рабочая программа по учебнику Канакиной, Горецкого + развитие речи по пособию Щёголевой
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Рабочая программа по триместрам составлена исходя из планирования 5 часов русского языка + 1 час технология работы над изложением, сочинением по пособию Г.С. Щёголевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kanakina3_klass_shchyogoleva.doc | 467.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы «Русский язык» авторов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.А.Стефаненко.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6–10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Обучение русскому языку основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет когнитивно - коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, аннотация и т. п.)
В начальной школе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые проводиться на как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.
Преобладание работы над письменной речью (её развитие у младших школьников отстает от развития устной речи на всем протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.
- Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. В основе УМК лежит обязательный минимум содержания программы по русскому для общеобразовательных школ, а также идеи традиционной программы, разработанной Н.С.Рождественским и получившей дальнейшее совершенствование в современной школе.
- Содержание, языковой материал, последовательность его изучения, сам подход к его изучению усовершенствованы в связи с достижениями психолингвистики, методики обучения русскому языку, школьной практики и современных требований общества к школе.
- В учебниках реализован личностно-ориентированный и коммуникативно-речевой подход к обучению детей родному языку.
Нормативно-правовые документы
Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст.32 п.7); федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г.); федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ»; приказ МО и Н РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011-12 учебный год»;
Рабочая программа «Русский язык (3 класс)» составлена на основе традиционной системы обучения «Школа России» (под ред. А.А.Плешакова), согласно нормативным документам («Федеральный документ государственного стандарта: «Обязательный минимум содержания образования», «Требования к уровню подготовки выпускников начальной школы» (2004))на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку с учетом авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г. «Русский язык» (1-4).
Место предмета в учебном плане ОУ
Уровень рабочей программы: базовый.
В соответствии с учебным планом школы на преподавание русского языка в 3 классе отводится 5 часов в неделю (170 часа в год). Дополнительно, в рамках курса, вводится урок «Технология работы над сочинением и изложением» на него отводится 1 час в неделю (34 часа в год), всего за год – 204 часа
Общая характеристика учебного предмета
Цель обучения:
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
∙ развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
∙ освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
∙ овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
∙ воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Основные содержательные линии
Языковой материал представлен в рабочей программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. Наряду с лингвистическими знаниями в программу включены сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др. В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы акцентировать внимание на роли, месте и значении речевой работы. Такие разделы программы, как «Фонетика и графика», «Морфология», «Лексика», «Состав слова», «Синтаксис и пунктуация» ориентированы на формирование у младших школьников целостного представления о родном языке, его морфологическом, морфемном и синтаксическом строе, звуко-буквенном составе, интонационном и лексическом богатстве.
Познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Универсальные учебные действия
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных учебных действий и ключевых компетенций в следующих направлениях:
- интеллектуальные (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
- познавательные (учебно-познавательных мотивов, умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
- организационные (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).
- умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(основное содержание) учебного курса
№ п/п | Темы (разделы) | Кол-во часов | Технология работы над изложением, сочинением | Всего часов на тему |
1. | Повторение пройденного в начале года | 35 | 7 | 42 |
2. | Состав слова | 28 | 6 | 34 |
3. | Правописание частей слова | 29 | 6 | 35 |
4. | Имя существительное | 18 | 5 | 23 |
5. | Имя прилагательное | 19 | 5 | 24 |
6. | Глагол | 21 | 5 | 26 |
7. | Местоимение | 5 | 1 | 6 |
8. | Повторение пройденного в конце года | 15 | 4 | 19 |
Итого | 170 | 34 | 204 |
В планирование добавлен 1 час в неделю из регионального компонента, на урок по работе над сочинениями и изложениями и другими упражнениями по развитию связной письменной речи. Эти уроки проводятся по учебной тетради «Моя письменная речь» и урокам, предусмотренным авторами учебника русского языка.
Прохождение практической части программы
Триместр | Раздел | Всего часов | Контрольные работы | ||
списывание | Контрольные работы | Контрольное изложение | |||
1 триместр | Повторение Состав слова | 72 | 1 | 3 | - |
2 триместр | Правописание частей слова Имя существительное Имя прилагательное | 70 | 1 | 3 | - |
3 триместр | Глагол Местоимение Повторение пройденного в конце года | 72 | 1 | 3 | 1 |
Всего: | 204 | 3 | 9 | 1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Дата | Наименование разделов и тем | Тип урока | Основные вопросы | Методы и формы работы | Виды контроля | Домашнее задание |
1. | 01.09. | Повторение «Вспоминаем, повторяем, изучаем» (35 часов). Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык. | КУ | Речь, язык, предложение. | Методы – словесно-наглядные, практические. | текущий | Составить рассказ о 1 сентября |
2. | 03.09. | Наша речь и наш язык. Наша речь и наш язык. | ПОУ | Речь, язык, предложение. | Методы – объяснительно-иллюстративный, словесный | текущий | Упр.4 |
3. | 04.09. | Текст как единица языка и речи. | ПОУ | Уметь: | Методы – словесно-наглядные, практические. | текущий | Упр.10 |
4. | 05.09. | ТРИС. Речь и ее значение в жизни. | УПЗУН | Как составить текст, последовательность предложений в тексте, правильный порядок слов в предложении | Методы – словесно-наглядные, практические. | текущий | Повт.словарь |
5. | 06.09. | Текст. Типы текстов. | УПЗУН | Уметь: -выделять главную мысль; - подбирать заголовок; распознавать предложения, выделять их интонационно, составлять предложения из деформированных слов, правильно обозначать предложения на письме знать признаки текста. | объяснительно-иллюстрированный метод | текущий | Упр.12 |
6. | 07.09. | Заголовок. Части текста. Типы текстов. | ПОУ | Текст - повествование, описание, рассуждение | Методы – словесно-наглядные, практические. | текущий | Упр.14 |
7. | 08.09. | Предложение. Знаки препинания в конце предложения. | ПОУ | Уметь определять предложения по цели высказывания | Методы – словесно-наглядные, практические. | текущий | Упр.19 |
8. | 10.09. | Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. | КУ | Виды предложений по цели высказывания | Методы – словесно-наглядные, практические. | текущий | Упр.21 |
9. | 11.09. | Восклицательные предложения. | КУ | Знать особенности восклицательных и невосклицательных предложений | Методы – словесно-наглядные, практические. | текущий | Упр.24 |
10. | 12.09. | ТРИС. Подробное изложение по вопросам текста «Петя помог» | УПЗУН | Как составить текст, последовательность предложений в тексте, правильный порядок слов в предложении | практический, наглядный, самостоятельная работа. | текущий | |
11. | 13.09. | Обобщение знаний о видах предложений. | КУ | Различные виды предложений | Методы – словесно-наглядные, практические. | текущий | Упр.32 |
12. | 14.09. | Употребление в тексте разных по цели высказывания и интонации предложений. Обращение. | КУ | Обращение | Методы – словесно-наглядные, практические. | текущий | Упр.35 |
13. | 15.09. | Главные и второстепенные члены предложения. | ПОУ | Главные и второстепенные члены предложения, подлежащее, сказуемое | практические | текущий | |
14. | 17.09. | Упражнение в разборе предложений по членам предложения. | УПЗУН | Главные и второстепенные члены предложения | практические | текущий | Упр.41 |
15. | 18.09. | Словосочетание. | УФНЗУН | Словосочетание | словесно-наглядные методы, практические, объяснительно - иллюстративные | текущий | Упр.45 |
16. | 19.09. | ТРИС Редактирование текста изложения. Работа над ошибками | КУ | Виды ошибок, способы их устранения | Методы - практический, наглядный, самостоятельная работа. | текущий | |
17. | 20.09. | Обобщение знаний о словосочетании и предложении | ПОУ | Словосочетание и предложение | словесно-наглядные методы, практические, объяснительно - иллюстративные | текущий | Упр.51 |
18. | 21.09. | Простое и сложное предложение (общее представление). | УФНЗУН | Простое и сложное предложение | словесно-наглядные методы, практические, объяснительно - иллюстративные | текущий | Упр.54 |
19. | 22.09. | Контрольный диктант с грамматическим заданием №1 | УПЗ | По программе 2 класса | диктант | контроль | |
20. | 24.09. | Работа над ошибками. Союзы в сложном предложении. | КУ | Союзы | объяснительно - иллюстративные | текущий | Упр.58 |
21. | 25.09. | Составление сложных предложений из двух простых. Обобщение знаний о предложении. | ПОУ | Простое, сложное предложение, союзы | практические, объяснительно - иллюстративные | текущий | Упр.63 |
22. | 26.09. | ТРИС Текст. Определение типа текста, темы, главной мысли | УПЗУН | Тип текста, тема, главная мысль | практические, объяснительно - иллюстративные | текущий | Упр.64 |
23. | 27.09. | Слово и его лексическое значение. | КУ | Слово, его значение | практические, объяснительно - иллюстративные | текущий | Упр.68 |
24. | 28.09. | Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи | УПЗУН | Слово, его значение | практические, объяснительно - иллюстративные | текущий | Упр.78 |
25. | 29.09. | Омонимы. | КУ | Слово, его значение, омонимы | практические, объяснительно - иллюстративные | текущий | Подобрать примеры |
26. | 01.10. | Слово и словосочетание. | ПОУ | словосочетание | текущий | Упр.81 | |
27. | 02.10. | Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). | КУ | Фразеологические обороты | словесно-наглядные методы, практические, объяснительно - иллюстративные | текущий | Упр.88 |
28. | 03.10. | ТРИС. Подробное изложение по рассказу Н. Сладкова «Осенняя ёлочка». | УПЗУН | Подробный пересказ текста | словесно-наглядные методы, практические | текущий | |
29. | 04.10. | Части речи Части речи (повторение). | ПОУ | Части речи: существительное, прилагательное, глагол воспроизвести знания учащихся об изученных частях речи, их роли в речи; | словесно-наглядные методы, практические, объяснительно - иллюстративные | текущий | Упр.93 |
30. | 05.10 | Части речи. Имя существительное. Местоимение | ПОУ | Части речи: существительное, прилагательное, глагол | словесно-наглядные методы, практические, объяснительно - иллюстративные | текущий | Упр.97 |
31. | 06.10. | Контрольное списывание №1 | УПЗ | списывание | практические | контроль | |
32. | 08.10. | Части речи. Имя прилагательное | ПОУ | Части речи: существительное, прилагательное, глагол | словесно-наглядные методы, практические, объяснительно - иллюстративные | текущий | Упр.101 |
33. | 09.10. | Части речи. Глагол. | ПОУ | Части речи: существительное, прилагательное, глагол представления учащихся о глаголе как части речи; развивать умение различать глаголы по вопросам и обобщенному лексическому значению | словесно-наглядные методы, практические, объяснительно - иллюстративные | текущий | Упр.103 |
34. | 10.10. | ТРИС Сочинение по наблюдениям «Как опадают листья». | УПЗУН | Обучение написанию сочинения | словесно-наглядные методы, практические | текущий | |
35. | 11.10. | Имя числительное как часть речи. | КУ | Числительное, как часть речи. | словесно-наглядные методы, практические, объяснительно - иллюстративные | текущий | Упр.107 |
36. | 12.10. | Однокоренные слова. | ПОУ | Однокоренные слова | словесно-наглядные методы, практические, объяснительно - иллюстративные | текущий | Упр.112 |
37. | 13.10. | Слово и слог. Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. | КУ | Слово, слог, гласные, согласные | словесно-наглядные методы, практические, объяснительно - иллюстративные | текущий | |
38. | 15.10. | Правописание безударных гласных в корне слов и гласных после шипящих. | ПОУ | Слово, слог, гласные, согласные воспроизвести знания учащихся о гласных звуках и буквах для гласных звуков, способах обозначения безударных гласных на письме; развивать умения определять «работу» гласных в слове, различать слоги в словах, правильно переносить слова, правильно находить нужную букву для обозначения безударного гласного в слове | словесно-наглядные методы, практические, объяснительно - иллюстративные | текущий | Упр.115 |
39. | 16.10. | Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. | ПОУ | Слово, слог, гласные, согласные воспроизвести знания учащихся о гласных звуках и буквах для гласных звуков, способах обозначения безударных гласных на письме; развивать умения определять «работу» гласных в слове, различать слоги в словах, правильно переносить слова, правильно находить нужную букву для обозначения безударного гласного в слове | словесно-наглядные методы, практические, объяснительно - иллюстративные | текущий | Упр.121 |
40. | 17.10. | ТРИС Слуховое изложение «Друг детства» (по В.Драгунскому). | УПЗУН | Урок применения ЗУН, отработка на практике, метод - практический, самостоятельная работа. | словесно-наглядные методы, практические | текущий | Упр.125 |
41. | 18.10. | Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными в корне слова. | ПОУ | Корень, парные согласные, совершенствовать умения учащихся правильно обозначать на письме парные по глухости-звонкости согласные в конце слова и перед другим согласным | словесно-наглядные методы, практические, объяснительно - иллюстративные | текущий | Упр.129 |
42. | 19.10. | Упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком и другими изученными орфограммами. Проверочная работа. | УПЗ | Правописание слов с разделительным мягким знаком и другими изученными орфограммами. | словесно-наглядные методы, практические, объяснительно - иллюстративные | текущий | Подготовка к диктанту |
43. | 20.10. | Контрольный диктант с грамматическим заданием №2. | УПЗ | Безударные гласные, парные согласные | практический | Контрольная работа | |
44. | 22.10. | Состав слова (16 часов). Однокоренные слова. Корень. Работа над ошибками. | КУ | Корень слова, однокоренные слова | словесно-наглядные методы, практические, объяснительно - иллюстративные | текущий | Упр.139 |
45. | 23.10. | Упражнение в написании корня в однокоренных словах. Чередование согласных звуков в конце корня однокоренных слов. | КУ | Корень слова, однокоренные слова, чередование | практические, объяснительно - иллюстративные | текущий | Упр.143 |
46. | 24.10. | ТРИС Редактирование текста изложения. Работа над ошибками. | УПЗУН | Виды речевых ошибок, способы их устранения | практические, объяснительно - иллюстративные | текущий | Разбор слов по составу в рабочей тетради Стр.24 |
47. | 25.10. | Сложные слова. | КУ | Сложные слова, развивать умения различать однокоренные слова и выделять в них корень слова, единообразно писать гласные и согласные в корне однокоренных слов. | практические, объяснительно - иллюстративные | текущий | Упр.148 |
48. | 26.10. | Формы слова. Окончание. | КУ | наблюдать за формами одного и того же слова; развивать умение различать разные формы слова; формировать представление об окончании как изменяющейся части слова и его роли в образовании форм слова | практические, объяснительно - иллюстративные | текущий | Упр.151 |
49. | 27.10. | Окончание и его роль в словосочетании и предложении. | КУ | развивать умение различать разные формы слова; формировать представление об окончании как изменяющейся части слова и его роли в образовании форм слова | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | Повторить словарь |
50. | 29.10. | Обобщение знаний о корне и окончании как значимых частях слова. Составление предложений и текста по данным словам | КУ | развивать умение различать разные формы слова; формировать представление об окончании как изменяющейся части слова и его роли в образовании форм слова, составление текста | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | Упр.153 |
51. | 30.10. | Приставка (общее понятие). | УИНМ | развивать умения выделять в слове приставки, объяснять значения, вносимые в слова приставками. | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | Упр.159 |
52. | 31.10 | ТРИС. Сочинение с заданной структурой текста о каникулах друга. | УПЗУН | Написание сочинения по теме | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | Упр.164 |
53. | 01.11. | Приставка – значимая часть слова. | КУ | развивать умения выделять в слове приставки, объяснять значения, вносимые в слова приставками. | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | Упр.169 |
54. | 02.11. | Обобщение знаний о роли приставок в слове. | КУ | ознакомить с правописанием приставок, оканчивающихся на согласную, с правописанием приставок, имеющих гласные о и а; | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | Упр.174 |
55. | 03.11. | Суффикс (общее понятие). | КУ | знания о суффиксах как значимых частях слова, формировать представление о правописании суффиксов | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | Упр.178 |
56. | 12.11. | Суффикс – значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов. | КУ | воспроизвести знания о суффиксах и приставках как значимых частях слова, о написании гласных в корне в словах с приставками и суффиксами; формировать представление о правописании суффиксов и приставок | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | Упр.191 |
57. | 13.11. | Суффикс – значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов. | КУ | воспроизвести знания о суффиксах и приставках как значимых частях слова, о написании гласных в корне в словах с приставками и суффиксами; формировать представление о правописании суффиксов и приставок | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | Упр.184 |
58. | 14.11. | ТРИС Редактирование сочинения о каникулах друга | УПЗУН | Работа над речевыми и стилистическими ошибками | объяснительно-иллюстрат.ивный, практический | текущий | Переписать исправленный текст сочинения |
59 | 15.11. | Обобщение и систематизация знаний о составе слова. | ПОУ | Части слова, их роль, умение разбирать слова по составу | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | Упр.187 |
60. | 16.11. | Упражнение в разборе слов по составу. | ПОУ | Части слова, их роль, умение разбирать слова по составу | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | Упр.190 |
61. | 17.11. | Повторение. | ПОУ | Части слова, их роль, умение разбирать слова по составу | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | Упр.198 |
62. | 19.11. | Правописание частей слова (29 ч). Правописание слов с безударными гласными (4 ч) Общее представление о правописании частей слова. | КУ | дать общее представление о том, что орфограммы могут быть в любой части слова и написание их надо проверять или запоминать; воспроизвести знания об изученных правилах письма; развивать умение выделять части слова. | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | С.100 задание №6 |
63. | 20.11. | Уточнение, обобщение знаний о двух способах проверки слов с безударными гласными в корне. | ПОУ | формировать умение исправлять ошибки; развивать умение распознавать орфограмму в тексте и проверять ее; воспроизвести знания о написании слов с безударной гласной в корне | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | Упр.202 |
64. | 21.11. | ТРИС Составление предложений и текста по данным словам. | УПЗУН | Предложение, текст | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | |
65. | 22.11. | Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне. | КУ | воспроизвести знания учащихся о способах проверки безударной гласной в корне слова; развивать умение находить безударную гласную в корне. | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | Упр.207 |
66. | 23.11. | Правописание слов с двумя безударными в корне. | КУ | воспроизвести знания учащихся о способах проверки безударной гласной в корне слова; развивать умение находить безударную гласную в корне. | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | |
67. | 24.11. | Наблюдение над словами с буквосочетаниями - ере-, -оро-, -оло-. Свободный диктант. | КУ | развивать умение подбирать проверочные слова для слов с двумя безударными гласными в корне; различать и правильно писать слова с проверяемыми и труднопроверяемыми написаниями; совершенствовать умение составлять текст из деформированных предложений. | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | Упр.208 |
68. | 26.11. | Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне. (4 ч) Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне. | УПЗУН | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | Упр.212 | |
69. | 27.11. | Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне. | КУ | Глухие - звонкие согласные, способы их проверки | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | Упр.213 |
70. | 28.11. | ТРИС Подробное изложение текста-повествования «Ёжик» (по Г. Цыферову). | УПЗУН | развивать умения озаглавливать текст, составлять план текста, использовать авторские слова при передаче содержания текста. | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | |
71. | 29.11. | Упражнение в правописании слов с парными по глухости – звонкости согласными и безударными гласными в корне. | ПОУ | ознакомить с правилом написания слов с парными согласными в корне; формировать умение проверять написание слов с парныыми согласными. | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | Упр.222 |
72. | 30.11. | Проверочная работа. Составление текста по сюжетному рисунку. | УПЗ | развивать умения озаглавливать текст, составлять план текста, использовать авторские слова при передаче содержания текста. | практический | Проверочная работа | |
73. | 01.12. | Правописание слов с непроизносимыми согласными (5 ч). Правило проверки написания слов с непроизносимым согласным звуком в корне. | КУ | ознакомить с правилом написания слов с непроизносимыми согласными в корне; формировать умение проверять написание слов с непроизносимыми согласными. | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | Упр.227 |
74. | 03.12. | Правописание слов с непроизносимыми согласными звуками. | УФНЗУН | ознакомить с правилом написания слов с непроизносимыми согласными в корне; формировать умение проверять написание слов с непроизносимыми согласными. | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | Упр.230 |
75. | 04.12. | Правописание слов с непроизносимыми согласными звуками. | УФНЗУН | ознакомить с правилом написания слов с непроизносимыми согласными в корне; формировать умение проверять написание слов с непроизносимыми согласными. | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | Упр.233 |
76. | 05.12. | ТРИС Сочинение по серии картинок Н.Радлова «Находчивые лягушки». | УПЗУН | развивать умения озаглавливать текст, составлять план текста, использовать авторские слова при передаче содержания текста. | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | |
77. | 06.12. | Составление правил о правописании корня. | ПОУ | Корневые орфограммы, способы проверки | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | Упр.238 |
78. | 07.12. | Контрольный диктант с грамматическим заданием №3 | УПЗ | Правописание корня слова | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | |
79. | 08.12. | Двойные согласные(2 ч.). Двойные согласные. Работа над ошибками. | УПЗУН | написание двойных согласных в словах. | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | Упр.240 |
80. | 10.12. | Правописание слов с двойными согласными. | КУ | Правописание слов с двойными согласными. | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | Упр.243 |
81. | 11.12. | Правописание приставок и суффиксов (4 ч). Правописание приставок и суффиксов. Правописание суффиксов –ек- и -ик- | УФНЗУН | воспроизвести знания о суффиксах и приставках как значимых частях слова, о написании гласных в корне в словах с приставками и суффиксами; формировать представление о правописании суффиксов | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | Упр.246 |
82. | 12.12. | ТРИС Творческое продолжение текста-повествования «Ёж-спасатель». | УПЗУН | развивать умения озаглавливать текст, составлять план текста, использовать авторские слова при передаче содержания текста. | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | |
83. | 13.12. | Упражнение в правописании суффиксов. | УЗиРЗУН | воспроизвести знания о суффиксах и приставках как значимых частях слова, о написании гласных в корне в словах с приставками и суффиксами; формировать представление о правописании суффиксов | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | Упр.254 |
84. | 14.12. | Правописание слов с суффиксами | УЗиРЗУН | воспроизвести знания о суффиксах и приставках как значимых частях слова, о написании гласных в корне в словах с приставками и суффиксами; формировать представление о правописании суффиксов | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | Упр.257 |
85. | 15.12. | Правописание слов с суффиксами | УЗиРЗУН | ознакомить с правописанием приставок, оканчивающихся на согласную, с правописанием приставок, имеющих гласные о и а; развивать умения выделять в слове приставки, объяснять значения, вносимые в слова приставками. | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | Упр.260 |
86. | 17.12. | Приставки и предлоги (3 ч) Приставки и предлоги. | КУ | уточнить представления учащихся о предлоге и приставке, их роли в слове (для приставок) и в словосочетании и предложении (для предлогов); | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | Упр.263 |
87. | 18.12. | Правописание приставок и предлогов. | КУ | развивать умение правильно писать предлоги и приставки развивать умение различать предлоги и приставки, находить их в тексте и правильно писать приставки в словах и предлоги со словами; обогащать речь учащихся фразеологизмами. | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | Упр.272 |
88. | 19.12. | ТРИС Составление текста по сюжетному рисунку. | УПЗУН | Составление текста по сюжетному рисунку. | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | |
89 | 20.12. | Контрольное списывание №2. | УПЗ | Списывание текста | контроль | списывание | |
90. | 21.12. | Разделительные твёрдый и мягкий знаки (5 ч) Разделительный твёрдый знак. | КУ | познакомить с правилом употребления разделительного твердого знака в словах; развивать умения различать слова с разделительными мягким и твердым знаками | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | Упр.278 |
91. | 22.12 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. | КУ | познакомить с правилом употребления разделительного твердого знака в словах; развивать умения различать слова с разделительными мягким и твердым знаками | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | Упр.280 |
92. | 24.12. | Упражнение в правописании слов с разделительным твёрдым (Ъ) и разделительным мягким (Ь) знаками. | КУ | познакомить с правилом употребления разделительного твердого знака в словах; развивать умения различать слова с разделительными мягким и твердым знаками | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | Подготовиться к диктанту |
93. | 25.12. | Упражнение в правописании слов с разделительным твёрдым (Ъ) и разделительным мягким (Ь) знаками. Проверочный диктант. | УПЗ | познакомить с правилом употребления разделительного твердого знака в словах; развивать умения различать слова с разделительными мягким и твердым знаками | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | Рабочая тетрадь с.50 № 78 |
94. | 26.12. | ТРИС Сочинение по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка». | УПЗУН | Написание сочинения по картине, работа по развитию речи | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | |
95. | 27.12. | Работа над ошибками, допущенными учащимися в диктанте. Обучение составлению объявления. | КУ | формировать умение исправлять ошибки; развивать умение распознавать орфограмму в тексте и проверять ее; | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | Упр.281 |
96. | 28.12. | Части речи (75 ч) Части речи. | КУ | представление об изученных частях речи и изученных признаках, по которым можно различить части речи | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | Правило, свои примеры |
97. | 09.01. | Понятие об имени существительном как части речи. | КУ | представление об обобщенном лексическом значении имен существительных; учить распознавать имена существительные по обобщенному лексическому значению и вопросам. | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | Упр.5 |
98. | 10.01. | Имя существительное. | КУ | представление об обобщенном лексическом значении имен существительных; учить распознавать имена существительные по обобщенному лексическому значению и вопросам. | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | Упр.11 |
99. | 11.01. | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | КУ | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | Упр.14 |
100. | 12.01. | ТРИС Сочинение-описание предмета. «Моя любимая игрушка». | УПЗУН | развивать умения озаглавливать текст, составлять план текста, использовать авторские слова при передаче содержания текста. | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | Упр.19 |
101. | 14.01. | Собственные и нарицательные имена существительные. | КУ | Собственные и нарицательные имена существительные. | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | Упр.28 |
102. | 15.01. | Собственные и нарицательные имена существительные. Изменение имён существительных по числам. | КУ | Собственные и нарицательные имена существительные, числа существительных | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | Упр.31 |
103. | 16.01. | Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, употребляемые в форме одного числа. | КУ | Изменение имён существительных по числам. | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | Упр.36 |
104. | 17.01. | Изменение имён существительных по числам. Род имён существительных. | КУ | Изменение имён существительных по числам. | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | Упр.40 |
105. | 18.01. | Род имён существительных. | КУ | Род имён существительных | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | Упр.43 |
106. | 19.01. | ТРИС Сочинение – описание игрушки в деловом стиле. | УПЗУН | развивать умения озаглавливать текст, составлять план текста, использовать авторские слова при передаче содержания текста. | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | |
107. | 21.01. | Определение рода имён существительных в косвенных падежах. | КУ | формировать представление об именах существительных в косвенном падеже, признаках этого падежа; развивать умение определять имена существительные в предложении | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | Упр.47 |
108. | 22.01. | Имена существительные, которые могут быть употреблены и как имена существительные женского рода, и как имена существительные мужского рода. | КУ | Род существительных | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | Упр.52 |
109. | 23.01. | Мягкий знак в конце существительных после шипящих. | КУ | Мягкий знак в конце существительных после шипящих. | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | Упр.54 |
110. | 24.01. | Упражнение в написании имён существительных, оканчивающихся на шипящий звук. | КУ | Мягкий знак в конце существительных после шипящих. | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | Упр.60 |
111. | 25.01. | Контрольный диктант с грамматическим заданием №4 | УПЗ | Имя существительное | диктант | текущий | |
112. | 26.01. | Работа над ошибками. ТРИС Составление объявления с элементами описания. | УПЗУН | развивать умения озаглавливать текст, составлять план текста, использовать авторские слова при передаче содержания текста. | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный. | текущий | |
113. | 28.01. | Изменение имён существительных по падежам (общее представление о склонении). | УИНМ | представление о склонении | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный. | текущий | Правило с.60 |
114. | 29.01. | Упражнение в склонении имён существительных и в определении падежей имён существительных. | КУ | Склонение существительных | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный. | текущий | Упр.71 |
115. | 30.01. | Несклоняемые имена существительные. | КУ | Несклоняемые имена существительные | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный. | текущий | Упр.75 |
116. | 31.01. | Именительный падеж имён существительных. | КУ | Склонение существительных | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный. проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный. | текущий | Упр.75 |
117. | 01.02. | Родительный падеж имён существительных. | КУ | Склонение существительных | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный. | текущий | Рабочая тетрадь, № 45 с. 36 |
118. | 02.02. | ТРИС Сочинение-описание по авторскому рисунку Е.Чарушина «Вот он какой, лысушонок» | УПЗУН | развивать умения озаглавливать текст, составлять план текста, использовать авторские слова при передаче содержания текста. | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | |
119. | 03.02. | Дательный падеж имён существительных. | КУ | Склонение существительных | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный. | текущий | Упр.84 |
120. | 04.02. | Винительный падеж имён существительных. | КУ | Склонение существительных | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный. | текущий | Упр.87 |
121. | 05.02. | Упражнение в различении изученных падежей имён существительных. | КУ | Склонение существительных | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный. | текущий | Просклонять 5 существительных |
122. | 06.02. | Творительный падеж имён существительных. | КУ | Склонение существительных | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный. | текущий | Упр.90 |
123. | 07.02. | Предложный падеж имён существительных. | КУ | Склонение существительных | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный. | текущий | Упр.99 |
124. | 08.02. | ТРИС Изложение текста с элементами рассуждения по рассказу Ю.Дмитриева «Вот чудеса-то». | УПЗУН | развивать умения озаглавливать текст, составлять план текста, использовать авторские слова при передаче содержания текста. | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | |
125. | 09.02. | Обобщение знаний о падежах имён существительных. | ПОУ | Склонение существительных | практический | текущий | Упр.107 |
126. | 11.02. | Обобщение знаний о падежах имён существительных. Проверочный диктант. | УПЗУН | Склонение существительных | практический | текущий | С.62 №3 |
127. | 12.02. | ТРИС Работа над ошибками, допущенными учащимися при написании проверочного диктанта и сочинения. | УПЗУН | развивать умения озаглавливать текст, составлять план текста, использовать авторские слова при передаче содержания текста. | практический | текущий | Повторить все падежи |
128. | 13.02. | Контрольный диктант с грамматическим заданием №5 | УПЗ | Имя существительное | диктант | контроль | |
129. | 14.02. | Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном. | Падежи, род, число имён существительных | практический | текущий | Рабочая тетрадь с 40 № 3 | |
130. | 15.02. | ТРИС Сочинение с элементами рассуждения «Моё любимое занятие» | развивать умения озаглавливать текст, составлять план текста, использовать авторские слова при передаче содержания текста. | объяснительно-иллюстративный, практический | текущий | ||
131. | 16.02. | Имя прилагательное (19 ч). Понятие об имени прилагательном как части речи. | Уметь: распознавать имена прилагательные среди однокоренных слов, подбирать к именам прилагательным синонимы и антонимы, понимать зависимости имени прилагательного от имени существительного | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный. | текущий | Упр.112 | |
132. | 18.02. | Связь имён прилагательных с именами существительными. Сложные прилагательные (общее представление). | Уметь: распознавать имена прилагательные среди однокоренных слов, подбирать к именам прилагательным синонимы и антонимы, понимать зависимости имени прилагательного от имени существительного | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный. | текущий | Упр.116 | |
133. | 19.02. | Упражнение в правописании имён прилагательных. | правильно писать родовые окончания имен прилагательных; определять число имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам. | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный. | текущий | Упр.115 | |
134. | 20.02. | Художественное и научное описание (общее знакомство). | УИНМ | Художественное и научное описание - различие. | словесный, наглядный. | текущий | Упр.120 |
135. | 21.02. | Контрольное списывание | УПЗ | Списывание текста | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный. | контроль | |
136. | 23.02. | ТРИС Сочинение по наблюдениям с элементами описания «Снег уж теперь не тот» | УПЗУН | развивать умения озаглавливать текст, составлять план текста, использовать авторские слова при передаче содержания текста. | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный. | текущий | Упр.123 |
137. | 25.02. | Составление научного (или художественного) текста – описания растения. | УПЗУН | Художественное и научное описание - различие. | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный | текущий | Рабочая тетрадь |
138. | 26.02. | Изменение имён прилагательных по родам. | УИНМ | Прилагательное, изменение по родам | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный | текущий | Упр.126 |
139. | 27.02. | Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных. | КУ | Прилагательное, изменение по родам | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный | текущий | Упр.128 |
140. | 28.02. | Правописание родовых окончаний имён прилагательных. | КУ | правильно писать родовые окончания имен прилагательных; определять число имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам. | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный | текущий | Упр.129 |
141. | 01.03. | Контрольный диктант с грамматическим заданием №6 | УПЗ | Имя прилагательное | диктант | текущий | |
142. | 02.03. | ТРИС Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». | УПЗУН | развивать умения озаглавливать текст, составлять план текста, использовать авторские слова при передаче содержания текста. | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный | текущий | Повторить словарь |
143. | 04.03. | Правописание родовых окончаний имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. | КУ | правильно писать родовые окончания имен прилагательных; определять число имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам. | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный | текущий | Упр.132 |
144. | 05.03. | Изменение имён прилагательных по числам. | КУ | правильно писать родовые окончания имен прилагательных; определять число имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам. | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный | текущий | Упр.136 |
145. | 06.03. | Правописание имён прилагательных. Сравнительное описание. Составление объявления описательного характера. | КУ | Использование прилагательных в тексте | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный | текущий | Упр.140 |
146. | 07.03. | Изменение имён прилагательных по падежам (общее представление). | КУ | Уметь распознавать род, число, падеж имен прилагательных, ставить вопрос к именам прилагательным | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный | текущий | Упр.142 |
147. | 11.03. | Упражнение в определении падежа имён прилагательных | КУ | Уметь распознавать род, число, падеж имен прилагательных, ставить вопрос к именам прилагательным | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный | текущий | Упр.146 |
148. | 12.03. | ТРИС Роль имен прилагательных в речи. | УПЗУН | развивать умения озаглавливать текст, составлять план текста, использовать авторские слова при передаче содержания текста. | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный | текущий | |
149. | 13.03. | Упражнение в выделении признаков имён прилагательных как части речи. | КУ | Падеж, род, число прилагательных | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный | текущий | Упр.149 |
150. | 14.03. | Обобщение знаний об имени прилагательном. | КУ | Падеж, род, число прилагательных | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный | текущий | Упр.152 |
151. | 15.03. | Обобщение знаний об имени прилагательном. | КУ | Падеж, род, число прилагательных | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный | текущий | Упр.154 |
152. | 16.03. | Обобщение знаний об имени прилагательном. Составление пригласительного письма. | ПОУ | Падеж, род, число прилагательных | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный | текущий | С.90 задания |
153. | 18.03. | Личные местоимения (5 ч) Личные местоимения (общее представление). | УИНМ | Личные местоимения | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный | текущий | Упр.160 |
154. | 19.03. | ТРИС Составление научного (или художественного) текста – описания растения. | УПЗУН | развивать умения озаглавливать текст, составлять план текста, использовать авторские слова при передаче содержания текста. | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный | текущий | Упр.163 |
155. | 20.03. | Личные местоимения третьего лица. | КУ | Личные местоимения , изменения по лицам | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный | текущий | Упр.165 |
156. | 21.03. | Наблюдение над употреблением в тексте местоимений. | КУ | Личные местоимения | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный | текущий | Упр.167 |
157. | 22.03. | Обобщение знаний о местоимении. | ПОУ | Личные местоимения , их роль, отличия от других частей речи | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный | текущий | С.98 задания Проверь себя |
158. | 23.03. | Ознакомление с особенностями текста-письма. | УПЗУН | особенности текста-письма. | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный | текущий | |
159. | 01.04. | Глагол (21 ч) Понятие о глаголе как части речи. | КУ | Уметь ставить вопросы к глаголам; анализировать и кратко характеризовать части речи; | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный | текущий | Упр.172 |
160. | 02.04. | ТРИС. Сочинение с элементами описания по картинке «Прилёт птиц» | УПЗУН | развивать умения озаглавливать текст, составлять план текста, использовать авторские слова при передаче содержания текста. | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный | текущий | |
161. | 03.04. | Упражнение в определении лексического значения глагола. | КУ | распознавать глаголы, образовывать однокоренные глаголы | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный | текущий | Упр.177 |
162. | 05.04. | Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов. | УФЗУН | Признаки разных частей речи | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный | текущий | Упр.179 |
163. | 06.04. | Составление рассказа по сюжетным рисункам. | УПЗУН | Составление рассказа | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный | текущий | |
164. | 08.04. | Контрольный диктант с грамматическим заданием.№7 | УПЗ | Местоимение | Практический, диктант | контроль | |
165. | 09.04. | Глаголы в неопределённой форме. | КУ | Неопределённая форма глагола | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный | текущий | Упр.185 |
166. | 10.04. | ТРИС Сочинение по картине В.А. Серова «Девочка с персиками». | УФНЗУН | развивать умения озаглавливать текст, составлять план текста, описывать картину | практический | текущий | Упр.187 |
168. | 11.04. | Упражнение в распознавании глаголов в неопределённой форме. | КУ | неопределённая форма глагола | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный | текущий | Упр.188 |
169. | 12.04. | Число глаголов. Изменение глаголов по числам. | КУ | Число глаголов. | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный | текущий | Упр.193 |
170. | 13.04. | Упражнение в распознавании глаголов единственного и множественного числа. | УПЗУН | Число глаголов. | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный | текущий | Упр.194 |
171. | 15.04. | Времена глагола. | УИНМ | Времена глагола | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный | текущий | Упр.198 |
172. | 16.04. | Упражнение в определении времени глагола. Текст-рассуждение. | КУ | Времена глагола | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный | текущий | Упр.201 |
173. | 17.04. | ТРИС Выборочное изложение по рассказу А.Куприна «Скворцы». | УПЗУН | Отличия выборочного изложения | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный | текущий | Упр.203 |
174. | 18.04. | Изменение глаголов по временам | Глагол, время глагола, его характеристики | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный | текущий | Упр.207 | |
175. | 19.04. | Упражнение в изменении глаголов по временам. | Глагол, время глагола, его характеристики | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный | текущий | Упр.210 | |
176. | 20.04. | Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. | Глагол, время глагола, его характеристики, род глагола | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный | текущий | Упр.212 | |
177. | 22.04. | Контрольный диктант с грамматическим заданием №8 | УПЗ | Глагол | Диктант с грамматическим заданием | Контрольная работа | |
178. | 23.04. | Упражнение в определении рода глаголов в прошедшем времени. Составление текста из деформированных предложений. | Глагол, время глагола, его характеристики | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный | текущий | Упр.217 | |
179. | 24.04. | ТРИС Ознакомление с особенностями текста-письма. | УПЗУН | Письмо, его особенности | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный | текущий | Упр.218 |
180. | 25.04. | Частица не с глаголами. | КУ | уточнить знания о написании глаголов с частицей не, учить выделять глаголы с частицей не среди других слов, развивать навык правильного произношения глагольных форм. | методы-практический, обратная связь. | текущий | Упр.225 |
181. | 26.04. | Правописание не с глаголами | УПЗУН | совершенствовать умение правильно писать слова с приставками, предлогами, частицей не и с другими изученными орфограммами. | методы-практический, обратная связь. | текущий | Упр.227 |
182. | 27.04. | Обобщение знаний о глаголе | ПОУ | совершенствовать знания о глаголе как части речи; развивать умение писать слова с изученными орфограммами. | методы-практический, обратная связь. | текущий | Упр.229 |
183. | 29.04. | Обобщение знаний о глаголе | ПОУ | обобщить и систематизировать знания о частях речи; развивать умение писать слова с изученными орфограммами. | методы-практический, обратная связь. | текущий | Упр.231 |
184. | 30.04. | Повторение (15 часов) Повторение. Текст и предложение. | ПОУ | Текст и предложение. | методы-практический, обратная связь. | текущий | С.130 проверь себя задания № 1-8 |
185. | 01.05. | ТРИС Краткое изложение по рассказу В.Чаплиной «Цыплята выручили». | УПЗУН | развивать умения озаглавливать текст, составлять план текста, использовать авторские слова при передаче содержания текста. | методы-практический, обратная связь. | текущий | Упр.237 |
186. | 02.05. | Повторение. Слово и его лексическое значение. | ПОУ | Слово и его лексическое значение. | словесный, наглядный. | текущий | Упр.240 |
187. | 03.05. | Повторение. Состав слова. | ПОУ | Состав слова | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный | текущий | Упр.243 |
188. | 04.05. | Повторение. Правописание частей слова. | ПОУ | Части слова, их правописание | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный | текущий | Упр.246 |
189. | 05.05. | Повторение. Правописание безударных гласных в корне слова. | ПОУ | развивать умение писать слова с изученными орфограммами | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный | текущий | Упр.249 |
190. | 06.05. | Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне | ПОУ | развивать умение писать слова с изученными орфограммами | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный | текущий | Упр.252 |
190. | 07.05. | ТРИС Изложение весёлого рассказа «Сверху вниз, наискосок!» (по В.Драгункому) | УПЗУН | развивать умения озаглавливать текст, составлять план текста, использовать авторские слова при передаче содержания текста. | практический, словесный, наглядный | текущий | Упр.254 |
191. | 08.05. | Правописание слов с непроизносимыми согласными | ПОУ | развивать умение писать слова с изученными орфограммами | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный | текущий | |
192. | 11.05. | Двойные согласные | ПОУ | развивать умение писать слова с изученными орфограммами | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный | текущий | Упр.255 |
193. | 13.05. | Правописание приставок и суффиксов | ПОУ | Уметь выделять в слове приставки, понимать значения, вносимые приставками в слова | проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный | текущий | Упр.257 |
194. | 14.05. | Контрольный диктант с грамматическим заданием за год №9 | УПЗ | Все изученные орфограммы. | практический | текущий | |
195. | 15.05. | Работа над ошибками. | УП | Умение определять тип ошибки, подбирать проверочное слово | практический | текущий | Упр.222 |
196. | 16.05. | ТРИС Итоговое изложение по рассказу Е.Чарушина «Мишки» | УЗиРЗУН | Проверить умения: озаглавливать текст, составлять план текста, использовать авторские слова при передаче содержания текста. | практический | текущий | |
197. | 17.05. | Работа над ошибками. | УП | обобщить и систематизировать знания о частях речи; развивать умение писать слова с изученными орфограммами. | практический | текущий | Упр.257 |
198. | 18.05. | Повторение. Приставки и предлоги | УП | обобщить и систематизировать знания о частях речи; развивать умение писать слова с изученными орфограммами. | практический | текущий | Упр259 |
199. | 20.05. | Повторение. Разделительные твёрдый и мягкий знаки | УП | обобщить и систематизировать знания о частях речи; развивать умение писать слова с изученными орфограммами. | практический | текущий | Упр.262 |
200. | 21.05. | Повторение. Части речи Имя существительное | УП | обобщить и систематизировать знания о частях речи; развивать умение писать слова с изученными орфограммами. | практический | текущий | Упр.264 |
201. | 22.05. | Повторение. Имя прилагательное | УП | обобщить и систематизировать знания о частях речи; развивать умение писать слова с изученными орфограммами. | практический | текущий | Упр.266 |
202. | 23.05. | ТРИС Речевая этика: сфера употребления,типовые ситуации использования слов приветствия, прощания | УПЗУН | типовые ситуации использования слов приветствия, прощания | практический | текущий | Упр.267 |
203. | 24.05. | Повторение. Глагол. | ПОУ | развивать навык определения глагола, как части речи; уточнить функции глагола в речи. | практический | текущий | |
204. | 25.05. | Повторение. | ПОУ | обобщить и систематизировать знания о частях речи; развивать умение писать слова с изученными орфограммами. | Урок – викторина «Кто самый умный?» | текущий |
Сокращения для типа урока: КУ – комбинированный урок; УИНМ – урок изучения нового материала; УЗиРЗУН – урок закрепления и развития ЗУН; УФНЗУН – урок формирования новых ЗУН; УП – урок повторения; УПЗ – урок проверки знаний; УПЗУН – урок применения знаний, умений, навыков; ПОУ – повторительно-обобщающий урок ТРИС – технология работы над изложением или сочинением.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ,
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ
В результате изучения русского языка к концу учебного года в 3-ем классе учащиеся должены знать/понимать:
- названия и определения частей слова (корень, окончание, приставка, суффикс);
- название и определения частей речи имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);
- название и определения главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без деления на виды) членов предложения
- предложения по цели высказывания и интонации (повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные);
- главные члены предложения (подлежащее и сказуемое), второстепенные члены предложения;
- однородные члены предложения;
- состав слова (корень, приставку, суффикс, окончание);
- правописание парных согласных в корне;
- правописание непроизносимых согласных;
- правописание слов с двойными согласными;
- изменение имён существительных по падежам (названия падежей и падежные вопросы), начальную форму имён существительных, три склонения имён существительных, падежные окончания;
- правописание имён существительных мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, вещь, сторож, плащ);
- имя числительное; правописание количественных числительных.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать виды предложений по цели высказывания и интонации;
- ставить в конце предложения нужные знаки препинания;
- устанавливать связь слов в предложении;
- распознавать предложения с однородными членами;
- выделять главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
- производить разбор предложения по членам предложения и частям речи (производить разбор слова как части речи в пределах изучаемого материала);
- производить разбор слова по составу;
- обозначать парные согласные в корне;
- писать слова с непроизносимыми согласными;
- писать слова с двойными согласными;
- изменять имена существительные по падежам;
- склонять существительные, писать падежные окончания существительных в форме единственного и множественного числа;
- писать имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце;
- писать диктанты различных видов (слуховые, зрительные, зрительно-слуховые, выборочные и т.п.);
- использовать интонацию, темп высказывания, голос, мимику, жесты в соответствии с конкретной ситуацией общения;
- пользоваться словарями и справочной литературой.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К РАЗЛИЧНЫМ ФОРМАМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Диктанты
Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.
Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.
Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок. Работа написана небрежно.
Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
Ошибкой в диктанте следует считать:
• нарушение правил орфографии при написании слов;
• пропуск и искажение букв в словах;
• замену слов;
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное написание словарных слов.
За ошибку в диктанте не считаются:
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего
предложения записано с заглавной буквы;
• единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
• два исправления;
• две пунктуационные ошибки;
• повторение ошибок в одном и том же слове.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
• повторение одной и той же буквы в слове;
• недописанное слово;
• перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
• дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматические задания
Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
Оценка "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
Оценка"3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
Оценка "2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.
Изложения и сочинения
Оценка "5" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности);
б) грамотность:
- нет орфографических и пунктуационных ошибок;
- допускается 1 --2 исправления.
Оценка "4" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;
- имеются отдельные фактические и речевые неточности;
- допускается не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста.
б) грамотность:
- две орфографические и одна пунктуационная ошибки.
Оценка "3" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- допущены отклонения от авторского текста;
- отклонение от темы;
- допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей;
- беден словарь;
- имеются речевые неточности;
- допускается не более 5 речевых недочетов в содержании и построении текста;
б) грамотность:
- 3-5 орфографических и 1-2 пунктуационных ошибок.
Оценка "2" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- работа не соответствует теме;
- имеются значительные отступления от авторской темы;
- много фактических неточностей;
- нарушена последовательность изложения мыслей;
- во всех частях работы отсутствует связь между ними;
- словарь беден;
- более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении теста;
б) грамотность:
- более З орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок.
Контрольное списывание
Оценка "5" ставится:
- нет ошибок и исправлений;
- работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.
Оценка "4" ставится:
- имеется 1 ошибка и одно исправление.
Оценка "3" ставится:
- имеется 3 ошибки и одно исправление.
Оценка "2" ставится:
- имеется 3 ошибки и 1-2 исправления.
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Аппаратные средства:
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Принтер
Программно-педагогические средства
- «Уроки Кирилла и Мефодия. Начальная школа»
Дидактические материалы:
- Канакина В.П. Раздаточный материал. 3 класс.
- Канакина В.П., Фомичева Г.А. Русский язык. Методическое пособие. 3 класс.
- Канакина В.П., Щеголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 классы.
- Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 1 класс / Сост. В.В. Никифорова. – М.: ВАКО, 2012.
- Словари по русскому языку: толковый, фразеологизмов, морфемный и словообразовательный.
- Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Учебник: «Русский язык» 3 класс В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого-М.: Просвещение, 2012.
2. Журнал «Начальная школа» № 10 – 2002 «Об учебно-методическом комплекте «Русский язык» для четырёхлетней начальной школы» (авт. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) с.64
3. Методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 3 класса В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Г.А. Фомичёва М.:Просвещение, 2003.
4. Дидактический материал «Русский язык» 3 класс, В.П. Канакина М.:Просвещение, 1999.
5. «Радость познания в слове» В.П. Канакина М.: Просвещение, 1996.
6. «Тренажёр по русскому языку для начальной школы: Орфограммы» Л.Л. Бодрягина М.:Ювента, 2005.
7. «Тематический тестовый контроль по русскому языку в начальной школе» Н.Г. Кувашова Волгоград: Учитель,2004
8. «Контрольные и проверочные работы по русскому языку 1-4 класс»
О.В. Узорова , Е.А. Нефёдова. – М.:ООО АСТ, 2001.
Интернет-ресурсы: (ссылка с названием ресурса)
- www/russianforall.ru
- 1september.ru. 1 сентября
- www.km.ru Кирилл и Мефодий
- 900 презентаций 900igr.net
- Работа с одарёнными детьми www. tmn.fio.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса
Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвеще...
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса
Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса
Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике. 2 класс. VIII вид
Рабочие программы составлены для ученицы 2 класса по программе VIII вида....
Конспект урока "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?" Школа России учебник Канакина, Горецкий
Цели: 1. Познакомить с суффиксом как значимой частью слова; 2. Формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помо...
Рабочая программа для 3 класса «Развитие речи. Культура речи»
Рабочая программа «Развитие речи. Культура речи» по внеурочной деятельности для обучающихся 3 В класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образован...
Словарные слова 4 класс (Школа России) по учебнику Канакина Горецкий 1 часть
В данном материале представлены варианты облака слов со словарными словами, изучаемыми в 4 классе (1 часть)...