-Приветствие. -Посмотрите на доску. Что видите? (план урока) -Познакомьтесь с ним. -Видите, работы сегодня на уроке много. Словарная работа. Минутка чистописания. Открытие. Тренируемся. Итоги. Домашнее задание.
-С чего начнем урок? (со словарной работы). -Запишите число. Классная работа. -Посмотрите на эти слова. «Расшифруй слова» Дорог, рипго, тёди, гароод, леибт. -Слоги, да и буквы в этих словах переставлены местами – вот и получились шифрованные слова. -Расшифруйте их, запишите, поставьте ударение, подчеркните орфограммы. ′ ′ ′ ′ Город, пирог, идёт, дорога, билет. -Проверяем: читаем слова, называем орфограмму. -Назовите слово, в котором все буквы обозначают твердый согласный звук. (город, дорога) -Назовите слово, где две орфограммы. (пирог) -Назовите орфограммы в этом слове. (безударная гласная в корне, сомнительная согласная на конце слова) -Р., поднимите руку, у кого нет ошибок? Молодцы. -Кто нашел ошибку? Молодцы. Вы внимательно проверяли. Найти свою ошибку трудно -Кому надо поработать с этими словами? -Как надо с ними действовать, чтобы грамотно писать? (запомнить их правописание) -А что поможет запомнить их? (многократное письмо, стихи, рифмовки)
-Посмотрите еще раз на эти слова, найдите лишнее. (идет) -Почему оно лишнее? (глагол) идет молчит -Сейчас вам нужно будет устно проспрягать эти слова. Спрягая глаголы про себя, будем записывать только окончания. Записывать будем их вот так, с такими росчерками. -Какие качества письма помогут развивать эти росчерки? (плавность, безотрывность) -А зачем нужны эти качества? (без них не может быть скорого письма, быстрого) -Как надо писать эти росчерки, чтобы они получились ровные, одинаковые, ритмичные? (свободно, плавно, смело) -Выполняйте работу. Не забудьте сесть правильно, тетрадь положите с наклоном, ручку взять правильно. -У кого эта строчка похожа на узор? -Почему запись напоминает узор? (росчерки плавные, одинаковые, ритмичные) - Эти дети могут сказать себе: «Я молодец!» -Поднимите руку, кто оценивает свою работу так: «Могу лучше» -А вот такую оценку кто себе дал? «В следующий раз постараюсь» -Я увидела, что вы знаете, над чем вам надо работать в развитии плавности, ритмичности письма.
-Р., что написали, выполняя росчерки? (личные окончания глаголов первого и второго спряжения) -Назовите главное слово в вашем ответе. (ЛИЧНЫЕ окончания) -Почему они называются личными? (указывают на лицо и число) -Зачем надо знать окончания глаголов? (чтобы грамотно их писать) -Что еще можно определить по ним? (спряжение) -Когда по окончаниям можно определить спряжения? (только когда оно ударное)
Число | Лицо | I спряжение | Окончания | II спряжение | Окончание | Единственное число |
1-е
2-е
3-е | ′ прыгаю ′ прыгаешь ′ прыгает |
-у (-ю)
-ешь
-ет | ′ вижу ′ видишь ′ видит |
-у (-ю)
-ишь
-ит | Множественное число |
1-е
2-е
3-е | ′ прыгаем ′ прыгаете ′ прыгают |
-ем
-ете
-ут (-ют) | ′ видим ′ видите ′ видят |
-им
-ите
-ат (-ят) |
- Я проспрягала глаголы. Прочитайте их. -Что скажите о личных окончаниях? (они безударные) -В ваших росчерках ударные окончания, а в таблице безударные. Сравните их. -Как пишутся безударные окончания? (так же, как ударные) -От чего зависит буква гласная в личных окончаниях? (от спряжения) -Как же надо действовать с безударными личным окончанием глагола? (узнать спряжение этого глагола) -А дальше? (вспомнить ударное окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе, написать безударную гласную в окончании глагола)
-Посмотрите на запись и объясните, как ученик определил безударную гласную в окончании глагола. ′ ′ строишь – строят – II спряжение, в глаголе II спр. Ед.ч пишу окончание -ишь
-Чтобы определить спряжение надо поставить глагол в форму третьего лица, множественного числа. Посмотреть на окончание глагола, определит по окончанию к какому спряжению относится глагол. АТ – ЯТ II спряжение, УТ – ЮТ – I спряжение. В данном случае ко второму, значит в слове строишь надо писать букву и.
-Итак, мы знаем один способ, по форме 3л,мн.ч, как определять спряжение глагола. Мы знаем, как личные окончания изменяют глагол во всех числах и лицах. Пользуясь этим знанием, мы что умеем делать? (писать безударные личные окончания глаголов) -Р., но к сожалению, этот способ определения спряжения глагола работает не всегда: -Попробуйте определить спряжение по форме 3 лица множественного числа: люб..т - II тон..т - I они стро..т - II кол..т - Я – Ю ? -Вот видите, этот хороший, удобный способ определения спряжения глагола срабатывает не всегда. -Какое же новое открытие мы должны сделать? (узнать новый способ определения спряжения глагола)
-Для этого Р., я вам расскажу одну историю. Будьте внимательны. В городе Первоспряженске и Второспряженске жили глагольчики-лилипутики. Правил у них мэр Ударение. В ежовых рукавицах держал их мэр. Строго следил за тем, чтобы глагольчики жили в своем городе и не переходили в другой. Как думаете, почему на два города был один мэр?(Что в 1 спряжении, что во 2 написать грамотно окончание можно только под ударением. И наоборот, определить спряжение, что в 1, что во 2 спряжении можно только по ударному окончанию.) Однажды он уехал по делам. А глагольчики, почувствовав свободу, пошли в лес за грибами. Наступила ночь, глагольчики заблудились. И не помнят, кому в какую сторону домой идти. Лес да тьма кругом! И чем дальше они шли по лесу, тем дальше они уходили от своих домиков. Но главное, без мэра Ударения никак нельзя было разобраться кто из Первоспряженска, а кто из Второспряженска. К утру они вышли на поляну и увидели рыцаря на белом коне. - «Кто ты?» - спросили глагольчики. - «Я рыцарь неопределенная форма. Я из древнего старинного рода. Вот мой флаг, а на флаге - герб» Посмотрели глагольчики, а на флаге так и написано. «НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА» - «Ого!»-восхитились они. - «А вы кто?»-спросил в свою очередь рыцарь Неопределенная форма. «Мы глагольчики из Первоспряженска и Второспряженска только вот без нашего мэра Ударения, мы не можем вспомнить, кто из какого города». - Ах, вы значит глагольчики с безударным окончанием?! Ну вашему горю можно помочь. Я знаю дорогу в эти города. Садитесь ко мне на коня, только по одному. Сядет глагольчик к рыцарю, спросит что-то рыцарь у него, и получив ответ, отправит его в город, да точно в тот, где живёт глагольчик. - Какие вопросы у вас возникли? -Что рыцарь спрашивал? -Что глагольчики отвечали? -Как рыцарь безошибочно определял, где живут глагольчики? -А может рыцарь Неопределенная форма спрашивал у глагольчиков, как они изменяются в третьем лице, мн.ч? (нет) -Почему? (т.к. имя рыцаря Неопределенная форма глагола, а у этой формы, как вы знаете - нет лица, числа, времени) -Значит, рыцарь знал какой-то новый способ определения спряжения. -Давайте попробуем открыть его тайну.
строить ездить будоражить
-Какие есть предположения, гипотезы как можно определить спряжение глагола? (Глаголы на ть всегда второго спряжения) -Кто так же думает? Докажите верность этой гипотезы… А кто с этой гипотезой не согласен? Почему?........................ -Кто назовёт такие глаголы, которые помогут доказать верна ли эта гипотеза. -Вот эти глаголы помогут вам доказать верна или не верна гипотеза. Как они могут помочь? (определим их спряжение) Как? По 3 лицу, множ.числа. -Кто придумает такой глагол, который опровергнет гипотезу? УСПЕТЬ - какое спряжение? Первое. Оканчивается на ть.. -Верна ли эта гипотеза? (нет, это ошибочная гипотеза) -Будем думать дальше
Прочитайте столбики слов:
1 спряжение 2 спряжение Успеть – успеет любить - любит Прочитать – прочитает дружить - дружит Строить – строит -Какие есть гипотезы, как же ещё можно определить спряжение? -Задайте вопросы к глаголам в первом столбике и к глаголам во втором столбике. -У каких глаголов мы учимся писать безударные личные окончания? (у глаголов настоящего и будущего времени) -Какие появились предположения? (если глагол употребляем в будущем времени, то он относится к 1 спряжению, а если в форме настоящего времени – ко второму спряжению) -Докажи свою точку зрения. (приводит примеры из столбиков) -Кто не согласен? Как проверим? (дети должны привести примеры, опровергающие эту точку зрения, например: читать – читает) -Что выясняем? (Глагол читает – 1 спряжения, хотя он настоящего времени) -Какой вывод. Гипотеза…. Не подтвердилась.
-Ищем дальше новый способ определения спряжения глаголов. -Может, эти столбики вам помогут? Прочитайте их парами. Заверять верить Запоминать помнить Прочитать ловить
-Подсказка: обратите внимание на состав слова -Какие возникли гипотезы? (глаголы с приставкой 1 спряжения, без приставки-2спр.) -Давайте проверим. Может кто-то найдет такое слово, которое опровергнет гипотезу? ( приносит с приставкой, но он второго спр.) -Оцените гипотезу. Верна ли она?(и эта гипотеза оказалась неверной)
-Р., а какое же имя рыцаря? -В самом глаголе-рыцаре содержится секрет, тайна, как найти спряжение глагола. -Посмотрите на глаголы в неопределенной форме. Строить – строят Лазить – лазят Спросить – спросят Проявить – проявят -Что скажете о глаголах второго столбика? (3л., мн.ч) -Для чего я их записала?( По ним узнаем спряжение глаголов первого столбика) -Какое спряжение? (второе) -Чем похожи эти глаголы неопределенной формы? -Какой глагольный суффикс есть во всех глаголах неопределенной формы? (глагольный суффикс И) -Сделайте вывод, как по глаголу неопределенной формы определить спряжение этих глаголов? (если перед ТЬ глагольный суффикс И - значит, это глагол второго спряжения) Важничать - важничают Затронуть – затронут Заплыть – заплывут Вытереть – вытрут Полоть – полет - С глаголами этой группы поработайте самостоятельно: определите по неопределенной форме спряжение глагола. -Расскажите, как вы рассуждали.
-Давайте вернемся к вопросам, которые возникли у нас. -Что рыцарь спрашивал? -Что глагольчики отвечали? -Как рыцарь безошибочно определял, где живут глагольчики? -Какой у них глагольный суффикс в неопределенной форме? -Если перед ТЬ глагольный суффикс –И, в какой город рыцарь их отправит? (Второспряженск) - А если другая гласная буква? то ... (в Первоспряженск).
-Назовите тему урока, которую мы изучили? (ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛОВ ПО НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЕ ГЛАГОЛА) -Ребята, давайте попробуем сделать выводы, которые у нас получились. Выводы сделаем в виде схем. -Вот что у вас получилось.
И ТЬ – II спряжение О,А,У, Ы,Е,Я ТЬ – I спряжение
-Прочитаем схемы. (если у глагола в начальной форме перед ТЬ глагольный суффикс И - значит это глагол второго спряжения; если глагольный суффикс А Е Ы Я У О – глаголы первого спряжения) -Приведите примеры.
3) Давайте составим порядок действий по определению спряжения глаголов по Н.ф.
-Перед тем как ставить глагол в неопределенную форму, что надо выяснить? (ударное или безударное окончание) -Если окончание ударное, что будем делать? (писать то окончание, которое слышим) -Если окончание безударное, как будем действовать? (поставим глагол в неопределенную форму, смотрим на глагольный суффикс перед ТЬ и определяем спряжение)
люб..т - II тон..т - I они стро..т - II кол..т - Я – Ю ?
-Ребята, помните, мы затруднились при выборе окончания. Кто теперь может ответить на этот вопрос? КолОть – глагольный суффикс О, он первого спряжения, значит в окончании пишу колЮт – глагол первого спряжения.
-Чему же будем дальше делать? (упражняться в определении спряжения по неопределенной форме)
Ребята, а чтобы в городах не случалось больше таких казусов, им нужен вице-мэр. -Сдадим экзамен на право быть вице-мэром этих двух городов. Бегаешь, делать, занозишь, лететь, приходит, жалуется, приходит, поймаем, строить, проявят, сжать
Бегаешь 1. Определяю окончание: ударное или безударное. (безударное) 2. Ставлю глагол в неопределенную форму. (бегать – глагольный суффикс А) 3. Определяю спряжение. (это глагол первого спряжения). По данному алгоритму ребята работают по цепочке.
-Ребята, когда глагольчиков спасал рыцарь, было условие «На коня по одному». Несколько глагольчиков начали ссориться, кому первому залезть на коня. Решил рыцарь их проучить, развернулся и уехал. Надулись глагольчики друг на друга. Не разговаривают они, ходят отдельно, страшно им. И тут у одного возникла идея, написать записку другому, чтобы помириться. Ведь вместе всегда легче беду пережить. И вот какая записка получилась:
Давай не будим ссореться! Лучше помиремся!
-Как вы думаете, почему глагольчик написал это письмо? (вместе не так страшно в лесу) -Что интересного заметили? - Почему они допустили ошибки? -Исправьте ошибки и напишите эту записку грамотно. Будем – - Н.ф. БЫТЬ!
- Глагольный суффикс Ы
- Спряжение - I.
- Пишу окончание ЕМ
Возвращаемся к плану. -Всю ли работу выполнили, что планировали? -Давайте поведем итог. -Назовите еще раз тему урока? (Определение спряжения глаголов по инфинитиву) -Какую цель ставили на уроке? (Найти новый способ определения спряжения глаголов) Какой алгоритм выработали? -Достигли цели? Как? Сделаем вывод: Если в Н.Ф. глагольный суффикс – И, это глаголы второго спряжения, а если глагольный суффикс – А, О, У, И, Ы, то глаголы первого спряжения.
Лесенка успеха.
|