Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3 лице
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Пуценко Дарья Андреевна

Правописание глаголов в неопределенной форме и в 3 лице.

Тип урока: урок закрепления полученных знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_kakanova_urok_2.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

по системе общего развития Занкова Л.В

Учебник: Поляковой А.В  3 класс 3 четверть

Тема: Правописание глаголов в неопределенной форме и в 3 лице.

Тип урока: урок закрепления полученных знаний.

Цель: обобщить и закрепить знания учащихся о правописании глаголов в неопределенной форме и в 3 лице.

Задачи:

- упражнять в выборе написания  - тся и -ться  в глаголах неопределенной формы и 3 лице.

- учить задавать вопросы к глаголам.

- обучать употреблению глаголов в н. ф. и в 3- м лице в тексте;

- развивать воображение, внимание;

- воспитывать чувства прекрасного, прививать любовь к родной природе.

Оборудование: конспект урока, раздаточный материал, рисунок подснежника.

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Здравствуйте. Проверьте,  все ли готово к уроку : тетрадь, учебник, ручка, карандаш, резинка.

(Перед уроком раздаются карточки с заданием)

2. Актуализация знаний

5мин.

На доске.

Кто любит труд..ся, тому без дела не сиди….

Всяк человек на деле позна..ся

Любишь кат..ся люби и саночки возить.

Посмотрите внимательно на доску. Прочитайте пословицы.

Как вы понимаете смысл этих пословиц?

В какой форме употреблены глаголы с пропущенными буквами? Произнесите.

Как произносится  конец этих слов? (ца)

В чем трудность написания этих глаголов?

А как мы можем проверить написание окончаний глаголов в 3 лице и н.ф.?

Как по вопросу определить, написание окончания?

Когда будем писать мягкий знак?

А когда мягкий знак не пишется?

Откройте тетради, запишите число, классная работа. В строчку, через запятую выпишите  глаголы, поставив  к ним вопрос.

Проверяем.

Какое правило  мы  вспомнили, выполняя это упражнение?

Это глаголы в 3 лице и н.ф

Трудится, познается, катается.

В том, что произносятся одинаково, а пишутся по-разному.

Можем задать вопрос и определить по вопросу; посмотрим, в какой форме и в каком лице стоит глагол.

Зададим вопрос, и посмотрим, есть ли в вопросе ь знак.

Когда глагол стоит в неопределенной форме.

Когда глагол в 3 лице.

(что делать?) трудиться н.ф

(что делает?) познается  3л.

(что делать?) кататься  н.ф.

Правило о правописании глаголов в 3 лице и в н.ф.

3. Сообщение темы урока

Правильно, сегодня на уроке мы с вами будем упражняться в написании таких глаголов, чтобы проверить, как вы усвоили эту тему, в конце урока выполним самостоятельную работу.

4. Работа на карточках

6 мин

Продолжим тренироваться в правописании глаголов н.ф. и в 3 лице. Посмотрите на карточки. Прочитайте про себя. ( Затем один ученик читает всем).

Кто понял, что нужно сделать?

Заменить словосочетания одним словом. Запишите глаголы в начальной форме и в форме 3 лица ед.ч.

  1. Проявлять стремление         
  2. Испытывать волнение         
  3. Допускать ошибки                
  4. Принять решение                 
  5. Чувствовать радость       

Давайте устно проговорим это упражнение.

Первое словосочетание. Ставим в н.ф.

В 3 л.? Как напишете?

Следующее словосочетание. Ставим глагол в н.ф., в 3л.?

Следующее словосочетание. Ставим глагол в н.ф., в 3л.?

Остальные словосочетания сделаете самостоятельно. Пишем в столбик. Задаем вопрос.

Проверяем. Объясняем написание.

Проверка. Называем глагол. Объясняем написание.

Заменить словосочетания одним словом. Записать глаголы в начальной форме и в форме 3 лица ед.ч.

Что делать? Стремиться.

Что делает – стремится.

Что делать ?

Волноваться.

Что делает

Волнуется

Что делать?

Ошибаться

Что делает?

Ошибается

Что делать? Стремиться.

Что делает – стремится.

Что делать ?

Волноваться.

Что делает

Волнуется

Что делать?

Ошибаться

Что делает?

Ошибается

Что сделать?

Решиться

Что сделает?

Решится

Что делать?

Радоваться

Что делает?

Радуется

5. Творческая работа.

7 мин.

А сейчас предлагаю выполнить творческую работу.

Какое время года сейчас?

Что происходит с природой?

Теплые лучи весеннего солнца пробуждают природу от зимней спячки. Журчат ручьи, оседают сугробы, показывается прошлогодняя листва.

А какие первые цветы, мы можем увидеть с приходом весны?

Ребята, а что вы знаете о подснежнике?

Справка: (рассказывает ученик, сопровождается иллюстрацией)

Подснежников существует около 18 видов. Встречаются в Средней и Южной Европе, в Крыму, на Кавказе и Малой Азии. Больше всего подснежников, около 16 видов, на Кавказе. 6 видов занесены в Красную книгу СССР. О подснежниках сложено немало легенд. Одна из них гласит, что когда Бог изгнал Адама и Еву из Рая, на земле была зима, и шел снег. Ева замерзла и стала плакать. Она с грустью вспоминала о теплых райских садах. Чтобы утешить ее, Бог превратил несколько снежинок в цветки подснежника. Так что первыми цветами на Земле, возможно, были именно подснежники. Неизвестно, когда впервые начали выращивать подснежники. Скорее всего, они стали одними из первых садовых растений, что неудивительно: первые цветы после унылой холодной зимы неизбежно привлекают внимание, даже если они маленькие и неяркие.

А сейчас вам нужно будет составить небольшой текст о подснежнике (3-5 предложений). Но текст этот будет не простой, в него мы должны включить глаголы в н.ф и в 3 лице.

Давайте  вместе подберем глаголы в 3 лице и в н.ф, которые мы можем употребить при составлении текста о подснежнике.

(Возможны такие варианты как: светится (3л), распускаться (н.ф),  тянуться (н.ф), просыпается (3л), раскрываются (3л), появляются (3л))

Приступайте к выполнению задания, а потом мы проверим, кто смог подобрать наиболее интересные, выразительные глаголы.

Проверка.

Спрашиваю 2-3х желающих.

 Какие глаголы в ваших текстах показались вам наиболее выразительными?

Послушайте, какой текст получился у меня.

Улыбается и светится весеннее солнышко. В лесу начали распускаться первые подснежники. Словно руки тянутся листья  к небу. Подснежники храбрые, не боятся, не страшатся снега и мороза.

А теперь выделите в своем сочинении окончания в глаголах 3 лица и н.ф.

Проверяем. Называем глагол и окончание, которое выделили, объясняем написание.

 Спрашиваю несколько человек, (так как глаголы у всех разные.), объясняют написание.

Над каким правилом работали, выполняя это упражнение?

Весна

Подснежники

Отвечают 2-3 желающих.

Предложения учащихся.

Над правилом правописания глаголов в 3 лице  и в н.ф.

5. Работа по учебнику

7 мин.

Продолжим работу по теме урока, выполним упражнение на стр. 91 № 368.

Задание. Спишите, вставляя – тся или -ться

Весело пробира… по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья цепляю… за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над  вами, длинные висячие ветки берез едва шевеля…, мошки вью.. столбом. Радостно звучит золотой голосок малиновки.

Прочитайте задание. Кто понял, что нужно сделать?

Выполняем.

Проверяем. Называем глагол и объясняем орфограмму.

Что такое эпитеты?

Найдите в тексте эпитеты и подчеркните их.

Назовите эпитеты.

А какую роль выполняют эпитеты в тексте?

Какую роль выполняют в этом тексте?

Списать, вставляя – тся или –ться.

Что делать – пробираться.

Что делают – вьются.

Эпитет – это слово, определяющее предмет или действие  и подчеркивающее в нем какое-либо свойство, качество. Это образное определение предмета или действия; слова, использованные в переносном значении

Бежит ленивой рысью, статные осины, золотой голосок малиновки.

Благодаря эпитету текст  приобретает образность, выразительность.

Передают отношение автора, создают образ, помогают представить  предметы описания.

6. Работа в парах.

3 мин

А сейчас поработаем в парах.

Посмотрите на карточки. Какое задание нужно выполнить?

Исправьте ошибки в тесте.

В зоопарке проживает много зверей. Крошечные медвежата резвятся в своей клетке. Львёнок Сенечка пытаеться укусить свою маму. Обезьяна держиться за ветку и сладко спит. Семейство тигров дружно умываеться. Интересно ухаживать за животными и заботится о них.

А как будем проверять правильность написания окончаний в глаголах?

Проверка.

Назовите глаголы, которые написаны без ошибок.

Докажите.

А теперь назовите словосочетания, в которых допущены ошибки.

Читаем словосочетание, находим ошибку, исправляем, доказываем.

Будем задавать вопрос, определять форму и лицо глагола.

Резвятся

(Что делают?) в вопросе нет мягкого знака, глагол 3 л.

Сенечка пытаеться

Допущена ошибка

Сенечка (что делает?) пытается.

В вопросе нет мягкого знака, значит и в глаголе не будет. Глагол 3л.

Далее так же со всеми глаголами.

Обезьяна (что делает?) держится.

Семейство (что делает)умывается.

Интересно (что делать?)заботиться.

6. Самостоятельная работа.  

7 мин.

Мы с вами вспомнили правило написания глаголов в 3 лице и неопределенной формы, еще раз потренировались в их написании, а сейчас выполним самостоятельную работу.

Прочитайте текст. О чем говорится в тексте?

Как вы понимаете выражение «важная птица»?

Почему кошка так говорит о собаке?

Какое задание нужно выполнить?

Списать, вставляя пропущенные буквы.

Соседи уехали утром куп…ся,
И пса захватили, пускай порезв…ся.
А кошку оставили. Что с ней воз…ся?
Подумаешь, тоже мне важная пти..а.

О чем-то мурлычет
Соседская кошка,
Налью молока – отверн…ся  от блюд…а,
И долго глядит, не мигая в окошко:
- Не видно ль хозяев?
А вдруг не верну…?

Прочитайте слова, в которых пропущены буквы.

Что произносятся на концах этих слов?

К какой части речи относятся эти слова?

Как будете рассуждать, вставляя пропущенные буквы?

О том, что хозяева уехали и не взяли с собой кошку.

Купаться, порезвиться, возиться, птица, отвернется, блюдца, вернуться.

Ца

Гл. и сущ.

При написании окончаний глаголов будем опираться на правило, а при написании сущ. – будем смотреть на часть речи?

8. Итоги урока

Что делали на уроке?

О правописании каких глаголов говорили?

Что вызвало затруднение?

9. Задание на дом.

Упр. 365. Прочитайте. Что нужно сделать?

При написании глаголов, не забываем задавать вопрос и выделять орфограмму.

Списать, объясняя написание глаголов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка по теме "Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3 лице

Урок создан для учащихся 4 класса, обучающихся по программе Л.В.Занкова. Он основан на деятельностном подходе, включает в себя современные технологии, разнообразные формы и виды работ....

Глаголы в неопределённой форме и 3 лице.

Цель урока: познакомить учащихся со способами действия при выборе правильного написания -ться и -тся в глаголах.Задачи:Отработать способ действия при выборе написания -ться и -тся, вести работу п...

Правописание глаголов в неопределённой форме и в з лице.

Презентация к уроку по русскому языку в 4 классе по теме "Правописание глаголов в неопределённой форме и в з лице" к учебнику Поляковой....

Конспект урока русского языка по теме "Правописание глаголов в неопределённой форме и в форме 3 лица"

Подробный план-конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание глаголов в неопределённой форме и в форме 3 лица". К конспекту прилагается красочная презентация с музыкальной физмин...

Презентация к уроку русского языка по теме "Правописание глаголов в неопределённой форме и в форме 3 лица"

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме "Правописание глаголов в неопределённой форме и в форме 3 лица. В красочную презентацию включены музыкальная физминутка и тест....

технологическая карта по русскому языу 4 класс Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице УМК «Развивающая система обучения Л.В. Занкова»

Технологическая карта по русскому языу. 4 класс . Тема "Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице" УМК «Развивающая система обучения Л.В. Занкова»...

План-конспект урока "Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице"

Цель: познакомить учащихся с правописанием глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; научить задавать вопросы к глаголам...