Статья из опыта работы.
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему
Статья из опыта работы. Нестандартные задания на уроках русского языка. Начальная школа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_po_teme.doc | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы по теме:
«Нестандартные задания на уроках обучения грамоте (письма)
в начальной школе».
Гурина Маргарита Яковлевна
учитель начальных классов,
ГБОУ СОШ № 81 Калининский район
Почти 70% - именно столько современных школьников, по подсчетам экспертов, не могут грамотно и понятно писать и читать. Притом, что умственное развитие у них в норме.
Дисграфия и дислексия – отклонения, которые раньше считались чисто психическими, теперь становятся социальными. И одна из причин – развитие современных технологий: телевизор заменил детям книжку, а компьютер и интернет – живое общение. Что в результате теряют и дети, и взрослые?
В мире еще остались страны, где каллиграфия считается одним из искусств. Россия – не в их числе. Дисграфия – это когда человек не может грамотно, а порой просто понятно писать, дислексия – читать и говорить. Когда-то - еще лет тридцать назад – такой диагноз могли поставить каждому десятому школьнику. Сейчас дисграфиков и дислексиков до 70%. И уже непонятно, это отклонение или норма. Нынешнее поколение искренне удивляется – зачем писать, если есть компьютер.
Выдающийся русский ученый-лингвист академик Л.В. Щерба в 20 –е годы прошлого столетия писал: «Хорошая тетрадь, грамотное письмо, четкий почерк возможны при большой внутренней дисциплине и подтянутости».
В 1 класс ученики приходят с разными возможностями овладения письмом. У одних получается все легко, быстро, красиво и аккуратно, у других – хорошо, но немного медленнее, а у третьих многие элементы букв получаются плохо независимо от того, быстро или медленно они выполняют работу. Вот на этом этапе и нужно бывает применять индивидуально - дифференцированный подход. И как раз здесь помогли дополнительные материалы прописи, как на уроке, так и после него. Особенностью уроков письма является то, что мои ученики в классе работали не только в прописи. На каждом занятии их ждало что-то новое, чего они не ожидали и не могли предугадать. Для работы на уроках письма я использовала индивидуальные «рабочие листы», которые состояли из различных заданий и упражнений, направленных не только на изучение буквы, но и на развитие высших психических функций. Данные «рабочие листы» накапливались у детей в портфолио.
Моих учеников не надо было уговаривать прописать еще строчку, они с желанием выполняли задания, тем самым тренировали движения пальцев и кистей рук, так как развитие мелкой моторики пальцев, является одним из главных условий успешного овладения письмом. Ученику очень важно натренировать руку для письма, но тренировка для него должна проходить незаметно и интересно, весело, с фантазией, будить у него воображение и творчество. Через эти нестандартные задания по письму у детей развивается логическое мышление, фантазия, зрительное внимание, память и многое другое.
От того, какие навыки у ребенка будут заложены в самом начале обучения, зависит его дальнейший успех в учебе.
Я предлагаю вашему вниманию свои накопительные материалы. Задания прописи я составляла с учетом всех развивающих процессов.
- Наглядно-образное мышление;
- Задания на развитие памяти;
- На развитие зрительного внимания;
- Упражнения на закрепление цветовой гаммы;
- Развитие мелкой моторики и координации движения руки;
- Написание печатных и письменных букв по шаблону;
- Задания на нахождение одинаковых групп букв;
- Специальные упражнения для предупреждения дисграфии.
Задания для детей составляла так, чтобы дети могли работать на уроке и в группе продленного дня или самостоятельно с родителями дома. Все задания выполнялись детьми с огромным удовольствием и желанием.
1 задание: Написание по шаблону.
Это задание способствует развитию моторики пальцев и координации руки;
зрительное восприятие, внимание;
знание цветовой гаммы.
Ученики обводят по пунктиру рисунки, узоры на строчках, раскрашивают всю страницу. Это задание, я использую на первых уроках письма, когда ученики еще только знакомятся с прописью, разлиновкой тетради. По программе 7-10 уроков.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
2 задание: Написание по шаблону элементов букв.
Это задание развивает координацию и моторику руки;
правильное написание письменного образа элементов букв;
формирует зрительное восприятие.
Это задание интересно тем, что разными элементами букв дети прописывают и саму картинку, например: панцирь черепахи, а затем раскрашивают. Работа с такими листами проводится регулярно на всех уроках письма, как тренировка и закрепление.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
3 задание: Написание по шаблону печатного и письменного образа буквы.
Это задание способствует развитию моторики и координации руки;
быстрое запоминание образа буквы;
формирует зрительное восприятие;
наглядно-образное мышление;
память.
«Рабочие листы» с печатными буквами использую на уроках чтения, когда дети знакомятся с буквой. Разучиваем стихи. Раскрашиваем картинки. А вот письменные «рабочие листы» для уроков письма, как подготовка к написанию буквы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
4 задание: Закрепление.
Это задание развивает зрительное восприятие;
внимание;
знание цветовой гаммы;
координацию и моторику руки.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
5 задание: Закрепление.
Это задание способствует развитию зрительного внимания;
наглядно-образному мышлению.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
6 задание: Закрепление.
Обучение чтению детей проводила по азбуке В.Г. Горецкого и Л.Ф. Климановой. Слова к 6 заданию подобраны по мере изучения букв по этой же азбуке.
Это задание способствует развитию зрительного внимания.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья (из опыта работы). Влияние игры на развитие личности ребенка.
«Нельзя лишать ученика радости духовной жизни. Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок» (...
Статья "Из опыта работы"
Статья раскрывает систему работы с детьми по их личностному развитию через участие в олимпиадах и ведение портфолио....
Роль уроков ОРКСЭ в формировании духовной нравственности учащихся (статья из опыта работы)
"Роль уроков ОРКСЭ в формировании духовной нравственности учащихся" (статья из опыта работы по ведению курса " Основы православной культуры")...
Статья из опыта работы "Формирование познавательных интересов у детей" на уроках русского языка и литературного чтения
Существует тесная связь между знаниями и познавательным интересом. С одной стороны, благодаря познавательному интересу ребёнок лучше усваивает знания, с...
Статья из опыта работы на тему "Проведение опытно - экспериментальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
В статье изложены рекомендации по проведению опытно - экспериментальной работы с умственно отсталыми детьми, особенность вовлечения таких детей в процесс опытов и руководство ими. Подробно описана спе...
Статья: "Из опыта работы учителя английского языка в начальной школе"
В данной статье излагаются особенности преподавания иностранного языка в начальной школе....
Статья из опыта работы с ЭТНОКАЛЕНДАРЁМ.
В своей статье я указала цель работы, наиболее значимые разделы и занятия....