Бинарный урок по русскому языку для 3 класса
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
БИНАРНОГО УРОКА
по русскому языку
в 3а классе ГБОУ № 346 Невского района.
учитель Голядкина Л.А
учитель-логопед Лёвина И.А.
19 ноября 2013 года.
ТЕМА: «Правописание безударной гласной в значимых частях слова.» слова».
Цели и задачи:
образовательные:
закрепить написание безударной гласной в приставке и в корне,
развивать умения
- распознавать безударные гласные в разных частях слова
- подбирать однокоренные слова для проверки правописания безударной гласной
- работать с помощью моделей подбора проверочных слов
- образовывать новые слова
- изменять слова
- видеть изучаемую орфограмму в словах, выделять её графически
- выделять графически значимые части слова
- формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы
коррекционные:
развивать
- речь, мышление, внимание, зрительный гнозис, тактильные ощущения
коммуникативные:
- побуждать к сотрудничеству друг с другом и с учителем
- учить детей обобщать делать выводы, аргументировать свои ответы
воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету
оборудование:
- мультимедиа
- индивидуальные карточки с заданиями
- заготовки для индивидуального маршрутного листа
Ход урока.
- Самоопределение к учебной деятельности.
Учитель:
Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.
Встали мы у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Мы друг к другу повернулись,
Дружелюбно улыбнулись.
Усердно будем мы трудиться –
Писать без ошибок хотим научиться!
- Актуализация знаний
Слайд №2
Учитель: Что за замок перед нами? Может вы его узнали?
Дети: Это схема слова, которое состоит из приставки, корня, суффикса и окончания.
Учитель: Расскажите, что вы знаете о каждой части слова.
Ответы детей.
III. Формулирование темы и цели урока. Постановка учебной проблемы.
Учитель: А сейчас выполним задание, которое поможет узнать тему сегодняшнего урока.
Слайд 3. Сначала вспомним ход разбора слова по составу.
Слайд 4.Составь слово.
поход | красит | ночка | зима |
подрос | вода | глазной | простые |
заря | часы | осиновый | голубая |
Учитель: Запишите составленные слова.
Выполняют и записывают слова:
покраска, подводные, часовая.
Выделите в них орфограмму. Как она называется?
Дети: Безударная гласная.
Учитель: В каких частях слова вы ее нашли?
Дети: в этих словах безударная гласная в корне и приставке.
1V. Физкультминутка. Проводит учитель-логопед.
Развитие тактильных ощущений, закрепление навыка выделять графически значимые части слова.
Учитель-логопед «рисует» на ладонях, спине обучающихся графические знаки значимых частей слова.
Дети отгадывают с закрытыми глазами.
Учитель: С какими частями слова мы уже работали и можем сегодня о них говорить?
Дети: Мы уже работали с приставкой и корнем слова.
Учитель: Сформулируйте тему урока.
Дети: Безударная гласная в приставках и в корне.
Учитель-логопед: Слайд 5. Какие вопросы по теме урока вы можете задать?
Дети: Как правильно написать слово с безударной гласной в приставке?
Какие правила нужно применить, если безударная гласная в корне слова?
- Поиск решения проблемы. Наблюдение
над безударными гласными в приставках и корнях слов.
(На индивидуальных карточках)
Учитель-логопед: Возьмите листы с заданием №1. Прочитайте. Найдите и выпишите из каждого предложения слова с одинаковыми приставками.
К вечеру тропа покрылась коркой льда, и поиск оленя прекратили.
Наблюдатели занесли результаты опыта в таблицу и сделали запись в дневнике.
Дождь прошел, и на горизонте появился робкий проблеск солнца.
Учитель-логопед: Прочитайте, какие слова выписали.
Поставьте ударение в них. Слайд 6.
Учитель-логопед: Что общего между ударными и безударными приставками? Какой вывод можете сделать?
Дети: Гласные в приставках под ударением и без ударения пишутся одинаково.
Учитель-логопед: Можно ли проверить безударные гласные в приставках?
Дети: Можно. Для проверки нужно использовать «слова-помощники», где гласные в приставках находятся под ударением или вспомнить приставки с гласными а, о.
Слайд 7. Работа с таблицей по усвоению моделей подбора проверочных слов с безударными гласными в приставке слова.
Покрылась - поиск
Занесли – запись
Прошёл - проблеск
V1. Работа по теме урока.
Учитель: Запишите слова, выделите приставку и орфограмму в ней.
Подрезка, загадка, отвозит, договор, обвел, накидка, осмотр, прошел.
Учитель: Объясните, какую гласную в приставке написали.
Дети выполняют и объясняют.
V1I. Физкультминутка. Проводит учитель.
А теперь – физкультминутка.
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
Выдохнули и назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб писать нам было легче.
Голова устала тоже,
Физминутка ей поможет.
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова!
Потянулись, тихо сели –
Вновь работать захотели.
Учитель: В какой части слова ждет нас теперь безударная гласная и почему? Назовите орфограмму. С ней мы знакомы не первый год. Нужные правила знаем, а ошибки допускаем!
Дети: Безударная гласная в корне слова.
Учитель: вы часто не точно следуете по маршруту, отвлекаетесь, пропускаете указатели, а иногда даже забываете куда идете. Предлагаю заполнить маршрутный лист.
VI11. Составление алгоритма по определению и выделению в словах орфограммы «безударная гласная в корне» (поочередно «шагами на листе»).
Учитель: Из конвертов выньте полоски- «указатели». Теперь нам нужно разложить их по «маршрутам».
Дети выкладывают на маршрутном листе полоски с названием этапов работы. Учитель работает синхронно на доске.
Учитель: Запиши слово: вершина; листва; больной; картина.
Найдите и выделите орфограмму. С чего начнем работу?
Дети: 1. ПРОЧИТАЙ СЛОВО
Слайд 8. 2.ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ.
Учитель: Почему важно правильно ставить в словах ударение и различать ударные и безударные слоги?
Дети: Гласный звук в безударном слоге – это признак, по которому обнаруживаем место орфограммы в слове.
3.ВЫДЕЛИ КОРЕНЬ.
4.ПОДЧЕРКНИ БЕЗУДАРНУЮ ГЛАСНУЮ В КОРНЕ.
5.ПОДБЕРИ ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО.
Учитель: Всегда ли нужно подбирать проверочные слова?
Дети: Нет. Если в слове безударная гласная непроверяемая ударением, то нужно посмотреть его в словаре или вспомнить его написание.
Учитель: Как найти проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне?
Дети: Нужно или изменить слово, или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным.
На помощь могут придти слова-помощники:
1Х. Работа по усвоению моделей подбора проверочных слов
Слайд 9.
Учитель-логопед: вспомнить слова-помощники помогут весёлые смайлики.
Работа с таблицей по усвоению моделей подбора проверочных слов к безударным гласным в корне слова.
Дети объясняют написание безударной гласной в корне слов:
коза (одна)-( много)- коз: безударная гласная в корне «о»
ряды (много)- (один) – ряд: безударная гласная в корне «я».
следок (маленький) – (большой) – след: безударная гласная в корне «е»
домина (большой) –( маленький)-дом: безударная гласная в корне «о».
носил (вчера)-(сегодня)-носит: безударная гласная в корне «о».
метёт (сегодня)-(вчера)- мёл: безударная гласная в корне «е».
Учитель-логопед: Но, ребята, не ко всем словам придут на помощь слова-помощники для проверки безударного гласного в корне слова. В некоторых случаях нужно поставить под ударение корень самого слова, т.е. образовать новое слово:
Слайд 10.
Дети: Цветок – Цвет
Учитель-логопед: А иногда нужно изменить слово, подобрать однокоренное родственное, близкое по смыслу, т.е. задать вопрос к слову:
Слайд 11
Учитель-логопед: на чём можно что-то (морковку) тереть?
Дети: на тёрке. Проверочное слово к слову «тереть» - тёрка.
Учитель:
6. НАПИШИ СЛОВО (в…ршина, л…ства, б…льной, к…ртина), ВСТАВЬ БУКВЫ.
Безударную гласную в корне слова «картина» не проверить- см. словарь.
7. ОБОЗНАЧЬ ОРФОГРАММУ.
Переверните маршрутный лист – получилась памятка.
Выставляется алгоритм ответа в печатном виде.
Х. Наблюдение над словами с безударной гласной. Развитие умений.
Слайд 12
Учитель: Пользуясь маршрутным листом, записать сначала проверочное слово, затем проверяемое (работа в парах).
К… вер, ст… на, пл… сал, р… ды, м… тет, т…реть, л… сток, св…стит, цв…ток, кр…чат, ск…зал.
Проверка.
X1.Физкультминутка – Пальминг ( см. Справка).
Проводит учитель-логопед.
Х11. Рефлексия
Учитель: Что запомнилось больше всего?
Ответы детей.
Учитель: Оцените свою работу с помощью смайликов.
X111. Подведение итогов.
Учитель: В каких частях слова могут быть безударные гласные? Как проверить безударную гласную в приставке, в корне?
Какое задание было для вас самым легким? А самым трудным?
Слайд 13. Молодцы!
СПРАВКА :
Пальминг - это название упражнения, которое пришло в наш современный мир от ученого из Нью-Йорка, который провел огромное исследование в области зрения и методов его улучшения - Уильяма Бейтса. «Пальминг» (от англ. palm -«ладонь»)
Смысл этого упражнения состоит в достижении расслабления мышц, участвующих в процессе восприятия зрительного образа. (Данные интернетресурсов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый бинарный урок по русскому языку и чтению в 3 «А» классе «Сердце отдаю маме…»
Совместная работа с учителем старшего звена по русскому языку и литературе....
Открытый бинарный урок по русскому языку и чтению в 3 «А» классе «Сердце отдаю маме…»
Совместная работа с учителем старшего звена по русскому языку и литературе....
Урок по русскому языку, 2 класс "Упражнение в написании имён прилагательных" (обобщение) (учебник "Русский язык," 2 класс. Программа " Школа - России")
Цели урока: - формировать умение применять и точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, находить их в тексте, определять их род и число, формировать навыки правописания...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
БИНАРНЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАСЕЕ
Данный урок является обобщением в изучении темы «Имя существительное». Цель нашего урока – создать условия мотивированного практического прим...
БИНАРНЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАСЕЕ
Данный урок является обобщением в изучении темы «Имя существительное». Цель нашего урока – создать условия мотивированного практического прим...
Урок русского языка «Безударные гласные в корне слова» план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок по теме «Безударные гласные в корне слова" по учебнику А.В. Поляковой....