Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
«Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь» . Урок 52.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Учебный предмет: «Русский язык»
2. 3 класс
6. Тема урока: «Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь»
Урок 52
7. Цель:
– развитие умения различать в звучащей речи отдельные звуки, слышать звук [й'];
– развитие умения писать слова с разделительным ъ, обозначать орфограмму, различать написания с
разделительным ъ и разделительным ь, объяснять выбор разделительного знака.
8. Планируемые результаты: (Личностные, метапредметные, предметные)
Личностные результаты
1. Развивать умения работать самостоятельно, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Познавательные УУД
1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Коммуникативные УУД
1. Развивать умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:
- различать в звучащей речи отдельные звуки, слышать звук [й']
- обогащать словарный запас;
- писать слова с разделительным ъ
- обозначать орфограмму,
- различать написания слов с разделительным ъ и разделительным ь
- объяснять выбор разделительного знака
9. Материально-техническое обеспечение:
- Учебник «Русский язык», 3 класс, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
- Компьютер, проектор
- Карточки с текстами
- Дневник настроения
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность детей | Используемые ЭОР: название, тип, вид, ресурса. Гиперссылка на ресурс, обеспечивающая доступ к ЭОР | Обоснование целесообразности использования ЭОР | Время (в мин.) |
Организационный момент | Учитель проверяет готовность учащихся к уроку. Дает положительный эмоциональный настрой на результаты работы. - Прозвенел звонок, начинается урок русского языка. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Глубоко вздохните и выдохните. Выдохните обиды, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть морозного дня, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу. - Откройте тетради. Запишите число. Классная работа. | Учащиеся демонстрируют готовность к уроку. Высказываются об эмоциональном настрое на работу на уроке. | 2 мин | ||
Ι. Актуализация знаний. | Словарная работа Текст на слайде 1. -Спишите предложение в тетрадь. а) Мал (Е, И) н(?)кое дело луч(?)ше б(О,А)л(?)шого бездел(Ъ,Ь)я. -Объясните орфограммы. -Объясните смысл пословицы. -Сделайте краткий звуко – буквенный анализ слова большой | Дети записывают слова в тетради. Графически объясняют орфограммы Рассуждают в чём смысл пословицы. Делают краткий звуко – буквенный анализ слова. | 12 мин из них 5 мин на ЭОР | ||
Обратите внимание на схемы. Слайд 2. Подберите слова к ним. Даны слова: Медвежья, разъезд, объявление, предъюбилейный, подъём, разъяснил, вьюга, веселье, ружьё, муравьи Прочитайте слова. Где слышится в них звук [й,]? Прочитайте слова так, чтобы не слышался звук [й,] . Что изменилось? Что показывают буквы ь и ъ? -Попробуйте сформулировать тему урока и то, над чем мы будем с вами работать. – Откройте учебник на с. 133. Рассмотрите иллюстрацию. Чем занят Афанасий? Почему буква ь находится в середине? – Как вы думаете, что мы должны повторить на уроке? Чему научиться? – Давайте составим план. Откройте учебник на стр. 133. Давайте понаблюдаем над словами с разделительным ъ и ь. а) Упр. 163 – совершенствуется умение слышать звук [й'] в словах, определять, как он обозначен на письме. Выполняется под руководством учителя. Прочитайте слова. В каких есть звук [й,] ? Какими буквами он обозначен? После какого звука слышится? В каком слове два звука [й,] ? Спишите. Подчеркните буквы, которые обозначают звук [й,] . Прибой, швея, юный, ладья. соловьи, объяснил, подъезд, йод, сойка, большой, копьё, колье. Слайд 4. – Почему урок, тема которого – разделительные ь и ъ, мы начинаем с повторения обозначения звука [й']? Слайд 5. Работа с правилом. -Сформулируйте своими словами правило правописания разделительных Ъ и Ь. -Прочитайте правило в учебнике стр. 113 про себя, затем вслух. Запишите слова семья, разъезд. Выполните графическое обозначение орфограммы. Ребята, вы, наверное, устали, давайте немного отдохнём. Физминутка. (выполняется под спокойную классическую мелодию) Слайд 6 Поднимите все ладошки Я ему пожму ладоши. Слайд 7 3. Работа над алгоритмом и его применением. а) Прочитайте название в рамке после правила. – Что вы поняли из названия? Что будет вам предложено дальше? – Прочитайте алгоритм. – Сколько в нём «шагов»? – С чего нужно начинать поиск орфограмм-букв разделительного ь и ъ знака? – От чего зависит выбор разделительного знака – Как проверить правильность написания? б) Образец применения алгоритма. Осложнённое списывание с проговариванием вслух. (2–3 примера разбираются коллективно, затем самостоятельно.) | (Ответы детей: разъезд, объявление и т.д. относятся к схеме 1, вьюга, ружьё, веселье и т.д. относятся ко 2 схеме). Запись слов на доске. - Звук [й,] слышится после букв ъ и ь . Дети читают слова: медвежя, разезд и т.д. -Буквы ъ и ь разделяют согласные звуки от гласных. Дети пробуют сформулировать тему урока. Рассматривают иллюстрацию. -Он готовит необычные бутерброды. -Потому что пишется в середине слова, т.е. в корне. - Смягчает согласный звук Дети открывают учебник, читают задание, самостоятельно списывают слова и подчёркивают буквы, которые обозначают звук [й']. Рассуждение: в слове прибой звук [й'] слышится после гласного [о], на письме звук [й'] обозначен буквой «и краткое». В слове ладья звук [й'] слышится после согласного [д'] и перед гласным [а]. Звук [й'] обозначен буквой я, на наличие этого звука в слове указывает разделительный ь. -Если после согласного звука перед гласным есть звук [й'], то в слове пишется ь или ъ. -Обозначает мягкость согласного звука, разделяет согласный и гласный звуки. Дети делают вывод: Разделительный Ь пишется в корне слова, Ъ - между приставкой и корнем. Дети пробуют самостоятельно сформулировать правило, затем сравнивают своё мнение с мнением автора. Один ученик работает на доске. Выделяет нужные части слова. Подчеркивает буквы Ь и Ъ одной чертой, а двумя чертами буквы между которыми их написали Под руководством учителя выполняют простые упражнения для снятия стресса, усталости. -Алгоритм, последовательность действий, инструкция по применению правила. Дети читают алгоритм, определяют количество «шагов» в нём. -От места в слове. -Обозначить части слова, подчеркнуть буквы, перед которыми пишутся разделительный ъ и ь. | Орфограмма "разделительный Ъ" Тип:Информационный Вид: Текст/Текст с иллюстрациями Какая буква пропущена? Тип: Практический Вид: Интерактивный http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7852368e-ac67-4aa0-a355-c009c99ad5c5/%5BNS-RUS_3-11%5D_%5BQS_145%5D.html | Вспомнить, как оформляется орфограмма ъ знак в слове Вставить правильно знак ъ и ь. Объяснить свой выбор | ||
ΙII. Развитие умений – применение знания. | Работа в парах На каждую парту разложить листки с текстами, в словах которых есть Ъ и Ь. 1.текст: Пословицы. Береги платье снову, а здоровье - смолоду. В лес не съездишь, так на печке замёрзнешь. 2 текст: Строки известных авторов. Мы объехали весь свет:(А.Пушкин) Маленькое, сдобное, колесо съедобное. Я одна тебя не съем, разделю ребятам всем. (А. Рождественская) Под звонким объявлением большое оживление. (С. Михалков) Тексты готовятся на разные темы , для разного уровня подготовки детей. В каждом тексте есть дополнительные задания на развитие орфографической зоркости. Учащиеся объясняют ранее изученные орфограммы. | Дети в парах читают тексты, обсуждают, доказывают. Учащиеся объясняют ранее изученные орфограммы. Дети предлагают друг другу записать те слова, которые относятся к теме урока и учатся доказывать орфограмму. Например, записываем слова с разделительным Ь знаком - чутьё, обезьяна, слова с разделительным Ъ знаком - съедобный, не съездишь и т. д. | 17 мн. | ||
Проверка знаний | Учитель предлагает выполнить тестовое задание детям. (демонстрация ) По какому фонетическому признаку можно обнаружить разделительные ъ и ь? Ответить на этот вопрос поможет тест «Вопрос» | Дети выполняют задание, определяют какая народная мудрость спрятана за дверьми. «Есть терпенье – будет и уменье» Дети вспоминают правило на стр. 133, работают с тестом | Нужны ли Ь и Ъ? Тип: Практический Вид: интерактивное задание http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6691fc36-6c09-4ae1-baa3-9237700d87e2/%5BNS-RUS_2-14%5D_%5BID_038%5D.swf Вопрос Тип: Комбинированный Вид: практическое задание для обобщения материала | Проверить знания о правописании разделительного ъ и ь. Ответить на вопросы по теме, обобщить полученные задания по теме | 10 мин. из них 4 мин на ЭОР |
Рефлексия | – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? Урок сегодня был удачный, Оцените ребята урок с помощью яблок у вас на столах | Учащиеся анализируют свою деятельность в ходе урока и делают вывод. | 3 мин. | ||
Домашнее задание | 1. Упр. 166, с.134 2. Выучить правило на с. 134. | 1мин. |
Приложение 2.
2 текст: Строки известных авторов. Мы объехали весь свет:(А.Пушкин) Маленькое, сдобное, колесо съедобное. Я одна тебя не съем, разделю ребятам всем. (А. Рождественская) Под звонким объявлением большое оживление. (С. Михалков) | 1.текст: Пословицы. Береги платье снову, а здоровье - смолоду. В лес не съездишь, так на печке замёрзнешь. |
2 текст: Строки известных авторов. Мы объехали весь свет:(А.Пушкин) Маленькое, сдобное, колесо съедобное. Я одна тебя не съем, разделю ребятам всем. (А. Рождественская) Под звонким объявлением большое оживление. (С. Михалков) | 1.текст: Пословицы. Береги платье снову, а здоровье - смолоду. В лес не съездишь, так на печке замёрзнешь. |
2 текст: Строки известных авторов. Мы объехали весь свет:(А.Пушкин) Маленькое, сдобное, колесо съедобное. Я одна тебя не съем, разделю ребятам всем. (А. Рождественская) Под звонким объявлением большое оживление. (С. Михалков) | 1.текст: Пословицы. Береги платье снову, а здоровье - смолоду. В лес не съездишь, так на печке замёрзнешь. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....