Системно-деятельностный подход в преподавании предметов «Русский язык» и «Литература».
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Томко Татьяна Викторовна

Из опыта работы: "Системно-деятельностный подход в преподавании предметов «Русский язык» и «Литература».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_rmo.rar1.51 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Смородинская средняя общеобразовательная школа»

Грайворонского района Белгородской области

Системно-деятельностный подход

в преподавании предметов

«Русский язык» и «Литература».

Подготовила: Томко Т.В., 

 учитель русского языка

 и литературы

Смородино 2013

“Для жизни, а не для школы учимся мы”.
Сенека

“Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании 
и искусном применении всего того, что знаешь”. 
Г. Гегель.

Современному обществу требуются образованные люди, не столько вооруженные знаниями, сколько умеющие их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации.

Что мы наблюдаем сегодня, глядя на современного школьника? Бедность словаря, ограниченность и шаблонность используемых в речи конструкций, употребление однозначных слов, отсутствие навыков логического анализа, узость кругозора – вот далеко не полный перечень проблем нынешнего ученика. Кроме того, современный темп жизни накладывает свои отпечатки и на мышление обучающихся. Готовые часами напролет сидеть у мониторов компьютеров, они быстро устают и теряют интерес к учебным занятиям. Невероятно сконцентрированные в игре, они рассеянны и невнимательны на уроке, сосредотачиваются лишь на непродолжительное время. Выполняя ежедневно чуть ли не сотни тестовых заданий, он имеют серьезные проблемы с памятью.

Вполне естественно, что в такой тревожной ситуации назрела необходимость пересмотра возможностей хорошо известных приемов преподавания с целью адаптации их к изменившимся условиям.

Традиционный урок построен по принципу: “Делай как я – и все будет правильно”. Неэффективность данной формулы доказана временем. Обществу нужна современная молодежь, умеющая выделять проблемы, задавать и самостоятельно находить ответ на поставленные вопросы, делать выводы, принимать решения. Нужны инициативные люди! И системно - деятельностный подход в обучении призван помочь в воспитании именно человека деятельного: не только умеющего что-либо делать, но понимающего, что он делает, для чего и как.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается системой дидактических принципов, подробно описанных в различных источниках.

Все они применимы на уроках русского языка и литературы, однако, по моему мнению, ключевыми все же являются принципы деятельности и творчества. Таким образом, уместно говорить о творческой деятельности на уроке, в результате которой ученик не только открывает новое для себя знание, но и творчески реализует его.

В рамках деятельностного подхода целесообразно организовать работу с образцовым художественным текстом небольшого объема, который можно использовать как для анализа, так и для творческих заданий.

Результатом творческой деятельности должно стать понимание смыслового содержания речевого высказывания (чтение и слушание) и ответная речевая деятельность (говорение и письмо). Смысловой анализ текста способствует формированию мотивации к творческой деятельности. Творческими заданиями могут быть как спонтанные речевые высказывания по восприятию и осмыслению текста, так и письменные тексты, созданные обучающимися.

Текст является самой крупной единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается как дидактическая единица в методике преподавания русского языка. Текст включает языковые единицы, изучение которых является целью уроков русского языка. Одновременно текст имеет ярко выраженную идею, которая раскрывается через его содержание, - а это предмет изучения на уроках литературы. Поэтому перед учителем стоит задача: интегрирования двух предметов русского языка и литературы.

Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. В стремительно меняющемся мире жизнь предъявляет к чтению новые задачи: невероятно быстро нарастает количество текстов, появляются печатные тексты нового типа.

Соответственно, изменяется и виденье задач обучения.

Задача: разработка специальных уроков, на которых в определенной последовательности рассматривается выразительные средства русского языка и реализация их в художественных произведениях и текстах других стилей речи.

Предлагаю посмотреть, как все сказанное выше реализуется в практической деятельности на примере этапов урока, организованного на основе системно – деятельностного подхода, по теме “Причастие как часть речи”, 7 класс.

Актуализация знаний.

На этапе актуализации знаний часто предлагаю ученикам работу с небольшим стихотворением. Анализ поэтического текста воспитывает художественное восприятие окружающего мира, и в то же время работа с данным текстом позволяет плавно перейти к изучению новой темы. Требования, предъявляемые к текстам, - их компактность и художественная образцовость.

Например, при изучении темы “Причастие” предлагаю тексты, насыщенные именами прилагательными, уже хорошо известными детям, и причастиями, о которых только пойдет речь на уроке.

Когда волнуется желтеющая нива, 
И свежий лес шумит при звуке ветерка, 
И прячется в саду малиновая слива 
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой 
Румяным вечером иль утра в час златой, 
Из-под куста мне ландыш серебристый 
Приветливо качает головой.
М. Ю. Лермонтов

Солнце за день нагулялося,
За кудрявый лес спускается:
Лес стоит под шапкой тёмною,
В золотом огне купается.

На бугре трава зелёная
Спит, вся искрами обрызгана,
Пылью розовой осыпана
Да каменьями унизана.
И.С.Никитин

Задание классу: Сформулируйте для себя учебное задание к этому тексту.

Возможные варианты заданий:

Прочитайте выразительно стихотворение.

Озаглавьте текст.

Определите тему и идею текста. Дайте аргументированную оценку предложенным текстам.

Какие художественные средства используют авторы стихотворений?

Укажите и объясните изученные орфограммы и пунктограммы.

Перечисленные выше задания, как правило, обязательны для работы с любым видом текста в каждом классе. Мало того, что происходит развитие коммуникативной компетенции (овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи), параллельно идет подготовка к государственной итоговой аттестации, выработка практических умений по текстоведению (речеведению), таких, как способность точно воспринимать содержание прочитанного текста, его основные проблемы; определять основную мысль, позицию автора текста; опознавать языковые средства выразительности и др.

Введение в тему. Работа с данными текстами позволяет плавно перейти к изучению новой темы.

Назовите все слова, которые указывают на признак предмета. Каким способом вы смогли их выявить? (по вопросу какой? Какая? Каков?)

Изучение новой темы урока. 

Исследовательское задание классу:

Распределите слова на группы, объединив их по общим признакам (количество групп каждый определяет самостоятельно).

После того, как ученики распределят слова на группы, заслушиваются варианты ответов и обоснования предложенного распределения. Затем ученикам предлагается вариант учителя и дается задание объяснить предложенное распределение слов на группы.

Когда волнуется желтеющая нива
И 
свежий лес шумит при звуке ветерка, 
И прячется в саду 
малиновая слива 
Под 
тенью сладостной зеленого листка;
Когда 
росой обрызганный душистой 
Румяным вечером иль утра в час златой
Из-под куста мне 
ландыш серебристый 
Приветливо качает головой.
М. Ю. Лермонтов

Солнце за день нагулялося,
За
 кудрявый лесспускается:
Лес стоит 
под шапкой тёмною,
В 
золотом огнекупается.

На бугре трава зелёная
Спит, вся искрами
обрызгана,
Пылью розовой осыпана
Да каменьями
унизана.
(И.С.Никитин)

Свежий лес, малиновая слива, под тенью сладостной, зеленого листка, росой душистой, румяным вечером, в час златой, ландыш серебристый, кудрявый лес, под шапкой темной, в золотом огне, трава зеленая, пылью розовой.

Желтеющая нива, обрызганный ландыш, трава обрызгана, осыпана, унизана.

Подобное задание позволяет ученикам проявить как самостоятельность мышления, высказать свою точку зрения, так и показывает возможные затруднения при изучении данной темы.

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Закрепление. На следующем этапе урока через эвристическое задание ведется закрепление новой темы в практической деятельности, так как задание направлено на использование причастий в речи.

Задание 1:

Попробуйте заменить прилагательные из первого столбика на однокоренные причастия.

Эвристическое задание:

Придумайте как можно больше предложений о своей деятельности на уроке и работе одноклассников, используя причастия.

По итогам выполнения заслушиваются получившиеся варианты ответов, проводится оценка и самооценка.

Домашнее задание:

Уметь рассказать по своей краткой записи о причастиях.

Назовите ассоциативный ряд со словом “Осень” (осень, листья, небо, дождь, тучи). Составьте предложения, в которых данные слова будут употреблены с причастием.

Рефлексия деятельности (итог урока).

  • Что для меня самым полезным было на уроке?
  • Что для меня на уроке было самым интересным?
  • Что на уроке для меня было трудным?
  • На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?

Так же я хочу предложить задания, организованные на основе системно – деятельностного подхода, которые включаю в уроки литературы:

1. Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»

1. Прочитайте страницы учебника 157 -160 о Н.В. Гоголе. Подготовьте ответ на вопрос: «Как переживал Н.В. Гоголь расставание с родными?»

2. Перечитайте страницы повести Н.В.Гоголя и выпишите цитаты, раскрывающие характер героя.  Дайте характеристику героя, используя цитаты из повести Н.В Гоголя «Ночь перед Рождеством».

1 группа  2009 г. стр. 163 – 172, 184-186

Оксана

2 группа 2009 г. стр. 163 – 172, 184 - 192

Кузнец Вакула

2. И. С. Тургенев Рассказ «Му-му». 1 группа

Составьте таблицу, выписывая цитаты из текста, сравните героев.

Эпизод со слов «Из числа всей челяди..» до слов «Дело было к вечеру..» (стр.221 -234)

Герасим

Капитон

Итог работы группы.

Герасим

Капитон

Самое замечательное лицо, мужчина двенадцати  вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья

Башмачник Капитон Климов, пьяница горький

В деревне «считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком»

Почитал себя существом обиженным и не оцененным по достоинству, человеком образованным и столичным

Одаренный необычайной силой, он работал за четверых- дело спорилось в его руках

«Пил уже именно с горя»

Славный он был мужик,… отчужденный несчастьем от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле

Барыня сожалела об испорченной нравственности Капитона, которого накануне только что отыскали где-то на улице

Скучал и недоумевал, как  недоумевает молодой, здоровый бык

Легкомысленный башмачник

Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок

Истасканный и оборванный сюртук, заплатанные панталоны, дырявые сапоги

Сам смахивал на гусака

Хлеб даром ешь Забубенный человек  Мочальная душа(Гаврила Андреевич о Капитоне)

Барыня жаловала как верного и сильного сторожа Герасим порядком ее побаивался

Капитон окончательно спился с кругу

Человек решительно никуда не годный, был отправлен с обозом в дальнюю деревню

И. С. Тургенев Рассказ «Му-му». 2 группа

Составьте таблицу, выписывая цитаты из текста, сравните героев. 1 абзац рассказа. Эпизод со слов «Старая барыня..» до слов «»Знаю, брат, все знаю..»

Барыня

Татьяна

Итог работы группы.

Барыня

Татьяна

Вдова, окруженная многочисленной дворней. Сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж

Как искусной и ученой прачке, поручалось одно только тонкое белье

Выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости

Была женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая белокурая, белокурая , с родинками на левой щеке

День ее нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи

С ранней молодости ее держали в черном теле

Барыню так заняла мысль о Капитоновой свадьбе

Работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали ее плохо, жалованье она получала самое маленькое

Барыне что-то нездоровилось; она недолго занималась делами

Родни у нее все равно что не было

Была в духе, смеялась и шутила

В доме не очень-то любили, когда на барыню находил веселый час

Когда-то слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила

Через полчаса в доме уже царствовала глубокая тишина, и старая барыня сидела на своем диване мрачнее грозовой тучи

Нрава она была смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно

Никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни    Бедная девка (автор) «Безответная ты душа» Смиренница (Гаврила о Т)

3. Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»

1 группа

Перечитайте фрагмент текста от слов «Служил на Кавказе офицером один барин..» до слов «…Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой». Выпишите слова, которые раскрывают образ Жилина.

              2 группа

Перечитайте фрагмент текста от слов «Служил на Кавказе офицером один барин..» до слов «…Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой». Выпишите слова, которые раскрывают образ Костылина.

    1 группа

          В плену (3 глава)

1) Перечитайте фрагмент текста от слов «Жил так Жилин с товарищем целый месяц..» до слов «…а которые все, как на зверя, косятся». Выпишите слова, которые показывают поведение Жилина и Костылина в плену.

2) Художественная деталь занимает большое место в произведениях Л.Н.Толстого. Очень важные качества личности часто передаются автором через детали. Внимательно прочитайте 5 главу рассказа. Какие детали характеризуют личность Жилина?

              2 группа

               В плену (4 глава)

1) Перечитайте фрагмент текста от слов «Прожил так Жилин месяц..» до слов «…а Жилину и уходить не хочется». Выпишите слова, которые показывают поведение Жилина  в плену.

Художественная деталь занимает большое место в произведениях Л.Н.Толстого. Очень важные качества личности часто передаются автором через детали. Внимательно прочитайте 5 главу рассказа. Какие детали характеризуют личность Костылина?

 

    Работа в группах развивает навыки самостоятельной работы по поиску информации, учит организации учебной деятельности, формирует потребности в самовыражении и самореализации, формирует позитивную моральную самооценку и моральные чувства.

     Подростковый возраст является чрезвычайно важным этапом развития самосознания и формирования чувства собственного достоинства. При системно-деятельностном подходе в преподавании литературы учитель создает условия для приобретения детьми жизненного опыта, формирует умения учиться в процессе учебной деятельности, оценивать свои результаты.

Сформировать качественно новые образовательные результаты возможно лишь при системном включении обучающихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Возможность создания собственного образовательного продукта, работа с различными источниками информации, другие виды деятельности обеспечивают непрерывность саморазвития личности в процессе обучения.

Очевидно, что реализовывать новые цели образования невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт целеполагания, достижения поставленных целей, рефлексивной самоорганизации и самооценки, опыт коммуникативного воздействия.

А закончить свое выступление я хочу следующими словами:

Я слышу, и я забываю,

Я вижу, и я помню

Я делаю, и я понимаю.

                              Конфуций

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4.

2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – М., 2006.

4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2000.

5. Сухов В.П. “Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников” Уфа,2004

6. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru//

7.Планирование и материалы к курсу «Литература. 5 класс»: Из опыта работы / Авт. – сост. Г.С.Меркин, Б.Г.Меркин. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 160 с.

8.  Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 2011.- 176 с.- (Стандарты второго поколения).

9. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.

10. Источники

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Урок русского языка в 7 классе.

Тема:  “Причастие как часть речи”

1. Организационный момент.

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно - значимом уровне - “Хочу, потому что могу”.

II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

На данном этапе создается ситуация эмоционального раскрепощения, идет работа над первой обучающей целью урока – проверка степени усвоения изученного ранее материала. Вполне традиционное начало урока, но важным элементом здесь является самостоятельная постановка учебных задач и рефлексия обучающихся.

В основе урока – работа с текстом. Такое содержание учебной деятельности соответствует цели компетентностного обучения русскому языку, способствующего формированию языковой способности личности.

На этапе актуализации знаний часто предлагаю ученикам работу с небольшим стихотворением. Анализ поэтического текста воспитывает художественное восприятие окружающего мира, и в то же время работа с данным текстом позволяет плавно перейти к изучению новой темы. Требования, предъявляемые к текстам, - их компактность и художественная образцовость.

Например, при изучении темы “Причастие” предлагаю тексты, насыщенные именами прилагательными, уже хорошо известными детям, и причастиями, о которых только пойдет речь на уроке.

Когда волнуется желтеющая нива, 
И свежий лес шумит при звуке ветерка, 
И прячется в саду малиновая слива 
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой 
Румяным вечером иль утра в час златой, 
Из-под куста мне ландыш серебристый 
Приветливо качает головой.
М. Ю. Лермонтов

Солнце за день нагулялося,
За кудрявый лес спускается:
Лес стоит под шапкой тёмною,
В золотом огне купается.

На бугре трава зелёная
Спит, вся искрами обрызгана,
Пылью розовой осыпана
Да каменьями унизана.
И.С.Никитин

Задание классу: Сформулируйте для себя учебное задание к этому тексту.

Возможные варианты заданий:

Прочитайте выразительно стихотворение.

Озаглавьте текст.

Определите тему и идею текста. Дайте аргументированную оценку предложенным текстам.

Какие художественные средства используют авторы стихотворений?

Укажите и объясните изученные орфограммы и пунктограммы.

Перечисленные выше задания, как правило, обязательны для работы с любым видом текста в каждом классе. Мало того, что происходит развитие коммуникативной компетенции (овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи), параллельно идет подготовка к государственной итоговой аттестации, выработка практических умений по текстоведению (речеведению), таких, как способность точно воспринимать содержание прочитанного текста, его основные проблемы; определять основную мысль, позицию автора текста; опознавать языковые средства выразительности и др.

Введение в тему. Работа с данными текстами позволяет плавно перейти к изучению новой темы.

Назовите все слова, которые указывают на признак предмета. Каким способом вы смогли их выявить? (по вопросу какой? Какая? Каков?)

Изучение новой темы урока. 

Исследовательское задание классу:

Распределите слова на группы, объединив их по общим признакам (количество групп каждый определяет самостоятельно).

После того, как ученики распределят слова на группы, заслушиваются варианты ответов и обоснования предложенного распределения. Затем ученикам предлагается вариант учителя и дается задание объяснить предложенное распределение слов на группы.

Когда волнуется желтеющая нива
И 
свежий лес шумит при звуке ветерка, 
И прячется в саду 
малиновая слива 
Под 
тенью сладостной зеленого листка;
Когда 
росой обрызганный душистой 
Румяным вечером иль утра в час златой
Из-под куста мне 
ландыш серебристый 
Приветливо качает головой.
М. Ю. Лермонтов

Солнце за день нагулялося,
За
 кудрявый лесспускается:
Лес стоит 
под шапкой тёмною,
В 
золотом огнекупается.

На бугре трава зелёная
Спит, вся искрами
обрызгана,
Пылью розовой осыпана
Да каменьями
унизана.
(И.С.Никитин)

Свежий лес, малиновая слива, под тенью сладостной, зеленого листка, росой душистой, румяным вечером, в час златой, ландыш серебристый, кудрявый лес, под шапкой темной, в золотом огне, трава зеленая, пылью розовой.

Желтеющая нива, обрызганный ландыш, трава обрызгана, осыпана, унизана.

III. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить (Что такое причастие как часть речи?)

Подобное задание позволяет ученикам проявить как самостоятельность мышления, высказать свою точку зрения, так и показывает возможные затруднения при изучении данной темы. Поэтому далее обязательным этапом идет целеполагание обучающихся.

Вопросы для целеполагания:

Что общего у слов в обеих группах? Какую часть речи они поясняют? Каким способом образованы данные слова? От каких частей речи образованы данные слова?

IV. “Открытие нового знания” (построение проекта выхода из затруднения).

Работа с источниками. Далее ученикам предлагается сравнить две точки зрения на причастие: школьный учебник русского языка и Сборник таблиц по русскому языку А. Б. Малюшкина.

Беседа по итогам сравнения двух текстов:

  • Что Вы узнали о причастии?
  • Чем отличаются точки зрения на причастие авторов разных учебников? Что между ними общего?

Сделайте свой вывод.

Во время беседы о разных формах преподнесения учебного материала обучающимся на доске предлагается справочная информация для грамотного формулирования ответа:

Слова в помощь: выделяет, считает, рассматривает, относит, с точки зрения, по мнению.

  • Выберите для себя удобную форму краткой записи важной информации о причастии (опорный конспект, таблица, рисунок и т.д.)

Учитель предлагает свою форму записи только после того, как дети выскажут собственные предложения.

V. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Приводятся определения причастия как в стихотворной форме, облегчающей запоминание, так и авторитетных русских классиков.

Вот свойство мое обязательное: 
Склоняюсь я как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.

Слова В. Даля, создателя “Толкового словаря живого великорусского языка”:

“Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного”.

А.С. Пушкин, гений нашей литературы, говорил о причастиях:

“Причастия... обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: который скачет, который метет и прочее – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом”.

После самостоятельной работы варианты ответов заслушиваются, обсуждаются, затем демонстрируется вариант учителя – опорный конспект.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

При завершении этого этапа урока проводится рефлексия:

Вопросы для рефлексии:

  • Сумели Вы решить поставленную перед собой задачу?
  • Что Вам в этом помогло?
  • Какие трудности возникли?

Этап урока по изучению новой темы способствует развитию учебно-познавательной компетентности школьников через целеполагание самих обучающихся, решение проблемного задания, формулирование выводов, а затем рефлексию. Также данный этап урока направлен на развитие информационной компетентности обучающихся через работу с несколькими источниками, ведется отработка умения выделять главную информацию, компактно формулировать свои мысли. Развитие коммуникативной компетентности обучающихся реализуется через учебный диалог, задания, направленные на создание своих кратких записей, их защиту, рецензирование выступлений одноклассников.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Закрепление. На следующем этапе урока через эвристическое задание ведется закрепление новой темы в практической деятельности, так как задание направлено на использование причастий в речи.

Задание 1:

Попробуйте заменить прилагательные из первого столбика на однокоренные причастия.

Эвристическое задание:

Придумайте как можно больше предложений о своей деятельности на уроке и работе одноклассников, используя причастия.

По итогам выполнения заслушиваются получившиеся варианты ответов, проводится оценка и самооценка.

Домашнее задание:

Уметь рассказать по своей краткой записи о причастиях.

Назовите ассоциативный ряд со словом “Осень” (осень, листья, небо, дождь, тучи). Составьте предложения, в которых данные слова будут употреблены с причастием.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

  • Что для меня самым полезным было на уроке?
  • Что для меня на уроке было самым интересным?
  • Что на уроке для меня было трудным?
  • На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Урок литературы в 5 классе

Тема урока: Золотая пора детства…

Цель урока:

Восприятие учащимися рассказа Л.Н.Андреева «Петька на даче» через постижение авторского отношения к героям, понимание ценности счастья, радости, надежды в жизни человека.

Задачи урока:

- Формировать навык исследовательской работы с текстом, умение выделять главное, умение видеть выразительные средства языка и объяснять их значение для раскрытия образа героя, понимать роль композиции в тексте.

- Развивать логическое мышление, речь учащихся, умения работать в группе.

- Воспитывать чувство ответственности, уверенности в себе.

Оборудование: портрет писателя Л.Н.Андреева,  раздаточный материал

План урока.

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
  2. Целеполагание. Постановка главной проблемы.
  3. Лабораторная работа. Исследование текста
  4. Художественный пересказ
  5. Выразительное чтение отрывка из произведения.
  6. Творческая работа. Обобщение.
  7. Рефлексия учебной деятельности.
  8. Домашнее задание

Ход урока.

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

   Золотая пора детства?!

- Как вы понимаете эти слова?

Золотая – прекрасная, чудесная, волшебная, счастливая, радостная

- Почему детство называют «золотой порой»?

Жан-Жак Руссо, французский писатель и философ, считал детство той порой, «когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир». Виктор Гюго, французский писатель, писал: «Дети сразу и непринужденно осваиваются со счастьем, ибо они сами по природе своей – радость и счастье».

- Напишите на листах слова, которые у вас соотносятся со словом «детство».

Листы со словами по краям доски: мир, счастье, радость, солнце, мама, любовь, нежность, добро и др.

2. Целеполагание. Постановка главной проблемы.

Портрет писателя Леонида Николаевича Андреева. Рассказ «Петька на даче»

- Какова же цель нашего урока?

В начале урока вы высказали свой взгляд на детство, сегодня мы посмотрим на детство глазами писателя, вчитываясь в строки рассказа «Петька на даче».

- Можно ли сказать, что у главного героя рассказа счастливое детство?

3. Лабораторная работа. Исследование текста

Работа в группах

В парикмахерской. стр. 25 (2009)

  1. Перечитайте фрагмент текста от слов «Осип Абрамович, парикмахер..» до слов «…снимала мыльную пену и жесткую щетину бороды». Выпишите слова, которые показывают условия жизни Петьки.

Парикмахерская – наказания, угрозы, грозный взгляд

На улице.  Стр 26-27 (2009)

  1. Перечитайте фрагмент текста от слов «Иногда они садились на окно..» до слов «…попадались совсем старые и молоденькие, почти дети». Выпишите слова, которые показывают условия жизни Петьки

На улице – мужчины и женщины, грязно и странно одетые; лица равнодушные, злые или распущенные, на них печать крайнего утомления пренебрежения к окружающему»

Мальчика окружают равнодушные, озлобленные люди, среди них нет таких людей, кто бы понял его, пожалел, приласкал. Петьке одиноко живется, тяжело, у него всегда мрачное настроение.

Невыносимой была жизнь Петьки. «Но пока ему хотелось бы куда–нибудь в другое место… Очень хотелось бы».

Сравним состояние Петьки в городе и на даче.

1 группа стр.27-29 (2009)

  1. Перечитайте фрагмент текста от слов «Петькины дни тянулись..» до слов «…с горем думала, что у нее один сын – и тот дурачок».

    Найдите слова, описывающие состояние Петьки во время работы в парикмахерской.

Дни тянулись, весь Божий день над Петькой висел отрывистый крик, праздников не было; маленькая, худая фигурка, сгорбившаяся в углу; длинный неприятный сон; посетители с брезгливостью смотрели на него; тоненькие морщинки делали его похожим на состарившегося карлика

2 группа стр.29-30

  1. Перечитайте фрагмент текста от слов «Вокзал с его разноголосою сутолокою..» до слов «…разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим». Найдите слова, передающие состояние  Петьки во время пути на дачу.

Чувство возбужденности и нетерпения, голова вертелась, как на металлическом стержне; незнакомые пассажиры, отвечающие ему улыбками; как будто по этому лицу кто-нибудь провел утюгом, как разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим

4. Художественный пересказ

Расскажите о жизни Петьки на даче. (стр.30-32)

Назовите выразительные средства языка, помогающие понять отношение автора к изображаемому

Небо звало, как мать; улыбался, как старик; похож на щенка, впервые попавшего в воду;, синий, как мертвец; Надежда, как медный самовар;

5. Выразительное чтение отрывка из произведения

Счастливая, беззаботная жизнь на даче закончилась. Перечитаем эти строки, передадим чувства героев.

Стр.32 – 34 Автор, барин, мать, Петька, барыня

Со слов «В исходе недели барин привез из города письмо…» до слов «…но есть люди, которым живется и хуже».

  1. Творческая работа. Обобщение

- Как объясните поведение Петьки во время этого разговора?

Дополнительно:

Согласны ли вы, что

1 группа:   что Осип Абрамович добрый?

2 группа: что «детское горе непродолжительно»?

При чтении рассказа мы видим Петьку в городе, затем - на даче

 

Петька вновь возвращается в город. Такая композиция называется кольцевой. Она образует замкнутый круг, внутри которого сосредоточенно жизненное пространство мальчика. Композиция помогает понять идею произведения.

- Изменился ли Петя после возвращения с дачи?

«По ночам, в том месте, где спали рядом Николка и Петька, звенел и волновался тихий голосок и рассказывал о даче, и говорил о том, чего не бывает, чего никто не видел никогда и не слышал» «неровное дыхание детских грудей»

Петька изменился, он оживился, у него появилась надежда на лучшую жизнь, в сердце заронилась мечта.

    Задание группам

- Каково будет будущее у нашего героя? Нарисуйте, каким вы его видите.

Известно, что прототип (личность, черты которой легли в основу литературного образа) Петьки все-таки выбился в люди, стал знаменитым парикмахером, бывал в Париже.

- Что хотел сказать автор своим рассказом? Какова основная мысль рассказа?

Л.Н.Андреев уверен, что у детей должно быть счастливое детство.

Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство. (Н.Г.Чернышевский)

  1. Рефлексия учебной деятельности

Оцените в группе работу на уроке каждого из группы. Постарайтесь прокомментировать поставленную оценку.

  1. Домашнее задание

Стр.20-36

  1. Петька и Николка
  2. Выпишите слова, называющие мать Петьки. Каковы отношения между матерью и сыном?
  3. Перечитайте страницы биографии писателя, постарайтесь понять причины обращения Андреева к теме детства.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Урок литературы. 5 класс

Тема урока: Мир глазами ребенка. Чувство страха…

Цель урока:

Восприятие учащимися рассказа А.П.Платонова «Никита» через авторское отношение к героям, размышление о проблемах общения ребенка с окружающим миром, о защищенности ребенка, его вере в лучшее.

Задачи урока:

- Формировать навык исследовательской работы с текстом, умение выделять главное, умение видеть выразительные средства языка и объяснять их значение для раскрытия образа героя. На примере героя рассказа А.П.Платонова учить детей бороться с чувством страха.

- Развивать логическое мышление, речь учащихся, умения работать в группе.

- Воспитывать любовь к окружающим людям, чувство  уверенности в себе.

Оборудование: портрет писателя А.П.Платонова, презентация, раздаточный материал

План урока.

  • Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
  • Целеполагание. Постановка главной проблемы.
  • Лабораторная работа. Исследование текста
  • Выразительное чтение отрывка из произведения.
  •  Обобщение.
  • Презентация слайдов, посвященных А.П.Платонову.
  • Рефлексия учебной деятельности.
  • Домашнее задание

Ход урока.

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

   Мир глазами ребенка. (в начале урока написаны только эти слова)

- Каким видит мир ребенок?

Вокруг родные люди, любящие его. Мир прекрасен, удивителен. Ребенка ждет много открытий.

Учащиеся называют и чувство страха, называют ситуации, во время которых испытывают страх

Чувство страха

2. Целеполагание. Постановка главной проблемы.

Портрет писателя Андрея Платоновича Платонова. Рассказ «Никита»

- Какова же цель нашего урока?

В начале урока вы высказали свое мнение о взаимоотношении ребенка с окружающим миром, сегодня мы узнаем о мнении писателя на эту тему.  Вчитываясь в строки рассказа «Никита», постараемся открыть секреты победы над  страхом.

Рассказ написан в 1945 году, в год окончания войны. Андрей Платонович прошел войну военным корреспондентом «Красная звезда» в чине капитана. Вместе с солдатами Платонов не раз оказывался на самых горячих участках фронта. Из письма к жене: «Пишу о войне, а душа покоя просит…»

- Что вы узнали о Никите в рассказе? Какие заботы ложились на плечи мальчика «пяти лет от роду»? Какие страхи преследовали главного героя рассказа?

3. Лабораторная работа. Исследование текста

Работа в группах

  1. Окружающий  мальчика близкий мир (мир, замкнутый территорией дома, сарая, бани, огорода) оживляется, одухотворяется Никитой. Докажите это, заполнив таблицу по данному образцу. Стр. учебника 71-73

Предмет,

явление, образ

Текст

Солнце

Доброе солнце по-прежнему светило на небе и глядело на него в ответ теплым лицом. Никита увидел, что солнце похоже на умершего дедушку, который всегда был ласков к нему и улыбался, когда был живой и смотрел на него. Никита подумал, что дедушка стал теперь жить на солнце.

Колодец

Стена сарая

Старый пень

Банька

  1. Окружающий  мальчика близкий мир (мир, замкнутый территорией дома, сарая, бани, огорода) оживляется, одухотворяется Никитой. Докажите это, заполнив таблицу по данному образцу.

Стр. учебника 73 - 74

Предмет,

явление, образ

Текст

Солнце

Доброе солнце по-прежнему светило на небе и глядело на него в ответ теплым лицом. Никита увидел, что солнце похоже на умершего дедушку, который всегда был ласков к нему и улыбался, когда был живой и смотрел на него. Никита подумал, что дедушка стал теперь жить на солнце.

Чужой петух

Цветок

Колья из плетня

Лопухи

Земля

Результаты выполненной работы.

Предмет,

явление, образ

Текст

Солнце

Доброе солнце по-прежнему светило на небе и глядело на него в ответ теплым лицом. Никита увидел, что солнце похоже на умершего дедушку, который всегда был ласков к нему и улыбался, когда был живой и смотрел на него. Никита подумал, что дедушка стал теперь жить на солнце.

Колодец

Там живут на дне маленькие водяные люди. Он знал, какие они были, он их видел во сне… Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные, они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал.

Стена сарая

Под плетневую стену сарая уходили две земляные норы. Там тоже жили тайные жители. Может быть, змеи? Они выползут ночью, приползут в избу и ужалят мать во сне, и мать умрет.

Старый пень

Это голова человека. У пня были глаза, нос и рот, и пень молча улыбался Никите.

Банька

Это бабушка наша, она не померла, она избушкой  стала! – в страхе подумал Никита о дедушкиной бане. –Ишь, живет себе, вон у ней голова есть – это не труба, а голова – и рот щербатый в голове.

Чужой петух

Он был похож по лицу на знакомого худого пастуха с бородкой, который по весне утонул в реке, когда хотел переплыть ее в половодье… Пастух не захотел быть мертвым и стал петухом

Цветок

В круглом его личике являлось человеческое выражение, и вот уже стали видны маленькие глаза, нос и открытый влажный рот, пахнущий живым дыханием.

Колья из плетня

Колья из плетня смотрели на Никиту, как лица многих известных людей. И каждое лицо было незнакомое и не любило его: одно сердито ухмылялось, другое злобно что-то думало о Никите, а третий кол опирался иссохшими руками-ветвями о плетень и собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы погнаться за Никитой.

Лопухи

Лопухи сейчас угрюмо покачивали большими головами и не любили его.

Земля

Внутри земли гудели голоса, там, должно быть, жили в тесной тьме многие люди, и слышно было, как они корябаются руками, чтобы вылезти оттуда на свет солнца.

  1. Как Никита борется со страхом? Расскажите и приведите примеры из текста.

Зовет мать («Пускай тебе половину трудодня запишут»), зовет дедушку, бежит к матери в поле.

- Докажите примерами из текста то, что Никита заботится о матери

Змеи «выползут ночью, приползут в избу и ужалят мать во сне, и мать умрет». Никита хлеб положил у каждой норы, чтобы змеи не принесли вред матери.

4. Выразительное чтение отрывка из произведения

    Одним из центральных мотивов рассказа является мысль об отце, ушедшем на войну. Его ждут дома мать и Никита.

Возвращение отца. Обратите внимание на состояние Никиты. Стр.75-77

Автор, отец, Никита, мать

5.  Обобщение

- Что изменилось в жизни Никиты с возвращением отца с фронта?

Меняется характер отношения мальчика к предметам.

Колья в плетне – толстые палки

Дедушкина баня – сопревший домик

Пень – сухой прах

Гвоздь – добрый человечек

- Какие тайны жизни отец помог открыть сыну?

Злые – непрочные

«Этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый»

«Давай все трудом работать, и все живые будут»

6. Презентация слайдов, посвященных А.П.Платонову

Посмотрите презентацию о жизни и творчестве А.П.Платонова и постарайтесь понять, почему автор написал этот рассказ?

Одна из проблем рассказа – война и дети. Никита дождался отца, но многие так и выросли без отца. И таких было очень много. Рядом с нами в селе живет Бянкина Валентина Демьяновна, которая хранит письмо от отца, написанное в 42 году, но отца  она не помнит. (По материалам школьного музея)

7. Рефлексия учебной деятельности

- Что помогло Никите побороть страх?

Возвращение матери с поля, отца с войны сделало Никиту сильным. Пугающие образы исчезли, превратились в прах. Родные люди сделали Никиту сильным, защищенным. Никита понимает цену труду. «Отец верил, что Никита останется добрым на весь свой долгий век».

- Назовите пословицы, соответствующие теме урока.

У страха глаза велики.

У страха глаза, что плошки, а не видят ни крошки.

Глаза страшат, а руки делают.

Укрепится человек – крепче камня, а ослабнет – слабее воды.

- Какие секреты жизни помог вам открыть писатель Андрей Платонович Платонов?

Оцените свою работу на уроке. В течение урока учащиеся заполняют лист самооценки, обозначая свои ответы на уроке.

8. Д. з. на выбор

 1)Подготовить рассказ о детях войны

2) Нарисовать иллюстрацию к рассказу А.П.Платонова «Никита»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: "Реализация системно-деятельностного подхода в процессе изучения русского языка"

Технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе по теме "Вежливые слова"....

Уроко с реализацией системно-деятельностного подхода в начальной школе. Русский язык 3 класс "Имя существительное"

Учебный предметрусский языкУчебник Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык. 3 класс: учебник, 1 часть. – М.: Вентана-Граф, 2008Программа «Начальная школа XXI века»Класс3Тип урокаурок фиксации и систе...

Статья "Компетентностный подход в преподавании русского языка и литературы. Проблемы и пути их решения. "

Кардинальные изменения, произошедшие в государстве и обществе, динамика социально-экономических процессов, совершенствование образования в России  предъявляют повышенные требования к подготовке у...

Выступление на тему «Системно-деятельностный подход в преподавании предметов начальной школы», 2014г.

Выступление на тему «Системно-деятельностный подход в преподавании предметов начальной школы», 2014г....

Компетентностный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла в начальной школе.

Современный учитель должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создания учащимися собственных продуктов в...

содержательные и методические аспекты преподавания предмета "Русский язык"

Современная методика обучения русскому языку в начальной школе бурно развивается. Развитие осуществляется по всем ее линиям: методика обучения грамоте, методика изучения языковой теории, методика лите...