Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Род имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
На уроке использвались групповые формы работы, проблемное обучение, а также подготовлена презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_russk_rod.docx | 21.15 КБ |
rod_sushch.pptx | 669.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 3 классе
Тема: «Род имен существительных»
Цели:
__ познакомить с понятием рода имён существительных; научить его определять путём подстановки личного и притяжательного местоимения;
− развивать умение группировать слова по определённым признакам;
− развивать и обогащать речь учащихся;
− развивать интеллектуальные и коммуникативные навыки;
− воспитывать любовь к родному языку.
Этап урока | Описание урока | Примечание (комментарии) | |
1 | Оргмомент (мотивация к учебной деятельности) | Проверка готовности к уроку. - Какую часть речи мы с вами изучаем? (Имя существительное) - Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучать имя существительное и каждый из вас попробует сам «открыть» для себя новый признак имени существительного. | |
2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Актуализация знаний Постановка проблемы «Открытие» нового Физкультминутка Продолжение работы над темой урока Первично закрепление Физкультминутка Самостоятельная работа Подведение итогов Рефлексия | -Для того, чтобы открыть новое, давайте вспомним и приведем в систему изученное об имени существительном. Что мы уже хорошо знаем о существительном? Какие признаки имени существительного мы изучили? (Знаем, что такое имя существительное. Знаем, что существительные бывают собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные и они изменяются по числам, т.е. называют уже изученные постоянные и непостоянные признаки имени существительного.) - Какие из этих признаков постоянные? (Собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные) - Что значит термин «постоянный признак»? ( Не изменяются.) - Что значит термин «непостоянный признак»? ( Изменяются) - Кокой признак непостоянный? (Число) НА ЭКРАНЕ слова: мороз, зима, озеро, иней, одеяло, каток, вьюга, серебро, метель, поземка, снегирь, пороша, солнце, окно, лед - Чтобы сформулировать сегодня тему урока, объединимся в группы и выполним следующее задание: прочитайте слова и попробуйте распределить их в группы по определённому признаку. Сколько будет групп, вы должны решить сами и обосновать свое решение. - Какие трудности у вас возникают? (Невозможно разделить на группы, потому что все существительные единственного числа, все – нарицательные и все неодушевленные) - Что же можно предположить? (Существует ещё признак существительного, о котором мы не знаем) - Как о нем узнать? (Можно посмотреть в учебнике). – Откройте стр. и прочитайте тему урока (Род имени существительного) – Как вы думаете, чему мы будем учиться? (Учится определять род существительных) - Попробуйте слова разделить по родам. Сколько столбиков у вас получилось? (Три) – Проверим на экране - Постоянный это признак имени существительного или непостоянный? Докажите. (Учащиеся приходят к выводу, что род имени существительного – постоянный признак) -Назовите имена существительные, род которых вы затруднялись определить? (Это сущ. среднего рода) - Прочитаем правило в учебнике (стр. ) Совпадает ли правило с тем, что вы открыли? – А для чего нужно знать правило? (Чтобы кратко, четко объяснять) Уточним лексическое значение слов «поземка», «метель», «вьюга», «пороша». Делаем движения : «метель» - руки вверх, «поземка» - присесть, «пороша» - руки в стороны, «вьюга» - покачались в стороны - Вернемся к теме урока. Итак, мы говорим о роде имен существительных. Чтобы нам было быстрее определять род, я предлагаю вам присвоить себе все предметы, которые обозначены этими существительными. Как вы скажете, что «мороз» принадлежит вам? (Мы скажем слово «мой») - давайте выстроим АЛГОРИТМ доказательства рода имени существительного: мороз – он мой – имя существительное муж. рода; зима – она моя - имя существительное ж. рода; озеро – оно мое - имя существительное ср. рода. - А сейчас каждая группа получит карточку с именами существительными. У каждой группы своя карточка. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) (Учащиеся коллективно обсуждают распределяют слова в три столбика, работают в тетрадях. По окончании, доказывают свой выбор по алгоритму, выделяют окончания. Обращают внимание на окончания существительных ср.рода) Для глаз - Итак, мы сегодня научились… (определять род существительных) Теперь самостоятельно выполним упр. № на стр Сбор тетрадей -Какой новый признак имени существительного вы сегодня открыли? - Как определить род существительного? - Постоянный это признак или нет? – Докажите на примере. - Предлагаю запомнить правило в стихотворной форме: Женский род запомню я и скажу: «Она – моя». И запомню род мужской и опять скажу: «Он – мой». Средний род: «Оно – моё». Это правило твоё. (На доске вывешивается малая опорная схема-памятка) -Итак, мы научились определять род имен существительных. Но наша речь состоит не только из существительных. Для того, чтобы речь была более точной, выразительной, красивой нам нужны… (прилагательные) - Как вы думаете, есть ли род у прилагательных? - Подберите имя прилагательное и вставьте его в предложение: Пришло _______ утро. Слова для справок: зимний, зимнее, зимняя (Это слово «зимнее») – Догадались, почему именно «зимнее»? (Потому что «утро» - оно, моё – среднего рода) - Значит, род прилагательного отчего зависит? (От имени существительного!) - Да, какого рода существительное - такого рода и прилагательное. Сегодня еще одно открытие! И поверьте, таких открытий у нас будет в дальнейшем много. - Дополни предложение: - Сегодня а уроке я понял … - После урока я хотел бы … | СЛАЙД 1 Групповая работа Групповая работа СЛАЙД 2 СЛАЙД 3 (развитие речи) Возвращаемся к СЛАЙДУ 2 Фронтальная работа Групповая работа Каждый из членов группы дают объяснение по цепочке Работа по учебнику Работа с доской |
11 | Домашнее задание | . - Учебник стр. упр … |
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Карточка №1 Ветер, море, град, шуба, ромашка, лось, небо, ущелье, подушка, телефон, рысь, пламя, огонь, поле, радость.
Карточка № 2 Село, заря, медведь, дождь, улыбка, змея, стол, ракета, дерево, рыба, чудо, камень, колесо, гром, стая.
Карточка № 3 Насекомое, игра, ветер, сын, мебель, дуб, осина, пальто, волк, котёнок, вечер, письмо, тень, животное, страница.
Карточка № 4 Обед, покрывало, лампа, кошелёк, берёза, пшено, бревно, ручка, картина, обед, утро, маяк, стекло, роза, мёд.
Карточка № 5 Платье, сирень, стена, мыло, будильник, башня, пирог, снег, яблоко, слон, сосна, соловей, жираф, дерево, лицо.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Род имени существительного м ороз зима озеро и ней вьюга одеяло к аток метель серебро снегирь позёмка солнце л ёд пороша окно Муж. род «мой», «он» Жен. род «моя», «она» Ср. род «моё», «оно»
Лексическое значение слов Метель - Позёмка- Пороша- м етель без снегопада, во время которой снег переносится ветром по поверхности земли п еренос ветром снега, поднятого с поверхности земли с вежий слой выпавшего с вечера снега ВЬЮГА – сильная метель, буря
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 3 класс по теме "Обобщение имен прилагательных"
Урок обобщения знаний об имени прилагательном...
конспект урока по русскому языку 3 класс по теме "Обобщение имен прилагательных"
Урок обобщения знаний об имени прилагательном...
Открытый урок по русскому языку 4 класс по теме: "Изменение имен существительных по падежам"
Развитие умений извлекать информацию на слух и при чтении из разных источников (учебных, художественных текстов, стихотворных строк, таблиц) преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблицу...
конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Склонение имён существительны"
Материал содержит разработку урока и презентацию к нему. Может быть использован при объяснении по теме " Три склонения имён существительных"....
Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему "Изменение имен существительных по числам"
Урок русского языка во 2 классе. "Школа России" Тема: «Изменение имен существительных по числам»Учебник: Русский язык 2 класс, 2 часть ,с. 62-63 (Авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горец...
План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме "Род имен существительных"
Урок изучения нового материала...
Конспект урока по русскому языку, 3 класс, по теме "Род имен существительных", УМК Начальная школа 21 века
План- конспект по русскому языку, 3 класс, по теме "Род имен существительных".Цель: создать условия для развития умения определять род имен существительных....