Урок русского языка по теме: "Правильное обращение - успешное общение"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Городское образовательное учреждение «Гимназия №652»
Выборгского района города Санкт-Петербурга
Конспект урока по русскому языку проведённого в 4 классе
Правильное обращение - успешное общение
Эпиграф: Уроки речевого творчества-
уроки нравственности.
Н.Н. Каландарова
Подготовила и провела
Симачкова Любовь Николаевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Цель: способствовать речевому творчеству учащихся, формирование у них компетенции употребления форм обращения в устной и письменной речи.
Задачи:- формировать коммуникативные умения и навыки, находить обращения в речи, выделять обращение на письме запятыми, в устной речи – интонационно
- развивать способность классифицировать языковые факты (уместные и неуместные обращения);
-формирование умения применять знания, полученные на уроке, в жизненных ситуациях;
-формирование умения работать в группе с целью создания коллективного творческого продукта.
Оборудование : -мультимедийный проектор для демонстрации фотографий, текстов, заданий;
-экран;
-компьютер;
-раздаточный материал;
-таблицы, схемы;
-словарь, учебник.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
-В моей мини беседе с вами сейчас(с учётом содержания прошлого урока) определите ключевое слово, которое входит в название темы нашего урока. -прочитайте(1 слайд- обращение общение) -и так начинаем урок, будьте внимательны. -Здравствуйте, дети! Уместнее будет сказать : «Доброе утро, 4«б»!».Смотрю на вас, какие вы сегодня опрятные, красивые, так и хочется к вам обратиться: «4 «б» , вы действительно культурный класс культурной столицы,». Тема нашего урока связана с названием общеклассного проекта (кккс). -Аня, ты меня слышишь? -Даня, сядь правильно. -Сима, отложи тетрадь. -Проверим кто обнаружил ключевое слово в моей беседе. - И снова я вынуждена обратиться к вам, будьте внимательнее! 2. Повторение –мать учения(актуализация) -Сегодня продолжаем разговор на тему «Обращения».Давайте вспомним , что мы изучили на прошлом уроке. -мы должны научиться не только расставлять знаки препинания, но и научиться применять формы обращения для того, чтобы вас поняли и не обидели. Для этого в течении урока мы будет заполнять таблицу( в таблице 3 графы- запомнить нельзя забыть) -Какое имя вы бы хотели услышать когда к вам обращаются? Это запишите в колонку «Запомнить», а то, что не нравится –в колонку «Забыть» . -Да, действительно, главная трудность общения- это выбор формы обращения 3. Эмоционально- речевая разминка. -Работаем с пословицей (2 слайд «Язык, сказавший глупые слова не виноват, виновна голова(из народной мудрости»). - О чём эта пословица? -Сочините ситуацию из жизни класса. -Какой вывод можно сделать? -Как правильно обратиться, чтобы не ошибиться! -Давайте вспомним тему урока и как её можно распространить с помощью определений. (3 слайд)-Посмотрите, что получилось у меня. (Правильно обращение успешное общение) 4.Анализ слова. -А что значит правильное обращение? -Где можно посмотреть значение слова «обращение»? (Один ученик ищет значение в Интернете, остальные в словарях) -Что вы нашли? (4 слайд)-Какие правила можно увидеть на этом слайде? -Да, действительно, вы должны привлечь внимание и тогда происходит вращение смысла речевой формы (приветствие, осуждение, отказ, просьба.) -Найдите в своём комбинированном словаре популярные формы обращения на китайском и английском языках. 5. Словообразовательный анализ слова. -Сейчас к словам обращениям (5 слайд) подберите как можно больше однокоренных слов и запишите. -Какая часть слова помогла вам составить ряд однокоренных слов, знакомые суффиксы выделите. -Какой смысл несут ваши слова? 6. Работа с деформированными словами. -Проведёт эксперимент правильного обращения. Для этого нам снова понадобится таблица. Я говорю, что надо «Запомнить», а вы- «Забыть». -Закончите фразу: изменение формы слова ведёт …… -к потере смысла слова. 7. Работа над формами обращения. -Возвратимся к схеме правильного общения (4 слайд). Вы видите вопросы, которые помогают понять структуру обращения. Задание: каждой группе раздаётся пословица, а вы должны составить коллективное обращение -Придумайте обращение к фото (6 слайд) -Составьте обращение к директору школы, так как вы хотите, чтобы вашему классу присвоили звание «Культурный класс» (7 слайд) 8. Итог, самооценка. -Посмотрите на свою таблицу, какие обращения вы применяете чаще всего. На первой шкале самооценки поставьте крестик на каком вы уровне находитесь, а на второй шкале оцените себя, как вы работали в группе. -Что в уроке понравилось? -Какие задания не вызвали у вас затруднений? -Какие показались вам сложными?
| (Ученики разбиты на 3 группы) Дети слушают учителя Прочитывают запись на экране -4 «б», Аня, Даня, Сима, дети, вы культурный класс,. -ключевое слово- обратиться. Дети вспоминают правило и проверяют по учебнику. (зачитываются 3-4 варианта) «Запомнить»-Дима, Ритуся, молодец, умница…. «Забыть»-Ус, Васька (девочка), Жуки…. -чтобы правильно обратиться, надо сначала задуматься -на футбольном поле встретились 2 команды 4 классов. Игра шла по правилам. Но вдруг один из участников начинает кричать на другого, что он «мазила». Завязывается драка, а в это время команда пропускает гол. -Неправильное обращение ведёт к конфликту. -Чтобы не ошибиться, надо правильно обратиться. -Обращение- это общение. -красивое обращение- это приятное общение. Злое обращение- конфликтное общение. -Обращаться по правилам. -В словарях, в Интернете или спросить у взрослых. -В Интернете я нашёл -«Слово «обращение» происходит от глагола обратить («обращать») в церк.-слав. языке «повернуть». Однокоренные слова- обратный, обращать, обратить, обращаться, обратно. -В словаре мы нашли – «Обращение»-высказывание, предназначенное кому-либо. -Стрелки по кругу идут в разных направлениях, а это значит, что происходит обмен информации. Надо знать и кому, и с чем, и для чего нужно обратиться, чтобы тебя поняли. (дети зачитывают литературные и разговорные фразы) -Пётр, Петруша, Петрович -папа, папуся, папик, папаня -бабушка, бабка, бабуся, бабаня -Рита, Ритуся, Риточка, Маргарита выделяют суффиксы -Возраст, уважение, любовь, неодобрение, образование. Запомнить Нельзя Забыть Мама мА Родители предки, родоки Математика матека Прекрасно потрясно Ужасно жесть Ерунда фигня -к страху, к приколу, к небрежности 1 группа-Все мы говорим, да слушать–то некому. -Ребята 4 «б» класса, нам надо научиться слушать других, чтобы друзей не растерять и совсем не одичать. 2 группа- Жизнь дана на добрые дела. - Одноклассники, жизнь дана на добрые дела, а злое в жизни так мешает, бьёт оно и унижает, так делай больше добрых дел. 3 группа- Зная –говори, а не зная –молчи. -Незнайка, не перебивай, а лучше помолчи, послушай, чужое время береги. -Папа! Потуши последнюю сигарету, чтоб я не закурил первую. В группах составляются обращения. В слайде дана шапка без обращения. -Уважаемая Екатерина Ивановна, просим Вас присвоить нашему классу звание «Культурный класс культурной столицы». -Госпожа директор, просим Вашего разрешения на осуществление нашим коллективом проекта «Культурный класс культурной столицы». -Екатерина Ивановна, разрешите нам добиваться в учёбе звания «Культурный класс культурной столицы». Оценивают себя. Дети отвечают на вопросы учителя. |
Литература:
1. Зеленина Л.М., Хохлова Т. Е.. Русский язык 4 класс.М. «Просвещение» 2010
2.. Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества. М. «Вако» 2010
3. Лопатина А., Скребцова М.. Мудрость на каждый день. М. «Амрита-Русь» 2011
4. Синицын В.А.. Мечтай, сочиняй, рассказывай (тетрадь для речевого тв-ва уч-ся нач. кл.) М. «Лада» 2008.
5. Ожегов С. И.. Словарь русского языка. М. «Оникс»
6.. Михайлова С.Ю. Дружим с русским языком, 4 кл. М. Издательский центр. «Вентана-Граф» 2007
7. Соколова Т.И..Школа развития речи. М. «Рост»
8. Формановская Н.И.. Употребление русского речевого этикета. М. «Русский язык» 1982
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе по теме "Правильные действия - правильная буква" (Написание безударных личных окончаний глаголов) УМК "Гармония"
Как сделать урок русского языка интересным и увлекательным? Как привить ученикам разумное отношение к предмету? Учителю приходится много работать над тем, чтобы заинтересовать учащихся, предлагая им н...
Конспект урока русского языка в 4 классе «Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением»
Тип урока: изучение нового учебного материалаВид урока: урок теоретических и практических самостоятельных работ.Основные дидактические формы: урок практикум.Цель: научить ставить знаки препинания при ...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему" Правильное употребление приставок на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать».
Учебный предмет - Русский язык Класс - 2 класс.УМК «Перспективная начальная школа»Программы по учебным предметам: 1-4 кл.: в 2 ч/Сост Р.Г. Чуракова- М.: Академкнига/Учебник, 2011. -Ч.1: 240 с.Уче...
Конспект урока русского языка по теме "Правильные действия - правильная буква", 4 класс УМК Гармония
Конспект урока с презентацией составлен по учебнику М.С. Соловейчик для 4 класса УМК Гармония. Урок - закрепление изученных способов действий при написании личных окончаний глаголов....
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Правильное употребление приставок на- и о- в словах надеть, надевать; одеть, одевать."
Технологическая карта урока по русскому языку на тему: Правильное употребление приставок на- и о- в словах надеть, надевать; одевать, одевать. По программе "Перспективная начальная школа&quo...
Конспект урока русского языка. Тема: "Что такое обращение" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний об обращений, формирование умений находить в тексте обращения и выделять их пунктуационноПланируемые результаты:Предметные: Знать, что такое обращение, з...
Конспект урока русского языка. 4 класс. Тема "Обращение"
Цели урока:1.Создать каждому ученику условия для успешного усвоения темы «обращение».2. Раскрыть понятие «обращение».3. Научить узнавать обращение в предложениях, оформлять обр...