Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МОУ «Бильшертуйская начальная общеобразовательная школа»
Предмет: Русский язык
Класс: 4
Тема: «Изменение глагола в настоящем
времени».
Учитель: Митупова Н.Ю.
2013 год.
I Вводно- мотивационный этап.
1. Организационный момент
- Здравствуйте! Поднимите сигнальные карточки, посмотрим у кого какое настроение.
Я тетрадь свою открою
И с наклоном положу,
Я друзья от вас не скрою.
Ручку я вот так держу.
- Запишем число, классная работа.
2. -А сейчас внимательно послушайте то, что я вам прочитаю, и скажете, все ли понят-
но было.
1-й слайд – текст.
-Смешно.
-Допустима ли такая речь. Так говорят.
-Да это безграмотная речь, её трудно понять.
-Но это говорит старик, герой фильма Дерсу Узала.
-Он был очень хорошим охотником, наблюдателем,
человеком мудрым, знающим все тайны природы.
И так он говорил, потому что не учился в школе.
- Если не усвоить тему на уроке.
- Мы тоже можем допускать такие ошибки.
- Если мы так скажем, то, как это прозвучит.
- Вас поймут. (нет).
- Вы хотите узнать, почему говорил неправильно
старичок Дерсу Узала.
- Сегодня мы будем на уроке говорить о правильном
употреблении слов в речи!
- В конце урока попробуем исправить речь нашего
героя.
2-й слайд.
- Посмотрите на картину, что вы видите. (Птиц)
- Вы слышали, как ранним утром поют птицы.
- Каждая птица поёт свою песню.
- А знаете ли вы, как поёт кукушка.
Чистописание.
Мы также как и птицы, тоже любим петь.
- В каком времени и числе употреблены глаголы.
(поёт), (поют), (поём).
- Чем они похожи (по временам)
- Чем различаются (разные окончания)
- Почему глаголы имеют разные окончания.
2 этап: Операционно- содержательный этап:
Откройте учебники на странице 42. Упражнение60.
Задание 1-ой группе:
1-я группа должна прочитать текст,
выбрав из выделенных глаголов
только те, которые можно употребить,
рассказывая о себе, т.е. вы рассказываете от 1 лица.
2-я группа:
Прочитает текст, тоже выбрав из выделенных глаголов только те, которые могут
употребить, говоря о лице, к которому обращаемся, т.е. от 2 лица.
3-я группа:
Только те, которые могут употребить, рассказывая о ком-либо или о чём-либо, т.е.
Вы рассказываете от 3 лица.
Вывод:1. Когда мы говорим о себе употребляем глаголы в 1 лице и употребляем с
3 слайд личным местоимением «Я».
2. Когда мы обращаемся к лицу, употребляем глаголы во 2 лице и употреб-
ляем с личным местоимением «Ты».
3. Когда мы говорим о ком - либо или о чем- либо, в 3 лице.
- какой же вывод можно сделать из схемы.
- как же изменяются глаголы.
4 слайд Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам.
- Посмотрите на доску. Прочитайте слова.
- Что вы можете о них сказать.
- Кому можно отнести эти действия
- (Эти глаголы относятся к птицам).
- Где можно встретить летающих, говорящих, клюющих птиц.
- (В сказках: «Гадкий утенок» Г.Х. Андерсен, в русской народной сказке
- «Гуси-лебеди», в рассказах «Серая шейка».)
Физкультминутка
- Теперь, представьте себя маленькими птичками.
Релаксация.
« Поднимайте плечики
Прыгайте птички
Прыг- скок 2 раза
Сели травушку покушали
Тишину послушали
Выше-выше высоко
Прыгай на носках легко»
Работа по карточкам.
Карточка 1.
1. Измените, глагол ЛЕТАТЬ по лицам, запишите с местоимениями 1, 2, 3,
лица и укажите время.
2. Запишите глагол с местоимениями множественного числа. Выделите окончание.
Карточка 2.
1. Измените, глагол ГОВОРИТЬ по лицам, запишите с местоимениями 1, 2, 3,
лица и укажите время.
2. Запишите глагол с местоимениями множественного числа. Выделите окончание.
Карточка 3.
1. Измените, глагол КЛЕВАТЬ по лицам, запишите с местоимениями 1, 2, 3,
лица и укажите время.
2. Запишите глагол с местоимениями множественного числа. Выделите окончание.
Вывод:- Требуется ли дополнение к нашему правилу.
-А еще как изменяется глагол.
Слайд (4-й )
ГЛАГОЛЫ В НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ ИЗМЕНЯЮТСЯ ПО ЛИЦАМ И ЧИСЛАМ.
-Откройте правило на стр.43.
- А что нам помогает определить лицо.- ( Местоимение).
- Чему же мы научились. – ( Мы научились изменять глаголы по лицам и числам).
- Мы, наверное, уже сможем помочь нашему герою Дерсу Узала.
Слайд (1-й)
3 этап Оценочно-рефлексивный этап:
(открывается доска с правильным вариантом)
Я думаю ---- «Моя думай». Здесь он о себе говорит, значит, мы употребляем в 1 лице. --- -Какое личное местоимение нужно поставить.
Я по реке хожу ---- «Моя речка ходи». Здесь он тоже о себе говорит. (1лицо)
Он тоже говорит ---- «Его тоже говори». Здесь он говорит о рыбе, как о ком-либо. (3 лицо)
Мы его не понимаем ---- «Наша его понимай, нету». Он говорит о себе, о нас уже во множественном числе. (Мы)
-.Теперь прочитаем исправленный вариант
- Мы помогли нашему герою.
- О чем он говорил.
Оценивание – на этом наш урок заканчивается.
-Давайте подведем итоги.
- О чем же мы с вами говорили.
- Понравился ли вам урок.
- Какие моменты вам понравились и не понравились.
- Поднимите сигнальные карточки.
- Посмотрим у кого какое настроение.
Д/Задание: 1. Используя эти слова, составьте предложения.
2. Используя эти слова, составьте связный текст.
Анализ урока.
В классе 5 учащихся. Класс по уровню развития средний. По обследованиям психолога ведущим каналом восприятия у большинства учащихся является визуальной. Поэтому в основном применяю метод наглядно-иллюстративный. Учащиеся усваивают материал после нескольких тренировочных работ, но есть дети, которые проявляют активность и организаторские способности.
Тема урока: «Изменение глагола в настоящем времени».
По образовательной программе на настоящее и будущее время глагола отведено 6 уроков. Данный урок является первым.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цель: Создать условия для правильного употребления глаголов настоящего времени в речи.
Задача: 1.Способствовать формированию навыков изменения глаголов по лицам и числам.
2. Продолжить работу по развитию логического мышления учащихся,
наблюдательности и внимания.
3. Способствовать воспитанию стремления к овладению правильной грамотной
речью.
Форма организации учебной деятельности: групповая, общеклассная в сочетании с индивидуальной работой.
Методы обучения: метод коллизии, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный метод, работа с учебниками.
Средства обучения: ТСО - презентация, аудиомагнитафон.
Дид. наглядности- карточки групповые, карточки сигнальные.
На уроке использовала - информационные технологии, здоровье-сберегающие технологии. Это смена видов деятельности, эмоции, физкультминутка, динамическая смена поз, режим зрительных горизонтов (данный прием заключается в максимальном удалении от глаз учебного материала (слайд) и создаются условия для снятия напряжения с глазных мышц.
На вводно-мотивационном этапе постановку учебной задачи дети выводят сами через анализ текста. И тем самым дала мотивацию для дальнейшей работы.
На втором этапе отбор содержания соответствует уровню развития класса.
На этом этапе идет чередование видов деятельности.
На оценочном этапе мы опять вернулись к тексту, где дети правильно изменили слова.
Я думаю, что урок цели достиг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....