рабочая программа русский язык 4 класс школа россии
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме
рабочая программа составлена по традиционной системе обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus_yaz_4_kl.doc | 493.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»
Рассмотрена на заседании методического объединения учителей начальных классов Руководитель МО ____________________Маврушкина Е.Н. | Утверждена директором МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1» |
«___»__________ 20__г. «___»_____________20__г.
Рабочая программа
учебного курса «Русский язык»
для 4 «Б» класса
Составитель: Байчурина Е. В.,
учитель начальных классов
Инсар 2013
РУССКИЙ ЯЗЫК
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному курсу русский язык для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе следующих документов:
Нормативные документы и программы:
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312)
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов по предметам БУПа 2004 года (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089)
- Авторская программа Т. Г. Рамзаевой «Русский язык» (Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4). – М.; Просвещение, 2010 в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Учебник:
Русский язык: учеб. для 4 кл.: В 2 ч. / Т.Г. Рамзаева. – 16-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009 и последующие издания.
Дополнительная литература:
- Гараева Я.Ш. Поурочные разработки по русскому языку: 4 класс. - М.: ВАКО, 2010
- Русский язык. 1-4 классы: конспекты уроков-диктантов. Познавательные тексты с объяснениями и заданиями / авт. сост. Н.Н. Бобкова (и др.). – Волгоград: Учитель, 2010.
- Бескоровайная Е.В. Русский язык: 1-4 классы в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2011.
- Губернская Т. В. Русский язык: итоговая аттестация за курс начальной школы: тестовые тренировочные задания: 1–4 классы / Т. В. Губернская. — М.: Эксмо, 2012.
Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребёнка по другим школьным предметам.
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка, но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.
В начальной школе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
В процессе усвоения элементарных знаний по фонетике, лексике, грамматике, словообразованию у детей развиваются мыслительные умения – умения анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать языковой материал, находить главное, формируются навыки литературной речи, вырабатывается осмысленное отношение в речи единиц языка – слова, предложения.
Ведущим направлением по языку в IV классе является словоизменение. Изучается изменение по падежам имён существительных, имён прилагательных, изменение по лицам глаголов, формируются навыки правописания безударных падежных окончаний и личных окончаний. Основы грамматических знаний, с опорой на которые формируются данные орфографические умения, создавались уже в III классе при изучении синтаксиса (в частности, словосочетаний) и таких морфологических категорий, как род, число, падеж.
С наречиями и числительными учащиеся знакомятся практически в процессе анализа текстов учебника и составления своих высказываний не только на уроках русского языка, но и на уроках математики, окружающего мира и др.
В связи с изучением падежных форм имён существительных и имён прилагательных несколько углубляются знания о словосочетаниях, практически происходит ознакомление с типами связи слов в словосочетании: с управлением и согласованием. Новым для учащихся IV класса является изучение предложений с однородными членами.
В целях повышения культуры речи программа предусматривает ознакомление с некоторыми наиболее доступными нормами литературного языка: правильное произношение слов, построение предложений и употребление грамматических форм слов в словосочетаниях, правильное употребление слов с учетом их смысловой сочетаемости (правила словоупотребления).
Работа над нормами литературного языка носит практическую направленность и проводится в течение всего учебного года в связи с изучением разных тем по курсу русского языка, с внеклассными занятиями по предмету, с написанием изложений и сочинений, с уроками чтения.
Потребностью речевого развития учащихся обусловлено сопоставление в IV классе простого предложения с однородными членами и сложносочинённого предложения, состоящего из двух простых, наблюдение за предложениями с прямой речью, ознакомление со сложноподчинёнными предложениями с союзами (потому что, так как) и союзными словами (что, где, который, когда).
Сложные предложения и предложения с прямой речью специально не изучаются. Учащиеся знакомятся с особенностью этих предложений, например, при подготовке к изложениям и сочинениям, а также в процессе анализа ошибок, допущенных в творческих работах. Известно, что младшие школьники, как в устной, так и в письменной речи широко используют сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Именно в процессе общения возникает потребность выяснить структуру предложения, особенности его употребления. Такой метод пропедевтического изучения можно рассматривать как практическое перспективное ознакомление с элементами теории языка на речевой основе и применять его в повседневной работе с детьми. Этот подход используется и для практического ознакомления со склонением местоимений и числительных, с употреблением наречий.
На всех этапах обучения большое внимание уделяется развитию навыков грамотного письма.
Примерное количество слов для словарных диктантов - 12 – 15 слов.
Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов: в конце первого полугодия – 65 – 70 слов, в конце года – 75 – 80 слов.
Тексты, предназначенные для изложения, увеличиваются по сравнению с диктантами соответственно на 15-20 слов.
В начальных классах орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила включены в грамматические темы, связанные с изучаемым орфографическим материалом.
Одной из важных задач обучения русскому языку является формирование у обучающихся навыков каллиграфически правильного написания слов.
В IV классе обучение каллиграфии строится с учётом трудностей и недостатков каждого ученика в становлении почерка. Дифференцированный подход является ведущим методическим условием формирования каллиграфического навыка. Своевременное исправление ошибок в начертании букв, показ в тетрадях письменного образца буквы, её соединений приобретают особую значимость для младших школьников, поскольку невнимание к ошибочному начертанию буквы вызывает у ребёнка уверенность в правильном написании и серьёзно тормозит развитие нужного качества письма. Данное обстоятельство обусловливает необходимость каждодневной работы учителя над совершенствованием каллиграфически правильного письма. С этой целью на каждом уроке русского языка отводится 7-8 минут для того, чтобы обсудить с детьми допущенные ошибки в начертании букв, показать образец каллиграфически правильного написания определённой группы букв и написать 2-3 строчки слогов и слов. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе на каждом уроке русского языка. Кроме коллективных форм, работа по совершенствованию каллиграфических навыков проводится в индивидуальном порядке.
Курс «Русского языка» также отражает вопросы гражданского образования:
- развитие патриотического чувства к родному языку: осознание его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
- осознание ребёнком себя как носителя языка, личности, которая находится в постоянном диалоге с миром и с самим собой;
- формирование чувства языка, потребности совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
- формирование умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке;
- формирование коммуникативных умений, доброжелательного отношения, как к взрослым, так и к своим сверстникам.
Таким образом, изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующей цели – открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес (стремление) к его изучению.
Основные задачи:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
На уроках русского языка учащиеся овладевают общеучебными умениями, навыками и способами деятельности. Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся по курсу «Русский язык» проводится в форме беседы, фронтального и индивидуального опроса, работы по карточкам, тестирования, самоконтроля по образцу, написания самостоятельных и контрольных работ.
Место курса «Русский язык» в учебном плане школы
В соответствии с базисным учебным планом в четвёртом классе на изучение русского языка отводится 175 часов (исходя из 35 рабочих недель по 5 уроков в неделю). В результате того, что в 2013-2014 учебном году 2 урока выпадают на праздничные дни (1 и 9 мая), количество часов русского языка составит 173 часа.
Количество часов в 1-й четверти - 45.
Количество часов во 2-й четверти - 35.
Количество часов в 3-й четверти - 50.
Количество часов в 4-й четверти - 43.
Итого - 173
Содержание учебного предмета
Фонетика, лексика, морфемика, грамматика.
Правописание и развитие речи
Повторение (21 час)
Обобщение сведений о слове, предложении, тексте.
Предложения по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания в конце предложений. Связь слов в предложении. Словосочетание. Текст – повествование, описание, рассуждение. Связь предложений в тексте.
Звуки и буквы. Слог. Ударение. Звуко-буквенный анализ слов. (Звуко-буквенный анализ проводится систематически в целях формирования навыков безошибочного написания слов и развития орфоэпических умений)
Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание – значимые части слова. Однокоренные слова. Способы проверки орфограмм в корне слова: обобщение правил правописания гласных и согласных в корне слова. (Упражнение проводится в течение всего учебного года). Правописание приставок и предлогов (сопоставление). Разделительный Ъ и Ь (сопоставление).
Части речи. Роль имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, предлогов в общении. Обобщение признаков имен существительных, имен прилагательных, глаголов как частей речи: общее значение, вопросы, постоянные и изменяемы категории, роль в предложении. Правописание родовых окончаний имен существительных, имен прилагательных, глаголов (в прошедшем времени). Ь знак после шипящих на конце существительных женского рода и глаголов, отвечающих на вопросы что делаешь? что сделаешь?
Однородные члены предложения (7 часов)
Главные и второстепенные члены предложения. Виды второстепенных членов предложения. (Упражнение в разборе предложения по членам проводится в течение всего учебного года). Простое и сложносочиненное предложение, состоящее из двух простых (ознакомление). Предложение с однородными членами, соединенными союзами и, а, но и без союзов; интонация перечисления, запятая в предложениях с однородными членами. Сопоставление предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в простом и сложносочиненном предложениях (наблюдения).
Наблюдения за предложениями с прямой речью. Диалог (ознакомление). Обращение (общее понятие).
Текст (4 часа)
Обобщение сведений о тексте как связном высказывании: тема и основная мысль; заголовок с опорой на тему или основную мысль; части текста, связь между ними; связь между предложениями в каждой части текста; план текста. Виды текстов (повествование, описание, рассуждение). Изобразительно-выразительные средства текста.
Имя существительное (48 часов)
Склонение имен существительных в единственном числе. Особенности падежей и способы их распознавания. Несклоняемы имена существительные.
Три типа склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на –мя, -ий, -ие, ия). Управление как вид связи слов в словосочетаниях (общее понятие). (Работа по данной теме проводится в течение года).
Употребление предлогов с именами существительными в различных падежах: пришел из школы, из магазина, уехал на Камчатку, из Крыма и т. п.
Склонение имен существительных во множественном числе. Умение правильно образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных: учителя, инженеры; урожай помидоров, яблок.
Имя прилагательное (33 часа)
Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, изменения по родам, числам, падежам, роль в предложении.
Склонение имен прилагательных в мужском, среднем, женском роде в единственном числе. Связь имен прилагательных с именами существительными. Согласование как вид связи слов в словосочетании (общее понятие). (Наблюдения проводятся в течение года, термины не называются).
Правописание гласных в безударных окончаниях (кроме имен прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
Употребление имен прилагательных в прямом и переносном смысле. Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы.
Местоимение (8 часов)
Местоимение как часть речи. Местоимения 1, 2 и 3 –го лица единственного и множественного числа. Употребление личных, притяжательных и указательных местоимений в речи (наблюдения). (Наблюдения проводятся в течение года, термины не называются). Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Использование личных местоимений как средства связи предложений в тексте (текстообразующая роль местоимений).
Глагол (35 часов)
Особенности глаголов как части речи по сравнению с именами существительными и именами прилагательными. Прошедшее время глагола: употребление в речи, изменение по числам и родам, правописание родовых окончаний.
Общее понятие о неопределенной форме глагола как начальной. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и в будущем времени (спряжение). Глаголы I и II спряжения. Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов, данных в учебнике по теме «I и II спряжение глаголов». Ь знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа. Возвратные глаголы (ознакомление). Распознавание глаголов в 3-м лице и глаголов в неопределенной форме с помощью вопросов что делают? (учатся), что делать? (учиться).
Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени: слышать – слышал, увидеть – увидел.
Использование в тексте глаголов-синонимов и глаголов-антонимов. Наблюдение за употреблением при глаголах имен существительных в нужных падежах с предлогами и без предлогов: написать (что? о чем?) сочинение об экскурсии, описать (что?) экскурсию.
Наречие
(Наблюдения в процессе речевого общения. Уровень усвоения не проверяется)
Наречие – неизменяемая часть речи. Значение и вопросы. Роль в общении. Употребление наречий в глагольных словосочетаниях: летел высоко, двигались медленно и т. п. Правописание наиболее употребляемых наречий с суффиксами -о, -а: близко, быстро, внимательно, чудесно, интересно, налево, направо, слева, справа, издалека, издавна.
Имя числительное
(Наблюдения в процессе речевого общения. Уровень усвоения не проверяется)
Роль в общении. Склонение количественных числительных в словосочетаниях (типа два карандаша, пять дней, десять страниц), их употребление в речи.
Развитие связной речи
(Работа по развитию речи проводится в течение года)
Тема и основная мысль текста. Заголовок, структура текста-повествования, текста-описания и текста-рассуждения.
Подробное и сжатое изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения (по коллективно или самостоятельно составленному плану). Сочинение-повествование по картине, диафильму, эпизодам кинофильма; сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Использование при создании текста изобразительных средств (эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов и т. д..
Особенности построения устного ответа по учебному материалу (специфика учебно-деловой речи).
Повторение изученного за год (14 часов)
Текст и предложение как единицы языка и речи. Виды предложений по цели высказывания. Виды текстов. Слово – единица языка и речи. Лексическое и грамматическое значение слова. Грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, глаголов (обобщение). Правописание в корне слова безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных и имен прилагательных, в личных окончаниях глаголов. Правописание суффиксов и окончаний глаголов прошедшего времени.
Чистописание.
(Упражнения по чистописанию проводятся на каждом уроке русского языка
по 7-10 минут)
Дальнейшее закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т. д.
Упражнения в письме по одной линейке.
Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов их соединений (по группам) в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном темпе письма. Упражнения для развития ритмичности, плавности письма, способствующие формированию скорописи.
Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.
Связное, ритмичное письмо слов и предложений.
Слова с непроверяемым написанием
Автомобиль, агроном, адрес, аккуратно, аллея, багаж, берег, беседа, библиотека, билет, богатство, вагон, везде, вокзал, восемь, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, до свидания, желать, железо, женщина, жилище, завтра, здесь, земледелие, издалека, инженер, интересный, календарь, килограмм, километр, коллектив, командир, корабль, космонавт, костёр, кровать, лагерь, легко, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, одиннадцать, около, пассажир, победа, портрет, потом, правительство, председатель, прекрасный, путешествие, расстояние, Россия, салют, самолет, сверкать, сверху, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, снизу, справа, телевизор, телефон, теперь, тепловоз, троллейбус, хлебороб, хозяйство, честно, шестнадцать, шоссе, шофер, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
- значимые части слова;
- изученные части речи и их признаки;
- типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
- признаки однородных членов предложения.
уметь:
- находить в словах орфограммы на изученные правила и обосновывать их написание;
- безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75-80 слов) с изученными орфограммами и знаками препинания между однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и не соединёнными союзами;
- производить фонетический разбор слов (типа лодка, школьник, площадь);
- производить разбор слова по составу;
- производить разбор слова как части речи;
- производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;
- определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована;
- озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль текста;
- составлять план текста;
- распознавать тексты: повествование, описание, рассуждение – и использовать их в речи;
- в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
- писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения;
- писать сочинение повествовательного характера.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
- работы со словарём (алфавит);
- соблюдения орфоэпических норм;
- создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
- овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени |
I четверть | 45 | |
1. | Повторение изученного учебного материала в 3 классе | 22 |
2. | Однородные члены предложения | 7 |
3. | Текст | 4 |
4. | Имя существительное | 12 |
II четверть | 35 | |
4. | Имя существительное | 35 |
III четверть | 49 | |
5. | Имя прилагательное | 33 |
6. | Местоимение | 6 |
7. | Глагол | 10 |
IV четверть | 41 | |
7. | Глагол | 23 |
8. | Повторение изученного материала за 4 класс | 18 |
ИТОГО | 170 |
Практическая часть рабочей программы
Практическая часть | 1 чет. | 2 чет. | 3 чет. | 4 чет. | год |
Диктант / Д. | 3 | 2 | 3 | 2 | 10 |
Контрольное списывание / К.с. | 2 | 1 | - | 1 | 4 |
Развитие речи / Р.р./ из них: изложение сочинение | 4 | 3 | 7 | 4 | 18 |
3 1 | 2 1 | 4 3 | 3 1 | 12 6 | |
Итого | 9 | 6 | 10 | 7 | 32 |
Сетка контрольных работ
Кол-во уроков контроля | Вид урока контроля и тема контроля | Кол-во часов | |
I четверть | 5 | Контрольное списывание с заданием. | 1 |
Входной контрольный диктант по теме «Повторение». | 1 | ||
Диктант по теме «Однородные члены предложения» | 1 | ||
Контрольное списывание с заданием. | 1 | ||
Контрольный диктант за I четверть | 1 | ||
II четверть | 3 | Диктант по теме: «Склонение имён существительных в единственном числе». | 1 |
Контрольное списывание с заданием. | 1 | ||
Контрольный диктант за I полугодие по теме «Склонение имен существительных» | 1 | ||
III четверть | 3 | Диктант по теме: «Склонение имён прилагательных в единственном числе» | 1 |
Диктант по теме: «Имя прилагательное». | 1 | ||
Контрольный диктант за III четверть по теме «Имя прилагательное. Местоимение». | 1 | ||
IV четверть | 4 | Диктант по теме: «Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени». | 1 |
Контрольное изложение | 1 | ||
Контрольное списывание с заданием. | |||
Итоговый контрольный диктант за II полугодие | 1 |
Объём письменных работ в 4 классе
Орфографические пятиминутки и словарные диктанты
1 полугодие -12 -15 слов
2 полугодие – 15 – 18 слов
Контрольные диктанты
1 полугодие – 60 – 70 слов
1 полугодие – 70 -80 слов
Письмо по памяти
От двух четверостиший стихотворной формы до 30 – 35 слов текста в прозаической форме
Проверочное списывание и контрольное списывание
1 полугодие – 65 – 75 слов
2 полугодие – 75 – 90 слов
Изложение
Количество слов увеличивается по сравнению с диктантами соответственно
на 15-20 слов.
Связность письма равна 3 – 4 буквам.
Скорость письма в конце года - 50 – 65 букв в минуту.
Поурочное календарно-тематическое планирование
4 класс (175 ч)
№ п/п | Тема урока, цели раздела | Планируемый материал учебника | Словарные слова | Планируемый материал домашнего задания | Дата | |
По плану | Фактически | |||||
I ПОЛУГОДИЕ (80 ЧАСОВ) | ||||||
I четверть 45 ч | ||||||
Повторение изученного в 3 классе (22 ч)
| Цели:
| |||||
Обязательные результаты обучения | Знать: части слова: корень, окончание, приставку, суффикс; - части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог; - члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные; - слова с непроверяемыми написаниями. Уметь: грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55—65 слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ъ и ь, непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки); - производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс; - подбирать однокоренные слова разных частей речи; - распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов); - изменять имена существительные по числам; - склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями; - изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного; - изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам; - распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы; - устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания; - распознавать главное и зависимое слово в словосочетании; - производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам; - интонационно правильно произносить предложения; - писать изложение в 60—75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану; - определять тему и основную мысль текста; - делить текст на части, соблюдать красную строку; - устанавливать связь между частями текста; - устанавливать связь между предложениями в каждой части текста; - озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль; - распознавать текст — повествование, описание, рассуждение; - писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям; - составлять устный ответ-рассуждение. | |||||
1 | 1. Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания. | № 1-4 | № 2, правило с.4 | 2.09.13 | ||
2 | 2. Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений. | № 5-7 | № 5, 9, правило с.6 | 3.09.13 | ||
3 | 3. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Словосочетание. | № 8-12 | одиннадцать | № 11,16 (устно), правило с.9 | 4.09.13 | |
4 | 4. Текст. Виды текстов. | № 13-16 | № 14,17(устно), правило с.10 | 5.09.13 | ||
5 | 5. Звуки и буквы. Алфавит. Слог. Ударение. | № 17-21 | Дорога, библиотека | № 19, 18(устно) | 6.09.13 | |
6 Р.р.1 | 6. Сочинение по рисунку и опорным словам. | № 23, 22 | № 22 | 9.09.13 | ||
7 | 7. Состав слова. Корень и однокоренные слова. Работа над ошибками, допущенными в сочинении. | № 24-27 | № 27, 29 (устно), правило с.16 | 10.09.13 | ||
8 | 8. Приставка, суффикс, окончание – значимые части слова. | № 28-33 | аллея | № 30, 33, правила с.18, 19 | 11.09.13 | |
9 | 9. Правила написания и проверки орфограмм в корне слова. | № 34-38 | прекрасный жёлтый здравствуйте | № 35 (устно), 37 | 12.09.13 | |
10 Д.1 | 10. Входной контрольный диктант по теме «Повторение». | Индив. задания | 13.09.13 | |||
11 | 11. Правописание гласных и согласных в корне слова. | № 39-43 | здесь | № 43, 44 (устно) | 16.09.13 | |
12 Р.р.2 | 12. Изложение текста по коллективно составленному плану. | № 44-45 | № 45, 46 (устно) | 17.09.13 | ||
13 | 13. Слова с непроизносимыми согласными. Двойные согласные в словах. Работа над ошибками, допущенными в изложении. | № 46-52 | Коллектив пассажир | № 50, 51 (устно), 52 (устно) | 18.09.13 | |
14 | 14. Правописание приставок. Приставки и предлоги. | № 53-56 | № 56, правила с.28, 30 | 19.09.13 | ||
15 | 15. Разделительный твёрдый и мягкий знаки. | № 57-61 | № 58, правило с.31 | 20.09.13 | ||
16 К.с.1 | 16. Контрольное списывание с заданием. | 23.09.13 | ||||
17 | 17. Части речи. Имя существительное. | № 62-65 | хозяйство | № 65, 66 (устно), правило с.34 | 24.09.13 | |
18 | 18. Правописание имён существительных с шипящей на конце. | № 66-69 | № 69, правило с.34 | 25.09.13 | ||
19 | 19. Склонением имён существительных. Падежи существительных. | № 70-74 | № 74, 70 (устно), правила с.36, 37 | 26.09.13 | ||
20 | 20. Имя прилагательное. Род и число прилагательных. | № 75-78 | № 77, 79 (устно), правила с.38, 39 | 27.09.13 | ||
21 | 21. Глагол как часть речи. | № 79-81 | Назад вчера | № 81, 82 (устно), правила с.41, 42 | 30.09.13 | |
22 Р.р.3 | 22. Изложение текста по коллективно составленному плану. | № 82 | Индив. задания | 1.10.13 | ||
Однородные члены предложения (7 ч) | Цели:
| |||||
Обязательные результаты обучения | Знать признаки однородных членов предложения; Уметь: производить синтаксический разбор предложения с однородными членами; - пользоваться в речи предложениями с однородными членами; - безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст с необходимыми знаками препинания между однородными членами. | |||||
23 | 1. Однородные члены предложения (общее понятие). Работа над ошибками, допущенными в изложении. | № 83-86 | комбайн | № 86, правила с.44,45 | 2.10.13 | |
24 | 2. Связь однородных членов предложения с помощью союзов или интонации перечисления. | № 87-89 | № 89, правило с.46 | 3.10.13 | ||
25 | 3. Связь однородных членов предложения с помощью союзов и без союзов. Запятая между однородными членами. | № 90-92 | № 85, правило с.48 | 4.10.13 | ||
26 | 4. Знаки препинания в предложениях с однородными членами без союзов или с союзом и. | № 93-94 | Карточки-задания | 7.10.13 | ||
27 | 5. Предложения с однородными членами, соединёнными союзами а, но. | № 95-98 | № 98 | 8.10.13 | ||
28 | 6. Обобщение знаний об однородных членах предложения. | № 99-101 | № 101 | 9.10.13 | ||
29 Д.2 | 7. Диктант по теме «Однородные члены предложения» | 10.10.13 | ||||
Текст
(4 ч) | Цели:
| |||||
Обязательные результаты обучения | Знать: признаки темы и основной мысли текста. Уметь: определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована; - озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль текста; - составлять план текста; - распознавать тексты: повествование, описание, рассуждение — и использовать их в речи. | |||||
30 | 1. Тема и основная мысль текста. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | № 102-104 | № 104, правила с.55, 56 | 11.10.13 | ||
31 | 2. Заголовок текста. План текста. | № 105-106 | № 105, правило с.57 | 14.10.13 | ||
32 | 3. Деление текста на части. План текста. | № 108 | Карточки-задания | 15.10.13 | ||
33 Р.р.4 | 4. Изложение повествовательного текста по коллективно (самостоятельно) составленному плану. | № 107 | Индив. задания | 16.10.13 | ||
Имя существительное (47 ч) | Цели:
| |||||
Обязательные результаты обучения | Знать определение имени существительного и его признаки (род, склонение, число, падеж); Уметь склонять имена существительные в единственном и во множественном числе; - определять падеж имени существительного; - безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст с орфограммой безударные падежные окончания имен существительных; - правильно потреблять в речи предлоги с именами существительными в разных падежах; - производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имени существительного, его роль в предложении. | |||||
34 | 1. Упражнение в склонении имён существительных и распознавании падежей. Работа над ошибками, допущенными в изложении. | № 109-112 | № 112, с.62,63 таблица, памятка | 17.10.13 | ||
35 К.с. 2 | 2. Распознавание падежей имён существительных. Несклоняемые существительные. Контрольное списывание с заданием. | № 113-116 | шоссе | № 114, правило с.65 | 18.10.13 | |
36 | 3. Именительный падеж имён существительных. | № 117-119 | самолёт | № 119, правило с.66, вопросы с.67 | 21.10.13 | |
37 | 4. Родительный падеж имён существительных. | № 120-126 | № 124, 125, 126 (устно), с.67- предлоги Р.п. | 22.10.13 | ||
38 Д.3 | 5. Контрольный диктант за I четверть. | 23.10.13 | ||||
39 | 6. Дательный падеж имён существительных Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | № 127-130 | № 129, 134 (устно), с.70- предлоги Д.п. с. 71-последнее задание | 24.10.13 | ||
40 | 7. Винительный падеж имён существительных. | № 131-135 | жилище | № 133, 135 (устно), с.72- предлоги В.п. правило с.73 | 25.10.13 | |
41 | 8. Творительный падеж имён существительных. | № 136-141 | агроном | № 138, 141 с.74- предлоги Т.п. | 28.10.13 | |
42 | 9. Предложный падеж имён существительных. | № 142-146, 148 | № 145, 144 – устно, правило с.77, с.76- предлоги П.п. | 29.10.13 | ||
43 | 10. Обобщение изученного о падежах имён существительных. | № 147, 149-152 | № 147 | 30.10.13 | ||
44 | 11. Сопоставление именительного и винительного падежей имён существительных. | № 153-157, 164 | гореть | № 156,157 правило с.81 | 31.10.13 | |
45 | 12. Сопоставление винительного и предложного падежей имён существительных. | № 158-161 | № 160, правило с.84 | 1.11.13 | ||
II четверть 35 ч
| ||||||
46 | 13. Три склонения имён существительных. | № 165-168 | № 167, правило с.88, памятка – с. 89 | 11.11.13 | ||
47 | 14. Определение типа склонения имён существительных в начальной форме. | № 169-173 | № 171, 172 (устно) | 12.11.13 | ||
48 | 15. Определение типа склонения имён существительных в косвенных падежах. | № 174-177 | № 177, 175, памятка – с. 91 | 13.11.13 | ||
49 Р.р.5 | 16. Изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану. | № 163, 162 | № 162 – с.85 | 14.11.13 | ||
50 | 17. Ударные и безударные окончания имён существительных. Работа над ошибками, допущенными в изложении | № 179-183 | горизонт | № 183, 179, правило с.94 | 15.11.13 | |
51 | 18. Проверка безударных окончаний имён существительных 1, 2, 3-го склонения. | № 184-185, 178 | № 178 – с.93, памятка – с. 96, правила с.96, 97 | 18.11.13 | ||
52 | 19. Правописание окончаний имён существительных в форме родительного падежа. | № 186-189 | около | № 187, правило с.97 | 19.11.13 | |
53 Р.р.6 | 20. Изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану. | № 191, 217 | № 217 – устно (с.112) | 20.11.13 | ||
54 | 21. Упражнение в правописании существительных в родительном падеже. Работа над ошибками, допущенными в изложении. | № 190, 192-193 | Календарь берег | № 192 | 21.11.13 | |
55 | 22. Правописание окончаний имён существительных в форме дательного падежа. | № 194-195, 230 | № 230 – с.117, правило с.101 | 22.11.13 | ||
56 | 23. Сравнение окончаний существительных в форме родительного и дательного падежей | № 196-199, 201 | № 201, 196, правило с.103 | 25.11.13 | ||
57 | 24. Сравнение окончаний существительных в форме родительного и дательного падежей | № 200, 202-203 | № 202, правило с.104 | 26.11.13 | ||
58 | 25. Родительный и винительный падежи имён существительных 1-го и 2-го склонения. | № 204-207 | издалека | № 206, правило с.107 | 27.11.13 | |
59 | 26. Правописание безударных окончаний имён существительных в форме творительного падежа. | № 208-210 | № 209, правило с.108 | 28.11.13 | ||
60 | 27. Правописание безударных окончаний имён существительных в форме творительного падежа. | № 211-213, 234 | № 234 – с.119 | 29.11.13 | ||
61 | 28. Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже. | № 214-216, 218 | № 216, 222 – устно, правила с.110-111 | 2.12.13 | ||
62 | 29. Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже. | № 219-222, 224 | шестнадцать | № 220, 224, правило с.112 | 3.12.13 | |
63 Р.р.7 | 30. Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег» | № 223 | 4.12.13 | |||
64 | 31. Правописание окончаний имён существительных в родительном, дательном, предложном падежах. Работа над ошибками, допущенными в сочинении. | № 225-228 | № 227, 229, правило с.115 | 5.12.13 | ||
65 | 32. Правописание безударных окончаний имён существительных трёх склонений. | № 229, 231-232 | № 231, 235 | 6.12.13 | ||
66 | 33. Правописание безударных окончаний имён существительных трёх склонений. | № 233, 235-236 | № 236 | 9.12.13 | ||
67 Д.4 | 34. Диктант по теме: «Склонение имён существительных в единственном числе». | 10.12.13 | ||||
68 | 35. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Закрепление пройденного материала. | № 237-240 | Адрес вокзал | № 237 – списать, подчеркнуть, 240 - устно | 11.12.13 | |
69 | 36. Склонение имён существительных во множественном числе. | № 240-246 | троллейбус | № 246, 244 – устно, правила с.122, 124 | 12.12.13 | |
70 | 37. Именительный и винительный падежи имён существительных множественного числа. | № 244, 248-250 | № 250, 247, правило с.126 | 13.12.13 | ||
71 | 38. Окончания существительных мужского, женского, среднего рода в форме именительного падежа множественного числа. | № 247, 251-252, 256 | Инженер директор | № 251, правило с.127 | 16.12.13 | |
72 | 39. Родительный падеж имён существительных множественного числа | № 253-255, 257 | Килограмм восемь | № 255, правило с.128 | 17.12.13 | |
73 К.с.3 | 40. Родительный падеж имён существительных множественного числа. Контрольное списывание с заданием. | № 258-260 | № 259, 263 - устно | 18.12.13 | ||
74 | 41. Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных во множественном числе. | № 261-264 | № 262, 266 | 19.12.13 | ||
75 Д.5 | 42. Контрольный диктант за I полугодие по теме «Склонение имен существительных» | 20.12.13 | ||||
76 | 42. Обобщение знаний об имени существительном. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | № 265-267 | № 267, индивид. задания | 23.12.13 | ||
77 | 43. Закрепление пройденного материала. | Доп. материал | индивид. задания | 24.12.13 | ||
78 | 45. Закрепление пройденного материала. | Доп. материал | индивид. задания | 25.12.13 | ||
79 | 46. Закрепление пройденного материала. | Доп. материал | индивид. задания | 26.12.13 | ||
80 | 47. Закрепление пройденного материала. | Доп. материал | 27.12.13 | |||
III четверть 50 ч | ||||||
Имя прилагательное (33 ч) | Цели:
| |||||
Обязательные результаты обучения | Знать: определение имени прилагательного и его грамматические признаки (род, число, падеж); Уметь: склонять имя прилагательное в единственном и множественном числе; безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст орфограммой падежные окончания имен прилагательных, безударные личные окончания; производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, падеж, число имени прилагательного, его роль в предложении. | |||||
81 | 1. Имя прилагательное как часть речи. Изменение прилагательных по родам и числам. | № 268-270 | № 270 | 13.01.14 | ||
82 | 2. Правописание родовых окончаний имён прилагательных (повторение). | № 271-274 | электричество электростанция | № 273, 272 - учить | 14.01.14 | |
83 | 3. Склонение имён прилагательных. | № 275-279 | № 278 – сделать памятку, правило с.141 | 15.01.14 | ||
84 Р.р.8 | 4. Сочинение повествовательного текста с элементами описания. | № 282 | № 280- устно, индивид. задан. | 16.01.14 | ||
85 | 5. Распознавание падежей имён прилагательных. Работа над ошибками, допущенными в сочинении. | № 280-281, 283 | № 283 – устно, индивид. задан. | 17.01.14 | ||
86 | 6. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода. | № 283-288 | медленно | № 288, 287– устно, правило с.3, памятка – с.4 | 20.01.14 | |
87 | 7. Именительный и винительный падежи прилагательных мужского и среднего рода. | № 287, 289-290, 292 | Россия | № 290, 294 – устно, окончания – с.6, правило с.7 | 21.01.14 | |
88 | 8. Именительный и винительный падежи прилагательных мужского и среднего рода. | № 291, 293-294 | № 298 – устно, | 22.01.14 | ||
89 | 9. Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. | № 295-298 | № 296, окончания – с.10 | 23.01.14 | ||
90 | 10. Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. | № 299-301 | № 299 | 24.01.14 | ||
91 | 11. Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. | № 302-304 | № 304, 307– устно, окончания – с.13 | 27.01.14 | ||
92 | 12. Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. | № 305-307, 309 | № 312, окончания – с.14 | 28.01.14 | ||
93 Р.р.9 | 13. Изложение текста-описания по самостоятельно составленному плану. | № 311, 308 | № 308, 310 – устно | 29.01.14 | ||
94 | 14. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода. | № 310, 313-315 | километр электровоз расстояние | № 315, 318 – устно, правило с.19 | 30.01.14 | |
95 | 15. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода. | № 316-320 | № 320, 321– устно | 31.01.14 | ||
96 | 16. Сопоставление безударных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода в именительном падеже. | № 321-325 | № 324, окончания – с.23 | 3.02.14 | ||
97 | 17. Правописание безударных окончаний имён прилагательных. Составление повествовательного текста по рисунку. | № 326-328 | № 326 | 4.02.14 | ||
98 Р.р.10 | 18. Изложение текста на основе слухового восприятия по коллективно составленному плану. | металл | № 329 – устно | 5.02.14 | ||
99 | 19. Различие безударных окончаний имён прилагательных мужского и женского рода. | № 329-333 | № 333, 334 – устно, правило с.28 | 6.02.14 | ||
100 | 20. Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода. | № 334-338 | № 336, 337– устно, правило с.30 | 7.02.14 | ||
101 | 21. Обобщение знаний о склонении имён прилагательных в единственном числе. | № 337, 339-341 | № 341 | 10.02.14 | ||
102 Д.6 | 22. Диктант по теме: «Склонение имён прилагательных в единственном числе» | № 344 | 11.02.14 | |||
103 | 23. Склонение имён прилагательных во множественном числе. | № 342-344 | двенадцать | индивид. задания, правило с.34, окончания – с.34 | 12.02.14 | |
104 Р.р.11 | 24. Изложение повествовательного текста. | № 345-346 | Вагон шофёр | № 346 | 13.02.14 | |
105 | 25. Именительный и винительный падежи имён прилагательных в форме множественного числа. | № 347-349 | № 349, окончания – с.37 | 14.02.14 | ||
106 | 26. Родительный и предложный падежи имён прилагательных во множественном числе. | № 350-353 | № 353, 355 – устно, окончания – с.39 | 17.02.14 | ||
107 | 27. Дательный и творительный падежи имён прилагательных во множественном числе. | № 354-357 | № 356, 358 – устно, окончания – с.40 | 18.02.14 | ||
108 | 28. Обобщение знаний об имени прилагательном и имени существительном. | № 358-362 | № 360, правило с.43 | 19.02.14 | ||
109 | 29. Обобщение знаний об имени прилагательном и имени существительном. | № 363-366 | № 366 | 20.02.14 | ||
110 Д.7 | 30. Диктант по теме: «Имя прилагательное». | 21.02.14 | ||||
111 | 31. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Подготовка к сочинению по репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри». | № 367-368, | Слева направо | № 367 | 24.02.14 | |
112 Р.р.12 | 32. Текст-описание. Сочинение по репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри». | № 367 | № 371 | 25.02.14 | ||
113 | 33. Обобщение знаний об именах прилагательных. | 369-371 | 26.02.14 | |||
Местоимение (6 ч) | Цели:
| |||||
Обязательные результаты обучения | Знать: определение местоимения и его признаки; Уметь: находить местоимения в предложениях; - склонять местоимения в единственном и во множественном числе; определять падеж местоимения; - безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст с орфограммой раздельное написание предлогов с местоимениями; - правильно употреблять в речи местоимения в разных падежах; - использовать личные местоимения как средства связи предложений в тексте. | |||||
114 | 1. Местоимение как часть речи. Сравнение личных местоимений и имён существительных. | № 372-376 | № 374, правила с.49, 50 | 27.02.14 | ||
115 | 2. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица. | № 377-379, 382 | экскурсия | № 382, правила с.51, 52 | 28.02.14 | |
116 | 3. Раздельное написание местоимений 1-го и 2-го лица с предлогами. Понятие о склонении местоимений. | № 380-381, 383-384 | № 383, 385 – устно, правило с.53 | 3.03.14 | ||
117 | 4. Раздельное написание с предлогами местоимений 3-го лица. | № 385-389 | № 389, правило с.56 | 4.03.14 | ||
118 Р.р.13 | 5. Изложение текста-описания по опорным словам на основе зрительного восприятия. | № 390-391 | № 391, 392 | 5.03.14 | ||
119 | 6. Упражнение в раздельном написании местоимений с предлогами. | № 391-397 | № 397, 395 | 6.03.14 | ||
Глагол (34 ч) | Цели:
| |||||
Обязательные результаты обучения | Знать: определение глагола и его грамматические признаки (спряжение, время, лицо, число); - глаголы-исключения Уметь: отличать неопределенную форму глагола от временных форм; - спрягать глаголы; - безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст с орфограммами родовые окончания глагола, безударные личные окончания глаголов I и II спряжения, ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа; - производить разбор слова как части речи: начальная (неопределенная) форма, спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени) глагола, его роль в предложении. | |||||
120 | 1. Глагол как часть речи (повторение). | № 398-402 | № 399, 401 – устно | 7.03.14 | ||
121 | 2. Изменение глаголов по временам. | № 401, 403-406 | № 404, правило с.64 | 10.03.14 | ||
122 | 3. Изменение по родам глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний. | № 407-409 | № 407, правило с.65 | 11.03.14 | ||
123 Д.8 | 4. Контрольный диктант за III четверть. | 12.03.14 | ||||
124 | 5. Неопределённая форма глагола. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | № 411-415 | № 415, 418, правило с.69 | 13.03.14 | ||
125 | 6. Неопределённая форма глагола – начальная форма глагола. | № 416-420 | корабль | № 420, 410 – 1 часть, правило с.69 | 14.03.14 | |
126 Р.р.14 | 7. Текст – описание по картине И.Левитана «Март» | № 410, 421-422 | желать | № 422 | 17.03.14 | |
127 | 8. Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение). | № 423-427 | Газета телевизор | № 427, 428 – устно, правило с.75 | 18.03.14 | |
128 | 9. Распознавание лица и числа глаголов. 2-е лицо глаголов единственного числа. | № 428-431 | № 431, правило с.76 | 19.03.14 | ||
129 | 10. Употребление мягкого знака в глаголах 2-го лица единственного числа. | № 432-435 | № 433 – устно | 20.03.14 | ||
130 | 11. Закрепление знаний по теме «Изменение глаголов по временам, лицам и числам» | 21.03.14 | ||||
IV четверть 43 ч | ||||||
131 | 11. I и II спряжение глаголов. | № 436-439 | № 439, 442 – устно, правило с.80 | 31.03.14 | ||
132 | 12. Окончания глаголов I и II спряжений. | № 440-443 | чёрный | № 441 | 1.04.114 | |
133 Р.р.15 | 13. Структура повествовательного текста с элементами рассуждения. Изложение текста по самостоятельно составленному плану. | № 444-445 | № 445 | 2.04.14 | ||
134 | 14. Образование формы будущего времени. Работа над ошибками, допущенными в изложении. | № 446, 451-452 | космонавт | № 451, 449 – устно, правило с.84 | 3.04.14 | |
135 | 15. Спряжение глаголов в будущем времени. | № 447-450 | путешествие | № 450, правило с.86 | 4.04.14 | |
136 | 16. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. | № 453-458 | № 458, 461 – устно, правило с.89 | 7.04.14 | ||
137 | 17. Распознавание спряжения глаголов по неопределённой форме. | № 459-463, 465 | справа | № 465, 464 – устно, памятка – с.92 | 8.04.14 | |
138 | 18. Правописание безударных личных окончаний глаголов. | № 464, 466 - 469 | № 469, 470 - устно | 9.04.14 | ||
139 | 19. Правописание безударных личных окончаний глаголов. | № 470 - 475 | № 473, 476 - устно | 10.04.14 | ||
140 | 20. Глаголы-исключения. | № 476, 477, 479 - 481 | № 481, 482 – устно, правило с.99 | 11.04.14 | ||
141 | 21. Правописание глаголов-исключений | № 482-486 | Сверху снизу | № 486, 487 – устно | 14.04.14 | |
142 Р.р.16 | 22. Сочинение по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». | № 487, 489 | везде | № 489 | 15.04.14 | |
143 | 23. Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Обобщение знаний о глаголе. | № 488, 490-492 | № 491, 492 | 16.04.14 | ||
144 Д.9 | 24. Диктант по теме: «Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени». | 17.04.14 | ||||
145 | 25. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Правописание глаголов в прошедшем времени. | № 493-495 | № 497 – устно, правила с.106, 107 | 18.04.14 | ||
146 | 26. Род глагола в прошедшем времени. Правописание суффикса в глаголах прошедшего времени. | № 496-501 | № 501, правила с.108, 109 | 21.04.14 | ||
147 Р.р.17 | 27. Заголовок, тема, основная мысль текста; их взаимосвязь. Изложение повествовательного текста на основе зрительного восприятия. | № 502, 511 | № 511 – с.115 | 22.04.14 | ||
148 | 28. Изменение глаголов по временам. Работа над ошибками, допущенными в изложении. | № 503-505 | № 505 – дописать, 509 – устно, правило с.112 | 23.04.14 | ||
149 | 29. Изменение глаголов совершенного и несовершенного вида по временам. Образование временных форм глагола. | № 506-507, 509-510, 512 | № 510 | 24.04.14 | ||
150 Р.р.18 | 30. Контрольное изложение. | № 508, 513 | № 513, 516 - устно | 25.04.14 | ||
151 | 31. Работа над ошибками, допущенными в изложении. Закрепление знаний о глаголе. | № 514-516, 518 | № 518 | 28.04.14 | ||
152 К.с.4 | 32. Контрольное списывание с заданием. Распознавание глаголов 3-го лица и глаголов в неопределённой форме (на -тся, -ться). | № 517 | № 521, 520 - устно | 29.04.14 | ||
153 | 33. Закрепление знаний о глаголе. | № 520, доп. материал | сверкать | 30.04.14 | ||
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА ЗА 4 КЛАСС (20 ч) | Цели:
| |||||
154 | 1. Обобщение знаний о предложении. | № 519, 522-524 | № 522, 527- устно, правило с.119 | 2.05.14 | ||
155 | 2. Состав слова. | № 525-527, 534 | № 534, 531 - устно | 5.05.14 | ||
156 | 3. Правописание безударных гласных в корне, приставке, суффиксе. | № 528-533 | № 532, 539 – устно, правило с.123 | 6.05.14 | ||
157 | 4. Текст и предложение как единицы речи. | № 535-539 | № 536, 539 - устно | 7.05.14 | ||
158 | 5. Части речи. | № 539-542 | № 543 - устно | 8.05.14 | ||
159 | 6. Склонение имён существительных. Правописание падежных окончаний существительных. | № 543-547 | оборона | № 547, 550 - устно | 12.05.14 | |
160 | 7. Правописание падежных окончаний существительных. | № 548-551 | № 551 | 13.05.14 | ||
161 | 8. Повторение знаний об имени существительном. | № 552-555 | № 554 | 14.05.14 | ||
162 Д. 10 | 9. Контрольный диктант за II полугодие. | 15.05.14 | ||||
163 | 10. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Имя прилагательное. | № 556-557 | № 557 | 16.05.14 | ||
164 | 11. Имя прилагательное. | № 558-561 | № 561, 562 - устно | 19. 05.14 | ||
165 | 12. Местоимение. | № 562-563 | № 567 - устно | 20.05.14 | ||
166 | 13. Глагол как часть речи. | № 564-568 | хлебороб | № 568 | 21.05.14 | |
167 | 14. Глаголы прошедшего времени. | № 569-572 | № 572 | 22.05.14 | ||
168 | 15. Закрепление знаний о частях речи. | № 573-576 | до свидания | № 574 - устно | 23.05.14 | |
169 | 16. Закрепление знаний о частях речи. | доп. материал | 26.05.14 | |||
170 | 17. Закрепление знаний о частях речи. | доп. материал | 27.05.14 | |||
171 | 18. Повторение изученного материала за курс 4 класса | доп. материал | 28.05.14 | |||
172 | 19. Повторение изученного материала за курс 4 класса | доп. материал | 29.05.14 | |||
173 | 20. Повторение изученного материала за курс 4 класса | доп. материал | 30.05.14 |
Особенности организации контроля по русскому языку
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.
Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями – пейзажа, портрета и т.п.
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
- отсутствие изученных знаков препинания в тексте {в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
- наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
- существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
- отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
- употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
- отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки;
- неправильное написание одного слова(при наличии в работе нескольких таких слов)на одно и то же правило;
- незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы также не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученные орфограммы.
При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Нормы оценок в начальной школе.
Диктант.
«5» – ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).
«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
Контрольный диктант.
1. Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту).
2. Негрубые ошибки:
- исключения из правил;
- повторение одной и той же буквы (букварь);
- перенос слов;
- единичный пропуск буквы на конце слова;.
3. Однотипные ошибки:
первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
4. При трёх поправках оценка снижается на 1 балл.
Оценки за контрольный диктант.
«5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;
«4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.;
«3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках;
«2» - более 5 – 8 орфограф. ошибок;
Ошибкой в диктанте следует считать:
• нарушение правил орфографии при написании слов;
• пропуск и искажение букв в словах;
• замену слов;
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
• неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку не считаются:
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
• единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
• два исправления;
• две пунктуационные ошибки;
• повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
- повторение одной и той же буквы в слове;
- недописанное слово;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
- дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматическое задание.
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;
Списывание текста
Оценки | Допустимое количество орфографических и пунктуационных ошибок при которых выставляются оценки | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
"5" | - | - | - | 1 исправление |
"4" | 1-2 ошибки и 1 исправление | 1 ошибка и 1 исправление | 1 ошибка и 1 исправление | 1 ошибка и 1 исправление |
"3" | 3 ошибки и 1 исправление | 2 ошибки и 1 исправление | 2 ошибки и 1 исправление | 2 ошибки и 1 исправление |
"2" | 4 ошибки | 3 ошибки | 3 ошибки | 3 ошибки |
Словарный диктант
(оценивается строже контрольного диктанта)
«5» – нет ошибок; 1 класс – 7 – 8 слов;
«4» – 1 – 2 ошибки; 2 класс – 10 – 12 слов;
«3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов); 3 класс – 12 – 15 слов;
«2» – 5 – 7 ошибок; 4 класс – до 20 слов.
В 1-4-х классах проводятся работы с целью проверки умения учащихся связно излагать мысли в письменной форме: обучающие изложения и сочинения. На эти работы рекомендуется отводить не менее одного часа. Периодичность проведения творческих работ обучающего характера - примерно один раз в 10-15 дней.
Объем текстов изложений должен примерно на 15-20 слов больше объема текстов диктантов.
В 4 классе вводятся элементы описания и рассуждения. При выборе тем сочинений необходимо учитывать их связь с жизнью, близость опыту и интересам детей, доступность содержания, посильность построения текста и его речевого оформления.
Основными критериями оценки изложений (сочинений) являются достаточно полное, последовательное воспроизведение текста (в изложении), создание текста (в сочинениях), речевое оформление: правильное употребление слов и построение словосочетаний, предложений, орфографическая грамотность. При проверке изложений и сочинений выводится 2 оценки: за содержание и грамотность.
Оценка "5" ставится за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), за логически последовательное раскрытие темы (сочинение), если в них отсутствуют недочеты в употреблении слов, в построении предложений и словосочетаний, а также нет орфографических ошибок (допускаются 1-2 исправления).
Оценка "4" ставится, если в работе правильно, достаточно полно передается авторский текст (изложение), раскрывается тема (сочинение), но незначительно нарушается последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, а также 1-2 ошибки в правописании, 1-2 исправления.
Оценка "3" ставится, если в работе имеются некоторые отступления от авторского текста (изложение), некоторые отклонения от темы (сочинение), допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, допущены 3-6 ошибок и 1-2 исправления.
Оценка "2" ставится, если в работе имеются значительные отступления от авторского текста (изложение), от темы (сочинение): пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, допущены более 6 ошибок, 3-5 исправлений.
Сочинение
- «5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1—2 исправления.
- «4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
- «3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2 – 3 предложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
- «2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.
Примечание:
Учитывая, что изложения и сочинения в начальных классах носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только при проведении итоговых контрольных изложений. Обучающие изложения и сочинения выполняются в классе под руководством учителя. Следует чередовать проведение изложений на основе текстов учебника и незнакомых текстов, читаемых учащимся (2-4-й классы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 4 класса "Школа России".
Рабочие программы по всем предметам....
Рабочая программа для 1 класса "Школа России"
Рабочая программа для 1 класса по основным предметам, а так же татарский язык...
Рабочие программы для 4 класса "Школа России"
Готовые рабочие прогаммы для 4 класса по русскому языку (.Канакина В.П.), по математике (Моро М.И.), по окружающему миру (Плешаков А.А.), по литературному чтению(Климанова Л.Ф) ....
Рабочие программы 1-4 классы "Школа России". Математика. Окружающий мир.Литературное чтение.Русский язык.
Рабочие программы 1-4 классы "Школа России". Математика. Окружающий мир.Литературоное чтение. Русский язык....
Рабочая программа "Русский язык" УМК "Школа России"
Планирование составлено на основе:Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программы НОО образовательного учреждения, Прим...
Рабочая программа Русский язык 4кл "Школа России"
В рабочей программе "Русский язык"4 класс 5 разделов: пояснительная записка, содержание учебного материала, планируемые результаты, КТП, лист корректировки....
3 класс Рабочая программа. Русский язык УМК "Школа России"
Рабочая программа...