"Правописание парных и глухих согласных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Урок русского языка 3 класс УМК "Школа России" Тема: "Правописание парных звонких и глухих согласных"

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

3 КЛАСС

Учитель начальных классов Большешапова О.В.

Тип урока: обобщение и закрепление знаний

Тема урока: Правописание парных звонких и глухих согласных.

Цель урока: отрабатывать умение находить парные согласные  в слабой позиции, проверять их. Развивать речь, внимание, память. Воспитывать аккуратность, взаимопомощь.

Планируемые результаты:

предметные: умеют находить парные согласные требующие проверки;

умеют проверять написание звонких и глухих парных согласных                    разными способами;

метопредметные и личностные : овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; уметь выполнять действия по алгоритму; делать выводы; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; уметь доносить свои мысли и выслушивать мнение других; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Ход урока.

1.Мобилизующий этап

Девиз: Пишут не пером, а умом.

2. Актуализация знаний. Формулирование темы урока.

На доске записаны соединения бп дт вф ая  гк жш.

  • Рассмотри запись, найди лишнюю пару (лишняя пара ая т.к. это гласные буквы, а остальные согласные) .
  • Что вы знаете об этих согласных буквах? (они обозначают парные звонкие и глухие согласные звуки,  их надо проверять, если они стоят на конце или перед глухим согласным в корне  слова ). Какой пары не хватает? ( зс)
  • Сформулируйте тему, опираясь на нашу беседу.
  • Как вы думаете, какая цель сегодняшнего урока , что будем отрабатывать? (сегодня на уроке мы будем закреплять знания о правописании слов с и парными звонкими и глухими согласными, отрабатывать навык написания таких слов).

2.Минутка чистописания.

     Запишите эти пары букв, обратите внимание на соединения.

3.Словарно – орфографическая работа.

Сегодня мы вспомним  слово из словаря. Отгадайте загадку и узнаете, что это за слово.

                              Без рук рисует, без зубов кусает.

                         Сам не бежит, а стоять не велит.  ( Мороз).

Поставьте ударение, найдите непроверяемую безударную гласную. Какую орфограмму вы ещё заметили? Подберите проверочные слова. (морозит, морозец, заморозило).Объясните лексическое значение слов морозец и мороз.  Составьте и запишите предложение с этими словами словом.

4.Закрепление пройденного материала.

     В какое время года бывает мороз, снег, сугробы? Какой зимний праздник вы любите больше    всего? Мы сегодня тоже отправимся на новогодний карнавал , но чтобы попасть на этот праздник, мы должны выполнить все задания без ошибок. Оденемся теплее и отправимся в путь.

  • На доске записаны слова: ша...ка, варе...ки, сапо...ки, шу...ка, руба...ка.

Спишите, вставьте пропущенную букву. ( фронтальная проверка с объяснением)

                                        Физкультминутка.

                  И на горке снег, снег,  

                  И под горкой снег, снег,

                  И на ёлке снег, снег

                                 И под ёлкой снег, снег.

                 А под ёлкой спит медведь.

                  -Тише, тише,

                 Не шуметь! (Какие слова по теме урока вы услышали?)

  • Письмо по памяти. Самопроверка.

Снег идёт.

Тихо-тихо снег идёт,

Белый снег мохнатый.

Мы расчистим снег и лёд

Во дворе лопатой.

  • На прогулке сделаем снеговика.( Работа с сигнальными карточками.) На доске силуэт снеговика из белой бумаги. Учитель называет слова: глазки, морковка, губки, шарф, шляпка, пуговки. Дети показывают карточку с нужной буквой, а учитель прикрепляет детали к фигурке снеговика.
  • Работа с карточками в парах. На партах карточки- трафареты в виде ёлочек. Столбиком записаны слова с пропущенными парными согласными. (гладкий, лёд, лопатка, скользкий, холод, снежки, резкий, мягкий, детская площадка, дорожка,…) Вставьте нужную букву. Объясни товарищу, если он затрудняется. Несколько человек выполняют работу у доски индивидуально. (Карточки проверяет учитель в конце урока, а работу у доски проверяют и оценивают учащиеся).
  • Творческая работа: составь небольшой рассказ, используя слова из карточки.

  • На доске картинки с новогодними масками животных :  лиса, медведь, заяц, ёж, мышка, белка, барсук. В каких названиях спряталась наша орфограмма, какие задания вы можете предложить , опираясь на тему урока? Дети предлагают задания и самостоятельно выполняют понравившиеся. Например, выписать названия животных, в которых есть парные согласные и подобрать проверочные слова; записать с этими словами предложение или словосочетания; сделать звуко – буквенный анализ и т.п.

  • Наконец мы добрались до новогодней ёлочки. (На доске прикреплена бумажная ёлка.) Будем её наряжать.

             Учащиеся под диктовку записывают словосочетания: золотая рыбка, белый лебедь, сильный лев, душистый ландыш, сладкая ягодка, быстрая лошадка, связка бус.

               Прикрепляем эти фигурки – игрушки на ёлку. (Взаимопроверка).

  • Приглашение – телеграмма Деду Морозу.  Правильно запиши имя.

                             Дорогой Де..  Моро...!

                       Приходите, пожалуйста, к нам на праздник.

                             Очень ждём!

                                                      Ученики 3 кл.

  • Приглашение друзьям. Исправь ошибки.

                              Шире крук,

                              Шире крук,

                              Музыка зовёт

                              Всех друзей,

                              Всех подруг

                              В шумный хоровот.

5.Итог урока. Рефлексия. 

Над каким правилом мы работали на уроке? Расскажите это правило. Какое настроение у вас было на уроке? В чём затруднялись? Что понравилось?

6. Дом. задание.

Подобрать свои задания по теме урока.

Приложение

А в лесу мороз кружева развесил – ни пером описать, ни в сказке сказать! Невзначай зацепишь – летит на шапки алмазная пыль. И.Соколов - Микитов

Утром на улицах тонкий ледок

В воздухе кружится первый снежок.

Вьётся по улице лёгкий пушок.

Дети любуются! Как хорошо!

Снег бывает разный: чистый, невесомый.

Снег бывает грязный – липкий и тяжёлый.

Снег летит пушистый, мягкий и приятный.

Снег бывает рыхлый, снег бывает ватный.

Как обычно в январе

Много снега на дворе,

Но беда невелика-

Слепим мы снеговика (перед работой со снеговиком)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: Правописание парных звонких-глухих согласных на конце слова.

Данный урок поможет учащимся!- закрепить умения в правописании парных звонких-глухих согласных; умения подбирать проверочные слова, находить границы предложений ; закрепить знания алфавита.- Развивать...

ПРАВОПИСАНИЕ ПАРНЫХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ.

УМК "Школа России", 2 класс, русский язык....

Конспект урока "Правописание парных звонких-глухих согласных"

На данном уроке систематизируются  знания  учащихся о способах  проверки правописания парных согласных на конце и в середине слова, совершенствуются  умения правильно обозначать па...

Урок по русскому языку для 2-ого класса "Парные звонкие глухие согласные"

Обучающий урок по правописанию парных звонких глухих согласных....

Конспект урока "Правописание парных звонких глухих согласных на конце слова"

Конспект урока по русскому языку. 2 класс. ФГОС. Тема "Правописание парных звонких глухих согласных на конце слова"...

"Правописание парной звонкой глухой согласной"

Методический материал по русскому языку. 2 класс. Тема "правописание парной звонкой глухой согласной на конце и в середине слова"...

Проверочная работа по русскому языку. 3 - 4 класс. Повторение правил о правописании безударных гласных, парных звонких/глухих согласных, непроизносимых согласных.

Проверочная работа по русскому языку. 3-4 класс. Правописание безударных гласных в корне слова, парных звонких, глухих согласных, непроизносимых согласных....