Урок русского языка в 3 классе по теме"Учимся писать приставки"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок разработан в соответствии с ФГОС, в рамках системно-деятельностного подхода. Применяются приёмы активизации познавательной активности обучающихся. Используются индивидуальные, парные, групповые формы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx | 30.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Комсомольская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»
Урок русского языка в 3 классе
по теме: Учимся писать приставки»
Подготовила:
учитель начальных классов
Шефлер Елена Анатольевна
2013-2014 учебный год
Урок русского языка в 3 классе
Тема: «Учимся писать приставки»
Цель: создать условия для знакомства с правилом написания приставок без-/бес-, из-/ис-, раз-/рас-, отработка правописания слов с этими приставками.
Задачи:
содействовать формированию понятия о написании приставок в зависимости от произношения;
развивать речь, обогащать словарный запас учащихся;
воспитывать внимательное отношение к слову, любовь к родному языку.
Планируемые результаты
Личностные: проявление эмоционально-ценностного отношения к процессу обучения, формирование познавательной потребности.
Познавательные: умение выделять приставку, перерабатывать и обобщать полученную информацию, находить ответы на вопросы, опираясь на наблюдения, на свой жизненный опыт, давать оценку своим действиям, оценивать результат учебной работы.
Регулятивные: умение работать по предложенному плану, наблюдать, прогнозировать, формулировать цель учебного занятия, работать по алгоритму.
Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, слушать мнения других.
Предметные: умение выбирать приставки без-/бес-, из-/ис-, раз-/рас-, правильно их писать в словах.
Оборудование
Библиотечный фонд:
Иванов С.В., Евдокимова А.О, Кузнецова М.И, Петленко Л.В., Романова В.Ю. Русский язык: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / Под ред. С.В. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2013.;
Кузнецова М.И. Пишем грамотно: 3 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений /М.И. Кузнецова. - 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2013;
Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык: Комментарии к урокам: 3 класс. - М.: Вентана – Граф, 2012.
Печатные пособия:
карточки с заданиями для групповой работы; карточки с заданиями для индивидуальной работы рисунки лесенки для рефлексии.
Технические средства:
компьютер; мультимедийный проектор, экспозиционный экран.
Экранно-звуковые пособия: мультимедийная презентация.
Ход урока
- Организационный момент.
Учитель. Добрый день, друзья! Я рада видеть вас и хочу начать работу с вами. Повернитесь лицом друг к другу, прикоснитесь своей ладошкой к ладошке соседа и скажите добрые слова.
Дети. Я желаю тебе сегодня добра, ты мне желаешь сегодня добра. Если будет трудно, я тебе помогу.
- Подготовка к работе на основном этапе.
Учитель. Запишите дату сегодняшнего занятия. (Называют орфограммы в записи даты). Начнём наш урок с «Грамматической разминки». На следующей строке вы будете записывать строчные буквы.
Слайд 2.
1). Найди «четвёртое лишнее» среди слов: воробьи, подъём, съёмка, отъехал. Запишите букву ударного гласного в этом слове (и);
2). Запишите букву парного согласного в слове рукав, требующего проверки (в);
3). Из слов: ёлка, звезда, пеньки найдите то, в котором букв больше, чем звуков. Запишите первую букву этого слова (п);
4). Какое из слов: ключик, звоночек, дубочек является лишним?
Напишите букву, которая повторяется в этом слове (к).
5). Почему слова: местный, честный, устный объединены в одну группу? Запишите букву непроизносимого согласного (т0;
6). В каком из слов: мель, маяк, съел количество букв равно количеству звуков? Запишите букву твёрдого парного, глухого парного согласного звука (с);
7). В словах потерялась буква: н.род, пл.ток, р.кета, м.лина. Запишите такое количество букв, которое равно половине вставленных букв (а, а);
8). Орёл на горе, перо на орле. Запишите букву повторяющегося звука (р).
Слайд 3
Проверьте, что у вас получилось: и в п к т с а а р.
Подчеркните лучшую букву. Как вы считаете, почему именно эти буквы мы написали?
Дети. Если переставить буквы, получится слово приставка.
- Сообщение темы урока и постановка цели.
Учитель. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Высказывания детей). Тема нашего урока «Учимся писать приставки». Давайте уточним, какие приставки будем учиться писать. Проверим работу ребят, выполнявших задание по карточкам у доски.
Карточка № 1.
Прочитай текст. Выпиши слова с приставками. На какие буквы оканчиваются приставки?
Густой туман расползался по равнине. Река серебристой змейкой извивалась по долине. Небо казалось бездонным морем. Постепенно туман начинает рассеиваться.
Выписанные слова: расползался, извивалась, бездонным, рассеиваться.
Учитель. Проверьте, верно ли выбраны и записаны слова.
Слайд № 4.
Карточка № 2.
Прочитай текст. Выпиши слова с приставками. На какие буквы оканчиваются приставки?
На рассвете в лесу слышно радостное пение птиц. Перед нами бежала дорожка, изрытая ручьями. Рядом грохотала, разбивая лёд, река. Огромные синие волны в бессильной злобе падали обратно в пучину.
Выписанные слова: (на) рассвете, изрытая, разбивая, бессильной.
Учитель. Проверьте, верно ли выбраны и записаны слова.
Слайд № 5.
Учитель. И так, с какими приставками мы будем сегодня работать?
Дети. С приставками, оканчивающимися на з- и с-.
Учитель. Какова цель нашего урока? Чему будем учиться на уроке? (Высказывания детей).
Учитель. Как вы думаете, что нужно знать, чтобы правильно писать эти приставки в словах? (Предположения детей).
- Усвоение новых знаний и способов действий.
Учитель. Исследуем слова и попробуем «изобрести» правило.
На доске записаны слова:
безопасный бесполезный
разыграть распилить
развеять исправить
избежать искусать
Учитель. С каких звуков начинаются корни в словах левого столбика?
Дети. С гласных звуков и звонких согласных звуков.
Учитель. На какую букву оканчиваются приставки в этих словах?
Дети. Приставки оканчивается на букву з.
Учитель. С каких звуков начинаются корни в словах правого столбика?
Дети. С глухих согласных звуков.
Учитель. На какую букву оканчивается приставка в этих словах?
Дети. Приставки оканчивается на букву с.
Учитель. Можете ли сделать вывод о правописании приставок? Какое правило «изобрели»?
Дети. Если корень начинается с гласного или звонкого согласного, то в приставке пишем букву з. Перед корнем, который начинается с глухого согласного, пишем в приставке букву с.
Учитель. Прочитайте правило в учебнике.
- Закрепление новых знаний и способов действий.
Учитель. Как научиться применять правило, прочитаем на с. 66 в учебнике.
Дети читают по учебнику рубрику «Учись применять правило».
Учитель. Представим всё описанное выше в виде алгоритма.
Слайд № 6
Работа по учебнику. Упражнение 1, стр. 66.
Учитель. Запишем слова в 2 столбика, заменяя транскрипцию буквенной записью.
без-, из-, раз- бес-, ис-, рас-
разбить исправить
изрезать распилить
рассыпать
растаять
бесполезный
рассказ
Физминутка.
Учитель. Если я назову слово, в котором приставка оканчивается на з, вы хлопаете в ладоши. Если назову слово, в котором приставка оканчивается на с, вы делаете прыжки.
Слайд № 7.
Слова для физминутки: исследовать, разбить, бездумный, изведать, исцарапать, бездельник, расформировать, расхватать, бесценный, безопасный, бесспорный, разбежаться, бессердечный, издавать.
Словарная работа.
Учитель. Как вы понимаете значение слова расстояние? (Высказывания детей). Прочитайте значение этого слова в Толковом словаре.
Слайд № 8.
Запишите это слово и подчеркните непроверяемые написания. Что интересного заметили в написании этого слова? (Есть удвоенная согласная с). В этом слове приставку не выделяют. Слово непроизводное. Составьте предложения с этим словом. (Ответы детей).
Работа в тетради «Пишем грамотно» № 1.
Самостоятельная работа, взаимопроверка.
Упр. 2, стр. 21. Вставь нужную букву в приставки. Подчеркни слова, в которых на границе приставки и корня появились удвоенные согласные.
разбить рассыпать рассказ
изрезать исправить растаять
беззаботный разгибать раскидать
испугать разъяснить бесполезный
Учитель. Поменяйтесь тетрадями с соседями и проверьте работу друг друга.
Слайд № 9.
Работа в группах.
Задание (1,2,3 группы).
Вставь букву з или с. Подчеркни лишнее слово. Обозначь приставки. Подчеркни букву, с которой начинается корень.
Ра.таять, бе.шумный, и.бежать, бе.цельный, ра.свет.
Бе.вкусный, бе.крайний, ра.жечь, и.давать, бе.граничный.
Проверка выполненных заданий. Правильность написания сверяют с написанием слов на слайде № 10.
Задание (4,5,6 группы).
Замените имя существительное с предлогом именем прилагательным с приставками, оканчивающимися на з и с. Запишите по образцу.
Образец: шоколад без вкуса – безвкусный шоколад.
труд без пользы-
ребёнок без забот-
зима без снега-
дорога без конца-
Проверка выполненных заданий. Правильность написания сверяют с написанием слов и словосочетаний на слайде № 11.
- Домашнее задание. Тетрадь «Пишем грамотно» № 1, с. 22, упр. 3,4.
- Подведение итогов
Учитель. Над какой темой вы сегодня работали? Чему учились? Достигли ли вы поставленных на уроке целей? Кого бы вы хотели сегодня особо отметить?
- Рефлексия
Оцените свою работу на уроке, пользуясь лесенкой оценки. Каждая ступенька соответствует оценке. Нарисуйте себя на той ступеньке лесенки, на которой, считаете, вы находитесь.
Слайд № 12.
Учитель. Урок окончен. Спасибо за работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс по теме "Приставки и предлоги".
Урок с использованием АМО (активных методов обучения)....
технологическая карта урока русского языка в 3-ем классе по теме "Учимся писать приставки на з/с"
Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС . Технология системно-деятельностного подхода....
Сценарий урока русского языка в 3 классе по теме: "Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з//c" (Начальная школа XXI века")
Урок русского языка проведён с использованием деятельностного метода....
Разработка урока русского языка 2 класс по теме "Приставка и предлог"
Тема: « Правописание предлогов и приставок»Цели:Образовательные: повторить и закрепить знания о правописании приставок и предлогов; их слитное и раздельное написание.Развивающие: развивать речь ...
презентация к уроку русского языка 2 класс по теме Учимся писать части слова
резентация к уроку русского языка 2 класс по теме Учимся писать части слова...
презентация к уроку русского языка 2 класс по теме Учимся писать части слова
резентация к уроку русского языка 2 класс по теме Учимся писать части слова...
Урок русского языка 3 класс по теме: "Состав слова. Приставка-часть слова".
Дать представление о приставке как части слова и его роли в речи; формировать умение писать приставки, создавать условия для активизации познавательной деятельности учеников....