Открытый урок по русскому языку, 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Чубукова Наталья Николаевна

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
 Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных, осуществлять деятельность по самостоятельно созданному алгоритму и корректировать её

ФИО (полностью)

Чубукова Наталья Николаевна

Место работы

Муниципальное бюджетное образовательное учреж-дение «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени С. В. Ишеева г. Ясногорска» Тульской области  

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Русский язык

Класс

4

Тема и номер урока в теме

 Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных, осуществлять деятельность по самостоятельно созданному алгоритму и корректировать её, 2 урок.

Базовый учебник

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., учебник «Русский язык», 4 класс,  Баласс, 2011 г.

8. Цель урока: содействовать развитию учащимися  умения писать безударные гласные  в падежных окончаниях имен существительных

9. Задачи организационной деятельности учителя:

-  предметные:  учить применять и совершенствовать умение писать безударные падежные окончания имён существительных, осваивать  умения строить учебную деятельность и объективно оценивать свою деятельность;

- метапредметные: организовать деятельность учащихся по развитию умений планировать свою работу, работать с текстом и вычитывать информацию из схемы; совершенствовать навыки самостоятельной работы, работы в парах;

- личностные: предоставить возможность детям для проявления общечеловеческих качеств: уважения, терпения. Способствовать формированию позитивной мотивации к обучению.

10. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

11. Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

12.Необходимое материально-техническое оборудование: учебник «Русский язык», 4 класс,  Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., Баласс, 2011 г., ноутбук учителя, мультимедийный  проектор,   интерактивная доска.

Этап занятия

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Создание благоприятного психологического климата для продуктивного общения в деятельности.

Создает благоприятный психологический настрой на уроке: предлагает детям улыбнуться друг другу и пожелать удачи.

Выполняют предложенные действия, эмоционально положительно настраиваются на совместную деятельность.

(1)

2.

Актуализация знаний.

 

Постановка проблемы.

Формулирова-ние темы урока.

На  интерактивной доске (Мимио) рассыпаны слова пословицы с пропущенными безударными гласными: На чужой сторонушк. рад своей воронушк. .

Учитель даёт задание детям: собрать пословицу и вставить пропущенные буквы.

Просит детей объяснить смысл пословицы.

Задаёт вопрос:

Какая проблема возникла?

Объясните, какое окончание написали,  и обосновать свой выбор

Если дети ответят, что проблем не возникло, то учитель задаёт вопрос:

Проблем нет, но уверены ли вы, что они не появятся в дальнейшей работе? А вы уверены, что никогда не ошибётесь?

Значит, какая задача стоит перед нами? -

Просит сформулировать тему урока. Как вы считаете,  над чем мы будем работать на уроке?

Как бы вы сформулировали тему урока?

Так  какая же цель нашего урока?

Записывают пословицу в тетрадях, вставляя окончания существительных.

Объясняют смысл пословицы.

Дети отвечают на вопрос учителя.

-Выбор буквы -е или –и в окончаниях существительных).

Объясняют выбор буквы в окончании.

Ставят задачи урока.

Формулируют тему урока:

-Как правильно писать окончания имён существительных?

- Какие буквы надо писать в окончаниях существительных?

-Правописание безударных гласных в окончаниях существительных.

Определяют цели урока.

     (5)

3

Обобщение и систематизация знаний

Определи падежи.

№193745

      (1)

Организует коллективную работу с использованием ЭОР по выполнению интерактивного задания

(полностью),

- Определите падежи имён существительных.

- Назовите существительные с безударными падежными окончаниями. Учитель контролирует выполнение деятельности учащимися.

Предлагает вывести алгоритм написания безударных падежных окончаний имён существительных.

- Что делаем сначала?

- В каком случае слово требует проверки?

- Как будем действовать дальше, если окончание безударное?

-Какое окончание следует писать в проверяемом слове?

Коллективная работа.

Ученики по одному выходят к интерактивной доске, делают выбор и обосновывают его.

Называют существительные с безударными окончаниями,  предлагают способ проверки.

Выводит вместе с одноклассниками. алгоритм написания окончаний.

- Ставим ударение в слове и определяем ударное или безударное окончание.

Если окончание безударное.

Подберём слово –помощник и поставим его в том же падеже.

Такое же окончание, как и в слове–помощнике.

     

    (31)

     5

Как действуем?

 N 193624

        (2)

Учитель демонстрирует информационный учебный модуль

(полностью).

- Рассмотрите схем.

Отличается ли алгоритм проверки окончаний в этой схеме с алгоритмом, который мы с вами только что вывели?

Молодцы, вы сами вывели алгоритм проверки безударных гласных, который пригодится вам в дальнейшем.

Дети рассматривают схему и отвечают на вопрос учителя

      3

Окончания имён сущест-вительных

 № 193651

         (3)

Организует коллективную работу с использованием ЭОР по выполнению: интерактивного задания,

- Вставьте пропущенные гласные в окончания существительных, объясните свой выбор.

Что вы использовали при выполнении задания?

Выходят к доске по одному, выполняют задание, объясняют свой выбор. Учащиеся класса контролируют выполнение задания одноклассниками.

Алгоритм написания безударных гласных в окончаниях существительных.

       4

Проводит с детьми физминутку. 

Самомассаж.

Делают физминутку.

 

     1

Просит открыть учебники на странице 17 и выполнить упражнение 188.

Просит выполнить упр. 189.

Предлагает проверить работу.

- Сравните составленные схемы предложений с записью на доске.

Ученик работает в паре с соседом.

Выполняет упражнение, используя образец рассуждения на стр. 17.

Производят взаимопроверку.

Выполняет упражнение самостоятельно.

Коллективная проверка работы.

Сравнивает составленные схемы предложений с записью на доске.

     6

     5

Правописание

падежных

окончаний

существитель-ных

     (4)

- Сегодня мы познакомимся  с существительными, оканчивающимися на –ия, -ий  и узнаем: можно ли  при изменении этих существительных использовать, выведенный нами алгоритм написания безударных окончаний. Учитель демонстрирует информационный учебный модуль (частично). (слайд3, правило 3).  

- Что вы узнали о существительных, оканчивающихся на –ия, -ий, -ие?

Давайте сравним:

а какое окончание в этих же падежах мы писали с вами сегодня в словах 1 склонения?

А какое окончание имеют существительные 2 склонения на  -ий, -ие в предложном падеже?

Сделайте вывод.

Поставьте

существительные  лекторий, здание в Д. п. и П. п., слово рация в П. п.,  

Корректирует деятельность учащихся в ходе самостоятельной работы.

Дети вычитывают информацию из текста и

выводят правило написания падежных окончаний существительных, оканчивающихся на –ия, -ий, -ие.

Существительные, оканчивающихся на –ия, -ий, -ие – слова-исключения.

Существительные на – ия  (1 склонения) в дательном и предложном падежах имеют окончание и.

Окончание –е.

(По чему?)  по аллее, (по чему?)  по акации.

(На чём?) на аллее, (на чём?) на акации.

Окончание –и.

(В чём?) в доме, (в чём?) в санатории.

Существительные, оканчивающихся на –ия,  в дательном и предложном падежах имеют окончания и, а во всех остальных словах 1 склонения – е.

Существительные, оканчивающихся на –-ий, -ие в предложном падеже имеют окончание и, а во всех остальных словах 2 склонения – е.

Самостоятельно выполняют задание.

Коллективная проверка работы.

     

      6.

4.

Итог урока.

Учитель задаёт вопросы:

- Кто не боится безударных гласных  в падежных окончаниях  имен существительных?

- Кто научился   решать орфографическую задачу в безударных падежных окончаниях имен существительных?

- Как будете действовать, если у существительного безударное окончание? Как узнать буквы в безударных падежных окончаниях имен су-ществительных?

Какие слова-исключения вы узнали? Какие окончания они имеют в  дательном и предложном падежах?

Словесно отмечает наиболее активных учащихся на разных этапах урока, предлагает каждому оценить свою работу на уроке

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свою работу на уроке.

    (3)

5.

Домашнее задание.

Просит открыть дневники и записать домашнее задание. (с. 25, упр. 2)

Проводит инструктаж по его выполнению.

Дети записывают задание в дневник.

     (1)

Приложение 1

Приложение к плану-конспекту урока

 Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных, осуществлять деятельность по самостоятельно созданному алгоритму и корректировать её

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Определи падежи.

(№193745)

Практический, интерактивное задание

Интерактив-ная игра

(анимация).

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a523cf29-04ac-48e3-bd7b-0a1510456202/%5BNS-RUS_4-06%5D_%5BIG_074%5D.swf

2

Как действуем?

 (N 193624)

Текст, текст с иллюстрациями,

модель

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/54d1f935-e325-4a1b-9515-e826051f6abf/%5BNS-RUS_4-09%5D_%5BTQ_004%5D.swf

3

Окончания имён существительных (193651)

Практический, интерактивное задание

Интерактив-ная игра

(анимация).

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/177defa8-d7c4-474b-9ee5-d4bf49ee7ce1/%5BNS-RUS_4-09%5D_%5BQS_005%5D.html

4

Правописание

 падежных

 окончаний

существительных

Электронный учебный модуль информационного типа (и-тип)

Презентация

(слайд3, правило 3).

http://fcior.edu.ru/card/5750/pravopisanie-padezhnyh-okonchaniy-sushestvitelnyh.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)

Тип урока: повторение изученного   Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний  через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»

Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....