний, подчеркивает главные члены.) Вышли из …, шли по …, ходил без…, ездил на…, пришил к …, перешел через … (метро, шоссе, пальто) - Определить падеж им. существительных, сделать вывод. - Несклоняемые сущ. открывают вам два секрета здоровья: (слайд № 22) Курить – здоровью вредить. Прививки делают вам в школе, Не плачьте, вы пожалуйста, от боли. (На радуге открываются сразу 2 слагаемых–Долой вредные привычки, прививки).
- Давайте вспомним: как капает дождик? (сверху вниз) - Как брызгает фонтан? (снизу вверх) - Где бьет родник? (внизу) - Как вы ловите снежинки? На правую руку, на левую. - Закройте глаза и представьте, что льется дождь и брызги попадают вам на лицо. Вытрите лицо пушистым полотенцем. Освежились? - А теперь продолжим…
- Взаимопроверка. (слайд № 23) - Если получилось слово «удачи», то с заданием вы справились верно. - Давайте пожелаем друг другу удачи во всем. - Что можете рассказать о существительных в И.п,? ( вопросы, член предложения, предлоги) - Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
- Домашнее задание – упр. 109 – просклонять сущ. или упр. 110 – творческое задание.
- Осталась последняя полоска радуги- добрые слова и хорошее настроение. - И последний секрет от меня . Надо гнать со своего лица сердитое выражение, чаще улыбаться. Психологи установили: улыбка не только признак хорошего настроения, но и способ его улучшить. Будьте же приветливы. Это поможет сохранить здоровье и вам, и тем, кто вас окружает. (слайды 24-29) - Помогают поднять настроение добрые слова, комплименты. - Хочу сказать вам большое спасибо за активное участие на уроке. Работать с вами сегодня было интересно и весело. Вы - молодцы! - А еще поднимают настроение и улучшают здоровье улыбки. - Нарисуйте на шариках улыбки и подарите их своим друзьям. - Пусть с этими улыбками прибавится у всех здоровья! Если будешь улыбаться, Добрым будешь ты всегда, Тебе нечего бояться – Жить ты будешь лет до ста! |
Здоровьесберегающий аспект урока:
- эмоциональные разрядки: шутки, улыбки, юмористические картинки, поговорки, небольшие стихотворения, музыкальные минутки;
- оздоровительные моменты: релаксация, гимнастика для глаз и кистей, физминутка, контроль осанки учащихся;
- разнообразие видов учебной деятельности (7 видов);
- частота чередования видов деятельности (4-5мин.);
- сочетание индивидуальной, дифференцированной, групповой работ.
- наличие выбора: домашнее задание, закрепление;
- игровая деятельность;
- творческая работа;
- поисковая работа;
- разнообразие видов контроля: самопроверка, взаимопроверка;
- индивидуальный подход к учащимся (учитывается личный опыт учащихся);
- соответствие методов и форм работы возрасту и уровню развития учащихся;
- рефлексия.
Список использованной литературы:
- Кусова, М. И. Инновационный проект "Школа - территория здоровья" Практика адм. работы в шк. : журнал. - 2008. - N7.
- Натырова, Г. Н. Комплексная программа "Здоровьесберегающий подход к организации образовательного процесса в школе" Завуч нач. шк. : науч.-практ. журн. - 2008. - N5.
- Зарецкая, С. Программа развития "Школа здорового поколения" Школ. планирование : журн. для школ. администраторов. - 2008. - N3.
- Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе [- Волгоград : Учитель, 2009.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы М.: Вако. 2004.
- Лецких А.А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся // Завуч начальной школы. 2004. №1. Кемерово: КРИПК и ПРО. 2005.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока русского языка по теме "Именительный падеж имени существительного"
Урок -исследование, сочетающий разные формы работы учащихся на уроке, позволяет детям сделать вывод об особенностях Именительного падежа...
Разработка урока на тему"Именительный падеж имен существительных" 4 класс
План-конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Именительный падеж имен существительных" учебник Рамзаева...
Открытый урок по русскому языку в 3 классе на тему "Именительный падеж имен существительных"
Открытый урок по русскому языку в 3 классе на тему "Именительный падеж имен существительных"...
3 класс. Конспект урока по русскому языку по теме: "Именительный падеж имен существительных"
Предмет: Русский языкКласс: 3 «е»Тема урока: Именительный падеж имен существительныхЦели урока: познакомить с особенностями именительного падежа; развивать умение определять падеж по вопросу и п...
Методическая разработка урока по теме "Дательный падеж имен существительных"
Урок русского языка в 4 классе по программе "Начальная школа XXI века", разработанный по ФГОС...
Самоанализ открытого урока на тему "Именительный падеж имени существительного"
Самоанализ урока русского языка Тема: Именительный падеж имён существительных.Цель: ) познакомить с особенностями именительного падежа.2) развивать умение определять падеж существительных по...
Разработка урока по теме: "Именительный падеж имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода"
Ознакомление со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода....