О РАБОТЕ ПО ПОВТОРЕНИЮ ОРФОГРАФИИ В 4 КЛАССЕ
статья по русскому языку (4 класс) на тему

Нами проводилась экспериментальная работа, которая помогла выявить уровень грамотности учащихся 4 класса по теме «Правописание безударных гласных корня». Экспериментальная работа осуществлялась в естественных условиях обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О РАБОТЕ ПО ПОВТОРЕНИЮ ОРФОГРАФИИ В 4 КЛАССЕ

Н. Н. Маслова (г. Рязань)

Научный руководитель – доцент Т. И. Мишина

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. В современном обществе одной из главнейших задач обучения русскому языку учащихся начальных классов является формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивающих точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении. Из школьной практики известно, что орфографическая грамотность учащихся в настоящее время ещё не достигает должного уровня, о чём свидетельствует результаты итоговых письменных работ по русскому языку, проводимых в 4 классе. Отсюда возрастает роль повторения изученного орфографического материала. В частности, это касается и повторения безударных гласных корня. Повторение – непременное условие прочного усвоения знаний.

     Нами проводилась экспериментальная работа, которая помогла выявить уровень грамотности учащихся 4 класса по теме «Правописание безударных гласных корня». Экспериментальная работа осуществлялась в естественных условиях обучения. Эксперимент проходил следующим образом. Учащимся 4 «А» класса школы № 8 г. Рязани предлагалось два вида работ: выполнение теста на тему «Правописание безударных гласных в корне слова» и диктант.

   Разработанный нами тест включал в себя 14 заданий с вариантами ответов. Задания 1–2 направлены на проверку  знаний и умений учащихся правильно ставить ударение в словах. Задания 3–4 проверяли навык детей выделять общую часть родственных слов – корень. Задания 5–12 нацелены на правильное написание безударных гласных в корне слова. Заключительные задания 13–14 включали в себя соотношение слов и безударных гласных.

      Обрабатывая результата тестирования, мы обнаружили, что 18,3% всех допущенных ошибок приходится на задания под номерами 1,2. Дети затруднялись в постановке ударения:

  • В  каком слоге ударение стоит на первом слоге?
  1. звонит;
  2. щавель;
  3. сказочник.

    Мы заметили также, что 26,2% от  всех ошибок падает на задания 8,9,11. Младших школьников затруднил подбор проверочных слов, особенно к словам, имеющим общие главные части в своей структуре, но различающимся лексически.  

  • Отметь правильно подобранное проверочное слова к слову пор…зовел
  1. розарий;
  2. угроза;
  3. розовый.

    Таким образом, 55,6% ошибок приходиться на неправильное выделение корня; на правописание безударных гласных в корне; на нахождение ряда слов, в котором  в каждом слове пишется одна и та же буква. Это задания 3,4,5,6,7,10,12,13,14.

  • Соотнеси слова с буквой, которая пишется на месте пропуска:
  1. гр…чата                                    о
  2. б…льница                                  а
  3. л…бёдушка                               и
  4. п…лил                                       е

    Наш эксперимент дополнил диктант, включающий достаточное количество слов с орфограммой «Безударная гласная корня». После поверки работ и подсчётов результатов мы составили сводную таблицу.

класс

количество ошибок по данной теме

0

1

2

3

4

более 4

4 «А»

11,1

18, 5

22, 2

18, 6

29, 6

0

                                                                         

       Таким образом, констатирующий эксперимент показал, что, хотя тема «Правописание безударных гласных корня» была изучена ещё во 2 классе, у учащихся есть пробелы в знаниях, которые необходимо ликвидировать. В чем выход из такого положения? Выход мы видим в совершенствовании методики обучения  правописанию, и, в первую очередь, в уделении должного внимания повторению. Большую помощь окажет систематическое повторение указанной орфограммы на завершающем этапе изучения орфографии в начальной школе. В этот процесс могут включаться как уже пройденные слова с безударными гласными, так и наиболее частотные новые слова. Повторение безударной гласной корня должно носить ежедневный практический характер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Повторение орфографии" 4 класс

Презентация содержит задания для урока....

Тема: Повторение орфографии.

Урок 7.Тема: Повторение орфографии.Учебник: Русский язык. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Учебник для 4-го класса в 2-х ч. Часть 1.-Изд.5-е. перераб.-М.: Баласс.; Издательство Школьный до...

Контрольная работа по русскому языку в 4 классе по теме "Повторение за 3 класс".

Списывание с грамматическим заданием. Анализ работы. Критерии оценивания....

Проверочная работа по теме "Орфография". Русский язык. 2 класс

Проверочная работа предназначена для диагностики сформированности орфографической зоркости учащихся 2 класса....

Исследовательская работа по теме "Орфография для сладкоежек"

Исследовательская работа по теме "Орфография для сладкоежек"...

Презентация. Повторение орфографии 4 класс

Повторение правил и упражнения на повторение изученных орфограмм 4 класс...

Диагностическая работа по теме: "Орфография", "Фонетика"

Диагностическая работа по теме: "Орфография", "Фонетика" 1 класс...