Исследовательская работа по теме "Орфография для сладкоежек"
проект (2 класс)

Исследовательская работа по теме "Орфография для сладкоежек"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orfogr_dlya_sladkoezhek_-_kopiya.docx35.93 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

I. Введение                                                                                               3-4

II. Основная часть

2.1. История создания фантика                                                              5-6

2.2. Что такое орфограмма                                                                      6-7

2.3. Классификация орфограмм, изучаемых в начальной школе        7-8

III. Опытно-экспериментальная работа

3.1. Орфограммы, обнаруженные в словах-названиях конфет          9-14

3.2. Анкетирование обучающихся                                                        14-16

3.3. Словарный диктант по названиям фантиков                                16-18

Заключение                                                                                              19-20

I. Введение

       Все дети  любят  конфеты. Каких  только  конфет  не  встретишь  на  полках магазинов.  Большинство  конфет  в  красивых  и  ярких  обёртках,  которые привлекают  наше  внимание.  

В России  ежегодно  выпускают более одного миллиона тонн конфет. Яркие фантики привлекают внимание не только взрослых, но и детей. Они  запоминают названия  любимых конфет, и тем самым развивают орфографическую грамотность. Ведь каждое слово-название конфет включает в себя определённую орфограмму,  а иногда и несколько.

Действительно, орфограммы находятся рядом с нами! Но, к сожалению, не все  дети обращают внимание на правописание таких слов и, следовательно,  допускают в них  ошибки.

Таким образом, тема  актуальна. Данная работа посвящена  исследованию

орфограмм в словах-названиях конфет и применению их на письме.

     Цель исследовательской работы: проанализировать название конфет, и выявить, на какие правила русского языка есть в них орфограммы, которые изучают в школе.

Для достижения цели поставил перед собой следующие задачи:

-  собрать  фантики  от  конфет  с  разными  названиями,  которые  продаются  в магазине;

- проанализировать название конфет с точки зрения правописания;

- объединить  названия  конфет,  по  которым  можно  изучать  одинаковые правила;

- провести анкетирование в классе, выявить, обращают ли внимание ученики

на название конфет;

- провести словарный диктант, в котором будут только названия конфет на

изученные уже правила в начальной школе;

Объект  исследования:  фантики.

     Предмет исследования: название конфет, в которых встречаются орфограммы русского языка, изучаемые в школе.

     Гипотеза исследовательской работы: если обращать внимание на написание названий конфет, можно развить у школьников орфографическую зоркость, творческое воображение и познавательный интерес.  

     Во время выполнения работы использовала следующие методы:

- анализ собранных фантиков с разными названиями конфет;

- классификация  фантиков,  по  которым  можно  изучать  одинаковые орфограммы;

- анкетирование учеников класса;

- эксперимент на уроке русского языка (проведение словарного диктанта);

- анализ полученных данных, формирование выводов.

Фантик для конфеты – это её визитная карточка. По нему можно узнать, как называется конфета, из чего сделана и откуда к нам приехала.

Фантик (По словарю Ожегова) – конфетная обертка как предмет игры.

2.3. Классификация орфограмм, изучаемых в начальной школе

Вспомнив и проанализировав орфограммы, которые я изучал на уроках русского языка, составил такую классификацию орфограмм

2. Заглавная буква в именах собственных

3. Буквы и, у, а после шипящих (сочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ)

4. Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, НЩ, РЩ

5. Безударные проверяемые гласные в корне слова

6. Проверяемые согласные в корне слова

7. Непроверяемые гласные и согласные буквы в корне слова

8. Раздельное написание предлогов с другими словами и слитное    написание приставок

9. Разделительные Ъ и Ь

Чтобы выяснить какие орфограммы «спрятались» в обертках от конфет, мне нужно было их исследовать и классифицировать.

III. Опытно-экспериментальная работа

3.1. Орфограмы, обнаруженные в словах-названиях конфет 

     Выделил  на  примере  следующих  конфет  наиболее  часто  встречающиеся орфограммы:

  • Непроверяемая безударная гласная в корне

(

1. Малина

2. Абрикос

3. Барбарис

4. Ромашка

  • Проверяемая безударная гласная в корне слова

1. Морские - море

2. Голубое озеро  - озёра

3. Полевой цветок – поле, цвет

4. Богатырь - богатый

5. Золотой ключик – золото, позолоченный

6. Молодежные истории – молод, молоденький

7. Первый снежок – снег

8. Кислинка - кислый

  • Проверяемые согласные в корне слова

(См. приложение №6)

1. Фруктово – ягодные - ягода

2. Мятная - мята

3. Гусиные лапки  - лапы

4. Сладкий орешек - сладок

5. Сказка – сказывать

6. Загадка - загадать

 7. Грильяж – много грильяжа

 8. Коровка - корова

  • Непроизносимая согласная в корне слова

(См. приложение №7)

1. Дары солнца  - солнышко

2. Звёздная ночка - звезда

3. Детские - дети

4. Буревестник - весть

  • Разделительный

(См. приложение №8)

  1. Грильяж
  2. Момпосье
  3. Птичье молоко
  4. Аксинья
  5. Премьера

  • Удвоенная согласная в корне слова

(См. приложение №9)

1. Россия

2. Рузанна

3. Русское поле

4. Ассорти

  • Собственные имена существительные

(См. приложение №10)

1. Аленка

2. Сказки Пушкина

3. Любимый Мишаня

4. Муму

5. Кара-кум

6. Кот в сапогах

7. Красная шапочка

8. Варенька

  • Сочетания ЧК, ЧН, НЧ

(См. приложение №11)

1. Белочка        

2. Ласточка

3. Шипучка        

4. «Красная шапочка»

5. Москвичка

6. Одуванчик        

7. Рачки        

8. Батончик в шоколаде        

  • Ь  для обозначения мягкости согласных

(См. приложение №12)

1. Золотой трюфель        

2. Царь-птица        

3. Сласть        

4. Богатырь        

5. Лесная быль

6. Аленький цветочек        

7. Питерский бульвар        

 8. Осенний вальс        

 9. Колокольчик        

10. Школьные

            В ходе исследования я нашёл 149 слов-названий с орфограммой на фантиках любимых конфет.

Мной было установлено, что наибольшее количество слов-названий конфет  приходится на следующие орфограммы:

1. « Непроверяемая безударная гласная в корне» -  12  %

2. «Падежные окончания имен существительных и прилагательных» -  11   %

3. « Собственные имена существительные» - 10 %

4. «Раздельное написание предлогов со словами и слитное написание приставок» - 10 %

5. « Ь для обозначения мягкости согласного» - 9 %

6. «Проверяемая безударная гласная в корне» -7 %

7. «Буквосочетания ЧК, ЧН, НЧ» - 7 %

 Наименьшее количество слов-названий конфет  составляет орфограмма:

Удвоенная согласная» - 5 %

 «Проверяемая согласная в корне» - 3 %

«Разделительный ь» - 3 %

«Непроизносимая согласная в корне слова» - 2 %

Вывод: Проанализировав и сравнив, я пришёл к выводу, что почти все орфограммы, изучаемые в начальной школе, присутствуют в названиях различных конфет.

3.2. Анкетирование

         Проанализировав  наиболее  распространённые  названия фантиков,  мы пришли  к  следующему  этапу:  анкетированию  обучающихся нашего класса.  Моей задачей было выяснить, обращают ли внимание ребята на обложки конфет, читают ли названия и задумываются ли о том, что на них написано.

В проведении анкетирования принимали участие 28 человек. После того, как мы проанализировал все данные, получил следующие результаты:

Любите ли Вы конфеты?

Обращаете ли вы внимание на названия конфе

Обращаете ли вы внимание на правописание слов-названий конфет?

Таким  образом,  большинство  ребят  любят  конфеты  и  читают  название фантиков. Меня больше интересовал ответ на последний вопрос. Получается, что  52%  учащихся  обращают  внимание  на  правописание  слов-названий конфет.  Если  обращают  внимание,  то,  наверно,  знают,  как  необходимо правильно записывать их название.  

Мы приступили к  эксперименту, на котором стали проверять, как ученики, которые обращают внимание на слова-названия конфет, смогут написать по памяти  без  орфографических  ошибок  названия  самых  распространённых конфет  и  как  справятся  с  заданием  те,  кто  просто  разворачивает  фантик  и съедает конфету не задумываясь.

3.3. Словарный диктант по названиям фантиков 

Вывод:

           После  анализа  полученных  результатов  можно  сделать  вывод,  что  фантики конфет – это не просто обертка для конфеты, а познавательный материал для изучения  правил  русского  языка.  Таким  образом,  наша  гипотеза исследовательской  работы  подтвердилась.  

              Заключение:

Данная работа дала нам возможность углубить и приобрести знания в области русского языка, проявить творческие способности (создание карточек по русскому языку) и развила интерес.

 В процессе работы над проектом мне удалось:

  • составить перечень названий орфограмм, изучаемых в начальных классах;
  • отобрать обертки от конфет, на которых были определены орфограммы из перечня;
  • выявить самую распространенную группу орфограмм в конфетных обертках;
  • научиться самостоятельно находить изученные орфограммы, используя названия на обертках от конфет.

.

Гипотеза о том, что в названиях конфет можно обнаружить орфограммы, изучаемые на уроках русского языка в начальной школе, подтвердилась.

Фантик, хоть он и бумажный

Все же очень-очень важный!

Ведь без фантиков конфет

Не бывает вкусных, нет!

Очень вас прошу, смотрите,

Фантиками не сорите!

 

 

 

 

 

 

 

       

       

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников

Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....

Проверочная работапо теме : "Решение уравнений".

Работа включает задания повышенного уровня сложности....

Контрольная работапо теме "Умножение и деление. Решение задач." 3 класс

Контрольная работа по математике в 3 классе по УМК "Школа России"...

Методическая разработка сценария праздника для сладкоежек "Ох уж этот шоколад".

Данный праздник проведен в 4 классе. Дети познакомились с сортами и видами шоколада, узнали о пользе и вреде шоколада. на празднике попробовали сорта шоколада, поиграли, т.к. праздник представлен в ви...

День сладкоежек Классный час

Открый классный час во 2 классе "День сладкоежек"...

Итоговая контрольная работапо математике за 1 полугодие в 3 классе

Контрольная работа по математике за 1 полугодие  в 3 классе по УМК " Школа России"...