Вовлечение в проектную деятельность обучающихся младшего школьного возраста (из опыта работы детского объединения «Грамотеи»)
статья по русскому языку на тему
Материал о необходимости введения в проектную деятельность младших школьников, об опыте технологии введения обучающихся в проектную деятельность с учетом возрастных и психолого-физиологических особенностей младшего школьного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Вовлечение в проектную деятельность обучающихся младшего школьного возраста (из опыта работы детского объединения «Грамотеи»)
Денисова Татьяна Григорьевна
МБУДО «Дворец детского творчества»
В условиях современного мира возрастает потребность в самостоятельных людях, которые могли бы быстро ориентироваться в меняющихся ситуациях, находить и выбирать нужную информацию, грамотно пользоваться ею, творчески подходить к решению проблем. Нашим детям необходимо быть активными участниками жизни, а не пассивными ее созерцателями.
В своей практической работе я стараюсь развивать в детях все вышеперечисленные качества, чтобы подготовить их к взрослой самостоятельной жизни. Проектная деятельность позволяет направить обучающихся на постижение окружающего мира, на открытие новых знаний и способов деятельности, реализовать имеющиеся творческие возможности.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умение самостоятельно конструировать свои знания. Проектная деятельность, на мой взгляд, является универсальным средством развития личности человека. Результатом проектной деятельности является проект. Проект – это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий по разрешению значимой для обучающихся проблемы. Проектную деятельность можно использовать в педагогических целях при работе с обучающимися любого возраста. Я начинаю эту работу с обучающимися младшего школьного возраста, так как моя программа «Секреты речи» рассчитана на обучающихся 6 – 9 лет.
При организации проектной деятельности с обучающимися начального школьного возраста необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Для активного участия в этой деятельности нужна минимальная готовность, которая заключается в формировании у обучающихся ряда коммуникативных умений (умение спрашивать, договариваться, выражать свое мнение) и развитии мышления. Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого года обучения. Вначале – доступные творческие задания, а затем обучающиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.
Вовлечение в проектную деятельность в начале первого года обучения идет не всегда легко. Необходимо создать ситуацию успеха для каждого обучающегося, повысить мотивацию к обучению. Первые результаты, первые победы повышают самооценку, помогают убедить детей в привлекательности активной жизни.
В самом начале совместной работы я организую занятие-знакомство, прошу детей рассказать о себе, используя принесенные из дома фотографии, рисунки, поделки, любимые игрушки. Такой своеобразный мини-проект. Самое главное в этот момент выслушать ребенка, дать ему высказаться. Когда обучающиеся понимают, что их рассказ интересен кому-то, что их внимательно слушают, постепенно формируется стремление участвовать в беседе, высказывать свою точку зрения. Начало для проектной деятельности положено!
Постепенно я начинаю задавать обучающимся вопросы, которые требуют размышления, рассуждения, поиска информации, обобщения найденного материала, проведения исследований. На первых этапах я подсказываю, где, каким образом можно получить информацию, какие методы использовать при их поиске и подвожу к выводу, что набор методов зависит от реальных возможностей. Чем больше возможностей, тем легче и интересней работать. Например, при изучении темы «Общение на расстоянии» я предлагаю детям попросить у своих родителей, бабушек и дедушек сохранившиеся старые письма, отобрать те из них, которые можно прочитать и принести на занятие. В свою очередь, я тоже приношу подборку писем различных видов (информационные, поздравительные и так далее). Мы исследуем весь принесенный материал, обсуждаем, находим общее, делаем выводы о структуре писем. По итогам изучения темы создаем проект «Письмо Деду Морозу» или «Письмо пожилому человеку».
Наконец, начинаю работать над формированием умений видеть проблемные вопросы, предполагать пути их решения, наблюдать, исследовать, проводить эксперименты, классифицировать материал и делать выводы.
Наиболее интересно и легко создаются проекты, которые связаны с интересами обучающихся, их семьи. Например, результатом изучения темы «Расскажи о себе» становится проект «Моя родословная». Сначала обучающиеся учатся рассказывать о себе, создавать автобиографию, задумываются над некоторыми фактами своей жизни, учатся отбирать нужное при рассказе о себе незнакомым людям в различных ситуациях, затем собирают информацию о своих предках, обдумывают макет проекта. Вершина всей работы – защита проекта. Оказывается, очень сложно именно презентовать своё исследование, защитить его публично. В этом и состоит главный результат – ребенок сделал открытие и рассказал о нём людям.
Я считаю, что вовлечение в проектную деятельность обучающихся младшего школьного возраста необходимо. Ведь в этом возрасте формируются личностные качества, умение общаться в коллективе. Это способствует общему развитию обучающихся, формированию системы интеллектуальных, общетрудовых знаний, умений и навыков; воспитывается коммуникативность, инициативность, умение работать самостоятельно, пользоваться различными источниками информации, обобщать и делать выводы. В заключение хотелось бы отметить, что умело организованная проектная деятельность в начальном звене приносит детям радость поиска и находок, чувство уверенности в своих силах, расширяя их познавательные интересы, кругозор и практические умения, мотивируя их к обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование исследовательской деятельности обучающихся младшего школьного возраста
Данная статья рассказывает о методах и приемах формироования исследовательской деятельности с использованием сети Интернет...
Проектная деятельность в старшем дошкольном возрасте - из опыта работы
Одной из главных задач педагогического коллектива детского сада является совершенствование здоровьесберегающей среды, укрепление физического, психического здоровья, эмоционального благополучия детей. ...
Доклад:Воспитание гражданственности у детей младшего школьного возраста (из опыта работы классного руководителя)
Доклад:Воспитание гражданственности у детей младшего школьного возраста (из опыта работы классного руководителя) ...
ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Новое время диктует свои условия современной школе, предъявляет свои требования к структуре личности ученика. Сегодня учителя и родители хотят видеть своих детей предприимчивыми, социально адаптирован...
Методические рекомендации по использованию методов и приёмов для активизации познавательной деятельности обучающихся младшего школьного возраста
Методические рекомендации по использованию методов и приёмов для активизации познавательной деятельности обучающихся младшего школьного возраста...
Проектная деятельность обучающихся младшего школьного возраста на занятиях по робототехнике
Проектная деятельность предполагает самостоятельное приобретение обучающимися знаний в процессе решения практических задач, требующих интеграции компетенций из разных предметных областей....
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКИМ НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Изучив данную статью вы сможете прийти к следующим выводам: нарушение зрение – это снижение способности видеть, которая порой не может быть восстановлена полностью. Данное нарушение имеет свои с...