Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Несклоняемые имена существительные"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
В данной разработке использованы игровые и личностно ориентированные технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
456_avtosokhranennyy.docx | 20.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4-м классе по теме ,, Несклоняемые имена существительные‘’
Цели урока:
1.Формировать умения находить в речи несклоняемые имена существительные.
2.Способствовать развитию интереса к познанию нового, развитию литературной речи и каллиграфического навыка.
3.Воспитывать любовь к предмету , уважение друг к другу, толерантность.
Оборудование:
. компьютер;
.проектор и экран для демонстрации презентации Power Point;
.конверты с карточками
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
1.Какую часть речи изучаем? (Имя существительное)
2.Что такое имя существительное? ( Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?)
3.Какие грамматические признаки имени существительного знаете ? (Собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, тип склонения ,число, падеж. )
-Сегодня на уроке мы узнаем новую группу слов этой части речи .А сейчас словарная работа.
(Дети работают в тетради.)
Словарь: железо, завтрак, пальто, лопата, народ, календарь.
-Какие слова для вас новые ,незнакомые? Объясните правописание.
-Назовите лишнее слово . (Лопата). Почему? ( Лопата – существительное I –го склонения, т.к. ж.р. , окончание –а.)
-А остальные слова какого склонения ? (2-го) Почему? ( М. р. с нулевым окончанием , и ср. р. с окончанием –о.)
( Ответы детей сопровождаются демонстрацией презентации Power Point. Слайд №1.)
.Что такое склонение имен существительных ? ( Изменение формы слова ,изменение по падежам, изменение окончаний .)
.Что такое окончание ? (Окончание –изменяемая часть слова ,которая служит для связи слов в предложении.)
.Что нужно помнить про окончания существительных 2 склонения? ( В П. п. пишется оконч. –е .)
3.Постановка проблемы (работа в группах) .
-Измените по падежам слова железо и пальто .
Конверт № 1.
Задание. Просклоняйте существительные. Выделите окончания.
Падежи | Вопросы | Существительное |
И.п. | железо , пальто | |
Р.п. | ||
Д.п. | ||
В.п. | ||
Т.п. | ||
П.п. |
- Какие окончания в каждом падеже при изменении слова железо? (Дети называют .)
- А в слове пальто ?
- Слово пальто склоняется ? (Нет.) Почему ? (Не изменяется форма .)
-Как могут называться такие существительные ? ( Предположения детей .)
-Какая тема урока ? (Несклоняемые имена существительные. )
-Что такое несклоняемые существительные ? ( Предположения детей .)
Конверт №2. Правило
Правило. Несклоняемыми называются существительные , которые имеют для всех падежей одну и ту же форму . Новое пальто , пойду в пальто , пуговицы на пальто . |
-Прочитайте правило. (Слайд №3).
-Прочитайте слова. ( На экране слайд №3.)
Окно , кино , пианино ,какао , молоко , сено .
-На какие группы их можно разделить ? (Склоняемые и несклоняемые .Слайд №3)
-Разделите их на 2 группы. (Дети работают в группах.)-по вариантам
-Назовите окончания в словах 1 столбика . Докажите.
-Во 2 столбике ? Докажите .
(Ответы детей сопровождаются демонстрацией презентации Power Point . Слайд № 3.)
Проблемный вопрос.
-Что можете сказать про окончания несклоняемых имен существительных ? (Его нет. )
-Почему ? (Нет изменяемой части слова. )
Игра – соревнование .
Конверт №3.
-Из слов на карточке выбрать и записать несклоняемые имена существительные .
(Работа в группах. )
Задание.
-Из предложенных слов выбрать несклоняемые существительные .
Метро, пальто, село ,поле , кафе, какао, шоссе, филе, седло, горе, лото.(Самост.)
Проверка.
-Какая буква на конце этих несклоняемых имен существительных ? Какого они рода ?
Можно ли утверждать ,что они 2 склонения ? (Нет. )
-Почему ? (Нет окончания .) Молодцы!
Конверт №4.
-Откройте четвертый конверт. Прочитайте стихотворение.
Морж спросил у Кенгуру:
Как выносишь ты жару?
Я от холода дрожу! –
Кенгуру сказал Моржу.
-Какое существительное повторяется дважды ? (Кенгуру)
-Форма одинаковая ? (Да.) А падеж ? (Разный. ) Как определить падеж ? (По вопросам : (у кого ? ) у кенгуру – Р.п. , (кто ?) кенгуру – И.п.)
-Можно ли определить падеж у несклоняемых имен существительных ? (Можно. Но только в тексте по вопросам . )
Творческая работа .Вставь слово .
Вчера мы ходили в … . В … было много народу .Из … мы пришли поздно. Мы вспоминали про … .Мы были очень довольны … .Мы всем рассказывали о … .
4. Итог урока.
.Что нового узнали на уроке ? (Есть особая группа существительных – несклоняемые .)
.Что такое несклоняемые существительные ? (Существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму .)
.Что можете сказать про окончание несклоняемых имен существительных ? (Они не имеют окончания ,все слово – основа. )
.Можно ли у них определить падеж ? (Падеж можно определить только в тексте .)
(Ответы детей сопровождаются демонстрацией презентации Power Point. Слайд №4. )
-Зачем в начальной школе изучают такую тему ? (Чтобы была грамотная речь. )
5.Домашнее задание .
1. Найти в словаре 5 несклоняемых имен существительных .
2. Составить 4 предложения с несклоняемыми существительными .
3. Определить у них падеж .
Выставление отметок . (Дети обсуждают в группе. )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».
Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...
Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"
Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....
Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"
Урок с игровыми элементами ....
методическая разработка урока русского языка 3 класс "Мягкий знак в окончаниях существительных после шипящих"
В методической разработке представлен урок , на котором учащиеся знакомятся с ещё одной работой мягкого знака - обозначением имён существительных женского рода....
Методическая разработка урока русского языка "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных".
Урок русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по ФГОС формирует у учащихся обосновывать написание безударных падежных окончаний существительных во всех падежах....
Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."
Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...
Методическая разработка урока русского языка. 4 класс. Тема "Что такое склонение? Три склонения имён существительных"
Урок проводится в 4-м классе по Образовательной системе "Школа 2100" с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ). Учащиеся знакомятся с понятием склонение имён существи...