Технологическая карта урока русского языка во 2 классе.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок построен в игровой форме с целью систематизировать и уточнить знания учащихся об ударении, ударных и безударных гласных. Сформировать представление о смыслоразличительной роли ударения в словах; формировать   потребность и умение правильно произносить слова; формировать умение работать в группе.Воспитывать интерес к русскому языку, к поэтическому слову.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе.

Тема

Ударение. Роль ударения в различии смысла слова.

Цель темы

Систематизировать и уточнить знания учащихся об ударении, ударных и безударных гласных.

Сформировать представление о смыслоразличительной роли ударения в словах; формировать   потребность и умение правильно произносить слова; формировать умение работать в группе.

 Воспитывать интерес к русскому языку, к поэтическому слову.

Планируемый результат

Уметь находить  ударение в слове.

Уметь определять ударные и безударные гласные в словах.

Знать о смыслоразличительной роли ударения в словах.

Уметь правильно произносить слова.

Основные понятия

Слог; ударение; смысл слова.

Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник «Русский язык. Л.М.Зеленина, Т.Е. Хохлова.

 Проектор.для демонстрации иллюстраций.                                  

Раздаточный материалы для работы в группах.                

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Технология проведения

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания или вопрос каждого этапа

I этап.

Организационный момент.

Цель:

Организовать готовность к уроку.

Настраивать детей на работу.

I этап.  Организационный момент.

Очень звОнок наш звонОк,

Начинаем наш урок.

- Сегодня отправимся в гости к словам, которые живут в замке сказочнрго принца.

А как его зовут, вы сами догадаетесь, если напишите правильно.и красиво  буквы.

I этап.  Организационный момент.

Коммуникативные УУД.

Личностные УУД.

II этап.

Чистописание

Цель – развивать умение  правильно писать буквы.

ПР: Уметь слушать;

Уметь составлять из данных букв слово.

Работать над каллеграфией букв.

Участвовать в составлении слова из букв.

Организовать фронтальную работу по составлению слова из данных букв.

II этап.

Чистописание

Аа    Ее     Уу    Ии     Ее    Дд     Рр     Нн

Попробуйте составить слово из этих букв, и мы узнаем, как зовут принца.(Ударение)           

-Запишите тему нашего урока.

Ударение.

- Сегодня мы с вами узнаем, для чего нужно ударение? Какова его роль в речи. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить.

II этап.

Чистописание.

- Что вы можете сказать об этих буквах? Какие они?  

(Гласные, согласные)

Познавательные УУД

Личностные УУД

III этап. Работа  над новым материалом.

Цель: Систематизировать и уточнить знания учащихся об ударении, ударных и безударных гласных.

ПР: Уметь находить ударную и безударную гласную в словах.

Слушать представленный материал в форме сказки.

Участвовать в обсуждении постановки ударения в словах.

Определить главную мысль сказки.

Создать эмоциональный настрой на работу.

Организовать фронтальную работу по изменению смысла слов с перестановкой ударения;

Показать учащимся о значении ударения в словах.

III этап.  Работа  над новым материалом.

-А знаете, что случилось со словами, которые забыли про ударение?

- Послушайте сказку.

      В некотором царстве, в некотором государстве собрались слова русского языка и стали хвастаться, какие они все полезные и значимые.

  - Все у нас есть – говорили они, - и гласные, и всякие согласные звуки. Теперь мы всё сами назовём и сами обо всём скажем. Ничего нам больше не надо!

Услышало эти слова Ударение и возмутилось:

- Как это ничего не надо?! Да как же вы без меня жить будите?! Что вы без меня значите? Если я захочу, возьму и изменю значение ваших слов.

- Подумаешь, важность какая – Ударение! И без тебя обойдёмся! – ещё больше расхвастались слова.

- Ах, так! – рассердилось Ударение и стало по словам где не надо ударять, со слога на слог перепрыгивать. Подскочило к слову замОк (Слайд - картинку замок)

А слово замОк и говорит: «Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжёлый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь ударение – это просто чёрточка! Ударение рассердилось и перепрыгнуло с последнего слога на первый.

-Как вы думаете, какое слово  получилось.

  зАмок  ( Слайд - картинку замка).

Подскочило Ударение к слову крУжки (Сдайд - кружки. А оно только что в кружки воды набрало, как вдруг превратилось в кружкИ(Слайд – кружки)! А кружки всю воду расплескали, всех и обрызгали.

Вышли вперёд белкИ(Слайд - картинка белкИ), и говорят - «Мы самые главные компоненты любого живого организма, и уж с нами- то Ударение ничего не сделает».

- Как вы думаете, что произошло? (Ответы детей).Ударение перешло на другой слог и превратило это слово в белок.(Слайд картинка - бЕлки).

- Ах, что мы наделали? Ах, простите, мы нечаянно!

А Ударение смеётся:

- Погодите, вы ещё не то сделаете, - и подбежало к слову ПотОпать(Слайд – потопать). А слово ПотОпать хотело ногами потопать, но вдруг стало ПотопАть(Слайд – потопать).

- Караул! – кричит. – Тону потопАю!

А слово ЗаплачУ (Слайд – Заплачу) захотело за что-то заплатить, но увидело, что с другими словами делается, испугалось и закричало.

- Ах, я сейчас ЗаплАчу! (Слайд – заплачу).-  Давайте скорее извинимся перед Ударением и попросим его вернуться в наше общество!

- То-то! Сказало Ударение и вернуло всё на свои места.

У: А как вы думаете, какой вывод сделали слова? (Слова поняли, что они не могут жить без ударения. В    каждом слове есть ударение.)

У: - А если слово состоит из одного слога, ударение ставится? (Если в слове один слог, то ударение не ставится)

У: - Почему?  (Если слово состоит из одного слога, то значит в этом слове один гласный звук. Этот звук всегда чётко произносится. И ударение уже не превратит это слово в другое.)

III этап. Работа  над новым материалом.

Познавательные УУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

III этап. Первичное закрепление материала

Цель: Формировать умение правильно призносить слова.

ПР: Усвоить, что ударение может изменить смысл слова.

Уметь ставить ударение;

Списать предложения и поставить знак ударения по смыслу в одинаковых словах.

Сравнивать сведения о языке в учебнике и

вывод героев сказки.

Организовать фронтальную работу по учебнику.

III этап.  Первичное закрепление материала

 Работа по учебнику

Упражнение 41, стр. 54.

У: - Какой  вывод сделали слова из сказки? (Ударение может изменить смысл слова)

- Сравним сведения о языке в учебнике на с. 54.

              III этап.  Первичное закрепление материала

Работа в тетради.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

IV этап.

Физкультминутка.

V этап. Вторичное закрепление материала.

Цель: Научить подбирать слова по смыслу к предложениям.

ПР: Знать значение смысла слова;

Уметь подбирать слова по смыслу к предложениям.

Участвовать в обсуждении поблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Оценивать правильность выполнения заданий.

Участвовать в игре называя точные правильные слова.

 

Организовать фронтальную работу в определении различия смысла слова.

Обеспечить контроль  за выполнением задания.

Организовать игру по изменению места ударения в словах и получения новых слов.

V этап. Вторичное закрепление материала.

- Если мы знаем о значении ударения в словах, давайте посмотрим, какое задание вам приготовил принц Ударение.

- Посмотрите, что за слова написаны на экране.     

(Слайд.)                                                уху

                                         ворот

                                         пили

У: - Вам понятно о чём идёт речь? (Здесь не ясно о чём идёт речь, так как нет ударения в словах)

- Попробуйте поставить ударение, что означают эти слова? (Ответы детей)

 (Уха – суп из рыбы; Ворота – это наверное, воротник; нет, это у ворот; пили – значит, они что-то пили; может быть, это значит пилить?)

(Слайд.)               Мы сегодня ели ….                      уху

                              Комар подлетел к …..

                             Собака сидит у …..                    ворот

                             У рубахи был вышит …..

          Дети ….. молоко .                      пили

          …..бревно ровно.

Игра «Измени слово».

V этап. Вторичное закрепление материала.

Работа в тетради.

– Из каждой пары предложений, запишите по одному предложению.                                                                      

Познавательные УУД

Личностные УУД

VI этап. Работа в группах.

Цель: Научиться составлять предложения из слов.

ПР: Уметь различать смысл слова и составлять предложения.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Оценивать правильность выполнения заданий.

Организовать работу в группах, обеспечить контроль за выполнением зад

10. Работа в группах.

У: - Принц Ударение желает посмотреть какие вы дружные и как Вы  можете работать в группах.

Составление предложений с парами слов (раздЕли - разделИ, хлОпок – хлопОк, пОлки – полкИ, стрЕлки – стрелкИ, мУка – мукА, сОлью – сольЮ, пАры – парЫ, гвОздики – гвоздИки)

 

10. Работа в группах.

Составление предложений с парами слов.

Представление своих предложений каждой группой. Запись лучших предложений в тетради и на доске.

VII этап.  Итог урока. Обобщение полученных знаний.

Цель – обобщить и  закрепить полученные знания.

VII этап.  Итог урока

       -      Что знаете об ударении?

  • Чему новому научились на уроке?
  • Какую роль играет ударение в нашей речи?

У:–Прочитайте вместе. (СЛАЙД.)  

Солнце сЕло за селО.  Нам ужасно повезло

Что в гости к УДАРЕНИЮ сходили

        И все его секреты мы раскрыли.Принц, конечно «мОлодец»,      А каждый из нас «молодЕц»

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Русский язык. 4 класс. ОС «Школа 2100» Учитель ГБОУ лицея №64 Кузнецова Татьяна Григорьевна Урок № 31

Тема:  Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.Цель: Сформировать умение ставить знаки препинания (запятую) в сложном предложении с бессоюзной ...

Итоговая работа по теме: «Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)

laquo;Формирование  универсальных  учебных действий  на уроках в начальной школе».    Главная  цель работы над темой:Создание условий  для формирования у...

Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?

Технологическая карта урока  русский  язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?...

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения. Урок - фольклорный праздник "За околицей".

Представлена технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения....

Технологическая карта урока русского языка.3 класс.Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»

Тема урока:  «Повторяем фонетику и состав слова»Тип урока: отработки умений и рефлексииУМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 кл...

Технологическая карта урока «Русский язык» 1 класс обучающиеся с УО интеллектуальными нарушениями Учитель начальных классов Фатеева Н.А

Тема: «письмо изученных строчных и заглавных букв»Тип урока: ЗакреплениеЦель: Создать условия для формирования умения писать заглавные и строчные буквы; способствовать развитию моторики, ф...