Открытый урок по русскому языку, 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных, осуществлять деятельность по самостоятельно созданному алгоритму и корректировать её
ФИО (полностью) | Чубукова Наталья Николаевна | ||
Место работы | Муниципальное бюджетное образовательное учреж-дение «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени С. В. Ишеева г. Ясногорска» Тульской области | ||
Должность | Учитель начальных классов | ||
Предмет | Русский язык | ||
Класс | 4 | ||
Тема и номер урока в теме | |||
Базовый учебник | Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., учебник «Русский язык», 4 класс, Баласс, 2011 г. |
8. Цель урока: содействовать развитию учащимися умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных
9. Задачи организационной деятельности учителя:
- предметные: учить применять и совершенствовать умение писать безударные падежные окончания имён существительных, осваивать умения строить учебную деятельность и объективно оценивать свою деятельность;
- метапредметные: организовать деятельность учащихся по развитию умений планировать свою работу, работать с текстом и вычитывать информацию из схемы; совершенствовать навыки самостоятельной работы, работы в парах;
- личностные: предоставить возможность детям для проявления общечеловеческих качеств: уважения, терпения. Способствовать формированию позитивной мотивации к обучению.
10. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
11. Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
12.Необходимое материально-техническое оборудование: учебник «Русский язык», 4 класс, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., Баласс, 2011 г., ноутбук учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
№ | Этап занятия | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | Создание благоприятного психологического климата для продуктивного общения в деятельности. | Создает благоприятный психологический настрой на уроке: предлагает детям улыбнуться друг другу и пожелать удачи. | Выполняют предложенные действия, эмоционально положительно настраиваются на совместную деятельность. | (1) | |
2. | Актуализация знаний.
Постановка проблемы. Формулирова-ние темы урока. | На интерактивной доске (Мимио) рассыпаны слова пословицы с пропущенными безударными гласными: На чужой сторонушк. рад своей воронушк. . Учитель даёт задание детям: собрать пословицу и вставить пропущенные буквы. Просит детей объяснить смысл пословицы. Задаёт вопрос: Какая проблема возникла? Объясните, какое окончание написали, и обосновать свой выбор Если дети ответят, что проблем не возникло, то учитель задаёт вопрос: Проблем нет, но уверены ли вы, что они не появятся в дальнейшей работе? А вы уверены, что никогда не ошибётесь? Значит, какая задача стоит перед нами? - Просит сформулировать тему урока. Как вы считаете, над чем мы будем работать на уроке? Как бы вы сформулировали тему урока? | Записывают пословицу в тетрадях, вставляя окончания существительных. Объясняют смысл пословицы. Дети отвечают на вопрос учителя. -Выбор буквы -е или –и в окончаниях существительных). Объясняют выбор буквы в окончании. Ставят задачи урока. Формулируют тему урока: -Как правильно писать окончания имён существительных? - Какие буквы надо писать в окончаниях существительных? -Правописание безударных гласных в окончаниях существительных. Определяют цели урока. | (5) | |
3 | Обобщение и систематизация знаний | Определи падежи.№193745 (1) | Организует коллективную работу с использованием ЭОР по выполнению интерактивного задания (полностью), - Определите падежи имён существительных. - Назовите существительные с безударными падежными окончаниями. Учитель контролирует выполнение деятельности учащимися. Предлагает вывести алгоритм написания безударных падежных окончаний имён существительных. - Что делаем сначала? - В каком случае слово требует проверки? - Как будем действовать дальше, если окончание безударное? -Какое окончание следует писать в проверяемом слове? | Коллективная работа. Ученики по одному выходят к интерактивной доске, делают выбор и обосновывают его. Называют существительные с безударными окончаниями, предлагают способ проверки. Выводит вместе с одноклассниками. алгоритм написания окончаний. - Ставим ударение в слове и определяем ударное или безударное окончание. Если окончание безударное. Подберём слово –помощник и поставим его в том же падеже. Такое же окончание, как и в слове–помощнике. |
(31) 5 |
Как действуем? N 193624 (2) | Учитель демонстрирует информационный учебный модуль (полностью). - Рассмотрите схем. Отличается ли алгоритм проверки окончаний в этой схеме с алгоритмом, который мы с вами только что вывели? Молодцы, вы сами вывели алгоритм проверки безударных гласных, который пригодится вам в дальнейшем. | Дети рассматривают схему и отвечают на вопрос учителя | 3 | ||
Окончания имён сущест-вительных № 193651 (3) | Организует коллективную работу с использованием ЭОР по выполнению: интерактивного задания, - Вставьте пропущенные гласные в окончания существительных, объясните свой выбор. Что вы использовали при выполнении задания? | Выходят к доске по одному, выполняют задание, объясняют свой выбор. Учащиеся класса контролируют выполнение задания одноклассниками. Алгоритм написания безударных гласных в окончаниях существительных. | 4 | ||
Проводит с детьми физминутку. Самомассаж. | Делают физминутку. |
1 | |||
Просит открыть учебники на странице 17 и выполнить упражнение 188. Просит выполнить упр. 189. Предлагает проверить работу. - Сравните составленные схемы предложений с записью на доске. | Ученик работает в паре с соседом. Выполняет упражнение, используя образец рассуждения на стр. 17. Производят взаимопроверку. Выполняет упражнение самостоятельно. Коллективная проверка работы. Сравнивает составленные схемы предложений с записью на доске. | 6 5 | |||
Правописаниепадежныхокончанийсуществитель-ных (4) | - Сегодня мы познакомимся с существительными, оканчивающимися на –ия, -ий и узнаем: можно ли при изменении этих существительных использовать, выведенный нами алгоритм написания безударных окончаний. Учитель демонстрирует информационный учебный модуль (частично). (слайд3, правило 3). - Что вы узнали о существительных, оканчивающихся на –ия, -ий, -ие? Давайте сравним: а какое окончание в этих же падежах мы писали с вами сегодня в словах 1 склонения? А какое окончание имеют существительные 2 склонения на -ий, -ие в предложном падеже? Сделайте вывод. Поставьте существительные лекторий, здание в Д. п. и П. п., слово рация в П. п., Корректирует деятельность учащихся в ходе самостоятельной работы. | Дети вычитывают информацию из текста и выводят правило написания падежных окончаний существительных, оканчивающихся на –ия, -ий, -ие. Существительные, оканчивающихся на –ия, -ий, -ие – слова-исключения. Существительные на – ия (1 склонения) в дательном и предложном падежах имеют окончание и. Окончание –е. (По чему?) по аллее, (по чему?) по акации. (На чём?) на аллее, (на чём?) на акации. Окончание –и. (В чём?) в доме, (в чём?) в санатории. Существительные, оканчивающихся на –ия, в дательном и предложном падежах имеют окончания и, а во всех остальных словах 1 склонения – е. Существительные, оканчивающихся на –-ий, -ие в предложном падеже имеют окончание и, а во всех остальных словах 2 склонения – е. Самостоятельно выполняют задание. Коллективная проверка работы. |
6. | ||
4. | Итог урока. | Учитель задаёт вопросы: - Кто не боится безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных? - Кто научился решать орфографическую задачу в безударных падежных окончаниях имен существительных? - Как будете действовать, если у существительного безударное окончание? Как узнать буквы в безударных падежных окончаниях имен су-ществительных? Какие слова-исключения вы узнали? Какие окончания они имеют в дательном и предложном падежах? Словесно отмечает наиболее активных учащихся на разных этапах урока, предлагает каждому оценить свою работу на уроке | Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу на уроке. | (3) | |
5. | Домашнее задание. | Просит открыть дневники и записать домашнее задание. (с. 25, упр. 2) Проводит инструктаж по его выполнению. | Дети записывают задание в дневник. | (1) |
Приложение 1
Приложение к плану-конспекту урока
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |||
1 |
| Практический, интерактивное задание | Интерактив-ная игра (анимация). | ||||
2 |
| Текст, текст с иллюстрациями, | модель | ||||
3 | Окончания имён существительных (193651) | Практический, интерактивное задание | Интерактив-ная игра (анимация). | ||||
4 |
|
| Презентация (слайд3, правило 3). | http://fcior.edu.ru/card/5750/pravopisanie-padezhnyh-okonchaniy-sushestvitelnyh.html |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.Тема урока "Развитие умения задавать вопросы к словам, обозначающим действие предметов."
Урок по УМК "Школа 2100"...
Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик
Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....
Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....
Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)
Тип урока: повторение изученного Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...
Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.
Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»
Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....