Презентация к уроку русского языка по теме: "Спряжение"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Вокуева Светлана Константиновна

Презентация к уроку русского языка по теме: "Спряжение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spryazhenie.pptx461.34 КБ
Файл konspekt.docx48.99 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Определение спряжения по инфинитиву» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 33» г. Сыктывкара Республики Коми Подготовил: учитель начальных классов Хозяинова С.К.

Слайд 2

План урока : Словарно-орфографическая работа Минутка чистописания Открытие Тренируемся Итоги. Домашнее задание

Слайд 3

« Расшифруй слова » Дорог, рипго , тёди , гароод , леибт .

Слайд 4

Идёт – I вариант Молчит – II вариант

Слайд 6

«Я молодец!» «Могу и лучше.» «В следующий раз постараюсь»

Слайд 7

Число Лицо I спряжение Окончания II спряжение Окончание Единственное число 1-е 2-е 3-е ′ прыгаю ′ прыгаешь ′ прыгает -у (- ю ) -ешь - ет ′ вижу ′ видишь ′ видит -у (- ю ) - ишь - ит Множественное число 1-е 2-е 3-е ′ прыгаем ′ прыгаете ′ прыгают -ем - ете - ут (-ют) ′ видим ′ видите ′ видят - им - ите - ат (- ят )

Слайд 8

стро и шь – стро я т – II спряжение, в глаголе II спр . ед.ч пишу окончание -ишь

Слайд 9

Люб .. т – Тон..т – Сто..т – Кол..т – ОНИ

Слайд 10

Люб я т – II Тонут – I Стоят – II Кол..т – Я –Ю ? ОНИ

Слайд 11

Первоспряженск Второспряженск

Слайд 13

-Что рыцарь спрашивал? -Что глагольчики отвечали? -Как рыцарь безошибочно определял, где живут глагольчики ?

Слайд 14

строить ездить будоражить Гипотеза1. Глаголы на ТЬ относятся ко II спряжению? УСПЕТЬ - I спряжение

Слайд 15

I спряжение Успеть – успеет Прочитать - прочитает II спряжение Любить –любит Дружить - дружит Гипотеза 2. Если глагол употребляем в будущем времени, то он относится к 1 спряжению, а если в форме настоящего времени – ко второму спряжению

Слайд 16

I спряжение II спряжение Заверять Запоминать Прочитать верить помнить ловить Гипотеза 3. Глаголы с приставкой 1 спряжения, без приставки-2 спряжения

Слайд 17

Строить – строят Лазить – лазят Спросить – спросят Проявить – проявят II спряжение Гипотеза 4. Если перед ТЬ - И значит это глагол второго спряжения

Слайд 18

Важнич а ть - важничают Затрон у ть – затронут Запл ы ть – заплывут Вытер е ть – вытрут Пол о ть – полет I спряжение Гипотеза 4. Если перед ТЬ - Е значит это глагол первого спряжения

Слайд 19

-Что рыцарь спрашивал? -Что глагольчики отвечали? -Как рыцарь безошибочно определял, где живут глагольчики ?

Слайд 20

Люб я т – II Тонут – I Стоят – II Кол..т – Я –Ю ? ОНИ

Слайд 21

Люб я т – II Тонут – I Стоят – II Кол ю т – I ОНИ

Слайд 22

Бегаешь, делать, летишь, приходит, жалуется, поймаем, строить, проявят, сжать, сжимать. Сдадим экзамен на право быть вице-мэром этих двух городов Первоспряженска и Второспряженска ?

Слайд 23

Давай не будим ссореться ! Лучше помиремся !

Слайд 24

План урока : Словарно-орфографическая работа Минутка чистописания Открытие Тренируемся Итоги. Домашнее задание

Слайд 25

Лесенка успеха Ничего не понял, новое правило не усвоил Урок понравился, узнал новое правило, но ещё плохо умею его применять Хорошо поработал, узнал новое правило, понял, как его применять. Урок прошёл с пользой



Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку.

Тема: Определение спряжения по инфинитиву.

Цель: 1. Помочь учащимся сделать выводы о правописании             безударных гласных в личных окончаниях глагола

          2. Обеспечить первый уровень усвоения правописания, т.е. добиться осознания правописания безударных гласных в личных окончаниях глагола

Задачи:

- Помочь детям найти новый способ определения спряжения по инфинитиву

-Учит пользоваться новым способом определения спряжения;

- Продолжать формировать орфографическую зоркость;

- Продолжить формирование умений моделировать выводы;

- Помочь выйти на общий способ действия по правописанию безударных гласных в личных окончаниях глаголов;

- Учить пользоваться алгоритмом;

- Продолжить формирование связной речи детей;

- Обогащать словарный запас детей;

Оборудование: презентация, таблицы, схемы

ЭТАПЫ

ХОД УРОКА

I.Орг.момент      

II.Словарная работа

                             

III.Минутка    

чистописания

                           

IV.Актуализация знаний

1)Роль личных окончаний глагола

2)Безударные    личные окончания глаголов пишутся как ударные

3)Определение спряжения по глаголу 3л., мн.ч

4) Постановка проблемной ситуации                

V.Выход на тему урока.

VI.Открытие нового знания  

Первая ошибочная гипотеза

Вторая ошибочная гипотеза

Третья ошибочная  гипотеза

Открытие нового знания

Ответы на вопросы сказки

VII.Этап воспроизведения

1.Тема урока

2.Схема

3.Алгоритм

Возврат к проблемной ситуации

VIII.Упражнения

1.Определи спряжение,

2.Исправь ошибки

VI.Итог

X.Рефлексия

-Приветствие.

-Посмотрите на доску. Что видите? (план урока)

-Познакомьтесь с ним.

-Видите, работы сегодня на уроке много.

Словарная работа.

Минутка чистописания.

Открытие.

Тренируемся.

Итоги. Домашнее задание.

-С чего начнем урок? (со словарной работы).

-Запишите число. Классная работа.

-Посмотрите на эти слова.

«Расшифруй слова»

Дорог, рипго, тёди, гароод, леибт.

-Слоги, да и буквы в этих словах переставлены местами – вот и получились шифрованные слова.

-Расшифруйте их, запишите, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

                                                 

    ′               ′                      ′            ′

Город, пирог, идёт, дорога, билет.

     

-Проверяем: читаем слова, называем орфограмму.

-Назовите слово, в котором все буквы обозначают твердый согласный звук. (город, дорога)

-Назовите слово, где две орфограммы. (пирог)

-Назовите орфограммы в этом слове. (безударная гласная в корне, сомнительная согласная на конце слова)

-Р., поднимите руку, у кого нет ошибок? Молодцы.

-Кто нашел ошибку? Молодцы. Вы внимательно проверяли. Найти свою ошибку трудно

-Кому надо поработать с этими словами?

-Как надо с ними действовать, чтобы грамотно писать? (запомнить их правописание)

-А что поможет запомнить их? (многократное письмо, стихи, рифмовки)

-Посмотрите еще раз на эти слова, найдите лишнее. (идет)

-Почему оно лишнее? (глагол)

 идет

 молчит

-Сейчас вам нужно будет устно проспрягать эти слова. Спрягая глаголы про себя, будем записывать только окончания. Записывать будем их вот так, с такими росчерками.

-Какие качества письма помогут развивать эти росчерки? (плавность, безотрывность)

-А зачем нужны эти качества? (без них не может быть скорого письма, быстрого)

-Как надо писать эти росчерки, чтобы они получились ровные, одинаковые, ритмичные? (свободно, плавно, смело)

-Выполняйте работу. Не забудьте сесть правильно, тетрадь положите с наклоном, ручку взять правильно.

-У кого эта строчка похожа на узор?

-Почему запись напоминает узор? (росчерки плавные, одинаковые, ритмичные)

- Эти дети могут сказать себе:                                       «Я молодец!»

-Поднимите руку, кто оценивает свою работу так:    «Могу лучше»

-А вот такую оценку кто себе дал?      «В следующий раз постараюсь»

-Я увидела, что вы знаете, над чем вам надо работать в развитии плавности, ритмичности письма.

-Р., что написали, выполняя росчерки? (личные окончания глаголов первого и второго спряжения)

-Назовите главное слово в вашем ответе. (ЛИЧНЫЕ окончания)

-Почему они называются личными? (указывают на лицо и число)

-Зачем надо знать окончания глаголов? (чтобы грамотно их писать)

-Что еще можно определить по ним? (спряжение)

-Когда по окончаниям можно определить спряжения? (только когда оно ударное)

Число

Лицо

I

спряжение

Окончания

II

спряжение

Окончание

Единственное число

1-е

2-е

3-е

      ′

прыгаю

      ′

прыгаешь

     ′

прыгает

-у (-ю)

-ешь

-ет

   ′

вижу

   ′

видишь

   ′

видит

-у (-ю)

-ишь

-ит

Множественное число

1-е

2-е

3-е

      ′

прыгаем

      ′

прыгаете

      ′

прыгают

-ем

-ете

-ут (-ют)

   ′

видим

   ′

видите

   ′

видят

-им

-ите

-ат (-ят)

- Я проспрягала глаголы. Прочитайте их.

-Что скажите о личных окончаниях? (они безударные)

-В ваших росчерках ударные окончания, а в таблице безударные. Сравните их.

-Как пишутся безударные окончания? (так же, как ударные)

-От чего зависит буква гласная в личных окончаниях? (от спряжения)

-Как же надо действовать с безударными личным окончанием глагола? (узнать спряжение этого глагола)

-А дальше? (вспомнить ударное окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе, написать безударную гласную в окончании глагола)

-Посмотрите на запись и объясните, как ученик определил безударную гласную в окончании глагола.

                  ′                   ′

строишь – строят – II спряжение, в глаголе II спр. Ед.ч пишу окончание -ишь

-Чтобы определить спряжение надо поставить глагол в форму третьего лица, множественного числа. Посмотреть на окончание глагола, определит по окончанию к какому спряжению относится глагол. АТ – ЯТ II спряжение, УТ – ЮТ – I спряжение. В данном случае ко второму, значит в слове строишь надо писать букву и.

-Итак, мы знаем один способ, по форме 3л,мн.ч, как определять спряжение глагола. Мы знаем, как личные окончания изменяют глагол во всех числах и лицах. Пользуясь этим знанием, мы что умеем делать? (писать безударные личные окончания глаголов)

-Р., но к сожалению, этот способ определения спряжения глагола работает не всегда:

-Попробуйте определить спряжение по форме 3 лица множественного числа:

люб..т   - II

тон..т    -  I

они      стро..т   -  II

кол..т    -   Я – Ю ?

-Вот видите, этот хороший, удобный способ определения спряжения глагола срабатывает не всегда.

-Какое же новое открытие мы должны сделать? (узнать новый способ определения спряжения глагола)

-Для этого Р.,  я вам расскажу одну историю. Будьте внимательны.

   В городе Первоспряженске и Второспряженске жили глагольчики-лилипутики. Правил у них мэр Ударение. В ежовых рукавицах держал их мэр. Строго следил за тем, чтобы глагольчики жили в своем городе и не переходили в другой. Как думаете, почему на два города был один мэр?(Что в 1 спряжении, что во 2 написать грамотно окончание можно только под ударением. И наоборот, определить спряжение, что в 1, что во 2 спряжении можно только по ударному окончанию.)

 Однажды он уехал по делам. А глагольчики, почувствовав свободу, пошли в лес за грибами. Наступила ночь, глагольчики заблудились. И не помнят, кому в какую сторону домой идти.

   Лес да тьма кругом! И чем дальше они шли по лесу, тем дальше они уходили от своих домиков. Но главное, без мэра Ударения никак нельзя было разобраться кто из Первоспряженска, а кто из Второспряженска.

   К утру они вышли на поляну и увидели рыцаря на белом коне.

- «Кто ты?» - спросили глагольчики.

- «Я рыцарь неопределенная форма. Я из древнего старинного рода. Вот мой флаг, а на флаге - герб»

   Посмотрели глагольчики, а на флаге так и написано. «НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА»  

- «Ого!»-восхитились они.

- «А вы кто?»-спросил в свою очередь рыцарь Неопределенная форма.

«Мы глагольчики из Первоспряженска и  Второспряженска только вот без нашего мэра Ударения, мы не можем вспомнить, кто из какого города».

- Ах, вы значит глагольчики с безударным окончанием?! Ну вашему горю можно помочь. Я знаю дорогу в эти города. Садитесь ко мне на коня, только по одному.

  Сядет глагольчик к рыцарю, спросит что-то рыцарь у него, и получив ответ, отправит его в город, да точно в тот, где живёт глагольчик.

- Какие вопросы у вас возникли?

-Что рыцарь спрашивал?

-Что глагольчики отвечали?

-Как рыцарь безошибочно определял, где живут глагольчики?

-А может рыцарь Неопределенная форма спрашивал у глагольчиков, как они изменяются в третьем лице, мн.ч? (нет)

-Почему? (т.к. имя рыцаря Неопределенная форма глагола, а у этой формы, как вы знаете - нет лица, числа, времени)

-Значит, рыцарь знал какой-то новый способ определения спряжения.

 -Давайте попробуем открыть его тайну.

                                              строить      

                     ездить

                     будоражить

-Какие есть предположения, гипотезы как можно определить спряжение глагола?

(Глаголы на ть всегда второго спряжения)

-Кто так же думает? Докажите верность этой гипотезы… А кто с этой гипотезой не согласен? Почему?........................

-Кто назовёт такие глаголы, которые помогут доказать верна ли эта гипотеза.

-Вот эти глаголы помогут вам доказать верна или не верна гипотеза. Как они могут помочь? (определим их спряжение) Как? По 3 лицу, множ.числа.

-Кто придумает такой глагол, который опровергнет гипотезу?

УСПЕТЬ - какое спряжение? Первое. Оканчивается на ть..

-Верна ли эта гипотеза? (нет, это ошибочная гипотеза)

-Будем думать дальше

Прочитайте столбики слов:

1 спряжение                                        2 спряжение

Успеть – успеет                                любить - любит

Прочитать – прочитает                    дружить - дружит

                                                           Строить – строит

-Какие есть гипотезы, как же ещё можно определить спряжение?

-Задайте вопросы к глаголам в первом столбике и к глаголам во втором столбике.

-У каких глаголов мы учимся писать безударные личные окончания? (у глаголов настоящего и будущего времени)

-Какие появились предположения? (если глагол употребляем в будущем времени, то он относится к 1 спряжению, а если в форме настоящего времени – ко второму спряжению)

-Докажи свою точку зрения. (приводит примеры из столбиков)

-Кто не согласен? Как проверим? (дети должны привести примеры, опровергающие эту точку зрения, например: читать – читает)

-Что выясняем? (Глагол читает – 1 спряжения, хотя он настоящего времени)

-Какой вывод. Гипотеза…. Не подтвердилась.

-Ищем дальше новый способ определения спряжения глаголов.

-Может, эти столбики вам помогут? Прочитайте их парами.

Заверять                               верить

Запоминать                          помнить

Прочитать                            ловить

-Подсказка: обратите внимание на состав слова

-Какие возникли гипотезы? (глаголы с приставкой 1 спряжения, без приставки-2спр.)

-Давайте проверим. Может кто-то найдет такое слово, которое опровергнет гипотезу?

( приносит с приставкой, но он второго спр.)

-Оцените гипотезу. Верна ли она?(и эта гипотеза оказалась неверной)

-Р., а какое же имя рыцаря?

-В самом глаголе-рыцаре содержится секрет, тайна, как найти спряжение глагола.

-Посмотрите на глаголы в неопределенной форме.

Строить – строят

Лазить – лазят

Спросить – спросят

Проявить – проявят

-Что скажете о глаголах второго столбика? (3л., мн.ч)

-Для чего я их записала?( По ним узнаем спряжение глаголов первого столбика)

-Какое спряжение? (второе)

-Чем похожи эти глаголы неопределенной формы?

-Какой глагольный суффикс есть во всех глаголах неопределенной формы? (глагольный суффикс И)

-Сделайте вывод, как по глаголу неопределенной формы определить спряжение этих глаголов?  

 (если перед ТЬ глагольный суффикс И - значит, это глагол второго спряжения)

Важничать - важничают

Затронуть – затронут

Заплыть – заплывут

Вытереть – вытрут

Полоть – полет

- С глаголами этой группы поработайте самостоятельно: определите по неопределенной форме спряжение глагола.

-Расскажите, как вы рассуждали.

-Давайте вернемся к вопросам, которые возникли у нас.

-Что рыцарь спрашивал?

-Что глагольчики отвечали?

-Как рыцарь безошибочно определял, где живут глагольчики?

-Какой у них глагольный суффикс в  неопределенной форме?

-Если перед ТЬ глагольный суффикс –И, в какой город рыцарь их отправит? (Второспряженск)

- А если другая гласная буква? то ... (в Первоспряженск).

-Назовите тему урока, которую мы изучили? (ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛОВ ПО НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЕ ГЛАГОЛА)

-Ребята, давайте попробуем сделать выводы, которые у нас получились.

Выводы сделаем в виде схем.

-Вот что у вас получилось.

И ТЬ – II спряжение                                О,А,У, Ы,Е,Я ТЬ – I спряжение

-Прочитаем схемы. (если у глагола в начальной форме перед ТЬ глагольный суффикс И - значит это глагол второго спряжения; если глагольный суффикс А Е Ы Я У О – глаголы первого спряжения)

-Приведите примеры.

3) Давайте составим порядок действий по определению спряжения глаголов по Н.ф.

-Перед тем как ставить глагол в неопределенную форму, что надо выяснить? (ударное или безударное окончание)

-Если окончание ударное, что будем делать? (писать то окончание, которое слышим)

-Если окончание безударное, как будем действовать? (поставим глагол в неопределенную форму, смотрим на глагольный суффикс перед ТЬ и определяем спряжение)

люб..т   - II

тон..т    -  I

они    стро..т   -  II

кол..т    -   Я – Ю ?

-Ребята, помните, мы затруднились при выборе окончания. Кто теперь может ответить на этот вопрос? КолОть – глагольный суффикс О, он первого спряжения, значит в окончании пишу колЮт – глагол первого спряжения.

-Чему же будем дальше делать? (упражняться в определении спряжения по неопределенной форме)

Ребята, а чтобы в городах не случалось больше таких казусов, им нужен вице-мэр.

-Сдадим экзамен на право быть вице-мэром этих двух городов.

Бегаешь, делать, занозишь, лететь, приходит, жалуется, приходит, поймаем, строить, проявят, сжать

Бегаешь

 1. Определяю окончание: ударное или безударное. (безударное)

2. Ставлю глагол в неопределенную форму. (бегать – глагольный суффикс А)

3. Определяю спряжение. (это глагол первого спряжения).  

По данному алгоритму ребята работают по цепочке.

-Ребята, когда глагольчиков спасал рыцарь, было условие «На коня по одному». Несколько глагольчиков начали ссориться, кому первому залезть на коня. Решил рыцарь их проучить, развернулся и уехал.

Надулись глагольчики друг на друга. Не разговаривают они, ходят отдельно, страшно им. И тут у одного возникла идея, написать записку другому, чтобы помириться. Ведь вместе всегда легче беду пережить. И вот какая записка получилась:

Давай не будим ссореться!

Лучше помиремся!

-Как вы думаете, почему глагольчик написал это письмо? (вместе не так страшно в лесу)

-Что интересного заметили?

- Почему они допустили ошибки?

 -Исправьте ошибки и напишите эту записку грамотно.

Будем –

  1. Н.ф. БЫТЬ!
  2. Глагольный суффикс Ы
  3. Спряжение - I.
  4. Пишу окончание ЕМ

Возвращаемся к плану.

-Всю ли работу выполнили, что планировали?

-Давайте поведем итог.

-Назовите еще раз тему урока? (Определение спряжения глаголов по инфинитиву)

-Какую цель ставили на уроке? (Найти новый способ определения спряжения глаголов)

Какой алгоритм выработали?

-Достигли цели? Как?

Сделаем вывод: Если в Н.Ф. глагольный суффикс – И, это глаголы второго спряжения, а если глагольный суффикс – А, О, У, И, Ы, то глаголы первого спряжения.

 

Лесенка успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Спряжение глаголов". 4 класс.

Урок русского языка по теме "Спряжение глаголов". 4 класс. УМК "Школа России". Авторы учебника: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.  К уроку прилагается презентация....

Презентация к уроку русского языка по теме "Спряжение глаголов". 4 класс.

Презентация содержит иллюстративный материал, задания для самостоятельной работы, домашнее задание, вопросы для подведения итогов урока....

Урок русского языка по теме: "Спряжение" с использованием ИКТ

Автор – Олейникова Евгения Николаевна, учитель начальных классов, МБОУ «Лицей № 20», г.Междуреченск, Кемеровская область.Предмет –  Русский язык. Раздел «Правописание безударных личных окончаний ...

Конспект урока русского языка по теме "Спряжения глагола"

На уроке дети знакомятся с двумя спряжениями глагола. При выполнении заданий использовался электронный учебник "Семейный наставник"...

Презентация к уроку русского языка по теме " Спряжение глаголов" 4 класс

Презентация к уроку русского языка 4 класс  по теме "Спряжение глаголов"...