№ урока | Количество часов | Название темы (раздела) | Характеристика видов деятельности учащихся |
1 – я четверть |
Язык и речь (2 ч.) |
1 | 1 | Знакомство с учебником «Русский язык» (3 класс). Виды речи и их назначение. Речь – отражение культуры человека. Понятие: хорошая речь. Учебник: упр. 1—4. Рабочая тетрадь: упр. 1—3 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Знакомиться с информацией в учебнике. Объяснять, в каких случаях используются разные виды речи. Осознавать, что такое хорошая речь. Составлять текст по рисунку. Оценивать результаты своей деятельности. |
2 | 1 | Для чего нужен язык? Назначение языка и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Учебник: упр. 5 - 10; РТ: упр. 4 – 6. | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Анализировать высказывания о русском языке. Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А. Пушкина. Оценивать результаты выполненного задания. |
Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч.) |
3 | 1 | Текст как единица языка и речи. Типы текстов. Входная диагностика Учебник: упр.11 - 13; РТ: упр. 7 - 10 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста, подбирать заголовок к тексту, выделять части текста. Различать типы текстов. Определять по заголовку тип текста и его содержание. Оценивать результаты своей деятельности. |
4 | 1 | Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Работа с текстом. Развитие речи: восстановление деформированного текста; составление повествовательного текста. Учебник: упр. 14 - 16; РТ: упр. 11, 12. | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различать типы текстов. Восстанавливать деформированный текст. Подбирать к нему заголовок, записывать составленный текст. Оценивать результаты своей деятельности. |
Предложение (10 ч.) |
5 | 1 | Предложение. Повторение и уточнение представлений о предложении и диалоге. Знаки препинания в конце предложений. Учебник: упр. 17 – 19. РТ: упр. 13 – 18. | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения. Выделять в письменном тексте диалог. Оценивать результаты своей деятельности. |
6 | 1 | Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Знаки препинания в конце предложений. Развитие речи: развитие интонационных навыков. Учебник: упр. 20 – 23. РТ: упр. 19 - 21 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания. Находить их в тексте, составлять предложения такого типа. Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения. Обосновывать постановку знаков препинания в конце предложений. Оценивать результаты своей деятельности. |
7 |
| Входной контрольный диктант №1 |
|
8 | 1 | Виды предложений по цели высказывания. Сочинение по репродукции картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Учебник: упр. 24 – 26. | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различать предложения по цели высказывания. Соблюдать в устной речи логическое ударение и интонацию конца предложения. Составлять рассказ по картине, записывать составленный текст. Оценивать результаты своей деятельности. |
9 | 1 | Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложений. Учебник: упр. 27 - 31. РТ: упр. 22, 23. | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Наблюдать над значением предложений, различных по интонации, находить их в тексте, составлять предложения такого типа. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Оценивать результаты своей деятельности. |
10 | 1 | Обобщение знаний о видах предложений. Учебник: упр. 32, 33. РТ: упр. 24 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Развивать интонационные навыки при чтении предложений. Обосновывать постановку знаков препинания в конце предложений. Оценивать результаты своей деятельности. |
11 | 1 | Обращение. Предложения с обращением (общее представление). Учебник: упр. 34 – 36; РТ: упр. 25 - 27 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог. Записывать диалог. Оценивать результаты своей деятельности. |
12 | 1 | Главные и второстепенные члены предложения. Учебник: упр. 37 – 41. РТ: упр. 27 - 30 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения, обосновывать постановку знаков препинания в конце предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении. Составлять из данных слов распространённое предложение по заданному алгоритму. Оценивать результаты своей деятельности. |
13 | 1 | Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложения по членам. Учебник: упр. 41 – 47, памятка «Как разобрать предложение по членам», с.144. РТ: упр. 31, 32 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении. Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения в распространённом предложении. Планировать свои действия при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма. Оценивать результаты своей деятельности. |
14 | 1 | Простое и сложное предложения (общее представление). Запятая между частями сложного предложения. Учебник: упр. 48 – 52. РТ: упр. 33, 34 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Наблюдать над составом простых и сложных предложений. Различать простые и сложные предложения в письменном тексте. Объяснять постановку запятой в сложном предложении. Оценивать результаты своей деятельности. |
15 | 1 | Сложное предложение. Союзы а, и, но в сложном предложении. Запятая между частями сложного предложения. Учебник: упр. 53 - 56. РТ: упр. 35 - 37 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различать простые и сложные предложения в письменном тексте. Наблюдать над постановкой запятой между частями сложного предложения, соединёнными союзами а, и, но. Составлять из двух простых предложений одно сложное. Оценивать результаты своей деятельности. |
Словосочетание (2 ч.) |
16 | 1 | Словосочетание (общее представление). Учебник: упр. 57 – 60, 62. РТ: упр. 38 - 41 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различать словосочетание и предложение. Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. Составлять предложения из данных пар слов. Оценивать результаты своей деятельности. |
17 | 1 | Предложение и словосочетание. Сочинение по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень». Учебник: упр. 61, 63. РТ: упр. 40 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Выделять из предложения основу и словосочетания. Планировать свои действия при полном разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма. Составлять небольшой текст по репродукции картины под руководством учителя и записывать его. Оценивать результаты своей деятельности. |
Слово в языке и речи (17 ч) Лексическое значение слова (3 ч). |
18 | 1 | Слово и его лексическое значение. Повторение и уточнение представлений о слове. Учебник: упр. 64 – 67. РТ: упр. 42 - 48 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их лексическое значение по «Толковому словарю». Распознавать однозначные и многозначные слова, объяснять их значение. Составлять предложения, употребляя в них многозначные слова. Оценивать результаты своей деятельности. |
19 | 1 | Распознавание лексических групп слов в речи: синонимы, антонимы, слова в прямом и переносном значении. Учебник: упр. 68 - 74; РТ: упр. 49 - 56 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их лексическое значение по «Толковому словарю». Распознавать синонимы и антонимы, подбирать к слову синонимы или антонимы. Находить слова, употреблённые в переносном значении. Оценивать результаты своей деятельности. |
20 | 1 | Омонимы. Значение, использование омонимов в речи. Словарный диктант №1 Учебник: упр. 75 - 77; РТ: упр. 57 - 62 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Оценивать результаты своей деятельности. |
Слово и словосочетание (3 ч). |
21 | 1 | Слово и словосочетание. Представление о словосочетании как сложном названии предмета. Учебник: упр. 79 – 82. РТ: упр. 63, 64 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различать слово и словосочетание как сложное название предмета. Оценивать результаты своей деятельности. |
22 | 1 | Фразеологизмы. Первоначальное представление об устойчивых сочетаниях слов. Учебник: упр. 83 - 87; РТ: упр. 65 - 68 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение. Отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Оценивать результаты своей деятельности. |
23 | 1 | Подробное изложение с языковым анализом текста. Учебник: упр. 88. РТ: упр. 69, 70 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте. Письменно излагать содержание текста – образца. Оценивать результаты своей деятельности. |
Части речи (4 ч). |
24 | 1 | Части речи. Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи. Сочинение по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды». Учебник: упр. 89 - 92. РТ: упр. 71 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Распознавать изученные части речи. Приводить примеры слов изученных частей речи. Составлять текст по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды». Оценивать результаты своей деятельности. |
25 | 1 | Имя существительное. Местоимение. Предлоги с именами существительными. Учебник: упр. 93 - 97. РТ: упр. 72 - 74 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Распознавать имена существительные, определять их признаки. Определять роль имён существительных в речи и в предложении. Заменять повторяющиеся имена существительные местоимением или синонимом. Оценивать результаты своей деятельности. |
26 | 1 | Имя прилагательное. Глагол. Учебник: упр. 98 – 102. РТ: упр. 75 – 77. | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Распознавать имена прилагательные, приводить примеры слов данной части речи. Выписывать словосочетания с именами прилагательными, подбирать синонимы к именам прилагательным. Распознавать глаголы, ставить вопросы к глаголам. Выделять выразительные средства языка в пейзажных зарисовках. Оценивать результаты своей деятельности. |
27 | 1 | Имя числительное (общее представление). Учебник: упр. 103 – 106. РТ: упр. 78 – 80. | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Распознавать имя числительное по значению и по вопросам, объяснять значение имён числительных в речи. Оценивать результаты своей деятельности. |
Однокоренные слова (1 ч.) |
28 | 1 | Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова. Учебник: упр. 107 - 111. РТ: упр. 81 – 84. | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать однокоренные слова и слова – синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем. Оценивать результаты своей деятельности. |
Слово и слог. Звуки и буквы (6 ч.) |
29 | 1 | Слово и слог. Гласные звуки и буквы для их обозначения. Учебник: упр. 112 - 116. РТ: упр. 85 – 89. | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различать слово и слог, звук и букву. Обсуждать алгоритм орфографических действий при выборе буквы для обозначения безударного гласного звука в корне слова, подбирать несколько проверочных слов с данной орфограммой, объяснять правильность написания слова. Оценивать результаты своей деятельности. |
30 | 1 | Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч, жи – ши, ча – ща, чу – щу. Звуко – буквенный разбор слова. Учебник: упр. 117 - 121; РТ: упр. 90, 91. | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Проводить звуковой и звуко – буквенный разбор слова. Объяснять правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч, жи – ши, ча – ща, чу – щу. Оценивать результаты своей деятельности. |
31 | 1 | Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне. Учебник: упр. 122 - 124. РТ: упр. 92, 93, 96. | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Обсуждать алгоритм орфографических действий при выборе буквы для обозначения парного по глухости – звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным в корне слова, подбирать несколько проверочных слов, объяснять правильность написания слова. Оценивать результаты своей деятельности. |
32 | 1 | Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь). Проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. Тест №1 Учебник: упр. 125 - 127 . РТ: упр. 95, 97. | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Определять роль разделительного мягкого знака в слове, писать слова с этой орфограммой. Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы в слове, группировать слова по типу орфограммы. Оценивать результаты своей деятельности. |
33 | 1 | Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану. Учебник: упр. 128, 129. | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам (или коллективно составленному плану). Оценивать результаты своей деятельности. |
34 | 1 | Работа над ошибками, допущенными в изложении (сочинении). Рекомендации к осуществлению проектной деятельности «Рассказ о слове». Учебник: рубрика «Наши проекты» с. 72 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Оценивать результаты написанного изложения, определять границы своих достижений, намечать пути преодоления ошибок и недочётов. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации. Оценивать результаты своей деятельности. |
Проект «Рассказ о слове». |
Состав слова (46 ч). |
Корень слова (3 ч). |
35 | 1 | Корень слова. Однокоренные слова. Учебник: упр. 130 - 134; РТ: упр. 98 – 100. | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова, выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Осуществлять последовательность действий при выделении в слове корня. Оценивать результаты своей деятельности. |
36 | 1 | Правописание корня в однокоренных словах. Чередование гласных и согласных звуков в корнях однокоренных слов. Учебник: упр. 135 - 137. РТ: упр. 102 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Наблюдать над этимологией слова. Находить чередующиеся звуки в корне слов. Различать однокоренные слова с чередующимися согласными в корне, выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов с чередующимися согласными. Оценивать результаты своей деятельности. |
37 | 1 | Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах. Учебник: упр. 138 - 141; РТ: упр. 101, 103 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различать сложные слова, находить в них корни. Наблюдать над правописанием сложных слов. Подбирать однокоренные слова с заданным значением. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Оценивать результаты своей деятельности. |
Формы слова. Окончание (4 ч.) |
38 | 1 | Формы слова. Окончание. Отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова. Учебник: упр. 142 - 145; РТ: упр. 104 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Наблюдать над ролью окончания в слове. Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, осознавать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Оценивать результаты деятельности. |
39 | 1 | Нулевое окончание. Алгоритм определения окончания в слове. Учебник: упр. 146 - 149; РТ: упр. 105, 107 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Находить и выделять в слове окончание. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Различать в слове нулевое окончание. Осуществлять последовательность действий при выделении в слове окончания. Оценивать результаты своей деятельности. |
40 | 1 | Слова, которые не имеют окончания. Учебник: упр. 150 - 152; РТ: упр. 106, 108 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Группировать слова: однокоренные слова и формы одного и того же слова. Различать слова, не имеющие окончания. Составлять из деформированных слов предложение, а из предложений текст. Оценивать результаты своей деятельности. |
41 | 1 | Контрольный диктант №2 (с грамматическим заданием) | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Применять изученные знания и умения при выполнении учебной задачи. Оценивать результаты деятельности. |
Приставка (3 ч.) |
42 | 1 | Приставка, как значимая часть слова. Учебник: упр. 153 - 155; РТ: упр. 110 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Осознавать признаки приставки как части слова. Формулировать определение приставки. Наблюдение над правописанием приставок. Образовывать слова с помощью приставок. Находить и выделять в слове приставку. Оценивать результаты своей деятельности. |
43 | 1 | Значение приставки в слове. Образование слов с помощью приставки. Учебник: упр. 156 - 160. РТ: упр. 111, 112, 114. | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Находить и выделять в слове приставку, обосновывать правильность её выделения в слове. Образовывать слова с помощью приставок. Оценивать результаты своей деятельности. |
44 | 1 | Слова с двумя приставками. Употребление в речи слов с приставками. Словарный диктант №2. Учебник: упр. 161 – 163. РТ: упр. 113, 114 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Находить и выделять в слове приставку, обосновывать правильность её выделения в слове. Составлять предложения или рассказ по рисунку. Оценивать результаты своей деятельности. |
Суффикс (3 ч.) |
45 | 1 | Суффикс как значимая часть слова. Алгоритм выделения в слове суффикса. Учебник: упр. 164 - 167. РТ: упр. 115, 116 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Осознавать признаки суффикса как части слова. Формулировать определение суффикса. Наблюдать над ролью суффикса в слове. Осуществлять последовательность действий при выделении в слове суффикса. Находить и выделять в слове суффиксы. Оценивать результаты своей деятельности. |
2 – я четверть |
46 | 1 | Значение суффикса в слове. Образование слов с помощью суффиксов. Учебник: упр. 168 - 172. РТ: упр. 119 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Находить и выделять в слове суффикс, обосновывать правильность его выделения в слове. Объяснять значение суффикса в слове. Образовывать слова с помощью суффиксов. Оценивать результаты своей деятельности. |
47 | 1 | Употребление в речи слов с суффиксами. Учебник: упр. 173 - 176. РТ: упр. 117, 118, 120 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Находить и выделять в слове суффикс, обосновывать правильность его выделения в слове. Объяснять значение суффикса в слове. Образовывать слова с помощью суффиксов. Оценивать результаты своей деятельности. |
Основа слова (5 ч.) |
48 | 1 | Основа слова. Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе». Учебник: упр.177 - 179. РТ: упр. 121, 122, 124 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Выделять в словах основу слова. Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, составлять по картине описательный текст. Оценивать результаты своей деятельности. |
49 | 1 | Обобщение знаний о составе слова. Разбор слова по составу. Учебник: упр. 180 - 184; РТ: упр. 123, 126 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей. Анализировать модели слова и подбирать слова по этим моделям. Оценивать результаты своей деятельности. |
50 | 1 | Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Учебник: упр. 185 - 189. РТ: упр. 125, 127 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Проводить разбор слов по составу. Анализировать модели состава слова и подбирать слова по этим моделям. Находить среди слов неизменяемые слова, правильно употреблять эти слова в речи. Оценивать результаты своей деятельности. |
51 | 1 | Подробное изложение повествовательного текста. Учебник: упр. 190, 191
| Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Подробно излагать содержание повествовательного текста по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту. Оценивать результаты своей деятельности. |
52 | 1 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Проверочная работа. Рекомендации к осуществлению проектной деятельности «Семья слов». Учебник: рубрика «Проверь себя», с. 100. Рубрика «Наши проекты», с. 101. РТ: упр. 128, 129 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Оценивать результаты проверочной работы и результаты изложения, определять границы своих достижений, намечать пути преодоления ошибок и недочётов. Оценивать результаты своей деятельности. |
Проект «Семья слов». Учебник: рубрика «Наши проекты», с. 101 |
Правописание частей слова (29 ч.) |
53 | 1 | Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. Учебник: упр. 192, 193. РТ: упр. 130 - 132 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы в значимых частях слова. Оценивать результаты своей деятельности. |
Правописание безударных гласных в корне слова (4 ч.) |
54 | 1 | Правописание слов с безударными гласными в корне. Уточнение и обобщение знаний о двух способах проверки слов с безударными гласными в корне. Учебник: упр. 194 – 196. РТ: упр. 130 - 134 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографической задачи на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Оценивать результаты своей деятельности. |
55 | 1 | Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова. Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова. Учебник: упр. 197 - 200; РТ: упр. 138, 139 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различать слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами и обосновывать их написание. Объяснять, доказывать правильность написания слова с орфограммой на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. |
56 | 1 | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова. Развитие речи:составление текста из деформированных предложений. Учебник: упр. 201 - 204. РТ: упр. 135 - 137 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Подбирать проверочные слова для слов с двумя орфограммами в корне. Различать слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами и обосновывать их написание. Составлять текст из деформированных предложений, записывать его, подбирать к нему заголовок, выделять в предложениях сравнения. Оценивать результаты своей деятельности. |
57 | 1 | Правописание слов с безударными гласными в корне. Слова с буквосочетаниями –оло-, -оро-, -ере-. Словарный диктант №3 Учебник: упр. 205 – 207. РТ: упр. 140, 141. | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Объяснять, доказывать правильность написания слова с орфограммой на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова. Работать с непунктированным текстом, записывать его, правильно оформляя каждое предложение и выделяя части текста. Оценивать результаты своей деятельности. |
Правописание слов с глухими и звонкими согласными (4 ч.) |
58 | 1 | Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Уточнение и обобщение знаний о двух способах проверки написания слов с парным по глухости – звонкости согласным звуком в корне. Учебник: упр. 208 - 210. РТ: упр. 142, 143, 145 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с орфограммой на правило обозначения буквой парного по глухости – звонкости согласного звука. Оценивать результаты своей деятельности. |
59 | 1 | Контрольное списывание №1 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Находить орфограмму в словах. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографической задачи. Подбирать проверочные и проверяемые слова с заданной орфограммой. Оценивать результаты своей деятельности. |
60 | 1 | Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными и безударными гласными в корне. Сопоставление правил правописания безударных гласных в корне и парных по глухости – звонкости согласных на конце слов и перед согласными в корне. Учебник: упр. 215 - 219. РТ: упр. 147 - 149 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Находить орфограмму в словах. Подбирать проверочные и проверяемые слова с заданной орфограммой. Заменять в словах выделенный звук буквой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с орфограммой на правило обозначения буквой парного по глухости – звонкости согласного звука. Оценивать результаты своей деятельности. |
61 | 1 | Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Составление текста по сюжетному рисунку. Учебник: упр. 220 - 222; РТ: упр. 150 - 152 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Находить орфограмму в словах на изученные правила письма. Объяснять, доказывать правильность написания слова с орфограммой. Составлять текст по рисунку, воспроизводить его вслух. Оценивать результаты своей деятельности. |
Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне (4 ч). |
62 | 1 | Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. Учебник: упр. 223 - 225. РТ: упр. 153, 157 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Находить в словах орфограмму непроизносимого согласного звука. Оценивать результаты деятельности. |
63 | 1 | Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. Правописание слов, в которых нет непроизносимого согласного звука. Учебник: упр. 226 – 228 . РТ: упр. 154, 156, 158 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Подбирать слова с непроизносимым согласным звуком. Объяснять, доказывать правильность написания слова с орфограммой. Оценивать результаты своей деятельности. |
64 | 1 | Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. Учебник: упр. 229 - 231. РТ: упр. 155 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Заменять в данных словах выделенные звукосочетания буквами и обосновывать правописание слов. Оценивать результаты своей деятельности. |
65 | 1 | Контрольный диктант №3 Учебник: упр. 232. РТ: упр. 159, 160 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Объяснять, доказывать правильность написания слов с изученными орфограммами. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Оценивать результаты своей деятельности. |
Двойные согласные (3 ч.) |
66 | 1 | Правописание слов с удвоенными согласными. Работа над ошибками, допущенными в проверочном диктанте. Учебник: упр. 233 - 234. РТ: упр. 161 - 163 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Находить слова с удвоенными согласными в корне, правильно их произносить. Проверять правописание слов с удвоенными согласными по словарю. Оценивать результаты своей деятельности. |
67 | 1 | Правописание слов с удвоенными согласными. Учебник: упр. 235 – 237. РТ: упр. 164, 165 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различать место в слове удвоенных согласных. Переносить слова с удвоенными согласными. Оценивать результаты своей деятельности. |
68 | 1 | Сочинение по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка». Учебник: упр. 238 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Составлять текст по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка» и опорным словам. Оценивать результаты своей деятельности. |
Правописание суффиксов и приставок (4 ч.) |
| 1 | Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы –ек, -ик в словах, их правописание. Учебник: упр. 239 - 242; РТ: упр. 166 - 170 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Определять способы проверки написания приставок и суффиксов. Определять значение слов с заданным суффиксом. Оценивать результаты своей деятельности. |
69 | 1 | Правописание суффиксов в словах. Правописание суффикса –ок после шипящих. Учебник: упр. 243 - 246; РТ: упр. 171 - 173 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Определять способы проверки написания суффиксов. Определять значение слов с заданным суффиксом. Оценивать результаты своей деятельности. |
70 | 1 | Правописание приставок в словах. Учебник: упр. 248 - 252. РТ: упр. 172, 174, 175 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Определять способы проверки написания приставок. Образовывать слова с заданными приставками, выделять приставки, объяснять их написание. Составлять текст по рисунку и записывать его. Оценивать результаты своей деятельности. |
71 | 1 | Правописание значимых частей слова. Словарный диктант №4. Учебник: упр. 247, 253 – 256. РТ: упр. 176 - 178 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Распознавать орфограммы в значимых частях слова, объяснять способы их проверки, аргументировать правильность их написания. Составлять текст – описание по аналогии с данным текстом. Оценивать результаты своей деятельности. |
Приставки и предлоги в словах (3 ч.) |
72 | 1 | Правописание приставок и предлогов в словах. Учебник: упр. 257 - 260. РТ: упр. 179 - 181 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различать приставки и предлоги. Правильно писать слова с предлогами и приставками. Оценивать результаты своей деятельности. |
73 | 1 | Правописание приставок и предлогов в словах. Учебник: упр. 261 - 263. РТ: упр. 182 - 185 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Выделять в словах приставки, правильно их записывать в слове. Правильно писать предлоги со словами. Объяснять значение фразеологизмов. Находить в словах орфограммы и обосновывать их написание. Оценивать результаты своей деятельности. |
74 | 1 | Контрольный диктант №4 (с грамматическим заданием). РТ: упр. 186 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. |
Разделительный твёрдый знак (ъ) (5 ч.) |
75 | 1 | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Место и роль разделительного твёрдого знака в слове. Учебник: упр. 264 - 267. РТ: упр. 187, 188 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различать разделительный твёрдый и разделительный мягкий знаки. Обосновывать написание слов с данными орфограммами. Оценивать результаты деятельности. |
76 | 1 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. Тест №2 Учебник: упр. 268 - 272. РТ: упр. 189, 190 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Подбирать глаголы с приставками и правильно их записывать. Обосновывать написание слов с изученными орфограммами. Оценивать результаты своей деятельности. |
77 | 1 | Правописание слов с разделительным твёрдым и мягкими знаками. Перенос слов с разделительным твёрдым знаком. Жанр объявления. Учебник: упр. 273 - 275. РТ: упр. 191 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Писать слова с разделительным твёрдым и мягкими знаками, обосновывать их правописание. Составлять под руководством учителя объявление. Оценивать результаты своей деятельности. |
78 | 1 | Изложение повествовательного деформированного текста по данному плану. Учебник: упр. 277, 278. РТ: упр. 192 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Писать текст изложения, соблюдая правила оформления текста. Оценивать результаты своей деятельности. |
79 | 1 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком и другими орфограммами. Работа над ошибками, допущенными в изложении. Проверочный диктант. Учебник: упр. 276, 277, 279. РТ: упр. 193 - 195 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Писать слова с изученными орфограммами, обосновывать их написание. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. |
80 | 1 | Обобщение изученных правил письма. Рекомендации к осуществлению проектной деятельности «Составляем «Орфографический словарь». Учебник: рубрика «Наши проекты», с. 142 | Осознавать задачу предстоящей деятельности, намечать пути её осуществления, составлять собственный «Орфографический словарь», подготовиться к его презентации. |
Проект «Составляем «Орфографический словарь». Учебник: рубрика «Наши проекты», с. 142 |
3 – я четверть |
Что такое части речи (2 ч.) |
81 | 1 | Части речи. Повторение и уточнение представлений об изученных частях речи. Учебник: упр. 1 - 4. РТ: упр. 1 - 5 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Определять по изученным признакам с опорой на определение различные части речи. Классифицировать слова по частям речи. |
82 | 1 | Части речи. Распознавание частей речи по изученным признакам. Учебник: упр. 5 - 7 | Подбирать примеры слов изученных частей речи. Составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе. |
Имя существительное (30 ч.) |
Повторение (6 ч.) |
83 | 1 | Имя существительное. Повторение и уточнение представлений об имени существительном. Учебник: упр. 8 – 10. РТ: упр. 6 - 9 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Распознавать имена существительные, определять их лексическое значение. Различать многозначные слова, определять их значение. Оценивать результаты своей деятельности. |
84 | 1 | Значение и употребление имён существительных в речи. Начальная форма имени существительного. Учебник: упр. 11 - 14. РТ: упр. 10 - 12 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различать среди однокоренных слов имена существительные. Изменять имена существительные по вопросам. Составлять рассказ о классной комнате и записывать его. Оценивать результаты деятельности. |
85 | 1 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Учебник: упр. 15 – 19. РТ: упр. 13 - 20 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Находить устаревшие слова, объяснять их значение. Выделять суффиксы в слове. |
86 | 1 | Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. Учебник: упр. 20, 21 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Письменно излагать содержание текста – образца по самостоятельно составленному плану. Исправлять недочёты и ошибки. Оценивать результаты . |
87 | 1 | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён существительных. Учебник: упр. 22 - 25. РТ: упр. 21 - 26 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён существительных. Составлять письменные ответы на вопросы. Оценивать результаты своей деятельности. |
88 | 1 | Собственные и нарицательные имена существительные. Рекомендации к осуществлению проектной деятельности «Тайна имени». Учебник: упр. 26, 27, 38. РТ: упр. 27 - 31 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных. Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, выделять части, выписывать трудные слова, записывать текст по памяти. |
Проект «Тайна имени». Учебник: рубрика «Наши проекты», с. 18 - 19 |
Число имён существительных (2 ч.) |
89 | 1 | Число имён существительных, изменение имён существительных по числам. Учебник: упр. 28 - 32. РТ: упр. 32 - 34 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различать единственное и множественное число имён существительных. Обосновывать правильность определения рода имён существительных. Изменять форму числа имён существительных. |
90 | 1 | Имена существительные, имеющие форму одного числа. Учебник: упр. 33 - 37; рубрика «Правильно произносите слова», с. 24. РТ: упр. 35 - 38 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Определять число имён существительных. Составлять предложения из деформированных слов. Оценивать результаты своей деятельности. |
Род имён существительных (7 ч.) |
91 | 1 | Род имён существительных: мужской, женский, средний. Учебник: упр. 39 - 42. РТ: упр. 39 - 42 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Классифицировать по роду имена существительные. Находить сходство и различия в именах существительных каждого рода. Обосновывать правильность определения рода имён существительных. |
92 | 1 | Определение рода имён существительных, употреблённых в начальной и других формах. Учебник: упр. 43 - 46. РТ: упр. 43 - 46 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Согласовывать в роде и числе имена существительные и имена прилагательные, правильно употреблять их в речи. Оценивать результаты своей деятельности. |
93 | 1 | Имена существительные общего рода. Род имён существительных иноязычного происхождения. Словарный диктант №5 Учебник: упр. 47 - 50. РТ: упр. 47, 48 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Определять род имён существительных. Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. Определять род имён существительных общего рода. Оценивать результаты своей деятельности. |
94 | 1 | Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода. Учебник: упр.51 - 55; РТ: упр. 49 - 52 | Наблюдать над правописанием имён существительных мужского и женского рода с шипящим звуком на конце слова. Выделять орфограмму на изученное правило письма. Писать имена существительные мужского и женского рода с шипящим звуком на конце слова и обосновывать правильность написанного. |
95 | 1 | Правописание имён существительных с шипящим звуком на конце слова. Учебник: упр. 56 - 61. РТ: упр. 53 - 58 | Определять род имён существительных, обосновывать правильность написания имён существительных мужского и женского рода с шипящим звуком на конце слова. Распределять слова в группы в зависимости от изученных орфограмм. |
96 | 1 | Подробное изложение повествовательного текста – образца. Учебник: упр. 62, 63. | Подготовиться к написанию изложения. Подробно письменно излагать содержание текста – образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии рисунков. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. |
97 | 1 | Контрольный диктант № 5 | Записывать текст под диктовку и проверять написанное. Оценивать результаты своей деятельности. |
Падеж имён существительных (15 ч.) |
98 | 1 | Склонение имён существительных (изменение имён существительных по падежам). Учебник: упр. 64 - 67. РТ: упр. 59 - 61 | Анализировать таблицу «Склонение имён существительных» по вопросам учебника. Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей и вопросы к ним. |
99 | 1 | Склонение имён существительных (изменение имён существительных по падежам). Учебник: упр. 68 - 70; РТ: упр. 62, 63 | Различать предложение и словосочетание. Определять падеж имён существительных с опорой на памятку. Оценивать результаты своей деятельности. |
100 | 1 | Неизменяемые имена существительные. Развитие речи: составление рассказа по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван – царевич и лягушка – квакушка». Учебник: упр. 71 - 73 | Осмысливать, что неизменяемые имена существительные употребляются во всех падежах в одной форме. Составлять рассказ (под руководством учителя) по репродукции картины. Оценивать результаты своей деятельности. |
101 | 1 | Именительный падеж имён существительных. Учебник: упр. 74 - 76. РТ: упр. 64 - 68 | Распознавать именительный падеж имён существительных. Обосновывать правильность определения падежа. Составлять предложения, употребляя имя существительное в заданной падежной форме. |
102 | 1 | Родительный падеж имён существительных. Учебник: упр. 77 - 81. РТ: упр. 69 - 72 | Распознавать имена существительные в родительном падеже. Обосновывать правильность определения падежа. Определять тему и главную мысль текста. |
103 | 1 | Дательный падеж имён существительных. Учебн.: упр. 82 - 85. РТ: упр. 73 - 76 | Распознавать имена существительные в дательном падеже. Обосновывать правильность определения падежа. Объяснять написание изученных орфограмм при выполнении учебной задачи. Составлять продолжение стихотворения. |
104 | 1 | Винительный падеж имён существительных. Учебник: упр. 86 - 89. РТ: упр. 77 - 80 | Распознавать имена существительные в винительном падеже. Находить сходство и различия в падежных формах имён существительных . |
105 | 1 | Именительный, родительный, винительный падежи. Словарный диктант №6 Учебник: упр. 90 - 93. | Сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы. Оценивать результаты своей деятельности. |
106 | 1 | Творительный падеж имён существительных. Учебник: упр. 94 – 96. РТ: упр. 81 - 85 | Распознавать имена существительные в творительном падеже. Находить в художественном тексте сравнения, наблюдать над использованием автором сравнений, выраженных именем существительным в творительном падеже. |
107 | 1 | Предложный падеж имён существительных. Учебник: упр. 97 - 100. РТ: упр. 86 - 90 | Распознавать имя существительное в предложном падеже. Составлять предложения на определённую тему. Находить в тексте устаревшие слова и определять их значение. |
108 | 1 | Подробное изложение текста повествовательного типа. Учебник: упр. 101. | Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание. |
109 | 1 | Все падежи. Обобщение знаний об имени существительном. Учебник: упр. 102. РТ: упр. 91, 92. | Находить и сопоставлять внешне сходные падежные формы. Приводить примеры предложений с использованием в них определённой падежной формы имени существительного. |
110 | 1 | Все падежи. Начальная и косвенная формы имён существительных. Тест №3 Учебник: упр. 103 - 107. РТ: упр. 93, 94. | Распознавать начальную и косвенные формы имён существительных. Обосновывать правильность определения падежа. Составлять предложения из деформированных слов и текст из предложений. |
111 | 1 | Контрольное списывание №2 | Записывать текст по образцу и проверять написанное. Оценивать результаты своей деятельности. |
112 | 1 | Сочинение по репродукции картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». Учебник: упр. 108 | Составлять рассказ (под руководством учителя) по репродукции картины. Подбирать слова – имена существительные на тему «Зима», составлять словарь зимних слов, анализировать поэтические тексты, посвящённые зимней природе. |
Проект «Зимняя страничка». Учебник: с. 60 |
Имя прилагательное (18 ч) Повторение (5 ч) |
113 | 1 | Имя прилагательное. Повторение. Учебник: упр. 109 - 112. РТ: упр. 95 - 98 | Распознавать имена прилагательные среди других частей речи, определять их лексическое значение. Определять роль имён прилагательных в тексте. |
114 | 1 | Связь имени прилагательного с именем существительным. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Заглавная буква в именах собственных. Учебник: упр. 113 - 117. РТ: упр. 99 - 102 | Выделять из предложений словосочетания с именами прилагательными. Находить в тексте сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цветов, наблюдать над правописанием этих имён прилагательных. Составлять текст из непунктированных предложений. |
115 | 1 | Текст – описание. Роль имён прилагательных в тексте – описании. Учебник: упр. 118 - 121 | Распознавать художественное и научное описание, наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких текстах. Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка. |
116 | 1 | Развитие речи: составление текста – описания в научном стиле. Учебник: упр. 121 | Составлять описание растения в научном стиле. Оценивать результаты своей деятельности. |
117 | 1 | Сравнение текста И. Долгополова с репродукцией картины М. А. Врубеля «Царевна – Лебедь». Учебник: упр. 122, 123 | Находить изобразительно – выразительные средства в описательном тексте. Рассматривать репродукцию картины и высказывать к ней своё отношение. |
Формы имён прилагательных (8 ч.) |
Род имён прилагательных (4 ч.) |
118 | 1 | Изменение имён прилагательных по родам (в единственном числе). Учебник: упр. 124 - 126. РТ: упр. 103 - 105 | Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Выделять родовые окончания имён прилагательных. Образовывать словосочетания. |
119 | 1 | Правописание родовых окончаний имён прилагательных. Учебник: упр. 127 - 130. РТ: упр. 106, 107 | Классифицировать имена прилагательные по роду. Согласовывать имена прилагательные с именами существительными грамматически, правильно писать родовые окончания. |
120 | 1 | Правописание родовых окончаний имён прилагательных. Учебник: упр. 131 – 133. РТ: упр. 108, 109 | Согласовывать имена прилагательные с именами существительными грамматически, правильно писать родовые окончания. |
121 | 1 | Правописание родовых окончаний имён прилагательных. Словарный диктант №7 Учебник: упр. 134, 155, 142 | Составлять текст – описание о животном по личным наблюдениям с предварительным обсуждением структуры текста. |
Число имён прилагательных (2 ч.) |
122 | 1 | Число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Учебник: упр. 135 - 137; рубрика «Говорите правильно!», с. 79. РТ: упр. 110 - 113 | Определять форму числа имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам, правильно писать окончания имён существительных во множественном числе. |
123 | 1 | Число имён прилагательных. Сравнительное описание. Учебник: упр. 138 - 141. РТ: упр. 114 - 116 | Определять число и род имён прилагательных, объяснять правописание окончаний имён прилагательных. Составлять начало и конец текста по его основной части. |
Падеж имён прилагательных (2 ч.) |
124 | 1 | Падеж имён прилагательных. Учебник: упр. 143 - 145. РТ: упр. 117, 118 | Анализировать таблицу «Склонение имён прилагательных по падежам». Изменять имена прилагательные по падежам. Определять падеж имён прилагательных. |
125 | 1 | Начальная форма имени прилагательного. Учебник: упр. 146 - 149. РТ: упр. 119, 120 | Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных. Определять начальную форму имени прилагательного. Объяснять значение фразеологизмов. |
Обобщение знаний об имени прилагательном (5 ч.) |
126 | 1 | Обобщение знаний об имени прилагательном. Учебник: упр. 150 - 152. РТ: упр. 121, 122 | Разбирать имя прилагательное как часть речи. Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного. |
127 | 1 | Обобщение знаний об имени прилагательном и имени существительном. Учебник: упр. 153. РТ: упр. 123 | Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного, обосновывать правильность написания родовых окончаний имён прилагательных. |
128 | 1 | Сочинение по репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками». Учебник: упр. 154, 155 | Составлять сочинение – отзыв по репродукции картины и опорным словам. Контролировать правильность записи текста. |
129 | 1 | Контрольный диктант №7 с грамматическим заданием. | Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять недочёты и ошибки. |
130 | 1 | Работа над ошибками. Рекомендации по осуществлению проектной деятельности «Имена прилагательные в загадках». Учебник: стр. 89 - 90 | Оценивать результаты написанных сочинения, диктанта, намечать пути преодоления ошибок и недочётов. Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки. |
Проект «Имена прилагательные в загадках». |
4 – я четверть |
Местоимение (4 ч.) |
Личные местоимения (4 ч). |
131 | 1 | Личные местоимения 1, 2, 3 – го лица. Лицо и число личных местоимений. Учебник: упр. 156 – 158. РТ: упр. 124 - 127 | Распознавать личные местоимения среди других частей речи, определять их значение. |
132 | 1 | Род местоимений 3 – го лица единственного числа. Учебник: упр. 159 - 162. РТ: упр. 128 - 131 | Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род. Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений. |
133 | 1 | Употребление личных местоимений для замены повторяющихся в рядом стоящих предложениях имён существительных. Учебник: упр. 163 - 166. РТ: упр. 132 - 134 | Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте. |
134 | 1 | Обсуждение результатов выполнения заданий рубрики «Проверь себя». Учебник: упр. 167. РТ: упр. 135 | Оценивать результаты выполненных заданий. Составлять письмо другу или кому – либо из родственников. |
Глагол (21 ч). |
Повторение (4 ч). |
135 | 1 | Глагол. Повторение и уточнение представлений о глаголе. Значение и употребление глаголов в речи. Учебник: упр. 169 - 171. РТ: упр. 136, 137 | Распознавать глаголы среди других частей речи по лексическому значению и вопросам. Определять синтаксическую функцию глаголов в предложении. Определять роль глаголов в тексте. |
136 | 1 | Значение и употребление глаголов в речи. Учебник: упр. 172 - 176. РТ: упр. 138 | Определять лексическое значение глаголов. Распознавать в тексте глаголы – синонимы, определять их значение и уместность употребления в речи. |
137 | 1 | Значение и употребление глаголов в речи. Распознавание глаголов среди однокоренных слов и форм слов. Учебник: упр. 177 – 179. РТ: упр. 139 - 141 | Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу как части речи по изученным признакам. Подбирать к глаголам синонимы, антонимы. Распознавать глаголы среди однокоренных слов и форм слов. |
138 | 1 | Составление текста по сюжетным рисункам. Учебник: упр. 180. | Составлять под руководством учителя рассказ по сюжетным рисункам. |
Формы глагола (13 ч). |
Неопределённая форма глагола (2 ч). |
139 | 1 | Начальная (неопределённая) форма глагола. Общее представление о неопределённой форме как начальной глагольной форме. Учебник: упр.181—185. РТ: упр. 142 - 146 | Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Различать глаголы. Образовывать от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы. Обсуждать значение фразеологизмов. |
140 | 1 | Неопределённая форма глагола. Словарный диктант №8 Учебник: упр. 186—188. РТ: упр. 147 - 151 | Распознавать глаголы в неопределённой форме. Обосновывать правильность их определения. Подбирать к данным частям речи антонимы. |
Число глаголов (2 ч). |
141 | 1 | Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам. Учебник: упр. 189—191. РТ: упр. 152 - 154 | Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам. Определять значение глаголов. |
142 | 1 | Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам. Учебник: упр. 192 - 194. РТ: упр. 155, 156 | Определять число глаголов. Осознавать значение глаголов. Составлять предложения из слов. |
Времена глаголов (5 ч). |
143 | 1 | Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее. Первоначальное представление о временах глаголов. Учебник: упр. 195 - 199. РТ: упр. 157, 158 | Осознавать значение глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени. Работать с определением времён глаголов. Распознавать время глаголов в предложениях и тексте. |
144 | 1 | Написание окончаний –ешь, -ишь в глаголах. Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени. Учебник: упр. 200 – 204. РТ: упр. 159 | Распознавать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени. Ставить вопросы к глаголам. Наблюдать над написанием окончаний. Находить глагол в прошедшем времени по суффиксу. Работать с текстом – рассуждением. |
145 | 1 | Изменение глаголов по временам. Учебник: упр. 205 - 208. РТ: упр. 160, 161 | Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы. Преобразовывать одну форму глагола в другую. |
146 | 1 | Время и число глаголов. Учебник: упр. 209 - 212. РТ: упр. 162, 163 | Распознавать изученные формы глагола. Правильно произносить формы глагола. Составлять текст. |
147 | 1 | Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану. Учебник: упр. 213. | Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план текста, письменно излагать содержание текста. |
Род глаголов в прошедшем времени (2 ч). |
148 | 1 | Изменение глаголов в прошедшем времени по родам (в единственном числе). Родовые окончания глаголов ( -а, -о). Учебник: упр. 214 - 218. РТ: упр.164, 165 | Наблюдать над изменением глаголов в прошедшем времени по родам в единственном числе. Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени. |
149 | 1 | Изменение глаголов в прошедшем времени по родам (в единственном числе). Учебник: упр. 219 - 222. РТ: упр. 166, 167 | Правильно писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени. Согласовывать имя существительное – подлежащее и глагол – сказуемое в роде. |
Правописание частицы не с глаголами (2 ч). |
150 | 1 | Правописание частицы не с глаголами. Учебник: упр. 223 - 227. РТ: упр. 168, 169 | Находить глаголы с частицей не, осознавать значение высказывания, имеющего глагол с частицей не. Раздельно писать частицу не с глаголами. |
151 | 1 | Правописание частицы не с глаголами. Произношение возвратных глаголов. Учебник: упр. 228 - 231. РТ: упр. 170 | Раздельно писать частицу не с глаголами. Обосновывать написание глаголов с изученными орфограммами. |
Обобщение знаний о глаголе (4 ч). |
152 | 1 | Обобщение знаний о глаголе. Учебник: упр. 232 - 234. РТ: упр.171 | Разбирать глагол как часть речи. Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения. Составлять текст по рисунку. |
153 | 1 | Обобщение знаний о глаголе. Итоговая диагностическая работа Учебник: упр. 235, 236. РТ: упр.172, 173 | Определять роль глаголов в тексте. Обосновывать правильность выполняемых заданий в упражнениях учебника. |
154 | 1 | Обобщение знаний о глаголе. Тест №4 Учебник: стр. 130. | Оценивать результаты своей деятельности. |
155 | 1 | Контрольный диктант №8. | Контролировать правильность записи текста диктанта, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. |
Повторение (15 ч). |
156 | 1 | Части речи. Учебник: упр. 237 - 241. РТ: упр.174 |
|
157 | 1 | Контрольное изложение Учебник: упр. 242 - 244 |
|
158 | 1 | Предложения по цели высказывания и по интонации. Имя прилагательное. Правописание родовых окончаний имён прилагательных. Учебник: упр. 245 - 248. РТ: упр.175, 176 |
|
159 | 1 | Имя числительное. Имя существительное. Словарный диктант №9 Учебник: упр. 249 – 251, 253 |
|
160 | 1 | Правописание слов с изученными орфограммами. Письмо текста под диктовку. Разбор предложения по членам предложения. Учебник: упр. 252-259 |
|
161 | 1 | Контрольное списывание №3 |
|
162 | 1 | Однокоренные слова. звуки речи и звуки природы. Правописание имён собственных. Учебник: упр. 260 - 264. РТ: упр.178 - 179 |
|
163 | 1 | Сочинение на основе сюжетного рисунка. Учебник: упр. 265 - 267 |
|
164 | 1 | Контрольный диктант №9 |
|
165 - 170 | 6 | Резервные уроки. |
|