Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Митупова Наталья Юрьевна

Тема: "Изменение глагола в настоящем времени"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russ.yaz_.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Бильшертуйская начальная  общеобразовательная  школа»

                                         

Предмет:   Русский язык

Класс: 4

Тема:  «Изменение глагола в настоящем

времени».

                                                                                                                                       

                                                                               

        

   

                                                                                                   

                                                                                                                                                                         

                                   

                                                                                     Учитель: Митупова Н.Ю.

                                                           2013 год.

    I Вводно- мотивационный этап.

    1.  Организационный момент

      - Здравствуйте! Поднимите сигнальные карточки, посмотрим у кого какое настроение.

         Я тетрадь свою открою

         И с наклоном положу,

         Я друзья от вас не скрою.

         Ручку я вот так держу.

 

       - Запишем число, классная работа.

2. -А сейчас внимательно послушайте то, что я вам прочитаю, и скажете, все ли понят-

              но было.

              1-й слайд – текст.

              -Смешно.

               -Допустима  ли такая речь. Так  говорят.

               -Да  это безграмотная речь, её трудно понять.

               -Но это говорит старик, герой фильма Дерсу Узала.

                -Он был очень хорошим охотником, наблюдателем,

                  человеком мудрым, знающим все тайны природы.

                  И так он говорил, потому что не учился в школе.

               -  Если не усвоить тему на уроке.

               -  Мы тоже можем допускать такие ошибки.

               -  Если мы так скажем, то, как это прозвучит.

                - Вас поймут. (нет).

           - Вы хотите узнать, почему говорил неправильно

              старичок Дерсу Узала.

           - Сегодня мы будем на уроке говорить о правильном

              употреблении слов в речи!

              - В конце урока попробуем исправить речь нашего

               героя.

           

               2-й слайд.

              - Посмотрите на картину, что вы видите. (Птиц)

              - Вы слышали, как ранним утром поют птицы.

              - Каждая птица поёт свою песню.

              - А знаете ли вы, как поёт кукушка.

       

                 Чистописание.

                 Мы также как и птицы, тоже любим петь.

              - В каком времени и числе употреблены глаголы.

                (поёт), (поют), (поём).

               - Чем они похожи (по временам)

                -   Чем различаются (разные окончания)

               - Почему глаголы имеют разные окончания.

             2 этап: Операционно- содержательный этап:

                      Откройте учебники на странице 42. Упражнение60.

                   

                   Задание  1-ой группе:

                  1-я группа должна прочитать текст,

                  выбрав из выделенных глаголов

                  только те, которые можно  употребить,                                                                                                                  

рассказывая о себе, т.е. вы рассказываете от 1 лица.

2-я группа:

Прочитает текст, тоже выбрав из выделенных глаголов только те, которые могут

употребить, говоря о лице, к которому обращаемся, т.е. от 2 лица.

3-я группа:

Только те, которые могут употребить, рассказывая о ком-либо или о чём-либо, т.е.

Вы рассказываете от 3 лица.

Вывод:1. Когда мы говорим о себе употребляем глаголы в 1 лице и употребляем с

3 слайд                              личным местоимением «Я».

2. Когда мы обращаемся к лицу, употребляем глаголы во 2 лице и употреб-

ляем с личным местоимением «Ты».

3. Когда мы говорим о ком - либо или о чем- либо, в 3 лице.

- какой же  вывод можно сделать из схемы.

- как же изменяются глаголы.

4 слайд             Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам.

- Посмотрите на доску. Прочитайте слова.

- Что вы можете о них сказать.

- Кому можно отнести эти действия

- (Эти глаголы относятся к птицам).

- Где можно встретить летающих, говорящих, клюющих птиц.

- (В сказках: «Гадкий утенок» Г.Х. Андерсен, в русской  народной сказке

- «Гуси-лебеди», в рассказах «Серая шейка».)

Физкультминутка

- Теперь, представьте себя маленькими птичками.

Релаксация.

« Поднимайте плечики

Прыгайте птички

Прыг- скок 2 раза

Сели травушку покушали

Тишину послушали

Выше-выше высоко

Прыгай на носках легко»

Работа по карточкам.

Карточка 1.

1.   Измените, глагол ЛЕТАТЬ по лицам, запишите с местоимениями 1, 2, 3,

лица и укажите время.

2.   Запишите глагол с местоимениями множественного числа. Выделите окончание.

Карточка 2.

           1.   Измените, глагол ГОВОРИТЬ по лицам, запишите с местоимениями 1, 2, 3,

лица и укажите время.

           2.   Запишите глагол с местоимениями множественного числа. Выделите окончание.

Карточка 3.

           1.   Измените, глагол КЛЕВАТЬ по лицам, запишите с местоимениями 1, 2, 3,

лица и укажите время.

           2.   Запишите глагол с местоимениями множественного числа. Выделите окончание.

Вывод:- Требуется ли дополнение к нашему правилу.

             -А еще как изменяется глагол.

 Слайд (4-й )

     ГЛАГОЛЫ В НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ ИЗМЕНЯЮТСЯ ПО ЛИЦАМ И ЧИСЛАМ.

-Откройте правило на стр.43.

- А что нам помогает определить лицо.-  ( Местоимение).

- Чему же мы научились. – ( Мы научились изменять глаголы по лицам и числам).

- Мы, наверное, уже сможем помочь нашему герою Дерсу Узала.

Слайд (1-й)

  3 этап Оценочно-рефлексивный этап:

   (открывается доска с правильным вариантом)

Я думаю ---- «Моя думай».  Здесь он о себе говорит, значит, мы употребляем в 1 лице.  ---     -Какое  личное местоимение нужно поставить.    

Я по реке хожу ---- «Моя речка ходи». Здесь он тоже о себе говорит. (1лицо)

 Он тоже говорит ---- «Его тоже говори». Здесь он говорит о рыбе, как о ком-либо. (3 лицо)

 Мы его не понимаем ---- «Наша его понимай, нету». Он говорит о себе, о нас уже во множественном числе. (Мы)

 

-.Теперь прочитаем исправленный вариант

- Мы помогли нашему герою.

- О чем он говорил.

         Оценивание – на этом наш урок заканчивается.

         -Давайте подведем итоги.

         - О чем же мы с вами говорили.

         - Понравился ли вам урок.

         - Какие моменты вам понравились и не понравились.

         - Поднимите сигнальные карточки.

         - Посмотрим у кого какое настроение.

   Д/Задание: 1. Используя  эти слова, составьте предложения.

                      2.  Используя эти слова, составьте связный текст.

Анализ урока.

В классе 5  учащихся. Класс по уровню развития средний. По обследованиям психолога ведущим каналом восприятия у большинства учащихся является визуальной. Поэтому в основном применяю метод наглядно-иллюстративный. Учащиеся усваивают материал после нескольких тренировочных работ, но есть дети, которые проявляют активность и организаторские способности.

Тема урока: «Изменение глагола в настоящем времени».

По образовательной программе на настоящее и будущее время глагола отведено 6 уроков. Данный урок является первым.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель: Создать условия для правильного употребления глаголов настоящего времени в речи.

Задача: 1.Способствовать формированию навыков изменения глаголов по лицам и числам.

              2. Продолжить работу по развитию логического мышления учащихся,      

                                                                                                   наблюдательности и внимания.

              3. Способствовать воспитанию стремления к овладению правильной  грамотной  

                                                                                                                                             речью.

Форма организации учебной деятельности: групповая, общеклассная в сочетании с индивидуальной работой.

Методы обучения: метод коллизии, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный метод, работа с учебниками.

Средства обучения: ТСО - презентация, аудиомагнитафон.

Дид. наглядности- карточки групповые, карточки сигнальные.

На уроке использовала - информационные технологии, здоровье-сберегающие технологии. Это смена видов деятельности, эмоции, физкультминутка, динамическая смена поз, режим зрительных горизонтов  (данный прием заключается в максимальном удалении от глаз учебного материала  (слайд) и создаются условия для снятия напряжения с глазных мышц.

На вводно-мотивационном этапе постановку учебной задачи дети выводят сами через анализ текста. И тем самым дала мотивацию для дальнейшей работы.

На втором этапе отбор содержания соответствует уровню развития класса.

На этом этапе идет чередование видов деятельности.

На оценочном этапе мы опять вернулись к тексту, где дети правильно изменили слова.

Я думаю, что урок цели достиг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....