Исследовательская работа по теме "Орфография для сладкоежек"
проект (2 класс)
Исследовательская работа по теме "Орфография для сладкоежек"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orfogr_dlya_sladkoezhek_-_kopiya.docx | 35.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
I. Введение 3-4
II. Основная часть
2.1. История создания фантика 5-6
2.2. Что такое орфограмма 6-7
2.3. Классификация орфограмм, изучаемых в начальной школе 7-8
III. Опытно-экспериментальная работа
3.1. Орфограммы, обнаруженные в словах-названиях конфет 9-14
3.2. Анкетирование обучающихся 14-16
3.3. Словарный диктант по названиям фантиков 16-18
Заключение 19-20
I. Введение
Все дети любят конфеты. Каких только конфет не встретишь на полках магазинов. Большинство конфет в красивых и ярких обёртках, которые привлекают наше внимание.
В России ежегодно выпускают более одного миллиона тонн конфет. Яркие фантики привлекают внимание не только взрослых, но и детей. Они запоминают названия любимых конфет, и тем самым развивают орфографическую грамотность. Ведь каждое слово-название конфет включает в себя определённую орфограмму, а иногда и несколько.
Действительно, орфограммы находятся рядом с нами! Но, к сожалению, не все дети обращают внимание на правописание таких слов и, следовательно, допускают в них ошибки.
Таким образом, тема актуальна. Данная работа посвящена исследованию
орфограмм в словах-названиях конфет и применению их на письме.
Цель исследовательской работы: проанализировать название конфет, и выявить, на какие правила русского языка есть в них орфограммы, которые изучают в школе.
Для достижения цели поставил перед собой следующие задачи:
- собрать фантики от конфет с разными названиями, которые продаются в магазине;
- проанализировать название конфет с точки зрения правописания;
- объединить названия конфет, по которым можно изучать одинаковые правила;
- провести анкетирование в классе, выявить, обращают ли внимание ученики
на название конфет;
- провести словарный диктант, в котором будут только названия конфет на
изученные уже правила в начальной школе;
Объект исследования: фантики.
Предмет исследования: название конфет, в которых встречаются орфограммы русского языка, изучаемые в школе.
Гипотеза исследовательской работы: если обращать внимание на написание названий конфет, можно развить у школьников орфографическую зоркость, творческое воображение и познавательный интерес.
Во время выполнения работы использовала следующие методы:
- анализ собранных фантиков с разными названиями конфет;
- классификация фантиков, по которым можно изучать одинаковые орфограммы;
- анкетирование учеников класса;
- эксперимент на уроке русского языка (проведение словарного диктанта);
- анализ полученных данных, формирование выводов.
Фантик для конфеты – это её визитная карточка. По нему можно узнать, как называется конфета, из чего сделана и откуда к нам приехала.
Фантик (По словарю Ожегова) – конфетная обертка как предмет игры.
2.3. Классификация орфограмм, изучаемых в начальной школе
Вспомнив и проанализировав орфограммы, которые я изучал на уроках русского языка, составил такую классификацию орфограмм
2. Заглавная буква в именах собственных
3. Буквы и, у, а после шипящих (сочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ)
4. Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, НЩ, РЩ
5. Безударные проверяемые гласные в корне слова
6. Проверяемые согласные в корне слова
7. Непроверяемые гласные и согласные буквы в корне слова
8. Раздельное написание предлогов с другими словами и слитное написание приставок
9. Разделительные Ъ и Ь
Чтобы выяснить какие орфограммы «спрятались» в обертках от конфет, мне нужно было их исследовать и классифицировать.
III. Опытно-экспериментальная работа
3.1. Орфограмы, обнаруженные в словах-названиях конфет
Выделил на примере следующих конфет наиболее часто встречающиеся орфограммы:
- Непроверяемая безударная гласная в корне
(
1. Малина
2. Абрикос
3. Барбарис
4. Ромашка
- Проверяемая безударная гласная в корне слова
1. Морские - море 2. Голубое озеро - озёра 3. Полевой цветок – поле, цвет 4. Богатырь - богатый 5. Золотой ключик – золото, позолоченный 6. Молодежные истории – молод, молоденький 7. Первый снежок – снег 8. Кислинка - кислый
(См. приложение №6) |
1. Фруктово – ягодные - ягода
2. Мятная - мята
3. Гусиные лапки - лапы
4. Сладкий орешек - сладок
5. Сказка – сказывать
6. Загадка - загадать
7. Грильяж – много грильяжа
8. Коровка - корова
- Непроизносимая согласная в корне слова
(См. приложение №7)
1. Дары солнца - солнышко 2. Звёздная ночка - звезда 3. Детские - дети 4. Буревестник - весть |
- Разделительный
(См. приложение №8)
- Грильяж
- Момпосье
- Птичье молоко
- Аксинья
- Премьера
- Удвоенная согласная в корне слова
(См. приложение №9)
1. Россия
2. Рузанна
3. Русское поле
4. Ассорти
- Собственные имена существительные
(См. приложение №10)
1. Аленка 2. Сказки Пушкина 3. Любимый Мишаня 4. Муму 5. Кара-кум 6. Кот в сапогах 7. Красная шапочка 8. Варенька |
- Сочетания ЧК, ЧН, НЧ
(См. приложение №11)
1. Белочка 2. Ласточка 3. Шипучка 4. «Красная шапочка» 5. Москвичка 6. Одуванчик 7. Рачки 8. Батончик в шоколаде
(См. приложение №12) |
1. Золотой трюфель 2. Царь-птица 3. Сласть 4. Богатырь 5. Лесная быль 6. Аленький цветочек 7. Питерский бульвар 8. Осенний вальс 9. Колокольчик 10. Школьные |
В ходе исследования я нашёл 149 слов-названий с орфограммой на фантиках любимых конфет.
Мной было установлено, что наибольшее количество слов-названий конфет приходится на следующие орфограммы:
1. « Непроверяемая безударная гласная в корне» - 12 %
2. «Падежные окончания имен существительных и прилагательных» - 11 %
3. « Собственные имена существительные» - 10 %
4. «Раздельное написание предлогов со словами и слитное написание приставок» - 10 %
5. « Ь для обозначения мягкости согласного» - 9 %
6. «Проверяемая безударная гласная в корне» -7 %
7. «Буквосочетания ЧК, ЧН, НЧ» - 7 %
Наименьшее количество слов-названий конфет составляет орфограмма:
Удвоенная согласная» - 5 %
«Проверяемая согласная в корне» - 3 %
«Разделительный ь» - 3 %
«Непроизносимая согласная в корне слова» - 2 %
Вывод: Проанализировав и сравнив, я пришёл к выводу, что почти все орфограммы, изучаемые в начальной школе, присутствуют в названиях различных конфет.
3.2. Анкетирование
Проанализировав наиболее распространённые названия фантиков, мы пришли к следующему этапу: анкетированию обучающихся нашего класса. Моей задачей было выяснить, обращают ли внимание ребята на обложки конфет, читают ли названия и задумываются ли о том, что на них написано.
В проведении анкетирования принимали участие 28 человек. После того, как мы проанализировал все данные, получил следующие результаты:
Любите ли Вы конфеты?
Обращаете ли вы внимание на названия конфе
Обращаете ли вы внимание на правописание слов-названий конфет?
Таким образом, большинство ребят любят конфеты и читают название фантиков. Меня больше интересовал ответ на последний вопрос. Получается, что 52% учащихся обращают внимание на правописание слов-названий конфет. Если обращают внимание, то, наверно, знают, как необходимо правильно записывать их название.
Мы приступили к эксперименту, на котором стали проверять, как ученики, которые обращают внимание на слова-названия конфет, смогут написать по памяти без орфографических ошибок названия самых распространённых конфет и как справятся с заданием те, кто просто разворачивает фантик и съедает конфету не задумываясь.
3.3. Словарный диктант по названиям фантиков
Вывод:
После анализа полученных результатов можно сделать вывод, что фантики конфет – это не просто обертка для конфеты, а познавательный материал для изучения правил русского языка. Таким образом, наша гипотеза исследовательской работы подтвердилась.
Заключение:
Данная работа дала нам возможность углубить и приобрести знания в области русского языка, проявить творческие способности (создание карточек по русскому языку) и развила интерес.
В процессе работы над проектом мне удалось:
- составить перечень названий орфограмм, изучаемых в начальных классах;
- отобрать обертки от конфет, на которых были определены орфограммы из перечня;
- выявить самую распространенную группу орфограмм в конфетных обертках;
- научиться самостоятельно находить изученные орфограммы, используя названия на обертках от конфет.
.
Гипотеза о том, что в названиях конфет можно обнаружить орфограммы, изучаемые на уроках русского языка в начальной школе, подтвердилась.
Фантик, хоть он и бумажный
Все же очень-очень важный!
Ведь без фантиков конфет
Не бывает вкусных, нет!
Очень вас прошу, смотрите,
Фантиками не сорите!
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников
Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....
Проверочная работапо теме : "Решение уравнений".
Работа включает задания повышенного уровня сложности....
Контрольная работапо теме "Умножение и деление. Решение задач." 3 класс
Контрольная работа по математике в 3 классе по УМК "Школа России"...
Методическая разработка сценария праздника для сладкоежек "Ох уж этот шоколад".
Данный праздник проведен в 4 классе. Дети познакомились с сортами и видами шоколада, узнали о пользе и вреде шоколада. на празднике попробовали сорта шоколада, поиграли, т.к. праздник представлен в ви...
День сладкоежек Классный час
Открый классный час во 2 классе "День сладкоежек"...
Классный час: "День сладкоежек"
2 класс...
Итоговая контрольная работапо математике за 1 полугодие в 3 классе
Контрольная работа по математике за 1 полугодие в 3 классе по УМК " Школа России"...